Дейнека Александр Картины
На этой странице собраны картины Дейнеки Александра Александровича, которые отличают соцреализм, патриотизм, монументальность и оптимизм. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Дейнеки. Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем.
Закажите печать картин Александра Дейнеки любого формата и размера, на ваш выбор. Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир.
Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника
Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями.
Здесь ломать копья бессмысленно. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922).
Радость жизни: картины Александра Дейнеки
Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты На смену новаторским и конструктивистским 1920-м пришли монументальные и помпезные 1930-е. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.
Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж.
Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927).
Дейнека Александр Александрович – картины
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Но возникла проблема с проведением испытаний — для них не хватало лётчиков. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи.
Собственно говоря, я занимался совсем другим и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию и вот таким образом я оттуда вышел и вошёл в "Октябрь". Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932).
Ноябрь 1941 года (1941). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом "Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.
Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов.
В кафе, Париж. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». и проданных в итоге за 294 тыс., хотя и «Холм в тени» был с успехом продан за 200 тыс. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). И художник вновь справляется с вызовом.
Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. И все. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике.
Александр Дейнека: самые популярные картины (топ 12)
Периодически Дейнека работал и в книжной иллюстрации: в конце 1920-х и в 1930-е годы оформил около десятка книг для детей и взрослых. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Картина существует в нескольких вариантах, один из них хранится в Третьяковской галерее в Москве, другой был продан на аукционе в 2011 году за 2, 1 млн.
На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Но в целом выставка получила одобрительные отзывы.
Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал Дейнека он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов.
Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже.
Александр Дейнека – картины с названиями и описанием по алфавиту
На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».
Аукцион русского искусства MacDougalls в Лондоне еще не завершился, но важный рекорд цены уже установлен: картина Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» продана за 2, 8 млн (включая комиссию аукционного дома). Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Краткая информация о художнике и его картинах
В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Прыжок с колокольни». Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Фон дан скупой линией отдаленного города.
На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. С 1920-х гг.
Особенности работы над картиной
Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927).
Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. "Стахановцы" (1937, Пермская государственная художественная галерея)"Колхозница на велосипеде" (1935, Русский музей)О, вот сверхактуальное:"Вратарь" (1934, Третьяковка)"Бегуны" (1934, Русский музей)С формой Дейнека очень интересно работает. Однако удачными работы назвать нельзя, так же как и огромные панно для Парижской и Нью-йоркской выставок и мозаики и росписи для Московского метро.
Результат хороший (это больше, чем в прошлом году, когда суммарная выручка составила 1, 3 млн), но никаких потрясений не случилось, лишь один лот преодолел барьер в 100 тыс. В итоге получается какая-то адская смесь ренессанса и экспрессионизма. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Лучшие работы Александра Дейнеки бесспорно обладают всеми достоинствами, необходимыми для такой высокой оценки. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь» Это ощущение энергии, бодрости пытался передать Дейнека в своих спортивных картинах.
Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Ноябрь 1941». Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир.
Рекорды продаж, стоимость картин Дейнеки
Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Дейнека действительно был большим мастером. Полетико. В 1924 году художник съездил в Донбасс.
Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Увлеченный авиацией не меньше чем спортом, Дейнека создал посвященный ей цикл картин, в которых душа человеческая парит над бездной. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «.
Панно не сохранились, но по их эскизам можно видеть, сколько труда и усилий потратил Дейнека на поиски строгой и упорядоченной организации этих многофигурных композиций. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. В кафе", "Париж. Набережная Сены", "Париж.
- Дейнека, Александр Александрович
- Александр Александрович Дейнека
- Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
- Дейнека Александр Александрович
- Дейнека Александр – художник монументального стиля
- АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).
Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов и не только из-за творческих предпочтений.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Помимо этого, занимался оформлением агитационных поездов, работал над оформлением театральных постановок.
Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Стоит отметить, что на этот раз самым дорогим на аукционе стало не изделие фирмы Карла Фаберже, как это часто бывает, а прекрасный образец советского агитационного фарфора – тарелка «Пролетарии всех стран, соединяйтесь. » изготовленная на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1927 году к 10-летию революции по эскизу художника Сергея Чехонина, она была продана за 162, 5 тыс. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3.
- Александр Дейнека установил рекорд цены на
- Сюжетная живопись Александра Дейнека
- Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
- Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
- Александр Александрович Дейнека биография
В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Несколько месяцев назад в Facebook состоялась интересная дискуссия: пользователь Сергей Сигачёв опубликовал картину «Бегущие девушки» и остроумно доказал, что, во-первых, девушки на картине — не главное, а во-вторых, паровоз на заднем плане картины — не просто «я-художник-я-так-вижу» паровоз, а редкая модификация паровоза «ЭУ», у которой тендер для воды и угля был конструктивно интегрирован с самим локомотивом. Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.
- Биография Александра Дейнеки: детство и юность
- Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
- Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
- Творческие периоды в работе Дейнеки
- Лирика на полотнах этого периода
- Годы Великой Отечественной войны
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
Исследования, книги, выставки. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Но была и противная сторона.
- Бесплатно получать новые статьи на свою почту
- Направление, стиль и тематика произведений
Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва).
И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Их получилось около 300. После войны работает (и даже возглавляет несколько лет) в Московском институте прикладного и декоративного искусства.
В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.
Искусствовед Владимир Костин вспоминал: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас, в то время начинающих художников и искусствоведов, представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. «Не вопрос», — ответил фашист 2. Аукционному дому удалось продать даже морской пейзаж Руфина Судковского за 457 тыс.
Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Наивно было бы объяснять этот факт влиянием немецких экспрессионистов, выставка которых была в 1924 году» 4. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
2009–2011». Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Украшенный эмалью «клуазоне» серебряный ковш фабрики Хлебникова ушел за 52, 5 тыс., а самыми дорогими предметами Фаберже оказались табакерка (37, 5 тыс. ) и рамка для фотографии (32, 5 тыс. ). Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Набережная Сены, Париж.
Рыбачки, 1956, Москва военная, В Севастополе, 1959), продолжает заниматься украшением залов. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Ну это на мой дилетантский взгляд. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941). «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу.
Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. В своих литературных произведениях Дейнека не раз указывал на необходимость связи теории с практикой.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Образования оказалось достаточно, чтобы работать оформителем. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ».
Но картина не была одинокой удачей. Площадь согласия", "Парижанка", "Сен-Жермен", "Тюильри", "Стадион в Риме", "Площадь в Риме", "Юноша-негр", "Негритянский концерт", 1935, "Скука", 1936). Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека.
Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Происходит кристаллизация режима. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).
В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа – «Оборона Петрограда». Мерно и стройно шагает отряд.
Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). «Существуют большие подозрения, что эта картина была вывезена из Польши нелегально. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).
В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). В период Великой Отечественной войны Дейнека остался в Москве, хотя многие художники эвакуировались в Ташкент. Река Тускорь, 1945). Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).
В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.
Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». А продолжает образование он во ВХУТЕМАССе. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.
Строг и суров ритм картины. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.
Но враг не пройдет. Удостаивается и множества других регалий. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.
В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Через год, Дейнека основывает Общество станковистов.
А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. путь зигзагообразный, путь колебаний.
На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Теперь это официально самая дорогая работа художника, проданная на публичных торгах.
Умер Дейнека в возрасте 70 лет. Закончу не совсем типичной для Дейнеки картинкой. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. В картине практически нет никаких примет быта.
Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Талантлив он был и в литературном творчестве. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Зима" (1931, частная коллекция)В следующий раз будет мастер, которого тоже относят к соцреализму, но уже не "СОЦиалистическому", а "СОЦиальному".
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.
Характер у мальчика был волевой: его закаляли опасные мальчишеские шалости вроде гонок на коньках по тонкому льду, набегов на чужие сады, уличных драк и т. д. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева.
(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Тем не менее, Италия и Советский Союз вовсю сотрудничали. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины.
Парадокс утверждающейся литературы бросается в глаза: она вещает о новом человеке – возвращается к старой, обветшалой эстетике. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Курская областная картинная галерея им.
Он не показывает непосредственно боя с противником. Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).
Прежде всего в сфере производства и закупок вооружений (причём даже во время гражданской войны в Испании, когда итальянские и советские военные друг друга убивали). носивший название "Безбожник у станка" (т. к. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Очень скоро внимание зрителей, беседы, приемы, ленчи стали утомлять Дейнеку, но приходилось терпеть бремя славы.
Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета. Для сравнения: суммарная выручка Christies накануне составила 13, 2 млн из которых значительная доля пришлась именно на декоративно-прикладное искусство, где целый ряд лотов был продан за сотни тысяч фунтов, в частности редкие предметы Фаберже (миниатюрная модель мебели, портшез – за 788, 8 тыс., серебряная скульптурка носорога с заводным механизмом – за 704, 8 тыс., вся коллекция – более 2 млн), напольная императорская ваза (692, 8 тыс. ), а также русские ордена Святого апостола Андрея Первозванного (548, 8 тыс. ) и Святого Александра Невского (248, 8 тыс. ), врученные наполеоновскому маршалу Мюрату во время заключения Тильзитского мира в 1807 году.
Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.
Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Но в разговоре о Дейнеке важней даже описывать не разнообразие техник, а значимость тем, для которых они применялись. Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением.
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Его картины находятся во многих собраниях и музеях, его стиль часто используется в рекламе, дизайнерских проектах.
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Плакат «Механизируем Донбасс» – сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности.
1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Художник к тому же очень любил изображать море и небо. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича.
11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Могучий Петр Петрович Кончаловский о чем-то спорит с маленьким, еле поспевающим за ним Штеренбергом. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Таким видит город Дейнека Александр.
Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Они занесены снегом. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
Напомним, что предыдущий рекорд продержался два года: осенью 2015-го на аукционе «Советское и постсоветское искусство», также MacDougalls, картина с фривольным сюжетом «За занавеской» (1933) ушла за 2, 2 млн при эстимейте 2 – 3 млн. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Однако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне для мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы для детей. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932).
Не хватает мне образования, чтобы описать. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
Ну и 180 тыс. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника.
Дейнека остаётся в Москве, работает в мастерской плаката ТАСС и пишет одну из своих самых знаменитых и эмоциональных работ:"Оборона Севастополя" (1942, Руский музей)"Сбитый ас" (1943, Русский музей)Очень пронзительная. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». «Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации.
Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции.
Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. И это несмотря на то, что одна из картин, полотно Генриха Семирадского «Танец среди мечей», была снята с торгов. Много было и в советский период художников выдающихся и великих.
Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Красота Рима поразила его. В 1928-29 гг. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».
При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
А в живописи – идеальные люди (привет античности и ренессансу), уверенно смотрящие в будущее. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Но и из этого шлака проходных работ вдруг выделялись резко и неожиданно произведения превосходные, полные естественной простоты и гармонии.
То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Защищал родной город Курск от белых. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу.
Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. В 1953 году полотно было вписано в реестр памятников культуры из чего следует, что разрешения на его вывоз из страны выдано быть не могло», – цитирует ТАСС вице-премьера польского правительства и министра культуры Петра Глинского. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). Русский музей)После войны манера художника слегка изменилась – Дейнека теперь чаще отказывается от фирменной плакатности и пишет более реалистично. "Женский портрет" (1944, Симферопольский художественный музей)"У моря" (1957, Русский музей)"Купальщицы" (1952, частная коллекция)Вообще, на мой взгляд, наряду с рубенсовскими женщинами и кустодиевскими красавицами, заслуживают вынесения в отдельный типаж и дейнековские физкультурницы. "Натурщица" (1952, Курская областная картинная галерея им.
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Дома тревожно притихли.
Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Но там Дейнеку подвергают ещё большей критике – за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие безыдейной спортивной тематики, за формализм и индивидуализм. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.
Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается.
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. «Будущие летчики» – это еще одна, всем известная работа художника. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление.
Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. После Февральской революции занятия в училище прекратились. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов.
Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Как будто бы не светотенью моделирует её, а цветом. С задачей он, впрочем, все равно справился. Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Картина «Окраина Москвы. А летающие лодки фирмы SIAI (известные под брендом «Savoia-Marchetti» и активно закупавшиеся СССР в 20-е и 30-е гг. ) оставили яркий след в истории авиации: итальянцы осуществили два массовых трансатлантических перелёта на двухфюзеляжных S. 55.
В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). История изображённой на «Будущих летчиках» «савойи» связана с министром самым непосредственным образом., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь.
Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. – сумма почти баснословная (полотно, конечно, монументальное, 180х250 см, но Судковский все же не Айвазовский. ). ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.
Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Дейнека успел походить по музеям, познакомиться с творениями своих кумиров Микеланджело, Тьеполо и других. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Состав Общества станковистов не был однородным, в чем и заключалось одно из его главных достоинств.
С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Но удивительнее всего не это (по первой профессии Дейнека железнодорожник), а то, что такие паровозы сохранились в виде памятников по сейдень. Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых – рисунки в детских книгах и журналах.
У финиша, 1927). Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием.
За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Вот так вот – Дейнека уже продукт не классической художественной школы, а новой. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. при эстимейте 50 – 100 тыс. Герой Социалистического Труда (1969). Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.
По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Работает в РОСТе, общается с Маяковским. "Физкультурница" (1933, Российская государственная библиотека, Москва)"Работать, строить и не ныть. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.
Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. "Игра в мяч" (1932, Третьяковка)А потом – война. И художник вновь справляется с вызовом.
А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Особенно ярая борьба ставок разгорелась за «Купальщиц у реки», выставленных с оценкой 50 – 70 тыс. Кстати, этому самолёту своим рождением обязан Комсомольск-на-Амуре. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Где остальные мозаики — неизвестно. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941).
Художественный образ предельно величав и обобщен. Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. В архитектуре – сталинский ампир: лепнина, шпили, арки, колосья и грозди.
Из Парижа художник отправился в Италию. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».
В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. Командиром трансатлантичесего перелёта 1933 года был Итало Бальбо, министр авиации Италии и второй после дуче фашист страны (ему даже дали прозвище «наследник Муссолини»). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.
Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. После армии был командирован в Москву, учился на полиграфическом отделении Высшей художественно-технической мастерской.
Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. «Весь путь ОСТ –. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг.