Диего Веласкес Менины Описание

Картина Диего Веласкеса Менины: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Ему 57 лет. Это сцены из жизни простых людей. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Но мы не можем удовлетвориться таким истолкованием, поскольку на картине инфанту окружают не некие придворные вообще, а именно действительные исторические лица изображенные с портретным сходством и известные буквально по именам. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10.

  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
  • Помогите пожалуйста описать картину Диего Веласкеса Менины
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • Описание картины Веласкеса «Менины»

Это Веласкес. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51.

Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.

Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.

  1. Менины (картина, Веласкес, 1656)
  2. Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»
  3. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  4. Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  5. Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  6. Невообразимый эксперимент Веласкеса

Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.

На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Их позы и жесты живые, естественные. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи.

На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. Но здесь возникают новые вопросы. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства).

  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
  • «Мы не зрители, мы участники действия»
  • Словари и энциклопедии на Академике

Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Разумеется, нет. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55.

В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе.

Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами – мифологическое и жизненное слились. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.

Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. А с другой – сам бросает вызов богам.

Инфанта, напротив, ярко освещена. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Левая щека инфанты была почти полностью переписана в связи со значительной утратой красочного слоя43.

Но что он рисует. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).

  1. Сравнение изобразительных средств
  2. «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение

В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно.

Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.

С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.

Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). В «Венере с зеркалом» (ок. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.

Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.

Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы.

По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайным пролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность.

В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Лица обеих групп реальны.

И творчество побеждает. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Все, что происходит на картине, происходит только здесь и сейчас и закончится секунду спустя. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл.

История одного шедевра: 
«Менины» Веласкеса

В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Не сразу понятно, что на двух картинах, которые висят на заднем плане изображены древнегреческие боги, Афина и Аполлон, которые наказывают тех, кто дерзнул соревноваться с ними в искусствах. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Скорее всего это портрет королевской четы.

Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Короля и королевы не видно. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Итак, время действия – 1656 год.

Но не это главное в полотне. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Лицо обрамлено лёгкими прядями волос, отделяющими её от всего прочего на картине свет моделирует объёмную геометрию формы, подчёркивая корсет с лифом и юбку с кринолином тень резко контрастирует с яркой парчой— всё это притягивает к маленькой фигурке основное внимание зрителя.

Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб.

В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст.

И, может быть, вот таким образом неосознанно изобразил королевскую чету не вместе со всеми, а отраженными в зеркале. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.

Мы как бы восходим ко все более высокой степени реальности, но никогда не достигаем совершенного. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Вот эта ценность зрителя для художника, разговор с ним – и есть самое главное в этой картине.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Солнечный свет заливает весь второй план картины.

Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс).

Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Гипертрофирован крест на груди Веласкеса, по преданию написанный самим королем после смерти художника. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.

Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Вся картина построена на парных противопоставлениях. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом.

Но смотрит и художник. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

Хосе Ортега-и-Гассет делит пространство на три части: ближний и дальний планы, освещённые естественным светом и затемнённый между ними средний24. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин».

Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.

И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец.

Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Но, может быть, это «Менины». Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся.

Таким образом, нам становится понятным всё, что изображено на этой картине: королевская чета позирует для парадного портрета, а их маленькая дочь прибежала сюда, сопровождаемая менинами, карликами, придворными, чтобы посмотреть на работу художника. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным.

Верхняя свободна, более воздушна и легка. Действительно, зрители, смотрящие на картину, становятся ее непосредственными участниками, ведь они располагаются рядом либо позади королевской четы. На это указывает отражение в зеркале. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7.

В центральной ее части изображена пятилетняя дочь испанской королевской четы – инфанта Маргарита. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это.

Быть может, то, что вижу, — сон. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену.

Загадка заключается в другом. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира).

Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания.

Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.

У Филиппа имелось собственное кресло в ателье, в котором он часто наблюдал за работой Веласкеса. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре».

«Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден.

Однако это положение требует оговорок и поправок. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.

А почему в мастерской находится инфанта. За пределами холста или внутри него. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.

Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне.

По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34.

Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Находится в музее Прадо в Мадриде. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. То есть король вступил в инцестуозные отношения.

В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами.

Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Правда, установить эту закономерность можно только путем измерений, которых не обязан производить каждый зритель. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса.

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).

Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.