Добужинский Кукла Описание Картины

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Долгое время его домом былПетербург. Гимназию окончил в Вильне. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны.

Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Эффектное воспроизведение мерцающих очертаний падающих хлопьев снега, отражение в зеркале, отсветы свечи на стене лишь усиливают впечатление чего-то таинственного и жуткого. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина.

Различны и системы иллюстрирования. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации.

Оставался членом ложи по 1938 год. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Но рисунки к повести Достоевского так задуманы и исполнены, что это обеспечивает им длительное существование и большую силу воздействия на читателя-зрителя. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год — для парижского театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь».

Картина «Кукла» 1905 года, была написана автором, когда он создавал цикл работ о Петербурге, он сравнивал старый город с новым, пытался описать, какой дух царил в жизни города. Никаких виньеток в тексте, лишь на отдельных листах пять рисунков, выполненных в определенной графической манере. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

Мстислав добужинский 
картина кукла содержание

Мстислав добужинский картина кукла содержание

Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема.

Но это не вся правда о его творчестве. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.

Мстислав добужинский 
картина "кукла" 
содержание

Мстислав добужинский картина "кукла" содержание

Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили.

Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок.

Таким его знали на русском и на других языках. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Город во многих произведениях мастера — это своеобразная арена, на которой ведется жестокая борьба за место под солнцем. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ».

Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Так же усердно, как и для театра, художник работает в области книжной графики, но преимущественно орнаментальной.

Сочинение-описание 
картины Добужинского 
«Кукла»

Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»

Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда.

Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». На картине М. Добужинского,, Кукла мы видим одинокую куклу, лежащую на подоконнике. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей.

Сочинение по картине: 
Добужинский — «Кукла»

Сочинение по картине: Добужинский — «Кукла»

Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию.

После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие.

Вопрос: мстислав 
добужинский картина 
кукла содержание

Вопрос: мстислав добужинский картина кукла содержание

В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. Одним из первых оценил талант М. К. Чюрлёниса. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова).

Ничто не упущено, скорее даже можно признать излишним изображение Дуни с ребенком, едущих в карете, так как эпизод возвращения дочери смотрителя достаточно отражен в другом рисунке. Участвует в выставках с 1902. Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея.

Стоимость печати 
постера – картины

Стоимость печати постера – картины

На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость.

При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). загадочных приключений «Ночного принца». Сразу возникает много вопросов:Зачем она здесь.

Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках.

Долгое время его домом былПетербург. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

Сочинения по картинам 
5-9 класс

Сочинения по картинам 5-9 класс

Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Но любопытней всего та выдумка, которую проявил иллюстратор при орнаментации заключительных строк повести Достоевского.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала.

Сочинения по картинам 
известных художников

Сочинения по картинам известных художников

После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Учился в Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе и у Ш. Холлоши (Мюнхен, 1899—1901). Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса.

Контрастов черного и белого нет. Широко использованы сопоставления черного и белого линии утратили прежнюю сухость, стали свободнее, гибче и выразительнее. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. В конце каждой главы помещен какой-либо масонский знак или эмблема в начале же — рисунок имеющий отношение к последующему тексту. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. В Париже проходят его персональные выставки.

  1. Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  2. Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  3. Добужинский Мстислав Валерьянович
  4. Добужинский, Мстислав Валерианович

Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Долгое время его домом был Петербург.

А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении.

Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Какой-то немецкой кажется вся книжка. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Но уже примерно с 1916-1917 гг. Четырнадцать рисунков густо усеяли текст, с которым они и внешне и по духу сливаются в одно целое. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи.

  • Добужинский Мстислав Валерианович
  • Выберите размер и материал репродукции
  • Картины (репродукции) изготовленные на печатном оборудовании
  • Примеры оформления "галерейная натяжка" (заказывается дополнительно)
  • Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» 536 (Великая Ложа Франции). Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Мстислав Добужинский родился 2 (14) августа 1875 г. в Новгороде. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла.

Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Добужинский скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги.

В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Иллюстратор отнюдь не стремится воплотить все образы писателя, а лишь дополняет его и именно там, где средства последнего ограничены. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Плоскость листа строго блюдется. Член объединения «Мир искусства».

Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа.

  1. Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  2. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  3. Западноевропейская и антикварная живопись
  4. Декоративно-прикладное искусство
  5. артины нахолсте красивый, современный арт подарок

Скупой рыцарь» усердно украшен., кто ее положил. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Необходимо отметить еще значение концовок. Полузаросшая тропинка виляет в стороны, а густой лес начинается прямо за деревянным забором.

После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. И таким он действительно был на языке оригинала. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве., почему кукла. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом.

Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. В понимании эпохи рисовальщик превзошел писателя незабываемы уголок старого ночного Петербурга с горбатым мостиком, занесенным снегом или пышная томная красавица александровских времен. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером.

Художник Мстислав 
Добужинский (1875 
— 1957)

Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость.

Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.

Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

Живёт в Нью-Йорке. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. В 1923–1924 гг. Первый рисунок играет роль фронтисписа. Так всегда.

Внизу — песочные часы и черные крылья. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Под ней — сердце между белых крыльев. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Но дух Ремизова, его народность и своеобразная ребячливость взрослого человека Добужинским не выражены.

Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой».

Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки.

Что здесь иллюстрировать. Родился 2 (14)августа1875 в Новгороде. Автор часто пытался уловить и отобразить дух эпохи. Картина «Кукла», кроет в себе глубокий смысл, старая кукла на подоконнике давно покинутого деревянного дома, символизирует воспоминания о прошлом, о детстве, о значимых событиях в жизни человека. В работах Добужинского начала ХХ века прослеживается некоторая ностальгия и даже депрессия, художник искренне скучает по старому городу. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского.

В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Каждый для себя должен сам найти ответы на данные вопросы, полотно только к ним подводит. При виде произведения у зрителя могут возникнут разные эмоции, так как картина помогает вспомнить и подумать о прошлом, а уже у каждого человека возникнуть разные чувства по этому поводу облегчения, ностальгия, ненависть, моральный удовлетворение. Или вот это:Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил вРоссии, где он и родился. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Замечательны сами приемы графики. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.

Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью.

Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Добужинский, к неудовольствию иных чрезмерно педантичных поклонников старины, не идет более легким путем — стилизации под гравюру, а смело остается верен своим исканиям новых форм графики. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Здания, улицы, глухие закоулки, площади, каналы, — вот что прежде всего привлекает его взор.

За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города.

С 1929 году Добужинский — ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Первый директор Витебского художественного училища (1919). Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Кое-что было сделано для «Детского альманаха».

Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Иллюстрации же рисует редко. Конечно, все эти то простодушные, то хитроумные намеки, аллегории, символы отнюдь не интерпретируют самого содержания повести, а лишь выдвигают отдельные моменты, характерные детали, в которые читатель начинает внимательно всматриваться. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести.

Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». С 1939 года жил в США.

Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Перед нами книжка, своим форматом, расположением многочисленных рисунков среди текста их яркими свежими красками напоминающая известные издания для детей И. Кнебеля.