Добужинский Описание Картины Кукла

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

И таким он действительно был на языке оригинала. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». И ни о чем не позабудет: и про котелок и про то, как фрейлина торговалась о цене на него и про трещотку. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст.

Или вот это:Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил вРоссии, где он и родился. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует».

Мстислав добужинский 
картина кукла содержание

Мстислав добужинский картина кукла содержание

Первый рисунок играет роль фронтисписа. Родился 2 (14)августа1875 в Новгороде. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

Видимо, это не в средствах Добужинского, тяготеющего обычно к изображению статических моментов. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса.

После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957.

Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей.

Полузаросшая тропинка виляет в стороны, а густой лес начинается прямо за деревянным забором. Какой-то немецкой кажется вся книжка. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца.

Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Добужинский тут не при чем он только старательно, возможно полно и проникновенно интерпретировал любимого писателя. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей».

Мстислав добужинский 
картина "кукла" 
содержание

Мстислав добужинский картина "кукла" содержание

А если и остается долго жить, то лишь как рисунок, как графика ее значение как истолкование памятника другого искусства обычно воспринимается по прошествии известного времени лишь в исторической перспективе. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Различны и системы иллюстрирования. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Таким его знали на русском и на других языках. Он отказывается от внешней завершенности рисунка, делающей его похожим на чертеж и тяготеет к более свободной и прихотливой узорчатости, к линии прерывистой извивающейся, к легким, почти воздушным очертаниям, к капризной игре контрастами пятен.

Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Каунас).

Параллельно преподавал в одной из частных художественных школ, писал искусствоведческие статьи для литовских изданий. Картина «Кукла» 1905 года, была написана автором, когда он создавал цикл работ о Петербурге, он сравнивал старый город с новым, пытался описать, какой дух царил в жизни города. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ».

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения.

Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950).

За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие.

Сочинение-описание 
картины Добужинского 
«Кукла»

Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»

Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы.

На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому.

Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых.

Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского.

Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Ничто не упущено, скорее даже можно признать излишним изображение Дуни с ребенком, едущих в карете, так как эпизод возвращения дочери смотрителя достаточно отражен в другом рисунке. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести.

Сочинения по картинам 
5-9 класс

Сочинения по картинам 5-9 класс

Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Необходимо отметить еще значение концовок. Соблюдена плоскость листа, сохранена строгая симметрия, линии строго вычерченные, прямые, стилизованные.

Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна.

Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Но уже примерно с 1916-1917 гг. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Под ней — сердце между белых крыльев. Долгое время его домом был Петербург.

И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна.

  1. Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  2. Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  3. Добужинский Мстислав Валерьянович
  4. Добужинский Мстислав Валерианович
  5. Сочинение по теме Добужинский Окно парикмахерской
  6. Добужинский, Мстислав Валерианович

На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Особенно в работах последних лет проявляется стремление к передаче архитектурных форм их ансамблей самих по себе. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.

Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами.

Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Живёт в Нью-Йорке. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие.

Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Иллюстрации же рисует редко. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Автор часто пытался уловить и отобразить дух эпохи. Картина «Кукла», кроет в себе глубокий смысл, старая кукла на подоконнике давно покинутого деревянного дома, символизирует воспоминания о прошлом, о детстве, о значимых событиях в жизни человека. В работах Добужинского начала ХХ века прослеживается некоторая ностальгия и даже депрессия, художник искренне скучает по старому городу.

  • Картины ДОБУЖИНСКОГО Мстислава Валериановича, 1875, Новгород – 1957, Нью-Йорк
  • Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  • Художник Клавдий Лебедев (1852 — 1916)
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство

Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги.

Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Замечательны сами приемы графики. Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.

Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Плоскость листа строго блюдется.

Добужинский Мстислав 
Валерианович (1875 
– 1957)

Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты.

Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. В 1923–1924 гг. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам».

Так всегда. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг.

В ней подлинно выражено несколько своеобразное, но очень проникновенное понимание андерсеновского сказочного мира, — наивного, грациозного и немного комичного. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина.

Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Но это не вся правда о его творчестве. Таким видел Добужинский современный ему Петербург. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам.

В Париже проходят его персональные выставки. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника.

Что здесь иллюстрировать. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя.

Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель.

Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении.

Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США.

Скупой рыцарь» усердно украшен. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии».

у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. загадочных приключений «Ночного принца».

Долгое время его домом былПетербург. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.

С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Художник показывает, как изменилось время, а старая потрепанная кукла напоминает беззаботный давний город, где счастье, доброжелательность, невинность можно было встретить на каждом углу, теперь этого всего нет, остались только светлые воспоминания. Картина заставляет переосмыслить человеческие ценности, а также подумать, хороши ли перемены, нравится ли все новое человеку.

После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.

Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Долгое время его домом былПетербург.

А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене.

Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Контрастов черного и белого нет. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ.

Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Внизу — песочные часы и черные крылья. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.