Доклад Утро Стрелецкой Казни

«Утро стрелецкой казни» картина Сурикова

Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. За неисполнение приказа царь грозил им смертной казнью. Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей. Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет. Учился в петербургской Академии художеств.

Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание. И масленичные гулянья и христославцы. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя.

Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». – сказал Петр Адриану. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни.

В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Он говорит: Не хочу. Восставших взяли в плен. Пятерым из них царь лично отрубил голову. Солдат, уводящий стрельца к виселице, обхватил его рукой и поддерживает почти по-братски.

Но что толкнуло их к этому бунту. Для него вся эта толпа – заклятые враги. Василий Суриков визуально сблизил Храм Василия Блаженного, Кремлёвскую стену и Лобное место. «Зачем пришел сюда с иконою. Царь инициировал и возглавил повторное следствие.

«Утро стрелецкой казни» – одна из самых известных картин великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Оказав важную услугу Петру в деле Шакловитого, Циклер ожидал для себя возвышения. Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя.

Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Учился в петербургской Академии художеств. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Он находится в центре полотна.

Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца». Горе уничтожило их мысли, раздавило волю. Многое из того, что описано у Корба, творчески воссоздано Суриковым в его картине. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен.

Спускавшаяся на землю темнота начинала скрадывать все очертания, все принимало какой-то незнакомый вид и со мною стали твориться странные вещи. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. В начале 1697 года Петр I решил ехать вместе с русским «великим посольством» за границу под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Художественная культура Красноярья. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками.

Кончил картину, которую писал несколько лет. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич. Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах.

Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое.

Датакэтоясно, чтодаже остановишься иждешь: авдруг ивсамом деле выйдут». А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы. Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Взяв сюжетом своей картины казнь стрельцов, Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи.

История одного шедевра: 
«Утро стрелецкой 
казни» Сурикова

История одного шедевра: «Утро стрелецкой казни» Сурикова

Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь. А ведь это укрепляло. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Мы на палачей, как на героев, смотрели. Началась борьба между двумя семьями. Они прошли через ужасы пыток. Быкони.

Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. На картине изображена Красная площадь около Лобного места. P. s. Он родился в Красноярске, в казачьей семье. Корб вполне заслужил репутацию внимательного и вдумчивого наблюдателя.

Проснешься и обрадуешься. Боялся я ночей. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут». Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками.

Он говорит: «Не хочу». помещает и точку схода.

То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. В. Суриков переносит действие своей картины «Утро стрелецкой казни» на Красную площадь не только потому, что ему нужна была конкретная обстановка, а в селе Преображенском она не сохранилась. А что за горой – никто не знал. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. Цвет у Сурикова становится носителем характеристики чувства. Последние казни над стрельцами совершались в феврале 1699.

Картина Утро стрелецкой 
казни: характеристика 
и фото

Картина Утро стрелецкой казни: характеристика и фото

В его подробном и неторопливом повествовании чутко уловлена атмосфера эпохи. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Случайность: на ловца и зверь бежит.

В августе Петру донесли, что на него готовится покушение. Рубахи у них красные, порты широкие. Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых. И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо. Учился в петербургской Академии художеств.

Он полон сознания своей правоты. И ужаса никакого не было. На рождестве христославцы приходили. Боялся я ночей. Обвиненные притянули к делу двух стрелецких пятидесятников. Кровью кругом пахнет.

Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: «Что вы, картину испортить хотите. ». Его нисколько не волнуют ни яркие пятна рубах смертников, ни сами трагические события, происходящие на площади. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. Схваченный Циклер под пыткой показал на окольничьего Соковнина, старообрядца, брата боярыни Морозовой и княгини Урусовой (которых раскольники считали мученицами). Это была царевна Софья. Суриков изобразил как место казни-Красную площадь.

Так, например, секретарь австрийского посольства в России Иоганн Георг Корб в своем «Дневнике путешествия в Московию» описывал казнь стрельцов (когда Петр в 1697 году отправился за границу, недовольные его новшествами стрельцы подняли бунт. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля. Случайность: на ловца и зверь бежит.

Оттуда эта человеческая масса (совсем не безликая – там и стрельцы и солдаты и просто горожане) медленно сползает вниз, чтобы затем растечься во всю ширь там, где изображены главные герои полотна – приговоренные к смерти стрельцы и затем как бы сходит на нет в фигурах сидящих на земле двух старых женщин. В картине Утро стрелецкой казни Суриков в полной мере проявил свой дар мастера композиции. Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова. У меня с тех пор прямо культ предков остался. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). И медведей полно.

Раннее осеннее утро после дождливой ночи, когда над площадью еще висит туман, служит серым фоном, на котором тем явственнее проступают белые рубахи осужденных стрельцов и огоньки свечей в их руках. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали. иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей.

Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. От этой картины не хочется с содроганием отвернуться, наоборот рассматривая ее, все больше погружаешься в детали, сопереживаешь ее героям, остро понимая жестокость того времени. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. В центральной части полотна художник изобразил самих стрельцов, ведомых на казнь и их близких.

Утро стрелецкой 
казни, Василий Иванович 
Суриков

Утро стрелецкой казни, Василий Иванович Суриков

Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. Главная идея в написании картины показать зрителю не само действия казни, а предшествующие казни минуты, переживания как самих стрельцов так и их родственников находящихся в глубоком напряжении зная, что смерть их близких неминуема. Его предыстория такова. не показал самой казни.

Признания добывались пытками. Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника. Четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы большинство вешали. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной.

Кровью кругом пахнет. – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. Взгляд его обращен в сторону царя. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час.

От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Попытаемся разобраться в этом. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Когда я их задумал, у меня все лица сразу так и возникли. С подачи Нарышкиных боярская дума провозгласила царем 10-летнего Петра, а его мать Наталья Кирилловна была назначена регентом при малолетнем государе.

Сочинение по картине 
Василия Сурикова 
«Утро стрелецкой

Сочинение по картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Репин сказал: «Что это у вас ни одного казненного нет. Это было после того, как приехавший к нему И. Е. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.

Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Обманувшись в этом, он сделался врагом царя. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами.

А тут как раз нянька в комнату вошла, — как увидела, так без чувств и грохнулась. Дело в том, что накануне умер царь Федор Алексеевич (27 апреля 1682 года) и началась борьба за наследование престола. А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью.

«Утро стрелецкой 
казни» как предчувствие

«Утро стрелецкой казни» как предчувствие

Им командовал боярин Шеин и генералы Гордон и князь Кольцо-Мосальский. В Москве очень меня соборы поразили. Во-первых, это число «7».

Захоронить казненных царь, считавшийся поклонником европейских ценностей, позволил лишь в феврале. На это царь, стоявший от него всего на шаг расстояния, ответил: «Умри, несчастный. Сама Софья объявила, что не посылала никаких писем в стрелецкие полки. Троим из них, висевшим под самыми окнами, всунули в руки бумагу в виде челобитных.

Картина Утро стрелецкой 
казни и ее исторические 
события

Картина Утро стрелецкой казни и ее исторические события

Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Софью постригли в монахини. Торгошино было под горой.

Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. -- Сколько было виновных, столько же тележек и столько караульных солдат. Стрельцы силой отбили своих товарищей и стали бунтовать.

-- Задумал я их, еще когда в Петербург из Сибири ехал. Слева – рыжебородый стрелец в красном заломленном колпаке руки связаны, ноги забиты в колодки но он не покорился. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей. Боялся я ночей. Четыре ярких огонька лежат ровно на одной наклонной линии, начинающейся от левого нижнего угла (в руке человека, сидящего к нам спиной), проходящей через пламя свеч рыжебородого и чернобородого стрельцов к стоящему вверху и кланяющемуся народу смертнику. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм.

«Утро стрелецкой 
казни» Сурикова: 
история шедевра

«Утро стрелецкой казни» Сурикова: история шедевра

Кузьмой звали. Как я на Красную площадь пришел -- все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось. Под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи. С 1895 г. был. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции.

Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. 1 группа.

Действие в картине «Утро стрелецкой казни» совершается на Красной площади, на фоне кремлевских башен и собора Василия Блаженного. — «Как он уехал, — вспоминал потом художник, — мне и захотелось попробовать. С 1895 г. был. Заслуженно прославленный как величайший художник, Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе равных среди русских художников. Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина». Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу.

Недалеко от Нового Иерусалима верные Петру войска под командованием Патрика Гордона разбили мятежников. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Свечи горят не ярко на фоне дня. В его отсутствие управление бояр и привело дело к новому стрелецкому бунту.

Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.

С 1895 г. был. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Солдаты Петра выбили их из столицы.

Всего по Москве и ее окрестностям казнили более 000 человек, причём большинство – без следствия и суда. Поддерживаемый офицерами-гвардейцами, он уходит в сторону виселиц. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Вражда к Петру происходила, по их словам, оттого, что он начал посылать людей за море.

Петр I уехал за границу. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. «Казни и телесные наказания на площадях публично происходили, – рассказывал Суриков Максимилиану Волошину.

Учился в петербургской Академии художеств. Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. Лица у стрельцов печальные. Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла.

Художник начал работу над ним в 1878 году. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов.

При взгляде на картину кажется, что ее наполняет неисчислимая толпа. Это я должен здесь лечь». Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. На этом человеческий поток иссякает, дальнейшего пути ему нет. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Скорее восторг.

Потом Жукова сказала, что возвела оговор напрасно. Символичны все архитектурные постройки. Физическое уничтожение началась почти сразу. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Я ему говорю: Поедем ко мне -- попозируй. Репин выискал натуру для Сурикова. Срочно возвратившийся изза границы 25 августа 1698 года Пётр I возглавил новое следствие («великий розыск»).

Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». А бабы -- это, знаете ли, у меня и в родне были такие старушки.

Повешенных целых пять месяцев не снимали. Он искал и умел находить таких русских людей в современной ему жизни их он находил и в прошлом родной страны.

Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Сам художник указывал, что значительную роль в колористическом замысле сыграл однажды замеченный им эффект сочетания дневного света с горящей свечой, бросающей рефлексы на белое полотно.

Сочинение по картине 
Сурикова Утро стрелецкой 
казни

Сочинение по картине Сурикова Утро стрелецкой казни

Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. Он уж занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться.

Он полон сознания своей правоты. Тогда еще красоту Москвы увидал. Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. – Эшафот недалеко от училища был.

Австрийский дипломат Иоганн Корб, ставший свидетелем этих многодневных казней, писал: «А пущие из них воры и заводчики, – у них ломаны руки и ноги колесами и те колеса взоткнуты были на Красной площади на колье живые положены были на тех колесах, стонали и охали Перед Кремлем встащили живых на колеса двух братьев, предварительно переломав им руки и ноги Привязанные к колесам преступники увидали в груде трупов своего третьего брата. Нервы всё выдерживали. Проснешься и обрадуешься. С 1895 г. был.

«Утро стрелецкой 
казни» описание 
картины

«Утро стрелецкой казни» описание картины

Бояре выслали навстречу стрельцам войско из 3700 человек с 25 пушками. Иногда он отступал от «буквы» исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла. Глаза глубоко сидящие меня поразили. Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь».

Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности. Вскоре отряд царских войск под командованием генерала Патрика Гордона, в составе которого были Преображенский и Семёновский полки, окружили мятежных стрельцов под стенами Новоиерусалимского Воскресенского монастыря на реке Истре, что всего в сорока верстах от Москвы. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, она зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.

Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ». Глаза глубоко сидящие меня поразили. Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей. Присмотр за содержавшейся в Новодевичьем монастыре Софьей был усилен.

«Утро стрелецкой 
казни» Василий Суриков

«Утро стрелецкой казни» Василий Суриков

/Сборник статей под редакцией Г. Ф.

Но сила других уже сломлена. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. Дальше, почти в самом центре картины, седой старик в белой рубахе, величаво-спокойный, мужественно ожидая смерти, находит в себе силы, чтобы утешать своих плачущих детей. В душе царя разгоралась ярость.

Но Петр гневался на патриарха за то, что тот противился иноземному брадобрития. И он не покорился приговору Петра. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Описание картины 
Сурикова Утро стрелецкой 
казни

Описание картины Сурикова Утро стрелецкой казни

Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт.

И он не покорился приговору Петра. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Я ему говорю: «Поедем ко мне — попозируй». Сарафанницы, хоть и казачки. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю.

Рассказ по картине 
«Утро стрелецкой 
казни»

Рассказ по картине «Утро стрелецкой казни»

Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Тяжело опустилась на землю старуха.

– Страна была неведомая. В Свищове у меня родственники были. Красная площадь. Он, как позировал, спрашивал: Что, мне голову рубить будут, что ли.

Стрельцов, приготовившихся к смерти, одетых в чистые белые рубахи е погребальными свечами в руках, привезли на телегах к месту казни.

Москва ошеломила Сурикова. И что хотел сказать художник своей картиной. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек.

В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни. Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь.

Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Царь с видимым удовольствием присутствовал при этих истязаниях. Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями.

Молодое лицо Петра сурово и замкнуто. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.

За его спиной, возможно, стоял и Корб. Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни». Он уже занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться.

Стрельцов привезли на казнь в телегах. Всего же на картане три правильных креста. В. Суриков сознательно отказался от зрелища бойни, того грубого эффекта, который мог бы заслонить истинной смысл этой трагедии. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины). По Москве начались казни.

Описание настроения картины Утро стрелецкой казни

Это показывает, какого рода показания выбивались на следствии. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом.

После комплиментов даже Маковской (это достойно галантного кавалера) вдруг пройти молчанием такого слона. А рыжий стрелец -- это могильщик, на кладбище я его увидал. Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки. Какие рыбы были. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году».

В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Кончил картину, которую писал несколько лет. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Оппозиция петровским реформам была потоплена в стрелецкой крови. В 1698 произошёл новый стрелецкий бунт. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени.

Обвиненные притянули к делу двух стрелецких пятидесятников. Взгляд злой, с ненавистью. Мастерски используя контраст, художник усиливает значение происходящего события.

Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой. В год окончания «Стрельцов» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Вторая партия – Нарышкины, родственники второй царской жены Натальи Нарышкиной, матери юного царевича Петра. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро. все же каждый держал в руках зажженную восковую свечу, чтобы не умереть без света и креста.

Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Всему творчеству Сурикова свойственна удивительная забота о тех, кто придет смотреть на его картины: Все у меня была мысль, чтобы зрителя не потревожить, чтобы спокойствие во всем было. сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова.

Описание картины 
Василия Сурикова 
«Утро стрелецкой

Описание картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей. Этот последний стрелецкий бунт был подавлен с исключительной жестокостью – тысячи стрельцов пошли на плаху и виселицу, остальные были разосланы по окраинам и Стрелецкое войско было уничтожено. Начались аресты разбежавшихся стрельцов. Штука ли. Полотно Утро стрелецкой казни экспонировалось на Девятой передвижной выставке в марте 1881 года. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом.

Он тут же приобрел ее. Этистены сделались любимым местом моих прогулок именно всумерки. Один стрелец выделяется из толпы.

Напишите отзыв о 
статье Утро стрелецкой 
казни

Напишите отзыв о статье Утро стрелецкой казни

А самое главное — он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Он полон сознания своей правоты. Нервы всё выдерживали.

Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. Выяснилась организаторская роль Софьи. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года.

Какие рыбы были. Тяжело опустилась на землю старуха. С 1895 г. был. Десять других куполов становятся символом зажженных свечей, одна из которых некогда вдохновила Сурикова. Весна 1881 года была запоздалой. Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести.

Всех их присудили к смертной казни. В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Палачей дети любили. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Для сводных братьев был даже изготовлен двойной трон, который до сих пор можно увидеть в музее Московского кремля.

1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея». Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Каждый из них держал в руке зажженную свечу. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. После женитьбы Суриков, умиротворенный и счастливый, обратился к теме стрелецкого восстания 1682 года – история всегда манила его.

Отрывок, характеризующий 
Утро стрелецкой 
казни

Отрывок, характеризующий Утро стрелецкой казни

Источник был выбран удачно. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Но и они желаемых свидетельств не дали.

иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями. Она была вынуждена скрываться в Преображенском.

Только глубокий драматизм всенародного горя. По понятиям того времени, это была пора совершеннолетия., — говорил он о своих Стрельцах. Теперь их выслали в отдаленные города на тяжелую службу и скудное содержание. Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита.

  • УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ Василий Суриков
  • Несколько слов о биографии художника
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Рядом расположены достопримечательности

В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице. – Красноярск: Горница, 1992. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне.

УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ 
КАЗНИ Василий Суриков

В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», — как любил говорить художник. Так В. Суриков решительно отказался от того, чтобы «пугать» зрителя. Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили.

Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Суриков вспоминал, что когда картина была близка к завершению, в мастерскую зашёл Илья Репин. свечу, в отчаянии низко опустила голову. 23 февраля 1697, когда царь, готовясь к отъезду, веселился на прощании у своего любимца иноземца Лефорта, к нему пришли с доносом пятисотенный стрелец Ларион Елизарьев (который в 1689 году предупредил Петра о замыслах Шакловитого против него) и десятник Силин. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы.

С 1895 г. был. Какая перспектива, как далеко ушел Петр. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство.

Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. В композиции «Утра стрелецкой казни» есть скрытые соответствия с архитектурой Василия Блаженного. Утро стрелецкой казни была написана Суриковым в 1881 году. Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка.

Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Схваченный Циклер под пыткой показал на окольничьего Соковнина, старообрядца, брата боярыни Морозовой и княгини Урусовой (которых раскольники считали мученицами). Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884).

Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Несмотря на ужас передаваемого исторического события, художник постарался изобразить трагедию человеческих судеб максимально сдержанно. Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. И по характеру ведь такой, как стрелец.

Лишь множество красных деталей одежды, а также багровый силуэт Покровского собора, возвышающегося над осужденными стрельцами и их семьями, напоминает зрителю о том, как много крови пролилось в то трагическое утро. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Четыре полка стрельцов были отправлены в недавно отбитый у турок Азов. обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы. Стрелец, закованный в колодки, готов хоть сию минуту вцепиться в горло Петра и уничтожить его со всеми его преобразованиями. Могучая картина.

Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Художник еле-еле уговорил его позировать.

За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Стрелецкое войско было уничтожено. Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами».

У И. Корба в его «Дневнике» имеются описания обеих казней, но художник объединил их в один сюжет изменил и по-своему осмыслил многие подробности. Какая перспектива, как далеко ушел Петр. Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт. Насилу его уговорил.

И что хотел сказать художник своей картиной. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный шатер храма Покрова словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Иностранцы изображенные справа, пока спокойно наблюдают за происходящим, но потом будут в ужасе описывать, как русский самодержец собственноручно выступал в роли палача. Злой, непокорный тип. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками.

Предпосылкой стал слух об убийстве царевича Ивана (что оказалось неправдой) и стрельцы отправились в Кремль для восстановления справедливости. Учился в петербургской Академии художеств. Оказав важную услугу Петру в деле Шакловитого, Циклер ожидал для себя возвышения.

Напряженному накалу страстей в левой части картины противопоставлены спокойствие и равнодушие в правой ее части. Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Штука ли. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби. Восстание продолжалось несколько дней.

Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Потом последовали беспощадные казни, после которых стрелецкое войско мало-помалу было уничтожено. Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. Московским стрельцам стало в это время тяжко. Аво-вторых, егопронзила историчность места: «Больше всего захватил меня Кремль сегостенами ибашнями. Что изображено здесь. Он, как позировал, спрашивал: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу».

Насилу его уговорил. Учился в петербургской Академии художеств. Царь уверен в себе и спокоен. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи.

Потом Жукова сказала, что возвела оговор напрасно. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Тогда в Москве казнено было 177 человек. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении.

Горький плач жен усиливал для них страх предстоящей смерти. Это он мог бы сказать Петру: «Посторонись, государь. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови.

Суриков не разочаровался: Кузьма долго позировал ему и Суриков при имени «Кузьма» даже впоследствии всегда с чувством загорался от серых глаз, коршуничьего носа и откинутого лба». Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал вТроице-Сергиев монастырь. Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни». По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города.

Стрельцы – старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией. Петр приказал пытать участников стрелецкого бунта сильнее, чтобы вынудить у них показания против Софьи. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. В чем же заключались ее интересы. Заостряются линии силуэта, углубляются морщины, выражение становится более напряженным, в запавших глазах загорается яростный блеск — и сквозь черты могильщика все явственнее проступает облик неукротимого и страстного московского бунтаря.

Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Проснешься и обрадуешься. Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят.

Раннее утро. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. Казнь сейчас начнется первого осужденного уже повели к виселице. Стрельцы воротились в Великие Луки.

трагического впечатления. Он полон сознания своей правоты. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении.

Три другие, менее заметные свечи, находящиеся на дальних планах композиции (слева под дугой, перед стоящим вверху стрельцом и сразу позади него), тоже расположены на одной линии, фактически делящей полотно пополам. Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Вы бы вот здесь на виселице, на правом плане, повесили бы». Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. Правда, однажды В. Суриков попробовал написать казнь. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию.

На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ). Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь. Осетры да стерляди в сажень. Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы». Ее снова пытали и она опять обвинила полуполковника. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси.

Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита. Третий образуется пересечением линии воли и противостояния (от глаз царя к глазам рыжебородого стрельца) и той, что идет от погасшей свечи к тихому огоньку на дальнем плане, ниже лица стоящего стрельца. К виселицам снова и снова возвращается взгляд зрителя: туда повели стрельца туда направлены линии кремлевских стен, колея дороги там сойдутся линии позорной черной доски туда приведет линия лобного места и т. д. и т. д. Мастерство композиции Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Как это случилось. И по характеру ведь такой, как стрелец. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя.

Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», — как любил говорить художник. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово.

Третий образуется пересечением линии воли и противостояния (от глаз царя к глазам рыжебородого стрельца) и той, что идет от погасшей свечи к тихому огоньку на дальнем плане, ниже лица стоящего стрельца. Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. Священников для напутствия осужденных видно не было.

Последние минуты перед неотвратимой казнью. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Злой, непокорный тип. Бояре выгнали их из Москвы лишь с помощью Семеновского полка.

Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. 140 человек были биты кнутом и сосланы, 1965 человек разосланы по городам и монастырям. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. Об этом подробно рассказывает историк С. М. Соловьев. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов.

Петр, вернувшись в Москву, остался недоволен «розыском», распорядился пересмотреть все дело и лично повел следствие. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Там на кобыле наказывали плетьми.

Москва ошеломила Сурикова. Это был кладбищенский могильщик. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков.

Начались массовые казни. Товдруг покажется, чтоэтонекусты растут около стены, астоят какие-толюди встаринном русском одеянии илипочудится, чтовот-вотиз-забашни выйдут женщины впарчовых душегрейках искиками наголовах. Ведь, несмотря на мрачное название, на картине не видно ни одного повешенного или обезглавленного. Он даже нарисовал эскизы. Кузьмой звали. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка.

Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Я и пририсовал мелом фигуру повешенного. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены.

Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу. Вражда к Петру происходила, по их словам, оттого, что он начал посылать людей за море. Под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи. Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой.

Помню, шел, мешок нес, раскачивался от слабости -- и народу кланялся. Собралась несметная толпа народа. Стрелецкие бунты находят отклик среди народа, как протест против власти, усиливающей закрепощение и гнет.

Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Однако Суриков далеко не во всем следовал за этим источником. Последние явно не случайно расположены в соответствии со строгой геометрией. Через некоторое время, на смену им, послали другие шесть полков. Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: Что вы, картину всю испортить хотите. В итоге царевна Софья, подкупив командиров стрелецких полков, повела их на Кремль, где стрельцы учинили настоящий погром. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев.

Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. В «Утре стрелецкой казни» (а затем и в картине «Боярыня Морозова») Суриков отлично использовал краски и формы народного творчества Древней Руси.

Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Я знал, что нельзя, но хотелось знать, что получилось бы. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы. Весна 1881 года была запоздалой. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами.

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы. Он видел внутренним взором мощных, сильных духом, несгибаемых людей, с которыми здесь безжалостно расправлялись.

Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции.

В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы. именно в гениальной передаче страшной торжественности, невероятного напряжения и заключена суть этого полотна Сурикова. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва)., — говорил он о своих Стрельцах. Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет.

Не понимаю — это страшно меня взорвало». Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. Пушкину и другим просто отрубили головы.

Я в Петербурге еще решил Стрельцов писать, -- рассказывает сам художник. а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. А старик в Стрельцах -- это ссыльный один, лет семидесяти. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев». – Убирайся, поставь икону на место и не мешайся не в свои дела.

Драматический эффект, создаваемый зрелищем мук и смерти, быть может, потрясал бы зрителей, но вместе с тем неизбежно сводил бы сюжет картины к частному эпизоду из истории стрелецкого бунта. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. События картины происходят в Москве на Красной площади. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы.

Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903-1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Солдаты душевно близки стрельцам, они представители простого русского народа.

На картине представлено два главных героя. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Как нож, с которым готов броситься на врага, сжимает он свечу с взметнувшимся языком пламени.

Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей. С него начались первые эскизы к картине. Девочка в красном платочке, которая растерялась в толпе – это дочка самого художника, который ждал, пока она подрастет, чтобы написать образ. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны.

Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». Однако муха продолжала сидеть. Высланное боярами войско встретилось со стрельцами 17 июня у Воскресенского монастыря.