Домье Оноре Улица Транснонен

Ранним утром 15 апреля, когда Оноре стоял перед домом на улице Транснонен, что-то изменилось в его душе.

Оноре домье улица транснонен описание картины

На лице его сохранилось выражение муки и гнева. Шарль-Франсуа Добиньи родился в семье художника. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВАI. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » В связи с этим Домье создает образ Робера Макэра — афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836—1838).

Перед нами человек восстания — он будет отстаивать свое право на созидательный труд но это отнюдь не романтический не герой баррикад Делакруа, это восстание — другое, совсем не восстание лавочников и недовольных раньте это бунт тружеников. Листы Домье трагично выразительны. Время остановилось. «К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н.

  • «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», Оноре Домье — описание
  • Мировая художественная культура (11 класс)
  • Презентация по МХК Оноре Домье (11 класс)
  • Художник Оноре Домье картины и карикатуры
  • код для вставки на сайт или в блог

Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ). Калитина. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи.

Рисование Домье — это всегда работа и, когда он рисует эмигрантов идущих перевалом — чувствуем, что переход дается непросто. Рынок в Нормандии (1932, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Гроза, равнина Монмартра (ок. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг.

Оноре Домье был очень продуктивен в своей работе и оставил для потомков целый пласт своего замечательного творчества. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков.

Он стремился показать в пейзаже жизнь человека в обыденных аспектах. Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа.

Домье, как и многие его современники-художники, героизировал борьбу за свободу, однако, в отличие, например, от своего куми- ра Делакруа, Домье показывал ее оборотную сторону. Художник объективен, он ничего не утрирует, а изображает события. Позже он переходит к показу сельской местности. Он много писал в живописных уголках леса Фонтебло, особенно осенью. Есть слишком большой разрыв между плохими, грубыми и неизобретательными карикатурами, например из серии Представленные представители и другими им подобными и такими подлинными шедеврами Домье, как его картина Республика, его акварель Камилл Демулен, его скульптура Ратапуаль, его литографии Король Неаполя или День смотра и целый ряд других работ.

  1. литография «Законодательное чрево» Оноре Домье
  2. литография «Опустите занавес, фарс разыгран»
  3. литография «Законодательное чрево»
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Еще по теме ФРАНЦУЗСКАЯ ЛТЕРАТУРА

Даже разговаривая, он не поднимал от стола свою темноволосую растрепанную голову. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. Штрих становится выразительней.

«Улица Транснонен 
15 апреля 1834 года», 
Оноре Домье — описание

Дома объеденены в общую плоскость, нет членения на окна и отдельные дома. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам. Революция 1848 г. снова превратила Домье в острейшего политического карикатуриста, не знающего ни страха, ни колебаний, непримиримого врага Второй империи. Оноре привык наблюдать жизнь, но не писать с натуры. В 60-е Милле обращается к жанру пейзажа, часто показывает «мгновение» в природе: порыв ветра, движение волн, смену поз людей изображенных на картине.

Рядом на полу видна голова мёртвого старика. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Его рисунок— это рисунок крупного мастера, он щедр и свободен, это своего рода непрерывная импровизация, но при этом в нём нет ничего от механических навыков художника, успевшего набить себе руку»8. В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции.

Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. Дождь идет там, где его меньше всего ожидают. III. О Давиде он, несомненно, достаточно слышал от Ленуара, но понять и почувствовать его в то время мог скорее только через Жерико и Делакруа, его прямых наследников, так как ни Умирающего Марата, ни Зеленщицы, ни Старика в высокой шляпе, ни почти всех других подобных работ Давида он видеть не мог.

Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. В ряде литографий 1870 – 1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. – Остановка и пребывание его в монастыре св. Разговор о гармонии ничего не стоит, пока бедняк выглядит жалко, а горе — уродливо. Домье долго с ним бился.

Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи). Художник показывает адвокатов, театрально жестикулирующих, проливающих крокодиловы слезы во время выступлений (акварель «Защитник», 40-е гг., Вашингтон, галлерея Коркорана) и самодовольных за кулисами, когда они встречаются вместе, обсуждая свои очередные грязные дела («Три адвоката», Вашингтон, галлерея Филлипс). По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. А в скульптуре не может быть невыразительных и «глухих» мест, там все должно быть строго и определенно.

Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49.

Давид увековечил события республиканской истории, Делакруа расписал здание Сената античными аллегориями, Роден изваял сотни мускулистых тел. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг.

Греческая красота потому стала каноном, что греческое прекрасное неуязвимо для беды — нет такого испытания, которое бы не разбилось о пропорции и чувство меры греческого мастера. Домье нарисовал много отвратительных рож — но еще больше прекрасных лиц. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. И вершина этого творческого периода – большие литографии 1834 года. Предательство этого болота не было для него неожиданностью.

Мастера работали фактически параллельно, до них этой темы – больной толпы, потерянной на пустыре истории – европейское искусство не знало. Офорты Ласточки (1843), Гроза (1842), Ливень (1850–1851), Восход солнца (18550–1851), картины Весна (1857, Париж, Лувр), Сбор винограда (1863, Париж, Лувр), Деревня на берегу Уазы (1868, Москва, ГМИИ им. Леруа много работал — целые дни просиживал он за столом, согнувшись над доской. Несмотря на ряд драматичных событий детства (он рано осиротел, в результате болезни ему ампутировали ногу), его общение с природой пробудило в нем огромную любовь к ней.

Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. Техника незадолго до того введенной в искусство литографии дала широчайшее распространение таким его работам, как «Законодательное чрево», «Улица Транснонен», «Печатник, ставший на защиту свободы печати», «Слово предоставляется подсудимому», «Этого можно освободить, — он больше не опасен» и многим другим, где Домье открыто высказывал свои симпатии и антипатии, совмещая иногда в одном и том же листе образы положительных героев с образами беспощадно сатирическими. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Бельгийский мастер Пермеке лепил свои модели прежде, чем их написать.

Это лист 1852 г. изображающий известного рисовальщика Моннье в роли им самим изобретенного персонажа – м-сье Прюдомма. Политическая острота его графики от этого не уменьшилась. «Адвокат, читающий дело» Работает на мощном контрасте света и тени. За период от первого года революции (1789) до проигранной позорной Франко-Прусской войны и расстрелянной Парижской коммуны (1871) — французское общество прошло все характерные этапы демократии. Творчество Д. сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства.

Фигуры, помещенные в пейзажи, неразрывно связаны с окружающей средой. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. В природе Диаз стремился увидеть нечто праздничное.

В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845 – 1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844 – 1846). В это же время происходит особенно резкое размежевание в каждой нации двух культур: культуры демократической и культуры реакционной, эксплуататорской. Умер Жан-Клод Домье в 1801 году на улице де Тионвиллуа.

Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. В 19-м веке явился такой мастер.

стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).

Пушкина), Колокольня в Аржантее (1858-1860, Москва, ГМИИ им. Над Оноре он часто подсмеивался и говорил, что «молчание — добродетель слабых». Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико. Отныне античность ценна для нас тем, что фигуры титанов Парфенона напоминают рабочих на парижских баррикадах.

Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Мысль взаимоотношения человека и города. Напротив, этот нелепый ночной наряд подчеркнул мускулистое тело, размах плеч.

Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Николая в Париже (ок. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Огромное наследие Д. (около 4 тыс.

Холсты «Восстание» и «Семья на баррикадах» 1849 года, холст «Дон Кихот» 1868 года — из наиболее значительных в мировой живописи. Такой тональный подход к литографии приводит к тому, что в его листах словно бы соединяется скульптурное решение (результат сильной моделировки) с живописным решением, происходящим от богатства валеров, от тонкой разработки полутеней использования густого зернистого тона, заливки плотной тушью, мерцания процарапанных фонов.

Домье описал мир подробно и показал всех: теперь уж не забудем его время. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Позднее Домье выполняет серию «Адвокаты».

Ла Порт о Ваш в снегу (1853, Филадельфия, Музей искусств), Собирательницы хвороста (1850-е, Москва, ГМИИ им. «Ноша» Трансформация формы для яркого выявления образа.

Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. В конце 60-х гг. Несколько возвышенный образ. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер».

Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье.

Он сполз с кровати и придавил собой малыша. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Своей задачей он считал передать гармонию природы. В своих произведениях он обличал ханжество, алчность и духовную пустоту правительства («Законодательное чрево» 1834 г. ).

В ряде литографий 1870—1872 гг. Там же он и умер 14 мая 1795 года. Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. В конце 60-х он каждое лето ездил в Кайё-сюр-Мер и писал марины, морские пейзажи.

Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Первым стал писать пейзажи при полуденном свете. Прачка, которая несет белье. В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев.

В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. II этап (1871-90 гг. ) отказ от реализма в сторону импрессионизмаIII. Глубокие и принципиальные изменения во всем строе художественной формы явно не были следствием только какого-то чисто формального экспериментирования или творческой прихоти: они родились на свет в результате серьезного и глубокого изменения отношения Домье к окружавшей его реальной жизни, самого метода наблюдения и обобщения того, что он видел и что начал настойчиво искать. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты черного и белого.

«Вот она, бессознательная школа, подкопавшаяся под принудительную школу и сделавшая содержание ее почти ничем». Двадцати девяти лет от роду Жан-Клод приехал в Марсель и обосновался там, занявшись стекольным делом (1767). По моим предположениям, к этому времени зато вполне могли бы относиться различные варианты так называемых Беглецов или Эмигрантов – смятенные толпы бегущих или устало бредущих людей, устремленных в одном общем порыве к какой-то неведомой цели. Так впоследствии научились глядеть в лицо событиям фронтовые репортеры — так научились смотреть назло немецкие художники–антифашисты Отто Дикс и Георг Гросс, а научил их этому Оноре Домье. Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг.

В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. Оноре написал своего приятеля, гравера-офортиста Луи Леруа. Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг. Руссо поражала красота природы, что и повлияло на его желание стать пейзажистом.

Его первые работы произвели сильное впечатление на современников. Это муза страстная, но молчаливая и скрытная». О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. И они, эти люди юстиции, тем страшнее, чем обыденнее и прозаичнее они выглядят, чем яснее Домье подчеркивает, что все, что они делают, считается естественным и нормальным, целиком включаясь в тот порядок вещей, какой установился во Франции после недоведенной до конца Революции 1830 года.

– Въезд царя. I. Революционный порыв несущейся толпы ощутим в картине «Восстание», движение передано здесь не только жестом поднятой руки и устремленными вперед фигурами, но и резкой полосой света, как бы взвивающейся вверх по диагонали.

Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. У него была большая семья и очень мало денег.

Упавший на пол у своей постели человек был бойцом. Он пришел к какому-то внутреннему решению, вероятно, не внезапно и, во всяком случае, продолжал в прежнем духе тянувшиеся годами серии литографий вплоть до этого 1844 г. Лишь очень немногие и абсолютно разрозненные вещи 1839-1843 гг. «Прачка» Домье продолжал рисовать Париж и его жителей, оставаясь насмешливым певцом города.

., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). В них находят свое выражение и дух народного возмущения («Восстание», «Камилл Демулен призывает народ к восстанию») и очарование интеллектуальной тонкости французского народа и лучшей части французской интеллигенции («Любитель эстампов», «В мастерской художника»). Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Художники обращались к показу сельской природы Франции (деревни, поля, реки, леса) и своими произведениями утверждали новые пути реалистического пейзажа, насыщали его глубоким чувством.

Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. Именем Оноре он был назван в честь деда, выходца из Нижних Альп. Домье вступил в искусство в начале 30-х годов как карикатурист, направив огонь своих сатирических листов против буржуазной монархии Луи Филиппа. – Возвращение патриарха Никона. Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер.

Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех. Франсуа Миллебыл постоянным жителем Барбизона. Он давно остался один — и до сих пор он один. Бальзак говорил о Домье: «У этого малого под кожей — Микельанджело». Этот второй расцвет литографского творчества Домье ярко отразился в длинной веренице одиночных листов или обширных новых серий, родившихся на свет в эти годы. Рука смерти прошлась там, где еще недавно царила жизнь.

Именно бойца Оноре поместил в центре рисунка и именно на него направил лучи света. какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью. так мощны, наполнены такой кипящей силой, что дело явно в чем-то гораздо большем, чем насмешки над глупым королем и его низкими приспешниками: видимо, в фаустовском горении духа, в шекспировском восстании против зла и всех пут, сковывающих человеческую душу, в бальзаковском суде над всеми человеческими и социальными пороками и заблуждениями.

«Выставка на открытом воздухе» Проблема выявлеия мгновенного движения. Литографии 1844-1847 гг. Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки.

40-х), создание офортов. Пристань св. Художник дает целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». В литографии «Империя — это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Никогда не старался выслужиться, встать на ступеньку выше, нежели карикатурист в газете.

Всестороннюю критику, которой он подверг буржуазные нравы и мораль, власть денег, тупость мещанства, мрачные комедии суда и фарс академического «салонного» искусства, можно сравнить с разоблачительным анализом «Человеческой комедии» Бальзака. Но в ранних работах («Гравер», 1830—1834, бывш. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836 – 1838). Последние его холсты изображают Дон Кихота, одинокого всадника на пустой дороге. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.

«литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Листы Домье трагично выразительны. Целенаправленность, активность и сила искусства Домье не перестают поражать до сих пор. Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ).

На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. Домье часто пользуется крупным планом, лишь намечая интерьер, в котором происходит действие изображая только самые главные, необходимые предметы. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения. Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих.

Домье оставил нам в назидание альбом литографий «Осада Парижа», единственный фактический документ — фотографий тогда не было и желающих работать хронистами тоже не было. 1840, Шантийи, Музей Конде), Большой дуб (1844-1855, Париж, Лувр), Вечер (1840-е, Москва, ГМИИ им. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике.

Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. к однообразной и поверхностной развлекательности. В этой литографии были заключены два важных новых качества, оцененных по достоинству всем дальнейшим развитием большого реалистического искусства: первое – то, что Домье смело соединил в одной карикатуре два, казалось бы, противоположных художественных языка – реализм и аллегорическую условность, реальную конкретность образа главного героя и кукольную схематичность и даже сказочность королей в огромных коронах вторым было то, что с этим рабочим-печатником в мировое искусство вошел современный город, что было одним из важнейших завоеваний искусства Домье. Черные мантии адвокатов темным силуэтом выделяются на золотистом фоне.

Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Даже фоны типичных для Домье однофигурных или двухфигурных композиций сделались теперь активными, действенными, сплошь и рядом далеко перерастая свои прежние функции элементарного обозначения места действия. Цвет используется для передачи тонкостей состояний натуры.

Гойя работал за тридцать лет до Оноре Домье и Домье никак не мог видеть «Чудо Святого Исидора», остававшееся на стене далекой испанской хижины. Изображая предметы, фигуры, он окутывает их воздушной дымкой, светом моделирует форму. Характерно, что белое в этих литографиях понимается художником не столько как свет, сколько как активная масса, обладающая особой пластичностью, усиливающей как бы «движение» из глубины на зрителя. Литографии 1844-1847 гг. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг.

В этих произведениях он как бы переводит на язык живописи свои графические работы.

Она присутствовала при бракосочетании своей дочери с поэтом-стекольщиком (27 декабря 1801 года). Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. Он превосходно передавал цвет, ставя его на первое место. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура.

Да и не хотели. Он придавал большое значение свету: его краски нежные, светлые, спокойные.

Коро был очень высоко оценен художниками последующих поколений. В зеркале лицо упрямо приобретало унылое, натянутое выражение., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Его родите ли вскоре переехали в Париж. Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры.

Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Энергично и лапидарно очерчиваются ее контуры, моделируются объемы – факт зафиксирован.

Домье может выдержать такие сравнения. После жестокой резни все члены семьи погибли. В холодном свете наступающего дня видна фигура упавшего навзничь человека.

А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. После знакомства с творчеством Констебля пейзажи Руссо становятся более яркими, свежими. Свою волнующую силу она сохранила навсегда.

Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Эта манера более соответствовала графическим циклам, в которых вводился рассказ и действие развертывалось в интерьере или пейзаже (заметим, что эффекты дождя или снега Домье передает так убедительно, что во многом опережает в этом современных ему пейзажистов).

Если пасторальная кисть Луи Ленена или Венецианова живописует нам просветленных селянок, мы догадываемся, что мастер слукавил, снабдил образ селянки чужой красотой — Золушку нарядили принцессой. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», на последнем—«Погибшие у Седана 1870 г», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Его вдова, также уроженка Антрево, намного пережила его. Так южная средиземноморская кровь, оскудевшая вследствие контакта с морем — источником городской цивилизации, — постоянно обновляется из поколения в поколение, за счет притока горной альпийской крови, очищенной соприкосновением с животворным воздухом горных вершин».

Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Великими скульпторами были Пикассо, Дега и Матисс.

Прочитайте текст и переведите его письменно. I. Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья испанец по происхождению, родился в Бордо. Он обратился к изображению жизни деревни, добивался в своих картинах впечатления тишины, спокойствия, поэзии.

Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Напечатанная в «Карикатюр» литография стала знаком живописи послереволюционных лет. Перед нами сжатый сюжет всей европейской истории последующих эпох. Жестокость Тридцатилетней войны и ужас чумы оставили трагические поэмы Агриппы д, Обиньи и многочисленные «Пляски смерти» — принятый в христианском искусстве символ но реального зримого образа беды мы не знаем.

1835, Париж, Лувр), Болото в Ландах (1844–1853, Париж, Лувр), Аллея в лесу ЛИль-Адам (1846–1849, Париж, Лувр), Дубы (1852, Париж, Лувр), Вечер в Кюре (1850–1855, США, Толидо, Музей искусств). Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). Домье отлично знал себе цену — и для последних холстов выбрал героя по себе. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Въезд патриарха в столицу.

Буржуа обиделись и стали пренебрежительно называть мастера карикатуристом. Но одновременно с работами Маркса, Прудона и Бальзака, к 1848 революционному году — пресловутое «новое видение» появилось. Их мертвые тела в беспорядке лежат на полу. Устранитесь от ошибочных представлений о покаянии в грехе и печали по его поводу. I.

Вокруг лежат трупы восстания. Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. он постепенно приобретает более значимую роль, утверждается как самостоятельный жанр. В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Иными словами, ежедневно пятьдесят тысяч человек смотрели комедийные спектакли, слушали стихи и песни В Марселе в ту пору жили двести пятьдесят тысяч человек, значит, у Льва Толстого были все основания говорить, что пятая часть населения этого города ежедневно пополняет свое образование, «подобно тому, как в амфитеатрах пополняли свое образование греки и римляне».

Никогда до этого литография не обладала такой мощью, такой драматической выразительностью. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Руссо воспринимал природу не в статике, а в динамике: часто писал одно и то же место в разное время дня, в разное время года. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33).

В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Это альбом, сопоставимый по значению с «Бедствиями войны» Гойи. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше. Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота.

Летописцев у демократии хватало. Резкий ракурс выводит на нас основную фигуру композиции. Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. Обывателю Франции было от чего сойти с ума: на протяжении восьмидесяти лет идеология сменилась пять раз (вам это ничего не напоминает. ), патриоты посылали народ на убой, либералы говорили народу о свободе и крали последнее, — словом, происходило то же, что и всегда. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь. приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость.

На полотне зрители видят зверски убитую семью. Воздев к небу скрюченный подлокотник, свалилось набок старое кресло. 1870, Москва, ГМИИ им.

Его руки подняты для благословения. I. Будто прожектором, он освещает головы, чтобы лучше показать лица, то тупые, безучастные, то ехидные, лицемерные, презрительные, ханжеские. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Литографии 1852-1855 гг. Пока третье сословие не было силой — оно и языка своего не имело. Они бесстрастно освещают картину чудовищного разгрома.

Величественный и грандиозный, невзирая на небольшие размеры картины, образ, созданный Домье и его мощно обобщенный художественный язык смело обгоняли все, что делалось тогда даже самыми лучшими и передовыми художниками Франции – такими, как Делакруа, Шассерио, Коро, Буассар де Буаденье, заглядывая далеко в будущее, во времена Манэ, Дега, Сезанна. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Человек мёртв. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки».

В картине «Семья на баррикаде» изображение людей подвинуто совсем близко к раме, видна лишь часть фигур и внимание сосредоточивается на лицах, ярко вылепленных светом. Ни сколько-нибудь ясно выраженного индивидуального характера художника, ни сколько-нибудь значительной художественности в этой более описательной, чем выразительной карикатуре не было, она вполне походила и на работы Гранвилля и на работы Травьеса, а вернее – на средний и общий тип тогдашней сатирической графики, еще не очень сильный и не слишком глубокий по своему образному строго. Пушкина), Лес в Фонтенбло (1872, Москва, ГМИИ им.

Ничего принципиально нового, стало быть, сказать не смогли. После сделанных по этим скульптурным бюстам литографских портретов, напечатанных Филипоном, королевское правительство обеспокоилось и, придравшись к слишком очевидному сходству короля Луи-Филиппа и Гаргантюа, пожирающего национальные доходы, на прошлогодней карикатуре Домье, распорядилось арестовать дерзкого художника. Литографии замечательны своей действенностью и выразительностью. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. Товарищи почти никогда не видели, чтобы он сердился. Пушкина).

Его работы приобретают графический характер исчезает пластичность. Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871).

Лицо его застыло и заострилось, редкие седые волосы рассыпались по полу. Его картины проникнуты тем же сарказмом, в них он также прибегает к гротеску. Фактически даже и сам Шанфлери, как и Курбе, не был в состоянии строго следовать собственным ригористическим декларациям. Будущий художник родился в Мар селе в семье стекольщика. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу.

Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат.

Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье. Скульптуры Домье можно рассматривать как подготовительную работу к графике. Недавно он написал автопортрет, благо модель была терпелива и не стойла ни сантима. Листы, выполненные в 1834 году, «Улица Транснонен», «Этого можно отпустить, он нам больше не опасен», «Опустите занавес, фарс окончен», «Современный Галилей», «Все мы честные люди, обнимемся», «Свобода печати», «Похороны Лафайета» словно бы не нарисованы, а вылеплены: гравер строит их по принципу барельефа, помещая, чаще всего, сцену в интерьер с неглубоким пространством, резко подчеркивая главную фигуру, энергичными штрихами жирного литографского карандаша очерчивая формы, сильно моделируя объем. Всё тихо и неподвижно.

Сын мастера-стекольщика. Делакруа, например, совсем не дружелюбно отнесся к июньскому восстанию, пренебрежительно называя его недавними беспорядками. Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. В тени распласталась женщина.

Сама Луиз Сильви была уроженкой Гапа, ее родители — Франсуа и Анна Агийон. В 1833-1835 гг. Домье понадобилось немало лет – от 1835 и примерно до 1844 г., чтобы и в этом новом жанре своей сатирической графики подняться на такую же высоту идейной и художественной цельности и абсолютного мастерства, какой он достиг в 1833-1835 гг. Афанасия и Кирилла в Кремле.

Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. В тени распласталась женщина. Фигура закрыта черным плащом, на лицо опущен капюшон. Что было хорошего в прежние времена.

Леруа был высок, худ, носил маленькую мохнатую бородку. Домье показал тип буржуа — уродливый продукт, выведенный демократическими переменами. При чем здесь карикатура. Эти портреты необычайно злили тех, кто был изображен, тем более что, кроме явного сходства, они сопровождались насмешливо измененными, но весьма прозрачными именами сенаторов, депутатов, министров, - да и действительно, абсолютно идиотский облик какого-нибудь толстого Подена или пронырливая и легкомысленная внешность ДАргу не могли возбудить у моделей этих портретов ничего, кроме лютой ненависти к художнику. Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. С материнской стороны Домье тоже марселец — «приальпиец».

Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью.

В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Пасторали» (1845—1846), «Лучшие дни жизни» (1843—1846). В юности едет в Италию и изучает памятники искусства. Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. Случилось это одновременно с изменением политического устройства мира. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре).

После 1848 заметно влияние Руссо на его творчество. Он, как говорится, поднялся с низов. Героев — сопоставимых с героями, которых создал он, — не появилось. Есть одна картина Гойи, которую можно сопоставить с «Эмигрантами» Домье — это «Чудо Святого Исидора», фреска из Дома Глухого.

Пьер-Этьен-Теодор Руссо был общепризнанным главой барбизонцев. Пушкина), Пейзаж с коровами (1850, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Морской отлив в Нормандии (ок. Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. В его полотнах деревья, земля, тени принимают необычный, причудливый и поэтичный вид. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845—1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844— 1846). Смотрите на Него, приготовляющего для Себя престол. I.

У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня) французский художник Оноре Домье (1808 — 1879), будучи человеком, ненавидящим всяческое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. Он пристально всматривался в природу, стремился запечатлеть ее различное состояние. В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т.

После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом. Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями.

Не знаю. И всякий раз говорили о Свободе с большой буквы, о народе и долге, били себя в грудь. В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие. В 1841 – 1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Может быть, отчетливее всего это видно в «Улице Транснонен».

Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на её виновниках». Вот когда увидим, что бедняк несет ношу с грацией бога, гармония вернется в мир. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. Меняется манера рисунка. Пушкина), Весна в Барбизоне (1874, Париж, Лувр), Церковь в Гревиле (1871–1874, Париж, Лувр), Парусное судно на море (1871, Бостон), Собирательницы колосьев (1857, Париж, Музей Орсе).

«Улица Транснонен» (место ожесточенных боев времен революции 1830 г. ). Художник работал в литографии без перерыва более сорока лет.

Второго декабря 1851 г. произошел государственный переворот, сопровождавшийся чудовищной бойней, учиненной на улицах Парижа 4 декабря по распоряжению захватившего всю полноту власти Наполеона III, сопровождавшейся и другими, столь же грубыми, массовыми репрессиями. Прео хвалил скульптурные работы Домье, хотя и находил, что они сделаны без всяких правил. Читающий герой Домье — читает, чтобы знать и понимать: он собирается изменить мир. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий.

Она изображает комнату в доме на улице Транснонен, в которой жила семья рабочего. Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).

Разумеется, его колоссальное творчество не могло быть одинаково высоким по художественному уровню все эти годы: бывали периоды, когда в ту или иную серию он не вкладывает ничего, кроме своего умения, бывали моменты усталости, когда гравер неожиданно возвращался к ранним временам карикатуры и делал так называемые «большие головы» (серия «Представленные представители», 1849), но каждого художника следует оценивать по его достижениям, по периодам его творческого подъема. Вы свободны. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины. и уж тем более последующих революционных лет, чтобы стала видна вся мятежная и радикальная сила его безжалостного анализа и осуждения всех основ буржуазного мышления и поведения.

Пушкина), Монах (1840, Париж, Лувр), Воз сена (1860-е, Москва, ГМИИ им. Попав в Париж, он копировал произведения старых мастеров в Лувре. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. В рисунке можно допустить неопределенность штриха, расплывчатость пятна. Революционным пафосом наполнены картины «Семья на баррикаде» (1848—1849 Прага, Национальная галлерея) и «Восстание» (1848 (. ) бывшее собрание Руар). На пол свисают простыни с развороченной постели. Домье современникам был известен как карикатурист, сотрудник газеты «Шаривари», автор шаржей на буржуев вообразите, что кто-то, глядя на иконы Рублева, скажет «это как Кукрыниксы. ».

Лишь на рубеже 18–19 вв. Изгнанники идут через горный кряж, толпа идет перевалом, эта метафора неимоверного усилия, которое вообще свойственна искусству Домье. Была ли Республика Домье его первой живописной работой.

Почему условный античный канон существует для нас как непреложный критерий гармонии. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Художник не умел смотреть открытыми глазами в лицо беде. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Пейзаж (1864, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Дождливый день (1872, Москва, ГМИИ им.

Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно. Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни.

Он то вы ступает в роли лицемера врача, радостно констатирующего смерть раненого рабочего («Он нам больше не опасен», 1834 г. ), то, обнявшись со своими соратниками, воровато вынимает из чужого кармана часы («Мы все честные люди, обнимемся», 1834 г. ). В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Прежде искусство беды боялось. В этом отношении характерен самый, может быть, знаменитый лист Оноре Домье «Законодательное чрево» (1834), где световой ритм образует почти декоративную по своей равномерности ритмическую игру белых пятен, создающих движения не в плоскости листа, но лишь перпендикулярно ему.

Работы Добиньи полны лирики, поэзии, но одновременно объективны. Но так как гротескные маски министров изображенные здесь, «лепятся», собственно из этого белого, то они тем более настойчиво, почти навязчиво двигаются на нас, чем и создается удивительная действенность этой литографии. Жан-Батист-Камиль Коро относился к поколению более старшему, чем художники-барбизонцы. Домье вспомнил и восстановил свое блестящее рисовальное и литографское мастерство, совсем было растерянное в Карикатуране и последующих физиологических сериях. После подавления революции 1848 г., когда республике грозит опасность со стороны бонапартизма, он изображает «Ратапуаля», бонапартистского агента, хитрого наглеца, предателя. Завершается альбом листом «Потрясенная наследством» — изображена женщина, символ Франции. Ободрение не удовлетворило его он все еще искал Иисуса.

Кафку и Руо — и далее бессчетно), он показал пирамиду власти, парламенты, королей, президентов, депутатов (см. Диапазон интересов и чувств художника необычайно велик, подлинно универсален. Герман. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи. Пушкина), Берега Виллервиля (1875, Санкт-Петербург, Эрмитаж). При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.

Тёмные зловещие пятна высыхают на полу. Но Домье не хотел изображать мучеников. Их скульптуры столь же значительны, как их холсты. Пушкина).

Как рассказывают современники (Теодор де Банвиль), Домье никогда не употреблял отточенные новые карандаши, он предпочитал рисовать обломками, чтобы линия была разнообразней и живей. Над ними витают спокойствие и полумрак.

В глубине комнаты — едва различимый в полумраке труп женщины.

В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться.

Он более не опасен. Домье, как прилежный газетчик, рассмотрел все, о чем надо написать. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839 – 1842), «Пасторали» (1845 – 1846), «Лучшие дни жизни» (1843 – 1846). В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). Каждый день Оноре старался урвать хоть полчаса на серьезную живопись.

Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Домье научил нас смотреть в лицо унижению и беде. Литография«Улица Транснонен» (1834 г. ) изображает трагический финал рабочих восстаний в 1 834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей.

Едва ли не впервые в истории живописи Гойя изобразил толпу как единый дышащий сотней ртов организм, как странное многоголовое существо, которое корчится и орет от боли. Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания. Его картины и акварели, полные глубокого сосредоточенного чувства, посвящены суровой жизни простых людей Франции («Бурлак», «Суп», «Вагон III класса»), величию их жизненного пути («Тяжелая ноша»), чистоте их внутреннего мира («Прачка»). В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Утро в Венеции (1834, Москва, ГМИИ им.

Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Известная литография «Улица Транснонен» (1834) была воспринята современниками как протест против террора и кровопролития, наступивших после Июльской революции. Пушкина). Домье разоблачает виновников бедствий Франции. В области живописи, а также акварели Домье начал работать уже в 30-х гг.

Он одним из первых обратился к мотиву весны в пейзаже, показывая ее свежесть и блеск. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). На ночной рубахе пятна засохшей крови. В его картинах чувствуется эмоциональное отношение к действительности.

Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). На переломе от романтической эпохи к эпохе расцвета реализма в 40—70-е годы XIX в. стоит творчество великого французского художника Оноре Домье (1808—1879). Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения.

Жюль Дюпре родился в Нанте в семье фабриканта. Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. Наоборот, его искусство скорее, при желании, можно было бы упрекать в том, что оно всегда было слишком верным эхом наиболее глубоких процессов, происходивших в общественном сознании эпохи.