Донателло Св Георгий

Создание "Святого Георгия" принесло Донателло мировую славу как величайшего из скульпторов своего времени. Святой Георгий был достаточно любимым героем для изображения у многих скульпторов и до Донателло. Автор статуй «Святого Георгия»— Донателло— крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. Автор статуй «Святого Георгия» — Донателло — крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. Изваяние "Святой Георгий" было создано великим итальянским скульптором Донателло между 1415 и 1416 годами.

Самые красивые города в вечернем освещении

В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»). Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Последние годы Лоренцо скитался по разным городам.

В 1408-1415 гг. Едва намеченная пространственная глубина в «Жертвоприношении Авраама» превращается в «Историю Иакова и Исава», в сложную многоплановую композицию, уходящую далеко вглубь.

Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Линии в «Битве св.

«Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Трудовая, 3) и будет доступен для поклонения до вечера этого дня. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.

В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Несмотря на то что статуи находились в нишах, они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов («Св.

Краткие биографические 
сведения о скульпторе 
Донателло

Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло

Там, быть может, самые восхищенные строки посвящены «Святому Георгию Победоносцу»: «Маленькая голова на длинной шее — тип флорентийской красоты — немного повернута налево. Статуи Донателло гораздо интенсивнее по чувствам, чем произведения древнеримского искусства. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.

Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения.

  • Брунеллески и Донателло – выдающиеся мастера эпохи раннего Возрождения
  • Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
  • 600 лет «Святому Марку» Донателло
  • Донателло великий итальянский скульптор
  • Скульптор Донателло: биография, работы, фото
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

Донателло. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует.

В 1912 году в России вышел труд Н. Горбова о творчестве скульптора. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». И как всегда, он уверенно справился с ними. Верный приверженец христианских доктрин, он не чуждался гуманистов, привлекая к своему двору Поджо, Бруни, Бьондо, Георгия Трапезундского и Альберти.

Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Виппер отмечает в своей книге: «Андреа Пизано в своем распределении сюжетов придерживался традиций итальянского треченто — Гиберти же заимствует вертикальный принцип своего рассказа у северной готики: именно в таком порядке — слева направо и снизу вверх — совершалось чередование сцен в цветных витражах готического собора».

Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. В отличие от «Св. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.

Нижний Тагил, ул. Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях.

  1. Зимние пейзажи выдающихся художников
  2. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  3. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  4. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

Столь же выразительно и лицо пророка. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. В 1406 г. она приобрела город-порт Пизу, расположенный в устье реки Арно и получила выход в Средиземное море. Марку» с Ор Сан Микеле.

Марка (1412 год), св. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Донателло изображает Христа в левой части рельефа.

  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи

Лицо юноши, полное свежести и благородства. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна.

нателло. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Эта статуя была выполнена для контрфорса флорентийского собора в 1408-1409 годах, но затем, вероятно по причине ее недостаточно большого размера для столь отдаленного место- рам), положения, передана по приказу синьории в 1416 году в Палаццо Веккьо, где статуя была доработана мастером. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников».

Георгия» красивы и выразительны. Совсем другое у Донателло. Но и этого ему мало. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло).

Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Скульптор получил признание еще при жизни, его работы неизменно вызывали восхищение у современников.

Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Между ними видны играющие музыканты.

  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Донателло – основоположник скульптурного портрета
  • Описание скульптуры Донателло «Святой Георгий»

Главное действие происходит в центре композиции. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Тело немного изогнуто. пока скрытой. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело.

Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Можно себе только воображать теперь восхищение, пережитое когда-то флорентийцами. Заключил Лоренцо трактат автобиографией. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св.

  1. Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
  2. Альбертина — самый посещаемый музей Вены
  3. ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
  4. Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела
  5. Поездка в Рим, второй флорентийский период

Днем он работал над воротами, а вечерами писал свои «Комментарии» — историю искусств. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией.

Данное произведение скульптора уже наполнено теми характерными чертами для зрелого периода его работ: стремлением к однородности элементов классического и готического искусства. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак.

На плечи наброшен короткий плащ, завязанный узлом. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Глубина изображенного на этом «рельефе-картине» пространства никоим образом не зависит от их присутствия.

Брунеллески и Донателло 
– выдающиеся мастера 
эпохи раннего Возрождения

К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Оно очень своеобразно и представляет собой не столько обобщенный тип, как ранее, сколько лицо единственного человека интересующее мастера именно в силу своей единичности. Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги. Они как бы окаменели от горя. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Св.

Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. За изяществом и кажущейся легкостью изображения нагого тела чувствуется большое умение и долгие часы работы. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась).

Он восторженно отзывался о статуе «Св. Произведения Донателло в ризнице церкви Св.

Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева.

С точки зрения идеи — патриотического подвига — «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения.

Донателло достиг этого эффекта не одним лицом поразительна и вся поза Георгия. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Это приводит к легкой обозримости статуи, которую можно без труда охватить одним взглядом, чему немало способствует ясная, тщательно продуманная композиция фигуры. В статуе Георгия очень своеобразно сочетаются замкнутость мраморного блока, подобранная рельефность переднего аспекта и насыщенность движением. Пять фигур находятся в музее собора.

Скульптор понимал, что в каждом поле рельефа должно быть много фигур. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. При этом пришлось пожертвовать преимуществами броского литературного стиля. Существует вероятность, что примерно в 1406-1408 годах им было выполнено две фигуры молодых пророков, которые были расположены над северным порталом собора.

Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола.

Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики.

На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ.

Архитектурная декорация развивается в глубину почти до бесконечности и это демонстрирует замечательные возможности в передаче пространства с помощью перспективы. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. В юности учился у золотых дел мастера, работал как художник. Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в 1446-1450 г огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей.

Их судьба иногда была драматической. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии.

Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Мрамор. Донателло приближал рельеф к живописи.

Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Непокрытая голова позволяет хорошо рассмотреть лицо – юное исполненное отваги, прекрасное в своей одухотворённости. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Вначале бронзовые статуи Мадонны и святых находились под балдахином, поддерживающим колонны, которые были назначены на высокий постамент и украшены рельефами. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Георгия.

Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Антония и изображениями символов евангелистов. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.

Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Гиберти принимает решение уменьшить количество рельефов с 28 до 24. К сожалению, эта статуя явилась последним произведением Нанни ди Банко в области круглой скульптуры. Некоторое время он работал в Пезаро у синьора Пандольфо Малатесты.

Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Начал Гиберти писать для себя, чтобы лучше разобраться в искусстве прошедших веков. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе.

Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. В начале 16 века Микеланджело вознесет идею героя, впервые выраженную Донателло, до высоты совершенного идеала, воплощенного в непревзойденном Давиде.

Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Однако это впечатление обманчиво. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству.

В творчестве мастера наступил новый период. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.

Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Здесь начинается следующий этап его творчества. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло.

С такими он был непреклонен. Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело». Она, несомненно, связана с ними тематически.

Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Эти атрибуты были, несомненно, подсказаны мастеру старшинами цеха оружейников, хотевших видеть своего патрона наделенным всем тем, что они сами изготовляли. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Голов pа повернута слишком неестественно.

Вторую он отвел искусству Средних веков. Фигура прорисована уверенно и свободно. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора.

Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). В первых образах новой, ренессанской скульптуры, созданных Донателло, данью готике осталось лишь стрельчатое обрамление ниш, в которых стоят святой Георгий и святой Марк — покровитель цеха шерстянщиков.

Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо.

Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Вокруг он изобразил цветочный узор. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши.

Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг.

Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Образом послужил памятник Марку Аврелию. В отличие от «Св. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.

Именно такая женщина была способна на подвиг. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Впоследствии Джордже Вазари напишет: «Каждый принялся за работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в нее всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений». Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Прекрасную копию «Георгия» можно видеть и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.

И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута.

Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. После этого беседа о пластике раннего Возрождения продолжится, а обладатели загородных домов с дворцовым стилем в интерьере получат очередную возможность выбрать скульптуру для убранства дома (разумеется, заказав ее копию). Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.

В действительности, все эти точки зрения односторонни. Постоянное перемещение художественных ориентиров является путеводной нитью книги, в которой я стремился показать, как каждое произведение соотносится с предшествующими — через подражание им или противодействие. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь.

Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Вверху изображены летающие ангелы. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией.

Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.

В рельефе сиенской купели Донателло добивается большей драматической концентрации, в рельефе из Лилля – гораздо большего разнообразия архитектурного фона. Слева от нее — Мария Магдалина вскидывает руки в жесте отчаяния, рядом — закрыла лицо другая женщина. Фасад же церкви остался неоконченным. В конце XVI в. алтарь был разобран. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка».

С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф.

Статуя полна жизни и изящества. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты).

«Св. Не везде он стремится согласовывать разные планы и иногда отказывается даже от правильной трактовки перспективы. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком.

Но это не простой мальчик. Это способствовало процветанию торговли. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок.

Лицо его отличается особой экспрессией. Так подчеркнута глубина рельефа. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Измельчить масштаб — создастся впечатление муравейника. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ.

Георгий у Донателло – гибкий, стройный юноша в лёгких латах. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор.

В этой фигуре всё значимо. Назовут эту арену — Скульптура Возрождения и, вслед за Донателло, Микеланджело достигнет на ней небывалых вершин. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Этот папа совмещал в себе все противоречия века. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок.

Однако страдание обладает длительностью во времени. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. После чего вновь пригласил принять работу старейшин цеха.

Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Донателло строит образ на игре света и тени. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности.

Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве.

С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Таким методом пользовались ещё в античном искусстве. Созданный скульптором героический образ юноши-патриота, готового встать на защиту флорентийской республики, ярко индивидуален, почти портретен. С точки зрения идеи— патриотического подвига— «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело.

На лице его застыла гримаса страдания. А Брунеллески он был обязан многим. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего.

Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Срок исполнения работы — один год. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения.

Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. В творчестве мастера наступил новый период. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Марк, можно поверить и его писаниям». Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание.

Лаврентия изображающим Страсти Господни. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Через несколько лет Донателло решительно порывает с традициями мастерской Гиберти и смело становится на путь самостоятельного развития. Левая нога, несколько согнутая в колене, слегка отставлена назад, левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который ложится свободными складками, превосходно выявляющими рельеф ноги.

Он обладал характером сложным и независимым. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами.

По сторонам мадонны слева и справа стояли парные статуи святых: Франциск и Антоний, Юстина и Даниил, Проздоцим и Людовик Тулузский. Одни подчеркивали их зависимость от древнеримских бюстов, другие — их портретность, третьи считали возможным говорить об их натурализме. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». На коленях стоит богоматерь.

В течение долгих лет считалось, что скульптура, заказанная флорентийским землячеством в Венеции, была исполнена во время пребывания Донателло в Падуе, во второй половине 1440-х или в начале 1450-х гг. По сравнению со спокойной канторией Луки делла Роббиа бурный хоровод ангелов, созданный Донателло, кажется, забыл о цели своего танца — прославлении девы Марии.

Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. И, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе – столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донато». Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Изящно ложатся складки одежды. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры.

Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Уже на рубеже XIII и XIV вв. Художник, чуть ли не впервые после античного искусства, сумел решить проблему естественной позы стоящей фигуры.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Поездка в Рим вместе с Брунеллески расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось влияние античности. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Особенно это заметно в изображении св.

Третье правило также потребовало некоторого самоотречения. Первую часть его мастер посвятил античности. И все равно что-то не устраивало Лоренцо. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Брезгливой гримасой тронут его рот. В его правой руке — тяжелый меч. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада.

Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Здесь представлены родные и друзья Христа.

Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи.

Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Спустя 90 лет Микеланджело создаст Давида: тело его полностью обнажено, правая рука опущена вдоль тела, в кисти вместо меча — камень, поворот головы вправо, дерзкий взгляд в сторону Голиафа (вместо змея), лицо полно чувства гордой мужественности. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью.

Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми.

Св. В 1440 году Донателло выполняет работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. То же направление видно в его статуе пророка Аввакума известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции. В ней чувствуется рука самого Донателло.

Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Внутреннее пространство Старой сакристии приближается по форме к кубу, перекрытому полусферическим куполом. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг.

Они потребовали от художника исправить это нарушение. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Постепенно формы приобретают ясность, становятся цельными объемы, портретностью сменяется типовое выражение лиц, а складки одеяний облекают тело естественно, вторят его движению и изгибам. Гиберти идет от нижнего левого рельефа к правому верхнему. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Вскоре молодого новатора приняли в Гильдию живописцев и он стал настоящим народным художником, выполняя различные общественные заказы.

Но мастер компенсирует эту потерю другими эффектами, близкими тем, которые достигаются в живописи. В конце XVI в. алтарь был разобран. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Но это не мешало ему быть скромным и непритязательным в быту: он мало ел, стеснялся носить дорогой плащ, который ему подарили почитатели его таланта.

Линии профиля определенны и чеканны. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще.

Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Скульптура отличается живостью исполнения. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло.

Красив мотив струящихся складок одежды. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Итальянский скульптор Лоренцо ди Чоне Гиберти родился в 1381 году. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине.

Мария показана в сложном повороте. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание.

Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Марк, можно поверить и его писаниям».

В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Позитивные же задачи должны предстать из нее самой. Странные полуспущенные штаны, которые держатся на широком поясе, как установили историки, могут быть атрибутом фригийского божества Атиса. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне.

Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Тем самым усиливается иллюзия пространства. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи.

Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. И в этом проявился его характер.

У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).

Его крылья, кажется, еще полны движения. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг.

Удивительна судьба этого города. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Георгия» и «Св. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела.

В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Антония Падуанского, а также четыре рельефа изображающих сцены из его жизни, которые считаются вершиной творчества этого мастера в живописном рельефе.

Хотя Флоренции и угрожали: сначала герцог Милана Джан Галеаццо Висконти, а позднее — неаполитанский король Владислав, ей удалось избежать кровопролитных войн. Но спорить с Донателло было не так-то просто. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии.

Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Марк»). Это один из первых ренессансных конных монументов. Во-первых, возрастает значение линии. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг.

Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Таким образом происходит объединение этих композиций в один последовательный рассказ, как в средневековом искусстве. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру.

Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Удачно передано движение ангела. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Донателло «Давид» (около 1440). В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы.

Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало.

Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма.

У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Особенно известен Святой Георгий (1416 г. ) – юноша-воин со щитом в руке. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб».

Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Петра и завершения ряда других заказов. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год).

У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. В рассматриваемой композиции св. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Марка» с Ор Сан Микеле. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти.

На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх.

Фигура исполнена достоинства. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека.

К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Он готов отразить любой натиск, любую атаку, готов сложить голову, защищая свою родину, свой родной город. Евангелист Марк (1411). Но даже с учетом вышеизложенного, я вынужден был многим пожертвовать.

Вес распределен на правую опорную ногу, левая нога отставлена в сторону и слегка согнута. Путти Донателло предельно общительны. В Риме Донателло побывал и в 1430 году и никакого особого следа это не оставило в его работах. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине.

В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Плоский рельеф изображающий голову св. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св.

Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства.

Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Для этого он не гнушался добавить к своим работам совсем непривлекательные черты, чем разрушал всю основу античного искусства, которое до него считалось единственно верным и правильным. Марка».

Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Такие победы одержали тогда и эти герои Возрождения — талаинтливые скульпторы. Их нельзя считать портретами, так как они не столько передают внешний облик, сколько внутреннее переживание.

Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи.

Георгия» и «Св. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах.

Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Георгий у Донателло— гибкий, стройный юноша в легких латах. Позднее римские арки скульптор перенесет на свои рельефы. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Высоко над холмом вознесены три креста. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж.

23 июня в 9. 00 ковчег с десницей прибудет в Свято-Троицкий кафедральный собор (г. Уравнивая пластику с архитектурой, Донателло первый по примеру древних создает статуи, свободно стоящие, со всех сторон обозримые, сами по себе полноценные, что, однако, не исключало их гармоничного сочетания с архитектурой. В 1417 году ему поступает заказ от гильдии оружейников на создание статуи Св. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи.

Около 1345—1350 гг. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. В 1430 году Гиберти едет в Рим, где потрясен обилием античных памятников. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма.

Однако со временем труд его из камерного превратился в научный трактат. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед.

Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Искусствовед Б. Р. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Галерею остро индивидуальных образов представляют собою выполненные Донателло в 1416—35 гг. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление.

Георгия в этой работе мастер воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим гражданственным звучанием. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Слегка изогнулся торс Марка. Увеличить масштаб самих фигур — меньше их уместится.

Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. они были приостановлены. Ему не хватало места на дверях. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Во всяком случае, не следует придавать в художественном развитии Донателло решающую роль Риму, как это делали историки искусства XIX века.

Вместе с другими мастерами во Флоренцию прибыл и двадцатилетний Лоренцо Гиберти. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. «Св. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. В 1403—07 гг.

Ему неведома донателловская мощь. Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств. Донателло должен был чувствовать себя одиноким.

Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Все семеро должны были сделать одну контрольную работу — «бронзовую историю», подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пизано для южной двери баптистерия. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. А это и составляет сущность донателловского образа.

Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу.

Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Антония в Падуе. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. На его лице веселая улыбка.

Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром.

Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Это один из первых ренессансных конных монументов. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. В действительности, все эти точки зрения односторонни.

Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие.

Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Перед нами — человек высокой духовной силы, мужественный борец за справедливость, готовый в бою отстоять свои идеалы. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло.

Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.

То же напряжение ощущается и в лице. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв.

У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены.

Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти.