Два Лада
Навсегда запомнить надо, как фамилии – два лада: Существуют с давних пор лад мажор и лад минор. Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор. Материалы и оборудование: портрет Г. Свиридова иллюстрации картин: Н. Нестеров «Два лада» И. Левитан «Солнечный день. В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Все любовались ими и называли их «два лада».
Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах — о любви-согласии, любви-удаче. Всё историческое многообразие ладов современная наука возводит к двум фундаментальным принципам— модальности и тональности. - В музыке тоже существует два лада: мажор и минор. Картина Михаила Нестерова Два лада: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Презентация для школьников на тему Два лада о музыке.
Описание картины Михаила Нестерова «Два лада»
Другой пример: есть среди нас люди искренне и открыто верующие, но в то же время опасливо и неохотно именующие себя православными ибо имя «православие» кажется им синонимом эпического религиозного быта, недвижного устава и уклада, духовной статики, несовместимой с живыми алканиями духа. Надо ли говорить о том, что оттенков настроений в индийской классической музыке гораздо больше, чем в европейской. Эпично священство трагично царство.
Мажор Жил да был один синьор, Имя он носил Мажор. С собой когда я прихожу Улыбку, шутки, смех.
И почему, напротив, польский национальный энтузиазм всецело и с такой любовью опирается на неумирающую традицию старинного «мессианизма». Эта картина — двойной портрет, портрет-диалог, в котором два полярных характера, как две мелодии в музыке, находятся в единстве контрапункта. Художник сумел показать, как любит он «русский пейзаж, на фоне которого как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни и русскую душу». Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились. Итак, мажор: ТТпТТТп минор: ТпТТпТТ. Они натолкнули живописца на мысли о любви, преданности, красоте человека и природы. Он воплощен в жизнь всецело всем своим составом он погружен в динамику ее «становления», — становление же всегда страда, горение, разлука, уничтожение и новое возникновение.
План-конспект урока (музыка) по теме: 2 класс Два лада
Эпично священство трагично царство. Разгневался отец ибо был он князь, владыка большого и богатого удела. С XIX века основное значение Tonart соответствует русскому «тональность» в смысле «совершенного» высотного положения мажорного или минорного звукоряда (например, в словосочетании 24 Tonarten, то есть «24 тональности» Durtonarten— «мажорные тональности» ит. п. ), но также словом Tonarten немцы иногда обозначают древнегреческие лады (др. -греч. Термин tonality употребляется в двух смыслах— в узком смысле это синоним русского и немецкого (в узком понимании) «тональность» (то есть лад тонального типа, центральный по значению лад многоголосной классико-романтической музыки). В те далёкие времена жили на Руси юноша и девушка. Это исключение лишних в каждой компании нот и даёт формулы последовательности интервалов (ТОН-полутон) мажорного и минорного ладов.
Эти слова Тютчева особенно помнил Достоевский. Тема любви здесь основная, но не единственная. Он воплощен в жизнь всецело всем своим составом он погружен в динамику ее «становления», – становление же всегда страда, горение, разлука, уничтожение и новое возникновение. Несомненно, эпическое идет на общую потребу и в круговую поруку жизни преимущественно, как энергия охранительная или устроительная трагическое же – социально, как почин сдвига и вещая тревога. Ныне же оно приобрело трагический смысл, — и вот, его уже не стыдятся. Достоевский сделал славянофильство трагическим и столь велик был этот переворот, что само имя старой секты было отметено прочь: так древле «ученики Иоанновы» забыли, что они «ессеи».
Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Два лада, 1905
Серьёзным препятствием для изучения ладов в неевропейских культурах также является присущее им принципиальное иное, чем у европейцев, «синтетическое», недискретизированное представление музыки как единства логической структуры и способа её бытования. В мажорной компании, если за тонику брать ноту ДО — все чистые ноты, 7 из 12. Чаще всего слово «лад» употребляют по отношению к двум тональным ладам — мажору и минору («мажорный лад», «минорный лад»).
Сказка про Мажор и Минор Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор. Подобно тютчевской радуге, славянофильская идея вознеслась у Достоевского во вселенские просторы – «и в высоте изнемогла». Другой пример: есть среди нас люди искренне и открыто верующие, но в то же время опасливо и неохотно именующие себя православными ибо имя «православие» кажется им синонимом эпического религиозного быта, недвижного устава и уклада, духовной статики, несовместимой с живыми алканиями духа. Иные времена – иной лад изменился лад – и чуждою кажется песня. Полная музыкальная октава содержит 12 нот — 7 чистых и 5 повышенных или пониженных. Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились.
Чаще других симметричных ладов композиторы использовали так называемые «увеличенный» и «уменьшённый» лады. Известно, как увлекала Нестерова сказочная тематика, когда он в начале своего творческого пути в 80-х годах XIX века занимался иллюстрациями. Попытка найти «душу» русской природы в сказочности осуществлена художником в картине «Два лада». Для выводов о специфике античных ладов (по-гречески называвшихся «тонами» или «тропами») нотированные памятники музыки (древнегреческие сохранились по большей части во фрагментах, древнеримские не сохранились) недостаточно репрезентативны. И если дружен ты со мной, То ждет тебя успех. Слова Александра Блока: «радость, страданье – одно», – этот главенствующий мотив в гениальной, глубинной напевности его лирической драмы «Роза и Крест», – написаны в сердце высокого трагического человека: этот иероглиф – узор пламенных роз, страдальчески вырастающих из живой плоти его душевного креста.
Конспект открытого урока во 2 классе на тема: Два лада
В античных гармониках генезис ладов описывался как проекция видов октавы («форм», «схем», в терминологии Платона и неоплатоников— «гармоний») на реальный, существовавший в практике «материал», так называемую Полную систему. Но в них вздохнула вся тоскующая о Невидимом Граде трагическая Русь. Во Христе умираем, Духом Святым воскресаем. В английском языке понятие лада передаётся двумя терминами: mode и tonality.
Любование природой, ее притяжение хорошо читается в картине «Два лада». В лучших своих картинах художник стремился к предельной для него духовности. В странах арабского Востока (в том числе в Ираке) и в Турции распространён макам, в классическом Иране— дастгях в музыке индонезийского гамелана ладовыми звукорядами являются слендро (или «салендро») и пелог, в японской традиционной музыке гагаку— тёси (англ. chshi). Прежде оно звучало как-то слишком эпично мы боялись его отзвуков: «самодовольство, довольство, благополучие», — ибо ни довольства, ни благополучия в нас не было. В широком смысле термин tonality, определямый как «системная организация звуковысотных явлений и отношений между ними»26, близок русскому «ладу»27. Улыбался, хохотал, Никогда не тосковал. Стоит заметить, что слово «лад» восходит к временам Древней Руси, где это означало «супруг». Наиболее известные примеры неевропейских ладов (они же— жанровые системы и нередко они же— способы развёртывания музыкальной формы): в Индии (также и в других странах Южной Азии)— рага, в Азербайджане— мугам, в Узбекистане и Таджикистане— маком (и шашмаком), у уйгуров и туркменов— мукам. Если некоторые ценности обесцениваются в господствующем мнении малодушным подозрением, что они не отделимы от общего эпического мировосприятия, последнее преспокойно ютится под лозунгами, выражающими, казалось бы, трагический разрыв с наличным порядком вещей, на самом же деле внутренне приводящими человека в самой борьбе с действительностью к невозмутимой душевной уравновешенности.
Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. Количество выводимых конкретных ладов у теоретиков колеблется от семи (у Птолемея) до пятнадцати (у Аристида Квинтилиана). Эта его природа полагала между ним и его эпическими единоверцами какую-то «недоступную черту» и доселе лишь как бы поневоле и с оговорками его принимают в расчет, произнося приговоры над славянофильством. Дочь свою он называл не княжной, а царевной. При этом номенклатура видов (этнонимы «дорийский», «фригийский», «лидийский», «миксолидийский», а также производные от них «гиподорийский», «гипофригийский», «гиполидийский» ит. д. ) экстраполировалась на названия самих ладов (отсюда «дорийский тон», «фригийский троп» ит. д. ).
Технологическая карта урока "Два лада" 2 класс
«Нет, братец, так не годится. » – сказал Мажор и стал напевать весёлую песенку. или, как вариант, делили на четыре лада, носившие греческие названия protus, deuterus, tritus, tetrardus (то есть «первый», «второй», «третий», «четвёртый»), с двумя разновидностями — автентической и плагальной (например, protus authentus, deuterus plagalis). Пошлость – эпизм низин. В мечтах видел ее царицей, женой заморского царя. Между тем, среди первых славянофилов был и поэт Тютчев, человек чисто трагического типа. На рисунке мы можем увидеть лесенки всех десяти тхатов классической музыки северной Индии.
Избрав в искусстве путь «поэтизированного реализма», Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни. Так, в южноиндийском стиле Карнатика используется 72 мела (от «мел», возможно, произошло слово «мелодия»). Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. Подобно тютчевской радуге, славянофильская идея вознеслась у Достоевского во вселенские просторы — «и в высоте изнемогла».
Ищу рассказ о картине Два лада Нестерова
Грусть да печаль в беде плохие помощники. Другие названия уменьшённого лада: гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из его опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон» или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.
Все любовались ими и называли их «два лада». Минор плачет: «Ох, пропадём, в яму упадём. » А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой. » Запел Минор грустную песню. Это совсем не значит, что музыка Востока «лучше». Ныне же оно приобрело трагический смысл, – и вот, его уже не стыдятся. Эпический человек (беру чистый, беспримесный образчик типа), подвергаясь всем ударам рока, все же не сознает своего состояния трагедией, как таковой, – ибо трагедия и страдание не одно и то же в крушении всех надежд и в самой гибели он лишь глубоко несчастен, но не трагичен. Давно это было. «Ладами» упрощённо называют (по принципу «часть вместо целого») звукоряды западных и восточных модальных ладов — натуральных (например, «джазовая импровизация в лидийском ладу» подразумевается — на основе звукоряда лидийского лада), церковных, традиционных восточных (макама, раги и других старинных традиций).
Презентация – Тест по музыке «Два лада»
В их взгляде ощущается чувство беззаботности, уверенности в светлом будущем, где они будут верными и любящими супругами. До войны слова «патриотизм» у нас недолюбливали, а в годину войны полюбили. Просто европейская музыка — именно в рамках двух ладов — получила более глубокое развитие. Эта его природа полагала между ним и его эпическими единоверцами какую-то «недоступную черту» и доселе лишь как бы поневоле и с оговорками его принимают в расчет, произнося приговоры над славянофильством.
Именно эти темы Нестеров и попытался отразить в своей картине «Два лада». Они любили друг друга. Впервые описанные в эпоху Каролингского Возрождения, в средневековой Европе каноническую форму получили церковные лады (или «церковные тоны»), лежащие в основе григорианской монодии.
Высохли на глазах братьев слёзы и лес перестал казаться им страшным и дремучим. Люди глядели на них и счастливо улыбались. Сохранившиеся трактаты о ладах на древних языках (диалектах китайского и персидского, на санскрите, арабском ит. д. ) переведены на европейские языки в очень незначительном количестве и не до конца осмыслены европейской музыкальной наукой., )22, модальные средневековые лады (как, например, в термине Kirchentonart)23 и наконец, лады многоголосной музыки эпохи Ренессанса и раннего барокко24. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Минор плачет: «Ох, пропадём, в яму упадём. » А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой. » Запел Минор грустную песню.
Сочинение-описание картины Нестерова «Два лада»
Во Христе умираем, Духом Святым воскресаем. В истории западноевропейской музыки были протяжённые периоды, когда модальный и тональный «векторы» проявлялись в равной мере. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Меня зовут синьор Мажор.
Можно наблюсти только, что трагический строй душевной жизни облагораживает человеческую немощность и само падение человека (вспоминается мне, например, Мармеладов), между тем как низость, переживаемая эпически, отвратительна. Напротив, на вершинах духовности эпическое мировосприятие приобретает нечто торжественное и священственное оно приобщает личность олимпийской гармонии. С русским «ладом» отчасти пересекается многозначный немецкий термин Tonart (например, Tonartencharakter— то же, что этос лада, любого исторического генезиса и любой структуры Tonartentyp— ладовый тип). Между тем, среди первых славянофилов был и поэт Тютчев, человек чисто трагического типа. Латинизм Modus закреплён за монодическими церковными ладами.
Минор Я вот что вам скажу: Со смехом мне не по пути, Я грустью дорожу. Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный. » А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, так как я Минор». Слова Александра Блока: «радость, страданье — одно», — этот главенствующий мотив в гениальной, глубинной напевности его лирической драмы «Роза и Крест», — написаны в сердце высокого трагического человека: этот иероглиф — узор пламенных роз, страдальчески вырастающих из живой плоти его душевного креста. И вдруг узнает, что дочь его неразлучна с сыном тысяцкого. И вспомнилось детство и такое же озеро и эти лебеди и ощущение счастья.
Здесь перед нами открывается именно «пейзаж души», пейзаж-песня, сказка. Нестеровская природа одухотворена. В немецком языке русскому «ладу» близко значение термина Tonalitt в широком смысле, а именно «системное и типизированное функционально-иерархичное дифференцирование звуков или аккордов»21. Это пейзаж душ влюбленной пары и он полон их весеннего счастья их нежной любви.
Картина Два лада Михаила Нестерова
Однако не только символическое значение этих птиц взято из фольклорных традиций. Эти слова Тютчева особенно помнил Достоевский. Пошлость — эпизм низин. Кроме этого, художник показал и свое мастерство пейзажиста.
Наконец достигла молва и отца девушки. Можно наблюсти только, что трагический строй душевной жизни облагораживает человеческую немощность и само падение человека (вспоминается мне, например, Мармеладов), между тем как низость, переживаемая эпически, отвратительна. В современной англоязычной традиции (особенно в США) уменьшённый лад называется «октатоникой», а увеличенный лад (зачастую, но не всегда)— «гексатоникой». Повторяю, однако, что в проводимом различении трагического и эпического типа не кроется никакой оценки, что один не выше и не благороднее другого, — по крайней мере, на известной высоте духовно-нравственного развития личности и при полном равенстве остальных условий сравнения. Эпическому славянофильству они должны были звучать глуше. Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор.
между людьми, возвышенности или низменности их самоопределения и вожделения я полагаю, что на всех высотах духа, на всех ступенях сознания мы встретим эпический и трагический тип отношения к миру. Достоевский сделал славянофильство трагическим и столь велик был этот переворот, что само имя старой секты было отметено прочь: так древле «ученики Иоанновы» забыли, что они «ессеи». Наглядным примером этого может стать полотно М. Нестерова «Два лада». Термин Tongeschlecht обозначает ладовое наклонение в тональной музыке— мажор или минор. Люблю, вздыхая, слёзы лить И предлагаю вам.
Друзья, представиться спешу – Знакомству очень рад. Этот безмолвствующий, почти молчальнический священный трагизм из века в век многострадально питается глубочайшим чувством несоизмеримости между терпеливо переносимым земным и пламенно чаемым небесным на преображенной земле. И почему, напротив, польский национальный энтузиазм всецело и с такой любовью опирается на неумирающую традицию старинного «мессианизма». Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный. » А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, так как я Минор». Это пейзаж сказочной лирики и лирической любовной песни.
Нестеровский образ Руси рождается в слиянии души человека и очеловеченной художником природы. Путем к обретению единства человека и природы, поэтического раскрытия ее «души» для Михаила Васильевича Нестерова стало обращение к народной сказке и легенде. В увеличенном ладу (иначе «целотоновая гамма») 6 звуков, расположенных последовательно по целым тонам. Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно.
Вот таким образом современные представления об античных ладах основываются на научных и учебных текстах греков (Аристоксена, Аристида Квинтилиана, Клеонида, Алипия) и римлян (прежде всего, Боэция). Давайте вместе погрустим – О чем – не знаю сам. Иные времена—иной лад изменился лад— и чуждою кажется песня. Два соседа дружно жили, Оба музыке служили, Только каждый — как умел, У обоих — куча дел. Семя, умершее в темных глыбах, должно воскреснуть.
Мажор, минор и ещё восемь ладов
Я лучший друг ребят. Но в них вздохнула вся тоскующая о Невидимом Граде трагическая Русь.
Единственное в античности целостное учение о ладах создал (в трактате «Гармоника») греческий учёный Клавдий Птолемей28. Прежде оно звучало как-то слишком эпично мы боялись его отзвуков: «самодовольство, довольство, благополучие», – ибо ни довольства, ни благополучия в нас не было. Так, с весёлой песней и выбрались они на дорогу, ведущую к дому. Образ мыслился слитно: тема должна звучать и в персонажах и в пейзаже.
Картина-сказка «Два лада» Михаила Нестерова
В минорной же компании тоже 7 нот, но 3 из них — пониженные. До войны слова «патриотизм» у нас недолюбливали, а в годину войны полюбили. Эпическому славянофильству они должны были звучать глуше. Отсутствие ярко выраженной гармонической тональности и ярко выраженной модальности в музыке эпохи Возрождения (например, в мадригалах итальянцев К. Монтеверди и К. Джезуальдо) и точно так же, как бы на новом витке спирали, в неомодальных сочинениях XX века (например, в музыке О. Мессиана и И. Ф. Стравинского)— не свидетельствует о «недоразвитости» или о «разложении ладовой системы»19, а лишь отражает одно из многоразличных (более или менее сложных для «теоретических» объяснений) исторических состояний лада. Семя, умершее в темных глыбах, должно воскреснуть.