Дюрер Апокалипсис
Издание содержит 16 черно-белых гравюр на дереве из цикла "Апокалипсис" Альбрехта Дюрера, вводную статью и описание содержания гравюр. P. s В комментариях использваны материалы статей Н. Веденеевой к каталогу выставки Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков. По цельности, монументальности и эмоциональной выразительности «Апокалипсис» Дюрера – величайшее произведение Северного Возрождения. Альбрехту Дюреру было всего 27 лет, когда он задумал «Апокалипсис».
Но так совпало, что сейчас открыта выставка гравюр Альбрехта Дюрера «Апокалипсис». Наследие Альбрехта Дюрера ценно для нас тем, что донесло очищающую силу древней книги Библии «Апокалипсис», предсказания которой разворачиваются в современном мире. И – прибавим теперь биографический момент выставки – вы решили не ограничиваться «Апокалипсисом» Дюрера. Дюрер не стал показывать ужасы последних дней, о которых гласит текст Апокалипсиса.
Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555). Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546 – 1555). Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555).
Цитата: NatkaZАпокалипсис пусть остаётся у Дюрера на гравюрахМечты, мечты. Валентина, спасибо Вам за проделанную работу: описание «Апокалипсиса» Дюрера и представление его картин.
Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века. И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху. Вместо равномерного контура и заполняющих его параллельных штрихов (как например, в гравюрах его учителя Вольгемута) он стал применять утончение и утолщение линий и гравировку по форме разнообразными штрихами, что усложняло, безусловно, работу резчика, но создавало ощущение большей жизненности, подвижности, естественности и придавало гравюре выразительный живописный эффект. – Только вдвоем.
Ибо не может быть никакой свободы в работе без знаний Вот таким образом необходимо научиться искусно измерять», – так излагал впоследствии Дюрер научные основы искусства в своем трактате «Четыре книги о пропорциях». За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все.
Ангел указывает ему рукой на новый Иерусалим – прекрасный город, окруженный стенами с двенадцатью воротами, город обретенного мира, в котором «не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. При этом необходимо учесть, что символика образов Откровения очень многозначна. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника.
- Апокалипсис по Альбрехту Дюреру
- Гравюры Альбрехта Дюрера из цикла Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова
- Откровение Иоанна Богослова в интерпретации Альбрехта Дюрера
- Альбрехт Дюрер: дизайн "Апокалипсиса"
- Обольщение лентяя или Грезы доктора
- Явление Иоанну Христа и сути семи Церквей
Особенно удались ему «Четыре всадника», несущие миру войну, мор, голод, тотальное уничтожение. В Откровении всадники являются Божьими орудиями, несущими в том числе гнев и наказание. Самая известная гравюра серии— «Четыре всадника Апокалипсиса».
В его руке – связка ключей, среди которых выделяется самый большой – ключ от бездны. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Она помогла атрибутировать нескольких авторов. Целая стопка. Ноги его – как столпы огненные. Ведь заканчивается «Апокалипсис» не картиной всеобщей гибели, а описанием Нового Иерусалима.
- Святой Иоанн и двадцать четыре старца на небесах
- Открытие пятой и шестой Печатей
- Четыре Ангела и поклонение Избранному
- Святому Иоанну дана книга откровений
- Женщина-Солнце и семиголовый Дракон
- Битва архангела Михаила с драконом
Славу ей создали поразительная экспрессия и красота. Пожалуй. Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса.
Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать. «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.
- Зверь с семью головами и число его 666
- Откровение Дюрера: концентрация и драматизация
- Традиции толкования образов четырех всадников Апокалипсиса
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Также нашу рассылку вы можете получать через
- Апокалипсис (Дюрер) Информацию О
В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя). Среди гравюр – серий «Большие страсти», «Жизнь Марии» и отдельных работ – наибольшую известность приобрели «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия». Дюрер изображает Солнце и Луну со скорбными человеческими лицами. Гравюр сохранилось не так много – почему.
Язык «Апокалипсиса» был сложен, в первую очередь, потому, что перевода на немецкий язык тогда не существовало. Мировой переворот касается не только земли, но и неба. «Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются. Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега». Огненный дождь из небесных звезд падает на землю, осыпая гневом Господним весь род человеческий без разбора (Откр. 6:12–17). Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали.
И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира. Наиболее полный иллюстративный материал к Библии впервые создал А. Дюрер, который уделил Откровению Иоанна большое внимание. В отечественной традиции наиболее грандиозным многие считают полотно В. М.
За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. При сравнении некоторых композиций «Апокалипсиса» с произведениями других граверов, предшествующими его созданию, обращает на себя внимание отсутствие у Дюрера плоскостного геометрического орнаментализма, который составляет главное очарование работ Неизвестного художника конца XV в. Особое отношение к проблемам объемности и глубины сформировалось в творчестве Дюрера под влиянием итальянского искусства. Почему он турецкий. Сейчас, скажем так, не век гравюры. Но эти чары скоро будут разрушены.
В картинах итальянских и нидерландских художников, современников Дюрера, нельзя отыскать ключ к их субъективной духовной жизни в произведениях Джанбеллино, Рафаэля или Герарда Давида почти все исчерпывается отношением к объективным художественным проблемам, которые были едиными для всех художников их времени и страны. Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников. Во времена Иоанна Богослова мера была очень высокой платой за что-либо (с тех пор осталось и известное выражение расплатиться в полной мере). Его называют Войной (Бранью), он послан взять мир с земли и чтобы убивали друг друга (Откровение 6:4). К сидящему с серпом обращается Ангел, как вестник предопределенного Божьего повеления: «пусти серп твой и пожни, так как пришло время жатвы ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14:15).
И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю. Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков).
Апокалипсис (лат. Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса».
Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ.
Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей. Копирование работ Мантеньи пробудило в нем стремление к созданию крупных монументальных форм и ясно устроенного реального пространства, в котором действуют и двигаются герои. Под ногами коней падают в прах жалкие люди: крестьяне, горожане, правители, монахи.
Весы в его руках – это знак неправедного правосудия. Его не трогают страдания и ужас людей. Собирать гравюру нелегко. Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать. Не против Рима императорского, но против папского Рима.
А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). Новый Иерусалим» – Ангел, держащий на цепи дракона. Популярность их была поистине необыкновенна. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко. При этом она является не провидцу, как в Библии, но целой толпе мужчин и женщин, одетых по моде того времени. С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний».
При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась. Художник изобразил всадников едущими друг за другом. вы можете запросить все в системе с коробкой. «Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд.
Художественное повествование развивается в трех планах. Большинство из них имели устоявшуюся мифологическую основу. Не «не должен», а именно «не может». Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр.
Именно эти рисунки легли в основу гравюр серии «Апокалипсис» и сделали их уникальными в своем роде. Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». Это безумно разнообразный материал. Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года.
И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим. После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой. За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи. И не только потому, что отличался привлекательной внешностью. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения».
В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см. Художник расположил всадников по диагонали.
И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. и вот конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним» (Отк. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.
Васнецова Воины Апокалипсиса. Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть. У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности. Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). Художник переносит действие в своё время. Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война.
Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов. Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта.
Квадрат Альбрехта Дюрера). Ибо твои возможности ничтожны по сравнению с творением Бога. И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св.
Справа налево выгравированы эти наездники. В этом пейзаже ясно ощущаются отголоски итальянских впечатлений Дюрера. В руках старик держит трезубец.
И небо скрылось, свившись, как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих». Откровение Иоанна восходит в развитой апокалиптической традиции, которая была разработана многими авторами. И вот на людей обрушиваются страшные бедствия.
В западной историографии существует мнение о том, что Ренессанс как таковой, с его возрождением идеалов античности, чужд германской культуре (об этом писали Б. Вернер, Г. Вейзе, Ф. Винклер, Э. Гейдрих, К. Нейман). Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Апокалипсис (лат. Apocalypsis cum Figuris) — знаменитая серия гравюр на дереве немецкого художника, рисовальщика и гравёра Альбрехта Дюрера, созданная им в 1496-1498 годах после первого путешествия в Италию. И я сделал выставку «300 лет Романовых». И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам».
Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне). Меч – оружие, которым Он побеждает, – Его слово. Каждый лист имеет монограмму художника.
Еще мгновение и дьявол будет низвергнут в преисподнюю и запечатан большой печатью. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию.
Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. Свершилось все так, как это было угодно Богу, Который есть Альфа и Омега (Откр. 21:6–7). Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры.
Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения. Выше: что вы искали. Уоттс, А. Беклин и др. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Лицо Ангела подобно солнцу излучает лучи. «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их».
Третья печать – всадник на вороном коне. Лишенная третьего измерения, эта композиция подчеркивает эфемерность, составляющих ее земных образов. Оно же как человек. Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре).
Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис». Этот биографический момент был очень важен. Горит столица антихристианского царства, осужденная на казнь Божьим судом.
На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. Его костлявое и безжизненное лицо похоже на маску. Он создал данный сюжет для росписи киевского Владимирского собора.
Второй – это мускулистый атлет, одетый в набедренную повязку гладиатора.
Пятнадцать гравюр из серии «Апокалипсис» к книге «Откровение Иоанна Богослова» принесли Альбрехту Дюреру невиданную славу еще при жизни. В честь Дюрера назван кратер на Меркурии. Который также парадоксален. По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях.
Дюрер изображает вестника Бога буквально так, как он представлен в тексте. Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века.
Каббалистическая трактовка числа 4 (хезед) означает величие, власть, стихийное начало и одновременно – милосердие. Начнется эпоха ересей и гонений на Церковь. И тоже очень связан с безумной эпохой средневековья, там сама жизнь была очень трудной, абсолютно другой. Великое землетрясение происходит после снятия шестой печати.
Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его. Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф. Только Богу. Цвет его коня и меча (их еще называют красными и пламенными) традиционно символизируют кровь, пожирающий огонь, эгоизм, невоздержанность, жестокость, различные мощные животные инстинкты в человеке.
По другому предположению, он – Святой Дух, несущий учение веры людям. И если условия жизни нарушается искусство умирает. Может быть. Языки пламени вздымаются до небес.
Это уже слишком близко, что-то интимное. В толпе солдаты и граждане, по-разному реагирующие на происходящее, одни сочувствуют Иоанну, другие смотрят осуждающе. Фигура Ангела, неотделимая от фона, венчает изображение. В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис».
Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.
Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы. В произведениях Дюрера нет той ясной гармонии и умиротворения, которые присутствуют у Рафаэля, Леонардо да Винчи, Джованни Беллини, Джорджоне. И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить.
Книгу, содержащую Божественную тайну о спасении человечества и о судьбах мира, Иоанн должен непременно съесть (Откр. 10:8–10). Мастер помещает две монументальные фигуры, представляющие Господа на престоле и Иоанна Богослова, в своеобразную «ротонду» из светильников, тем самым сообщая изображенному пространству архитектурность, свойственную живописи итальянского Возрождения. Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму. Это, например, М. Мериан, Ж. Коломб, Б. Уэст, М. Врубель, К. Карра, М. Шмакофф, Д. Ф.
К ним является с востока иной Ангел, держа в руках распятье — «печать Бога живого». И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад». Слева восседающий на троне император Домициан и его придворный с мечом, оба одеты турками — обычный для того времени способ изображения врагов Христа. Святой Иерусалим, сходящий с неба, – дар Божьей любви обновленному человечеству. Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна».
Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Изображениями такого рода снабжались библейские тексты. И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна.
Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима. Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета.
Всадник этот именуется «Верным и Истинным, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19:11). Эта печать, что лежит у ног Ангела, означает твердость решения и надежность охраны.
Первый из них исступленный и безжалостный, разрушает все вокруг себя. Однако его идеал человека отличался от образа абсолютного человека итальянского Ренессанса, ощущавшего себя «мерой всех вещей» и обладавшего высокой гармонией физического и духовного бытия. Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста). Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные.
Самая известная гравюра серии — «Четыре всадника Апокалипсиса». Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев. Именно Альбрехт Дюрер первым из немецких художников открыл итальянское ренессансное искусство, впервые в Германии воплотил собой новый тип художника-ученого, столь характерного для эпохи Возрождения, разработав теорию пропорций человеческого тела и линейной перспективы в искусстве (трактаты «Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях»). Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти». Альбрехт Дюрер – один из выдающихся мастеров эпохи Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека», которого часто называют «Северным Леонардо да Винчи».
В небесах же, на белых облаках восседает «подобный Сыну человеческому» в золотом венце на голове, с острым серпом в руке. Третий всадник худ и имеет пепельный цвет. Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл.
Откровения пришли к нему в период его ссылки на остров Патмос в Эгейском море. И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса.
Одной ногой Ангел стоит на море, другой – на земле. Второй полон ярости и стремительно скачет вперед.
Иоанна варят в котле. Автор статей к каталогу Наталья Веденеева сделала любопытное наблюдение: листы Дюрера, совмещавшего сюжеты разных глав на одном листе, сильно отличаются от иллюстраций последующих авторов – более лаконичных, абстрактных, с одной стороны и совершенно последовательных, с другой. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Одна была очень забавная. На других лицах написаны робость испуг или протест. Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные.
Кроме того, меч в руке воина говорит о том, что он будет вершить суд над падшими людьми от имени Бога. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте. Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии.
Источник этого родства заключен в том соотношении между искусством и проблемами бытия, основы которого были заложены в Германии как раз на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков, которое сохранялось в Германии и позднее, вплоть до настоящего времени.
Сценка комическая, а вовсе не трагическая. Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису». Он был истинным гуманистом своего времени.
Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. Четыре карающих Ангела, стоящие «на четырех углах земли», остановлены повелением свыше. Толкующие Библию считают, что еще одно значение черного в ней – это бездуховность. На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий.
По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества. Это ловушка, которая погубит тебя. В центре композиции гравюры «Низвержение Сатаны в бездну.
У меня как раз такой увели, очень жалею. Этот символический образ Иисуса на коне с мечом – есть аллегорическое изображение Страшного суда и всемогущества Христа, Который только один и может носить имя Царя царей и Господа господствующих (Откр. 19:16). Таким, с точки зрения некоторых христианских мистиков, будет первый этап разрушения тысячелетнего Христова Царства (которое началось в день смерти Спасителя на кресте). Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. Но Дюрер – автор и живописных полотен.
Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому. Тогда же прольется кровь мучеников, которые будут ревностно бороться с врагами веры. Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа. Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило.
Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества. Серп в его руках – орудие жатвы, символ грядущего суда Божия над грешниками. Знаменитая гравюра «Четыре всадника» иллюстрирует грозное пророчество Иоанна Богослова о бедствиях последних времен: войне, голоде и смерти.
Первый план организован в виде многофигурной фризовой композиции. Вторая печать – всадник с большим мечом на рыжем коне. Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель. Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник.
Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений. Кроме того, в Святом Писании всадники обозначают земную царскую власть. Мера долготерпения Божия закончилась, настал час воздаяния.
Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. «Ибо пришел великий день гнева Его и кто может устоять. » 7-й лист. Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые. Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес».
Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника. И это также является чем-то новым. «Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами» – иллюстрация к четвертой и пятой главам.
Черный цвет его коня символизирует именно смерть, зло, опасность и разложение. За всеми четырьмя по пятам стремится в мир сам ад в виде ужасного зубастого зверя. Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей. Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим. 6: 7–8).
Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Threr впоследствии она стала записываться как Drer. Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника Апокалипсиса». И от престола исходили молнии и громы и гласы и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4: 2–5). Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.
Переход от Средневековья к Ренессансу в Германии затянулся почти на целое столетие. Именно этот драматический момент запечатлен на гравюре Дюрера. «Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера.
В Государственном Музее архитектуры им. Диагональное расположение всадников, стремительно прорезающее наискось все пространство листа и тем самым визуально ускоряющее темп движения, усиливает внутреннее напряжение и подчеркивает неотвратимость надвигающихся бедствий. В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени.
В руке он держит меру (весы) и имя ему – Голод. Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма. После того, как вскрыты первые четыре печати и тетраморфы (крылатые создания с лицами человека, орла, льва и быка) крикнули свое Иди и смотри. Агнец-Христос по очереди снимает с Книги Жизни семь печатей. В это время в его родном городе Нюрнберге граждане обсуждали вопросы науки и искусства, лучший друг Дюрера как раз тогда переводил "Апокалипсис" с латыни на немецкий, а Эразм Роттердамский уже написал некоторые свои знаменитые книги, они широко распространялись и обсуждались. В нем нет ни тени славы и величия. Боязливо косятся на нее паж и дама. Верность природе является одной из составляющих основ всего творчества мастера.
С «Апокалипсисом» же просто повезло. Дюрер запечатлел Иоанна в момент поедания книги., в Откровении появляются всадники Апокалипсиса. Истина «Апокалипсиса», говорил он, заключается не в уничтожении сущего, как часто толкуют многочисленные оракулы, а в возвращении к жизни без греха, к Богу, единому началу и одновременно цели бытия.
Особенно часто он писал автопортреты. Самые разные.
Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года. Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую. Никто из них не избежит положенного наказания. Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков.
В гравюре на дереве он достиг невиданной доселе художественной выразительности. Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери.