Джоконда Описание

Интересно, что до поэтического описания Готье (в 1855 г. ) улыбку Джоконды считали всего лишь «приятной» (по выражению современника да Винчи Джодржо Вазари).

Леонардо да Винчи "Мона Лиза": описание картины

Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Картина находилась при художнике до самой его смерти. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.

Сочинение по картине 
Леонардо Да Винчи 
Мона Лиза (Джоконда)

Сочинение по картине Леонардо Да Винчи Мона Лиза (Джоконда) описание (описание)

Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».

Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.

Глаза портрета «вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую. » Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Голова слегка повёрнута10.

Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Ну, а если у вас есть репродукции «Джоконды» и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите.

Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.

На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.

У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.

Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.

Сочинение-описание 
картины Мона Лиза 
Леонардо да Винчи

Сочинение-описание картины Мона Лиза Леонардо да Винчи

Доска (тополь), масло. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Sfumato – «дымка», «туман» или полутень, в которой на картинах Леонардо тонут все контурные линии.

По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).

Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Ученые из Гейдельбергского университета исследовали заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, Агостино Веспуччи, личный знакомый художника.

Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Потрет можно отнести к поясным так как Мона Лиза изображена лишь до пояса. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.

Грудь преподнимется. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка».

Краткое описание 
картины Мона Лиза 
Леонардо да Винчи

Краткое описание картины Мона Лиза Леонардо да Винчи

() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т. д. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.

Мережковский в книге, посвященной Леонардо. Ряд исследователей утверждает, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей, ведь, когда он отказался отдать картину торговцу тканями Джокондо, она оставалась незаконченной. Это была дерзость неслыханная. Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»14.

  1. Мона Лиза (Джоконда), Леонардо да Винчи
  2. Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи
  3. Описание картины (Мона Лиза)
  4. Описание картины «Мона Лиза (Джоконда)»
  5. Десять главных секретов Джоконды
  6. «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи – гениальное творение мастера

Проявлявший одинаковый интерес к анатомии инженерному делу, научным проблемам и аэронавтике Леонардо на протяжении своей жизни завершил невероятно мало картин. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.

Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.

  • Тайна картины Мона Лизы (Джоконда)
  • Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр
  • Под картиной "Мона Лиза" обнаружили скрытый портрет
  • Описание картины Моны Лизы (Джоконды), написанная Леонардо Да Винчи, опишите картину по плану: (перевод с )
  • История одного шедевра: «Мона Лиза» да Винчи
  • Мона Лиза – 1503-1506 Леонардо да Винчи

Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Цель этого похищения не выяснена однозначно.

() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Лувр. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Собственно, получившийся эффект погруженности в свой внутренний мир и пленил эпоху, которая только-только начала открывать для себя сам факт наличия индивидуального внутреннего мира.

Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Существует два типа зрения: центральное, ориентирование на детали и периферическое, менее отчетливое. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.

  1. Главный секрет Моны Лизы – ее улыбка – до сих пор не дает покоя ученым
  2. История картины и её приключения
  3. Картина Мона Лиза: история «Джоконды»
  4. Картина «Джоконда» : критика полотна

Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение ее собственной мечты». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».

Вот как отзывался о полотне этот писатель и художник: «Леонардо подрядился изготовить для Франческо Джокондо портрет его супруги, Лизы Герардини и трудился над работой почти 4 года, но всё же оставил её незавершённой. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Мона Лиза – автопортрет художника. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. 76х53 см. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q».

Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.

  1. Леонардо да Винчи «Мона Лиза» – интересные факты
  2. Про картину Леонардо Да Винчи Джоконда Мона Лиза
  3. Описание настроения картины Леонардо Да Винчи – Мона Лиза
  4. Интересные сочинения по картинам
  5. О жизни и творчестве выдающихся художников
  6. От короля к королю из королевства в королевство
  7. Такие разные толкования улыбки Моны Лизы

А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Кто такая Мона Лиза.

Между прочим, современниками Леонардо были Лютер и прочие протестанты, основной идеей которых было индивидуализировать веру, так чтобы личное взаимодействие с Богом оказалось в сфере возможного, а не еретического. Улыбается она или нет. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.

  1. Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Детективная история «Моны Лизы»
  5. Сочинение на тему картина Леонардо да Винчи Мона Лиза или Джоконда
  6. Критика и недостатки полотна Мона Лиза (Джоконда)

Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой.

1503-1519 гг. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано.

Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон.

  1. Картина "Мона Лиза" Леонардо да Винчи
  2. Как включить силу самоисцеления, которая есть в каждом из нас
  3. Зимнее солнцестояние 2018: 10 фактов, которые вы не знали о самом коротком дне в году
  4. Как наряжают новогоднюю ёлку в разных странах мира

Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Представим, что Джоконда исчезла, осталась только ее загадочная улыбка. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.

В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Он приходит в музей.

Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Справа: Мона Лиза.

Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.

Vincenzo Peruggia). Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).

После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени.

В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.

Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики.

На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать своё растущее могущество. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. «Le Petit Parisien» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. За счет чего — объяснения пока нет.

Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».

Пристально, неотрывно смотрит Джоконда на зрителя. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Ее спокойный взгляд излучает ум и волю. Разве что Рафаэль. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи.

Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.

Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Когда кумир столетий вновь оказался в Лувре, писатель Теофиль Готье язвительно заметил, что улыбка стала насмешливой и даже торжествующей. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.

В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Это были живые, это были человеческие глаза. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.

  1. Всё, что вы не знали о новогодней ёлке
  2. Мужчины-веганы не очень привлекают женщин, показало исследование
  3. История салата оливье: как на самом деле это блюдо вошло в нашу жизнь
  4. О знаменитости:Художник изобретатель инженер и анатом эпохи Возрождения
  5. Для чего нужны картины по номерам — гид потребителя
  6. Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
  7. Мона Лиза Леонардо да Винчи: 6 комментариев

С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. придумал загадочную улыбку Джоконды. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Эта загадка практически решена. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Нельзя не процитировать ход дальнейших рассуждений Чарткова под впечатлением портрета старика: «Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром.

Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». Иногда кажется, что можно почувствовать дыхание Моны Лизы, если приблизиться к ней. Пабло Пикассо также находился под подозрением.

Италия. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, «что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти». Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее.

Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Поразительна художественная глубина произведения. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.

В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Также Вазари говорит о бровях. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает.

Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.

  • «Памяти наставника» – художник Юрий КУГАЧ
  • «Благодатное небо» – чудотворный образ Пресвятой Богородицы
  • Золотисто-коричневый бархат борозд
  • Изменения, постигшие Джоконду копия Джоконды из Прадо
  • Технология создания улыбки Моны Лизы
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В более раннем варианте картина была более крупных размеров. Мона Лиза» (1503-1519). В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Которых у Моны Лизы нет.

() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Это уже дама, которой за 30-35 лет. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.

Мона Лиза (Джоконда), 
Леонардо да Винчи

Главным было, конечно, знаменитое леонардовское сфумато. Она славилась не только своей красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине.

Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. Она придаст твоему лицу таинственное выражение.

Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях.

Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. А, кстати, в чью же.

В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства.

Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Историю написания полотна великолепно изобразил Д. С. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. О матери Леонардо почти ничего не известно. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов.

В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.

Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Вот это уже серьёзная несостыковка. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.

Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Но она ли на картине. Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. золотых экю.

Далеко не всем она кажется таковой. 1503-1519 гг. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».

Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса.

Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Посередине: Дама с горностаем. Здесь не было уже того высокого наслаждения, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет здесь было какое-то болезненное, томительное чувство Почему же простая, низкая природа является у одного художника в каком-то свету и не чувствуешь никакого низкого впечатления напротив, кажется, как будто насладился и после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя.

Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Улыбка Джоконды необычайно притягательна, обворожительна, маняща. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения.

Цель этого похищения не выяснена одназначно. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет.

Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Собственные поиски обнаруживают, что свет обладает способностью искривлять и выпрямлять линии: Погружать предметы в световоздушную среду – значит, по сути, погружать их в бесконечность.

Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Весь мир увидел и все еще видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определенный оттенок эротизма. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто.

Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.

В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.

Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один — в её одухотворенности. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. В это время перед женщиной выступали шуты, певцы игроки на лире, удаляя меланхолию и поддерживая веселье.

Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Луврская «Улыбка Джоконды» может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник.

На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Также виден край парапета. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной.

По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Леонардо да Винчи.

В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.

Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её.

Она вздохнёт. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой.

Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы висела в административных помещениях Лувра)19. Все дело в существовании у человека двух «систем» зрения: центральной и периферической. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.

() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Мона Лиза (фрагмент).

Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.

И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.

Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.

Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.

По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство.

Как сказал Ротенберг: «само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы с огромной горы ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Париж. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства.

Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Но это уже дело вкуса.

В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели.

Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.

Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Улыбка Джоконды — «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер.

Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Никто не знает, кто обрезал картину.

Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.

Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Еще одна схожая версия. Умерла знаменитая авантюристка и куртизанка в 1509 году в возрасте 46 лет.

Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника.

От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».

«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. 77 x 53 см. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.

Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».

1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Мона Лиза из Лувра явно старше. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.

Возрождение. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. () Джоконда— не портрет.

Именно в это время он вспоминает о «Джоконде», как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. А. С. Пушкина в Москве. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные.

Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Она не просто улыбается, а интригует зрителя. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. «Джоконда» – не портрет. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Музей – это публичное заведение.

На поздних картинах Леонардо все контуры размыты: между источником света и предметом помещен, как выражался мастер, «некий род тумана». О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Некоторые практикующие психологи говорят, что Секрет Моны Лизы прост: это улыбка самой себе. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах – в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Он понял, что необыкновенный портрет, купленный им в пору бедной молодости, явился причиной его превращения.

Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. До него никто не видел в ней никакой тайны. И еще о пугающем портрете: «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы».

«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи.

В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Художник не расставался с портретом до самой смерти. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Однако художник обещал отписать ее в своем завещании французской короне.

Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Дерево, масло. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени.

Более точная информация была получена вследствие анализа записей секретаря, сопровождавшего кардинала Луиджи д39Арагону. Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной".

В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица. Леонардо да Винчи.

Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем.

Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. В ХХ ст. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски.

Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».

Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно.

Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Техника написания портрета доведена мастером до совершенства. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний.

Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы».

Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Леонардо отказал.

Vincenzo Peruggia). Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.

Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.

Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным.

Однако это можно списать на плохую реставрацию. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.

Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И чему. Увлечение Леонардо объясняется другим.

Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).