Джорджоне Описание Картины Спящая Венера

«Спящая Венера», Джорджоне — описание картины

Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой.

Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Во всех чертах ее нежного и задумчивого лица разлита тончайшая одухотворенность, а за ее опущенными ресницами как бы скрыта вся полнота чувств и переживаний человека, наделенного тонкой душой. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»).

Описание картины 
«Спящая Венера»

Описание картины «Спящая Венера»

Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато.

Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». В 1939 году началась Вторая мировая война. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново.

Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья.

Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. И отвечал им взаимностью.

Спящая Венера (картина 
Джорджоне)

Спящая Венера (картина Джорджоне)

Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Вместо традиционной алтарной ниши перед нами четко обозначенное, но неопределенное пространство: залитая дневным светом вымощенная плитками площадка, отделенная высоким темно-красным парапетом от расстилающейся на заднем плане, окутанной легкой дымкой пейзажной панорамы с гладью озера, деревьями и кустарником, лугами и небольшим замком на холме. Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. Влияние этой картины или картин, на которые это влияло, может быть прослежено во многих более поздних наклонных обнаженных фигурах, таких как Пардо Венера и Венера Урбино Тициана, несколько подвергнутый цензуре Рокби Венера Веласкеса, дразнящего La maja desnuda Гойи и Олимпии Мане и других работ Энгром и Рубенсом, чтобы назвать только некоторые. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент.

Даже его картины, хранившиеся главным образом в частных собраниях венецианских патрициев, не признавались принадлежащими ему на основании документальных данных. Больницы были переполнены. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль.

Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу.

Венецианцы хоронили близких, постились – еды тоже не хватало – и сидели по домам, боясь подцепить заразу на улице и молясь Господу, чтобы беда поскорее их миновала.

Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Венера спит, не ведая своей наготы, как не ведали о ней Адам и Ева до грехопадения и потому нагота так прекрасна и безгрешна, что зритель глядит на нее только как на предмет поклонения. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо).

  1. 4 самых известных воплощений Венеры в искусстве
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Сандро Боттичелли и Рождение Венеры
  4. Агесандр Антиохский и Венера Милосская
  5. Напишите отзыв о статье Спящая Венера
  6. Отрывок, характеризующий Спящая Венера

И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Сведения о Джорджоне очень скудны. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Не говоря уже о современниках художника, она поразила воображение Дюрера и Кранаха Старшего, Пуссена и Веласкеса, Рембрандта и Рубенса, Энгра и Делакруа, Мане и Гогена. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»).

К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья».

  • Общееколичествопросмотровстраницы

Но уж очень они были разные – солнечный, веселый, любимец всей Венеции Джорджоне и задумчивый нелюдим, сосредоточенный, углубленный в себя и свое дело Тициан. Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. 1510, Дрезден, Картинная галерея). Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».

А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. Другие исследователи видят в образах философов персонификацию трех философских течений — средневекового аристотелизма, восточного аверроизма и ренессансного неоплатонизма.

4 самых известных 
воплощений Венеры 
в искусстве

Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок.

За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы.

Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности.

По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо».

А теперь он уже мог это сделать. Уже при жизни о нем ходили легенды. Спокойный, неспешный ритм широких пологих холмов за телом Венеры, подобно слабому эху, вторит плавным, певучим линиям дышащего целомудрием, мягко круглящегося, золотистого тела. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. И все это было в картине Джорджоне. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты.

Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Очень плохо сохранившаяся фигура Купидона, сидевшего у ног Венеры, была обнаружена под более поздними записями при просвечивании картины рентгеновскими лучами.

Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Да и в искусстве шли разными дорогами. Мореплаватель Дюмон Дюрвилль, увидев ее в крестьянском сарае, рассказал о шедевре французскому послу маркизу де Ривьеру, тот немедленно снарядил в Грецию судно во главе со своим секретарем Марцеллюсом, с тем чтобы статую доставили ко двору Людовика XVIII.

Нагота богинь у последователей и подражателей Джорджоне была оправдана ожиданием любовных утех, вакхическим опьянением, любованием собственной красотой во время туалета. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.

Умозрительное отношение к природе и красоте числа типично для Джорджоне. Одна из легенд говорит, что он заразился, ухаживая за возлюбленной, которую не покидал до самой ее смерти.

1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.

Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия.

В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Попала не в лучшем состоянии.

Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин.

Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом).

Каждый день уносила она сотни жизней. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины.

Друзьями они никогда не были. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена.

«Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году.