Джорджоне Спящая Венера Описание Картины

«Спящая Венера», Джорджоне — описание картины

Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера.

Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине.

Описание картины 
Джорджоне «Спящая 
Венера»

Описание картины Джорджоне «Спящая Венера»

Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью Джорджоне очень близок Леонардо, который оказал на него огромное влияние. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. А теперь он уже мог это сделать. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. И отвечал им взаимностью.

Спящая Венера (картина 
Джорджоне)

Спящая Венера (картина Джорджоне)

«Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. за четвертым творческим десятилетием, которое истощило внутренние силы художника, вновь последовало время расслабленности.

Во всех чертах ее нежного и задумчивого лица разлита тончайшая одухотворенность, а за ее опущенными ресницами как бы скрыта вся полнота чувств и переживаний человека, наделенного тонкой душой. Слышится тихое журчание воды, льющейся из кувшина, который держит в руках молодая женщина, звон струн так любимого художником инструмента – лютни, протяжные звуки свирели, легкий шелест деревьев. Уже при жизни о нем ходили легенды. Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново.

Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замкоми синяя полоска озера. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло.

Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Вместо традиционной алтарной ниши перед нами четко обозначенное, но неопределенное пространство: залитая дневным светом вымощенная плитками площадка, отделенная высоким темно-красным парапетом от расстилающейся на заднем плане, окутанной легкой дымкой пейзажной панорамы с гладью озера, деревьями и кустарником, лугами и небольшим замком на холме. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры).

Описание картины 
«Спящая Венера»

Описание картины «Спящая Венера»

Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.

А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. В 1939 году началась Вторая мировая война.

Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато.

  1. 4 самых известных воплощений Венеры в искусстве
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Сандро Боттичелли и Рождение Венеры
  4. Агесандр Антиохский и Венера Милосская
  5. Общееколичествопросмотровстраницы

1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Да и в искусстве шли разными дорогами. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. И все это было в картине Джорджоне. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды.

«Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Сведения о Джорджоне очень скудны.

Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты.

Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. Больницы были переполнены.

Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени.

  1. – СПЯЩАЯ ВЕНЕРА КАРТИНА ДЖОРДЖОНЕ

Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Когда же война приблизилась к границам Германии, был отдан приказ перевезти все ценности подальше, к западу от Эльбы.

В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. В 1955 году картины Дрезденской галереи вернулись домой, в Дрезден и наконец 3 июня 1956 года первые посетители галереи, восстановленной после страшных бомбежек, смогли увидеть ее сокровища. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры».

4 самых известных 
воплощений Венеры 
в искусстве

1507—1508, Вена, Музей истории искусства). С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Обнаженные женские фигуры в пейзаже встречались в европейской живописи и гравюрах и раньше, но никогда они не изображались в состоянии сна. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция.

Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. С тех пор прославленный шедевр Джорджоне украшает одно из лучших художественных собраний мира.

Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература.

Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. 1510, Дрезден, Картинная галерея). Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь.

Оно подчеркнуто самой композицией картины — группа философов, предстающих на фоне темных стволов больших деревьев идеально уравновешена темной массой скалы с окутанными тенью очертаниями грота. Тициан изобразил свою Венеру во внутренних покоях богатого венецианского дворца, со всеми атрибутами повседневной жизни: двумя горничными, вынимающими из сундука наряды госпожи.

Все тело Венеры выражает состояние сладкого самозабвения, полного покоя, который не тревожат мрачные сновидения.

Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. Его друзьями были Таддео Контарини, дядя которого был известным философом и коллекционером, Джироламо Марчелло, Габриэле Вендрамин.

Насколько его имя было в свое время знаменито в Венеции и за ее пределами, настолько впоследствии оно было забыто и оставалось известным лишь небольшому кругу специалистов, да и те имели расплывчатое представление о творчестве Джорджоне. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок.

Покоится она на фоне холмистого луга, на темно-красном покрывале с белой атласной подкладкой. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины.

Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой.

А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Очень высокий трон Мадонны вознесен к небу, его спинка уходит за верхний край картины, а Мадонна, чуть склонив прекрасное, промоделированное легкой дымкой светотени лицо, задумчиво смотрит вниз, где у подножия трона стоит саркофаг с гербом рода Костанцо туда же смотрит и притихший Младенец, лежащий на ее коленях. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»).

Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету.

Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость.

1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. Попала не в лучшем состоянии. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался».

От времени она сильно пострадала и в местах выпадения краски ее покрывают более поздние записи. Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо).

Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.

Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. Друзьями они никогда не были. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо.

Каждый день уносила она сотни жизней. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. В сопроводительных письмах при посылке мифологических картин Филиппу II Тициан назвал одну из своих картин "Поэзией" и в самом деле, все эти произведения в высшей мере поэтичны.

Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию.

Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе.