Караваджо Лютнист Описание Картины

Картина Караваджо Лютнист: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины Караваджо «Лютнист»

Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу.

Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним.

Описание картины 
«Юноша с лютней»

Описание картины «Юноша с лютней»

Кардинал слыл полиглотом и меломаном. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии8 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Один из них находится в Эрмитаже. В этой ранней работе видны мощные предпосылки новой манеры письма живописца.

Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Караваджо «Лютнист» (Около 1595) Холст, масло. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».

Единственная в России 
картина Караваджо 
вернулась в Эрмитаж

Единственная в России картина Караваджо вернулась в Эрмитаж

Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску. Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти.

В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Он часто использовал грубые крестьянские типы в качестве моделей для святых и апостолов. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры11.

Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур. Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. 100 х 126, 5 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США «Лютнист» – одна из ранних картин Караваджо, для которых позировал его любимец Марио Миннити. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. На следующий день появившийся дворецкий пригласил проследовать за ним в покои кардинала на первый завтрак, хотя был уже почти полдень и он успел перекусить. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция». Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя.

«Голова Медузы», как верный талисман, охраняла дом Медичи от всех напастей и никогда не покидала Флоренцию. Яхета де Берхема. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». С ним Караваджо чувствовал себя увереннее — как-никак адвокат, чье знание законов при случае всегда пригодится. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.

Разглядывая картину, зритель поражается, насколько точно подметил художник блики на влажных белках юношеских глаз, блеск каштановых волос, будто просвечивающие кончики тонких пальцев и тёмные полосы на кожуре груш. Это один из самых высокочтимых итальянских святых. Лицо музицирующего портретно, оно встречается и в ряде других работ мастера.

Выставка к завершению 
реставрации картины 
Караваджо «Юноша

Выставка к завершению реставрации картины Караваджо «Юноша с лютней»

Лютня, которая приглашает людей насладиться музыкой, а также фрукты, которые приглашают насладиться их вкусом, символизируют здесь чувственное наслаждение, даже мимолётное чувственное наслаждение. Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Всё писалось с натуры. Некоторые утверждают, что «Юноша с лютней» – портретное изображение Галлуса. Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д.

Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus. Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. И всё же наиболее близка к истине другая версия. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии5 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы.

Лютнист (картина 
Караваджо) Информацию 
О

Лютнист (картина Караваджо) Информацию О

Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179).

При внимательном рассмотрении поражает каждая деталь натюрморта — капли воды на листьях, блики света на гроздьях винограда, яблоко и груша с червоточиной, тонкая кожица инжира, бархатистость кожуры персика и шероховатость поверхности дыни. Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. Как знать. Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия. Исследователи Мэон (1990) и Кристиансен (1990) считают, что картина, принадлежавшая дель Монте, попала в собрание Д. Вильденштайна и она исполнена полностью самим Караваджо.

Комментарии к выставке 
к завершению реставрации 
картины Караваджо

Комментарии к выставке к завершению реставрации картины Караваджо «Юноша с лютней»

Гвидобальдо был не только старше брата-кардинала, но и мудрее и с ним Караваджо любил поговорить по душам. Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор.

В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. В 1628 году она была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого "Лютниста" (другое название картины "Девушка с лютней").

  1. Лютнист, Микеланджело Меризи да Караваджо
  2. «Лютнист» Микеланджело да Караваджо
  3. Караваджо Микеланджело (1571- 1610)
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Картина «Юноша с лютней» – одна из первых работ Караваджо, в которых использован прием светотеневого контраста, ставший в дальнейшем основным выразительным средством художника и заимствованный многими его последователями. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа.

Вскоре была сыграна весёлая свадьба. В то же время Маурицио Марини это полотно называет репликой «Лютниста» из частного римского собрания, написанной Караваджо лишь частично3. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка как символ мимолётного чувственного наслаждения). Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), – все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». Свет и тень ложатся резкими пятнами. Исследователи Мэон (1990) и Кристиансен (1990) считают, что картина, принадлежавшая дель Монте, попала в собрание Д. Вильденштайна и она исполнена полностью самим Караваджо.

  • КАРАВАДЖО (Микеланджело Меризи)
  • Напишите отзыв о статье Лютнист (Караваджо)
  • Отрывок, характеризующий Лютнист (Караваджо)
  • Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

Именно от Марино художник впервые услышал об Овидии и его «Метаморфозах» итальянский перевод которых с помощью Гвидобальдо отыскал в дворцовой библиотеке. Уже в одной из ранних картин – «Юноша с лютней» художник обращается к конкретному жизненному мотиву. Кардинал принял его ласково, познакомив с братом Гвидобальдо и с другом дома маэстро Винченцо Галилеем, отцом известного учёного.

Лютнист, Микеланджело 
Меризи да Караваджо

Глубоко новаторское истолкование мифа в его первооснове подверглось критике со стороны некоторых исследователей. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Галлус – имя миланского музыканта, друга Караваджо.

Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Чтобы подчеркнуть трехмерность предметов, художник показывает их повернутыми под определенным углом к зрителю (чуть наискосок поставлен стол, его верхняя плоскость приподнята так, что легко обозримым оказался натюрморт слева по диагонали расположены скрипка и лежащий на ней смычок, тень от него падает на некотором расстоянии и создает впечатление пространства гриф лютни как бы выдвинут на зрителя). Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».

Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины. Движение в ней не показано в его развитии. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. По словам современника и биографа Караваджо Джулио Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрарта, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.

Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. На картине изображен юноша играющий на лютне.

Однако критик Джейсон Кауфман считает, что версия Вильденштайна слабее эрмитажного полотна, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо. Яхета де Берхема. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями.

Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей. Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки.

Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической. А покровители Караваджо были очень нужны, т. к.

Все реальные, будто написанные с натуры, детали картины полны скрытых намеков. Времена и вкусы меняются. Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась. Правда, некоторые искусствоведы считают, что чувство, переданное через систему их внешних обозначений, лишается подвижности и застывает.

Богемная жизнь влекла их обоих. Однако тип юноши в эрмитажной картине близок тому, который встречается во многих ранних произведениях художника: вьющиеся волосы, мягкий овал лица, блестящие темные глаза, резко очерченные брови. Затянувшиеся «смотрины» завершились осенью 1594 года — Караваджо отдал предпочтение кардиналу Франческо Мария Борбоне дель Монте (1549—1627). Версия, происходящая из собрания Вильденстайна была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вместе с некоторыми другими полотнами.

Первоначально Караваджо изобразил их в корзине или миске, но позже просто разместил на столе. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это обстоятельство «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Его имя написано на нотной тетради, лежащей на столе. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.

Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Воспользовавшись короткой паузой, он держит в руке рожок, устремив на зрителя взгляд, выражающий готовность в любой момент включиться в трио с первыми аккордами скрипки и лютни.

Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»).

Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты. Потому полотно в Эрмитаже какое-то время называлось «Лютнистка». Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной.

Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост. Чтобы подчеркнуть трехмерность предметов, художник показывает их повернутыми под определенным углом к зрителю (чуть наискосок поставлен стол, его верхняя плоскость приподнята так, что легко обозримым оказался натюрморт слева по диагонали расположены скрипка и лежащий на ней смычок, тень от него падает на некотором расстоянии и создает впечатление пространства гриф лютни как бы выдвинут на зрителя).

Чтобы укрепиться в своих убеждениях, он обратился за советом к Гвидобальдо дель Монте, автору шести опубликованных книг о перспективе, посвящённых его младшему брату-кардиналу. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры.

В нем чувствуется увлечение натурой, стремление передать сцену как можно реальнее. Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «.

Цветущая юность красавца-лютниста преходящая: об этом напоминает порванная струна лютни, цветы, которые вскоре увянут, фрукты, которые сморщатся и высохнут (типичные элементы «ванитас»). Марино очень дорожил своим портретом кисти друга-художника и другим его подарком — картиной «Сусанна и старцы», на которой в первый и последний раз у Караваджо появилась обнажённая женская натура. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. «Лютнист» была одной из первых картин Караваджо с развитым эффектом света во тьме, вся она залита ровным, рассеянным, чуть золотистым светом. Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов.

Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38. В мастерской появился двенадцатилетний смазливый малый, влюблённый в краски, по имени Франческо Бонери, которого привёл в мастерскую его родной дядя, краснодеревщик-бергамасец с улицы Маргутта. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза9), которые цветут примерно в одно время— весной. Это была личность яркая и артистичная. Караваджо дважды вернётся к этой теме, меняя акценты.

Караваджо пришлось бежать из Рима. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры9. Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности.

Учёный муж внимательно выслушал его рассуждения о будущей росписи плафона и горячо поддержал желание художника проверить знания законов перспективы в небесных сферах. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55).

Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». Дабы украсить «уголок отдохновения», как называл его кардинал, он поручил своему художнику расписать потолок одной из зал, где проводились химические эксперименты. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. В 1628 году она была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини.

Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. Дворец получил наименование палаццо Мадама и в настоящее время в нём размещается сенат Итальянской республики. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей.

Позднее тот же Марино составил подборку стихотворений, посвящённых отдельным картинам Караваджо — его сборник, увидевший свет в 1620 году, так и назван — «Галерея». В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм.

«Караваджизм» стал одним из ведущих направлений в живописи XVII века. «Завтрак» -- одно из наиболее ранних произведений молодого мастера.

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Екатерина Александрийская» и «Шулер», тоже принадлежавшими кардиналу). В последнее время вокруг художника кружилось немало поэтов, которые чуть ли не состязались между собой в стремлении доказать ему свою дружбу. Работа вызвала похвалу кардинала и его особенно заинтересовал новый помощник художника Чекко, который был обласкан им и получил скудо на сладости. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас).

Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. На нотной тетради, лежащей перед лютнистом, начертаны начальные ноты популярного в XVI веке мадригала «Вы знаете, что я Вас люблю». Однако картина кажется застывшей. Блюститель дворцового этикета строго предупредил новых постояльцев, что к полуночи входные двери запираются и привратник очень сердится, когда его будят среди ночи.

Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта7. Картина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549 – 1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин.

Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты. Вера в такой исход подогревала патриотические настроения итальянцев. Одни исследователи видят в этом художественный прием, с помощью которого художник хочет усложнить образ.

Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори. Картина написана в конце 16-го века. Картина лишена какой бы то ни было религиозной экзальтации, которая столь свойственна многим художникам, берущимся за трактовку подобного сюжета.

Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным— Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии6 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо. Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже.

Эта работа относится к последним годам жизни художника. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Караваджо выбрал сферу с вращающимися вокруг неё в космическом вихре мощными фигурами Юпитера, Нептуна и Плутона. Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника.

В убийстве был обвинён Караваджо. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Уже в самом этом названии звучит определённая двусмысленность. По словам современника и биографа Караваджо Джулио Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрарта, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Тогда он решил повременить и осмотреться. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой.

Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн. Лицо музицирующего портретно, оно встречается и в ряде других работ мастера. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны.

Но художник недолго оставался без помощника. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной.

Чтобы не вызывать нареканий со стороны аскета-брата и чувствовать себя более раскованно, в ноябре 1596 года кардинал приобрёл для своих негласных увеселений и «научных» занятий алхимией небольшую виллу в парке Людовизи за воротами Порта-Пинчана, которая стала называться casino Del Monte. «Юноша с лютней» был написан около 1S95 года для кардинала Франческо дель Монте, покровительствовавшего художнику. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец.

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Особым успехом пользовалась Меника Кальви, снимавшая на одной из центральных улиц — виа Бабуино — особняк с конюшней для собственного выезда. Он до последних дней хранил о Караваджо добрую память.

Фрукты же (инжир, слива, груша)12 не соответствуют весеннему сезону. Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. Яркий пример живописи эпохи барокко. Караваджо уважил просьбу патрона и написал известный натюрморт «Корзина с фруктами» (31x47). Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней».

Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Его палитра довольно скупа и главное внимание сконцентрировано на светотеневых переходах.

Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме. Картина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Не имея учителей, Караваджо создал свой собственный стиль в картинах своих отличался необузданной энергией, впрочем, как и в жизни (он несколько раз дрался на дуэлях, за что потом сидел в тюрьмах). Тайна осталась нераскрытой.

Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны.

Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона. Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома.

На площади Навона и в прилегающих переулках, где издавна обосновалось ломбардское землячество, кипели нешуточные страсти и раздавались требования положить конец испанскому господству в Милане и оказать помощь французам. Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно. Об этом варианте «Лютниста» известно из сообщений биографов художника Бальоне (1642) и Беллори (1672, упоминается вместе с картинами Караваджо «Св. Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала.

Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это обстоятельство «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Это тот самый умелец, который когда-то смастерил для Караваджо кипарисовый ларец для camera obscura в миниатюре. Чекко предстаёт в образе юного библейского героя, поразившего камнем из пращи заклятого врага своего народа.

За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке. Смелые ракурсы мифологических персонажей впечатляют. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Галилей пока ещё не произнёс свою историческую фразу «ерриг si muove» — «и всё-таки она вертится», перевернувшую былые представления людей о Земле.

На лице музыканта грусть. Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. Ещё до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, по просьбе Александра I приобрёл эту картину для Эрмитажа.

Так, старик слева повторяется в сходном варианте Будапештского музея. Будучи простым каменщиком из-за страстной любви к искусству он пришел в Рим, чтобы заняться там живописью. Этого мнения долго придерживались многие специалисты, в том числе и у нас, где табличка под единственной картиной Караваджо в Эрмитаже была заменена сравнительно недавно. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Его упрекали за то, что в рисовании он "следует своему собственному гению, не питая никакого уважения к превосходнейшим античным мраморам". С его именем связано целое направление в итальянской поэзии, получившее наименование «маринизм».

На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе. Любопытно другое. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Дель Монте, удовлетворённый увиденным, решил устроить по такому поводу приём, пригласив нескольких ценителей, в том числе своего друга банкира Джустиньяни, владельца известной коллекции князя Памфили и других знатных поклонников искусства.

Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему фрагментом живописи. Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло. Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце.

По словам современника и биографа Караваджо Джулио Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрарта, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства.

Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это обстоятельство «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»).

Головы Христа и трех апостолов являются фокусом композиции. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Позднее художник не раз вернётся к этой теме.

Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». А жизнь во дворце между тем шла своим чередом. Исследователи Мэон (1990) и Кристиансен (1990) считают, что картина, принадлежавшая дель Монте, попала в собрание Д. Вильденштайна и она исполнена полностью самим Караваджо.

Караваджо давно понял, что дворец Мадама — это два абсолютно разных и противоположных по самой сути мира, живущих каждый по своим меркам и законам. Энергичный Марино успел заставить громко заговорить о себе ходившей по рукам рукописью эротической поэмы «Адонис», о публикации которой не могло быть и речи. Краски, тусклые и жесткие, не объединены в одно целое.

Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет в варианте Джустиниани составлен из цветов (ирис, дамасская роза, жасмин, маргаритка), которые цветут примерно в одно время— весной, к ним добавлены листья апельсинового дерева12. По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему.

Для Караваджо, уроженца Ломбардии, этот факт был немаловажным и, возможно, повлиял на его выбор. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Каждый думает только о себе. Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук. Он задумчиво смотрит на зрителя отстранённым взглядом, потеряв всякую надежду, что кто-то откликнется на его призыв.

Её богатый покровитель, заботящийся о своём реноме, решил не вмешиваться в дело, тем более что, как стало известно, полиция застала его провинившуюся подругу в компании трёх молодых людей, среди которых особенно отличился буйством в затеянной драке уже упоминавшийся Рануччо Томассони. К сожалению, не сохранились даже редкие его письма. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Правда, некоторые искусствоведы считают, что чувство, переданное через систему их внешних обозначений, лишается подвижности и застывает. Для него труд составлял смысл и основу жизни, чего не скажешь о его младшем брате. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.

Лишь на закате дней на родной Сицилии в нём неожиданно вспыхнула искорка творческого озарения и он оставил несколько работ исполненных с подлинным мастерством.

«Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день». Справа от него восседает юнец, показанный со спины. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas.

Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Музыканта в эрмитажной картине принимали за музицирующую девушку и композицию называли «Лютнистка».

Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. Английское полотно – копия с эрмитажного. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».

Для придания компактности композиции и заполнения всей поверхности холста Караваджо изобразил на заднем плане и себя. Уже в одной из ранних картин – «Юноша с лютней» художник обращается к конкретному жизненному мотиву. Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками».

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. В круг его обширных интересов входили также химия и фармакология. У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат. Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца.

Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100126, 5 см). Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179).

Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». Следует сказать, что кардинал не жаловал слабый пол и женщины из числа дворцовой обслуги не допускались даже на кухню, где орудовали повара-кудесники, выписанные из Флоренции и Парижа. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. По поводу этого маленького шедевра было сломано немало полемических копий. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119).

Драматизм этой поразительно реалистической подробности усиливается резким светом и глубокими тенями (прием, называемый – светотень) фон отсутствует.

1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов.

Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Как выяснилось позднее, выбор оказался более чем удачным. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

Картина существует в трёх версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже, музее Метрополитен и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Описание: В 237 зале Эрмитажа представлена единственная в в этом музее работа Караваджо. Там он проделал головокружительную карьеру, оказавшись при дворе Людовика XIII. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста.

Поводом послужило подозрительное обстоятельство. В юности художник часто изображал музыкантов игроков в карты, гадалок. Потом он направился на Мальту, продолжал там работать.

Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта9.

Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Караваджо был простым каменщиком. Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и Влиятельных покровителей. В его картинах они черпали вдохновение для своих поэтических откровений.

На другой тетради начертано Gallus – имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность.

Лёгкий наклон головы и выражение глаз, смотрящих куда-то мимо зрителя, — всё говорит о том, что юноша ждёт ответа на своё робкое признание, находясь во власти мира музыки. Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке. Записано верно с моих слов»47.

При этом он оставил столько шедевров живописи, что кажется, будто прожил до старости, а не умер в 38 лет. Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92). В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33.

Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. Действительно, картина вызвала недоброжелатели. Отец мальчика был зажиточным архитектором. Караваджо подает это просто и спокойно, как еще один реальный факт, с которым зрителю надо считаться.

Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок.

На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Яхета де Берхема. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью.

Тёплый кремовый тон фона придаёт композиции пространственную глубину. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет в варианте Джустиниани составлен из цветов (ирис, дамасская роза, жасмин, маргаритка), которые цветут примерно в одно время— весной, к ним добавлены листья апельсинового дерева. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас».

Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах. Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши.

А такие случаи повторялись часто и в протоколах полиции фигурируют имена многих потерпевших, которых поколотил или грубо оскорбил Караваджо. Есть также версия, что «Юноша с лютней»— портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой натюрморт.

Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126, 5), внеся в неё некоторые изменения. Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов. Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96121 см).

В убийстве обвинили Караваджо. Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка.

Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием. Его имя написано на нотной тетради, лежащей на столе. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании. Люди устали от гнёта, находясь в постоянной зависимости от прихотей испанского монарха с его опостылевшими наместниками и жили ожиданием грядущих перемен. Первоначально Караваджо изобразил их в корзине или миске, но позже просто разместил на столе. Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо». На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде.

Ранее считалось, что первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани3. Мы видим картину глазами человека, слушающего музыку на концерте. Сидя в мастерской, Караваджо задумался над новыми сюжетами в стремлении создать нечто необычное, чтобы вызвать к себе интерес не одних только частных коллекционеров, у которых его работы мало кто видит. Выше: что вы искали. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц.

Кажется, что мы можем дотронуться до стекла бокала, ощутить шероховатость розовых листьев, настолько они реальны. Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру. Фрукты же (инжир, слива, груша) не соответствуют весеннему сезону. Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры.

Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза10), которые цветут примерно в одно время— весной. Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде.

94119 см). Но вскоре терпение и труд поставили его в ряд с величайшими художниками своего времени.

И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта6.

Вскоре он завершил работу. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42.

Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты рядом стоит ваза с цветами. Причина смерти художника остается неясной. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх.

Интересно отметить, что надпись на второй тетради нот, которую ранее читали как «Bassus» («бас»), ныне расшифровывают как «Gallus». Эта картина существует в трёх вариантах. Фрукты же (инжир, слива, груша) не соответствуют весеннему сезону. Её положение асимметрично относительно центра. Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него.

До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. Екатерина Александрийская» и «Шулер», тоже принадлежавшими кардиналу).

Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), – всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Что касается фигуры справа, то существует предположение, что это автопортрет Веласкеса.

Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».

Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд. Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени.

Трактовке сюжета картины посвящены целые научные исследования наиболее распространенным является мнение о том, что идея произведениясвязана с темой «суеты сует» — темой неизбежности гибели всего живого. К сожалению, обе работы были утеряны. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу.

Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Вот таким образом у Караваджо центром мироздания выступает земная сфера со знаками зодиака.

Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. Его обнажённое колено почти упирается в раму картины. Ярко озарив юношу и предметы на переднем плане, в дальнейшем свет теряется в глубине, оставляя только косой след на стене и делая тем самым ее почти ощутимой для зрителя. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко. Версия, происходящая из собрания Вильденстайна, была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вместе с некоторыми другими полотнами.

От него лучше держаться подальше». Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом.

В 237 зале Эрмитажа представлена единственная в в этом музее работа Караваджо. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму.

В то же время Маурицио Марини это полотно называет репликой «Лютниста» из частного римского собрания, написанной Караваджо лишь частично. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Из них до недавнего времени общепризнанным было авторство только эрмитажного полотна сейчас первой авторской версией сюжета считается полотно в Нью-Йорке. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал. Надо признать, что это ему удалось. Внимательно изучая натуру, Караваджо постиг эффект взаимовлияния освещенных предметов. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры8.

Яхета де Берхема. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). Караваджо не передаёт здесь глубины пространства, только стол отделяет юношу от зрителя. За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца.

В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений. Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине.

Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией.

В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Об этом варианте «Лютниста» известно из сообщений биографов художника Бальоне (1642) и Беллори (1672, упоминается вместе с картинами Караваджо «Св. Положение там несколько улучшилось и прежний испанский наместник был смещён.

Яхета де Берхема. Род существует до сих пор. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Картина поразительна по построению. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны.

Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5). Фигура лютниста и натюрморт почти вплотную придвинуты к нему и располагаются на первом плане, но на нейтральном фоне затемненной стены фигура юноши видится особенно отчетливо. Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48.

По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Вне всякого сомнения, дель Монте был знаком с трудами английского философа Роджера Бэкона, который в своей книге «Зеркало алхимии» прямо советует: «Выбери вещество, содержащее чистую ртуть, смешанную по определённому правилу равномерно в должных пропорциях с серой. »46 В своих экспериментах кардинал следовал этой рекомендации и советам известного францисканского монаха и алхимика Джованни Бонавентуры. " (картина "Гадалка"). Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла.

Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его. На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты.

Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Все это написано так тонко, так виртуозно, что кажется, будто зритель и сам слышит звучание инструмента. Томно склоненная голова лютниста, глаза с мечтательной поволокой изящные движения рук — все передает красоту эмоций, вызванных музыкой.

Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Можно согласиться с мнением некоторых исследователей, что автор исходил из хорошо известных росписей плафона зала Психей дворца Те в Мантуе. вы можете запросить все в системе с коробкой. Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев.

Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала. Музыкальные инструменты представляют собой ценные экземпляры и, вероятно, они происходят из личной коллекции Дель Монте. «Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души.

По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. В то же время Маурицио Марини это полотно называет репликой «Лютниста» из частного римского собрания, написанной Караваджо лишь частично.

Идея увлекла Караваджо. Контрастная светотень отчетливо высвечивает правую сторону лица испуганного ребенка, а также плечо и руку, которую укусила ящерица. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет в варианте Джустиниани составлен из цветов (ирис, дамасская роза, жасмин, маргаритка), которые цветут примерно в одно время – весной, к ним добавлены листья апельсинового дерева. Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. Тот вконец потерял голову и, став заядлым картёжником, просадил в пух и прах полученную часть родительского наследства да ещё норовил поживиться долей старшего брата.