Джотто Поклонение Волхвов
«поклонение волхвов» – одно из самых известных произведений искусства во всем мире, написанное итальянским мастером живописи и архитектором Джотто ди Бондоне в эпоху Проторенессанса. Галерея картин на сюжет Поклонения волхвов поразительна: сотни, начиная от художников средней руки и не таких известных и кончая гениальными творениями Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Дюрера, Джотто, Питера Брейгеля Старшего, Иеронима Босха, Веласкеса и других. На этот раз я не смог обойти великого Джотто ди Бондоне и его "Поклонение волхвов".
К числу шедевров относятся картины «Поклонение волхвов» Рембрандта, Питера Брейгеля Старшего, фрески Джотто, Гоццоли, Карло Веронезе и Веласкеса.
«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картины
Этот художник считается выдающимся мастером религиозной темы. Его нижняя одежда тёмно-зелёная, а красно-коричневый халат украшен стилизованными цветами. Богомладенец изображен на нем с использованием минимальных выразительных средств. Согласно некоторым источникам, Джотто был в Риме в 1300 году.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. 60, 3 и 6). Появление Джотто до сих пор окутано тайной.
Юноша, принёсший сосуд с миррой, стоит в повороте вправо со склонённой головой. Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV – XV веков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным». Волхвы, начиная с античности изображались в персидских костюмах. Символически это истолковывается как спасение самой Церкви от всех несчастий.
Есть и иные предположения о дате рождения Джотто. И именно эта история была рассказана Джотто на стене капеллы Скровеньи (по другому – капеллы дель Арена) в Падуе, Италия. Современник художника Петрарка писал о нем: «Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения». Существует разные точки зрения, что именно представляла собой Вифлеемская звезда.
Рождество Христово: поклонение волхвов
Вместо этого в своей картине Дюрер изобразил несколько всадников на дальнем фоне. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). «Большая страна Персия.
В аравийской точке зрения волхвы – не просто жрецы, но и цари. А Младенец сам излучает свет играющий на лицах босоногих пастухов. Это полотно средневекового художника поражает своей трогательностью. Все происходящее в хлеву построено на игре жестов.
Фреска «Поклонение волхвов» Джотто ди Бондоне
Ей присущи причудливые формы и позы. На коленях у Богоматери сидит Младенец в красной рубашке до колен. Смирной, дорогим благовонным маслом, помазывали умерших. и будут давать ему от золота Аравии (Пс.
Искусствоведы называют «Поклонение волхвов» одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494 и 1505 годами. Перед мудрецами взошла звезда, которая двигалась, указывая путь и привела их в Вифлеем. Самая известная работа итальянского живописца Корреджо. По сообщению Лоренцо Гиберти, Джотто и его мастерской было поручено в 1336 году расписать фресками торцовые стены капеллы святой Магдалины в Палаццо дель Подеста (Барджелло). Мощи волхвов были найдены византийской императрицей Еленой и положены сначала в Константинополе, а в 5-м веке перенесены оттуда в Медиолан (Милан).
Их имена также не упомянуты в письменных Евангелиях, а являются результатом народной фантазии. Кроме того, обычны кони (до относительно позднего периода европейские художники, которым верблюды были известны только по словесным описаниям, старались не рисковать и заменяли их более привычным средством передвижения). В Евангелии же употребляется греческое слово (маги), означающеее в то время персидских служителей зороастрийского культа Митры или же вавилонских жрецов-астрологов.
Та привела путников в иудейский город Вифлеем и указала им путь к младенцу. Работоспособность художника была уникальной.
Неожиданно двери хлева отворились и в дорогих запыленных одеждах в него вошли три восточных царя (их называют волхвами) с богатыми дарами в руках. Летописец Филиппо Виллани приводит мозаику в качестве доказательства мастерства Джотто, который так умел изобразить персонажей, что казалось, будто «они дышат, разговаривают, плачут или радуются». Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей.
Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. Затем Джотто взял этот лист и передал его придворному со словами: «Вот Вам рисунок». Астрономы указывают, что парады планет в то время также были: соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб (15 ноября 7 года до н. э. ), соединение Юпитера, Сатурна и Марса (в начале марта 6 году до н. э. ), соединение Юпитера с Регулом (12 августа 3 года до н. э. ) и Венеры с Юпитером (12 августа 2 года до н. э. ). Царь Ирод пришёл на трон с помощью римлян. Дева Мария сидит, обхватив одной рукой сына, а другой прикрыв грудь мафорием.
год созданияи место хранения картины ДжоттоПоклонение волхвов
Дань уважения Джотто отдавали многие деятели эпохи Возрождения. Ее автором и стал маэстро Джотто, который работал над колокольней вместе с Андрео Пизано. Стоит отметить невероятное разнообразие животного мира на подобных картинах.
Потом они попадают в город Никею и около шестидесяти лет находятся там. А на стропилах вертепа могли сидеть воробьи. Джотто работал над росписями в церкви Кастель Нуово, капелле ди Санта Барбара, личной капелле короля. Джотто скончался 8 января 1337 года, вскоре после своего возвращения из Милана.
Одного волхва звали Белтазаром, другого Гаспаром, третьего Мельхиором. Волхвы поднесли Христу дары. Предание о персидском происхождении волхвов дольше всего держалось в византийской иконографии (этой гипотезы придерживается и Иосиф Волоцкий6) в европейском искусстве оно было утрачено: волхвы либо не имели этнической принадлежности, либо, в целом, соотносились с арабским или византийским Востоком. Всюду на позёме распускающиеся тюльпанчики, особенно яркие в этом клейме. Астрономы говорят, что комета Галлея действительно была видна в небе в течение 63 дней в 12 году до н. э. Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Пушка представлена здесь как ответный подарок Христа царям-Волхвам.
Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода. Натуралистическая манера Джотто была революцией в искусстве. Ориген и Иоанн Дамаскин считали, что это была комета. В католицизме поклонение волхвов отмечается в день праздника Богоявления – 6 января (в Испании и многих испаноязычных странах подарки дарят именно в праздник Богоявления), а память волхвов чтится 23 июля. Всего росписями покрыто более 900 кв.
Картина Леонардо да Винчи Поклонение волхвов: описание картины
Поддерживают его постоянно и как Богу молятся ему. Волхвы принесли младенцу богатые дары. Серия фресок «Девять героев» (не сохранилась) в одном из залов Кастель Нуово упоминается в сонетах Франческо Петрарки. Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий». Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн. 1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа.
Иисус спасает корабль апостолов, попавший в бурю и утопающего Петра. В евангельском подлиннике стоит греческое слово. Разрабатывал проект кампанилы и, совместно с Андреа Пизано, рельефы ее нижнего этажа.
Мать, спеленав Младенца, положила Его в ясли и с любовью склонилась над новорожденным. magi)— это слово также исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии. Ориген впервые предположил по числу принесённых даров, что их было трое. Пастухи и ангелы празднуют чудо только что родившегося Богомладенца. Едва ли Джотто когда-нибудь видел этих животных, вот таким образом он изобразил их голубоглазыми, с лошадиными копытами и ослиными ушами.
Навеяно фреской Джотто Поклонение волхвов
В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. В 1328 – 1333 годах Джотто находился при дворе неаполитанского короля Роберто Анжуйского. Об этом периоде существует еще одна забавная легенда.
Счастливая Дева Мария с материнской нежностью обнимает Богомладенца источающего волшебный свет. Ее сюжет взят из Евангелия, в котором сказано, что двигающиеся с Востока с торговым караваном волхвы-предсказатели увидели в небе яркую звезду и поняли: родился Мессия. По числу принесённых даров предположили, что их было трое. Младенец взял все три приношения, а им дал закрытый ящичек. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году в возрасте семидесяти лет. После падения Византии в 1453 году дары волхвов отправляются на Афон в монастырь святого Павла — их привезла туда сербская царевна Мария.
На средневековом Западе церковные и апокрифические предания дали им имена, в настоящее время распространённые повсеместно7— Каспар, Мельхиор и Бальтазар8. Евангелист не пишет о количестве волхвов.
Сцены из жизни Марии: Поклонение волхвов
Однако самая большая опасность подстерегала их в Иерусалиме. Сюжет композиции «Чудo нa Гeниcapeтcкoм oзepe» – один из эпизодов общественного служения Христа. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 24:17). Волхвы принесли в дар Христу золото, ладан и смирну. Слева в верхнем углу изображено Святое семейство.
Матфей в своем Евангелии (2-1. 2-12) рассказывает о мудрецах с Востока, которые во время Рождества Христова пришли в Иерусалим и спрашивали, где родившийся Царь Иудейский. Для меня это до сих пор остается тайной. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Несомненно, Корреджо был непревзойденным мастером искусства передачи света и контрастов. Святой Иосиф будто не участвует в происходящем и тянет упирающегося осла. Вот таким образом волхвов, которых, согласно традиции, звали Каспар, Мельхиор и Вальтасар, часто изображали как юношу, человека средних лет и старика. Армяне и сирийцы считают, что волхвов было 12. 20 января 1330 года король Роберто присвоил Джотто титул придворного художника.
Сюжет и описание картины Джотто ди Бондоне Поклонение волхвов
Об этой мозаике писал Леон Баттиста Альберти в своем трактате о живописи (1436). И это всегда особая история, достойная того, чтобы о ней написать. А на стропилах вертепа могли сидеть воробьи. Волхвы— славянское слово используемое в переводах на русский язык.
Новорожденный Иисус лежал в яслях в сарайчике на окраине Вифлеема. Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» В Евангелие говорится, что, когда волхвы пошли искать, где именно в Вифлееме находится Младенец, «звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». На картинах, которые обычно носят название «Путешествие волхвов» изображено трое мудрецов, держащих путь в Вифлеем с целым караваном даров. У него широкое простодушное лицо, обрамлённое бородой.
Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. Он ценился буквально на вес золота, поскольку использовался во многих священных ритуалах.
Св. Волхвы, начиная с античности изображались в персидских костюмах. Ориген и Иоанн Дамаскин считали, что это была комета. Астрономы указывают, что парады планет в то время также были: соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб (15 ноября 7 года до н. э. ), соединение Юпитера, Сатурна и Марса (в начале марта 6 году до н. э. ), соединение Юпитера с Регулом (12 августа 3 года до н. э. ) и Венеры с Юпитером (12 августа 2 года до н. э. ). Существует мнение, что Вифлеемская звезда из-за странных особенностей своего поведения, вообще не может быть астрономическим объектом, а имеет сверхъественное происхождение. Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого Гаспар, третьего Мельхиор.
Разговор с Трифоном, 77). В Польше, например, этот религиозный праздник объявлен государственным выходным днём. На что в ответ услышал удивленное: «Как, другого рисунка не будет. » Джотто ответил: «И этого одного будет слишком много». В качестве источника можно сослаться на «Поклонение волхвов» флорентийского художника XIV века, так называемого мастера пределлы Фьезоле (Будапешт, Музей изобразительных искусств).
Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар— нергоид (возможно абиссинец или нубиец) (Африка) Мельхиор— белый человек Европа Гаспар— с восточными (даже семитским, т. е. халдейскими) чертами или в восточной одежде, Азия). Отец будущего художника носил имя Бондоне и был крестьянином. В Евангелии же употребляется греческое слово (маги), означающеее в то время персидских служителей зороастрийского культа Митры или же вавилонских жрецов-астрологов. Один из них, как правило, темнокожий. Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин).
Так как, согласно Евангелию, сами жители Иудеи не заметили никакого чудесного явления, существует мнение, что Вифлеемская звезда – это на самом деле парад планет (астрономическое явление, во время которого определенное количество планет Солнечной системы выстраивается в одну линию) – событие, для непосвящённых не особо примечательное, но имеющее большое значение для тех, кто способен его истолковать. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду иным путем отошли в страну свою. В то время как «пирамидальное» расположение центральных фигур относит нас к итальянской живописи эпохи Возрождения. Мозаика была разрушена при сносе старой постройки, сохранилась лишь её копия эпохи барокко (по мнению Норберта Вольфа, неудачная) в портике новой церкви. Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра.
«Поклонение волхвов» редко фигурирует как отдельный сюжет в восточнохристианской иконописи и, как правило, составляет лишь фрагмент в канонической иконографии «Рождества Христова». Эти имена, в частности, приведены на Равеннской мозаике в Сант-Аполлинаре-Нуово (см. Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, дары возвращаются в столицу. Конечно, ему помогали ученики, а часть росписей просто приписывается ему.
Лишь одного из них он подпустил к волхвам. Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата или потомка брата персидского царя Дария I). Ладан и смирна — небольшие, величиной с маслину, шарики их около семидесяти.
Один из волхвов, царь Каспар, стоя на коленях, склоняется для поцелуя к ногам Христа. Ангелы и вовсе вплывают в картину на облаке. Персидский царь 7-го века Хосров II Парвиз, уничтожавший все христианские церкви в Палестине, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества из-за персидского обличья изображённых на ней волхвов. Впрочем, существувует и другая точка, также идущая с древности, согласно которой волхвы пришли из Аравии.
Так как, согласно Евангелию, сами жители Иудеи не заметили никакого чудесного явления, существует мнение, что Вифлеемская звезда – это на самом деле парад планет (астрономическое явление, во время которого определенное количество планет Солнечной системы выстраивается в одну линию) – событие, для непосвящённых не особо примечательное, но имеющее большое значение для тех, кто способен его истолковать. Оба художника стремились к объемности изображения и его большей выразительности. Их тела переплетены и пронизаны лучами.
То есть была символом смертности. На картинах, которые обычно носят название «Путешествие волхвов» изображено трое мудрецов, держащих путь в Вифлеем с целым караваном даров. У него пышные волосы и небольшая бородка. Евангелисты не пишут о количестве волхвов. Их движения нам кажутся танцевальными и эта энергия невероятно оживляет полотно.
Эти сокровища хранятся в монастыре святого Павла на горе Афон с особым тщанием. Они, выслушав царя, пошли. Итак, золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку. Существует разные точки зрения, что именно представляла собой Вифлеемская звезда.
В начале XII века мощи святых были перевезены в Германию. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея (16). Позднее Джотто приобрел в Веспиньяно земли и дома. В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей. Художник показывает Христа без одеяния.
Описание картины Джотто ди Бондоне «Поклонение волхвов»
«И пошли маги. Судьба не даровала ему возможности принять мученический венец от мусульман. Рассказ следующий. Поклонились и поднесли ему злато, ливан и смирну.
Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21). В знаменитом средневековом сочинении Марко Поло «Книга Чудес» приводится любопытная «персидская» легенда о трех царях Волхвах, поклонившихся Младенцу Христу. В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и ученость художника.
м. стен. Золото — двадцать восемь небольших пластин разной формы — трапеция, четырехугольник, многоугольник На каждой — тончайший филигранный орнамент, ни разу не повторяется. Так-то здешние люди МОЛЯТСЯ ОГНЮ». Франциска (основной создатель большинства изображений), Мастер погребения св. Рядом была его мать – Мария. иллюстрацию).
- Творчество Джотто ди Бондоне -предтеча раннего Ренессанса
- Фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе
- Икона Господа Поклонение Волхвов
- Изображения иконы Поклонение Волхвов
- Другие картины Джотто ди Бондоне
- Особенности творческого наследия
- Знаменитые картины Джотто: Мадонна во славе
Когда все приготовления были закончены, волхвы отправились в долгий путь. Однако на самом деле он боялся лишиться власти. Из его работ выросли Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
Ориген также дал волхвам имена: Авимелех, Охозат, Фикол. В последнее время эту работу Джотто относят к 1310 году. Исследователь и биограф художника Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году.
- Франциск Ассизский в творчестве Джотто
- Наследие Джотто и формирование живописных школ
- Традиционная трактовка смысла изображенного библейского сюжета
- Дерево Иоанна: что о нем известно
- Словари и энциклопедии на Академике
- Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
Есть тут город Сава, откуда три волхва вышли на поклонение Иисусу Христу. В ней, по-видимому, смешались два события. Младенец беззащитен. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" (Чис. 24:17). Так как, согласно Евангелию, сами жители Иудеи не заметили никакого чудесного явления, существует мнение, что Вифлеемская звезда – это на самом деле парад планет (астрономическое явление, во время которого определенное количество планет Солнечной системы выстраивается в одну линию) – событие, для непосвящённых не особо примечательное, но имеющее большое значение для тех, кто способен его истолковать.
Причём привезённые волхвами дары помогли его семье прожить на чужбине не менее двух лет. Картина отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения. У каждого свои взаимоотношения с живописью. Летописец Филиппо Виллани приводит мозаику в качестве доказательства мастерства Джотто, который так умел изобразить персонажей, что казалось, будто «они дышат, разговаривают, плачут или радуются».
Об этой мозаике писал Леон Баттиста Альберти в своём трактате о живописи De pictura (1436). Пошли три царя в свою страну. Франциска и Мастер св.
ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Они отправились вслед за звездой. Цецилии. Они приехали на верблюдах.
Возможно, что Барди, банкиры короля, рекомендовали художника ему. На ней красный хитон с жёлтой каймой. Восточный мудрец смотрит на Спасителя серьезным и вдохновенным взглядом. В аравийской точке зрения волхвы – не просто жрецы, но и цари. и будут давать ему от золота Аравии" (Пс. Ирод казнил даже трёх своих сыновей и брата, боясь, что они могут свергнуть его. Разрабатывал проект кампанилы и, совместно с Андреа Пизано, рельефы её нижнего этажа.
Стоит отметить невероятное разнообразие животного мира на подобных картинах. Джотто и его мастерской было поручено в 1336 году расписать фресками торцовые стены капеллы святой Магдалены в Палаццо дель Подеста (Барджелло). Он не стал, как многие его предшественники, уделять внимание пышному кортежу волхвов. 60, 3 и 6). Венец цикла – Прославление святого Франциска, где святой вступает в Царствие Небесное.
Художнику приходилось работать в спешке и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Возможно именно тогда он создал по заказу кардинала Якопо Стефанески монументальную мозаику Навичелла, прославившую художника на всю Италию. Интересно, что центральная фигура (второй волхв) – автопортрет художника.
И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его и падши поклонились Ему».
Кроме того, обычны кони (до относительно позднего периода европейские художники, которым верблюды были известны только по словесным описаниям, старались не рисковать и заменяли их более привычным средством передвижения). Иосиф так и поступил. В 1164 году реликвия с триумфом была ввезена в Кёльн.
Художник подвергает изображаемые тела экстремальному искажению. Средовек восточного облика правой рукой снимает корону, а левой держит ларец с ладаном. Под «греческим» Ченнини подразумевал формальные византийские каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Иустин Мученик. Лебединая песня знаменитого испанского художника греческого происхождения.
Второе событие – изобретение пушек христианским святым Сергием Радонежским. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1306 – 1312 годов до 1320 – 1325 годов). Эта черта характерна для всех поздних картин Эль Греко.
И все же Джотто пошел еще дальше. В этом смысле Гертген тот Синт Янс – новатор среди нидерландских художников: он первым из них изобразил ночь. В последнее время эту работу Джотто относят к 1310 году. Астрономы указывают, что парады планет в то время также были: соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб (15 ноября 7 года до н. э. ), соединение Юпитера, Сатурна и Марса (в начале марта 6 году до н. э. ), соединение Юпитера с Регулом (12 августа 3 года до н. э. ) и Венеры с Юпитером (12 августа 2 года до н. э. ). Существует мнение, что Вифлеемская звезда из-за странных особенностей своего поведения, вообще не может быть астрономическим объектом, а имеет сверхъественное происхождение.
Это – одна из знаменитых фресок Джотто ди Бондоне. Мычали коровы, кони вздрагивали во сне, ослы беспокойно ворочались на своих соломенных подстилках.
Увидевши этот сигнал, поданный звездой, «они возрадовались радостью весьма великой. Волхвы. Это был один из самых жестоких правителей. Иисус спасает корабль апостолов, попавший в бурю и утопающего Петра. Исполнено оно достаточно традиционно. Их называют: Мастер легенды св.
Старец Иосиф, весь закутанный в вишнёвый гиматий, стоит скрестив руки. Святое семейство расположилось в поле с виднеющимися вдали стенами Вифлеема. Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни. Символически это истолковывается как спасение самой Церкви от всех несчастий. Наряду с фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. Немецкий художник создал это полотно между двумя путешествиями в Италию. В своей композиции автор не сочиняет какой-то новой иконографической версии, а следует знаменитому шедевру Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов» (1423 г., Уффици). Именно такому толкованию сюжета следует и Рерих в своём иконостасе.
Св. Его же отец, по этой версии, был кузнецом, уважаемым и состоятельным горожанином.
и поклонятся ему все цари» (Псалт. 71:10— II). В западной традиции волхвов чаще именуют «маги» (лат. Его новаторской кисти принадлежит идея восстановления традиции написания образов с натуры.
Художник и архитектор эпохи Проторенессанса (Предвозрождения), предвосхитил и задал направление итальянской живописи на несколько столетий вперед.