Эдуард Мане Олимпия
Эдуард Мане воспринял картину Сезанна как пасквиль на свою Олимпию и был глубоко задет столь откровенной интерпретацией сюжета. Картина Эдуарда Мане Олимпия: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В Петербург впервые приехала «Олимпия» Эдуарда Мане – картина, на вывоз которой за пределы Франции требуется разрешение президента.
Выставка «Олимпия Эдуарда Мане из собрания Музея дОрсэ (Париж)» работает в ГМИИ им. Выставка представляет «Олимпию» Эдуарда Мане в широком историческом контексте: более двадцати произведений из эрмитажного собрания позволяют проследить развитие образа обнаженной женщины в искусстве. Эдуард Мане, которого современники назвали «художником, нарисовавшего черного кота», всю жизнь хранил «Олимпию» в мастерской. «олимпия» была не первой картиной Эдуарда Мане, вызвавшей скандал.
Пушкина Марина Лошак рассказывает о картине «Олимпия» Эдуарда Мане из собрания Музея дОрсэ (Париж).
Довольно показательно, что за картиной закрепилось неправильное название: вместо «Неизвестной» ее часто называют «Незнакомкой». Хочется надеяться, что в Главном штабе такого не случится. Весь XXвек мотив Олимпии был нарасхват у самых разных художников. Создавая этот метод, он опирался на других искусствоведов, прежде всего на представление об искусстве как неотъемлемой части культуры в широком антропологическом смысле, которое развивалось школой Аби Варбурга (к ней принадлежал и сам Баксандалл).
Очевидно, Мане привлекла данная тема и, желая добиться признания, он написал свою версию. Больше того, во время проведения выставки на неё не раз покушались. Порнография. Бывала в Америке, брала уроки живописи имела любовниц, а с возрастом пристрастилась к алкоголю, попрошайничала в барах и ресторанах, в том числе, с обезьянкой. Спустя сто лет один французский критик засвидетельствовал, что «история искусства не помнит такого концерта проклятий, который привелось услышать бедной «Олимпии».
В этом материале предлагается проследить судьбу основного произведения Эдуарда Мане, вошедшего в историю как «страстный полемист против буржуазной пошлости, мещанского тупоумия, обывательской лености мысли и чувства». К началу ХХ века эту гипотезу разом позабыли, осознав ее очевидную абсурдность, но взамен была выдвинута другая: палермитанскую «Аннунциату» стали рассматривать как подготовительный этап для другой версии этой же композиции, которая сейчас хранится в Мюнхене, поскольку якобы жесткий геометризм палермитанской Мадонны был свойственен начинающему художнику, а после пребывания в Венеции да Мессина его преодолел.
- Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание
- Девять символов, зашифрованных в «Олимпии» Мане
- Какувидеть искусство глазами егосовременников
- Сексуальные тайны "Олимпии": гид по самой скандальной картине Эдуарда Мане
- Жемчужина Франции украсила Эрмитаж
- Марина Лошак об «Олимпии» Эдуарда Мане
- Картины Мане Завтрак на траве и Олимпия – звезды Салона отверженных
В 1990-х гг. Проповедник в церкви, куда добропорядочный прихожанин ходил регулярно, растолковывал ему содержание каждого этапа: как архангела Гавриила отправили с благой вестью, как он приветствовал Деву Марию и что она ему отвечала. Только в январе 1907 года, под покровом ночи, тихо и незаметно, ее перенесли в Лувр. Работая впоследствии над «Олимпией», он с удивительной свободой и смелостью придал новый смысл хорошо знакомой ему композиции.
Неандертальцев начали рассматривать как промежуточное звено между человекообразной обезьяной и человеком, а отдельные внешние признаки неандертальцев или приматов принялись искать в отдельных расах или социальных типах. темнокожую Олимпию и назвал своё творение «I like Olympia in Black Face».
- Программа просмотра веб-материалов ( 286)
- О городах и людях – интервью со Святославом Муруновым
- Обратная сторона толерантности: неуместная серьёзность излишняя нежность и социальные сети
- Эра Водолея: почему веган — не хиппи, а сверхчеловек
- «Опера – не данность, возникшая без рефлексии, а проект конкретных людей»– критик Ая Макарова
Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. А жена ему отвечает: «Но друг мой, так зовут эту черную кошку». 4. Кроме того, не зря же строгое жюри Салона допустило его картину на выставку.
Итак, для того, чтобы понять картину Мане, нам пришлось прежде всего посмотреть на нее взглядом его современника и реконструировать те социальные обстоятельства, которые отразились в ее содержании. Натурщицей для картины послужила Викторина Мёран, с которой часто работал Эдуард Мане. Ни один музей, ни одна галерея, ни один частный коллекционер не захотели ее приобрести. «Мужчины играют на бирже, а женщины проституируют» – так описывали свою эпоху французские писатели 1860-х годов. Холст, масло.
В молодости Мане, как и другие художники его круга, много копировал классические полотна Лувра, в том числе (1856) и картину Тициана. 9.
– ужасались дамы. Ещё в Италии в 1850-е гг. Скорее всего, художник вдохновился работой Александра Кабанеля«Рождение Венеры», выставленной в том же месте двумя годами ранее и имевшей сенсационный успех.
- Общественного договора больше нет
- Надоело быть «правильной» и «удобной»: что такое 100
- Сила воли: как воспитать в себе дух победителя
- В Москву привезли одну из самых известных картин Эдуарда Мане
- Эдуард Мане: жизнь и творчество
- Эрмитаж представляет энциклопедию наготы
Лежащая на приготовленной постели девушка с картины Мане смотрит прямо на зрителя откровенным и немного циничным взглядом — как на только что вошедшего клиента и это злило респектабельных (по крайней мере, на публике) столичных буржуа. Судя по прозвищу этого кондотьера (gatta по-итальянски – «кошка», а melata среди прочего значит «пятнистая»), можно предположить, что он и в жизни был похож на леопарда, ну или, по крайней мере, на кота. О том, что Олимпия – не публичная и уж тем более не уличная проститутка, говорит множество деталей: это дорогая шелковая шаль, на которой она так небрежно растянулась (и, между прочим, ее пронзила острыми коготками ощетинившаяся черная кошка) это массивный золотой браслет на ее руке (а браслеты такого фасона обычно дарились на память и заключали в себе миниатюрный портрет, фотографию или прядь волос подарившего) это роскошный букет, который принес ей только что вошедший клиент орхидея или, как предполагают некоторые исследователи, камелия в ее волосах (этот цветок вошел в моду после романа Дюма-сына «Дама с камелиями» кстати говоря, одну из героинь этого романа, парижскую куртизанку, звали Олимпией).
К счастью, эта мрачная страница в истории зоофизиогномики была не последней. Возможно, мы никогда не сможем пережить эмоциональный и интеллектуальный опыт взаимодействия с «Аннунциатой» современника Антонелло да Мессины. Возмущенные посетители пытались плюнуть на полотно, ударить его тростью или зонтом. Это современная девушка, которую, по выражению Эмиля Золя, художник «бросил на полотно во всей ее юной красоте».
- Куда пойти 21-23 декабря: Забег Дедов Морозов, Дни Резо Габриадзе,, орхидеи в Ботаническом
- Выставка «Олимпия» Эдуарда Мане из собрания Музея дОрсэ (Париж)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Гарантией этого послужила работа с лучшей моделью мастера – Викториной Мёран, с ее нестандартностью и несхожестью с признанными красавицами, отвечавшими вкусам буржуазного общества. Этот толчок, которому Мане не мог противостоять исходил от Бодлера2. Применительно к «Олимпии» первым это сделал выдающийся англо-американский искусствовед Ти Джей Кларк в книге «Живопись современной жизни. Манера письма Мане кажется очень плоской. Музей Орсэ.
Викторина становилась моделью Эдгара Дега и других менее известных современников. Яркая вертикальная полоса золотистой отделки стены делит тёмный фон картины почти пополам. Пространственная глубина интерьера на картине практически отсутствует. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольной формы. Через два года он вернулся к ее вариациям в гравюре, а спустя еще год включил ее изображение в качестве детали фона в «Портрет Эмиля Золя» (1868, Музей Орсэ). Недавно в замечательном переводе Веры Аркадьевны Мильчиной вышла книга «Сцены частной и общественной жизни животных» : вошедшие в нее очерки выходили в Париже в начале 40-х годов XIX века с чудесными иллюстрациями Гранвиля. Сравним картины.
К ним относятся Жан Дюбюффе, Рене Магритт, Франсис Ньютон Соуза, Герхард Рихтер, А. Р. Пенк, Феликс Валлотон, Жак Вийон и Эрро. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Такое копирование картины вовсе не является «кражей» идеи Тициана.
8. Будто призывает и манит, причем дерзко, даже нагло. В том числе карикатуры. Именно здесь собирался бомонд и шли обсуждения новаторского искусства, чаще всего неспешные и сдержанные.
Такими признаками он считал черты, сближающие человека с животным. Это «Олимпия» Эдуарда Мане: большая картина маслом размером 130 190 см, на ней изображена обнаженная женщина, которая полулежит на постели лицом к нам, в компании служанки-негритянки с огромным букетом цветов в руках и маленькой черной кошки. Фигура негритянки в розовом справа также вписана в треугольник.
Не удивительно, что после этого художник с трудом решился выставить «Олимпию» на следующем Салоне в 1865 г. : ведь в этой картине он «покусился» на еще один шедевр классического искусства – картину «Венеру Урбинскую» (1538), написанную Тицианом. Была открыта подписка и собрали нужную сумму — 20 000 франков. Он не сдастся. Эксперименты художников с зоофизиогномическим кодом носили разрозненный характер до тех пор, пока в 1586 году в Неаполе не был напечатан первый иллюстрированный трактат под названием «Физиогномика человека» итальянца Джамбаттисты делла Порта.
Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Облик ее сына, Христа был более или менее твердо определен. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье. Я добралась до Палермо в конце лета, но было по-прежнему очень жарко.
Но современники Крамского смотрели на картину абсолютно иначе: им было очевидно, что аристократки не одеваются по последней моде (в высшем свете погоня за модой считалась признаком нуворишей). У Тициана спутницей Венеры былая маленькая домашняя собачка, символизирующая верность. К сожалению, о создании картины известно мало. «Олимпия» Мане репрезентирует ту составляющую капиталистического этоса, которую его современники не желали видеть на картине: легальная проституция представляла собой честный бизнес, рожденный спросом на страстную любовь. Главный труд Лафатера – великолепно иллюстрированные многотомные «Физиогномические фрагменты» – вышел на основных европейских языках в последней трети XVIII века, а затем был много раз переиздан.
Бодлера — тоже. Самое главное – это правда, за которую в салонном искусстве его и отвергали. Картина была включена в собрание живописи Люксембургского дворца, а в 1907 г., стараниями тогдашнего председателя Совета Министров Франции Жоржа Клемансо, была перенесена в Лувр. Без этого навыка было невозможно жить в мире, где товар не паковали в стандартную тару, а определяли его объем (и, следовательно, цену) на глаз.
Франция. Отсутствие одежд и только это качество определяет их принадлежность жанру ню (фр.
Еще более остро итальянец XV века ощущал разницу между оттенками синего цвета. К примеру, моделями для «Олимпии» Мане и «Венеры Урбинской» Тициана, скорее всего, послужили куртизанки, то есть в буквальном смысле обе картины изображают одно и то же, но при этом они транслируют противоположные сообщения: картина Тициана, скорее всего, представляет собой свадебный портрет и репрезентирует пожелание счастливого и плодовитого супружества. Лицо и тело модели обращены к зрителю. Олимпия Мане – не обнаженная, а именно раздетая женщина.
Второй подход – это формальный анализ внешнего вида произведения искусства. Большие глаза Олимпии смотрят на вошедшего в комнату клиента, в роли которого оказывается подошедший к картине зритель, она смотрит на нас оценивающим и уверенным в себе взглядом. Его вдохновляло несколько основных тем: живопись итальянского Возрождения (Филиппино Липпи, Рафаэль, Джорджоне – «художники чистой и светлой гармонии»), творчество Веласкеса зрелого периода. Еще более «забористую» шутку, говоря словами Марка Твена, мы обнаружим на свадебном портрете работы Лоренцо Лотто, который тоже был написан раньше «Венеры Урбинской». Оставался «сущий пустяк» – уговорить государство, чтобы оно приняло дар. Вскоре он написал «Олимпию», которая тоже стала предметом самых яростных нападок.
Это новый подход в изучении искусства, который принято называть термином «визуальные исследования» (visual studies) или «исследования визуальной культуры» (visual culture). Импрессионизм. По существу о создании картины известно мало. Придворная культура, достигшая своего расцвета при «короле-солнце», строго регламентировала выражение чувств: лицо опытного царедворца не выдавало его эмоций помимо его воли. Художник знал, что владелец (или владельцы) этой картины проведут перед ней многие часы и приложил все свое мастерство для того, чтобы его картина бесконечно говорила с их умом и сердцем. Французское слово сhatte (кошка) оставалось повсеместным парижским обозначением продажной любви.
Приверженцы этого подхода считают, что полноценное понимание искусства невозможно в отрыве от культуры в самом широком, антропологическом смысле этого слова, то есть культуры как «многосоставного целого, в которое входят знания, верования искусство, мораль, законы и все прочие навыки и обычаи, которые усваиваются человеком в обществе» – такое определение ей дал английский антрополог Эдвард Тайлор еще во второй половине XIX века. В картине ощущается зарождение нового стиля – импрессионизма, одним из родоначальников которого стал её автор. Кто позировал для «Олимпии». «Олимпия» Мане обнаруживает большое сходство с картиной Тициана, ведь именно с неё Мане написал копию в годы ученичества. 1:29).
Композиционная схема. Делла Порта уложил основной принцип зоофизиогномики в форму силлогизма. Вывод: человек, наделенный внешним сходством со зверем, будет похож на него и характером. 6. Это именно тот вывод, к которому пришел и сам Носик. «Олимпия», лежащая на белых покрывалах обнаженная натурщица, — это не Венера прошлых веков. Так, Платона он сравнил с собакой, а Сократа – с оленем.
Ритм поддерживают красный платок на голове служанки и обивка кровати. Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке.
Девушка полностью обнажена, на ней лишь несколько украшений: её убранные назад рыжие волосы украшает крупная розовая орхидея, на шее у неё завязанная бантиком чёрная бархотка с жемчужиной. «Венера» — его шедевр. Париж. Удивительным образом профессиональные искусствоведы, рассуждавшие о «Венере Урбинской» в последней четверти ХХ века, недалеко ушли от Марка Твена.
И Венера и Олимпия находятся в очень похожих позах, включая положение рук и ног. Чтобы оживить композицию, придать ей необходимую рельефность, Мане поместит в правой части картины второстепенную фигуру: служанку, подносящую «Венере» букет цветов, — букет даст возможность сделать несколько многоцветных мазков. Особенно потешалась публика над картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которую Наполеон III счел неприличной. Художники опирались на рассуждения проповедников, а проповедники указывали во время проповеди на их картины и фрески, как сегодня лектор сопровождает свою лекцию слайдами.
Что ж, начнем сначала. Однозначно, что эта работа претендует на одну из наиболее значимых работ художника.
В творчестве Мане созданию «Олимпии» предшествовали – «Нимфа, застигнутая врасплох» (1859–1861, Музей изобразительных искусств, Буэнос-Айрес), первая работа в жанре ню исполненная в натуральную величину и «Завтрак на траве», вызвавший бурю негодований в знаменитом Салоне Отверженных 1863 года. Затем посмотрите на картины Мане и вы убедитесь, что они дышат правдою и мощью. Дело в том, что Марс, судя по всему, спит, утомленный их недавней близостью, а выражение лица Венеры можно описать чем-то вроде фразы из анекдота: «А поговорить. » То, что Боттичелли и его современникам казалось удачной шуткой, вполне уместной на свадебном портрете, нас (или, во всяком случае, производителей плакатов) вгоняет в краску. Позы лежащих женщин на этих картинах практически одинаковы. Антонелло да Мессина отказался принимать какую-то сторону в этих спорах: волосы его Аннунциаты полностью закрывает синий плат. Некоторые из них называли такие картины «порнографией для элиты», а изображенных на них женщин – «банальными pin-up girls Pin-up girl – девушка с плаката (обычно эротического содержания), прикалываемого на стену», на которых смотрели как на «простые сексуальные объекты». Второе состояние Девы Марии – размышление – евангелист Лука описывал так: она «размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк.
появилась трёхмерная Олимпия. Подумать только, ведь Кабанель своим «Рождением Венеры» снискал в Салоне — уж это точно.
В этом помогает развеска картин в Главном штабе Эрмитажа. По мнению Флойд, придавая своей Олимпии сходство с любовницей Наполеона III, Мане мог рассчитывать на успех у знатока живописи, который был посвящен в закулисную жизнь двора, тем более что связь императора с бывшей проституткой была скандально известной. Тот дописал пейзажный фон «Венеры» Джорджоне и, по-видимому именно отсюда заимствовал и позу лежащей Венеры и положение ее левой руки: пальцы обеих Венер слегка согнуты и прикрывают лоно и про обеих обнаженных красавиц можно сказать, что они не прикрывают, а ласкают себя. «Олимпию» никто так и не купил, полотно оставалась в мастерской до конца его жизни и было снято с посмертной распродажи не найдя ни одного покупателя.
Спустя сто лет один французский критик засвидетельствовал, что «история искусства не помнит такого концерта проклятий, который привелось услышать бедной «Олимпии». Этим приговором в конце 50-х годов XIX века стало открытие неандертальцев и обнародование теории эволюции Чарльза Дарвина. Картина была создана в том же году, что и «Завтрак на траве», ставший причиной скандала на «Салоне отверженных» 1863 г. Однако, триумфатором Парижского салона в том году стал Александр Кабанель со своим «Рождением Венеры». Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника. Это довольно сильная точка зрения, в основе которой лежит очень скудная аргументация.
Сорок лет «Олимпия» пребывала под одной кровлей со своим прототипом – «Венерой Урбинской». Но больше всего публику возмутил взгляд обнаженной женщины – равнодушный и циничный. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Для нас «Олимпия» – такая же классика, как полотна старых мастеров, вот таким образом современному любителю искусства непросто понять, почему вокруг этой картины, впервые показанной публике на выставке парижского Салона в 1865 году, разразился невиданный скандал.
И это затенило первоначальную оппозицию между наслаждениями плоти и наслаждениями духа.
В руках она держит роскошный букет в белой бумаге. У нас на выставке рядом висят две гравюры – одна «Олимпия», а другая «Фрина». Это позволяет сфокусировать меньшую, левую половину, квадратной «рамкой» на голове Олимпии, а большую, прямоугольную – на фигуре её служанки. «Олимпия», как тема и композиция, еще долго не отпускала Мане даже после Салона 1865 года.
Напишет другую обнаженную. Именно с нее и начался подъем интереса к исследованиям визуальной культуры. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Это была книга Майкла Баксандалла «Живопись и опыт в Италии XV века: введение в социальную историю живописного стиля», впервые опубликованная в 1972 году.
Однако показать, чем обусловлена связь между ними, Панофский не смог или не захотел. Олимпия лежит на раскрытой постели и шелковые простыни бросают перламутровый отблеск на ее нежную кожу, белизну которой так эффектно подчеркивают служанка-негритянка и черная кошка. Скандал вокруг «Олимпии» был не первым в биографии Мане. Мои страдания закончились, когда в руки мне наконец попала книга, в которой не было ни слова об «Аннунциате» Антонелло да Мессины, но благодаря ей я посмотрела на всю живопись итальянского Ренессанса новым взглядом.
В случае Олимпии это женщина, торгующая им вполне успешно. Пространственная глубина интерьера на картине практически отсутствует. Правда, современник Э. Мане, художник-реалист Густав Кюрбе считал, что это не картина, а «игральные карты». Это означало, во-первых, отделение живописи и скульптуры от литературы, театра, музыки и танца во-вторых, размежевание между «высокой», народной и массовой культурой и в-третьих, тот факт, что искусствоведение порывало всякую связь с философией, эстетикой и психологией. Во-первых, это позитивистская реконструкция истории произведения искусства (кем, когда и при каких обстоятельствах оно было создано, куплено, выставлено и так далее).
Особое сходство находят с картиной Тициана «Венера Урбинская». Не могу вспомнить, где я впервые увидела репродукцию «Аннунциаты» Антонелло да Мессины: в России эта картина не пользуется большой известностью, хотя в Италии ее ставят наравне с «Джокондой», а порой и выше. Хотя отношения с африканским миром в те годы нельзя назвать слишком тесными, но тем не менее можно вспомнить несколько примеров: уже в 1842 году некий Жалабер изобразил в своей картине «Одалиска» цветную служанку. Сохраняя структуру «Венеры Урбинской» (не забыв и об «Обнаженной махе» Гойи), Мане располагает тоненькое смуглое тело Викторины Меран на фоне белоснежных простынь и подушек, чуть отливающих голубизною. Интересно, как примет современная публика «Олимпию»: будет ли так же неистово возмущаться и указывать на картину зонтиками из-за чего персоналу музея придётся повесить картину выше, чтобы посетители не испортили её. Несколько упрощая, гипотезу Рингбома можно изложить так.
Если мы сравним жесты Христа и Аннунциаты на картинах Антонелло да Мессины, то увидим между ними определенное сходство, но не совпадение. Чудесная американская исследовательница венецианской живописи Рона Гоффен убедительно доказала, что «Венера Урбинская», скорее всего, принадлежит к жанру свадебного портрета. Прежде всего, существовало несколько драгоценных реликвий вроде плата Вероники – так называемая vera icona (плат, который святая Вероника подала Христу идущему на Голгофу, чтобы тот мог утереть пот и кровь, – на этом плате чудом отпечатались его черты). «Батиньольская прачка» (мастерская Мане находилась в квартале Батиньоль), «Венера с кошкой», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска» Пока одни критики изощрялись в остроумии, другие писали, что «искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения». Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами этой новоявленной красоте, не расходилась и перед военным караулом.
Впрочем, также бытовала версия, что моделью для «Олимпии» Мане послужила другая женщина – любовница императора Наполеона III Маргарита Белланже. «Тон тела грязный и никакой моделировки», – вторил ему поэт Теофиль Готье.
Проститутки официально делились на два разряда: так называемые публичные девки (это буквальный перевод официального понятия la fille publique) – они работали в публичных домах – и девки по билетам (fille en carte), то есть уличные проститутки, которые на свой страх и риск искали клиентов на улицах или поджидали их в кафе. Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Но, пользуясь наблюдениями Баксандалла и Рингбома, мы можем хотя бы отчасти его понять. Дега добился этого эффекта разными способами. Если вы когда-нибудь ее видели – в реальности или на фотографии, – вы вряд ли ее забудете. После этого Носик написал длинный и страстный пост, в котором привел множество фактов из биографии Коллеони, чтобы доказать, что в жизни тот был храбр, великодушен и в меру жесток.
Расположение и позы персонажей Мане позаимствовал с гравюры художника XVI века Маркантонио Раймонди «Суд Париса», выполненной по рисунку Рафаэля. 208 x 264 см. Картина Мане (первоначально она называлась «Купание») была выставлена в знаменитом «Салоне отверженных» 1863 года, где демонстрировались работы, забракованные официальным жюри и крайне шокировала публику. Тема обнаженной женской натуры обозначена на экспозиции выдающимся творением Тициана «Даная», двадцатью гравюрами по работам великих венецианцев и французских художников XVII-XIX столетий и рисунком Франсуа Буше из коллекции Эрмитажа. Мастер отказался от традиционной многослойности и тщательности нанесения мазков.
Чтобы потом подарить государству (а подаренные и принятые музеем работы, согласно закону, должны были обязательно выставляться, на что они и рассчитывали). Но одно дело – обнаженные богини и нимфы и совсем другое – реальные женщины. После его смерти в 1801 году в одном английским журнале писали: «Было время, когда никто не решился бы нанять прислугу, не сверив тщательнейшим образом черты лица этого юноши или девицы с описаниями и гравюрами Лафатера». И Мане решает — не Бодлер ли натолкнул его на такую мысль.
При этом, по свидетельствам современников, она разговаривала, как уличные женщины. С точки зрения пластики было бы, разумеется, нежелательно, чтобы эта фигура концентрировала на себе слишком много света: в таком случае она нарушила бы равновесие картины, рассеяла бы внимание — ему же, напротив, надлежит сосредоточиться на обнаженном теле. Во-первых, он использовал для этой скульптуры материалы, более уместные в музее восковых фигур, нежели на художественной выставке: он выполнил ее из воска, раскрасил в цвета человеческой плоти, одел в настоящий корсет и балетную пачку, а на голову водрузил парик из человеческих волос. Однако тревогу по этому поводу забили только друзья покойного к этому времени Мане. На картине изображена полулежащая обнажённая женщина.
Надо было, чтобы кто-нибудь подтолкнул его. Из «Аннунциаты» невозможно сделать вывод о том, как именно да Мессина и его заказчик смотрели на эти разногласия, однако сходство самого формата погрудного изображения Salvator Mundi и Аннунциаты вполне очевидно, а жесты их рук достаточно похожи, хотя и не идентичны: можно предположить, что за этим уникальным художественным решением стоит ощущение важности вопроса о божественной природе Девы Марии. Один из этих эскизов Мане потом нарисует прикреплённым к стене на заднем фоне своего «Портрета Эмиля Золя». Правда, важно уточнить, что речь в данном случае не шла о портрете в современном смысле слова: ни при каких обстоятельствах приличная венецианка и тем более невеста не стала бы позировать художнику обнаженной (на таких портретах ее заменял так называемый телесный двойник). Ультрамарин был самой дорогой краской после золота и серебра.
Однако тревогу по этому поводу забили только друзья покойного к этому времени Мане. Никогда еще он не был уверен, что достиг столь высокого результата. Газеты в один голос обвиняли художника в аморальности, вульгарности и цинизме, но особенно досталось от критиков самой картине и изображенной на ней молодой женщине: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа – как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная абсолютно голой молодым женщинам, ожидающим ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений».
Для более полного восприятия картины это учитывать, несомненно, важно. Однако искусствознание – дисциплина сравнительно молодая, долгое время историки искусства занимали скромное место на обочине «большой» исторической науки и, для того чтобы укрепить свое право называться самостоятельной дисциплиной, в начале XX века искусствознание стало пытаться обособить свой объект и вывести специфические законы для описания и анализа искусства. Клиент оценивает Олимпию, а Олимпия оценивает клиента и, судя по положению не по-женски крепкой руки, она еще не решила, сойдутся ли они в цене (вспомним, как рука Олимпии испугала критиков, которые называли ее «чудовищной жабой»). Уже через пару лет после скандала с «Олимпией» парижане, познакомившиеся на Всемирной выставке (1867) с искусством Японии, были увлечены и очарованы им, но в 1865-м году многие, в том числе и коллеги художника, не приняли нововведений Мане. На другом свадебном портрете работы Тициана «Любовь небесная и любовь земная» одна и та же женщина изображена в двух видах: сидящая слева любовь земная одета в белое платье невесты, в правой руке у нее свадебный букет из роз и миртов, а левой она придерживает серебряную шкатулку – в таких шкатулках в XVI веке венецианские невесты получали свадебные подарки. Скажем несколько слов и о внешности Девы Марии.
В том же 1863 году, что и «Олимпию», художник написал еще одну значительную картину – «Завтрак на траве». Другое дело – когда откликнулся Оноре Домье, тоже великий мастер. nu). Жарче всего спорили о том, была ли она белокожей или смуглой.
Биограф художника Эдмон Базир писал: Он задумал и выполнил Олимпию в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Маленький формат и крупный план «Аннунциаты» Антонелло да Мессины объясняется тем, что это был образ, предназначенный для домашнего использования. Над головой Венеры висит необычайно чувственная раковина – символ женской вагины.
От Мане отворачивались знакомые, на него ополчились все газеты. В руках она держит роскошный букет в белой бумаге. — небывалый успех. »Распутная и сладострастная», как отзывались о Венере, но приходится признать, что это распутство и сладострастие благопристойны, поскольку критика дружно превозносит гармонию, чистоту, «хороший вкус» картины Кабанеля, а Наполеон III в конце концов покупает ее. Лицо девушки на картине необыкновенно своим выражением: оно бледно бледностью глубокого волнения, губы крепко сжаты, темные глаза смотрят вправо и немного вниз, но взгляд их слегка расфокусирован, как бывает у человека, полностью погруженного в себя.
Однако именно в случае этого, третьего подхода мы особенно остро начинаем ощущать отрыв от целого культуры: очень часто при попытке описать содержание картины история культуры, которую мы только что торжественно выставили за дверь, тихо возвращается через окно. В карикатуре изображен забавный диалог: семейство стоит перед картиной – сама картина не показана, в отличие от других карикатур и идет диалог: «Какого черта эта толстая рыжая баба называется «Олимпией».
Когда я была в музее д Орсэ нам рассказали историю, что Эдуард Мане очень был зол на Клода Моне. Но скандал с картиной нисколько не поколебал художника. Карикатуры на «Олимпию». Баксандалл объяснял это так: глаз человека кватроченто, прошедшего начальную школу (а, скажем, во Флорентийской республике начальное образование получали все мальчики в возрасте от шести до одиннадцати лет), был натренирован многолетними упражнениями, которые развивали в нем навык делить в уме сложные тела на простые – вроде конуса, цилиндра или параллелепипеда, – чтобы проще было высчитать их объем.
По-видимому, в основе этой ошибки – аналогия со стихотворением Блока «Незнакомка». Ренессансные трактаты по зоофизиогномике учили его: «Обладатель орлиного носа великодушен, жесток и хищен, как орел». Перед картиной толпились возмущенные зрители, назвавшие «Олимпию» «батиньольской прачкой» (мастерская Мане располагалась в парижском квартале Батиньоль), а газеты называли ее нелепой пародией на тициановскую «Венеру Урбинскую». Публика неистовствовала и требовала немедленно убрать с глаз картину Эдуарда Мане Олимпия. Баксандалл назвал свой метод анализа изображений period eye или «взгляд эпохи».
И тогда Наполеон III милостиво разрешил показать их публике на «Дополнительной выставке экспонентов, признанных слишком слабыми для участия в конкурсе награжденных». Это позволяет сфокусировать меньшую, левую половину, квадратной «рамкой» на голове Олимпии, а большую, прямоугольную – на фигуре её служанки. Но критика не жаловала такой подход на Парижском салоне 1865 года, само название отсылало к героине романа (1848) и одноимённой драмы (1852) Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Удивительно, какое количество сентиментальной ерунды написано в интернете о «Маленькой танцовщице 14 лет» Дега. Полотно связывают с началом зарождения импрессионизма. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Ларри Риверс написал в 1970г.
Администрация в целях сохранить полотно, поставила у картины двух охранников, которые с трудом смогли отстоять «Олимпию», в противном случае её бы просто разорвали на куски и растоптали. До 30 октября этот шедевр, один из самых скандальных в истории живописи XIX века, будет выставлен в окружении других работ, раскрывающих тему «обнаженной натуры».
Зрители того времени четко считывали имя героини этой картины. К открытию экспозиции «Фонтанка» выбрала 10 фактов об «Олимпии», зная которые будет интереснее отправляться на выставку. Париж в искусстве Мане и его последователей». Вот мы и вернулись к «Маленькой танцовщице» Дега, созданной после того, как теории Ломброзо получили известность и во Франции. Он играючи использовал здесь — и как великолепна эта игра.
А вот и нет. Однако еще ни одна картина не вызывала такой ненависти и насмешек, всеобщий скандал вокруг нее достиг здесь своей вершины, официальная критика называла ее «безнравственным вторжением в жизнь».
Венера полностью одета, а нагота спящего Марса деликатнейшим образом задрапирована. Такое расположение вторит композиции самой картины. От Мане отворачивались знакомые, на него ополчились все газеты «Никогда и никому еще не приходилось видеть чего-либо более циничного, чем эта «Олимпия», «Это самка гориллы, сделанная из каучука», «Искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения», — так писала парижская пресса.
«Олимпия» казалась даже простолюдинкой, вторгшейся в великосветское общество, она была сегодняшней, настоящей, — может быть, одной из тех, кто рассматривал ее, стоя в выставочном зале. Архангел сказал ей: «Ты обрела благодать у Бога и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. – И имя Фрина тоже при крещении не давалось. Дело в том, что французское законодательство давало женщине очень мало экономических прав.
Приплюснутый нос оленя выдает сладострастие Сократа – и так далее. Об этом же ясно говорит интерьер «Венеры Урбинской» Тициана: его богиня изображена на фоне богатого домашнего интерьера. Так, Гюстав Курбе сравнил Олимпию с «дамой пик из колоды карт, которая только что вышла из ванны». Цветовая гамма Цветовая гамма картины отличается сдержанностью: в палитре художника лишь несколько основных тонов: белый, чёрный, синий (переходящий в тёмно-зелёный), а из тёплых – коричнево-золотой и красный.
Но, несмотря на кажущуюся видимость плоской манеры письма, темный невыразительный интерьер без пространственной глубины и даже мазки, нанесенные почти небрежно, в «Олимпии» присутствует ощущение законченности. К примеру итальянский скульптор Донателло воспользовался зоофизиогномическим кодом при создании памятника знаменитому кондотьеру Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата. Чтобы понять сообщение художника, надо посмотреть на его произведение «взглядом эпохи», а для этого необходимо задуматься над тем, какова была культура той эпохи вообще и каковы были ее представления о том, что могло и должно было быть предметом искусства в частности. С 30 июля посетители Главного Штаба Государственного Эрмитажа могут увидеть одно из самых знаменитых полотен в истории мировой живописи – картину Эдуарда Мане «Олимпия» 1863 года.
Эта выставка сразу же получила название «Салон отверженных», так как на ней были представлены картины так непохожие на то, что привыкли видеть французские обыватели. Композиционным центром картины является лоно Олимпии, что подчёркивается её линейным построением: к лону девушки ведут диагональные линии плеч и рук обеих женщин, на него направлены вертикальная золотистая линия обоев и перекрещивающаяся линия ног Олимпии. Впечатление от подлинника «Аннунциаты» было еще сильнее, чем я ожидала, но тем острее стало чувство непонимания. На это и рассчитывали друзья художника. После неудачи в «Салоне отвергнутых», в 1863 году, «Завтрака на траве» Мане вновь встает к мольберту.
И это было третье состояние ангельской беседы именуемое вопрошанием. Добропорядочных буржуа это сильно шокировало. «Завтрак на траве» сразу сделал Мане известным, о нем заговорил весь Париж, перед картиной всегда стояла толпа, единодушная в своем гневе. Ритм поддерживают красный платок на голове служанки и обивка кровати. На это и рассчитывали друзья художника. Зачатие в рамках законного супружества было единственным оправданием плотской близости. Справа эта же красавица изображена обнаженной в виде любви небесной: она смотрит на одетую невесту и поднимает к небесам светильник, словно призывая ее (и себя) к вечной любви, которая превыше земных благ.
Правой рукой она опирается на пышные белые подушки, верхняя часть тела слегка приподнята. Донателло придал голове кондотьера отчетливое сходство с хищником из семейства кошачьих. Проституция была легализована и упорядочена настолько, насколько это вообще возможно. Домье не высмеивает Мане нисколько, он высмеивает публику. Отдельные рисунки или целые серии под названием «Зверинцы», «Кабинет естественной истории», «Зоологические наброски» и так далее изображали зверей, которые были одеты в человеческую одежду и вели себя абсолютно так же, как люди. Что же касается собачонки из «Венеры Урбинской», то Мане в поисках подобного же пластического мотива после долгих колебаний останавливается на черном коте — это его самое любимое животное.
Моделью Олимпии послужила излюбленная натурщица Мане – Викторина Мёран. К числу таких изображений принадлежал благословляющий Христос (Salvator Mundi) и некоторые типы изображения Богородицы – к примеру, Мадонна четок.
У ног обнаженной Олимпии появляется кот с тем же горящим взглядом округленных глаз. Немецкая лазурь изготавливалась из простого карбоната меди, это был цвет далеко не такой прекрасный и, что еще хуже, нестойкий. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. – Я здесь поместил только три из двух-трех десятков, которые можно было бы собрать. В 1889 г. она вошла в экспозицию «Сто лет французского искусства», устроенную на Всемирной выставке в ознаменование столетия Великой французской революции.
В 1947 г. картина переехала в Музей импрессионизма, а в 1986 г. – стала гордостью и украшением нового парижского музея Орсэ. Образы мира» – я подготовила ее в Европейском университете в Санкт-Петербурге и она вот-вот должна выйти в свет. Памятник ему поставили на площади перед собором в Падуе.
Действительно, невозможно вообразить, каких только издевательств и оскорблений не претерпели эта девушка, эта негритянка и эта кошка. А ведь художник написал свою «Олимпию» очень деликатно, нежно и целомудренно, но взбудораженная критикой толпа подвергла ее циничному и дикому глумлению. Однако еще ни одна картина не вызывала такой ненависти и насмешек, всеобщий скандал вокруг нее достиг здесь своей вершины, официальная критика называла ее «безнравственным вторжением в жизнь». Обычно ее пробегают с невидящим взглядом. 1:34). красоте». Художник был унижен и раздавлен.
В саркофаг рядом с гербом жениха вделан железный кран из которого льется вода. Кроме того, нагота сама по себе не эротична. Но, посещая в 1850-1856 годах мастерскую исторического живописца Тома Кутюра, он приобщается к живописи. Эдуард Мане обучался у Кутюра, салонного художника, но понял, что наигранные позы натурщиков на квазиисторические или мифологические сюжеты – «занятие праздное и бесполезное». Народ то похожие фамилии попутал и приписал картину с пейзажем Эдуарду Мане.
Но по неписаному «табелю о рангах» на Лувр Мане пока не «тянул» и пришлось удовольствоваться Люксембургским дворцом, где «Олимпия» пробыла 16 лет — одна, в сумрачном и холодном зале. И это великое удовольствие и великая радость. История создания На картине стоит подпись и дата:d Manet 1863.
Там Олимпия представлена как антагонистка главной героини, к тому же являющаяся публичной женщиной (её имя стало нарицательным для всех дам её профессии). Однако другие исследователи творчества Мане (в частности, А. Барская) считают, что была и другая, не менее существенная причина. В лице девушки нет ни ангельской прелести мадонн Перуджино, ни идеальной красоты мадонн Рафаэля и Леонардо, это обычное лицо со слабым южным колоритом: я только что видела такие лица на улицах Палермо, а кого-то из встреченных на улице девушек наверняка звали Аннунциатой, Нунцией или Нунциатиной – это имя, буквально означающее «получившая благую весть» и сегодня распространено на юге Италии. Это «Даная» Тициана, рисунок Франсуа Буше «Спящая молодая женщина» и два десятка гравюр – уже из коллекции петербургского музея.
«Олимпия», лежащая на белых покрывалах обнаженная натурщица, — это не Венера прошлых веков. 1:30 – 31), после чего Мария спросила у него: «Как будет это, когда Я мужа не знаю. » (Лк. На примере этой картины, а также на примере картины «Завтрак на траве», основа которой также была взята из работы художника эпохи Ренессанса (Маркантонио Раймонди), мы можем увидеть переосмысление художником-новатором идеалов красоты живописи прошлого на новый лад.
Мане лихорадочно гонит работу. – цвет аристократии.
Оказалось, что лошади прекрасно умеют стрелять из пушки по команде дрессировщика. Подарок государству. Олимпией звали куртизанку, героиню романа и драмы Александра Дюма — сына «Дама с камелиями» это эффектное античное имя служило «творческим псевдонимом» многим дорогим парижским проституткам. Согласитесь, это сложная задача. «Олимпия» казалась даже простолюдинкой, вторгшейся в великосветское общество, она была сегодняшней, настоящей, — может быть, одной из тех, кто рассматривал ее, стоя в выставочном зале.
Венера кокетливо склонила головку набок, Олимпия смотрит прямо на зрителя и этот пристальный взгляд напоминает нам о другой картине – «Обнаженной махе» Франсиско Гойи (1800). Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. Проходят недели и количество рисунков, эскизов, подготовительных материалов множится. Олимпия – дама полусвета.
Сохранилось два эскиза сангиной. Возможно именно эта картина вдохновила на создание «Олимпии» боровшегося за своё признание Эдуара Мане. Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIXв. Цветовая гамма Цветовая гамма картины отличается сдержанностью: в палитре художника лишь несколько основных тонов: белый, чёрный, синий (переходящий в тёмно-зелёный), а из тёплых – коричнево-золотой и красный.
Больше того, у обеих женщин на правой руке имеется браслет, а в ногах лежит домашнее животное (на картине Тициана – собачка). Мало-помалу и не без затруднений Мане организует картину. Вот такая была история.
Толпа рычала, призывая уничтожить срам. Искусствоведы отмечают, что картина Эдуарда Мане схожа с некоторыми другими картинами разных авторов прошлого, в которых присутствует лежащая обнажённая женщина, например: «Спящая Венера» Джорджоне, «Венера Урбинская» Тициана, «Маха обнажённая» Франсиско Гойя и других.
Композиционная схема В основе композиции картины положено многократное повторение треугольной формы. Однако громкий скандал во многом же и помог мастеру прославиться. Это погрудное изображение молодой девушки, почти девочки, которая сидит за столом лицом к нам.
Казалось бы, связи между искусством и культурой – это нечто само собой разумеющееся и ни один искусствовед не станет их отрицать. Светлые тона выделяются на темном фоне, разграниченном, как и у Тициана, по вертикали. Однако более пристальный взгляд на историю европейского искусства Нового времени и в особенности на французское искусство первой половины ХIX века, то есть на тот период, который непосредственно предшествовал появлению «Олимпии», эти тезисы не подтвердит.
ГМИИ им. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Источник ее — картина Тициана что из того. Но ведь и незнакомка Блока – это проститутка, которая поджидает клиентов в ресторане. Просто обнаженную, без одетых мужчин рядом.
Оставался «сущий пустяк» — уговорить государство, чтобы оно приняло дар. Скорее всего, нет. — изобразить служанку чернокожей. Российский искусствовед Евгения Яркова находит влияние картины Мане на созданное в 1954 году Аркадием Пластовым полотно «Весна», вызвавшее острые споры среди искусствоведов и зрителей3. Вполне возможно, Мане не лукавил, когда говорил, что абсолютно не ожидал такой реакции на свою «Олимпию» : с точки зрения того, что могло быть изображено на картине, он не совершил ничего преступного.
Второй персонаж на полотне Мане – темнокожая служанка. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась и военного караула.
Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Вернемся к жесту Венеры, который так возмутил Марка Твена.
Также на него оказала влияние французская живопись XVIII века (Ватто, Шарден). Вы помните «Фрину. » Генриха Семирадского в Русском музее – это колоссальная картина, с которой, собственно и Русский музей начался: пришел Александр III, увидел эту Фрину, тут же ее купил и сказал, что надо основать музей». Настоящий мастер, по словам Бодлера, должен «чувствовать поэтический и исторический смысл современности и уметь увидеть вечное в обыденном». Мане обвинили в аморальности.
К импрессионистам ты приходишь после большой экспозиции картин XIX века. Она сама была художницей и музыкантом, выросла в семье гравера, а ее дядя был скульптором. В «Олимпии», третье измерение и светотени роли не играют, но появляется энергия, заметно обобщение форм, возрастает интенсивность света. Эдуард никак не мог вначале понять, почему же говорят о пейзаже, пока не увидел, что рядом с его «Олимпией» висит пейзаж какого-то тогда ещё неизвестного Клода Моне. Акварель с Олимпией 1863 г. скорее всего была написана после картины и связывает в один ряд картину с двумя офортами 1867 г., созданными по мотивам «Олимпии».
Такой сильный контраст делит полотно пополам по горизонтали. Пятое (и последнее) состояние изобразить было сложнее всего: оно наступило после того, как ангел покинул Деву Марию и она почувствовала, что зачала Христа. И напоминает драгоценную жемчужину, возникшую, как и Венера из пены морской, являя нам еще один из бесчисленных ликов богини любви, власти которой никто не может противостоять. Для нас Благовещение – это одно событие: явление архангела Гавриила с благой вестью Деве Марии, вот таким образом мы привычно ищем на изображении Благовещения фигуру архангела, а без нее нам и чудо не в чудо. Этот роскошный букет (скорее всего, от поклонника) заменил в картине Мане розы (символ богини любви) в правой руке тициановской Венеры.
Фигура негритянки в розовом справа также вписана в треугольник. После Парижского салона «Олимпия» пролежала в мастерской художника никому не нужной почти четверть века – ее никто не хотел покупать. Гюстав Курбе сравнил Олимпию с дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванны. Однако система контроля была не всесильна: от нее ускользали и мелкие рыбешки – женщины, которые подрабатывали проституцией эпизодически и крупные рыбины – так называемые куртизанки или дамы полусвета: более привлекательные и успешные, они продавали себя задорого и не уступали в роскоши одежды и образа жизни светским дамам. В своей картине Мане не уделяет большого внимание пространственному плану и объёму. Но друзья художника не могли допустить, чтобы шедевр Мане покинул Францию.
Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. На такое видение современности сквозь призму прошлого его вдохновил Шарль Бодлер, который был не только знаменитым поэтом, но и влиятельным художественным критиком.
Ее приверженцы ссылаются прежде всего на то, что первый покупатель этой картины, молодой герцог Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский, в 1538 году в письме к своему агенту назвал эту картину просто «La donna nuda» или «Голая женщина». В-третьих, упоминают о том, что Мане явно процитировал в своей картине «Венеру Урбинскую» Тициана, тем самым опошлив великий образец классического искусства. Именно так изобразил последнюю стадию Благовещения, к примеру, Карло Кривелли. Сторонники чистого созерцания уверяют нас, что искусством можно наслаждаться, особо не задумываясь о его содержании, а художественный вкус можно развивать, разглядывая прекрасные произведения искусства.
Тогда синий получали благодаря использованию двух разных красителей – ультрамарина и немецкой лазури. Действительно, невозможно вообразить, каких только издевательств и оскорблений не претерпели эта девушка, эта негритянка и эта кошка. А ведь художник написал свою «Олимпию» очень деликатно, нежно и целомудренно, но взбудораженная критикой толпа подвергла ее циничному и дикому глумлению. При жизни Мане картина никогда больше не показывалась. И орхидею в ее волосах – этот цветок, видите ли, относится к афродизиакам. Однако этому аргументу можно противопоставить аналогичный и не менее веский: первый историограф итальянской ренессансной живописи Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний» знаменитых итальянских художников, увидел эту картину через 30 лет после письма герцога Урбинского в его собственных покоях в Урбинском дворце и писал о ней как о «молодой Венере с цветами и превосходными тканями вокруг, очень красивыми и хорошо выделанными».
Картина Лотто – это веселая шутка и одновременно пожелание плодовитого и счастливого брака. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Он копировал «Венеру Урбинскую» Тициана, что стало отправной точкой для возникновения «Олимпии». Как мы видели на примере «Аннунциаты» Антонелло да Мессины, художник добивался сильного эмоционального эффекта, балансируя между привычным и непривычным, между тем, что его зритель ожидал увидеть на изображении чуда Благовещения и тем, что художник сделал впервые. «Никогда и никому еще не приходилось видеть чего-либо более циничного, чем эта «Олимпия», «Это самка гориллы, сделанная из каучука», «Искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения», — так писала парижская пресса. Второй персонаж на полотне Мане – темнокожая служанка. «Ни на одну картину не создавалось так много карикатур, как на «Олимпию», – рассказывает куратор выставки Альберт Костеневич.
Была открыта подписка и собрали нужную сумму — 20 000 франков. Гюстав Курбе был не одинок в непонимании произведений Эдуарда Мане.
Яркая вертикальная полоса золотистой отделки стены делит тёмный фон картины почти пополам. В «Олимпии» оставалось только заменить ее кошкой, которая «гуляет сама по себе» и поместить на таком же точно месте, в ногах. «Аннунциата» стоит на отдельном постаменте чуть по диагонали к стене и к окну слева. Едва распределив элементы картины в подготовительной акварели, сразу же приступает к созданию самого полотна. В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. Её левая рука покоится на бедре, прикрывая лоно. Пушкина представляет выставку легендарной «Олимпии» в окружении ещё нескольких образов женской красоты.
Дело в том, что за полтора десятилетия до того, как она была написана, вышел роман Александра Дюма о несчастной куртизанке Маргарите Готье «Дама с камелиями», в котором Олимпией звали соперницу главной героини. он работал над копией «Венеры Урбинской» и был хорошо знаком с сюжетом. Скорее всего именно вот таким образом «Олимпия» так испугала его современников. Но стоит отвлечься от скандального шлейфа, который тянется за картиной, чтобы отдать должное живописи как таковой. С обнаженной в духе Джорджоне он промахнулся. Книга Чарльза Дарвина «О выражении эмоций у человека и животных», вышедшая в 1872 году, дала новый импульс интересу к сходному проявлению эмоций у человека и животных, о котором мы с вами говорили еще в связи с работами Леонардо.
Меньшая посылка: составляющие этих фигур обнаруживаются и в человеке. Декарт рассуждал так: душа нематериальна, а тело материально. Когда он выставил в музее свою «Олимпию» и на следующий день пришёл туда собирать поздравления.
Вдохновившись полотном из Лувра, «Сельским концертом» Джорджоне (1510), Мане по-своему переосмыслил его сюжет. При жизни Мане так и не дождался признания Олимпии.
Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать Олимпию. На парижской выставке импрессионистов в 1881 году Эдгар Дега выставил скульптуру под названием «Маленькая танцовщица в возрасте 14 лет». Чтобы у зрителя не возникало в этом сомнений, Дега поместил в этом же зале выполненные им пастельные портреты преступников – они носили те же черты звероподобия, что и маленькая танцовщица. Американский художник Сьюард Джонсон создал скульптуру по мотивам Олимпии Мане под названием «Confrontational Vulnerability».
По инициативе Клода Моне они собрали по общественной подписке 20 тысяч франков, выкупили «Олимпию» у вдовы художника и принесли ее в дар государству. Сегодняшнему зрителю стройная «стильная» Олимпия (для картины позировала любимая модель Мане Викторина Меран) кажется не менее привлекательной, чем женственная тициановская Венера с ее округлыми формами. Дерзко. Но по неписаному «табелю о рангах» на Лувр Мане пока не «тянул» и пришлось удовольствоваться Люксембургским дворцом, где «Олимпия» пробыла 16 лет — одна, в сумрачном и холодном зале. В частности, героиню «Венеры» Тициана, которая была написана для герцога Урбинского, вплоть до конца ХХ века считали куртизанкой картину даже называли «порнографией для элиты», но при этом она считалась жемчужиной галереи Уффици, ее выставили в центре так называемой Трибуны – зала, где были собраны главные шедевры коллекции Медичи.
Добропорядочных буржуа это сильно шокировало. Толпы людей приходили только для того, чтобы посмеяться на картиной. Только в январе 1907 года, под покровом ночи, тихо и незаметно, ее перенесли в Лувр. Но «Олимпию» Мане считал своим лучшим полотном и не хотел продавать.
«Такого рода экзотические имена появлялись у дам определенного круга, представительниц первой древнейшей профессии – они были для них как сценические псевдонимы, – рассказывает куратор выставки Альберт Костеневич. Подобную манеру цитирования с перенесением ренессансного мотива в современные парижские реалии Мане уже использовал при создании «Завтрака на траве». Никогда и никому еще не приходилось видеть чего-либо более циничного, чем эта Олимпия, Это самка гориллы, сделанная из каучука, Искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения, – так писала парижская пресса.
К «Олимпии» он приступил по его окончании. Обнаженную, не оскорбляющую целомудрия публики. Мане обвинили в аморальности и вульгарности.
Он выходит из этой работы изнуренным, но ликующим. Картина выстраивается вся целиком, как по волшебству. Такой сильный контраст делит полотно пополам по горизонтали. — самые живые возможности своей техники.
Критик Стасов немедленно опознал в этой картине изображение, как он сказал, «кокотки в коляске». От Мане отворачивались знакомые, на него ополчились все газеты. Никакие лишние размышления не должны отвлекать нас от выражения ее лица и рук. И тогда я наконец попала в тенистый внутренний дворик готического палаццо с тончайшими мраморными колонками лоджий, поднялась на второй этаж и в одной из дальних комнат увидела маленькую (всего 45 35 см) картину, закрытую пуленепробиваемым стеклом.