Эдуард Мане Портрет Золя
Картина Эдуарда Мане Портрет Эмиля Золя: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Опасения Эдуарда Мане умереть в безвестности не оправдались, очень скоро к нему пришла заслуженная слава, а портрет, писанный с Эмиля Золя стал почитаться, как один из лучших в его портретном творчестве еще при жизни, как самого автора, так и его главного действующего лица.
Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Возможно, художник таким образом сосредотачивает внимание на мыслительной деятельности своего друга.
Мане усердно посещает Лувр, а после ухода от Кутюра совершает турне по музеям Италии, Голландии, Германии и Австрии. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Оппозиция императорской власти становится ожесточеннее. Чтобы выглядеть не просто снисходительным, но и последовательным человеком, он покупает у Мане за 1200 золотых франков «Приветствующего матадора» 1866 года. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему.
- Эдуард Мане – Портрет Эмиля Золя
- Эдуард Мане Портрет Эмиля Золя
- Описание картины «Портрет Эмиля Золя»
- Сочинение по картине «Портрет Эмиля Золя»
- Картина Портрет Эмиля Золя Эдуарда Мане
- Портрет Эмиля Золя :: Эдуард Мане
Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Дюре очень бы хотелось как-то отблагодарить Мане. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров.
Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Только она и привлекает внимание публики в этой работе Мане. Эта картина привлекает всеобщее внимание. Редко приходится видеть такую изысканность тона и такую свободу в сопоставлении тканей одного и того же цвета. Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. Уже через пару лет после скандала с «Олимпией» парижане, познакомившиеся на Всемирной выставке (1867) с искусством Японии, были увлечены и очарованы им, но в 1865-м году многие, в том числе и коллеги художника, не приняли нововведений Мане. Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид.
- Сочинение по картине Мане Портрет Эмиля Золя
- Эдуард Мане «Портрет Эмиля Золя», 1868
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Эдуард Мане: жизнь и творчество
Там, он подружился с Антоненом Прустом. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине. Впрочем, Эдуарду Мане достаточно набраться терпения.
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. «Светлая живопись», «пленэр» – эти слова постоянно звучат во время несмолкаемых споров в кафе Гербуа. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Но пусть только появится новый яркий талант и вы опять услышите шиканье и свист. Желтый цвет галуна, темно-синий цвет куртки, красный цвет штанов — здесь все это только широкие пятна.
Не известно в точности, в какой степени название картины было навеяно произведениями Дюма и кому – самому художнику или кому-то из его друзей – принадлежала идея переименовать «Венеру» в «Олимпию», но это название прижилось. Я утверждаю, что эта картина — поистине плоть и кровь Эдуарда Мане. Только оскорбления. Заговорил он свежим и изящным языком, который сбил с толку публику. Мане приходит, бросает на холст быстрый взгляд.
Таким образом, он становится основоположником нового направления в живописи – импрессионизма. Затем я раскрыл бы тайну и пойманный на удочку буржуа вынужден был бы прикусить язык. «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. Я не теряю надежды, что кто-нибудь из них еще выступит и скажет правду.
Идите и живописуйте и вы попадете пальцем в небо. нужно неизменно. Однако налицо очевидная эволюция. Затем она выставляла свои работы каждый год. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров.
Невыраженность объема в картине Мане компенсируется, как и в японских гравюрах, доминированием линии, контура, но современникам художника картина казалась незаконченной, небрежно, даже неумело написанной. У них в голове есть некий мифичекий "образ народа", который ". Это чудо создано верностью глаза и незамысловатостью почерка художник действовал тем же способом, каким действует сама природа, — светлыми массами, большими планами света и его произведение отличается свежим и суровым характером самой природы.
- Напишите отзыв о статье Портрет Эмиля Золя
- Отрывок, характеризующий Портрет Эмиля Золя
- Описание картины Эдуарда Мане «Портрет Эмиля Золя»
- Французский художник -импрессионист Эдуард Мане // 23 января 1832 – 30 апреля 1883
- Портрет Эмиля Золя Информацию О
- История импрессионизма для детей
Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. И что же, по-вашему, ей делать среди оглушительного шума современных мнений. Сегодняшнему зрителю стройная «стильная» Олимпия (для картины позировала любимая модель Мане Викторина Меран) кажется не менее привлекательной, чем женственная тициановская Венера с ее округлыми формами. Он выставляет «Поругание Христа стражей» и свой шедевр — «Олимпию». Пусть он остается в глазах большинства людей «шутом», пусть. Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Он спросил, есть ли от тебя весточка, а я ответила, что напишу тебе о его холодности.
На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Но и Берта по-своему оказывает влияние на автора «Олимпии». Знаком уважения к модели стала импрессионистическая фактура портрета Клода Моне в картине «Моне, пишущий в своей лодке-мастерской».
Обнаженная женщина изображена сидящей на траве в компании двух элегантных господ (вторая, полуобнаженная женщина видна на заднем плане). Когда Эва поведала о желании учиться у Мане, Гонсалес был озадачен. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна.
В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Принятая жюри Салона 1865 года «Олимпия» вызвала такой скандал, что пришлось закрыть залы для посетителей. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валеры, образующие целую гамму оттенков. Теперь взгляните на букет и, пожалуйста, поближе: розовые, синие, зеленые пятна.
- Профессиональный фотограф и смысловой контраст
- Дизайн интерьера и оборудование аквариума
Примирение этих двух людей было действительно полным. «Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. Он неустанно изучает ее черты. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Они стояли, вытаращив глаза и открыв рты, абсолютно ошеломленные, без тени улыбки.
Затем его зрение прояснилось, он ясно увидел вещи, язык его развязался и он заговорил. Зато в «Мастерской» Фантен-Латура автора «Олимпии» узнать не преминули. Мадам Моризо хочет одного – чтобы дочери были счастливы живопись интересует ее гораздо меньше, чем устройство их будущего. Боже, какое неприличие.
Приятное, кратковременное удовольствие. В Испанию он ездил только один раз, в 1865 году и его картины носят слишком своеобразный характер, чтобы можно было видеть в нем всего лишь незаконного сына Веласкеса и Гойи». Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками.
Так Гюстав Курбе сравнил Олимпию с «дамой пик из колоды карт, которая только что вышла из ванны». Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве». Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины "Концерт"Джорджоне. «Передо мною, – говорит Дюре, – происходил процесс осуществления его инстинктивной, как бы органичной манеры видеть и ощущать».
Отсутствие одежд и только это качество определяет их принадлежность жанру ню (фр. В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. Находят, что Эдуарда Мане что-то роднит с испанскими мастерами и он нигде не подтверждает этого в такой степени, как в «Мальчике со шпагой».
Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад. Уж не Берта ли Моризо, привыкшая к работе на пленэре, к освещенным солнцем звучным тонам (она брала уроки у Коро), подтолкнула Мане на этот путь. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). В заключение скажу, что в «Молодой даме 1866 года» ясно выражена та врожденная изысканность, которая свойственна Эдуарду Мане как светскому человеку.
Если они в чем-то и повинны, то лишь в том, что позволяли недостойно высмеивать одного из своих собратьев, человека талантливого и искреннего. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. вы можете запросить все в системе с коробкой. Начиная с Завтрака на траве, отвергнутого официальным Салоном и выставленного в только что открывшемся Салоне отверженных, берет начало непримиримый конфликт Мане с официальным искусством. Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность.
Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца.
Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков.
Но вражда по отношению к нему пока еще существует. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Опасная любовь.
Он покинул море и отправился в Италию и в Голландию. Они одинаково ненавидят и власть и оппозицию. В Булони он останавливается вместе со своими близкими в районе порта, в отеле «Фолкстон». Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. Режим Наполеона III шатается.
Подумайте о моем предложении. Публика пока многого не понимает, но больше уже не смеется. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
Так или иначе, он заставил меня поставить ее на тележку. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. В общем, толпа отказалась судить о «Завтраке на траве» так, как судят о подлинных произведениях искусства она увидела в картине только людей, закусывающих на траве после купанья и решила, что в трактовке сюжета художник преследовал непристойную, скандальную цель, тогда как на самом деле он стремился лишь к резким контрастам и к смелому изображению цветных пятен.
Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». Неужели он так никогда ничего не продаст. Когда «Балкон» будет закончен, Берта не перестанет бывать на улице Гюйо и часто без матери. В конце концов победила его приверженность к искусству.
Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Это движение наблюдается не только в области науки во всех сферах человеческого знания и творчества люди стремятся найти в окружающей действительности четкие и определенные принципы. К Мане присоединяются теперь многие ранее колебавшиеся. Так, обнаженную женщину в «Завтраке на траве» художник поместил, разумеется, только ради того, чтобы написать нагое тело.
Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Один требует цвета, другой — рисунка, третий — морали. Жори прозвал её«школой пленэра». Только оскорбления.
Вот как я объясняю рождение всякого подлинного художника, в частности, Эдуарда Мане. Он развертывается во всей своей широте, в своей искренности и мощи. Я хочу анализировать только факты, а произведения искусства — это не что иное, как факты. Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно.
На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей. В картинах импрессионистов и у Эдуарда Мане "случайность" выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаЕ возможность продолжения изображенного за пределы холста. Обольщенная публика переходит от одного к другому, сегодня развлекаясь жеманностью Икса, завтра отдаваясь обманчивой мощи Игрека.
«Среди любопытных, – пишет Берта, – как будто уже распространился эпитет роковой женщины. От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой».
Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Я не свергаю ни одного кумира, не отрицаю ни одного художника.
В день открытия Салона Берта (она в этом году не экспонируется) идет прямо в зал «М», где тут же замечает Мане – «растерянного, в шляпе, освещенной солнцем». Послушавшись совета писателя, он включает в число отправленных в Салон 1868 года произведений одно сравнительно старое полотно – «Женщину с попугаем» (Сейчас в Нью-Йоркском Метрополитен-музее. ) – оно было написано двумя годами раньше, позировала для него Викторина Меран. возродить" и ". Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. Мане заканчивает портрет Золя в феврале (Золя только что опубликовал новую книгу, роман «Тереза Ракэн» и некий критик, анализируя это произведение, писал в январском номере «Le Figaro»: «Г-н Золя. Через десять лет на второй выставке «Отверженных» были представлены работы Ренуара, а полотна Моне, Писсарро и Сислея показывал в том же году торговец картинами Поль Дюран-Рюэль.
Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». Неосознанную гениальность Мане она чувствует инстинктивно, но остро. В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени из ренессансного "окна в мир" в поэтический "образ мира".
Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Передо мной — грандиозное зрелище, каждый акт которого меня увлекает и глубоко волнует. Что за нелепая мысль. Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя. Объясню свою мысль.
В 1874 году открылась первая выставка художников —импрессионистов. Что ж, он и есть сумасшедший, подобно восемнадцатилетнему юноше, опьяненному любовью. Но Мане удалось испытать и большую радость, когда он прочел взволнованную статью Дюранти.
Это было бы поучительно. Публика привыкает критика успокаивается и соглашается открыть глаза успех возрастает. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.
Их признание имело значение. Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. Тема обнаженной женской натуры обозначена на экспозиции выдающимся творением Тициана «Даная», двадцатью гравюрами по работам великих венецианцев и французских художников XVII-XIX столетий и рисунком Франсуа Буше из коллекции Эрмитажа. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика.
Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. Мане обескуражен. Портрет Золя находится сейчас в Лувре (дар мадам Золя в 1918 году). ).
Попугай в картине «Женщина с попугаем» вызывает такие же плоские остроты, как некогда кот в «Олимпии». Мадам Моризо в восторге. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины Концерт Джорджоне. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему.
Меня как человека интересует человеческая природа, моя великая праматерь человеческое творение, произведение искусства трогает и восхищает меня постольку, поскольку в его основе я обнаруживаю художника, брата, который показывает мне природу в новом аспекте со всей силой или со всей нежностью своего «я». Для критика огромная радость сознавать, что он может анатомировать этот организм, а затем воссоздать живого человека во плоти — со всеми его нервами, с его сердцем, с его мечтами. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций.
В ней — весь художник и только он один. Он хватает кисти и делает несколько мазков. Мама находит всю эту историю смешной я же нахожу ее душераздирающей». Как Мане заблуждался, думая, что портретом мадемуазель Гонсалес – его, кстати, повесили хуже некуда – можно будет обезоружить хулителей.
На чем бы она ни паразитировала. «Но это очень хорошо, – говорит он, – чуть хуже вот здесь, в нижней части платья». Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Мане упрекали в подражании испанским мастерам.
Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. Хотя ей уже двадцать семь лет, она отвергла не одно предложение. После статей Золя, после выставки на авеню Альма было бы трудно просто-напросто устранить его. Мане возвращается «в полном восторге» от своего короткого пребывания в Лондоне. Такова была его художественная программа. Боже, какое неприличие.
Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве». Не сегодня-завтра он будет понят и признан. Я, право, нахожу его очаровательным и он нравится мне бесконечно, – добавляет она. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Когда они видят там имя Мане, то стараются изобразить приступ смеха.
Среди них – брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Моя единственная надежда, что картину не примут. Первая четв. Счастливы те, кого учителя не признают своим детищем. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов.
Тем не менее в 70-е годы в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Клод Оскар Моне (1840—1926), Камиль Писсарро (1830—1903), Пьер Огюст Ренуар (1841 — 1919), Альфред Сислей (1839—1899), Эдгар Дега (1834—1917) и некоторые другие художники были хорошо известны парижской публике: уже около пятнадцати лет они демонстрировали своё искусство. Кастаньяри, так резко высказывавшийся о «Завтраке на траве», не боится сказать теперь, что «Золя» Мане — это «один из лучших портретов в Салоне».
«Сад» – таково будет название этой картины – стал событием в творчестве Мане ибо художник впервые покинул тогда мастерскую и попросил натурщиков позировать на пленэре. Взор задумчив и словно погружен в печальные мечты. Но «Олимпию» Мане считал своим лучшим полотном и не хотел продавать. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.
– в мастерской на диване. Снова и всегда один оскорбления. «Батиньольская прачка» (мастерская Мане находилась в квартале Батиньоль), «Венера с кошкой», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска» Пока одни критики изощрялись в остроумии, другие писали, что «искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения». Эдуард Мане. «Вот это воистину живопись. » – восклицает он.
Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. «Я вышла там скорее странной, чем некрасивой», – считает Берта. Как, впрочем и для Берты Моризо – ее участия в этом опыте Мане нельзя не учитывать. Изучая сегодня художника Эдуарда Мане, мне не дано испытать этой радости. Спустя год после создания картины поэт Закари Астрюк воспел Олимпию в поэме «Дочь острова», строки из которой, ставшие эпиграфом к этой статье, были помещены в каталоге достопамятной выставки.
Через два года он вернулся к ее вариациям в гравюре, а спустя еще год включил ее изображение в качестве детали фона в «Портрет Эмиля Золя» (1868, Музей Орсэ). Ощущая затаенную страстность ее натуры, он загорается сам. В 1865 году он отправился в Испанию изучать творчество Гойи. Чтобы провести буржуа, все средства хороши». Вся страна бурлит.
208 x 264 см. Я не выдумываю. Название картины усугубляло ее «неприличие». Все в этом полотне неподвижно, преисполнено молчанием, жизнь в нем словно приостановилась. Тут публика приходит в неистовство.
Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. Ах. Он работал в течение шести лет, перед вами его произведения. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года).
Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Женщина без малейшего намека на одежду среди двух одетых мужчин. По инициативе художников была организована подписка для приобретения государством картины Олимпия, которую хотели продать в Америку. Она будет удостоена медали и принесет автору право отныне выступать «вне конкурса». В 1865 году Эдуарда Мане опять приняли в Салон.
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Эта девушка, еще ожидающая своей женской судьбы, отнюдь не целиком поглощена живописью. Пора толпе приблизиться к нему и отдать себе отчет в том, что же ее так нелепо пугает. Для Мане многое представляется проще в присутствии этой наделенной спокойной смелостью молодой девушки, так же как и он и даже, быть может, больше, чем он, прокладывающей дорогу к живописи будущего, к тем празднествам света, воцарение которых уже подготовляют «батиньольцы» – все эти Моне и Ренуары, Писсарро и Сислеи. Ибо смысл их существования – нытье и все те же Инет-сопли.
Публику никогда не удастся излечить от страха. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства.
Мадам Моризо такие мелочи не смущают. Ее муж был префектом в Бурже (там в 1841 году и родилась Берта), в Лиможе, Кане и Ренне, а сейчас занимает пост инспектора финансового контроля в Счетной палате.
В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». «Добрый прием», оказанный ему художниками, живущими по ту сторону Ла-Манша («у них нет, – говорит Мане Золя, – нелепой зависти, существующей среди нас почти все они – джентльмены»), притупляет мучительные ощущения, вызванные критическими выпадами Кастаньяри. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане».
Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек. Гийеме это быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что «мадемуазель Клаус ужасна», сеансы им обоим надоели и они решили говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего». Хорошо освещено его задумчивое лицо и книга, которую писатель держит в руках. Их образы символизируют муз.
О нем слишком много говорили. Что касается меня, то я предпочитаю «Мертвого Христа с ангелами», — здесь я снова нахожу подлинного Эдуарда Мане, со всеми особенностями его зрения, с его смелой рукой. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая. Однако налицо очевидная эволюция.
поначалу очень робкое, стимулируемое скорее любопытством экспериментатора, чем настоящими убеждениями) с тезисами наиболее революционно настроенных «батиньольцев», Моне и Писсарро, для которых пленэр, теплые колористические соотношения, взаимодействующие с дневным светом, – это ключ к живописи будущего. Именно он познакомил Сезанна с Мане. От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». Так ли. Один из них окрестил полотно «Христом, живописующим среди учеников своих или Божественной школой Мане» – «Иисус-Мане вещает ученикам: Истинно истинно, – говорю я вам – тот, кто имеет ловкость живописать, является великим живописцем.
В сопоставлении этих белых тонов преодолена огромная трудность. Произведение нравится ей или не нравится — вот и все. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью.
«Завтрак на траве» — самое большое полотно Эдуарда Мане, в котором он осуществил мечту всех художников, — дать в пейзаже фигуры в натуральную величину. Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». Все своеобразие художника заключается в особенностях его зрения: он видит все в светлом тоне и видит обобщенно. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков.
Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. Своеобразие — вот главное пугало.
Но рядом с ним Берта – вестница зарождающегося и пока не имеющего имени искусства. Сколько же идиотов на свете. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями.
Мане заканчивает это произведение в начале лета, до отъезда в Булонь, где рассчитывает провести недель шесть, чтобы отдохнуть и как можно реже браться за кисти: он слишком долго пребывал в нервном напряжении и очень устал (При этом за последние восемнадцать месяцев оп успел очень мало сделать: не более семи или восьми произведений, включая и эскизы к «Казни Максимилиана». ). В левой части полотна изображена японская ширма2345. Франция. Я сказал — шедевр и не отступлю от своего мнения.
Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Все равно.
Это уже первый шаг. Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. Эдуард Мане и Клод Моне, которых несведующие люди иногда путают, были друзьями. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Напомним, что одну из героинь популярного романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-Младшего «Дама с камелиями» звали Олимпией. Что его, собственно интересует. Но сюжет ее вызывает у юмористов воодушевление.
поднять с колен", ага чтобы он тут же опролкинулся на задницу от ". «Портрет госпожи М» — одно из лучших произведений художника. Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. Они не воспринимают окружающий мир как нечто многообразное и непрерывно изменчивое. Неужели жюри опять не примет его работы. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). видит женщину так же, как г-н Мане ее пишет – грязными красками с розовыми румянами».
Выше: что вы искали. Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя. Одетая всегда в черное и белое, она очень элегантна – «очень стильна», как выражаются в Пасси люди ее круга.
Импрессионизм. Ваяв за основу при изображении фигур композиции Рафаэля и вызывая в памяти пасторальную атмосферу живописи Джорджоне, Мане сознательно стремится напомнить о высоких идеалах искусства Возрождения. Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. Публику никогда не удастся излечить от страха.
Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. Из его натюрмортов я особенно восхищался роскошным букетом пионов — «Ваза с цветами» и картиной под названием «Завтрак» обе останутся в моей памяти наравне с «Олимпией». К нему, к его «крайностям привыкли, но все равно его не понимают. При этом из страны они не валят и революцию делать не спешат.
Объясню свою мысль. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Дальше следуют «Испанский певец» и «Мальчик со шпагой». Все дело в привычке. Так же как в предыдущем полотне, художник "осовременил" в "Олимпии" традиционные мотивы, но сделал это еще более эпатирующим образом.
Но ничто не изменится. В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. С течением времени озабоченность, мучающая его, нарастает. Голова на фоне стены становится лишь более или менее светлым пятном на более или менее сером фоне а, например, одежда, противопоставленная фигуре, становится пятном более или менее синим рядом с пятном более или менее белым.
Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности. Отказ был бы здесь равносилен преступлению, узаконенному убийству. «Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва.
Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. Я не выдумываю. Эдуард Мане умер после продолжительной болезни в возрасте 51 года. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате.
Так начинается сближение Мане (о. Когда появляется какой-нибудь Делакруа, его освистывают за то, что он не похож на других. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). В конце концов победила его приверженность к искусству. Какое мне дело до философских абстракций.
Я пребываю в полном замешательстве. Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту. Число сеансов растет. Это особенно заметно в «Портрете Эмиля Золя». Никто не старается найти правильную точку зрения.
Затем появляются художественные критики и вносят в эту сумятицу еще больший беспорядок. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию. В левой части полотна изображена японская ширма.
Копировал их и Мане и не только в Лувре. В 1859 году «Любитель абсента» был отвергнут Салоном туда Мане попал лишь два года спустя с «Портретом родителей». По инициативе Клода Моне они собрали по общественной подписке 20 тысяч франков, выкупили «Олимпию» у вдовы художника и принесли её в дар государству. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Даже самые отъявленные враги Эдуарда Мане признают, что он хорошо пишет мертвую натуру.
Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Но в Лувре никто не станет возмущаться.
В семнадцать лет, ко времени окончания коллежа, в нем пробудилась любовь к живописи. В картине надо видеть не завтрак на траве, а весь пейзаж в его монолитности, в его тонкости, с его широкими, мощными первыми планами и изысканно легкой глубиной. Полотно ее обезобразило. «Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я».
«Убежден, что там можно кое-что сделать, – пишет он Фантен-Латуру. Молодая женщина, хорошо известная в квартале Пантеона, выходит из кабачка она ест вишни, держа в руках бумажный кулек. Суд Париса. Его композиционное решение было навеяно рафаэлевским «Судом Париса» и «Сельским концертом» Джоджоне.
Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. В творчестве Мане созданию «Олимпии» предшествовали – «Нимфа, застигнутая врасплох» (1859–1861, Музей изобразительных искусств, Буэнос-Айрес), первая работа в жанре ню исполненная в натуральную величину и «Завтрак на траве», вызвавший бурю негодований в знаменитом Салоне Отверженных 1863 года. После анализа — синтез. В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив. Впрочем, Эдма скоро оставит живопись, так как недавно обручилась с Адольфом Понтийоном, с тем самым Понтийоном (какое необычное совпадение. ), который вместе с Мане путешествовал на «Гавре и Гваделупе» он был на том же самом карнавале в Рио и стал моделью для первого из датированных произведений художника – «Пьяного Пьеро», а сейчас служит морским офицером в Шербуре Эдма обвенчается с ним в начале следующего года. В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив.
В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его.
Да и Теодор Дюре полностью отказался от мнения изложенного в брошюре «Французские художники в 1867 году» и опубликовал теперь настоящий дифирамб в честь своего портретиста. Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Современники назвали этих художников «бунтовщиками», а жюри Салона постоянно отвергало их произведения. Но друзья художника не могли допустить, чтобы шедевр Мане покинул Францию. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства.
В Париже середины 19 столетия это имя какое-то время было нарицательным для «дам полусвета». А уж философы, если надо, позаботятся о выработке соответствующих формул.
Поступив таким образом, вы дали бы мне возможность заставить восхищаться картиной, ее живописью. Автор «Олимпии», ее пресловутого кота, особы с попугаем. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. Почти всю осень Мане работает над «Балконом», произведением новаторским по фактуре, где звонкие тона зеленых ставен и балконной решетки звучат подобно фанфарам будущего. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая.
Что до Берты, то создается впечатление, будто замуж она не торопится. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом».
Это — нечто неосознанное, это — сама натура художника. Чувственность, мощная и словно приглушенная, будто наполняет девственную белизну ткани платья. Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую.
«Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». Музей Орсэ. Эти произведения, бесспорно, входят в великую семью творений человечества.
Но в Лувре никто не станет возмущаться. А вот с господином Гонсалесом Мане повезло куда меньше: писатель – кто этого не знает. Будущее принадлежит ему сам я не рискнул бы ограничить его только настоящим. И тем не менее, ничто не прошло даром. «Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник.
Неужели он по-прежнему кажется вам забавным шутником. Но вражда по отношению к нему пока еще существует. Полное враждебности безразличие, проявляемое и публикой и критиками, глубоко печалит, удручает Мане.
«Портрет Золя» — дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. В молодости Мане, как и другие художники его круга, много копировал классические полотна Лувра, в том числе (1856) и картину Тициана. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту.
Как глубоко был прав Легро, когда покинул Францию с ее населением, «состоящим из правительственных чиновников». Где это видано. Официального успеха художнику пришлось ждать долго. «Вот тут-то и начались мои беды, – рассказывает Берта.
восторга за рашу. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. У пего есть последователи он – глава школы, метр новой художественной молодежи. Неужели жюри опять не примет его работы.
Его полотна приняты, но зато плохо повешены: «в углу, слишком высоко или прямо рядом с дверью». Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине. Посыльный уже ждал, чтобы ее унести.
Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. Но о нем слишком много говорили. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Чтобы понять и оценить этот талант, нужно — повторяю еще раз — позабыть о тысяче вещей.
«Что касается Мане, то он даже не встал мне навстречу. Ни в чем. К «Олимпии» он приступил по его окончании. Каковы же мои воззрения в области искусства. Пабло Пикассо по-своему интерпретировал «Завтрак на траве» Э. Мане в серии своих работ 1959 -1962 годов.
Его всюду устроило бы нечто поверхностное. Большое полотно трактовано широкими плоскостями цвета, а прямой сильный свет сводит моделировку объема фигур к минимуму.
При этом детали исчезли. Эта женщина (она была некогда восхитительно хороша и долго ее сопровождал целый хвост обожателей) проявляет большую независимость ума. Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Тут публика приходит в неистовство.
Внезапно Мане уступает желанию покинуть Париж. Похвалив «Мальчика-горниста» Эвы (он, по словам надувшей губы Берты, «приемлем. » – и только), все делают вид, будто молодую художницу в полотне Мане не признали в каталоге написано просто – «М-ль Э. Г» и нет таких оскорбительных слов, которые не были бы сказаны об этой «отвратительной, пошлой карикатуре маслом». В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. «Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник. У нее нет ни методы, ни точки зрения. В Париже вопреки тому, что думает мадам Моризо, он ничего путного не сделает. В каждом полотне кисть художника говорит одним и тем же языком, простым и точным.
Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины "Олимпия". Я мог бы сказать, что это работа Гойи, Реньо или Фортуни. Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года». Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью. В 1863 г. в «Салоне Отверженных» вместе с Эдуардом Мане выставлялся Писсарро.
Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. «Мальчик со шпагой» — мальчуган с наивным и удивленным взглядом, держащий обеими руками большую шпагу с портупеей. И искусство Берты и искусство Мане питается невыраженной любовью, ее обоюдными мечтами. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.
Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Он занимается любовью, как иные пробуют мороженое. Критики на самом деле больше не обходят Мане. И однажды Мане вынужден будет поддаться чарам. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Они во всех видят русофобов и врагов народа. Это было бы поучительно.
Но почти сразу же садится на корабль, совершающий рейсы в Англию. Я видел, что многие приходили сюда с явным намерением позабавиться. Художника не случайно называли живописцем современной жизни. Впрочем, тут есть и предвзятость: искусство живет только фанатизмом. Мало того, что она бывает тут, сияющая молодостью (Эва моложе Берты на восемь лет), во всем своем высокомерном безразличии и той «morbidezza» (Morbidezza – мягкость (итал. ). ), которая в известной степени контрастирует с ее внешностью: резко очерченный, с горбинкой нос, упрямый подбородок, лоб, выступающий из-под густой массы волос, «схваченных на макушке широким бантом» (По словам Теодора де Банвиля. ), – короче говоря, во всем величии юности излучаемом этим существом мало того, что она просто бывает тут, дышит воздухом мастерской, она приносит сюда шелест своих платьев, запах духов, свои манеры женщины соблазнительной и желанной, окруженной поклонением многочисленных почитателей.
Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом». Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Ее удлиненная тонкая фигура в белом платье, ее бледное лицо, ее таящие бурю глаза «затмевают» прочих персонажей, которые рядом с ней (поскольку чувство Мане их не наполняет. ) кажутся просто декоративными элементами.
Критики на самом деле больше не обходят Мане. В январе, на похоронах журналиста Виктора Нуара, 200 тысяч человек скандировали: «Да здравствует Республика. » Чуть раньше, выступая с защитительной речью на процессе по поводу одного периодического издания, Гамбетта (бывший секретарь кузена Жюля де Жуи) не побоялся публично заклеймить «преступление 2 декабря». Чем больше вглядываешься в препятствие, тем меньше испытываешь страха и недоверия. Богатый и пышный пеньюар радует глаз редким изяществом, в движениях молодой женщины — неизъяснимая прелесть.
Вот тогда я взял бы скептиков за руку и подвел их к картинам Эдуарда Мане. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Что до меня, то мои симпатии, признаюсь, на стороне других произведений художника откровенную резкость, правдивые и сильные пятна «Олимпии» я ценю выше, чем изысканное, но поверхностное изящество «Мальчика со шпагой». В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения. Известно, насколько успешно он преодолел эту трудность.
Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. Одни ничего не понимают, другие сравнивают. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Его ждет судьба великих мастеров, таких, как Делакруа и Курбе. Неужели вам все еще смешно.
«Олимпию» никто так и не купил, полотно оставалась в мастерской до конца его жизни и было снято с посмертной распродажи не найдя ни одного покупателя. Но никто не направляет толпу. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. Все дело в воспитании.
Какое мне дело до совершенства, о котором мечтает кучка людей. Его интересовал мир людей их отношений и чувств. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Фортуни. Не будь между Бертой и Мане преграды респектабельности и светских привычек, а еще, наверное, не будь трепещущая Берта Моризо, такая близкая и при этом такая далекая, столь недоступной, какой-нибудь сеанс для «Балкона» в случае отсутствия мадам Мане закончился бы – кто может знать. Отчасти в силу убеждений, отчасти просто из вежливости, как принято в таких случаях, Берте поторопились сказать, что в «Балконе» Мане не слишком ей польстил, что она там чудовищно «безвкусна». Они подходят поближе, открывают каталог. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства.
Посредине этого огромного зала и должна поместиться толпа, чтобы верно судить о произведениях искусства здесь прекрасное — уже не абсолют, не общепринятое нелепое мерило прекрасное здесь — сама человеческая жизнь, творческое начало, которое в сочетании с реальной действительностью создаст произведение искусства, принадлежащее всему человечеству. Подобно мастерам прошлого, он искал приметы современности в лицах людей их манере держаться или вести себя. Каждый вновь появляющийся — всегда чудовище, паршивая овца в стаде. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения.
Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Он вполне довольствовался бы чем-то средним – и в любви и в жизни и в искусстве. Никто не старается найти правильную точку зрения. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье. Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами – большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве». Так, одно из самых ранних его произведений – Любитель абсента (1859 – кажется прямой иллюстрацией к Цветам зла Бодлера.
Если бы Мане хотел разжечь ревность Берты, то именно так ему и следовало бы вести себя. ". Изучает произведения искусства в Лувре и музеях Европы, переосмысливает сюжеты картин старых мастеров и старается придать им в своих работах современное звучание. В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов.
Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями. Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года». Получивший портрет в подарок, Дюре в восторге от холста и тут же вешает его у себя дома. В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков».
Полотна Мане – Берта может созерцать их вволю – пример для нее. Красота живет в нас самих, а не вне нас. Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве». Это полотно мастера – и признание мужчины. Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года). Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек.
Я не могу передать здесь полностью содержание книги, в которой собираюсь изложить свои художественные взгляды я довольствуюсь тем, что намечаю в общих чертах то, что происходит сейчас в области искусства и что я думаю об этом. Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. Ей брошена кость. Анализ лишается какой бы то ни было основы: истина никогда не бывает единой и бесспорной все это — только более или менее убедительные разглагольствования. Эти испытывают экстаз от любой беды в государстве.
Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав.
Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. Холст, масло. Толпа почти всегда смеется по пустякам. Таково творчество Эдуарда Мане, таков ансамбль, который, надеюсь, публика увидит в одном из залов Всемирной выставки. Он пленяет ее и как мужчина.
Отныне Эва регулярно работает под руководством Мане в мастерской на улице Гюйо. «Тон тела грязный и никакой моделировки», – вторил ему поэт Теофиль Готье. Бесплодие – так написал о нем Кастаньяри.
Подхожу теперь к последним произведениям, к тем, которых публика еще не знает. Она догадывается – нет, она просто знает, – что он великий художник середины века. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Париж. В ней — весь художник и только он один.
С 1862 года, унаследовав состояние отца, художник получил материальную независимость. Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
Не удивительно, что после этого художник с трудом решился выставить «Олимпию» на следующем Салоне в 1865 г. : ведь в этой картине он «покусился» на еще один шедевр классического искусства – картину из Лувра «Венеру Урбинскую» (1538), написанную Тицианом. Мане «оскорбил» не только нравственность, но и эстетическое чувство парижан. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. В сущности — все это только смех, только вздор. Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности.
У него есть последователи он — глава школы, мэтр новой художественной молодежи. Он обманывает Сюзанну (она для него теперь не более чем «привычка»), нимало не задумываясь над этим, не придавая большого значения успеху у женщин, у тех более или менее легкодоступных женщин, мимолетно возникающих в его жизни завсегдатая Бульваров и художника. Деньги тают. Поместите десять человек, достаточно разумных, перед новой оригинальной картиной и все десять превратятся в большого ребенка они будут подталкивать друг друга, будут самым потешным образом судить об этом произведении.
В том же году Мане получил орден Почетного легиона. ". Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862).
Работая впоследствии над «Олимпией», он с удивительной свободой и смелостью придал новый смысл хорошо знакомой ему композиции. Маркантонио Раймонди. – весьма прижимист и, когда Мане предлагает ему портрет дочери, он благоволит принять его – без всякого, впрочем, энтузиазма, однако вовсе не собирается заплатить хотя бы за раму (Портрет Эвы Гонсалес находится в Национальной галерее Лондона вторая картина из Салона 1870 года – «Урок музыки» – в чикагском Институте искусств. ). Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Газеты в один голос обвиняли художника в аморальности, вульгарности и цинизме, но особенно досталось от критиков самой картине и изображенной на ней молодой женщине: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа, как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая абсолютно голой, //, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений».
Именно он – это было бы дивно (Эти художники – Реньо и Фортуни – были тогда у публики в большом почете. ). «Трагический актер» — портрет Рувьера в роли Гамлета, одетого в черное, — замечателен по выполнению. Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего».
В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. В том же году Мане получил орден Почетного легиона. Здесь перед нами, по словам балагуров, лубочная картинка. Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением. Едва только пришла ему в голову эта мысль, он выбрал какой-то объект — живое существо или вещь, поместил его в своей мастерской и стал воспроизводить на холсте согласно особенностям своего зрения и своего понимания. Эмиль Золя изображен сидя вполоборота за письменным столом в мягком кресле.
В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения. Голова мальчугана — чудо моделировки и подкупающей нежности. Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды.
208 x 264 см. Мане никогда так хорошо не видел Берту Моризо, как в то время, когда писал ее в длинном белом платье, с длинными черными локонами, падающими на плечи.
Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. Выборы 1869 года умножили число противников Бонапарта в рядах членов Законодательного корпуса (в Ниоре Антонен Пруст был кандидатом оппозиции, правда, не прошедшим). Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Я прошу, чтобы они выступили с серьезной критикой не только Эдуарда Мане, но и других самобытных художников, которые появятся в будущем.
В дальнейшем, его имя стало неразрывно граничит с группой художников-импрессионистов, которые считали его своим предшественником и идейным вдохновителем. В левой части полотна изображена японская ширма. – художник погружается в мрачное уныние. Вновь обмануты его надежды, его постоянно возрождающиеся надежды. Я вижу в нем живописца-аналитика.
Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Завтрак на траве.
Что все это означает. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. Франция. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни".
Неужели он так никогда ничего и не продаст. Однако, при подобной оценке, упускается главное — собственное непреходящее значение его произведений, украшающих уже более века крупнейшие музеи мира.
Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. Эдуард Мане подумал: зачем же лгать, почему не сказать правду. Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». Деньги тают.
И вот он создает произведения, ставшие его плотью и кровью. Мане упрекали в подражании испанским мастерам.
Глаза привыкли к новому без их ведома. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Он не слишком высоко ценит Мане как художника, в чем совершенно расходится с дочерью. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены.
Я должен был написать эти строки, прежде чем говорить об Эдуарде Мане как о художнике. В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы.
Мане случалось встречаться с семьей Гонсалесов на приемах у Альфреда Стевенса. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет — картинам «Аржантей» и «В лодке».