Эдвард Мунк Картина

Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. «без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик». Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур.

В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника»- кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА.

Как смотреть картины Эдварда Мунка

Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании – надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга3. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни.

64, 5 54 см. После обучения в Государственной академии искусств у Эдварда Мунка появилась возможность поехать в Париж. Это было для него открытием. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Шестью годами ранее, в 1889 году, Мунк уже начинал разрабатывать этот сюжет, но незавершенную картину уничтожил. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.

Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886).

Страх смерти и жажда 
жизни: 5 картин 
Эдварда Мунка

Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка

Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте.

«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. Мунк долгое время жил во Франции, в Германии, но постоянно наезжал в родную Норвегию и именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось. Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника. Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов.

В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. 91 73, 5 см. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.

Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования. Женщина изображенная на картине рядом с девушкой – тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.

Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.

Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина. М., 2007.

Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.

Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Ревность, отчаяние, сексуальные желания обрели в этих произведениях облик психических состояний человека на грани безумия («Крик», 1893 «Пепел», 1894). Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».

Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.

Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. В 1892 году он приступил к работе над циклом «Фриз Жизни», в котором проявилась вся болезненная сила искусства Мунка.

Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство.

Эдвард Мунк: краткая 
биография и картины 
художника

Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника

Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.

В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. 120, 5 141 см. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.

ТОП-5 картин Эдварда 
Мунка, о которых 
знают не все

ТОП-5 картин Эдварда Мунка, о которых знают не все

Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.

Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Тяжелое детство, омраченное смертью двух близких людей и чрезмерной набожностью и строгостью отца-священника давало о себе знать на протяжении всей жизни Мунка и повлияло на его мировосприятие и творчество. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).

Холст, масло. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.

Самые известные 
картины Эдварда 
Мунка с названиями

Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями

У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Один из первых представителей экспрессионизма. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.

Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Некоторые исследователи У. Бишофф. Холст, масло. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.

При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси.

  1. ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
  2. Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
  3. Страхи и страсти Эдварда Мунка – одного из самых дорогих художников в мире
  4. Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)

На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Мунк вырос в очень религиозной семье. Русская литература в то время завоевала огромный авторитет и потому не удивительно, что в 1883 году на норвежский язык перевели роман Ф. М.

В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Эдвард Мунк «Крик» (1893).

Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. В конце 1880-1900-х гг. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).

  1. Все Картины Эдварда Мунка по алфавиту
  2. 8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть
  3. Детство и юность норвежского художника
  4. Эдвард Мунк «Летняя ночь в Арсгардстранде»
  5. Эдвард Мунк «Автопортрет с рукой у щеки»
  6. Эдвард Мунк «Автопортрет в полосатом свитере»
  7. Эдвард Мунк «Автопортрет между часами и кроватью»

Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9.

Через портрет он всегда исследовал душу человека. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.

  1. Эдвард Мунк «Автопортрет в саду, Экели»
  2. О жизни и творчестве выдающихся художников
  3. Биография и творчество художника
  4. 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )
  5. Нервные срывы и лечение болезни
  6. Портреты как передача человеческой души

Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Только на кровати светится яркое покрывало.

Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал Крик в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м.

  1. Творчество в последние годы жизни
  2. «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
  3. Травля критиков и непонимание публики
  4. «Расставание» : боль от разрыва отношений
  5. Один из первых представителей экспрессионизма -художник Эдвард Мунк

Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Его поза выражает подавленность или отчаяние. Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла борьба с религиозными запретами – все это причудливо переплелось в его душе. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.

В картине "Крик" фигуру человека, застывшего в немом крике, с белыми от ужаса глазами, окружает со всех сторон непонятное, невидимое, враждебное "нечто". В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. 5 Картины Эдварда Мунка в Осло
  3. Добавить комментарий Отменить ответ
  4. Область основной боковой панели
  5. Эдвард Мунк, норвежский художник

Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Эдвард Мунк «Пепел» (1894). В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.

Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Изначально, художник назвал картину «Крик природы».

Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл. Эдвард Мунк родился в 1863 году. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).

Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. » : точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Общееколичествопросмотровстраницы

23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ». Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».

ЭДВАРД МУНК (Компиляция 
из разных источников)

Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Предполагается, что на становление его нового стиля повлияли работы Поля Гогена, которые он мог видеть во Франции. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов.

Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая «Крик» в 1893 году.

Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.

Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Создана картина в Берлине. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.

Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу.

Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.

Его творчество резко изменилось. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Картон, масло, темпера, пастель.

В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. 119, 5 118, 5 см.

Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Мунк. Ребенком он пережил и смерть матери.

Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве.

Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов.

Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Настоящий скандал вызвали выставки Мунка 1889 и 1892 годов в Христиании, а в Берлине группа художников во главе с А. фон Вернером даже отказалась принять на выставку произведения Мунка, что послужило толчком к расколу и организации Нового Сецессиона. Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн.

Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.

Холст, масло. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.

Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией38. Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.

По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Картина до сей поры является символом всего экспрессионизма, совсем как «Чёрный квадрат» Малевича служит символом Супрематизма. Все вокруг мрачно и бледно. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30.

Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. Как уже говорилось, картина «Крик» оказалась самой заметной во всём творчестве художника. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.

В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8.

Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. На его фоне изображены мужчина и женщина. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.

Все они основаны на личных переживаниях художника. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь.

Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями.

Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Его краски стали резче и интенсивнее. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.

Всего он провёл там более полугода. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Его портреты превосходно отражали характер человека. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.

Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога.

Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.

«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Достоевского «Преступление и наказание». В комнате полумрак, но лицо девушки ярко освещено или само излучает свет. Мунк продолжал совершенствовать своё мастерство, бывал в Париже, посещал выставки и музеи, экспериментировал с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. В декабре 1889 г. умер после инсульта его отец. Фигура мужчины – в самом углу картины. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83).

Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Девушки на мосту – одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника. Изначально она называлась «Отчаяние». Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».

В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.

Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена.

В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.

Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Довольно долгое время она привлекала Мунка.

Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.

Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.

Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.

Осенью он едет в Париж. Мунк практически не использоваал прямых линий. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.

Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу».

Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества. Больная девочка – ранняя картина Мунка и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Богема стала для него второй семьей. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».

Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.