Энгр Юпитер И Фетида
Эта работа выдержана в ярких, звучных тонах с доминированием красного, зелёного и жёлто-оранжевого, на фоне которых выделяется розоватое тело героини. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Столь же спокойно и выражение его лица. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127.
Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Уверенный мягкий контур охватывает фигуру изображенную со спины словно одним непрерывным движением кисти. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза». Бард помещен в центре композиции, склонившимся на арфу у скал. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур».
Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Она моделирована тончайшими отношениями скользящего света и легких теней, рождающими почти неуловимое ощущение объема. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир.
- Юпитер и Фетида — Жан Огюст Доминик Энгр
- Описание картины Доминика Энгра «Юпитер и Фетида»
- Энгр Жан Огюст ДоминикКартины и биография
- Картина Зевс и Фетида Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867)
- Жан Огюст Доминик Энгр — французский художник
- Бред какой-то) Но покажите еще)
- Жан Огюст Доминик Энгр "Юпитер и Фетида" (1811)
- Искусство – Жан Огюст Доминик Энгр
Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время». Творчество Энгра делится на ряд этапов. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве.
В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Ф. Бертен», 1832, все Лувр, Париж «Мадам Муатесье», 1851, Национальная галерея, Вашингтон) изображение обнаженной натуры («Большая купальщица», 1808, «Большая одалиска», 1814 — обе Лувр, Париж портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов).
- «Юпитер и Фетида», Жан-Огюст-Доминик Энгр, репродукция
- Заказать картину «Юпитер и Фетида»
- Записи с меткой Юпитер и Фетида
- 29 августа 1780 года родился французский художник Жан Огюст Доминик Энгр
- Энциклопедия античной мифологии
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты». Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Энгр выработал в рисунках особую технику. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке».
Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Энгр очень тяжело переживал эту потерю, затворился у себя в квартире и всю вторую половину 1849 года вообще не мог работать112. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Это и способствует сознательному возвышению одалиски приобретающей качество богини.
- Картина Юпитер и Фетида – Жан Огюст Доминик Энгр
- Описание картины Жана Огюста Энгра «Зевс (Юпитер) и Фетида»
На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
Историю Энгр, скорее всего, выбирал не без умысла. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820—1824). Будучи художником Революции, в вопросах искусства Давид был самым яростным абсолютистом и слово «революционер» применительно к «художествам» непослушного ученика было для него бранным.
Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства». Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Юпитер и Фетида. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам».
Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. На ней изображен главный бог античных мифов Зевс (Юпитер), восседающий на троне на небе.
Она пообещала наградить золотым яблоком самую красивую из присутствующих на торжестве богинь: Афродиту (Венеру), Афину (Минерву) или Геру (Юнону). Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры.
Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Юнона (Гера), жена Юпитера, на заднем плане тайно наблюдает за происходящим. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла.
В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. При этом время, отведенное ему для пенсиона, подходило к концу. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа.
В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них». Эта могучая птица — символ силы и победы — атрибут царя богов. В 1813 году Энгр женился.
Бартолини тогда ваял графскую жену. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.
Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности». Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125.
Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи.
По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни». Кроме того из-за тяжёлого экономического положения государства Энгру пришлось пять лет ожидать ассигнований на поездку в Рим16.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». В молодости профессионально занимался музыкой играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом. Отец был родом из Тулузы, но осел в патриархальном Монтобане, где преуспел как художник-универсал, который брался за живописные, скульптурные и архитектурные работы, а также был известен как скрипач. Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. С другой стороны, она сама же и совершает действие приглашения, оборачиваясь к зрителю.
Широкая публика смогла увидеть картину только в начале ХХ века. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Удачными признаются в плане оригинальности и пластической красоты лишь сам Гомер и аллегории Илиады и Одиссеи, особенно последняя. В портрете мадам Ривьер Энгр подчёркивал привлекательность модели, что показано также позой и одеянием.
Творчество Энгра делится на ряд этапов. В результате художник решил остаться во Франции и официально возглавить художественную жизнь страны74. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. Столь же спокойно и выражение его лица.
Но именно эта поза сообщает образу экспрессию. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Папа Пий VII в Сикстинской капелле. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем.
Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Мечтой и главным призом для всех молодых художников Парижа была Римская премия.
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Жан Огюст Доминик Энгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres 1780—1867)— французский художник, художник и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане.
Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет.
«Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Энгр (Ingres), Жан Огюст Доминик (29. 8. 1780, Монтобан, — 14. 1. 1867, Париж), французский художник, рисовальщик и музыкант. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80.
Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин». Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Действительно, это одна из самых программных его работ, которую можно истолковать как живописную декларацию.
К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Творчество. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Энгр с друзьями сняли за минимальные деньги студию в бывшем монастыре капуцинов, где можно было и жить и работать. Большая одалиска.
Симфориона, Роже и Анжелика, Портрет первого консула (1803 г. ), Автопортрет (1835), Портрет Луи Франсуа Бертена (1832), Портрет мадам Гонз (1852), Портрет мадам Энгр (1814), Портрет мадам Мари де Сенонн (1814). Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти.
В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба — 1807 года). Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века.
Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. 1827 г. Одалиска и рабыня 1842 Стратоника, Мадонна перед чашей с причастием.
И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840). Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение.
Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Ученик Ж. Л. Давида.
Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них.
Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет.
В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Энгр, мнительный, самолюбивый и нервный, как истинный провансалец, продолжал работать и работать – и в 1801 году выставляет на конкурс полотно «Ахилл принимает послов Агамемнона». Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником.
Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112.
Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль.
Э. занимался вопросами музыкального образования, вокальной педагогики. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Согласно предсказанию оракула их ребенок захватит власть отца.
Всего художник прожил в Италии 24 года103. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год». Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Презренный металл добывали презренной работой – написанием портретов на заказ. О своих графических работах и этюдах он писал Жилиберу в 1821 году, что их нельзя рассматривать как нечто окончательное и что он признаёт в искусстве лишь готовые результаты.
Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни».
В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения». C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля».
В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля».
Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Творчество Энгра делится на ряд этапов. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Её сюжет взятый из первой песни «Илиады» Гомера рассказывает о том, как во время осады Трои Ахиллес послал свою мать к Юпитеру (Зевсу) с просьбой, касавшейся его ссоры с греческим военачальником Агамемноном. Э. — автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Э. в Монтобане).
В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.
Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. На их свадьбу пожаловала Эрида, богиня раздора. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра».
Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»).
Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом. Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Плафон для потолка спальни, готовившейся для Наполеона во дворце Квиринале в Риме. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Более того, прославленный англичанин Джон Флаксман, увидев эту картину, обронил, что перед ним «лучшее из всего, что было создано современной французской школой».
Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе).
Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63.
Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают. Учился также игре на скрипке. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие.
За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Ритмическое и цветовое разнообразие Энгр вписал в овал, который органично соединил движение округлых линий22. Она пообещала наградить золотым яблоком самую красивую из присутствующих на торжестве богинь: Афродиту (Венеру), Афину (Минерву) или Геру (Юнону). Энгр выработал в рисунках особую технику.
На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. За право жениться на Фетиде спорили Зевс (в римской мифологии — Юпитер) и Посейдон (в римской мифологии — Нептун). Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением.
Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем».
Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. После того как Зевс (римск.
Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние совершенно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Повышение заразительности также обеспечивает соединение приемов закрывания и открывания.
Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Сумма гонорара составила 3000 франков.
Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года.
Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. В «Илиаде» Гомера рассказывается о том, что Ахилла оскорбил царь греков Агамемнон и его мать Фетида поднялась из морской пучины на гору Олимп, где обитали боги, чтобы умолить Зевса отомстить за ее сына. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица. На хлеб насущный (а также на краски, холсты и все прочее, потребное художнику) Энгр зарабатывал, рисуя портреты. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145.
Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24.
Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41.
Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Учился в Тулузской академии изящных искусств. Пространственное построение картины иррационально: трон Юпитера парит в небесах, а его масштабная фигура противопоставлена прильнувшей Фетиде. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20.
«Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Согласно античному автору, Антиох, сын Селевка, был влюблён в свою юную мачеху Стратонику и решил покончить с собой, уморив себя голодом. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. В 1817 году скончалась его мать. Зевс равнодушен к мольбам своей любовницы Фетиды, самой красивой из нереид (морских нимф). Июльская революция оставила Энгра равнодушным. КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА ФЕТИДА: Согласно предсказанию, красавица-нереида Фетида должна родить сына, который узурпирует власть своего отца.
Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Было решено, что рассудит их спор Парис (с. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Прототипом для фигуры Селевка послужил сам Энгр, для Антиоха— его студент Ипполит Фландрен.
Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141.
В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Энгр многое взял у Давида и до самой смерти считал себя его верным учеником. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. В правой руке он держит скипетр, левой опирается на облако. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические.
Принято считать, что в этой работе Энгр наиболее полно выразил себя и собственное понимание творческой миссии художника. В течение всей жизни Энгр переписывался с друзьями, особенно Жилибером, но оригиналы его писем не сохранились. Николаю и Александру Невскому.
А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди.
Собственно, Российская Академия живописи тоже практиковала именно такое «высшее образование» для лучших своих выпускников-медалистов. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Энгр искажает пропорции тела, удлиняя спину одалиски, на три позвонка. Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Он создал графический семейный портрет Форестье, на котором, кроме наречённой изобразил её родителей, дядю и служанку. Энгр внял доброму совету и покинул родительский дом.
Юный провансалец вовсе не собирался заниматься политикой. Однажды он получил заказ, стоивший Римской премии. До изобретения фотографии такие «портреты» весьма ценились, так что Энгр не бедствовал. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них.
Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом».
Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Слева изображена ревнивая Гера (Юнона), которая настороженно наблюдает за своим мужем и его бывшей любовницей. Многие, особенно ранние, работы Э. отмечены тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в творчестве Э. играл точный, гибкий, пластически-выразительный линейный рисунок. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин».
История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Виды деятельности.
«Юпитер и Фетида» — картина Жан-Огюст-Доминик Энгра. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Плохо было то, что поездки в Рим пришлось ждать долгих пять лет: средств, чтобы отправить в обещанную Италию победителя выставки, не было ни у государства, ни тем более у самого Энгра.
На ней изображен главный бог античных мифов Зевс (Юпитер), восседающий на троне на небе. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). В конце жизни Энгр признавал, что хотел бы уйти от людей и жить в тишине среди любимых привязанностей и это означало, что он переживал типичный для художника XIX века внутренний конфликт136. В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом.
Энгр изобразил себя за работой, расчерчивающим мелом холст, натянутый на подрамник, причём образ решён в духе не академизма, а романтизма. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился.
Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века.
Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». В 1834—41 был директором Французской академии. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар.
Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79.
Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма.
Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Кроме того, Иоахим Мюрат, король Неаполя, давал ему почетные заказы. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Всего художник прожил в Италии 24 года103. Это в некотором смысле возвращение к романтическим ориентальным концепциям ранних экспериментов, но тип одалиски Энгра ближе к классическому идеалу красоты, который он воспроизводил во множестве своих работ100. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81.
В декабре они обвенчались. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Она также обратилась к Гефесту (Вулкану), богу огня и покровителю кузнечного ремесла, с просьбой выковать для ее сына волшебные доспехи. Энгр абсолютно сознательно стремился к высоким постам, поскольку они были сопряжены с высокими заработками и одновременно избавляли его от необходимости писать заказные работы и зависеть от вкусов и пожеланий клиентов83.
«Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль». На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Классицистические тенденции творчества Э. оказали большое влияние на развитие академизма во французском искусстве.
Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем.
Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо».
Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115.
Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. В 1803 году Энгру и еще пяти живописцам поступил заказ на изображение портрета Наполеона I в полный рост, эти работы были направлены в города Льеж, Антверпен, Дюнкерк, Брюссель и Гент, которые вошли в состав Франции в 1801 году. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс».
Фетида «близко пред ним восседает и, быстро обнявши колена левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь», умоляет вступиться за её сына Ахиллеса. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Обманчивое на первый взгляд следование классицистическим приемам — фронтальность композиции, строгая выписанность деталей — оборачивается произвольностью композиционного решения: иррациональностью пространственного построения с парящим в небесах троном, масштабное несоответствие мощной фигуры Юпитера и прильнувшей к нему Фетиды, а главное — дерзким отступлением от анатомической точности. Христос, передающий святому Петру ключи от рая в присутствии ангелов, Мучение св. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением.
В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Энгр, как и в Париже, не слишком стремился общаться с коллегами, в переписке обычно упоминаются Тома Ноде и Мариус Гране33. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году.
Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125.
Оставаться у Давида он тоже не мог – их разлад был слишком серьезен. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Создавал картины на литературные исторические и религиозные сюжеты («Юпитер и Фетида», 1811, Музей Гране, Экс «Обет Людовика XIII», 1824, собор в Монтобане «Эдип и сфинкс», 1827, «Апофеоз Гомера», 1827, «Турецкая баня», 1862—63 — все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики («Мадам Девосс», 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, «Л. Молодой Энгр искал новые пути для красоты, а для Давида это было неприятной ересью.
Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Парадный портрет должен был занять подобающее место в администрации города Льежа.
Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». 1811. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году.
В 1864 году он написал заново «Эдипа». Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи». Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845).
C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Столь же спокойно и выражение его лица. Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение.
Художник выполнил и множество графических портретов42. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам».
Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением.
Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её.
Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Помимо мастерской Давида, молодой Энгр посещал Академию Сюиса, основанную бывшим натурщиком Шарлем Сюисом, где можно было писать за малую плату8.
327 х 260 см Экс-ан-Прованс, музей Гране, Франция Это огромное полотно, написанное в 1811 г., – последняя работа Энгра (1780-1867), которую он выполнил во время своей учебы в Риме. Но зато за портреты платили и потому Энгр писал их при каждой возможности. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим».
ФОРМЫ ПРАВА И ПРАВОТВОРЧЕСТВОГофман творчествосы. Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Деятельность и мышление. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции.
Николаю и Александру Невскому. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем.
Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Фетида — нереида, жена Пелея, мать Ахилла.
Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион.
Ingres-fils). Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе).
Только там можно добиться того, чтоб тебя заметили. Уверенный мягкий контур охватывает фигуру изображенную со спины словно одним непрерывным движением кисти. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам».
Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ) и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм.
1814. Они ничему не учили, в них не было особенной красоты или смысла – только пошлое буржуазное желание увидеть себя, любимого, запечатленным на холсте. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена.
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Энгр остановился на эпизоде ментального поединка, когда герой разгадывает неразрешимую загадку. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.
Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108.
Виды деятельности. Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149.
Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141.
Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Следует отметить параллели с произведением Давида «Коронация». Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта». Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31.
Для заработка же он рисовал портреты, скромно подписываясь «Энгр-сын», так как просто Энгром мог называть себя лишь его отец известный в тех краях художник. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда.
Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98.
Он поступил в Высшую школу изящных искусств – а кроме того попал в мастерскую Жака-Луи Давида – не по каким-либо политическим предпочтениям, а просто так как Давид был самым известным и авторитетным, кроме того, о нем так много рассказывал учитель Рок. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра.
Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Большая купальщица (Купальщица Вальпенсона). Бартолини считал недостаточным копирование античных образцов и призывал искать вдохновение в прекрасном современной жизни, показывая средствами искусства не только возвышенные идеалы, но и чувства. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик.
Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Победитель конкурса получал возможность четырехлетней стажировки в Риме, на полном государственном обеспечении – условие было одно: работать и каждый год присылать в Париж картину, доказывавшую, что обучение «на местности» проходит успешно. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Ingres-fils)4.
Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. его искусство (и эту аналогию Энгр безусловно распространяет и на собственное творчество) становится тем пространством, в котором горний мир приобретает качество явления.
Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей. Туалет Эсфири, 1841 г., Две сестры, 1843 г. Т. Кутюр. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна.
Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Хитроумный Одиссей в красном тщетно убеждает героя вернуться в строй. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». А Энгр – отправился наконец-то в Рим. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65.
Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла.