Ермолова Картина Серова

Купить картину или постер "Портрет артистки М. Н. Ермоловой", художника Валентина Серова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

сочинение-описание картины портрет Ермоловой

Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада». Она уходила вся в жизнь тех, кого изображала, а личной жизни у нее почти не было (А. С. Станиславский).

Ни к чему эта затея. Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия»30. (Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года. Визуальное деление портрета достигается с помощью линии соединения пола со стеной, рамы зеркала, линии соединения стены и потолка, отражённой в зеркале. Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника. Это наполняет картину теплом домашнего уюта.

Чуть меньше, чем в три четверти, он стал органически связанным со всем силуэтом фигуры. Художник знал модель с младенчества. Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол. Ермолова была немного выше среднего роста.

Сочинение по картине 
Серова Портрет актрисы 
Ермоловой

Сочинение по картине Серова Портрет актрисы Ермоловой

В следующем году полотно выставлялось в Париже на экспозиции Серова, участвующей в «Русской художественной выставке», организованной Обществом Осенних салонов18. Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата. Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс.

1. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.

Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста». 4. После 1922 года Гиршманы эмигрировали во Францию. Монолог ледиМакбет волновал, мучил. Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица».

Описание картины 
Валентина Серова 
«Портрет Ермоловой»

Описание картины Валентина Серова «Портрет Ермоловой»

Но что толковать — раз приехали, давайтепопробуем. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее. Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника. Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой. mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em. Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко.

Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными»65. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств». Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз. По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны. Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым2. Примечательно, что «Портрет Ермоловой», созданный Серовым, был представлен на чрезвычайно популярной ретроспективной экспозиции художника в Третьяковской галерее.

  • Художник Валентин Серов— портрет артистки Марии Ермоловой
  • Критика Портрет Ермоловой Серова
  • Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой
  • Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  • Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой
  • Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова
  • Копия с работы Серова "Портрет Ермоловой"

Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца. Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. Утром следующего дня 46-летний художник скончался.

В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького. В 2015 году в Государственной Третьяковской галерее был организован специальный выставочный проект, приуроченный к 150-летию со дня рождения Валентина Александровича Серова. илл. ). Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале»25. От первого к четвёртому кадру происходит расширение пространства с одновременным доминированием в нём изображения модели каждый новый кадр имеет всё больший уровень освещённости лица Ермоловой относительно фона.

  1. Картины Серова станут частью экспозиции, посвящённой актрисе Марии Ермоловой
  2. Серов Валентин Александрович (художник)
  3. Добавить комментарий Отменить ответ
  4. Критики о творчествеВалентина Серова

Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса. Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца»51. Экспозиция составлена из полотен, принадлежащих кисти близких Ермоловой художников. Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто.

Важную роль играет высота пола. Губы сжаты. Непосредственная работа проходила в расположенном на втором этаже Белом зале с зеркалами, арками и лепными карнизами. Он заметил: «Всегда играла животом вперёд. Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл». Там я не Ермолова.

И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма». Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось»11. Его отставка была принята в мае 1905 года56. В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке»3.

  1. Портрет Ермоловой (Серов):взгляд с разныхракурсов
  2. Литературный портфельчик Искуссницы
  3. Общееколичествопросмотровстраницы
  4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде»29. Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук. Она исчезает, растворяется в другом образе. В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова.

Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Среди них, например, Валентин Серов и Исаак Левитан. Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением»8.

  1. «Девушка, освещенная солнцем» (1888)
  2. Портрет Генриетты Гиршман (1907)
  3. Комментарии к «Картины Серова станут частью экспозиции, посвящённой актрисе Марии Ермоловой»

На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника». За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке. Глаза устремлены вдаль. И. Немирович-Данченко). Небольшие усы, эспаньолка.

С Серовым она познакомилась в 1903 году. на которые открывается душа». Приехал, позвонил. Не люблю выставляться напоказ. Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова.

Но это не безмолвие, а пауза, звучащая сильнее самых громких слов. 5. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие»66. Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. Все стихло. На сцене идет трагедия Шекспира «Макбет». Серов пристально смотрит на сцену, чегото ждет.

В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек. Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная. В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой»80. А. Яблоч-кина). Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат.

Глаза серые. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. В этюде (Гос. Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года).

Художник Валентин 
Серов— портрет артистки 
Марии Ермоловой

На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции. Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова. Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны75. Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты»118. Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику»168.

Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой». В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения». Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой. Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни»8. При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось8.

Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига»15. Голова в гордом повороте чутьчуть приподнята. И логически выясняя, какую роль в нём играет динамическая организация «кадров», мы непосредственно ощущаем, как просто, свободно и безупречно поставлена в пространстве фигура, как точно найдены её отношения к холсту, как глубок и насыщен общий тон, лаконична и в то же время тонко разработана цветовая гамма, как внутри больших пятен цвет движется без вялости, свободно, связываясь в убедительную колористическую систему, то есть переживаем комплекс эмоций, который может быть вызван только предметной сутью живописи.

По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры». 11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет. По словам Эйзенштейна, при знакомстве с картиной Серова им овладело «абсолютно особое чувство подъёма и вдохновения», которое он не смог себе сразу объяснить, ведь портрет был «предельно скромен по краскам.

На сцене нет Марии Николаевны Ермоловой. Испанки Леонора и Ампара», созданные этими художниками во второй половине 1880-х, схожи по стилистике— в них совмещены человек, природа и интерьер71. Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. Хочу писать ваш портрет, Мария Николаевна. Единственным украшением, гармонично вписывающимся в чёрный бархат, стали жемчужные серьги актрисы и нить жемчуга на её шее.

Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление. С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905). Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов. Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками). В портрете поворот лица был изменен по сравнению с эскизом.

Работа Серова вызвала неоднозначные отклики среди современников художника диапазон их мнений варьировался от полного неприятия картины до утверждений о том, что портрет является «лучшим отражением творческой личности актрисы». По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете»64. Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз. Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло811.

Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой»55. В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. Закрытое черное платье с единственным украшением – жемчужной нитью – удивительно гармонирует с благородным обликом Ермоловой, со скромной домашней обстановкой. Королем ты будешь.

В 1911 году Серов также написал портрет Владимира Гиршмана. Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости». Лицо лишь слегка обозначено. Кроме того, портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников.

Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке72) они работали почти одновременно73. Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала13. Основная же работа над портретом Марии Николаевны проходила в её доме, на Тверском бульваре, 11. Заказ передал художник Остроухов и предупредил, что емупришлось долго уговаривать Ермолову позировать. Серов волновался, отправляясь к артистке на квартиру, на Тверской бульвар. На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику»3435.

Надо самозабвенно, яростно любить искусство, как любил его Серов, чтобы так написать портрет Ермоловой. Он писал его два месяца, тридцать два сеанса. Лицо Ермоловой вдохновенно. На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками».

Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины. Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности». «Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром»59. На стенах портреты Шекспира и Шиллера в овальных рамах. Не было равнодушных, люди были во власти голоса, несущегося со сцены. Это был голос великой актрисы играющей роль леди Макбет — Марии Николаевны Ермоловой. Она везде была разной — в каждой роли она умела найти то глубинное зерно, которое делало образ неповторимо индивидуальным, единственно возможным.

Я — Серов. За картину художник получил 1000 рублей. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее».

А на сцене. В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок. В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла. При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог. В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы. В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским.

Художник хорошо знал Ермолову. Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность8. Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка)20. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера. Возобновление работы произошло осенью того же года. Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций.

Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895). Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя. Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели. Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти. При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка». По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце»74.

Они занимались торговлей антиквариатом, но из-за кризиса начала 1930-х прекратили дело. Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серовукомм. Вот это все ермоловское и хочет найти Серов. В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч36. Будут в собрании и шедевры Григория Мясоедова, Константина Коровина и Леонида Пастернака.

Вы насчет портрета. Также портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников, проходивших в первое десятилетие XX века в Москве, Петербурге, Казани, Киеве19. Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Мне Остроухов говорил. По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период76.

Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Но я боюсь: в твоей душе так многоЛюбви мелкой, что не изберешь тыПути кратчайшего. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты»62. С 1935 года находится в Государственной Третьяковской галерее (инв. Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину). Фигура трактована в живописной манере, но при этом линии силуэта строго определены.

Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу50. Я буду писать в те дни, когда вы свободны, на следующий день после спектакля, не так ли. Однако общее настроение их картин— разное. Картины «Девочка с персиками» и «У балкона. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Третьяковская галерея), который является единственно известным наброском основной мысли художника, перед нами возникает темный силуэт на светлом фоне.

Лепные карнизы, в стены вделаны зеркала, на окнах, на дверях тяжелые портьеры. Режиссёр Сергей Эйзенштейн, анализируя композицию холста, пришёл к выводу, что использовавшиеся Серовым «монтажные приёмы» являются предтечей кинематографической техники работы с кадром. В 1905 году Мария Ермолова готовилась отметить 35-летие со дня своего первого выхода на сцену. Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей. Портрет был ему заказан Литературнохудожественным кружком. Так животом вперёд и стоит на портрете Серова»63. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. номер 28079).

В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России». Это памятник Ермоловой. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности. Завзятый молчальник, Серов встретил в Ермоловой надежного товарища. Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы4546.

В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда)14. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Эти две замкнутые натуры чем-то подошли друг к другу. В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого словакомм. в зеркале у края холста). В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского».

Сперва молчала захваченная зала, потом разразилась бурей рукоплесканий, слез, приветствий. Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой29. Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств»28. Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки. По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов»8. С этого холста она продолжает жечь сердца»6768.

Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил»50. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. 3. Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России.

«Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России57. Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей. Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия».

К моменту «открытия» портрет уже имел определённую известность. Художественные средства, применявшиеся для «монументализации образа» Ермоловой, вероятно, получили развитие в картине «Портрет О. М. Нестеровой» Михаила Нестерова. Он верен себе. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Здравствуйте, Валентин Александрович. В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы. Он изучает каждое ее движение, следит за мимикой, прислушивается к тембру голоса. «Макбет» — одно из самых колоссальных и вместе с тем самых чудовищных произведений Шекспира, — писал Белинский, — где, с одной стороны, отразилась вся исполинская сила творческого его гения, а с другой — все варварство века, в котором он жил. »Серов размышляет над словами Александра Белинского о поучительном уроке, который должно усвоить человечество, чтобы спасти мир от жестокости, коварства, зла. В зале тишина.

При жизни Серова картина экспонировалась на Таврической выставке (1905), организованной Сергеем Дягилевым, на Русской художественной выставке в Париже (1906). Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы60. Там дело другое. Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания4.

От нее веет здоровьем, безмятежностью. Этих художников она знала лично, работала с ними и ценила их творчество. Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника»81.

Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий1. Попытки показать глубину человеческой личности делались им ещё в 1894 году, когда художник работал над образом писателя Николая Лескова. Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера»5254.

Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». Так рождался эскиз будущего платья. Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей8комм. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Однако драматические события в жизни страны, связанные с началом Первой русской революции, внесли коррективы в намеченные планы. В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры424344. Тот, говоря об артистических возможностях актрисы, отмечал её темперамент, чуткость, «большую нервность и неисчерпаемые душевные глубины». 2, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями». Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». Поза Ермоловой торжественна и величественна. Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ».

Соглашаясь с Эйзенштейном во многих его конкретных соображениях, хочется обратить внимание на то, что монтажное рассмотрение портрета, вполне целесообразное на какой-то ступени его анализа, не должно создавать впечатление кинематографической, а не живописной природы холста. Он должен впитать этот образ, постичь его. Серов готовился писать портрет Ермоловой. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале.

По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов». Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв»826. Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля12138. Работал напряженно. Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии.

/ Нарядить— от Ламановой»33. Согласна. Ермолова была немного выше среднего роста. Ему нужно изучить каждый жест актрисы, модуляции ее голоса, а главное — лицо, глаза. Руки спокойно опущены вниз, тонкие пальцы сплетены. Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном».

В 1920 году картина перешла в собственность Малого театра. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой70. Работа над полотном проходила дома у актрисы— на Тверском бульваре, 11.

Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. «Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево. К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи. Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой».

4. Прочитав письмо мужа, говорит:«. Это— произведение живописца. Ермолова написана в ее московской квартире (у Никитских ворот), куда она возвращалась из театра, провожаемая возгласами благодарности и шумными рукоплесканиями громадной толпы зрителей, всегда ожидавших у театрального подъезда выхода Ермоловой. Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами».

В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил.