Фауст Врубель
Купить картину или постер "Фауст", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Смерть художник принял, как очищение в 1910 г. Купить картину или постер Фауст, художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля».
К. Суздалев. Тех мiров, которые видели они, мы не видим». А. Анютина, СПБ, 1904, то же, пер. Ибо для него это означает рабство, пленение земным, преходящим.
Будучи наполнены очень мощным логико-философским началом, картины художникав то же время несли в себе особую эстетическую утонченность изящество уникального авторского стиля.
- Фауст и Мефистофель (копия, Врубель)
- Описание картины Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля»
- Михаил Врубель: самый загадочный русский художник
- 7 главных пророчеств Михаила Врубеля
- Умер художник Михаил Александрович Врубель
- СТАТЬЯВечный чернокнижник Фауст
Однако, несмотря на стремление автора осудить Фауста за его безбожие, гордыню и дерзания, образ Фауста все же овеян известным героизмом в его лице находит свое отражение вся эпоха Ренессанса с присущей ей жаждой безграничного знания, культом неограниченных возможностей личности, мощным бунтом против средневекового квиетизма, обветшалых церковно-феодальных норм и устоев. Маргарита с ее безоглядностью любви одно из ее воплощений у Гёте, это «вечная любовь». Загадочна была уже сама его манера написания картины. В этом опаловом или перламутровом ключе написаны прекрасные большие акварели Тридцать три богатыря (1904), Царевна Волхова (1898) изменчивые фантастические тона, то вспыхивающие, то гаснущие, царят в окраске майоликовых скульптур (1899—1900), которые теперь изображали Морскую царевну, Снегурочку, Леля, Купаву, Садко, Весну, царя Берендея, которого Врубель сделал похожим на Римского-Корсакова. Если не считать орнаментальных стилизаций, первым большим опытом на этом пути было панно Микула Селянинович (1896) — то, которое вместе с Принцессой Грёзой (довольно странное сочетание) он представил в 1896 году на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде, где и разыгралась бурная скандальная история с отвержением обоих панно, после чего Мамонтов выстроил для них отдельный павильон. Его влекла поэзия русского сказочного эпоса.
Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. постмодернизма), называемые развитием современного искусства.
- Описание картины Михаила Врубеля «Фауст»
В период болезни тема пророка преследует художника, как навязчивая идея. луч ее случайный, Неуловим. Пишут, что для Богородицы ему позировала женщина, в которую он был влюблен.
Не совсем земные, не очень человеческие. Если в «Прафаусте» (1774—1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797 изд. Мы бы сказали сейчас, что писатель избрал кинематографический принцип действия, если бы этот принцип не был заимствован кинематографом у литературы. М., 1962, с. 84). Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств.
В чём-то убедительно, но и однобоко. Его образы существуют будто «по ту сторону добра и зла», границы между ангелами и демонами размываются, как переходы между цветов в акварельной технике. Меня и Серова поражало это. ». Пророк обретает мученические черты. Именно в черном воздухе Ада находится художник, прозревающий иные мiры. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. В одном из портретов (После концерта, 1905) у нее кукольная пластика и неуловимо-странное, даже страшноватое выражение лица, как если бы это была новая Коппелия. Так, прожолжая тему про медицину и искусство, решила сделать небольшую подборку по самому известному в мире доктору и по совместительству чернокнижнику Фаусту. Иоганн Фауст (примерно 1480—1540) — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературыМихаил Врубель.
У Врубеля много портретов Забелы и это тоже одна из особенных страниц его творчества. Модерн не был монументален — только декоративен. Его Демон остался верен своей натуре. Позже это понятие наполнилось положительным смыслом, поскольку серебро все же благородный металл. ) Целая плеяда его свободных деятелей в разных областях культуры проявила огромный творческий подъем и новаторство, однако все более соревнуясь в оригинальности формы (выдающимся по эстетике стал стиль модерн, претендовавший на художественное оформление всех сторон жизни, в чем-то близкий и Врубелю). Эти черты заметно усилены в издании 1589. Фауст у КайеВ 1603 Пьер Кайе публикует французский перевод народной книги о Фаусте. Так же, как во владимирских эскизах, — тайна смерти. Фауст — странствующий шарлатан XVI в. — выступает в романе Арнима «Die Kronenwchter», I Bd., 1817 (Стражи короны).
Врубель же в сорокалетнем возрасте заболел тяжелой психической болезнью (что и есть одержимость бесами) и скончался в психиатрической больнице в 54 года. На холстах Врубеля отражён мiр его видений, для остальных людей незримый.
Исключительную популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII в. в среде писателей период «бури и натиска». Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. Из мрака этого Ада выводит художник свои образы.
Впрочем, финансовые расчеты Врубеля всегда оказывались мыльными пузырями и эту доходную работу он скоро оставил (хотя от частичного использования фотографий и впоследствии не отказывался). Разумеется, с православной точки зрения такая эстетизирующая трактовка зла (напомним: добровольно избранного, коварного, неисправимого, совершенного зла) ложна и опасна и Врубель не мог этого не знать. Гёте» сказал: «Она мила, как цветок, прозрачна, как стакан воды, понятна, как дважды два четыре. » Маргарита действительно скромна и непритязательна. Ary Scheffer (1798-1858)Фауст и Маргарита в саду, 1846 Фрэнк Кадоган Купер Фауст – Маргарита, одержимая злым духом в соборе Образ Фауста в эпоху романтизмаВ начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков.
В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др. ) и отнесенные в ней к Фаусту. И не было никакого покаяния за Кирилловские росписи, да и не могло быть он каялся за то (и это его слова), что, не будучи достоин изображал Христа. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». – Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Александр Блок (тоже из декадентов, пытавшийся изобразить Христа вождем богоборческой революции и умерший в 40 лет), сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать.
Ary Scheffer (1798-1858)Фауст и Маргарита в саду, 1846 Фрэнк Кадоган Купер Фауст – Маргарита, одержимая злым духом в соборе Образ Фауста в эпоху романтизмаВ начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков. В музыкальном искусстве существуют оперы Гуно и Бойто, балеты Адана, Паницци, Коста и Бонетти, вокально-симфонические произведения по мотивам «Фауста» Берлиоза, Шумана, Вагнера (его лее увертюра «Фауст»), симфония Листа, кантата Шнитке и Другие произведения. «В его отпадении сказывается не что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и хотели воевать против бога или похожая на злого ангела, который противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и тщеславный»).
А. Бенуа в своих воспоминаниях рассказывает, что первым произведением Врубеля, воочию увиденным им и его товарищами по Миру искусства, было панно Утро (1897) — и оно их разочаровало. Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её иррациональный элемент. «После росписей Кирилловской церкви художник творил лишь немногим более десяти лет. Ко времени этого высказывания Пушкин уже написал роман «Евгений Онегин» (даты завершения романа и «Фауста» совпадают – 1831 год), знал цену «творческой мысли»: гений судил гения. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры и не случайно в конце XIX и XX вв. 13 «Фауст» Гёте это книга вечных образов, в ней вечны и Фауст и Мефистофель и Маргарита и даже второстепенные герои типа Вагнера.
Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Врубель. Заключительная глава книги повествует о «страшном и ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы и душа его идет в ад. Коган. Но в его рисунках, разнообразных и мастерски выполненных, ее образ как будто двоится.
Не мир я принёс, но меч – говорилось Иисусом наверняка без слащавости. (В Священном Писании это показано на многих примерах, начиная с неудачной попытки искусить Христа в пустыне и кончая удавшейся попыткой соблазнить богоизбранный народ на распятие долгожданного Мессии и сделать этот народ оплотом анти-мессии, грядущего от сатаны. ) При этом сатана действует не напролом, а подбирает к каждому свой привлекательный ключик. Попытка художника повергнуть демона была слишком запоздалой. Многое одновременно и объединяет и разъединяет Фауста и Маргариту. Освальд Шпенглер назвал фаустианской всю европейскую культуру. перевод 1567 и др. ).
А рассекающий грудь мечом и вырывающий сердце Серафим – должен умильно улыбаться. Аскетическое лицо, слепой взгляд выражают страдание. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Слыхал я от людей, что собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду.
Уязвимые стороны модерна еще не доказывают, что он не создал подлинных ценностей. Мамонтова. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Меня и Серова поражало это. ». Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. Видимо, художнику в облике Серафима являлся кто-то иной.
Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Врубель увлеченно писал картины на темы опер Н. А. Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события.
И именно здесь читатель встречается с Мефистофелем и Прекрасной Еленой. И вот какое приоткрытие этих декадентских мiров дано Блоком в статье о Врубеле: «. В одном из портретов (После концерта, 1905) у нее кукольная пластика и неуловимо-странное, даже страшноватое выражение лица, как если бы это была новая Коппелия. Многое одновременно и объединяет и разъединяет Фауста и Маргариту. В 1890-е годы начинается у него царство лилового — таинственный цвет готических витражей, тон вечерних сумерек, оттеняемый оранжевыми вспышками догорающего заката (Блок говорил о борьбе золота и синевы в картинах Врубеля).
перев. Настоящей свободы, конечно, не было: слишком много оказывалось ограничительных барьеров, начиная с требований заказчиков. Принятые же работы оказались как-то странно связаны с судьбою художника. Персонаж Гёте становится образцом того самого «вечного образа», мимо которого уже не могут пройти последующие писатели. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Фауст пытается освободиться от силы демонов: «Не выношу их нравственного гнета». Это как бы мистика без Бога.
Сатане редко удается увлечь какого-нибудь художника в столь откровенное (милое ему) безобразие, но сеять разрушительность вполне удавалось: таковы, похоже, были все способы разложения формы (начиная с этого самого импрессионизма, через абстракционизм и до хаоса цитат т. н. А. «Забота» платит ему «проклятьем за презренье» и ослепляет его. Врубель же в сорокалетнем возрасте заболел тяжелой психической болезнью (что и есть одержимость бесами) и скончался в психиатрической больнице в 54 года.
Попав в маленькую опрятную комнату Маргариты, он лучше понимает ее характер, ему кажется, что его порыв «вечен». М., 1980, с. 190). «Его фантастические разводы по стенам киевского Владимiрского собора – плавные и музыкальные, как сновидения, сплетающиеся дивными линиями, переливающиеся чарующими красочными сочетаниями, – пожалуй, наиболее свободное и художественное явление во всем этом памятнике современного русского искусства», – писал А. Бенуа. Врубель винит в беде себя. Следующее десятилетие он уже мучительно умирал в сумасшедшем доме.
Тех мiров, которые видели они, мы не видим». То же самое происходитв романе В. Я. И эти огромные глаза. Так, в эскизе "Ангел с кадилом и свечой" легкий и почти невесомый небожитель представлен с отнюдь не ангельским темным лицом с низким лбом и черными тяжелыми волосами. 1808) она усваивает грандиозные очертания своего рода гуманистической мистерии, все многочисленные эпизоды которой объединены единством художественного замысла. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля».
"Не мир я принёс, но меч" – говорилось Иисусом наверняка без слащавости. В Демоне Врубель выражал, полагаю, не столько богоборчество (допускал же он, что "придётся умилиться"), сколько своё яростное антитолстовство. Пророк обретает мученические черты. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. И не было никакого покаяния за Кирилловские росписи, да и не могло быть он каялся за то (и это его слова), что, не будучи достоин изображал Христа. А рассекающий грудь мечом и вырывающий сердце Серафим – должен умильно улыбаться. Возможно, это и привлекает писателей к истории средневекового чернокнижника до сих пор.
Заключительным штрихом в легенде о Врубеле-Фаусте стало мучительное чувство вины, которые съедали художника в последние годы жизни. «Жизнь», 1899 июль и август) рисует Фауста титаном, охваченным жаждой знания, богатства и мощи. Брюсова «Огненный ангел», где Мадиэль– это и посланник и рая и адав одном лице, аРената то погружается в чернокнижие, то уходит монахиней в монастырь. Возможно, Врубель стал ощущать всю опасность своего демонического увлечения и решил избавиться от влияния демона, повергнув его (картина Демон поверженный).
Советское материалистическое искусствоведение в оценке этого процесса проводило позже принципиальное различие лишь между декадентством и реализмом (передвижники), но не в этом заключалась суть явления (например, порнография тоже реалистична). Из мрака этого Ада выводит художник свои образы. Мамонтова. Мучившие художника головные боли усиливаются. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры — и Демон поверженный (1902), с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна.
(Вспомним картину Пророк, где явившийся ему Серафим изображен с демоническими чертами см. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. «Врубель был женат (с 1896 г. ) на одной из самых выдающихся русских певиц, Надежде Ивановне Забеле. Яркое индивидуальное дарование Врубеля, его мастерское владение цветовыми пятнами (в стиле импрессионизма), дополнялись склонностью к фантастическим сюжетам. Один из критиков отмечает это даже в портретах его жены. Замысел писать демона возник именно в Киеве.
Он колебался – написать ли Демона летящим или поверженным. Вероятно, это было пророческим символическим событием его дальнейшей судьбы (ИМХО). В иконах же его было что-то тревожное и неиконописное, даже Воскресение Христово оказалось мрачным, хотя Врубель хотел «сделать иллюзию Христа наивозможно прекрасною» (как он выразился). Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его.
«Забота» платит ему «проклятьем за презренье» и ослепляет его. Она же готова дать матери снотворное, чтобы иметь возможность увидеться с Фаустом.
И демон отомстил. соч. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. И персонажи его картин владеют этим качеством в полной мере. Слыхал я от людей, что собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду.
Последней работой Врубеля до наступления слепоты стал Портрет В. Я. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Фауст у ВидманаНародная книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc. ), вышедшего в Гамбурге в 1598. В Демоне Врубель выражал, полагаю, не столько богоборчество (допускал же он, что придётся умилиться), сколько своё яростное антитолстовство. Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке).
Автор, по-видимому лютеранский клирик изображает Фауста дерзким нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть и изучить все основания неба и земли». Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного.
Яркое индивидуальное дарование Врубеля, его мастерское владение цветовыми пятнами (в стиле импрессионизма), дополнялись склонностью к фантастическим сюжетам. величавый». Однако художественное призвание взяло верх и в 1880 г. Михаил Врубель стал студентом Российской Академии художеств, где сразу выделился среди студентов фанатической работоспособностью и необычностью своего стиля (возникший тогда на Западе импрессионизм в сочетании с врубелевским романтизмом содержания). Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа.
Брюсова (1906) – поэта-декадента, кощунственно заигрывавшего с сатаной (И господа и дьявола хочу прославить я. ). Но, начиная новую, «другую» жизнь, Фауст проходит снова по типичной для многих дороге жизни ища ее смысл в молодом веселье, любви, практических делах на пользу общества, в красоте. Раба Божия Михаила, выдающегося художника от Бога, Божественный дар которого был призван осуществить себя в молитвенной иконописи (в ней разгадка тайны и искусства и бытия), врагу рода человеческого (именно при попытке росписи церкви. ), видимо, удалось соблазнить на своевольно-демоническую разгадку этой тайны, затем – соблазнить на постижение и облагороживание зла и закончить гибельным отравлением ядом от соприкосновения с этим злом.
Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Главной становится зловещая и прекрасная фигура Серафима, сверкающая холодными красками. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Алхимик превращается из обычного грешника в трагического героя, уничтожаемого страстью. Фауст скончался в 1540 году.
Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Образ легендарного Фауста существенно отличается от своего исторического прототипа. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий.
Это музыка цельного человека (выделено мною. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzknstler etc» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике). Его трагедия «The tragical history of the life and death of Doctor Faustus» (изд. Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и клерикально-дидактические тенденции «народной книги».
Сомнения Фауста её пугают, но не настолько, чтобы отвергнуть его любовь. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Он познает, как и хотел, всю «полноту жизни», любит ее печали и радости, ее «роковое бремя».
Об этом способе рисования писал Коровин: «Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы. Как раз архитектурой и прикладным искусством давно уже занимались в кружке Мамонтова. Пушкин устоял в борьбе – хотя и в последний момент ценою смертного покаяния, Гоголь устоял – ценою огромной жертвы (второго тома Мертвых душ), Достоевский устоял, – хотя и сгорел от огромного напряжения сил. Для картины Пророк (1898) Врубель использует сюжет одноименного стихотворения Пушкина: явление смертному шестикрылого Серафима.
Для него история о Фаусте в первую очередь — повествование об «ужасных и отвратительных грехах и проступках» прославленного чернокнижника свое изложение легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему «поучению и предостережению». Вера в Бога одна из основ ее жизни. И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835—1836, русский перев. Распыление физического мiра, заметное на картинах мастера, — это ещё и предчувствие.
Аллегорические, жанровые или исторические сюжеты взять. Кн. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Прахова, где тридцатилетнему талантливому живописцу были доверены реставрация древних фресок и росписи Кирилловской церкви (XII в. ), а также участие в росписи Владимiрского собора. Собр. Мирская честь Бессмысленна, как сон.
Под их пером он приобретает черты «бурного гения», попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего мира. Искус богатством и властью, увлечение античностью и искусством, стремление увидеть в них одну из истин жизни, разнообразная государственная деятельность, внимание к простым людям с их заботами, нуждой, мечта «с природой наравне быть человеком, человеком мне», мысль: «Брось вечность утверждать за облаками. В 1838 году появился первый полный стихотворный перевод первой части «Фауста» и прозаическое изложение второй части Э. И. Губера.
Пристрастие гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь похотливого Фауста и Прекрасной Елены. Попав в маленькую опрятную комнату Маргариты, он лучше понимает ее характер, ему кажется, что его порыв «вечен». Вероятно, это было пророческим символическим событием его дальнейшей судьбы (ИМХО). Источником книги помимо устных сказаний служили современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey», 1585 книга И. Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем.
Жизнь сложнее концепций. И умер он (если быть точными)от умышленной простуды. И нагнетание "демонизма"- дело несложное, но без подтасовок не обойтись. В Кирилловских апостолах нет никаких ненормальностей (и свидетель Н. Прахов об этом писал), и какое там "выражение лица"в еле начатом "После концерта". Возможно, Врубель стал ощущать всю опасность своего демонического увлечения и решил избавиться от влияния демона, повергнув его (картина Демон поверженный). искусство есть чудовищный и блистательный Ад. Она необычайно эффектна и была еще эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Много художников различных стран от Э. Делакруа до Р. Кента за рубежом, много русских художников создавали свои версии героев «Фауста» Гёте. Роман «Доктор Фаустус» Томаса Манна был выпущен в 1947 году, а писался во время Второй мировой войны. Судите по законченному "На фоне берёзок".
Меня и Серова поражало это. ». Он выбирал и аллегорию (панно на тему времен дня) и неоренессанс (триптих Суд Париса) и неоготику (убранство дома С. Т. Морозова) и неопрерафаэлитизм (Принцесса Грёза, 1896) и неорусский стиль (работы в Абрамцеве). Причина и суть этого новаторского процесса была в апостасийном разложении общего христианского понимания культуры и жизни, что находило свое выражение и в размывании четких форм искусства, а затем в разрушении их (абстракционизм и т. д. ). Фауст в «Народной книге» – средневековый герой, который нарушил наложенный Богом запрет и получил справедливое наказание.
В этом отношении знаменателен самый образ Фауста — неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. Образы всем известных и понятных героев выглядели у художника абсолютно иначе. Тайна оставалась и здесь, но она не страшила. Соч. и А. В. Морозовых и других и работах для театра. Пушкин устоял в борьбе – хотя и в последний момент ценою смертного покаяния, Гоголь устоял – ценою огромной жертвы (второго тома Мертвых душ), Достоевский устоял, – хотя и сгорел от огромного напряжения сил.
В 1884–1889 гг. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Одним из памятников привязанности Врубеля к жене, в которой он видел нечто ангельское, является ее портрет на фоне березок (1904). Фауст у МарлоНародной книгой о Фаусте воспользовался английский драматург XVI в. Кристофер Марло, перу которого принадлежит первая драматическая обработка легенды.
Очень слаб к элементарным плотским искушениям оказался талантливый Есенин. О его жизни рассказано во многих исторических свидетельствах и легендах. Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Колорит сумрачно величав: Ни день — ни ночь, ни мрак — ни свет. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи.
Но расплата неизбежна – его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Сатане редко удается увлечь какого-нибудь художника в столь откровенное (милое ему) безобразие, но сеять разрушительность вполне удавалось: таковы, похоже, были все способы разложения формы (начиная с этого самого импрессионизма, через абстракционизм и до хаоса цитат т. н. Но все цельно и органично подчинено одной тайне — Судьбе и Пути Человека. Его Демон остался верен своей натуре. В это время, в конце XIX века, в мiровом искусстве и в российском в частности, резко усилились процессы разрушения классических канонов и форм, названные позже декадентством (в переводе с латыни: упадочничеством). Фауст вырастает в колоссальную фигуру.
Позже это понятие наполнилось положительным смыслом, поскольку серебро все же благородный металл. ) Целая плеяда его свободных деятелей в разных областях культуры проявила огромный творческий подъем и новаторство, однако все более соревнуясь в оригинальности формы (выдающимся по эстетике стал стиль модерн, претендовавший на художественное оформление всех сторон жизни, в чем-то близкий и Врубелю). Последние слова I части: «Голос Маргариты (из тюрьмы, замирая): Генрих, Генрих. » Словами о силе «вечной женственности», т. е. высокой, большой любви, которая при всех женских слабостях ведет к «заповедной цели», Гёте заканчивает и всю трагедию. Это картины, заслуженно считающиеся врубелевской классикой: портреты С. И. Мамонтова (1897), К. Д. Арцыбушева (1895—1896), Испания (1894), Гадалка (1895), Портрет жены Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир (1898), Пан (1899), К ночи (1900), Сирень (1900), Царевна-Лебедь (1900) и Портрет сына художника (1902). Судите по законченному На фоне берёзок. Вместе с тем, его страсть к музыке приводит его к сумасшествию, болезни и потере личности.
Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Вечером, в саду Маргариты. Но его жизнь и творчество (как и Лермонтова) – очень яркая и наглядная иллюстрация борьбы за человека идущей между Богом и сатаной. В своих письмах сестре Врубель часто пишет, что ощущает себя «душевной призмой».
В этом художник обнаружил удивительное духовное родство со своим тезкой-поэтом. Роль концепции Гёте в «Фаусте» подметил Пушкин. Не устоял Толстой (отлученный от Церкви), решивший, что в конце жизни достиг окончательной мудрости и вправе исправлять учение Христа.
Как раз именно у Врубеля он и убедителен. Для этого Фауст заключил союз с дьяволом и тот приставил к нему нечистого духа по имени Мефистофель, который должен был исполнять все желания ученого и отвечать на все его вопросы. текст из википедии «Народная книга» Титульная страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. Фауст пытается освободиться от силы демонов: «Не выношу их нравственного гнета». Меня и Серова поражало это. ». Пристрастие гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь похотливого Фауста и Прекрасной Елены. Кажется, что художник и писатель искали вдохновение в одних и тех же источниках: в «Демоне» Лермонтова и в «Фаусте» Гете, который появляется на страницах вышеупомянутого брюсовского романа, на триптихе Врубеля «Фауст» и в его панно «Полет Фауста и Мефистофеля».
Она же готова дать матери снотворное, чтобы иметь возможность увидеться с Фаустом. Врубель винит в беде себя. перевод 1567 и др. ). Это был несомненно дар свыше.
Анютина, СПБ, 1904, то же, пер. Однако художественное призвание взяло верх и в 1880 г. Михаил Врубель стал студентом Российской Академии художеств, где сразу выделился среди студентов фанатической работоспособностью и необычностью своего стиля (возникший тогда на Западе импрессионизм в сочетании с врубелевским романтизмом содержания). (Вспомним картину Пророк, где явившийся ему Серафим изображен с демоническими чертами см. В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др. ) и отнесенные в ней к Фаусту. «Врубель был женат (с 1896 г. ) на одной из самых выдающихся русских певиц, Надежде Ивановне Забеле.
А слава. Но «свет внутри меня ведь не погас. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере его девиз. И это действительно накладывало на его личность печать интригующей загадочности. Не проходит и полувека, как во Франкфурте-на-Майне появляется «Народная книга о докторе Фаусте» (1587), напечатанная издателем Иоганном Шписом. Уже через несколько лет в Англии драматург Кристофер Марло создаёт «Трагическую историю Доктора Фауста». Искус богатством и властью, увлечение античностью и искусством, стремление увидеть в них одну из истин жизни, разнообразная государственная деятельность, внимание к простым людям с их заботами, нуждой, мечта «с природой наравне быть человеком, человеком мне», мысль: «Брось вечность утверждать за облаками.
Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне. Он — символ возможностей и судеб человечества. Сходные черты заметны и у Врубеля в автопортретах: «горделивое представление о человеке-творце, его избранности и трагическом величии, – оно раскрывается в теме пророка, к которой, начиная с киевского периода, художник неоднократно обращается. «Верится, что Князь Мiра позировал ему. Но где же тогда его воля, его гордыня.
В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Прахова, где тридцатилетнему талантливому живописцу были доверены реставрация древних фресок и росписи Кирилловской церкви (XII в. ), а также участие в росписи Владимiрского собора. Константин Коровин так отзывался о манере письма лучшего друга: «Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы. постмодернизма), называемые развитием современного искусства. Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её иррациональный элемент.
бессрочный договор, который он сам и закончит фразой «Мгновенье, / Прекрасно ты, продлись, постой. ». Тогда и в последних узнавалась рука Врубеля — великого мастера. Врубель работал в Киеве по приглашению профессора А. В. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды.
Это роковое биографическое событие имеет какой-то странный отсвет в искусстве Врубеля ибо написанный несколько ранее портрет сына (1902), преисполнен недетской прозорливости, которая сближает его личико, подобное лику, с ликом Христа в иконе Богоматерь с Младенцем, выполненной для той же Кирилловской церкви в 1885 году. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. Много художников различных стран от Э. Делакруа до Р. Кента за рубежом, много русских художников создавали свои версии героев «Фауста» Гёте. Иоганн Фауст (примерно 1480—1540) — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературыМихаил Врубель.
В 1838 году появился первый полный стихотворный перевод первой части «Фауста» и прозаическое изложение второй части Э. И. Губера. 9 В результате любовь приносит Маргарите горе: умирает мать, убит на дуэли защищавший ее брат, она губит своего ребенка и осуждена судом на смерть. Гёте» сказал: «Она мила, как цветок, прозрачна, как стакан воды, понятна, как дважды два четыре. » Маргарита действительно скромна и непритязательна. Заметим, только частично ибо пафосом модерна (всеевропейского) было не возрождение национальных традиций, а красота вообще. Художник умел подбирать сложнейшие ракурсы и очень хорошо их обыгрывать. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными».
«Его фантастические разводы по стенам киевского Владимiрского собора – плавные и музыкальные, как сновидения, сплетающиеся дивными линиями, переливающиеся чарующими красочными сочетаниями, – пожалуй, наиболее свободное и художественное явление во всем этом памятнике современного русского искусства», – писал А. Бенуа. Этот портрет является полной противоположностью портрету Забелы на фоне березок. ». Тургенев в статье «Фауст, трагедия.
Врубель работал в Киеве по приглашению профессора А. В. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. 1906 г. Врубель ослеп (самое жестокое наказание для художника), но упорно пытался работать наощупь используя уголь и мел. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. На нем мы видим гордое мистическуое существо.
Мастер всем говорил, что если так простоит десять лет перед Богом, то прозреет и у него будут новые глаза из изумруда и он снова сможет писАть. Думается, Демон Врубеля – это его Тень и она разрушила его психику (ИМХО). пробыл в Венеции, этом странном городе, где все дышит красотою смерти. М., 1980, с. 78). «Иллюзионировать душу» – как сказал о своем мастерстве сам Врубель. Но расплата неизбежна – его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Он уже не может остановиться, подписывает договор и убеждается, что продал душу зря. текст из википедии «Народная книга» Титульная страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность.
Даже если Врубель считал, что изображает не настоящего демона, а некую фантазию о нем, нельзя так легкомысленно играть словами и образами. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий. Но за этот дар в художнике шла духовная борьба. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил. Так всем этим занят, что к живописи стал относиться легкомысленно (Там же).
Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Тайна жизни, тайна судьбы. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Его Демон остался верен своей натуре. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа.
Римского-Корсакова и pycских сказок (Морская царевна, Тридцать три богатыря, Царевна-Лебедь, К ночи, Пан). Бенуа). Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе».
Брюсова (1906) – поэта-декадента, кощунственно заигрывавшего с сатаной (И господа и дьявола хочу прославить я. ). «В его отпадении сказывается не что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и хотели воевать против бога или похожая на злого ангела, который противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и тщеславный»). Думается, что такой тенденциозный подход не помогает разобраться в специфике этого художественного явления (Из истории русского искусства второй половины XIX — начала XX в. М., 1978, с. 124). Фауст для нее человек другого мира, но тем сильнее ее любовь. Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события.
Читатели и зрители трагедии Марло не могут не сочувствовать ренессансному Фаусту. Хотя склад дарования был у него совсем другой. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник — Саввушка.
Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все — движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях. Очень слаб к элементарным плотским искушениям оказался талантливый Есенин. Противник-захватчик всегда зарится на самое ценное. Он — символ возможностей и судеб человечества.
Советское материалистическое искусствоведение в оценке этого процесса проводило позже принципиальное различие лишь между декадентством и реализмом (передвижники), но не в этом заключалась суть явления (например, порнография тоже реалистична). Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне. Врубель винит в беде себя.
8 развернул в самостоятельную поэтическую драму. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. В облике Шестикрылого Серафима (1904) нарастает грозное испепеляющее, демоническое величие». В одной из исторических хроник, написанных спустя двадцать семь лет после его смерти, говорится: Этот Фауст за свою жизнь совершил так много чудесных дел, что их хватило бы на сочинения целого трактата, но в конце концов нечистый все же удушил его. И при жизни Фауста и после его смерти в народе ходило множестве рассказов о нем.
Меня и Серова поражало это». У Врубеля много портретов Забелы и это тоже одна из особенных страниц его творчества. Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий. Ад теряет над Фаустом свою силу. Итак. Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и клерикально-дидактические тенденции «народной книги».
Некоторые изображения головы пророка имеют автопортретные черты. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка (например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и др. ). Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Аскетическое лицо, слепой взгляд выражают страдание. Он посвящен «незабвенной памяти А. С. Пушкина».
«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Кажется, что художник и писатель искали вдохновение в одних и тех же источниках: в «Демоне» Лермонтова и в «Фаусте» Гете, который появляется на страницах вышеупомянутого брюсовского романа, на триптихе Врубеля «Фауст» и в его панно «Полет Фауста и Мефистофеля». Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Фауста вначале привлекает в Маргарите красота.
Главной становится зловещая и прекрасная фигура Серафима, сверкающая холодными красками. Даже те полотна, на которых изображались образы томно грустящих красавиц, несли в себе неизбежный конфликт ломкости линий и тревожной вибрации цветовых оттенков. Но его жизнь и творчество (как и Лермонтова) – очень яркая и наглядная иллюстрация борьбы за человека идущей между Богом и сатаной. При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка (например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и др. ).
В облике Шестикрылого Серафима (1904) нарастает грозное испепеляющее, демоническое величие». Раба Божия Михаила, выдающегося художника от Бога, Божественный дар которого был призван осуществить себя в молитвенной иконописи (в ней разгадка тайны и искусства и бытия), врагу рода человеческого (именно при попытке росписи церкви. ), видимо, удалось соблазнить на своевольно-демоническую разгадку этой тайны, затем – соблазнить на постижение и облагороживание зла и закончить гибельным отравлением ядом от соприкосновения с этим злом. Константин Коровин так отзывался о манере письма лучшего друга: «Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы Отмерив размер, держа карандаш или перо или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
И персонажи его картин владеют этим качеством в полной мере. Первые серьезные симптомы болезни окружающие заметили у художника в начале 1902 г. – сразу после окончании картины Демон поверженный. Трагедия пронизана пафосом творчества. Некоторые изображения головы пророка имеют автопортретные черты. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.
Их универсальные знания их занятия натурфилософией, астрологией и алхимией их успехи и слава приписывались, как и прежде, содействию демонических сил, «договору с дьяволом». Его Демон остался верен своей натуре. Не устоял Толстой (отлученный от Церкви), решивший, что в конце жизни достиг окончательной мудрости и вправе исправлять учение Христа. Как мы помним, увлечение демоном у Лермонтова шло параллельно с ощущением собственного пророчества.
Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Мучившие художника головные боли усиливаются. Цикл Фауст (1896) принадлежит к лучшим панно Врубеля: образный строй здесь глубок, еще раз и по-новому выражена одна из заветных тем художника, аналогичная теме Гамлета и Офелии, Демона и Тамары (демоничен здесь Фауст, а не Мефистофель, который у Врубеля, по верному замечанию Суздалева, похож то на оперного актера, то на старую ведьму) (П. Заключительная глава книги повествует о «страшном и ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы и душа его идет в ад.
Нам здешний мир так много говорит. » – все это стадии развития Фауста, которые Гёте оценивал как становящиеся все «выше и чище». (В Священном Писании это показано на многих примерах, начиная с неудачной попытки искусить Христа в пустыне и кончая удавшейся попыткой соблазнить богоизбранный народ на распятие долгожданного Мессии и сделать этот народ оплотом анти-мессии, грядущего от сатаны. ) При этом сатана действует не напролом, а подбирает к каждому свой привлекательный ключик. Бессонна мысль и жаждет исполненья». В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr. Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста. Маргарита с ее безоглядностью любви одно из ее воплощений у Гёте, это «вечная любовь».
Это история возникновения и развития чувства, психологически тонко прослеженная история победы любви и вместе с тем стремления человека вырваться за пределы «малого» домашнего мира, невозможности отгородить этот «малый» мир от «большого». Конечно, рисковад, да и дорого расплатился. Однако величие Гёте в том, что он уже видел темные стороны новых общественных отношений и в своей поэме пытался возвыситься над ними. «Жизнь», 1899 июль и август) рисует Фауста титаном, охваченным жаждой знания, богатства и мощи. Но за этот дар в художнике шла духовная борьба.
Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте. Образы всем известных и понятных героев выглядели у художника совершенно иначе. С этого момента начинает формироваться знакомый нам архетипический образ искателя истины. К сожалению, не успел устоять Лермонтов (его не отпевали), возможно, легкомысленно надеясь, что впереди еще для этого будет много времени. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. В это время, в конце XIX века, в мiровом искусстве и в российском в частности, резко усилились процессы разрушения классических канонов и форм, названные позже декадентством (в переводе с латыни: упадочничеством).
Для него история о Фаусте в первую очередь — повествование об «ужасных и отвратительных грехах и проступках» прославленного чернокнижника свое изложение легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему «поучению и предостережению». Мастерство монтажа сцен составляет особенность драматургии Гёте: короткие, емкие сцены свободно чередуются, действия переносится с улицы средневекового города в церковь, где молится Маргарита, сад перед домом, в дом, тюрьму. В своих письмах сестре Врубель часто пишет, что ощущает себя «душевной призмой». Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». 1906 г. Врубель ослеп (самое жестокое наказание для художника), но упорно пытался работать наощупь используя уголь и мел. Бессонна мысль и жаждет исполненья».
В её названии Фауст уже назван «волшебником» и «чернокнижником». В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Фауст у ВидманаНародная книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc. ), вышедшего в Гамбурге в 1598. Не устоял Блок (соблазненный музыкой революции и попытавшийся облагородить эту сатанинскую музыку).
В этом отношении знаменателен самый образ Фауста — неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. Работая над образом легендарного богоборца, Врубель сам стал живой легендой. Под их пером он приобретает черты «бурного гения», попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего мира.