Федотов Павел Андреевич Сватовство Майора
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Кроме одного. Кроме одного. К тому же, отдавая Дочь за Майора, Купец по существу покупает для будущих внуков дворянскую грамоту.
Видимо, в псалтырь. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.
Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х.
Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени – Свежий кавалер, Разборчивая невеста, Сватовство майора. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
А дальше можно предполагать. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства.
Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. И зачем.
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Обе разряжены для приема жениха. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Постепенно сюжет сложился.
А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Служанки шушукаются. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы.
/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Подобные браки случались тогда повсеместно.
» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. 5. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Только наверняка он «происхождения тёмного».
Описание картины «Сватовство майора»
Шампанское уже стоит на подносе на стуле. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. На столе разная закуска. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930.
Георгиевская лента и Сватовство майора
На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. / Никогда с ними я не бывала».
Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
— стыд какой. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём.
58. 3 x 75. 4 смГосударственная Третьяковская галерея«Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. Федотов переработал повторение своей картины. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Художник (поэт, писатель, музыкант) должен быть не удовлетворён, хоть в малой мере, результатами своего труда, поскольку всегда можно сделать что-то лучше, более проникнуться в глубь и сущность того материала, с которым работал и яснее выразить свои чувства и мысли.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры.
– В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». За него Федотов удостоился звания академика. Сюжет картины может быть выражен первой фразой из описания, сделанного самим художником: В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Однако из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили.
На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Брюллова. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино».
Сватовство майора и шутовство художника
«Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Он изображен на втором плане, как фигура, нужная только для объяснения причины переполоха в купеческом доме.
И здесь – важный момент. Крылов. А седобородый батюшка-купец. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.
58, 375, 4. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. / Нет, в светлицу уйду. »46.
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.
Ах, уж эта кулебяка. Откуда лента здесь взялась. Браки по расчёту вообще самые крепкие. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом.
И зачем. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41.
Картина Сватовство майора: описание картины
А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. «Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)»1851г. За эту картину в 1848 художник удостоен звания академикаХолст, масло. Подобных вопросов возникает множество. Ж-4521)8910. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Для большего не хватало грамотности, связей. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.
Художник так располагает комнату и действующих лиц, что у зрителя создается невольное ощущение, будто он заглянул в окно и увидел переполох, царящий в купеческом доме. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.
О знаменитой картине Сватовство майора
Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Хозяин засуетился поскорее застегнуться.
Подобные браки случались тогда повсеместно. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. / По-старинному— в сизом платочке. А он показывает на входящую сваху.
Описание картины Сватовство майора
При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Долгое время Сватовство майора считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. чужой. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте.
Состояния у него нет, поместья тоже, пенсион невелик, статская служба не светит и выход один – жениться на богатой купеческой дочке или вдове, взять хорошее приданое. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар.
- Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Русский музей Дополненная реальность
- Павел Андреевич Федотов (1815-1852)
- Самое интересное в виде мозаики
Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Кошка замывает гостей». Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Жених уже стоит в дверях при полном параде.
Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».
Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Типичность персонажей иреалистичность обстановки заставляли публику хохотать доколик.
- Журнальные утки во французском меню
- Прощальная сказка для царской семьи
- Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Рядом расположены достопримечательности
Это излюбленный приём Павла Федотова. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. При этих словах весь дом взбудоражен и момент, который запечатлел Павел Федотов, приходит в движение. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они.
Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь.
Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Все не столь однозначно с Купцом. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления.
В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк.
В частности, Федотов много работал над образом купца, долго и тщательно подыскивая, как изобразить суетливый жест его рук в попытке справиться с непривычным сюртуком. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром.
- Коллекция Государственного Русского музея
Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.
В ней борются противоречивые чувства. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве.
Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
А вот герои Федотова, что из купцов, прекрасно себе это представляли и совсем не хотели такой деградации, а стремились в высшие слои. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Таким образом создается своего рода композиция движения.
В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. То есть дети этой, глупо выряженной в вечерний наряд средь бела дня, купеческой дочки уже будут на всю катушку голубой кровью.
Муштра, унижения, зуботычины Однако благодаря служебному рвению, начав с рядовых и ломая все социальные преграды, получил-таки с годами первый офицерский чин. Подобные браки случались тогда повсеместно. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). В юности «забрили лоб». В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы.
А там, если помните, никакого туалета. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». / Ой, стыд какой. Ах, уж эта кулебяка.
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Есть легенда, что однажды к Федотову приехал отставной майор, который почти со слезами на глазах благодарил художника за то, как он правдиво передал его собственную жизненную историю. Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. Сын был гордостью и надеждой семьи. Зауервейда, пользовался советами К. П.
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. «Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. 58, 3x75, 4. Майор был счастлив вбраке ииронии полотна непонял. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Служанки шушукаются. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Стерпится – слюбится. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других.
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Кроме одного. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.
На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Даже если, художник, как высший судия своего творения, сочтёт свою работу полностью законченной, он не должен почивать на лаврах, – его судьба идти дальше, а сделанное рассматривать как некие ступени своего развития по пути к совершенству, у которого нет ни начала, ни конца. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. По его мнению, в этой картине художнику удалось с большим мастерством организовать не только композицию, но и колорит. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.
Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5.
В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И. Оконченная картина. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках».
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Вместе с гравером Е. Е. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.