Федотов Павел Андреевич Завтрак Аристократа
Павел Андреевич Федотов «Завтрак Аристократа»1849-1850, ГТГ гостьМы не видим гостя, пришедшего не вовремя (показана лишь его рука, отодвигающая занавесь). Павел Андреевич Федотов «Завтрак Аристократа»1849-1850, ГТГ афишкаЖалко и нелепо выглядит рядом с «аристократическим завтраком» афишка с надписью «Устрицы», лежащая на стуле как бы напоказ. Павел Андреевич Федотов «Завтрак Аристократа»1849-1850, ГТГ КабинетВсе в этом небольшом «кабинете» говорит об изящных вкусах хозяина. Павел Андреевич Федотов «Завтрак Аристократа»1849-1850, ГТГаристократОбедневший отпрыск когда-то, несомненно, славного рола спешно прожёвывает кусок чёрного хлеба, готовясь встретить нежданного гостя.
«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова
На примере «Завтрака аристократа» или «Разборчивой невесты» обычно говорят о влиянии Брюллова. словоблудие. П. Федотов. На картине Федотова важна каждая деталь Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. Павел Федотов перенёс таких персонажей на холст. Здесь еще раз проявляется важное отличие Федотова от следующих поколений жанристов, рассматривающих красоту искусства старых мастеров их любование миром как «десерт, без которого можно обойтись».
Однако художник не поддался соблазну, а запечатлел момент, предшествующий этому. Денег не хватало панически. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху».
Описание картины «Завтрак аристократа»
Просто написал сценку (пейзаж, портрет, т. п. )". Сам-то он назвал её «Не в пору гость». Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. ». Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху».
А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние. Автопортрет, 1848 Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Мне всегда хотелось воскликнуть: "Да ничего такого художник и не думал. Как уже упоминалось ранее, в 1850 году художник закончил одно из своих известнейших полотен «Завтрак аристократа».
Павел Федотов – Завтрак аристократа
Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. Он держит пуделя – очень популярную в то время породу собачек (как же, у самого императора Николая I был пудель. ). На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой.
Федотов не был столь мечтателен и отрешен от жизни, чтобы не удивиться яству. В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь. ».
Описание картины Павла Федотова «Завтрак аристократа»
Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Зато заметил Коршунов и сразу сообразил, как извлечь из этого пользу. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние. По всей видимости, в доме только один лакей и он куда-то отлучился. Федотов называл свою картину «Не в пору гость».
Этот типаж «царька среднего света», как назвал его писатель И. Панаев, высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в. Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. ассигнациями в месяц». Безусловно, Федотов испытал на себе в какой-то мере своеобразный «гипноз» брюлловского артистизма. Так, люди, живущие в то время, когда создавалась картина (середина XIX века), видели убранство квартиры «аристократа» и подмечали, что оно достаточно модно и дорого. Федотов не замечал.
И, надо заметить, в XIX веке он был непревзойдённым мастером в этом направлении. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Как-то раз Федотов в садике возле дома играл на гитаре. Мир – реальный, вещей – реальных противопоставляется иллюзорному проявлению гордыни «аристократа», который предпочитает насквозь лживую жизнь, выдавая желаемое за действительное.
Важность того, что выражал в своих произведениях этот художник, сложно переоценить. Это касается и «Завтрака аристократа». Новое название мелькнуло в газетах, но поддержки не получило, поскольку ироничность не всем была понятна (как мне, например, когда-то).
Завтрак аристократа: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова
Этот самый федотовский интерьер с полным правом можно назвать великолепным образцом «картины в картине». Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Много позже я узнала, что вот такое живописание было фишкой автора, как сказали бы сейчас.
Он впустил зевак в садик: пусть слушают музыку хозяина, но чтобы дали за это денщику «на чай». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами он согласится два месяца дурно обедать». Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Именно эти мелочи позволяли наблюдательным зрителям постичь суть. Да ведь и правда изображённому Федотовым молодцу только хотелось быть аристократом.
Картина Завтрак аристократа Павла Федотова
Живописные полотна, попавшие в собрание уже позже, входят в постоянную экспозицию. Но аристократ прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
К обеду он подал Павлу Андреевичу хорошее вино и закуску. Интересный факт: название «Завтрак аристократа» картина получила, когда живописца уже не было в живых. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь. ». Однако, несмотря на то, что к концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно.
Картина Федотова, написанная после оглушительного успеха «Сватовства майора», была навеяна фельетоном имя автора которого так и осталось неизвестным (предположительно, это был тогда еще молодой писатель Иван Гончаров): «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. » Сказанное было очень близко художнику и самым легким ходом было в полной мере следовать этому высказыванию. Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. ». В январе 1834 года в чине прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Но художник показывает как раз тот момент, когда в дом неожиданно к завтракающему аристократу входит непрошеный гость – с растерянностью молодой человек прячет свой «завтрак» под книгу, на лице – страх быть уличенным во лжи. Ничего не напоминает.
Федотов Павел Андреевич – Завтрак аристократа
Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк». Особенным смыслом он наделял детали, которых в его работах бывало множество. Кстати, этих типажей (писатель Иван Панаев называл таких «царьками среднего света») частенько осмеивали прозаики и поэты той поры.
и вот уже кажется, что и правда – именно это и имел ввиду художник (писатель, музыкант и т. д. ). А значит и слуги никакого нет (не на что его содержать).
«Завтрак аристократа», Федотов Павел Андреевич
Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами он согласится два месяца дурно обедать». Заметили, сколь великолепно написан интерьер. Удивительно, но при том, что фигура «аристократа» выделена ярким красным (шаровары) и красивым синим (халат), вовсе не он выступает в роли носителя позитивного начала. У Федотова колористическое решение переосмысляется на принципиально иной основе. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1852, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Федотов. Обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере.
Да ведь это лучшие традиции «малых голландцев». Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Автопортрет, 1848 Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. Но он пыжится из себя вон лезет в своих попытках выглядеть аристократом. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 г., уже после смерти художника и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображенный художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
В настоящее время картина «Завтрак аристократа», наряду с другими значимыми работами художника, находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
Один комментарий к «Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. «Пускать пыль в глаза» – эту тему Федотов обыгрывал в своих работах неоднократно. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой. Любопытные прохожие останавливались, слушали и скоро их набралось много. «Завтрак аристократа» – не исключение, на полотне – масса предметов, раскрывающих и оправдывающих задумку живописца.
Да, nikulinsb, меня всегда занимало вот это: какой-то критик (искусствовед историк живописи и не только живописи) сказал то-то и то-то и. это начинают раскручивать, раскручивать. П. Федотов. Специально по его заказу были написаны две картины.
ассигнациями в месяц». Не он, а – мир окружающих его предметов, который создан Федотовым тщательно и любовно. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. В этом сопоставлении и содержится нравоучительный смысл.
Назидание не заглушает прекрасно воссозданную «картину в картине» — «кабинет аристократа». Федотов прекратил посещение любителей его игры. Но самый красноречивый элемент, которым можно завершить описание картины Федотова «Завтрак аристократа», – совершенно пустой, вывернутый наизнанку кошелек.
- Презентация на тему: Павел Андреевич Федотов «Завтрак Аристократа» 1849-1850, ГТГ
- Самое интересное в виде мозаики
- Значение творчества Павла Федотова в русской живописи
- Введите свой комментарий к посту
Похоже, молодой человек судорожно искал деньги, не веря, что их нет. А люди на этом кандидатские защищают. Художник в свойственной ему манере высмеивает так любимые им и близкие по духу темы: человеческое тщеславие, суету, показную жизнь, тщательно скрываемую убогость под маской внешнего благополучия и блеска. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Проиграв в карты либо прокутив состояние с девушками, не желая признаваться в своем неблагополучном положении из-за боязни, что его не будут принимать в светском обществе, он имеет на завтрак лишь кусочек черного хлеба, но по-прежнему старается окружить себя дорогими вещами: на резном старинном столе – ценный подсвечник, красивая настольная лампа, под ногами – персидский ковер.
Сегодня они хранятся в фондах галереи, но не выставляются в залах музея. Художник любил прибегать к жанру, который сам он называл «нравственно-критические сцены из жизни». 3 октября 1833 года был издан высочайший указ о производстве Федотова в первый офицерский чин1. Это картина «Завтрак аристократа», ставшая предметом рассмотрения в данной статье, а также полотна «Сватовство майора», одна из авторских копий «Вдовушки», «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Или хотя бы иметь с ним внешнее сходство. Помимо этого, можно заметить потёртый ковёр, старомодную мебель, принадлежащую, скорее всего, ещё прежним хозяевам и многое другое, подчёркивающее жалкое финансовое состояние молодого человека, вынужденного экономить.
Пришлось Коршунову выкладывать правду. Так, видно плачевное состояние кошелька (он лежит на столе), вывернутого наизнанку. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. врасплох. ». П. Художником во всех подробностях выписывается окружающая героя обстановка: это коробка из-под распечатанной колоды карт под столом, указывающая на склонность к азартным играм прикрывающая нехитрый завтрак книжка, в которой напечатан один из модных в то время романов афиши рекламы устриц и театрального представления, расположенные на стульях (посещение последних было обязательным времяпрепровождением для светской молодежи того времени) щегольской домашний халат, сшитый по последней парижской моде.