Федотов Павел Сватовство Майора
Еще через минуту невеста перестанет жеманиться, ее поза изменится, мать перестанет браниться, майор крутить ус и т. д. В последние годы жизни Павел Федотов еще раз пишет «Сватовство майора».
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Ах, уж эта кулебяка. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. А он показывает на входящую сваху.
Как пояснение к Сватовству майора Федотовым написано стихотворное произведение — знаменитая Рацея. Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир – огромный, живой и настоящий. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Кроме одного. Толчком к ее написанию стала судьба овдовевшей сестры Федотова. Он никак не мог передать облик и выражение глаз убитой горем молодой женщины. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.
Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения».
Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». / Нет, в светлицу уйду. ». Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза». Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве.
На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. В его картинах критики стали усматривать «злобу и сатирическую насмешку над изображаемыми лицами». / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
Постепенно сюжет сложился. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». / Никогда с ними я не бывала». Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова), который согласился позировать в женском платье.
Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Крылов. Служанки шушукаются.
Майор был счастлив вбраке ииронии полотна непонял. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина.
Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать.
Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Типичность персонажей иреалистичность обстановки заставляли публику хохотать доколик. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».
Такая женщина своего никогда не упустит, она поступает и заставляетпоступать остальных с максимальной выгодой для семьи. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора» Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
Описание картины «Сватовство майора»
Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Вместе с гравером Е. Е. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери.
Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления. Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои им упоминаемые. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.
Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора. » и «Игроков». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Про нее писали вгазетах. Павел Андреевич Федотов впоисках подходящего помещения обошел не один десяток купеческих домов, но ничегоподходящего так и не обнаружил. Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино».
Картина Сватовство майора: описание картины
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты». Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом. А там, если помните, никакого туалета. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием.
Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. — стыд какой. Ах, уж эта кулебяка. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу».
/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Подобные браки случались тогда повсеместно. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера».
Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство.
Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. И зачем. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.
Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. Кроме одного. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. От жанровых картин он перешел к созданию портретов Первым из них была картина «Вдовушка» (1852 г. ).
Есть легенда, что однажды кФедотову приехал отставной майор, который почти сослезами наглазах благодарил художника зато, как онправдиво передал его собственную жизненную историю. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
Сватовство майора и шутовство художника
Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства.
Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). / Никогда с ними я не бывала».
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. В конце 1843 года Павел Федотов, прослуживший перед этим около десяти лет в лейб-гвардии Финляндском полку, подал в отставку, поселился на 16-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге и полностью посвятил себя художественной деятельности.
После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника.
Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Даже в это трудное время Федотов не прекращал работы над картинами.
В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они.
О знаменитой картине Сватовство майора
Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.
«Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Художник уделяет большое внимание деталям обстановки— им показаны многие характерные черты купеческого быта. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы».
чужой. / Ой, стыд какой. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.
Нелепость ситуации подчёркивается тем, что наряд купеческой дочери предназначен для бала или другого вечернего мероприятия, а не для знакомства с женихом, происходящего днём в кругу семьи48 кроме этого, ей непривычно безмерное количество золотых украшений— кольца, колье, серьги, браслеты. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.
Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
Описание картины Сватовство майора
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника». В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты. Обе разряжены для приема жениха. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.
Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.
Павел Федотов Сватовство майора
Таким образом создается своего рода композиция движения. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Считается, что образ майора дался художнику относительно легко— с учётом его творческого опыта и наблюдений, сделанных во время десятилетней службы в лейб-гвардии Финляндском полку.
Михаил, спасибо за дополнение. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств. А седобородый батюшка-купец. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием.
Подобные браки случались тогда повсеместно. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Понятно, что девушку воспитывали, учили инаряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгодусемье. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Русский музей Дополненная реальность
- Самое интересное в виде мозаики
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Журнальные утки во французском меню
Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора.
Служанки шушукаются. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво». 58, 3x75, 4. В частности, на одном из таких набросков изображена старуха-приживалка, а отдельно— её рот с редкими зубами59. И зачем. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм.
У него горделивая осанка, напыщенныйвид. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Федотов переработал повторение своей картины. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club".
- Прощальная сказка для царской семьи
- Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
- Коллекция Государственного Русского музея
- Рядом расположены достопримечательности
Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно делают». Что можно сказать про этого персонажа. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Единственной безучастной и равнодушной ко всему происходящему оказывается кошка на переднем плане. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. В Описании картин и эскизов Павла Федотова сам автор пишет о своем произведении: «Женитьба майора.
- Вариант-повторение из Русского музея
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность».
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.
Они не похожи на все предыдущие работы художника. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Стало известно, чтоимя Федотова фигурировало на следствии по делу петрашевцев. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника». Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. — стыд какой. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи».
Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности». Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей. Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал.
В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Подобных вопросов возникает множество.
Писал лихорадочно быстро, стремясь осуществить все свои замыслы. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст.
Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. / По-старинному— в сизом платочке. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь.
По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847). Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.
/ Ой, стыд какой. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
Ж-4521). Это излюбленный приём Павла Федотова. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени».
Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца.
Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Кроме одного. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом.
5. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. осталась незавершенной. А седобородый батюшка-купец. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж.
Картина говорит: О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет живут, Сами работать ленятся, Так на богатых женятся. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Жених уже стоит в дверях при полном параде.
Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, – вне каких-либо социальных гарантий, без страховки от поборов и даже побоев. Все действующие лица, принимающие участие в изображённой на картине комедии брака, пронизаны единым действием. В левой части комнаты изображён стол с закусками, у которого находятся три второстепенных персонажа— кухарка, которая ставит на стол кулебяку, а также сиделец с бутылкой вина и высунувшаяся в дверь приживалка28.
Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика. Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме.
Картина долгое время не удавалась художнику. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Это было настоящим признанием художника-жанриста. Но вскоре отношение к творчеству Федотова изменилось. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Перед нами религиозный, явно смышленый и оборотистый русский человек, сумевший разбогатеть благодаря своей деловой хватке. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. На ее лице читаются властность ирасчетливость. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь». У левого края картины изображены второстепенные персонажи— кухарка, которая ставит на стол свежеиспечённую кулебяку, сиделец с бутылкой вина, которую он, по-видимому, принёс из винной лавки, а также с любопытством выглянувшая из соседней комнаты старуха-приживалка. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей».
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Жених уже стоит в дверях при полном параде. С одной стороны, она очень неловко чувствует себя в новом платье— главным образом из-за огромного декольте, которое открывает её плечи и грудь по описанию Федотова в рацее: «Ай, ай, ай. Для окончания работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700рублей ассигнациями1415, которые, в частности, можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы16.
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Оконченная картина. Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.
Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Вопрос спорный. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика.
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие.
Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Зауервейда, пользовался советами К. П. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). "Анкор, ещё Анкор. Все не столь однозначно с Купцом. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой.
В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Но художник сумел справиться с этой задачей. " Ученикам тоже нравился художник.
Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. 58, 375, 4. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Кошка замывает гостей». Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.
Человек видит еле уловимые полудвижения, полушаги, полуобороты и его воображение рисует ему дальнейший ход событий. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».
А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. В ней борются противоречивые чувства. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.
Сразу несколько человек подготовили рефераты. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Подобные браки случались тогда повсеместно. / По-старинному— в сизом платочке. Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день.
«Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. На столе разная закуска. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года). Алексей, благодарю Вас.
Откуда лента здесь взялась. Её образ является связующим звеном между майором, в сторону которого направлено движение её руки и купцом, к которому обращён её взгляд. получали то, что хотели, становились счастливыми. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать.
Трудно было отобразить и двойное освещение: от свечи и от окна. Состояния у него нет, поместья тоже, пенсион невелик, статская служба не светит и выход один — жениться на богатой купеческой дочке или вдове, взять хорошее приданое. Помимо натурщиков, Федотов также использовал приобретённый ранее манекен с подвижными суставами, облачая его в одежды различных персонажей и придавая ему требуемые позы. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».
Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. В ней борются противоречивые чувства. В прессе началась травля художника. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря».
На полу— кошка, «намывающая» гостей. «Мои картины производят фурор», — писал радостно Павел Андреевич. Еще больше обрадовали его слова К. Брюллова: «Поздравляю Вас, Вы меня обогнали». В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. / Нет, в светлицу уйду. »46. чужой.
Ж-4521)8910.
Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Брюллова. Рядом с купцом стоит сваха. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Видимо, в псалтырь. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.