Федотов Разборчивая Невеста

Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Павел Андреевич Федотов написал холст «Разборчивая невеста» в 1847 году. Павел Андреевич Федотов в 1847 году представил своим почитателям новую картину Разборчивая невеста.

Описание картины «Разборчивая невеста» Федотова

В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. 2017 П. А. Федотов.

Её образ является связующим звеном между майором, в сторону которого направлено движение её руки и купцом, к которому обращён её взгляд. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. / По-старинному— в сизом платочке. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених.

Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Сюжет и расположение персонажей в целом сохранены— как и в первой версии, во втором варианте присутствуют те же восемь действующих лиц и кошка. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Эта работа была написана художникам по мотивам одноименной басни И. А. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень.

Описание картины 
Федотова «Разборчивая 
невеста»

Описание картины Федотова «Разборчивая невеста»

В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Почтовая марка СССР из выпуска «Русская живопись XIX в. П. А. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. «Разборчивая невеста».

Он в который раз был обласкан великим князем. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». / Никогда с ними я не бывала». Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.

Описание картины 
«Разборчивая невеста»

Описание картины «Разборчивая невеста»

В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. В частности, на одном из таких набросков изображена старуха-приживалка, а отдельно— её рот с редкими зубами59. Кроме одного. Теперь у нее нет выбора, придется выходить замуж за того, кто делает предложение или же на всю жизнь остаться старой девой.

Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Федотов показывает решающий момент объяснения. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий.

Картина Разборчивая 
невеста Павла Федотова

Картина Разборчивая невеста Павла Федотова

Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Федотов показывает решающий момент объяснения. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.

Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених.

На одной — перезрелая невеста, перед ней на колене стоит горбун с букетом. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Считается, что образ майора дался художнику относительно легко— с учётом его творческого опыта и наблюдений, сделанных во время десятилетней службы в лейб-гвардии Финляндском полку640.

В музей – без поводка 
/ Павел Федотов 
"Разборчивая невеста"

В музей – без поводка / Павел Федотов "Разборчивая невеста"

Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Они уже совсем отчаялись выдать дочь замуж и вот пришел потенциальный жених и родители надеются на положительный ответ. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34.

За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.

Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.

На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Художник отнюдь не склонен относиться к своим героям с симпатией – скорее их образы пронизаны беспощадной сатирой.

Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак».

К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. «Ах Поль, это было всегдашнее мое желание. » — приписал Федотов внизу реплику дамы.

Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3. Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Крылова. ассигнациями в месяц».

Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». чужой.

«Все это очень хорошо. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Картина «Разборчивая невеста» была написана П. А. Федотовым в 1847 году. / Нет, в светлицу уйду. »46.

По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей.

Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания.

Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. «Но в отставку не подавай — осержусь», — строго предупредил великий князь. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.

/ Ой, стыд какой. На марке изображена репродукция картины «Разборчивая невеста» (1847, Государственная Третьяковская Галерея, Москва). По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Ее сюжет художник позаимствовал у Крылова.

Сочинение по картине 
Федотова Разборчивая 
невеста

Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.

Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.

Сочиненин по картине Федотова Разборчивая невеста

Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме53. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Картина Федотова Разборчивая невеста изображает смешную сцену сватовства. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ».

Словом, не до сердечных мук стало — только успевай поворачиваться. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».

Крылова он ставил чрезвычайно высоко в собственных баснях подражал Крылову как мог. Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Избран был тот решающий момент, который позволял все понять — и судьбы людей, объясняющихся друг с другом и суть самого объяснения и то, что вслед за этим последует. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Виртуозно передает Федотов переливы материи платья невесты, блеск позолоченных рам и фактуру деревянных поверхностей. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. От горестных мыслей спасала живопись. А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая.

Открытка (плейкаст) 
«разборчивая невеста»

Открытка (плейкаст) «разборчивая невеста»

В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.

Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.

Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Намерение было благородное — почтить память баснописца, скончавшегося три года тому назад. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Родители, подглядывающие изза портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши.

Описание картины 
Павла Федотова «Разборчивая 
невеста»

Описание картины Павла Федотова «Разборчивая невеста»

Но как он ошибается. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3.

Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Мужчина желает услышать заветную фразу: Я согласна. На другой, более поздней, — старик-подагрик в мундире со звездой преподносит нареченной дорогие серьги.

Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. В ней борются противоречивые чувства. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43.

По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Картина Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Подобные браки случались тогда повсеместно. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.

Сочинение по картине 
Федотова «Разборчивая 
невеста»

Сочинение по картине Федотова «Разборчивая невеста»

Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Федотов». Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.

Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. — стыд какой. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.

  1. История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
  2. Русский художник и график Павел Андреевич Федотов
  3. Картина Федотова РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА
  4. Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ

В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Ж-4521)8910.