Филонов Картины С Описанием
Семь малоизвестных работ Павла Филонова
Филонов сам освоил вышивание крестиком, при поддержке родственника окончил живописно-малярные мастерские, а также частные курсы Дмитриева-Кавказского. Если обобщить — вдохновенный жрец бога Разума: «проламывать дорогу интеллекту в отдаленноебудущее». Беспредметные композиции по напряжению, тревожному ощущению не уступают сюжетным. Родился в Москве.
Цветы, как соединяющая поэзия жизни. Подобная позиция и интерпретация темы тесно связывает Филонова с немецкими мастерами. Густота, дробность, смещение реальных соотношений мира Возможно, следует отнести к этому ряду и «Масленицу», где, усыпанная цветами, веселая кутерьма людей, лошадей создаст ощущение праздника, происходящего по ту сторону сознания. Гитлер людоедски радовался: «Ленинград выжрет сам себя». Данные качества ярко проявились в филоновском творчестве 1920-х годов. Пиши коротко, толково, без прикрас.
Робот-мыслитель. Мужик с желтыми глазами, который и сам-то жил нечаянно ибо «не жить он боялся», получил от Чиклина удар в лицо, а затем уж Чиклин «двинул ему механически в живот» (и не он, оказывается, виноват, что его «рука работает как кувалда»). Но сами коровницы уже смотрятся и существами пришлыми из лесных закоулков из степных далей. М. В. Матюшин – друг и художник идущий в чем-то близким путем, – привлекает Филонова к иллюстрированию футуристической поэзии: выходит в свет (и тут же подвергается цензурному запрету) сборник «Рыкающий Парнас» (1914), а вслед за ним отдельной книгой с иллюстрациями публикуются две поэмы самого Филонова («Пропевень о проросли мировой», 1915).
Пушкина с 19 декабря но 11 февраля. Они написаны «сдвиговой прозой», лексически близкой стихам В. Хлебникова – в это же время Филонов делает два рисунка к «Изборнику стихов» В. Хлебникова и они получают одобрение автора. Происходящее совершается людьми и для людей.
Так, в композиции данного произведения из глубины «единиц действий» на поверхность всплывают человеческие лица. Что там, казалось бы, можно рассмотреть под лопатой, роющей почву вглубь. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. В семье было шестеро детей. И учеников учил жестко: «Плачь, но рисуй».
Художник Павел Филонов: картины, биография
Договор на создание картин составил его пасынок Петр Серебряков. Успех цикла на выставке закрепил это наложение, срастание, его метафорических образов-утопий об эпохе «мирового расцвета» с социально-общественной грезой коммунизма о царстве равенства и братстве на земле. Местом своего рождения Павел Николаевич считал Москву, где он жил до четырнадцати лет. Совпадения не случайны. При таком подходе, замысел изображений П. Филонова всегда было трудно объяснить и понять. лечи жену, болеют бездельникиГости.
В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам – принципиально бесплатно. Формы состоят из «атомов и молекул» и живопись должна это передать. Поистине космический размах сочетается с житейским, реальным планом изображаемого. Такая сенсорная общность постижения жизни позволяет разглядеть «туманную старость природы», учуять «вянущий запах сна», ощутить «точную нежность монументов», увидеть «полевой свет тишины» испытать «морщинистую мысль жалости», прикоснуться к «сырости неслышного ветра и высоты». Жестко выполненные портреты – как бы демонстрирующие, по терминологии художника, «реализм адекватный по отношению к натуре». В семье было пятеро детей. Это было уже в Петербурге, куда детей забрала старшая сестра, вышедшая замуж за инженера.
В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». Она считается одной из самых крупных школ русских авангардистов. Вера в мировой расцвет была связана с верой в бессмертие человеческой души. Филонов пытается удержаться, создавая группу«мастеров аналитического искусства» (МАИ). В 1918-м, вернувшись с фронта, он снова занялся исследованиями. Художника часто сближают с экспрессионизмом – но его техника чужда экспрессионистической спонтанности: каждая «единица действия» глубоко продумана.
Господа, а чего же ждать от маляра. Величайшая сложность дыхания его искусства передает величайшую боль и страсть. Школьником оформил постановку трагедии В. В. В это время (20-30-е годы XX в. ) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные».
Восьмой рисунок («Пропагандист», 1924—1925) до сих пор не возвращён. Одичалость и оскудение людей проявляются грубо, физически, материализованно. Согласно теории художника, человек обладает двумя формами зрения. В тексте Платонова именно так работает любое языковое средство. Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. Сложно, кто говорит, но ведь и жизнь не проста.
Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета»— наиболее важный документ аналитического искусства. Герои «Котлована» как бы примеривают на себя различные идеи, приглядываются к ним. Свой неповторимый мир Филонов творит с филигранной сделанностью. В Доме печати устраиваются выставки группы ставится комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», в оформлении «филонов- цев». А в 1920-е годы он создал МАИ — свою школу мастеров аналитического искусства, в которой за многие годы деятельности обучилось около семидесяти учеников. Всё, что ему надо было увидеть, он уже увидел.
Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). И Вощев, сидя на телеге и опираясь спиной на гробы, смотрит в небо и ждет оттуда «резолюции о прекращении вечности времени», ведь именно он «тосковал о будущем, когда все станет общеизвестным и помешенным в скупое чувство счастья». Лица», 1926). Вот и получается, что «непопадание в слово» оказывается снайперски точным попаданием (особенно если брать сегодняшнюю оценку ситуации тех лет, когда истинное служение делу уже сильно падало в цене). Первые работы Филонова появились на выставке «Союза молодежи» в Петербурге в 1910 голу. Нарком Луначарский признал, что в будущем Филонов станет гордостью страны.
Художник Павел Николаевич Филонов, картины и биография
Филонов иллюстрировал литографированные сборники футуристов. «Не разрешается, дочка: две личности—это не класс», —отвечает ей Сафронов. Объединение, о котором пойдет речь имело странную судьбу. Метафоризация пронизывает все повествование «Котлована» и движется oт метафоры-слова через метафору-образ и далее через метафору-символ к глобальной метафоре-идее. По разным поводам он как бы мельком замечает: «Мертвые тоже люди». Работы этого периода несут в себе черты архаики, близки традициям примитивизма – «КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ (СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО)» (1914, ГРМ). Люди — вседержители земли.
Некоторые его ученики после рассказывали, что он чуть ли не из Петербурга в Рим «прошел пешком», что действительности не соответствует. С кем ему баловаться. Среди машинного ритма странно смотрится человек, прислоняющий руку ко лбу. Образ медведя, например, при помощи которого происходит раскулачивание зажиточных крестьян (около чьей избы заревет, тот и кулак), символизирует подмену классового чутья звериным нюхом.
Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Ведь «бестолковое сердце» человеческое тянет все тело «в какую-то нежелательную даль жизни», да и сама жизнь человека волнуется «из самозабвенных впечатлений и, вставая, протягивает руки вперед к своей надежде». Однажды Филонов написал натурщика так, что были видны вены и мышцы, ощутим ток крови. Филонов считал, что нужно писать не только «вещи», но и свое отношение к ним, свое понимание и тогда «интуиция мастера изобретет для них абсолютно новые формы». С постулатом «художник должен быть голодным» в любые времена соглашались отнюдь не все.
Русский музей Дополненная реальность
Художник умер в первые дни блокады от голода. Холст, масло. Композиция Павла Филонова имеют нечто общее с кубизмом. Его призыв: «Художник имей идеологию в мировом масштабе, научное восприятие и его запросы» — подтверждает: он мыслил планетарно и думая о лучезарном будущем.
Уже в ранних произведениях он начал разрабатывать принцип аналитического искусства, выполнял работы по принципу «сделанности». заявляя, что тот зашел в тупик «от своих механических и геометрических оснований». Когда в молодости путешествовал в Италию. Иногда он даже фамилии учеников не спрашивал, а работал с ними по шесть-восемь часов. директора Русского музея. В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь.
История живописи: Павел Филонов
Мастерская стала получать заказы, ширился круг учеников. Позднее, когда ушел от сестры, работал и для заработка — маляром.
В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 – в Константинополь. Работ своих он никогда и никому не продавал, oт зарубежных выставок отказывался. которого ни от кого, кроме себя, требовать нельзя.
Вся артель смотрит, как волокут они «эти тесовые предметы по сухому морю житейскому». Убежденный в существовании незримого «бесконечного мира явлений физических, химических, биологических, космического либо анатомического происхождения», мастер стремится показать его с помощью языка ритмизированных формул. Филонов).
Его руки вознесены — меж них парит ребенок. Упорно и точно рисуй каждый атом. В картине великолепно передано состояние обновления природы, живой ее «органики». Филонов различал несколько направлений в искусстве.
Павел Филонов: самые популярные картины (топ 12)
Брат выполнил пожелание сестры: сделал замечательный реалистический портрет. Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. Поэт Хлебников остро воспринял сюжет, назвав его «пиром мертвых королей». Он принял участие в первой постреволюционной свободной выставке художников всех направлений в Зимнем дворце, на которой представил 23 картины из цикла «Ввод в мировой расцвет». И после всего этого глагол «обдумать» звучит как едкая ирония, когда в беспокойстве, что «масштаб дома узок» и получив руководящее указание разрыть «маточный котлован вчетверо больше», Пашкин, «пока шел по вестибюлю, обдумал увеличить котлован не вчетверо, а в шесть раз, дабы угодить наверняка».
Он был лишен работы и средств к существованию, страшно бедствовал, но продолжал творить. И она сдержала данное ему слово: стала профессиональной певицей, а уйдя со сцены, много лет преподавала вокал. Изредка Филонов получал пенсию как «научный работник 3-го разряда».
После революции художник почти не выставляется. И ответил: да ни в жизнь, зачем. Вторая крупная продажа датируется также 2006 годом. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». до изучения анатомии, незаметно перешедшая в исследовательский подход к искусству». К 1922г. Для Страны Советов лучшего происхождения, чем у Павла Филонова и придумать нельзя.
Но есть в «Котловане» абсолютно аморфные, бестелесные уподобления: «Точно грусть, стояла мертвая высота над землей» «Но чувство грусти, как усталость, прошло по лицу Прушевского» и т. д. Читатель вправе задать вопрос: а что же здесь сравнивается с чем. Велимир Хлебников, описывая художника (очевидно, Филонова), вкладывает ему в уста следующие слова: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. О них вспоминали только во время скандалов: несколько рисунков художника, выставленных в Центре Помпиду в Париже, оказались краденными из фондов Русского музея (французы, после вмешательства МИДа, рисунки вернули, а директор Русского музея получил выговор). Это было бурное время, с перехлестами, драмами, неистовством. В. Матюшин).
Павел Филонов – картины с названиями и описанием по алфавиту
Сын кучера. Это образование является кульминационным центром картины. А между тем подобные высказывания универсального характера, так называемые «суждения всеобщности», претендуют на широкий oxват жизненных явлений, они призваны суммировать знания о действительности, вмещать человеческую мудрость. Но, как говорится, действительность превзошла все их ожидания: они запомнили ее «легкой и горячей», с «колеблющимся грустным телом», а увидели «длинные, обнаженные ноги, покрытые густым пухом, почти шерстью, выросшей от болезней и бесприютности», какая-то «древняя сила» превращала ее в обрастающее шкурой животное». «Дочка» пережила своего Паньку на несколько месяцев. Кажутся раскаленными каменные кресла.
Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф. Грандиозные просторы грядущих дней Филонов провидит трезво и причинно: «чтобы человечество вошло туда (в будущее. — В. Л. ) не таким кретином, каким оно является ныне». В 1918 вернулся в Петроград, поселился у сестры Екатерины, продолжил занятия живописью. Предмет утрачен. Однако цепкий взгляд Платонова ухватывает множество незримых, казалось бы, деталей, а неожиданные эпитеты наделяют их к тому же удивительными свойствами: «Уже тысячи былинок, корешков и мелких почвенных приютов усердной твари он уничтожил навсегда и работал в теснинах тоскливой глины».
Оказывается, самым опасным в страшном ряду: Сталин. Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. Работал очень много, много копировал: вначале акварелью, потом маслом. Филонов из этих из рисковых, хотя в его случае риск выглядит как углубленный анализ. На этот раз на Sothebys состоялся уход холста «Нищие и беспризорники (Бедные люди)».
Творческая деятельность художника началась в 1910, когда он впервые показал свои работы на выставке «Союза молодежи», объединявшего в основном художников-авангардистов. Художника обвиняли в «контрреволюционной» тяге к сложному, непонятному искусству. По возвращении в Петербург Филонов засядет и будет писать «спиной к окну», как сам говорил.
Человек с лицом подвижника и «фигурой апостола». Стремление к свету предполагает резкое высветление мешающего. Она спасла его картины и подарила Русскому музею. Художник, как спасатель.
Краткая информация о художнике и его картинах
Попытку изобразить мир со всех граней и сторон. Активист получает от Чиклина «ручной удар в грудь», а потом, «для прочности его гибели», Вощев «ударил активиста в лоб». человек во френче, спец по искусству, зам. Черкнул мимоходом что-то вроде завещания: уже сделанное и завтрашнее «отдать государству, чтобы из них (работ, — Э. М. ) был сделан музей аналитического искусства». Большие холсты писались маленькой кистью каждый мазок означал «единицу действия», требующую предельного творческого напряжения.
Дед-лесовик, женщина с чашей и воздающий хвалу — пред чудом цветущей жизни. Мать работала прачкой. Павел Филонов окружен единомышленниками, он переживает период активности.
Картины художника-авангардиста Филонова
Да именно неоформленность «вещества существования», его бесплотность, непроявленность мучительна и для самого Платонова и для егo героев. И как это пригодилось ему потом. Так часто и называются его композиции – «Формула мирового расцвета» (1915 – 16), «Формула космоса» (1918 – 19), «Формула весны» (1922), «Формула петроградского пролетариата» (конец 1920-х). Но все же остается какое-то созидательное начало, зыбкий просвет надежды. — Лечись сам.
Павел Филонов — своеобразная, яркая, но и во многом загадочная фигура. Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета» — наиболее важный документ аналитического искусства. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910).
Мастер действует над собой, картина отражает эти действия. «Государственный Русский музей с 1978 года. Правда, так и не открылась, провисев год. не находя в нем «революционного значения». Способ изображения равнозначен предмету изображения. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени».
Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Затем, за недоносительство на брата, арестовали Петра и выслали на поселение. Активист колхоза воодушевился: «И правильно: в районе мне и не поверят, что был один убиец, а двое —это уж вполне кулацкий класс и организация». Вощев хочет «выдумать что-нибудь вроде счастья» и полагает, что «легче выдумать смысл жизни в голове» Прушевский «выдумал единственный общепролетарский дом вместо старого города» и Сафронов подтверждает, что тот «свою кровь портил, чтобы выдумать по всем условиям пролетарскую жилплощадь» а Пашкин жалеет, что пролетариат «обязан за всех все выдумать и сделать вручную вещество долгой жизни».
О жизни и творчестве выдающихся художников
Его слова импонируют той эпохе: «я разъяснил партийным кругам (читай: донес. — В. Л. ), что искусство Филонова отрицательное явление. За счет своей творческой интуиции в процессе создания картины мастер обязан улавливать скрытую жизнь явления, «угадывать направление и тенденцию роста этих образований». В 1929 должна была состояться выставка Филонова в Русском музее, но она была запрещена. Филонов — открыватель новых путей, автор новой художественной системы, воплотившей, в глазах молодежи, синтез «старой» и «новой» живописи. В апреле 1910, вскоре после завершения выставки, последовало исключение из Академии.
В кругу учеников складывается, поддерживается, распространяется «филоновская легенда», так близкая действительности – отсюда идут рассказы о его аскетизме, бессребренничестве (он не брал ни заказов, ни платы за уроки), фанатической этике. «Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий»- наполняет ее внутренним движением атомов. И не случайно результаты медвежьего усердия полностью совпали с классово-расслоечной ведомостью, загодя сочиненной активистом («кого в колхоз, а кого на плот»). Давайте все-таки вглядимся.
На поверхности холста как бы вибрирует, движется масса цветовых точек (по Филонову – единиц действия), которые воплощаются в органическую дышащую материю. «Видящий глаз», по Филонову, передает лишь контуры предмета, его объем и цвет. Эта первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и методу К. Малевича, «живописному анекдоту» В. Татлина) — «сделанных картин и сделанных рисунков». Работы Павла Филонова оказались в Русском музее благодаря его сестре, Е. Н. Глебовой, которая после смерти художника передала на временное хранение все сохранившиеся работы.
Школа «Мастеров Аналитического Искусства» (МАИ)
Из всех пространственных отношений (где. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Цепную реакцию зла осуществляют люди. Его искусство— контрреволюционно».
Цель свою Филонов видел в том, «чтобы человечество вошло в будущее не таким кретином, каким является ныне». «Совпали по времени и цели» его идеалистические устремления художника и революционные преобразования нового государства. Они не щадят читателя и зрителя: «Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряженного труда».
Может быть, «в даль истории, на вершину всемирных невидимых времен», куда рвутся бедняцко-середняцкие массы или, как «старичок кафельного завода», в лаптях «обратно в старину». Мотив святости и в другой картине — «Трос за столом». В её лице Филонов обрел друга, советчика, жену и «дочку» – так нежно он называл ее в письмах. «Сделанность — это максимум напряжения изобретательной силы». В ней художник выступал против Пикассо и кубофутуризма.
Нет денег, чтобы оплатить натурщиц, — пишет портреты сестер. В 1919 году он участвует двадцатью тремя полотнами в Первой государственной свободной выставке произведений искусства в 1923 году возглавляет Отдел общей идеологии в Государственном институте художественной культуры (руководителями других отделов были М. Матюшин, В. Татлин, К. Малевич). «Мертвых тоже много, как и живых им тоже скучно между собой».
В период разброда, кризиса школы и освоения современного художественного языка, «адекватного новой революционной эпохе», в пору противостояния «левых» и «правых» художественных направлений, новаторов и «традиционалистов» группа молодых художников, живших в Ленинграде, объединилась вокруг яркой личности — замечательного художника, одного из идеологов «левых», Павла Николаевича Филонова. Ибо видящий время, понимающий силу тяжести его мертвого груза, воистину нуждается в утешении (добавим мы от себя). И наоборот.
Аналитическое искусство Павла Филонова
Так и поступал. Какие чувства владели им. Гуэ.
Идеи грядущего коммунизма связывались с осуществлением новой соборности, с объединением возродившегося человечества вокруг пролетариата. Один из инициаторов создания Союза молодежи (1910). Мы все еще стояли перед загадкой Платонова, а нам уже была уготована ошеломляющая встреча с Павлом Филоновым. Поднимается знамя аналитического искусства как наиболее революционного.
Задачи, которые берет на себя композиция Павла Филонова, невообразимо сложнее, чем можно себе представить. В 1932 году Филонов последний раз принял участие в выставке в Русском музее. За ней последовали «Декларация мирового расцвета» и главный труд – «Идеология аналитического искусства и принцип «сделанности» (1914 – 15). Он хотел их подарить государству, чтобы «из них был сделан музей аналитического искусства».
Некоторые суждения проходят двойную, тройную апробацию другие дискредитируются действиями персонажей — носителями идеи, либо развенчиваются за счет смерти своего приверженца (чем доказывается их заведомая мёртворожденность). В стремительном полете ласточек Платонов мог разглядеть «пот нужды» под пухом и перьями, услышать смолкнувшие от усталости крылья, угадать тяжелую птичью долю. От тщательно проработанного, «до последней степени развитого» частного к «настоящему общему, какого и не ожидал».
Если взять такие картины, как «Формула петроградского пролетариата», «Первая симфония Шостакавича», серию «Головы» и т. д., можно проследить как из хаоса линий, цветовых пятен проступают чёткие контуры людей, домов, конкретных предметов. И он, человек огромного творческого потенциала, сильной воли и развитого интуитивного познания, во всю мощь включился в «работу». Это самая крупная персональная выставка художника с 1988 года.
Портрет относится к самым «реалистичным» изображениям в творчестве Филонова – в этой манере были выполнены и другие семейные портреты родственников художника: певицы Глебовой, Азибера с сыном, А. Н. Прийти к формуле возможно, тщательно продумав «мозаику» ее состава. «Он — совершенно космический», — восхищался альтист Юрий Башмет. Однако сам Филонов активно помогал Алисе работать над картиной, о чем свидетельствует удивительная мощь живописи работы, сохранившиеся фотографии и воспоминания учеников. 1920-1930-е – время расцвета аналитического искусства. В эти же годы художник создал свою социально-художественную утопию о братской, справедливой жизни людей на Земле — цикл «Ввод в мировой расцвет» («ЦВЕТЫ МИРОВОГО РАСЦВЕТА», 1915, ГРМ).
Рекорды на аукционах, цена картин Филонова
В 1914 – 1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами. Как-то Алексей Толстой задал вопрос: а будет ли писатель, любой писатель, работать, окажись он на необитаемом острове и зная, что ему с острова не выбраться. На пару с медведем-кузнецом ходит по «прочным, чистым» избам раскулачивать крестьян.
Печатается это мелкими буковками, кроме специалистов, никто и не читает. В его декорациях ставится в «Союзе молодежи» футуристический спектакль – трагедия «Владимир Маяковский» (1913). Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Революция — дышащий кратер и самым смелым одиночкам приходит в голову не зарисовывать извержение со стороны: красиво, романтично, но не опаляет жаром, а спуститься в жерло и на себе испытать температуру катаклизма, в общем-то осознавая, что эксперимент равен жизни.
Свой метод художник называл «аналитическим». Общество потребления не всегда дружелюбно воспринимает их сложность, но знатоки высокого искусства произведениям советского живописца, поэта, теоретика аплодируют стоя. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Рабочие у станка получали больше, но Филонов не был рабочим.
Экспертиза и продажа картин Филонова
Иногда Филонов позволял себе только дописывать работы учеников (а последователей у него было много, пожалуй, больше, чем у других русских авангардистов) и выручал за это жалкие гроши. Внося в работу «высшее, на что способен», пользуясь при этом «формой изобретаемою», автор выявляет в каждом атоме «преобразующие процессы» (П. В конце 1989— начале 1990 гг.
Филонов не продавал своих картин. Совместно с И. С. Стр. Симфония Шостаковича» «Головы», 1911 «Композиция. Общепролетарский дом как раз и призван «организовать жизнь впрок для будущего неподвижного счастья», а Сафронов «счастье будущего представлял себе в виде синего лета, освещенного неподвижным солнцем». В это же время Филонов формулирует теорию «аналитического искусства», ставшего основой уникального стиля художника. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием.
Теоретическое наследие Филонова
Он принципиально не брал денег с учеников, не продавал свои картины, его называли «помешанным врагом рабочего класса», а сам он считал себя коммунистом. Подобный художественный метод заявлен в теоретических работах Павла Филонова, который призывал «выращивать целостный организм полотна из элементарных образований». С Филоновым произошли удивительные события. Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений их реакций, эманаций, бытия, генезиса известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг. ). Художник-мыслитель, «провидец», удивительно владевший рисунком и цветом, мастер огромного творческого диапазона, стоявший одновременно как бы в двух мирах — в мире вещном, предметном, сугубо реальном и в условном иррациональном, абстрагированно-интеллектуальном.
Построили в сердце звериные города». А это единообразное для всех и неизменное счастье, остановленное и окончательное. В 1925 году Филонов вел занятия в Академии художеств и очень скоро вокруг него образовалось «ядро филоновской школы», а уже в 1927 году был официально утвержден коллектив Мастеров аналитического искусства. В объяснительной записке ректору, Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства. Мог накануне выставки переписать работу, сделав фигуру натурщика сине-лиловой. Короли — идолы, которым мажут губы кровью.
Совместно с И. С. В 15 лет юношу отправили в Петербург учиться в живописно-малярных мастерских. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). Рисовать Филонов любил с детства. Одинаково вопрошающие взгляды людей и животных – от «Крестьянской семьи» (1915) до «Колхозника» (1931). Нужны стулья для учеников.
Его не устраивала ограниченная строгими рамками манера преподавания, а Академию – он сам. В 1908 году после трех неудачных попыток, когда знал анатомию, по его словам, «как черт», он был принят вольнослушателем в Академию художеств. Он настолько не представлял себе жизни без жены, что ушел раньше нее. Подземный огонь бликуст на фигурах королей.
«У меня к вам столько нежности, как к доченьке своей»
Непременно начни писать дневник по искусству. Так и получилось, что в столь немилосердном к Филонову отечестве оказалась практически полная коллекция его «сделанных картин». Он говорил: «Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой веши. Он умер в первые дни блокады, завещав все свои картины государству. Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. Его зэки, молящиеся на Ленина с лицом раннехристианского мученика («ГОЭЛРО») или звери с человеческими лицами, блуждающие среди безликих каменных строений (серия «Животные»), были чужды советской идеологии. Отец и мать рано умерли и будущему художнику пришлось рано начать работать.
велась самостоятельная работа по ИЗО, от копий всех сортов, через реализм. Мир есть движение и аналитическое искусство передает формы предметов в состоянии «органического роста». Процесс создания картины Филонов называл «сделанностью». Напишешь — перечитай и непременно исправь. Иногда, впрочем, кажется. Идут слухи о его искусстве – пользуясь словами В. Каверина искусстве «человека, который ничего не боится».
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
С одной стороны, оно было объектом страстных споров, полемики, ожесточенных нападок со стороны АХРР, натуралистов, художников академического направления, предметом обвинения в формализме, штукарстве, отрыве от жизни, рабском следовании манере одного художника и т. п. С другой стороны, оно имело также и много поклонников, «адвокатов», защищавших новаторство ищущий дух, парадоксализм как цель, свойственный этому объединению. Одна из крупных школ русского авангарда. В 1916 – 1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917 – 1918). Действительно, мы, читатели, плохо себе представляем, где находятся разные обозначаемые автором предметы (барак, дороги, одинокие деревья, строения) друг относительно друга. В этом смысле «творчество» есть организованная систематическая работа человека над материалом». Номер 20.
Предреволюционная Россия. И так же, как в поисках истины герои хотят воспользоваться конечным результатом, минуя процесс, так они и пользуются оврагом как «более чем пополам готовым котлованом». К тому же прямо на выставке Филонова предлагались отрывки из его теоретических работ —«Канон и закон», «Сделанные картины», которые дают возможность соотнести зрительское видение с авторским.
Огромный успех имели панно «Гибель капитализма», выполненные филоновцами под руководством мастера и показанные в 1927 году в Доме печати. Наставления ученикам – «упорно и точно рисуй каждый атом», «позволь вещи развиться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее», – поясняют филоновский метод построения картины от частного к целому. В его терминологии эти стили именуются: примитив, классический реализм, реализм, адекватный по отношению к натуре, кривой рисунок (варианты экспрессионизма) изобретенная форма (беспредметничество). Предыдущая масштабная выставка была в 1988 году, а до этого — только в 1929-м.
Но ведь без одежды-то уж никак не обойдешься. Люди приходят в пивную «парами, как женихи и невесты» Вошев рассмотрел всю девочку, «как в детстве он глядел на ангела на церковной стене» «люди валились, как порожние штаны» кухня, производя ужин, «шумела, как котельная». Его ранние произведения — образцы «аналитического искусства», ярко противопоставленные строгому геометризму кубистских канонов. Первая симфония Шостаковича» (1935). То, что происходит на страницах «Котлована», становится соотносимым с «лунной чистотой далекого масштаба», «вопрошающим небом» и «бескорыстной, но мучительной силой звезд».
П. Н. Филонов родился в мещанской семье, отец был кучером, мать — прачкой. И эта «музыка» начинается с каждого отдельного слова и особенно с тех необычных, типично платоновских словоупотреблений, которые и составляют душу его творчества. Познание мира — долг. Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать. Поскольку все взаимообусловлено в каждой «единице действия», понятен призыв не отвлекаться на реальную окраску предметов, брать цвет «любой вместо любого». Наивысшего напряжения искания живописца достигают к началу двадцатых годов, воплощаясь в картине «Формула петроградского пролетариата», справедливо считающейся одной из вершин его творчества.
Она самостоятельна в суждениях и вот таким образом, когда брат просит ее побыть моделью для портрета, она ставит условие: никакого модерна, строгий реализм. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903 – 1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908 – 1910). Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке. Но выдвигает встречное условие: почему она относится к своему прекрасному голосу, как транжир. Отсюда ты возьмешь много нужного. Ученик малярно-живописных мастерских.
Коллекция Государственного Русского музея
Повествовательная ткань «Котлована» представляет собой своеобразное векторное поле, где к каждой точке приложены «направление и тенденция» развития. Своих работ он из принципиальных соображений не продавал. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно.
Объединение приняло наименование «Коллектив Мастеров Аналитического искусства (школа Филонова)». Вернувшегося в 1927 году Петра Филонов запечатлел на двойном портрете с Е. А. Серебряковой. А в штольнях жизни движутся крепкие фигуры рабочих — механическое, заученное. Самозабвенное созерцание возносящихся, движущихся форм, волшебного мира цвета и света.
«О цвете не заботьтесь, – писал Павел Филонов, – работа над формой. И далее отмечает: «Он обучил живых понимать свой голос и «смастерил» для них поэзию, достойную создателей нового мира». И вот что такое — неизмена себе. Иерусалим — за кусок хлеба раскрашивал вывески и заборы. 1927 – 1928. И потому истинную цену высказываниям можно назначить, лишь рассматривая их в контексте всей повести.
Другого, близкого Филонову человека — Велимира Хлебникова назовут «священником цветов». Метафоричные образы художника отображают эфирные формы мысли и сознания. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Но то были просьбы и пожелания, в общем-то, касавшиеся только их двоих. При первом взгляде на картину «Формула петроградского пролетариата» зритель испытывает такое чувство, словно заглянул в бездну.
Ход повести повторяет трудности человека на пути познания и самопознания. И опять волнующий, сбивающий с толку способ изображения, настораживающий и одновременно захватывающий. Но действительная причина — «непочтительное отношение» к великой княгине Марии Павловне, президенту Академии.
Я поднял против него советскую общественность. «Фактура его изумительна по разнообразию и приему, – писал М. В. Матюшин, – жирные бляхи теста и необычайно тонко наложенные плоскости, почти исчезающие странно в воздухе, причем форма сжата или развернута с невероятной силой, смело». Героями движут низменные эмоции, на уровне инстинктов: зависть, месть, злоба.
Павел Филонов один из самых загадочных русских художников
Угластые коровы с осмысленным выражением глаз проявляют самостоятельность. Официально признана в 1927г. По возвращении в 1912 году, Филонов был особенно продуктивен и создал многие произведения, ставшие программными для того периода и среди них картину и две акварели «Пир королей». Преподаватели Академии не принимали его творческий метод. Советская цензура не жаловала Филонова: его не было ни в музеях, ни в частных коллекциях.
Он стал настоящим мастером авангарда. Художник Филонов был однозначно на стороне большевиков и даже едва не сделал карьеру революционного деятеля, но игра во власть ему быстро надоела. Один из инициаторов создания Союза молодежи (1910).
Работы этих лет демонстрируют тяготение художника к неопримитивизму и экспрессионизму («Святое семейство», 1914). Филонов чужд романтики идеализации, он рисует холодный, горький мир северного полушария, следуя художественной традиции подчеркивать жесткость и уродство повседневной жизни, а не приятно возбуждать или привлекать. Одна из таких тем — тема современного города. Он пытается по-своему выразить революционную тему и чем больше проходит лет со времени октябрьских событий 1917 года, тем более мучительно-сложным и драматичным становится воплощение.
«Странная музыка подчеркивает необычность картин», — заметил худрук Александринского театра Валерий Фокин. Но понятие гроба тесно увязано с коллективизацией (социальный аспект). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков Сделанные картины (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). В 1913-м году Филонов и И. С. Школьник создали декорации к трагедии «Владимир Маяковский», главную роль в которой играл сам поэт (декорации погибли в 1924). Учись грамматике. На правой стороне Татьяна Глебова рисовала сюжет «Тюрьма», а на левой Алиса Порет работала над «Нищими».
Описание картины Павла Филонова «Первая симфония Шостаковича»
И чтобы «работать над веществом существования», постигнуть его во всей многосложности, необходимы все способности человека все органы чувств должны быть задействованы для овладения этой трудноуловимой субстанцией. К 1910 году, когда в «Союзе молодежи» открылась первая его выставка, за плечами были рисовальная школа Общества поощрения уудожеств (1898 – 1903), школа живописи и рисования Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903 – 08), два года вольнослушателем в Академии художеств (1908 – 10). Революционность Филонова имела и практический выход: проведя два года (1916 – 18) на фронте, войну он окончил в должности председателя военно-революционного исполкома Придунайского края. Образ художника-демиурга, строящего на холсте «формулу» бытия, осложняется глубоко индивидуальным, трагическим началом.
Он говорил: «Старинное, запутанное понятие слова «творчество» я заменяю словом «сделанность». Поездка во Францию и Италию (1911 – 12) ничего не прибавила к сложившемуся мировоззрению, замешенному на основах своеобразного художественного национализма. Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. рожденное отвращением от злобной суеты мира. В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Преданный революции, художник стремится с помощью своих творческих формул выразить идеальную революционную сущность в усложненно-трагическом утверждении темы.
Сафронов объясняет Насте, что ей повезло: «какой-нибудь принцип женского рода угодил тебе, что ты родилась при советской власти» кафельный заводик закрыт ибо «советская власть сильна, а здешняя машина тщедушна, она и не угождает» а заморивший себя голодом «мужик в пустом гробу» сначала «закричал от горя смерти», а потом «замер, счастливый, что угодил власти». Свою позицию он изложил в «Декларации Мирового расцвета» – программном документе сторонников аналитического искусства. Его персональную выставку в Русском музее уже отменяли и раньше, в 29 году – уж очень он никуда не вписывался. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911 – 1912).
— Ничего, если это ученики, могут и постоять или на полу полежать. Работа велась с двух сторон одного холста. определит.
- Картины Филонова, биография художника
- Картины — Филонов, Павел Николаевич
- Филонов Павел Николаевич художник
Этот не провинциал Запада. Но родные заметили, что мальчик отлично рисует, это и определило его дальнейшую судьбу. Жизнь изменилась к лучшему, но Павел не хотел отвыкать от бедности. А Платонов описывает барак рабочих котлована: «Сельские часы висели на деревянной стене и терпеливо шли силой тяжести мертвого груза розовый цветок был изображен на облике механизма, чтобы утешать всякого, кто видит время». Его очень хвалили за «правильный рисунок», но независимость Филонова, резкая нетерпимость к «поучениям» раздражали педагогов. Но время меняется и круг его зрителей становится все уже.
Пусть учится и становится профессиональной певицей. Мертвые короли, мертвый шут, мертвый философ. Собственно говоря, поиски истины, смысла жизни, поиски ответов на вопрос о месте человека в мире и составляют содержание «Котлована».
Отсюда возникает главная тема творчества Филонова — «формула» («Формула петроградского пролетариата», 1920-1921). Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. «Сделанные картины» опубликованы в журнале «Аполлон» как манифест группы живописцев и рисовальщиков (П. Филонов, Д. Какабадзе, А. Кириллова, Э. Лассон-Спирова). Филонов ведет себя независимо – отказывается от связанной с компромиссами профессуры в Академии художеств, от издания монографии, от участия в зарубежных выставках (за исключением берлинской 1922 года).
Но ведь овраг этот образовался не сам собой и не внезапно, а «неотлучное солнце безрасчетно расточало свое тепло на каждую мелочь здешней, низкой жизни и оно же, посредством теплых ливней, вырыло в старину овраг». Все грани между пространством и временем стерты и перед нами возникает неразрывная пространственно-временная протяженность, в которой живут и действуют люди. Чем менее точно обозначены время и место, тем шире раздвигаются рамки повествования. Горбатится силой могучий апостоловидный муж — мужик. «Да он содрал шкуру с натурщика. », – возмутился преподаватель. С революцией, объявленное прежде «перенесение центра тяжести по ИЗО в Россию», получало веские обоснования.
В 1908–1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. И такие картины, как, например, «Волчонок», «Козел», «Голова, сапог и рыба», с сугубо приземленными названиями, сближаются в философском содержании и выразительной содержательности с картинами «Победа над вечностью», «Формула вселенной», «Человек в мире». Перед ним предстают какие-то фантасмагорические головокружительные вихри. Филонов выразил свое отношение к войне, жизни и смерти еще до ухода на фронт. Школьником оформил постановку трагедии В. В. В этот период Филонов сблизился с поэтами группы «Гилея», в которую входили В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых.
Объединившись вокруг Мастера, «филонисты», несмотря на общность мировоззрения и приемов, шли своим собственным неповторимым путем, подчиняясь только самым общим принципам и установкам филоновской теории, пользуясь живым творческим примером, советами и помощью своего руководителя. Полотна Филонова, предъявляющие не внешний вид, а самую сущность вещей, вызывают в памяти картинку из повести «Котлован»: «Ласточки низко мчались над склоненными роющими людьми, они смолкали крыльями от усталости и под их пухом и перьями был пот нужды —они летали с самой зари, не переставая мучить себя для сытости птенцов и подруг». Большинство подобных тезисов, вложенных Платоновым в уста персонажей повести «Котлован», представляются ущербными и с точки зрения смысла и с точки зрения формы: примитивные, корявые, банальные, непонятные, наконец. Всего за три года до рождения сына отец Филонова был бесфамильным крестьянином. Когда Мандельштам вызвал Хлебникова на дуэль именно Филонов «образумил их». Козлов, оказывается, желал писать «опорочивающие заявления и налаживать (. ) различные конфликты» исключительно с благой целью «организационных достижений», а колхоз, отправив «кулацкий речной эшелон» в отдаленную пропасть, ликовал, «не прекращая топчущейся, тяжкой пляски и покрывая себя песней».
Картина построена тонким, почти музыкальным, строем цветовой симфонии и гармоничным сочетанием фигуративно-образного и абстрактного начал. И вдруг Настя заподозрила в них кулаков и велит Сафронову убить их. И Филонов и Хлебников (а также в разной мере К. Циолковский, В. Чекрыгин, В. Маяковский, А. Платонов, Н. Заболоцкий) испытали мощное воздействие философии Николая Федорова, во многом определившее их художественные концепции. Мечтая о будущем Музее аналитического искусства, Филонов завещает все свои картины пролетариату (и даже в периоды кризисов, когда не было денег на холсты и приходилось писать маслом на бумаге, не продаст ни одной). «Каждый человек мертвым бывает, если его замучивают». Учеба в Академии резко изменила его отношение к искусству. Ощущение смотрящего лица – подоснова поэтики Павла Филонова. Ф. Ковтун).
Отсюда смешение слуховых, зрительных, вкусовых ощущений: герою повести может стать «легко и неслышно внутри», он может говорить «горячим, шерстяным голосом». Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Автор символико-философских картин, портретов. В 1935 году Филонов написал портреты Сталина, Ворошилова, Тельмана для Клуба моряков.
В конце 1930-х годов имя Филонова известно узкому кругу. Последним делом Филонова оказалась созданная им школа – Мастерская аналитического искусства, организованная в 1925 году и вскоре насчитывающая уже около сорока человек (М. Цыбасов, Т. Глебова, П. Кондратьев, А. Порет, П. Зальцман и т. д. ). Платонов также полагает, что «своеобразная, непохожая на прежнюю поэзию форма» стихов Маяковского больше соответствовала современности, ее «пульсирующему кровообращению и сложному движению сознания». Ежов— является именно он— Ивасенко.
В Ленинграде в 1920-х годах существовало много художественных группировок. Вместе с тем добр, предан, мелких раздоров не любил. Незамеченной прошла и его смерть от голода в блокадном Ленинграде. Цветы — символ этого будущего — кристаллически множатся, устремляются ввысь, нежно пылают.
Дар Е. Н. Глебовой». Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Не потерялся, не растратился. Мировый расцвет», на обложке репродукция — филоновский «Пир королей»). Францию. Его отец был кучером, а мать — прачкой. Вымученно-бледный серенький колорит У «Дворников», восседающих у самовара, — лица осведомителей.
Точное сравнение вызывает дополнительный образ, рождает различные ассоциации. Eго наставления ученикам были лишены академического педантизма. Самая светлая композиция этого периода – «Головы. «связанное» движение фигур. Именно таким образом он выстраивал картину — кристаллическими цветовыми ячейками.
Тюрьмами смотрятся хаты, уродливые животные бродят по улицам. Впрочем, другие заказы он тоже не принимал, писал исключительно то, что считал нужным, за обучение со студентов денег не брал. Его творчество служило примером высокого технического умения, культуры рисунка исключительной законченности («сделанности», как он любил говорить) художественного построения. И, как сказано в автобиографии, «все это время.
Выставка работ Павла Филонова «Очевидец незримого» пройдет в ГМИИ им. В 1912 году Филонов написал статью «Канон и закон», не опубликованную до сих пор. Началась травля художника, что привело к разгрому МАИ. Именно ему, по мнению художника, должно было принадлежать будущее.
Сам факт заготовки «этих тесовых предметов» впрок, по росту, с учетом каждого крестьянина, включая детей, предрекает неизбежное вымирание крестьянства и эта, с позволения сказать, перспектива осознана мужиками (и, конечно, Платоновым) во всей определенности. Если присмотреться, нельзя сказать, что картины Павла Филонова игнорируют натуру. Создана Филоновым в 1925г. Эта игра приходит в текст через высказывания персонажей (детей и взрослых) и затем незаметно сливается с авторской речью. Филонов декларирует: «Интересен не только циферблат, а механизм и ход часов».
Филоновым он стал, перебравшись в Москву, где служил кучером. В 1919 году в Зимнем дворце состоялась «Свободная выставка всех направлений». И осуществил желание со свойственной ему основательностью. Самому Филонову свойственно то.
Русский авангард, как уникальнейшее явление, не знает аналогов. Автор символико-философских картин, портретов. Вдохновение — штука неплохая, но не им сказано, что гений это труд им доказано.
Однако бранной славы теперь им с лихвой хватало на двоих. Отсутствие явных параллелей в стилевой манере Андрея Платонова и Павла Филонова и других современных им художников и писателей (эти связи еще только предстоит устанавливать) обеспечивает безошибочную узнаваемое)ь этих авторов по любому фрагменту. А даже если и писал соцреалистические картины, они не соответствовали ожиданиям. что оно непонятно. Нам обещано не только то, что художник видит, но и то, что он знает. что впоследствии назвали утопией о братской жизни на земле.
Показывали картины неохотно. Декорации к ней и эскизы костюмов создал мало кому известный художник Павел Филонов. Да, эти предметы не соотнесены в масштабе, не сориентированы в пространстве (вверх, вбок, наискось), но каждый из них воспринимается как органическая часть целого. Его МАИ была, пожалуй, последним неофициальным художественным объединением в СССР при Сталине. Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Приверженность своему кругу идей, проработка одних и тех же тем (тотальная связь и взаимопроникновение живого и неживого мира, освоение человеком вселенной ради самого человека, бесконечность самопознания) позволяет говорить, что Андрей Платонов всю жизнь писал одно огромное, цельное по замыслу произведение, а Павел Филонов создавал всю жизнь одну картину. Кто в разоренной стране мог покупать картины.
Сын прачки и кучера, Филонов с детства научился переносить лишения. Отвращение или спокойствие талантливого человека. Он не судит человечество, а предлагает ему свою помощь: нет, — навязывает. Человечество — кретин «Кому нечего терять»: каменные надолбы города сминают одеревеневших людей-роботов. Игра (виртуозная, мастерская) в наивное сознание, детский подход к серьезным и нешуточным вещам. За неимением холста портрет написан на переднике дворника.
Думая о бывшей возлюбленной, Чиклин и Прушевский предполагали, конечно, что «небось уж она пожилой теперь стала, наверно измучилась вся и кожа на ней стала бурая или кухарочная». Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. С этого времени его имя вычеркивается из истории искусства. Подобные фразы Платонова звучат как реализация филоновского манифеста об исчерпывающем видении, о восприятии любого явления в его Внутренней значимости, как словесное описание целой серии картин с единообразными названиями: «Живая голова», «Две головы», «Без названия (Голова)», «Без названия (Пять голов)», «Две мужские фигуры», «Люди» и т. д., где утрируется анатомическое строение тел и сквозь кожу проглядывает кровеносная система.
Филонов всегда социален. Например, неподходящий в микроконтексте глагол «выдумать» оправдан макроконтекстом всей повести. Пафос всеобщего корректируется тревогой за человека, за его настоящее и будущее.
Мертвецы величаво и важно едят овощи, озаренные подобно лучу месяца бешенством скорби». Начало творческого пути Филонова граничит с объединением «Союз молодежи». Пышное царство растений, цветов, плодов окружает семью. наивысшее действие цветом». Все, что он создал, должно было жить только в СССР. При этом Филонов бедствовал жутко.
В 1912 Филонов написал статью «Канон и закон», в которой выступил против кубизма и кубофутуризма — самых новых течений в то время в европейском искусстве. И несколько зим Филонов жил, не имея заработка, в нетопленой комнате. К нему приезжали из Москвы, Баку, Сибири. И что же это за счастье. Филонов Павел Николаевич (1882/3, Москва – 1941, Ленинград)Художник иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог. Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков Сделанные картины (1914, вторая редакция манифеста – «Декларация мирового расцвета», 1923).
Он жил впроголодь, это ему не мешало. Свергались авторитеты, чуть не каждый день возникали новые направления и школы. В повести «Котлован» происходит своеобразное наращивание идей. В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков Сделанные картины» (пометка: «Изд. Какой же начинающий художник не стремился в питерскую Академию художеств.
Бескорыстие солнца и теплота ливней — вот что работало над веществом существования, а теперь в овраге пахнет «умершей травой» и подземный водяной исток «вмертвую перехвачен глиняным замком». В «Волах» художник откровенно объясняет: сцены из жизни дикарей. Нельзя, конечно, не признать, что в целом искусство художника чересчур усложнено, элитарно, но хочется верить, что время сделает его доступнее для восприятия.
Так как «чрезвычайно горд и нетерпелив Всякую половинчатость он презирал». Писал тончайшей кисгочкой, миниатюрно. С 1925 года он возглавляет творческое объединение «Мастера аналитического искусства», получившее известность благодаря коллективной выставке в Доме печати и работе над эпосом «Калевала». Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). «Знающий глаз» — а он требовал от учеников необычайно широкого кругозора, научных знаний — видит скрытые процессы, происходящие в теле человека, в цветке, в камне, дереве.
В «Формуле петроградского пролетариата» космических масштабов феерия выталкивает на поверхность всплывающие лица, прорастает глазами. Для мастера город — источник зла, убивающий человека физически и духовно, олицетворение мирового зла, уничтожающего все гуманное, доброе в людях («ПИР КОРОЛЕЙ», 1913, ГРМ). Это было, скорее, стремление спасти некий корпус необходимых человечеству знаний, каких-то важных свидетельств об ином.
Получив из рук директора Русского музея Владимира Гусева «книжку с картинками» — уникальный по качеству каталог работ художника, она быстро уехала. Он воспевает крестьянскую семью. Его произведения узнаются среди иных по всему миру. В начале 20-х годов он был профессором Академии искусств и членом Института художественной культуры (ИНХУК), а в конце того же десятилетия его отовсюду выгнали, а учеников преследовали. Надо как можно больше читать и изучать. Второе название картины — «Святое семейство». Страшен в своей пронзительной ясности и символ самой реки (льющей «свою мертвую воду» в море и дальше), по которой сплавляют «кулацкий эшелон в далекую тишину».
Он всегда соседствует со словом «власть». Филонова временно исключили на втором году обучения, а в 1910 он сам оставил Академию. Скорее, это утопия. О трудном возвращении в музей расскажет директор Русского музея В. А. Гусев. ФИЛОНОВСКИЕ картины буквально излучают физическое страдание. В конце второго года учебы его исключили за то, что «он своими работами развращал учеников».
Репродукции Павла Филонова не оспаривают это желание. Да, он мог, например, залив зеленью прекрасно выписанную фигуру натурщика, прорисовать краплаком вены по всему телу («содрал кожу», как кричал профессор, возмущенный упрямством Филонова). Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора»Гоголя иллюстрируют финский эпос«Калевала». В довоенные годы постепенно складывался образ «аналитической картины».
Художник родился в Москве в семье мещан. Как и в филоновских картинах, «форма сжата и развернута с невероятной силой, смело» (М. откуда. ) Платонова больше всего занимает вопрос «куда» и меньше всего «где». Сознательно не хотел. Жить-то надо.
Он выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков». Мы так и видим оставшийся единственным со времен покорения буржуазии «ватный желто-тифозного цвета пиджак» Чиклина нелепую попытку активиста с его «подручными товарищами» расставить пешеходов «в виде пятикратной звезды» «чистоплотные лица святых» в храме, которые глядели в «мертвый воздух» и на нечистоплотные деяния попа с его неподобающей сану «фокстротной головой», пишущего «скорописью» доносы на тайных прихожан. Но лекарства. Но уже тогда начинается недоброжелательство в печати на предложение А. В. Луначарскому «написать для государства серию реалистических картин» нет ответа. В «Декларации мирового расцвета» художник писал: «Я художник мирового расцвета – следовательно, только пролетарий». Среди аналитических работ 1930-х, выполненных не по заказам, выделяется картина с портретами 11 учеников «Ударники аналитического искусства» (1933, ГРМ), работавшими с учителем до конца. Эта декларация напечатана в 1914 году.
Присутствие гробов —символ хрупкости земного существования человека (решение общефилософского плана). Филонов писал работников физического труда, простых людей, реалистических не до иллюзий, а до жути: пластические формы фигур охотников и коней не смягчают окостеневшей реальности охотничьей сцены (Кабан, 1912-1913 г. г. ), убожество низкопробного кабачка не умеряется с чувственной привлекательностью девицы легкого поведения (Кабачок, 1924 г) он изображает людей со всеми недостатками, которых не могут скрыть ни яркий костюм, ни развевающееся платье (Юноша и девушка, 1923 г. ). Что думал он, вырисовывая сталинские усы на портрете для клуба балтийских моряков. Филонова эта участь не минула, он трижды поступал в прославленное заведение, пока его наконец взяли вольнослушающим.
Эта идея красивая, но вряд ли является реальной. «Художник написал пир мертвых. — замечал Хпебников о «Пире королей». — пир мщенья. Ленинград бомбили, в том числе — и зажигательными бомбами. — Верно, но ее можно сшить самому. Он, впрочем, не спорит.
Изосволочь надежно ограждает его от выставок и от минимальных средств к существованию. «Смешение высокого строя с мелочами, обыденных подробностей с глубоким чувством времени» – так писал В. Каверин в повести «Художник неизвестен» (1931), где Филонов послужил прототипом главного героя. В букетах светло-розовых цветов (рисунок на ковре) художник изображает любимую сестру, кому выпало сыграть в его жизни охранительную роль. Прекрасная жена восхищается ребенком.
Многочисленные «головы», на фоне которых длится история, осуществляются грандиозные строительства и разрушения («Голова» «Головы. Филонов оказывается в вакууме. «Все мертвые люди особенные». В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. Трагедия называлась именем автора — «Владимир Маяковский». Но когда сам Сафронов и Козлов погибают в деревне, никого не волнуют их реальные убийцы для этой роли сгодился первый попавшийся, которого Чиклин «закончил», а другой «смертельный вредитель» сам пришел, «лег на стол между покойниками и лично умер». Лишь вбирая интеллект, картина его же и излучает.
Не факт, что у человечества это получилось, но Филонов старался, как мог. Федоровский пафос победы над физической смертью и обретения условий для новой соборности почти впрямую звучит в картинах Филонова «Коровницы», «Крестьянская семья», «Пир королей», в его живописном цикле «Ввод в мировый расцвет», в теоретических манифестах – не только относящихся к утопии «мирового расцвета», но и касающихся исключительно законов «аналитического искусства». И писателю и художнику не до красивостей, когда их окружает столь несовершенный мир. Филоновское различение «глаза видящего» и «глаза знающего» как раз и наталкивает на мысль о Платонове.
Картина — «фиксация интеллекта». (Изобретение новых форм в искусстве —дело обычное. Треугольники, полосы, кольца, лучи рассекают друг друга, деформируются и дробятся в неуловимо меняющемся ритме.
В повести постоянно ведется игра на овеществлении переносного значения, на столкновении буквального, прямого исконного, этимологического значения и образно-символического. Картины разнородны по манере – однако то, что принято называть «филоновским стилем», представляет смешение фигуративных и беспредметных форм, в россыпи и дроби которых угадывается целое. Он верил, что созданное по его методу искусство, — искусство будущего, которое приведет к «Мировому Расцвету», так как основано на гармоничном взаимодействии человека и природы, на научных принципах, обращенных к интеллекту зрителя и развивающего его. В 1913 году молодой 20-летний поэт, дерзкий и фантастически талантливый, написал трагедию. Каждая ячейка, каждый атом художественной ткани (будь то текст или картина) осознается не только как часть отдельного произведения, но как часть всего творчества в целом.
Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Характерно, что для человеческих символов Филонов избирает лики и кисти рук. Б. М. Эйхенбаум писал: «Художественное произведение есть всегда нечто сделанное, оформленное, придуманное — не только искусное, но и искусственное в хорошем смысле слова»). Лица обозначены благодарственным настроением. Вместе с Вощевым и Прушевским он старательно вяжет плот, чтобы «кулацкий сектор ехал по речке в море и далее».
И пошли по партийным кругам — круги. Ягода. Результатом должна явиться «сделанная картина», чей материал исследован и уплотнен в формулу. С академических пор, при всех стадиальных стилевых изменениях, творческим кредо для Филонова всегда оставалось стремление к поразительной точности рисунка и умение придать значимость каждому прикосновению карандаша к листу бумаги. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914г. ), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923г. В детстве Павел занимался хореографией, причем делал успехи.
Оттого так огромно уважение к «Всевидящему глазу» и «Знающему глазу». Этим достигаеТся «уникальная протяженность действия: возникновению фигуративного образа предшествует продолжительная беспредметная увертюра на уровне элементарных форм» (Е. Кстати, глагол «угодить» — тоже важное, ключевое слово. Холодом тихой кромешности отмечены иные картины Филонова. Но уже в «Коровницах», где также рассказ о жизни на природе, с природой и в природе — резко усиливается мотив недоумевающей притчи.
В издательстве «Academia» выходит финский эпос «Калевала» с коллективными иллюстрациями. Филонов сочиняет «Декларацию мирового расцвета» и пишет цикл картин «Ввод в мировой расцвет». Берия. Вот что писали о ней: «Араратом на выставке выглядит Филонов.
Картина имеет интересное происхождение и сложную судьбу. Идеи эти находятся между собой в сложных отношениях взаимного притяжения и отталкивания. Сентенции героев — эти микротексты, эти атомарные истины — в совокупности образуют целый свод знаний, нечто вроде «всемирного устава». 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Они напротив, скрупулезно и внимательно исследуют ее, выстраиваясь вокруг, переосмысливая.
Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве, в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного» и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Грандиозный потенциал его личности навсегда остался у тех, кто прикоснулся к его методу. Родился в Москве. Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925 – 1941). «Центр тяжести по ИЗО переносится в Россию», – объявляет Филонов в декларации «Сделанные картины». Определенная закономерность в построении картины, однако, просматривается.
Мастер показывает биохимию картины, тщательно вырисовывая каждый атом образа. «Первая симфония Шостаковича» – одна из знаменитых интерпретаций, отражающих творческие принципы живописи мастера. Метафорические образы в «Котловане», как уже сказано имеют тенденцию разрастаться и создавать символический план повествования. «Формула весны и действующие силы» – прекрасный образец живописной гармонии, достигнутой на основе «аналитической системы», открытой художником. Еще в 1913 году Филонов пишет манифест «Сделанные картины», в котором как главный провозглашает «принцип сделанности» : «Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой вещи упорно и точно рисуй каждый атом, упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветком». В начале 1924 года Анатолий был арестован и сослан на Соловки на 10 лет. Действует адекватно силе, «с какой действовал над собою мастер». В 1925-м вокруг него собираются «мастера аналитического искусства» — будущая «Школа Филонова».
Его персональная выставка в Русском музее (1929) с уже отпечатанным каталогом была запрещена. куда. Павел Филонов с детства вынужден был зарабатывать на жизнь (танцором кордебалета, маляром), но с детства же мечтал рисовать. Реализм, который признавал исключительно важным, общественно значимым примитивизм, натурализм и «аналитическое искусство». К числу первых, преданных филоновским идеям учеников, составивших «ядро» Коллектива, принадлежали художники Б. И. Гурвич, Т. Н. Глебова, М. П. Цыбасов, С. А. Закликовская, А. И. Порет, скульптор И. И. Суворов, позже присоединились художники Е. А. Кибрик, Д. П. Крапивный, А. Е. Мордвинова.
Фамилия «Филонов» была закреплена за ними уже после 1880 года. Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили. На деле всё обернулось тем, что постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Причем необычные — не значит непонятные. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием.
Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно.