Гамаюн Птица Вещая Картина В Васнецова
В феврале 1899 года Блок, потрясённый картиной В. М. Васнецова, пишет небольшое стихотворение «Гамаюн, птица вещая». Купить картину или постер "Гамаюн птица вещая", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. «гамаюн, птица вещая»— картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова 1897 года.
Гамаюн, птица вещая, Васнецов – описание картины
Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Пробежав стихи, редактор журнала старый либерал В. П. От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле.
Навеяно оно славянской мифологией, в которой говорится, что птица – посланник богов. Она стала известной почти с момента написания. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа2:119.
Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»
Художник использовал сочные, но в то же время спокойные тона. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке. По мнению В. В. Стасова, гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль»10.
Острогорский сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится. » – и выпроводил поэта «со свирепым добродушием» (51). Рядом с деревом из воды растут стилизованные2:120 «призрачные» белые цветы3 и «условно намеченные травинки»2:120. Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями. Опытный редактор не понял, не разглядел, что перед ним поэт, которому самому суждено было стать вещим Гамаюном, что его устами древняя птица предвещала время неслыханных катастроф и потрясений, «и трус и голод и пожар» и «казней ряд кровавых» и «злодеев силу, гибель правых» – всё то, что суждено было испытать России в наступающем XX в. Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. И вода и небо окрашены в красные тона, то ли заката2:1215, то ли пожара5. Их исполинские фигуры символизируют силу и мощь всего русского народа.
Фоном картины являются бескрайняя водная гладь и сливающееся с ней2:120 «тревожное» небо2:119. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены, встали дыбом, что создаёт «нахохленный» вид. По мнению В. В. Стасова, гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль». Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие. Вместе с вдохновлённым ею одноимённым стихотворением Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре1 как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера»6.
Описание картины «Гамаюн, птица вещая»
Сидит существо на растущем из воды «диковинном» побеге или стволе имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Рядом с деревом из воды растут стилизованные «призрачные» белые цветы и «условно намеченные травинки». По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. На ярком фоне разгорающейся утренней зари оно четко выделяется.
Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста. Рассмотрим внимательно это произведение.
В глазах застыла тревога. Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями2:119105. Цвет рассвета передан сочной, но в то же время приглушенной краской. Лицо же гамаюна напоминает лица праведниц с эскизов художника для росписи Владимирского собора в Киеве. Хочется понять, какую мысль старается донести до нас автор. Это определение родилось не только благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве. Алконост попадается гораздо реже. Апокалиптическая атмосфера, как и использование багряно-красного цвета, характерна для более поздних работ Васнецова: «Архангел Михаил повергает дьявола» (1914—1915), «Баба-Яга» (1917), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и «Ковёр-самолёт» (1919—1926).
Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. По-мнению И. А. Сухвановой, картина получилась «не совсем васнецовской», слишком фантастической и «символистской» для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически2:118-119. В центре полотна изображено одинокое дерево, стоящее в водной глади. Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. На ярком фоне заметно выделяются черные крылья, которые символизируют возрождение. В 1900 г. А. Блок попытался опубликовать это стихотворение, как и второе, посвящённое Алконосту и Сирину, в журнале «Мир Божий».
По мнению А. С. Трошина, на полотне «выражена повышенная декоративность, стремление к усложнённой символике образа». Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др. И только человек с чутким сердцем может среди шума ветра, грозы, услышать ее советы. Сидит существо на растущем из воды «диковинном»3 побеге или стволе2:120 имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Рот слегка приоткрыт, возможно, что существо что-то произносит.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Хотя именно этот Васнецов — автор «Алёнушки», «Богатырей», «Ивана-Царевича на Сером Волке», широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, — вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника. Взор очей устремлен вдаль.
Виктор Васнецов "Гамаюн, птица вещая"
Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа. У существа прекрасное, нежное лицо «диковатой девочки-подростка», оно почти детское, но «с правильными чертами». Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей.
Кажется, что она сейчас распахнет их и полетит вверх. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Вместе с вдохновлённым ею одноимённым стихотворением Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера».
Этот необычный облик привлекает внимание. Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены2:122, встали дыбом3, что создаёт «нахохленный» вид2:122. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса. «Красный отсвет лежит и на части перьев существа»2:121. Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими2:122 или пытается от чего-то отгородиться3 или они «смяты порывами бури»5.
И вода и небо окрашены в красные тона, то ли заката, то ли пожара. Гамаюн же сидит на извилистой ветке. В ее глазах чувствуется что-то загадочное и мистическое. Мастер это подчеркнул бледным цветом лица, четко выделив глаза. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси.
А А Блок Гамаюн птица вещая картина В Васнецова
Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. Птица изображена с мрачно-прекрасным лицом девушки, которая смотрит куда-то вдаль. Что мы видим. Она изображена с тревожным, но в то же время прекрасным лицом девушки. Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью». Впечатление производят и внушительные размеры картины – 295х446 сантиметров. Птица уже преодолела нелегкий и тернистый путь познания окружающего мира.
Произведение «Гамаюн, птица вещая» было написана в 1897 году. Фоном картины являются бескрайняя водная гладь и сливающееся с ней «тревожное» небо. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах. Его называли «истинным богатырем русской живописи». По мнению А. С. Трошина, на полотне «выражена повышенная декоративность, стремление к усложнённой символике образа»5.
Апокалиптическая атмосфера, как и использование багряно-красного цвета, характерна для более поздних работ Васнецова: «Архангел Михаил повергает дьявола» (1914—1915), «Баба-Яга» (1917), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и «Ковёр-самолёт» (1919—1926)2:120. Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими или пытается от чего-то отгородиться или они «смяты порывами бури». Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Конечно же, нет.
гамаюн птица вещая картина в васнецова
«Красный отсвет лежит и на части перьев существа». Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря» и тогда семь дней стоит безветренная погода. 23 апреля 1898 года она была завершена и вскоре куплена Третьяковым для своей коллекции (собственно, с тех пор она и украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве). Глядя на картину, понимаешь, что какая-то непонятная тревога овладевает твоей душой.
Она стала известной почти с момента написания8. По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. На стволе расположилась птица. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». Основным преимуществом является красочный эффект картины. По-мнению И. А. Сухвановой, картина получилась «не совсем васнецовской», слишком фантастической и «символистской» для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически.