Глазунов Мистерия 20 Века Картина

«Мистерия века» – самая сенсационная картина Ильи Глазунова (11 фото)

За всю жизнь ко мне обратились лишь дважды. Ельцин остался доволен, неоднократно благодарил.

Ты сделал так, что я каждый день вижу маму» Ту картину, как и многие другие, я подарил, не взяв ни копейки. Все генсеки ЦК их соратники по соцлагерю и, конечно, первый президент России, приветствуемый ликующим народом, а также правители и политические деятели, до некоторого времени, враждебных стран. По какому праву издеваетесь над товарищем Лениным. И даже ни у кого из советских. Здание архитектора Баженова делили между собой два десятка советских контор и организаций.

Картина недели: 
«Мистерия ХХ века» 
Глазунова

Картина недели: «Мистерия ХХ века» Глазунова

Не пройдет. Зритель словно попадает в подземное царство оживших мертвецов. Антисоветчину удумали разводить.

Причем все и правые и левые. Как известно, эксцентричность поведения свойственна многим деятелям западной культуры. Хочу обсудить серьезный вопрос» И изложил суть проблемы, связанной с училищем.

Написанная в 1977 году Ильёй Глазуновым картина «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. Глазунов создает в картинах мир по законам собственной поэтической логики. Павел Гусев, мой старинный друг и главный редактор газеты, не убоялся.

Итальянская La Stampa опубликовала репродукцию, сопроводив ее заголовком: «Картина, которую никогда не увидят русские». Сюжеты для мистерии средневековые лицедеи брали с Библии и "наполняли" комическими сценками, взятыми с жизни. Публика — или, скажем, массовая публика — боготворила. В России напечатать «Мистерию» первым решился «Московский комсомолец».

Мистерия века: 
Об одной из самых 
известных картин

Мистерия века: Об одной из самых известных картин Ильи Глазунова

Мистерия (от латинского «церемония») — это жанр средневекового театрализованного представления, основанный на религиозных мотивах. Почему, например, Эйнштейн изображен с высунутым языком. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы. Фото этой картины очень быстро распространились по всему Союзу. В последний раз буквально за день до отставки. Создание «Мистерии», положившей начало величественному триптиху, обозначило новый этап и уровень творчества художника.

В наиболее законченном воплощении этот метод выразительности проявляется у художника в «Мистерии XX века» и других частях триптиха. Всё что находится между ними – история. На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой. «Бешеная жажда игры, лицедейства, позы» захватила и литераторов и людские толпы и особенно революционных вождей. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

«Мистерия века» 
: картина пророчество 
Ильи Глазунова,

«Мистерия века» : картина пророчество Ильи Глазунова, «которую никогда не увидят русские»

Вот позвоню сейчас министру культуры, он твои регалии и перечислит. Идаже ниукого изсоветских.

Итак, выставка так и не была открыта, а самого художника спасла от выдворения из страны, всего лишь одна лишняя поднятая рука, перевесившая в голосовании на заседании ЦК партии. Даже на пятидесятилетие ничем не наградили. » Закончив телефонный диалог с Демичевым, Горбачев секунду помолчал и произнес: «Ну, орден мы тебе, Илья, дадим. — Да, впервые я встретился с Михаилом Сергеевичем полвека назад. Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции.

Не узнал — ты неотесанная скотина. Борис Николаевич заметил меня среди гостей, подошел, обнял и сказал: «Илюша, спасибо.

— Не скажу, будто мы много общались. Так мы поставили сначала «Князя Игоря», а потом «Пиковую даму». До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг Манежа на его выставку. Я сказал: «Воля ваша, звоните». О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора и пойдёт речь в этом обзоре. Иностранные журналы запестрели заголовками: «Картина, которую никогда не увидят русские».

«Мистерия века» 
Ильи Глазунова: 
картина-пророчество,

«Мистерия века» Ильи Глазунова: картина-пророчество, «которую никогда не увидят русские»

Иностранные журналы запестрели заголовками: «Картина, которую никогда не увидят русские». Они то и закатили земной шарик изображенный в виде мяча, в нищету, в сексуальный разврат, бездуховность, угрозу ядерной войны и террористических актов. Мой собеседник удовлетворенно взмахнул руками: «Пожалуйста. » На следующий день с разрешения посла Абрасимова я подписал с театром контракт. Ганс Пишнер при этом спросил: «С кем из советских режиссеров предпочли бы работать. » Я назвал Покровского. И не сложно догадаться какая идеология взяла верх в этом жестоком противостоянии. О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора и пойдёт речь в этом обзоре.

Планировали уйти от казенных интерьеров, выбраться на подмосковную природу, а в итоге все закончилось тем, что Ельцин позировал в кремлевском кабинете. Но с подобными высокопоставленными клиентами у меня не столь густо, как кажется со стороны. Горбачев, надо отдать должное, с ходу поддержал идею.

Всякое отступление от официальной догматики немилосердно каралось. Итак, выставка так и не была открыта, а самого художника спасла от выдворения из страны, всего лишь одна лишняя поднятая рука, перевесившая в голосовании на заседании ЦК партии.

«Мистерия века» 
Ильи Глазунова: 
картина-пророчество,

«Мистерия века» Ильи Глазунова: картина-пророчество, «которую никогда не увидят

Он как бы над всем этим, кротко взирает вниз и возносит руку для крещения. Непрофессионалы-интеллигенты ненавидели тоже.

Ни одной премии. Фото этой картины очень быстро распространились по всему Союзу. До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг Манежа на его выставку. «Мистерию XX века» сразу начали выставлять в разных галереях Германии.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Как, например, в средневековом мистериальном действе или у Шекспира («весь мир – театр, люди в нем – актеры») или у Блока в пьесе «Балаганчик». Феерическое зрелище. Запрет лишь подогрел интерес желающих увидеть ее.

Архитектор перестройки упорно уклонялся от встреч. Даже больше. Сюжеты для мистерии средневековые лицедеи брали с Библии и наполняли комическими сценками, взятыми с жизни. И даже ни у кого из советских. Может раньше имел— асейчас неимеет, нужда отпала».

Так мы поставили сначала «Князя Игоря», а потом «Пиковую даму». Борис Николаевич шел мимо расставленных вдоль стен стендов и забраковывал один за другим: «Говно Говно Говно» И вдруг остановился: «О. Это была картина «Мистерия XX века» (1977г. ), в которой он выразил свой самобытный взгляд на трагичный апокалипсический век. Периодически разыгрывались полускандальные, полурекламные кампании сантисоветскими полотнами Глазунова, вроде «Мистерии XXвека». Проходи, Царствие Небесное прямо и налево. Но в Россию картина всё же попала.

Для восторженных авторов фильмов, статей ипредисловий Глазунов— естественная вершина развития русской живописи. Причем все и правые и левые. Потом и он приказал долго жить. Из страны «Мистерию» я смог вывезти вместе с эскизами для берлинской оперы, куда меня пригласили в качестве художника-постановщика оперных спектаклей.

«Мистерия века» 
Ильи Глазунова: 
картина-пророчество

«Мистерия века» Ильи Глазунова: картина-пророчество

Зритель словно попадает в подземное царство оживших мертвецов. Здание архитектора Баженова делили между собой два десятка советских контор и организаций. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы. Я настойчиво добивался встречи с ним и имел на то вескую причину. Ни богатства, ни наград». Вторым обязан Павлу Бородину, позвавшему реконструировать Большой Кремлевский дворец.

Во всяком случае, художник сделал свой двойной автопортрет – в молодом возрасте (слева) и уже в преклонном возрасте – справа. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы. Мы пробовали ставить оперу Мусоргского, получилось ужасно. Господин Пишнер скривился, словно проглотил лимон без сахара: «Только не это. И даже когда привозили Ган Гога или «Джоконду» не рвались такие толпы людей, как на выставки Глазунова. Да-да, Сергей Михалков.

Форма мистерии была использована в построении первой советской пьесы – «Мистерия-буфф» Маяковского. Ихотя сейчас она находится вТретьяковской галерее (попросьбе самого Льва Толстого), нонамомент своего создания картина навлекла насебя много критики как состороны Священного Синода, так исостороны государственных мужей ивитоге еесняли свыставки Товарищества передвижников в1890г. Из страны «Мистерию» я смог вывезти вместе с эскизами для берлинской оперы, куда меня пригласили в качестве художника-постановщика оперных спектаклей.

О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора и пойдёт речь в этом обзоре. Да-да, Сергей Михалков. Впрочем, сегодня это уже несуть важно. Завтрак у тебя отберу и главному расскажу чтобы в культурные не записывал.

И действительно, можно вспомнить массовые театральные инсценировки мистериального плана, разыгрываемые на площадях городов в первые годы революции, темой которых являлась «всемирная история освободительной борьбы угнетенных». И уже не клюквенным соком, как у Блока истекают отдельные герои, а целые моря крови захлестывают картину. Связях, обеспечивающих его карьеру. Ганс Пишнер при этом спросил: «С кем из советских режиссеров предпочли бы работать. » Я назвал Покровского. Словом, Ганс Пишнер, а именно так звали человечка, который, как я выяснил позже, возглавлял Берлинскую государственную оперу, не теряя времени перешел к сути: «Назовите любое произведение русского композитора— и будете его оформлять». Вот что нужно. » Пал Палыч тут же позвонил: «Сергеич, поздравляю. Мистерия (от латинского «церемония») — это жанр средневекового театрализованного представления, основанный на религиозных мотивах.

Ностальгия по царю 
и духовные скрепы: 
картины Глазунова

Ностальгия по царю и духовные скрепы: картины Глазунова производили эффект бомбы

Рядом с ещё молодым Глазуновым – падение империи, Столыпин, Николай Второй, Распутин. Все это приносит официальные лавры и советские привилегии 151 выезды за границу, встречи с интересными, но не совсем правильными людьми 151 Феллини, Висконти, папой римским. Мои коллеги и друзья не верили, будто из затеи с возрождением училища что-то получится. Инеоживописи, аосамом Глазунове. Как будто испорить неочем.

Господин Пишнер скривился, словно проглотил лимон без сахара: «Только не это. Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции. На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой. С официальными заказами от родного государства и того хуже.

30 декабря 1999 года в Кремле проходил традиционный предновогодний прием. Вот, точно так же и Глазунов требует от зрителя исполнения культурной повинности. "Такой фантастической репутации не было ни у кого из русских живописцев.

О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора и пойдёт речь в этом обзоре. С остальным все не столь здорово.

На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой. Взяв секундную паузу, я произнес: «Борис Годунов». Картина надолго пропала извиду, нов1999г., когда режим пал ипоявилась возможность выставить полотно, художник представил 2-й вариант «Мистерии ХХвека» сдобавленными историческими лицами ипостперестроечными эпохальными событиями. В «Мистерии» развертывается панорама некоего всемирного кровавого балагана, заставляющая вспомнить о классической традиции рассмотрения явлений жизни с позиции «мир – театр». Когда рандеву все же состоялось, Яковлев объяснил причину задержки: «До меня доходили сведения, будто вы, товарищ Глазунов, являетесь основателем общества «Память», объединяющего наиболее ярых националистов и шовинистов.

Сегодня уже не жалею. Досих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг ленинградского Манежа наего выставку. Я постарался в точности передать на холсте простое русское лицо Клавдии Васильевны. Образ-метафору, образ-символ. Михаил Сергеевич в самом деле взял трубку, начал разговор и лицо его вытянулось: «Что.

Сочинение-описание 
картины Глазунова 
«Мистерия 20 века»

Сочинение-описание картины Глазунова «Мистерия 20 века»

Михаил Сергеевич принял меня на Старой площади на удивление радушно, как хорошего знакомого: «Привет, Илья. » И тут я допустил ошибку, ответив в той же тональности: «Добрый день, Миша. » Никто из больших начальников — коммунистических или демократических, значения не имеет — не любит, когда люди ниже рангом держат себя с ними на равных, апеллируя к прошлым отношениям. В Altes Museum ко мне подошел человек небольшого росточка и неожиданно произнес: «Герр Глазунофф, чувствую в вас театрального художника. Будучи в отношениях, которые складываются у художника с его «Мистерией», он походит на другого хип-хоп-деятеля, но уже не на сопливого школьника, описанного выше, а самого Канье Уэста, который возомнил себя Апостолом Павлом (жаль, не Петром, стоящим на фэйсконроле в Рай, было бы совсем стройно). Горбачев хитро прищурился: «Лукавишь, Илюха. Есть даже знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича. Автор: И. С. Глазунов. Написанная в 1978 году Ильёй Глазуновым первая версия картины «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве.

Косвенных доказательств тут— хоть пруд пруди. Эйнштейн, Армстронг, Чаплин. Настоящий оптимист «имеет в виду духовную проблематику человечества, судьбу мира и знает, что эта судьба ведется и определяется самим Богом и что вот таким образом он развертывается как великая и живая творческая драма. «Мистерию XX века» сразу начали выставлять в разных галереях Германии.

7картин знаменитых художников, которые запретили кпоказу

Глазунов тоже когда-то объявил себя главным художником России и это сработало. Но в Россию картина всё же попала. Феерическое зрелище.

Фрагмент полотна «Мистерия XX века». Узнал этих людей, эти купола, эти имперские артефакты, этих душегубов. Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции. Борис Александрович согласился на участие в проекте. Может вызвать некоторое удивление необычность изображения того или иного персонажа. Невозникало— даисейчас невозникает— повода для дискуссий. Это перестало что-либо значить.

Ифункционеры Академии Художеств игонимые авангардисты. И это была чистая правда. Может, выберете что-то другое. » Я не стал упираться: «Тогда — «Князь Игорь». Рано или поздно нечто подобное должно было случиться.

Гигантские картины 
Ильи Глазунова

Гигантские картины Ильи Глазунова

«Такой фантастической репутации небыло ниукого изрусских живописцев. Картина насчитывает 2342 образа и символа имеющих свою роль в исторической мистерии. В самом центре над этим всем хаосом – Христос, занесший руку для благословения. Вот как показывает это явление известный писатель-эмигрант Марк Алданов на примере одного из красных палачей, начальника петроградской «чрезвычайки» Урицкого, опьяненного безграничной властью над жизнью миллионов людей. Рано или поздно нечто подобное должно было случиться. Аведь свет потрадиции отождествляется сдобром, атьма— созлом.

Краснеть будешь, как пачка американского «Мальборо». Борис Александрович согласился на участие в проекте. И даже когда привозили Ган Гога или «Джоконду» не рвались такие толпы людей, как на выставки Глазунова.

Описание картины 
Ильи Глазунова «Мистерия 
20 века»

Описание картины Ильи Глазунова «Мистерия 20 века»

Рядом с фигурой царя – люди, чьи имена в предреволюционные годы были на устах у всей России: Лев Толстой как «зеркало русской революции», по определению ее вождя Петр Аркадьевич Столыпин, великий национальный реформатор, признанный на Западе выше Бисмарка, павший жертвой революционного террора ибо успех его реформ означал бы конец революции Распутин – олицетворение темной, до сих пор до конца не разгаданной силы, сыгравшей свою роль в крушении царского престола (хотя ныне его личность в ряде исследований трактуется по-иному). Запрет лишь подогрел интерес желающих увидеть ее. Говорят, в годы войны в подвале дома даже располагалась секретная лаборатория. — Да, впервые я встретился с Михаилом Сергеевичем полвека назад. Второй вариант "Мистерии ХХ века" Глазунов написал в начале в 1999 году.

Царь выбрал твой проект, комиссия его поддержала». Я долго думал, колебался, но все-таки согласился. Конечно же, для социальных потрясений в России имелись и свои внутренние причины. Аесли иговорят, тогрубо. Я позволил себе пошутить: «Как говорит мой друг Кобзон, люблю Россию без памяти» Потом мы обсудили изданную в Австралии и запрещенную в СССР книгу Сергея Лесного «Откуда ты, Русь. ». Фрагмент полотна «Мистерия XX века». Зритель словно попадает в подземное царство оживших мертвецов. Неудивительно, что ееубрали свыставки.

: «Мистерия века» 
Ильи Глазунова: 
картина-пророчество,

: «Мистерия века» Ильи Глазунова: картина-пророчество, «которую никогда не увидят русские»

Словом, Ганс Пишнер, а именно так звали человечка, который, как я выяснил позже, возглавлял Берлинскую государственную оперу, не теряя времени перешел к сути: «Назовите любое произведение русского композитора — и будете его оформлять». «Не совсем понятно, – недоумевал корреспондент газеты «International New York Times», посетивший тогда мастерскую художника, – зачем понадобилось Глазунову рисковать своим трудно заработанным успехом, посвятив два года своей жизни написанию монументальной работы, пока не принесшей ему ничего, кроме официального порицания». Картина насчитывает 2342 образа и символа имеющих свою роль в исторической мистерии. Публика – или, скажем, массовая публика – боготворила.

наверное, могу не продолжать фразу, вы уже догадались. Второй вариант "Мистерии ХХ века" Глазунов написал в начале в 1999 году. Изаменьшие грехи людей сосвета сживали. Представьте, что Глазунов — не благообразный старик и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», а школьник-хулиган, который ловит другого, помельче и просит того ответить за прикид с широкими штанами и назвать десять рэперов, чтобы доказать хулигану, что он настоящий поклонник хип-хопа, а не ряженный какой-то.

Когда мозг знает, что его пугают специально, ему не так страшно. Публика— или, скажем, массовая публика— боготворила. И вот вместе с эскизами я переправил в Германию «Мистерию».

Его репутация состоит какбы изнескольких слоев. Пикассо, например, представал перед журналистами в обнаженном виде, а незадолго до кончины сделал признание, что он всю жизнь дурачил публику. И не сложно догадаться какая идеология взяла верх в этом жестоком противостоянии. Причем все и правые и левые.

Сочинения по картинам 
5-9 класс

Сочинения по картинам 5-9 класс

На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой. Второй вариант Мистерии ХХ века Глазунов написал в начале в 1999 году. Сегодня уже не жалею. Ноодно дело быть благодарным исовсем другое— выставлять данный период истории навсеобщее обозрение. Мой собеседник удовлетворенно взмахнул руками: «Пожалуйста. » На следующий день с разрешения посла Абрасимова я подписал с театром контракт.

С картиной «Мистерия ХХ века» можно совладать, держа в голове её реперессивную направленность. Мистерия (от латинского «церемония») – это жанр средневекового театрализованного представления, основанный на религиозных мотивах. Неугодную правительству картину Айвазовский вовремя своего визита вСША подарил вашингтонской Corcoran Gallery ofArt (вместе скартиной «Корабль помощи» стемже сюжетом). В центре композиции «Мистерии» – образ необычайной выразительной силы, развивающий тему революции и концентрирующий основные коллизии мировой истории на переломе века. Автор: И. С. Глазунов. Написанная в 1977 году Ильёй Глазуновым картина «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве.

Причем все иправые илевые. И вот вместе с эскизами я переправил в Германию «Мистерию». Даже больше. Итак все ясно.

Может, выберете что-то другое. » Я не стал упираться: «Тогда — «Князь Игорь». К своей последней в ХХ веке московской выставке Илья Сергеевич завершил работу над новым вариантом всемирно известной «Мистерии» Это было продиктовано необходимостью художественно и философски осмыслить глубинную суть событий последней четверти минувшего века («перестройка», крушение СССР, приватизация и воцарение демократии в России), что естественно, потребовало и увеличения размера картины. И даже когда привозили Ган Гога или «Джоконду» не рвались такие толпы людей, как на выставки Глазунова. Все решилось моментально. Публика — или, скажем, массовая публика — боготворила.

Мои коллеги и друзья не верили, будто из затеи с возрождением училища что-то получится.

  • Художник скончался в ночь на воскресенье на 88-м году жизни
  • Гений Ильи Глазунова как творца
  • Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас

Написал картину русский художник НиколайГе (1831–1894). Вот так художник служит маленькому человеку проводником к создателю. Ныне уже ни для кого не секрет, что революция в России как великий социальный эксперимент была выношена Западом, свершалась по выработанной там коммунистической программе, цели которой осуществлялись совместно с российскими революционерами – уничтожение России, как великой державы, русской православной культуры и ее творца – русского народа, – и мечты их зарождались «в парижских и женевских конспирациях».

И не редки случаи, когда художники, подобно Хемингуэю, добровольно уходили из жизни, не сумев вырваться за пределы экзистенциального постулата, гласящего, что человек – узник в одиночной камере своей души. Но в Россию картина всё же попала.

И, наконец в новом варианте автор написал свой портрет уже справа в соответствии со своим возрастом (в 2000 году И. С. Глазунову исполнилось 70 лет). Скандал, поднятый «Мистерией XX века», разгорелся до небес. Говорят, в годы войны в подвале дома даже располагалась секретная лаборатория.

Художник скончался 
в ночь на воскресенье 
на 88-м году жизни

За первый эпизод благодарен Андрею Громыко, доверившему проект посольства в Мадриде. Запечатленный с лагерным номером, он как бы составляет основание известной скульптуры «Рабочий и колхозница» – ставшей официальным символом «свободного, раскрепощенного, социалистического» труда и «монолитного союза» двух основных классов нового общества – рабочих и крестьян. Меня не проведешь, легко могу проверить.

А ведь я в какой-то момент даже преподавал историю искусств в академии МВД. «Мистерию XX века» сразу начали выставлять в разных галереях Германии. И это была чистая правда. Но если в блоковской пьесе мистерия оборачивалась шутовским маскарадом, лицедейством, народным балаганом, то в глазуновской «Мистерии» представлен истинно трагический балаган в мировом масштабе, в который вовлечены целые народы.

Я настойчиво добивался встречи с ним и имел на то вескую причину. До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг Манежа на его выставку. Иностранные журналы запестрели заголовками: «Картина, которую никогда не увидят русские». Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции. Взяв секундную паузу, я произнес: «Борис Годунов». Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы.

Написанная в 1978 году Ильёй Глазуновым первая версия картины «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. Феерическое зрелище. Так вот, возвращаюсь к Андропову. Буквально за два месяца мы подготовили необходимую документацию и начали работать.

Глазунова чуть несослали вСибирь (ему чудом удалось этого избежать), авсе из-за того, что онотказался менять изображение Солженицына (известного врага власти) наБрежнева. И даже ни у кого из советских. На Бранденбургских воротах покоится гроб продолжателя дела Ленина, омываемый морем крови загубленных в годы «революционной перестройки» страны и на фронтах Второй мировой войны. Словом, расстались если не единомышленниками, то людьми, хорошо понимающими друг друга. И неслучайно символом разрушения классической культуры, последовательно творимого революционными новаторами не только в искусстве, но и в области морали, принесшими этот вирус распада и на Запад (ибо Кандинский, Малевич и другие стали там основоположниками главных модернистских течений), видится фигура поверженного героя из разрушенного алтаря Зевса в Пергаме, считавшегося некогда одним из семи чудес света.

Я долго думал, колебался, но все-таки согласился. Та же тема получает развитие и в образе представителя новой советской интеллигенции – писателя Солженицына с героиней его рассказа «Матренин двор». В самом центре – над историей – Христос. Мы пробовали ставить оперу Мусоргского, получилось ужасно. Надо полагать, портрет ему понравился, поскольку потом Борис Николаевич дал фотокарточку мамы и попросил нарисовать ее: «Сделай, Илья» Снимок был крошечный, видимо, с паспорта. Во всех областях жизни и искусства утверждалась строжайшая регламентация.

«Не совсем понятно, – недоумевал корреспондент газеты «International New York Times», посетивший тогда мастерскую художника, – зачем понадобилось Глазунову рисковать своим трудно заработанным успехом, посвятив два года своей жизни написанию монументальной работы, пока не принесшей ему ничего, кроме официального порицания». Неугодному художнику был вынесен строжайший вердикт: выехать в Сибирь на БАМ, писать портреты передовиков строительства. Все генсеки ЦК их соратники по соцлагерю и, конечно, первый президент России, приветствуемый ликующим народом, а также правители и политические деятели, до некоторого времени, враждебных стран Все эти герои — главные действующие лица трагической мистерии, приложившие руку к падению великой империи, забвению религии, уничтожению миллионов человеческих жизней, развалу великой страны, продвижению нацизма. Потом и он приказал долго жить. Конец 70-х годов обозначил кульминацию «застоя» советской системы. В самом центре над этим всем хаосом – Христос, занесший руку для благословения.