Гора Сент Виктуар Сезанн
Под кистью Сезанна кривятся дома, в сплетениях буйно разросшейся листвы зеленеют деревья, громоздятся скалы и на горизонте возникает подавляющая своей громадой Сент-Виктуар, подобная вулкану, образованному глухими подземными толчками. Совсем неудивительно, что гора Сент-Виктуар «вскружила» голову великому Полю Сезанну — постимпрессионист сделал ее своей главной «моделью» изобразив целых 87 раз, написав 44 картины маслом и 43 акварелью. «гора Сент-Виктуар»— серия картин французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса. Гора Сент-Виктуар занимает особое место в творчестве Поля Сезанна.
Гипнотическое очарование горы Сент-Виктуар
Сезанн легко раним. Полагаю, что все-таки я буду жить и не хочу рисковать и in aeternum жариться. Как знать, быть может, его работы не так уж презираемы, как он воображает. Сезанн запрещает подметать у себя «из боязни, как бы пыль не осела на еще влажные полотна». Я и мое полотно — мы одно целое. Он продолжает пребывать на вершине художественного Олимпа.
А что последует затем. Но они радушно приняли неполадивших супругов. 29 июня художник скончался.
Она сложена из того же камня, что и все вокруг. Уйти от самого себя, забыться, не быть существом, зависящим от капризов необычной судьбы. Доходы его ничтожны. Сестра Роза с мужем никак не решается уехать их младенец пищит.
Молодой Поль, тот умеет себя защитить. Сезанн запирается в Жа де Буффане.
Он и сам писал стихи. Сейчас в усадьбе художника открыт музей. Trahit sua quemque voluptas.
Позади ничего, кроме пепла. На этом дружба закончилась. Поль справедливо рассудил, что это было предательством» (Тина Гай). Оллеру не повезло.
Он, Золя, никогда не одобрял связь с этой особой. Край этот, столько раз исхоженный Сезанном, для него уже не подвержен капризам дней и времен года. «Я чувствую, что скоро покину грешную землю. Победила Мария. 11 июля Сезанн срывается и внезапно уезжает в расположенный неподалеку от Медана Виллен.
Скитания приводят Сезанна в Марсель. Одна многолетняя дружба с Эмилем Золя чего стоит. И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить», то только здесь, перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе. «Лавровый венок и возлюбленную бог приберегает для нас к двадцати годам», – говаривал в свое время Золя. Интересна история, связанная с горой Сент-Виктуар и правнуком великого художника.
Иной раз его охватывает нервное возбуждение, а иной раз депрессия и усталость. Он работает в пустыне. Накануне национального праздника Виллен украсился флагами. По словам Алексиса, они ненавидят «эту особу», которая рассорилась и с Розой. Роза бумажная: длительная работа не позволяет художнику писать живые цветы.
Какая трагическая судьба. Строгость, скупость, текучая музыка объемов, красочных форм и плоскостей, постепенно отступающих в глубину, отличают его полотна. Бедные натурщицы. На юге ее снедает тоска.
До 1870 года Монтичелли жил в Париже, затем вернулся в Марсель и с тех пор больше не покидал родного города. Монтичелли — какой «temmperammennte». Он уже в Медане, но у него заболела жена. Правдиво передать его в живописи. Лучше исчезнуть. И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить» (realiser), то только перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе.
Сент-Виктуар – живописный горный массив Прованса и Франции
«Я вижу, что планы набегают один на другой и иногда отвесные линии мне кажутся падающими». Мелкий укол самолюбию — и он страдает от обиды.
Он хотел бы передать его красоту. «Видишь, – усмехнулся Сезанн, – если бы все глупцы исчезли, ты был бы принужден доедать остатки тушеного мяса наедине со своей благоверной». Именно его, Сезанна, похоронил этот «краснобай». Гортензия призывает Ренуаров быть судьями между нею и мужем. Даже тихий остров Сен-Луи не может удержать его: Сезанн живет теперь на авеню дОрлеан.
Наряду с этой тенденцией в произведениях С. 1860-х гг., с их тяжеловатой «вещественностью» письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе («Печка в мастерской», 1865—68, частное собрание, Лондон). Та же скала справа, проем, деревья на заднем плане. Завез к неграм. Фанни. Часто Сезанн уходит бродить по холмам, высящимся вдоль дороги в Толоне.
Ночная терраса кафе (1888 год), Винсент Ван Гог
27 июня он просит друга немедленно известить его, как только тот водворится в Медане. Раз есть деньги ими надо пользоваться. Так вот тоже самое и с Сезанном. Вот он, непонятно по какой причине потерявший надежду добиться «выражения себя» (realisation), охваченный яростью, судорожно рвет на куски свои творения. Гортензия, со своей стороны, больше не посещает ни мать, ни сестру Сезанна. Но все-таки Сезанн любит приезжать в Жа без жены.
– пребывающий в безвестности. Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif)6 и в том же году начал писать картины7, вылившиеся в целую серию, которой художник посвятил многие годы.
- Гора Сент-Виктуар (серия картин)
- Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)
- Описание картины «Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)»
- Описание картины Поля Сезанна «Гора Сент-Виктуар»
- Поль Сезанн – Гора Сент-Виктуар и виадук в долине реки Арк
Сезанн убежден, что Монтичелли, этот алхимик цвета, с ошеломляющей быстротой создающий картину за картиной, почти рельефные по фактуре и одновременно напоминающие блестящие эмали, владеет «только ему одному известным секретом растирания красок». Но оно было мое. Этот бедняк превратил жизнь в чудесную грезу. Еще чего. Его не замечают. Отныне между ним и Золя все кончено.
Опять нелады. «И вы, Моне, –прерывающимся голосом воскликнул Сезанн, – вы тоже издеваетесь надо мной. » Затем вскочил из-за стола и, не слушая возражений друзей, огорченных столь неожиданной реакцией, убежал с перекошенным от волнения лицом. И тогда тяжелый характер Сезанна проявляется еще резче.
Так появился «Давид» — манифест гуманизма и искусства Возрождения. «Я как ребенок», – говорил о себе Сезанн. Он старше Сезанна на пятнадцать лет, ему скоро минет шестьдесят121. Мы даем всходы».
Глубокая усталость одолевает его, он чувствует себя физически ослабевшим. Золя еще в Париже, но скоро переедет в Медан. Одинокий дом в скалистой пустыне, обрывистый, выжженный солнцем холм, селение, раскинувшееся у его подножия, скалы, нависшие над морем, по очереди завладевают его кистью.
То же самое происходит, когда дело касается вертикальности и устойчивости предметов. Сезанн вырывает предметы из потока времени, чтобы вернуть их вечности. Этим летом Сезанн пробыл несколько недель в Жа де Буффане. Доводя до крайности верность своему видению, повинуясь страстному желанию писать именно то, что он видит, стремясь точнее выразить «свое маленькое ощущение», Сезанн спрашивает себя, не отказаться ли ему от того произвола, который считается общепринятой истиной, но для него эта истина ничто. Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена.
- Описание картины Поля Сезанна «Гора святой Виктории» (Гора Сент Виктуар)
- Гора Сент-Виктуар: работы Сезанна 10-23
- Поль Сезанн: жизнь и творчество
- Американская готика (1930), Грант Вуд
- Большая волна в Канагаве (1823-1831), Кацусика Хокусай
- Оперный проезд в Париже (1898), Камиль Писсарро
Лучше уйти, уединиться. Но, стремясь, как всегда, производить впечатление, преувеличивая врожденную склонность ко всему причудливому, он подчеркивает необычность своих манер, туманность речей, уснащенных «заранее продуманными нелепостями». В своей книге, героем которой будет Сезанн—Лантье, писатель покажет не только «борьбу художника с природой», но и «борьбу женщины с творчеством». Неудачи больно задевают его. «Так же как в личной жизни сюжет «отец—сын» становится для Поля Сезанна постоянным лейтмотивом, так и в творчестве он удивительно постоянен. – этот маг и волшебник интуиции».
Он богат. О, никогда в жизни Сезанн не признается, что он смертельно ранен. Впереди открывается вид на огромную, усеянную островками марсельскую бухту, которую вдали замыкает горная цепь Марсейвейр. Он хотел бы передать его красоту. На этот раз именно так и произошло: Сезанн все оставил. Все трудности стоящей перед ним задачи ему известны. С первых же слов Моне Сезанн опустил голову и заплакал.
- Завтрак гребцов (1880-1881), Пьер Огюст Ренуар
- Меловые скалы на острове Рюген (1818), Каспар Давид Фридрих
- Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю (1885-1895), Поль Сезанн
- Женщина, сидящая спиной к открытому окну (1922), Анри Матисс
О чем мог бы беседовать с этим Виктором Лейде. С. начинает работать на пленэре и хотя его палитра высветляется именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с импрессионизмом: С. интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы («Дом повешенного в Овере», 1872—73, «Поворот дороги», оба произведения — в Музее импрессионизма, Париж).
Под его кистью воскресают венецианские празднества, галантные сцены Ватто. В этом одна из его самых мучительных забот. В этом смысле он был даже не постимпрессионистом, а подлинным реалистом. Бедное мое. Но это не мешает ему делиться тем немногим, что у него есть и, если кто-нибудь из посетителей отказывается сесть с ним за его скромную трапезу, Танги обижается.
По своей обычной методе писатель сперва накопил груду выписок, затем порылся в воспоминаниях, получил у одних, у других людей сведения о том о сем, о торговцах картинами, о любителях искусства (вплоть до Шоке под именем господина Гю), об инвентаре художника, разузнал всю подноготную о натурщиках и натурщицах, вникнул в интриги Салона. Я прихожу на мотив и теряюсь в нем. Он возвращается сюда из лета в лето, бродит по карьерам Бибемю (Bibemus), обходит гору Сент-Виктуар, посещает маленькие городки и деревни вокруг, насыщается образами местной природы, концентрированными, наполненными энергетикой. Страшная вещь успех.
- Отправить запрос на изготовление копии
- 8 самых красивых мест в мире по мнению Михаила Кожухова
- Самые интересные замки долины Луары
- 10 самых интересных железнодорожных маршрутов в мире
- СтраницыКомпанииИскусство и развлеченияКинотеатрАртЛекторий в Кино
Сезанн не задерживается у Золя. Сквозь пенсне Золя смотрит на живой прототип героя своего произведения. Говорят об искусстве, говорят о науке. Сезанн живет «у подножия холма». Гора изображена Сензанном более чем в 60 картинах. Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями.
За те два года, которые Пикассо прожил в этой части Прованса, он написал самые известные портреты своей последней жены Жаклин, серию картин по мотивам полотна Мане «Завтрак на траве», создал несколько скульптур. Несколько позднее, в феврале, Валабрег просит Сезанна приехать к нему в Экс. Затем все перетасовал и без дурного умысла, беззлобно и простодушно написал книгу. Как в воду канул. Одержимый страхами, он все больше поручает себя заботам матери и сестры.
- Словари и энциклопедии на Академике
За табльдотом, среди незнакомых людей, он необщителен, ни с кем не сближается, за исключением одного пруссака, выказывающего художнику «немного симпатии». Но вернемся к растущему Полю. Он капитулировал. Это рукопись его романа, следующего, 14-го тома «Ругон-Маккаров» это «Творчество», роман о Клоде Лантье, роман о Сезанне, который писатель начал править два с половиной месяца назад. Несказанность. Он писал до последнего вздоха.
Одна лишь видимость дружбы. Старые привязанности отошли в прошлое. Ту поддержку, которая более чем когда-либо была ему необходима.
Вместе с тем позднее творчество С. было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значительной отвлечённости живописных построений. Красная занавеска на единственном окне наполняет комнату розоватым отсветом. Три года.
Но ведь это напрасная трата времени. » Конечно, отчасти виновата и Гортензия. Что бы ни говорил Сезанн о «несбыточных мечтах», он прекрасно знает, что писать ему необходимо, что писать он будет до последнего вздоха. Но нет покоя в душе у Сезанна. Жизнь ускользает, та жизнь, что совсем близко, рядом, только руку протянуть. Какая разрушающая сила таится в нем – люди предстают во всей их обнаженности. Сезанн злится, на долгие дни исчезает из дому.
Мария подчас внушает страх невестке, которая ведет себя скромнее скромного. Но Сезанн страдает. Он принял все необходимые предосторожности. Разумеется, в родном Провансе.
Скоро ему стукнет пятьдесят. Одно лишь воображение. Он будет огибать «сезанновские» места и протянется через прибрежные города Марсель и Тулон. Подчёркивая структуру предмета, «утяжеляя» форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т. Там он завоевывал художественную сцену, а жил и творил на родине, в Эксе.
Научные работы – в сотрудничестве с Гастоном де Сапорта Марион опубликовал девятнадцатитомный труд «Эволюция растительного царства», – разнообразная деятельность, приближающееся сорокалетие не погасили в этом человеке увлечения искусством. Да разве я знаю, что он с ним сделал. Несмотря на дружбу с Сезанном, Золя в конце концов соглашается с мнением жены: «Становится неприличным сохранять дома, на виду у посетителей, полотна этого неудачника». Сын, как всегда, ее любимец (о нет, нет, только не Мария, она слишком властная, что ни говорите, «это не то»). Но, как ни изолирован Сезанн, он не прекращает трудолюбивых поисков. Чего только не приходилось им сносить от этого нелюдима, грубияна.
С 1870-х гг. Ничего особенного. В середине июня Сезанн появляется в Париже и находит приют у Ренуаров в Ларош-Гюйоне. Слишком быстро, «проклятые», вянут.
Когда в жизни Поля происходит перелом к творчеству. Правда, понять искусство реформатора тогда смогли лишь избранные. Однако Сезанн 151 не только пейзажист. И семья, в которой он вырос, была отнюдь не маленькая.
Ах, этот бедный Поль. Ему необходимо уехать, переменить место. Сезанн сомневается, начинает полотна, которые его не удовлетворяют и тут же отбрасывает их. Все на той же картине «Гора Сент-Виктуан» мы можем увидеть и геометрию и систему параллельных горизонтальных линий, выстроенных при помощи полей, виадука, крыш домов – она тянется до подножия горы. Да, его жизнь целиком отдана живописи, но не закончится ли она ужасным поражением. Серия автопортретов, написанных в разные годы, 151 лучшее «пособие» по изучению отношения художника к себе и миру.
1877, Колумбус, шт. Впрочем, даже эта дружба отныне кажется ему бессмысленной. И делал это всю свою сознательную жизнь. Сезанн изучает ее структуру, вычисляет объемы.
В любой победе таится зародыш грядущего поражения. Он разоткровенничался. Единственная значительная сумма в 3 тысячи франков была выручена за одно из полотен Моне. 8 лет — столько понадобилось кураторам выставки «Иероним Босх. Попробуйте просто заслонить рукой ствол и вы увидете, что иллюзия исчезает.
А дерево, тянущееся снизу вверх по всей левой стороне холста, создает ощущение глубины – этот прием создает иллюзию, будто гора и поля находятся в отдалении (несмотря на то, что написаны «ближе», чем они есть, не в пропорции). Критик утверждает, что «начатый портрет – очень удачная работа» и долг художника перед самим собой ее закончить.
На это дерево. Страдает, убеждаясь, что его друг и вправду «поглупел». Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена. Он ни у кого не бывает. Но Сезанн не испытывает никакого удовольствия. Ему уже 51 год.
И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить» (realiser), то только перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе. Тщетно обыскав вокзал, он предполагает, что художник укатил в Прованс. Нет больше сил топтаться в Ларош-Гюйоне. Сезанн работает. Сезанн одинок Книги Золя по-прежнему единственные вестники, доходящие до него извне.
Как мало нужно, чтобы привести Сезанна в отчаяние. Золя в своем романе «Творчество» несколькими фразами заклеймил бесполезность подобных восторгов, высмеял энтузиазм Шоке и тот благоговейный трепет, с каким он уносит к себе полотна Сезанна – «полотна сумасшедшего, которые он повесит у себя рядом с картинами замечательных мастеров». На его огромном рабочем столе лежит рукопись, которая с каждым днем увеличивается на несколько страниц – «nulla dies sine linea» – «ни дня без строчки». Однако мастер вносит коррективы в принципы линейной перспективы, господствовавшие в европейской живописи со времен Ренессанса, приближая трактовку глубины пространства к более естественной, соответствующей зрительному восприятию (так называемая «перцептивная» перспектива), он добивается передачи пространственных планов с помощью градации цвета (Шато Медан, 1880, Цюрих, Кунстхауз Панорама Овера, 1873—1875, Чикаго, Институт искусств Деревня на севере Франции, 1879—1882, Сан-Франциско, Дворец ордена Почетного легиона Овер-сюр-Уаз, 1879—1882, Цюрих, частное собрание). Единственный, с кем, пожалуй, можно было бы поддерживать отношения, это Нума Кост. Ведь немногим более ста лет назад сам мастер считал большой удачей, если продавал свои холсты по 40 франков (для сравнения: 20 франков в месяц тогда, в конце XIX века, стоила комната в Париже, а за 10 франков в месяц художник мог обеспечить себя красками и холстами).
Но встречаться с Сезанном. И вот однажды этот господин Гоген похитил его у меня. над самой пристанью», в том месте, которое называется кварталом Замка. При любой перемене погоды, при любой игре света художник видит неизменную сущность провансальской земли с ее скалистыми нагромождениями, ее извечную историю. Вдобавок ко всему еще эта мерзость, безвкусица. Страх сжимает горло, он охвачен страстью. Острые боли заставляют его время от времени прерывать работу.
Сезанн последует за ним. Недели, месяцы пишет Сезанн полотно за полотном, силясь скомпоновать все эти элементы, слить их в одно органическое целое, передать их красоту с той правдой действительности, которая и делает картину абсолютной. В более ранних произведениях, относящихся к 1880-м годам (таких, как «Гора Сент-Виктуар с большой сосной», 1886 – 87), гора ещё не является совершенной доминантой композиции, будучи просто одним из элементов пейзажа.
А. С. Нет, он больше не поедет к своему другу.
Разумеется, в родном Провансе. Впоследствии Сезанн запечатлел этот мост в ряде картин из серии, а на «Пейзаже с виадуком, гора Сент-Виктуар» (1885 – 1887) – движущийся по нему поезд. Так компоновал Веронезе». Шесть картин Сезанна дали в общем ничтожные деньги – 902 франка.
Разумеется, Сезанн пытается писать – живопись всегда для него большая поддержка. Здоровье его расшатано. Какая-то старая женщина с вязаньем в руках по привычке подошла к месту, где писал Сезанн.
Полностью меняется восприятие ветвей. Всматриваясь в расстилающийся перед ними пейзаж. «1882 год. Ведь этот ребенок, обожаемый отцом, самый верный ее козырь.
У праха нелюбимого отца Сезанн внезапно ощутил чувство глубокого волнения. С творческим горением, с окрыляющей уверенностью «хочу одним-единственным яблоком удивить Париж» покончено. Мертв. Моделями ему послужат крестьяне.
Я прибегаю к твоей помощи и умоляю отпустить мне мои грехи да будут благословенны мудрецы. Вначале Сезанн пытался воздействовать на него голосом или палкой. Их натуры где-то в глубине схожи между собой Сезанн обуздал свою натуру, подчинил ее законам искусства, в котором хочет следовать классикам, но в художнике все бурлит, возмущается и, порой взрываясь, он привносит в тщательно обдуманные полотна неожиданный акцент: нарядность в присущую им аскетическую строгость и те досадные «промахи», которые составляют мучительную драму его творческой жизни.
Взбешенный художник возвращается к себе в Жа де Буффан. над самой пристанью», в том месте, которое называется кварталом Замка. С поразительной легкостью переходит он от воодушевления к отчаянию, от смеха к слезам. Быть может.
Несвоевременное вторжение гостей удивило Ренуаров. Он нуль.
В этом отношении он неумолим. И Сезанн дал себе слово: больше он в Медан не вернется. Писатель удивлен нетерпением Сезанна. Они показывают его неуверенность в себе, преклонение перед великими. Он старше Сезанна на пятнадцать лет, ему скоро минет шестьдесят121.
Мир застыл. На этот раз настроение у Сезанна самое мрачное. Но Сезанн страдает. Нет, нет.
Как уловить ее, как объять во всех проявлениях. Впрочем, ему везде плохо. Лениво разглядывает Амбруаз Воллар «Сезаннов» в лавке Танги. В свое время художник отдал дань дендизму.
Художник становится нетерпим, несдержан. уплотнённость, пластическое богатство предметного мира («Персики и груши», конец 1880-х гг. Все как у обычного человека.
В них – душа Сезанна. Прах Пабло Пикассо захоронен во внутреннем дворе замка Вовенарг. Выждем. Он читает и перечитывает эту маленькую новеллу Бальзака: десять лет Френхофер, гениальный художник, работает над полотном «Прекрасная Нуазеза», своим шедевром, который он тщательно ото всех скрывает. Сезанн не ждал, никак не ждал глубокого понимания со стороны Золя. «Отшельником из Экса» Сезанна прозвали его современники.
Одинокий дом в скалистой пустыне, обрывистый, выжженный солнцем холм, селение, раскинувшееся у его подножия, скалы, нависшие над морем, по очереди завладевают вниманием художника. А еще это и это. » Новички ничего не покупают и, хотя папаша Танги постепенно заражает их своим восторгом «Сезаннами», сам он по-прежнему остается бедняком. Первый план -прочная опора для второго, второй — для третьего. Вопреки воле властного и деспотичного отца (от которого он материально зависел в течение всей жизни) Поль уезжает в Париж (1861), чтобы стать живописцем.
Тишина. Сезанн мечется, ездит то туда, то сюда, все, что творится вокруг, его не касается. Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями. Впрочем, как ни приятно ему это уважение, но оно так мало значит. Дни идут. Сезанн вырывает предметы из потока времени, чтобы вернуть их вечности.
Выводя толстым пальцем кружки, Танги любил говорить: «Взгляните на это небо. По словам историка искусства Готфрида Бёма, автора монографии о Сезанне, в многочисленных вариациях одного и того же сюжета художник стремился осуществить «синтез постоянства и изменчивости»8. Если картина не удалась, ее швыряют в огонь и начинают новую». Сент-Виктуар – его отдых, радость, его вера в себя. И вдруг начинает неистово колотить по столу. Церковь – это прибежище.
Френхофер, Френхофер. «Отец», – шепчет Сезанн. Задетый за живое, Сезанн говорит, указывая на небо: «Нет ничего, кроме этого», – и, взволнованный увиденным и услышанным, художник исчезает в толпе.
Что ж. Он ответит Золя. Пейзажи Эстака, «Купальщицы», портреты – Гортензии, сына, автопортрет, – натюрморты, одно сменяет другое. Он все упустил.
В глазах Сезанна она сохранила прежний авторитет, она, по его словам, «старшая». Остальные, разумеется, любезны, но их сочувственные взгляды выводят его из себя. Вентури). «Пошлый мещанин — вот кем теперь стал Золя. » Однажды Сезанн, явившись с опозданием, перехватил насмешливый взгляд, которым его друг обменялся со служанкой, завидев его внизу у лестницы, запыхавшегося, обремененного свертками, в помятой шляпе. Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена. Ничего значительного, просто пробует свои силы в перепродаже картин. Кончено.
Незыблемость и суровость этой горы, ее мощь и несокрушимость не тронуло время и она спит безмолвным и вечным сном. Никого вокруг. Эти натюрморты для Сезанна лишь эксперименты, упражнения.
Золя любит поесть и потому полнеет. Кратковременное пребывание на случайных квартирах, которые Сезанн всегда покидал внезапно, не волновало Гортензию. Видения гения», чтобы получить на выставку большую часть живописного наследия Босха. Где же он берет эту природу.
Только латиняне способны продолжить традиции классицизма. Моральная подавленность сказывается на здоровье Сезанна. Ободренный, Сезанн возвращается к Жеффруа и сеансы начинаются снова. 13 июля он уведомляет об этом Золя.
Виадук, 1906, обе — Нью-Йорк, Музей Метрополитен Гора Сент-Виктуар, ок. Он ставит свой мольберт на берегу Невшательского озера или в долине реки Арез. На черный день он запасся тонной солдатских сухарей. Юноши вынуждены простаивать долгие часы, не меняя позы.
Но прежде чем покинуть Париж, он провел некоторое время у Золя. Лучше уйти, уединиться. Сезанн по-прежнему угрюм, беспокоен, обуреваем сомнениями. Он прекрасно знает, что не может быть и речи о том, чтобы сохранить достаточно шаблонную и маловыразительную композицию, какую он видит на картине в музее. «Женись на ней, женись наконец. » – не перестает твердить Мария, заводя разговор о Гортензии. Он забыл о бесчисленных мелких придирках, которыми Луи-Огюст постоянно изводил его.
А если эти чужие люди шпики. Лишь четыре дня спустя от него пришло письмо, помеченное почтовым штемпелем: Женева. В ноябре он возвратился на зимнюю квартиру в Эстак, куда вскоре приехала мать.
Так или иначе, Поль просит отца оплатить ему курс живописи в местной художественной школе. Спустя некоторое время после их отъезда Сезанн и сам уезжает в Эстак к Гортензии. Удивительный «Сад земных наслаждений» и пронзительный «Се, Человек. », самый необычный в истории образ Иоанна Крестителя и триптих «Воз сена» и сейчас поражают тем, как причудливо Босх сочетает несочетаемое и использует метафору в живописи. Американская художница Мэри Кассат, друг Моне, увидев впервые Сезанна, приняла его за разбойника, головореза, «a cut-throat», но это впечатление быстро рассеялось и она поняла, что «разбойник» застенчив и кроток, как дитя. — Отсюда открываются прекрасные виды, но это не вполне живописные мотивы.
В них даже есть нечто магическое и многие приезжающие сюда иностранцы очень удивляются тому, что пейзаж остался таким же, каким его видел художник». Филипп Сезанн, защищающий «моральные права» своего прославленного предка, заявил, что проложить железную дорогу через столь живописную местность, с ее соснами, кипарисами и красными черепичными крышами, – все равно что нанести столь любимому его прадедом пейзажу «кровавый удар мечом». Потомок Поля Сезанна оказывает большую поддержку приобретающей все большую огласку кампании против строительства отрезка скоростной трассы от Экс-ан-Прованса до Ниццы. Пора возвращаться. Белоснежные воротничок и манжеты, бархатное пальто, жемчужно-серые перчатки, трость с золотым набалдашником, можно сказать, «персонаж Тициана, покинувший раму». Сад превратился в парк с вновь посаженной липовой аллеей.
Золя взволнован и слегка смущен. «Благодарю тебя за присланную книгу, – пишет он другу, – за то, что не забываешь меня в моем уединении». Огайо, Художественный музей) художник подчеркивает одухотворенность, сложность внутреннего мира, однако драматизм, ощущение духовной силы исходящие от портрета, отражают не только индивидуальность модели, но, быть может, в еще большей степени трагизм мироощущения самого автора. Помимо самой горы, на них присутствуют долина реки Арк, виадук, сосна, замок Шато-Нуар, Бибемюские каменоломни3. Пресса спешит откликнуться на книги Золя.
Вот почему Сезанн никогда не устает смотреть, как Монтичелли работает. Небольшой приятный городок вполне во вкусе Гортензии. Сезанн исчез. В те вечера, когда Монтичелли слушает музыку (он обожает оперу и цыганские хоры), он, взбудораженный, почти невменяемый от только что услышанного, торопливо возвращается в свою мансарду, «зажигает все светильники, какие только может у себя найти» и работает, «пока хватает сил». Фильм «Загадочный мир Иеронима Босха» предлагает послесловие к выставкам, которые прошли в голландском городе Хертогенбос и в музее Прадо в Мадриде в 2016 году. Он приносит своему хозяину немало огорчений. Однажды они целый месяц бродили с мешком за плечами по холмам между Марселем и Эксом. Забыться в женской любви.
Уступив настояниям Марии, Сезанн начал ходить в церковь. Жеффруа беседует с ним о Моне. Однажды, гуляя по улицам, Сезанны увидели антирелигиозную демонстрацию. Исступленный, галлюцинирующий, озверелый, он либо проклинал живопись 151 «это собачье ремесло», либо в хмельном порыве безудержной радости заявлял: «Когда я пишу, у меня такое ощущение, точно я сам себя щекочу». Это позволяло ему делать его мастерское владение кистью и карандашами.
Сезанну по душе их сдержанность, степенность, склонность этих тяжелодумов к размышлениям. Сезанн (Czanne) Поль (19. 1. 1839, Эксан-Прованс, — 22. 10. 1906, там же), французский художник, ведущий мастер постимпрессионизма. Почти две тысячи франков уплачены за полотна Писсарро. Когда Моне закончил речь, Сезанн посмотрел на него печальным полным укоризны взглядом. Лучше исчезнуть. Лучше отойти.
Годен на съедение собакам. Здесь и только здесь он бывает самим собой.
За «Терезу Ракэн» изданную в 1868 году, Золя получил 13 тысяч франков авторского гонорара. Тогда он скатывает его, ломает о колено и отшвыривает в дальний угол комнаты. Абсолютно равнодушный ко всему, что волнует отца, Поль – натура сугубо уравновешенная, с ярко выраженной практической жилкой.
Художник этот, с которым Сезанна связывает горячая дружба, – собрат по неуспеху, человек тоже всеми осмеянный и презираемый – Адольф Монтичелли. «Что случилось. » – недоумевает Золя. Однако не все ответы таковы. Он вдруг решает вернуться в Экс. Неподалеку от Сент-Виктуар находится древний замок Вовенарг (Chteau of Vauvenargues), связанный с именем Пабло Пикассо, который купил его в середине прошлого века. У Сезанна слишком тяжело на душе, чтобы задерживать на этом свое внимание.
– что забыл осведомиться на почте, где его ждало «до востребования» письмо Золя. Амбруаз Воллар, прищурив глаза, с безразличным видом присматривается к обстановке, наблюдает «славного папашу Танги» и его клиентуру, прислушивается к разговорам в лавке. И пишет. Несчастный, неудавшийся талант.
Надо работать наперекор всему, писать, настойчиво совершенствовать свое мастерство, дойти до предела в дерзаниях – до предела в живописи. Гортензии, той все нипочем.
Почему отшельник. Впрочем, даже эта дружба отныне кажется ему бессмысленной.
Сомнения нет – перед нами один из величайших художников мира, но – не прискорбно ли это. Век за веком сначала римские рабы, затем наемные рабочие «срезали» землю, уходя все глубже и создавая причудливый пейзаж из ущелий, образованных пластами вырубок. Уже три года, как этот человек состоит депутатом Экса и абсолютно поглощен политикой. Не отказывай мне в этой услуге, я не знаю, куда кинуться». Обед привел Сезанна в прекрасное расположение духа. Имя Сезанна постепенно приобретает известность. «Жизнь в Жа де Буффане, – пишет Сезанн своему другу Золя, – не очень-то веселая».
Но не проходит и сорока восьми часов, как все планы Сезанна снова рушатся. Он больше не в состоянии оставаться в Ларош-Гюйоне. «Женись на ней, женись наконец. » — не перестает твердить Мария, заводя разговор о Гортензии. Пушкина).
Поразмыслив, Сезанн, должно быть, почувствовал некоторую неловкость – всегда он обременяет Золя своими просьбами – и в постскриптуме добавил странную фразу: «Я человек маленький и не в состоянии оказать тебе никакой услуги, но я уйду из этого мира раньше и постараюсь исхлопотать для тебя у Всевышнего тепленькое местечко». Сезанн — человек мощного творческого темперамента, суровой воли, сильных чувств.
Он действительно являлся настоящим трудоголиком, посвятившим всю свою жизнь живописи. Мелкий укол самолюбию – и он страдает от обиды. Продолжать разыгрывать дружбу, взаимопонимание. Будем относиться с интересом к каждому новому дерзанию. Сезанн предельно возбудим. Прошли те времена, когда его пинали все, кто мог, когда газета «Ле Пти Паризьен» позволяла себе следующие высказывания: «Это своенравный, вспыльчивый, поистине непримиримый художник.
«Пошлый мещанин – вот кем теперь стал Золя. » Однажды Сезанн, явившись с опозданием, перехватил насмешливый взгляд, которым его друг обменялся со служанкой, завидев его внизу у лестницы, запыхавшегося, обремененного свертками, в помятой шляпе. Хочу просить об одной услуге, ничтожной для тебя и весьма значительной для меня. Он не художник Севера и не художник Иль де Франс. Она ведет беззаботный образ жизни, который ей так по душе. «Он самый сильный среди нас, – замечает Сезанн, – Моне, я ему даю место в Лувре».
«Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы. » – говорит Сезанн. Знал бы Сезанн, каким баснословным эквивалентом оценивают потомки его талант. В Швейцарии он чувствует себя чужим. Этот бедняк превратил жизнь в чудесную грезу.
Посещал рисовальную школу в Эксе (1858—62) и Академию Сюиса в Париже (1861—65). В более ранних произведениях, относящихся к 1880-м годам (таких, как «Гора Сент-Виктуар с большой сосной», 1886—87), гора ещё не является совершенной доминантой композиции, будучи просто одним из элементов пейзажа9. Быть может, он ошибается, быть может, никогда не сумеет «теоретически обосновать результаты своих попыток».
«Мгновенье уходит и не повторяется. Там снимает «маленький домик с садом. Для реализации своих замыслов и идей Сезанн предпочитает жанр натюрморта. «Эскизы сплошным потоком» спускаются с потолка до самого пола, где, скопившись, образуют «оползень брошенных вперемежку полотен».
Однако есть и другой вариант – более длинный «южный» путь. И какие. Кончен.
Почитатель классического пейзажа, он считает необходимым «вернуться к Пуссену через природу». А. С. Пушкина, Москва), пейзаже («Гора Сент-Виктуар», 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте («Натюрморт с апельсинами и яблоками», 1895—1900, Музей импрессионизма) изображаемые С. объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе. Скоро смерть. По поводу двух из них Гоген пишет жене в ноябре: «Я очень дорожу моими двумя полотнами Сезанна, поскольку у художника мало законченных вещей, но придет день и они станут большой ценностью», – предсказывает Гоген. Так, в своей мастерской на улице Ботрейи он жил «среди ужасающего беспорядка.
Их полотна раскупают и часто платят большие деньги. Катастрофа. Красная занавеска на единственном окне наполняет комнату розоватым отсветом. Резкая, требовательная, с мрачным характером.
Сезанн злится, на долгие дни исчезает из дому. В 1884-м – «Радость жизни» и в марте того же года – «Жерминаль». Однако это не мешает старым спорам вновь разгореться. Впрочем, его мастерство непрерывно совершенствуется. Но эти встречи лишены для него всякого интереса.
И надо признать, все действительно оборачивается как нельзя хуже. В октябре он снова уехал в Экс с мыслью не возвращаться в столицу. 95 килограммов веса, 1 метр 10 сантиметров объем талии. Думая иногда о Гойе и герцогине Альба, Сезанн вздыхает. Смерть уже коснулась Луи-Огюста своим беспощадным резцом. Но это не мешает Сезанну безгранично восхищаться сыном.
Где же он берет эту природу. Их отправляют на чердак. Сезанн убежден, что Монтичелли, этот алхимик цвета, с ошеломляющей быстротой создающий картину за картиной, почти рельефные по фактуре и одновременно напоминающие блестящие эмали, владеет «только ему одному известным секретом растирания красок»127. Область Эстака неотступно владеет мыслями художника.
Гора Святой Виктории влечет Сезанна не «своей объемной массой, но своим внутренним светом Дорога, ведущая по долине к горе, — это дорога из мрака к свету Кажется, будто Сезанн тихо читает вечернюю молитву» (Л. Брачная церемония – лишь формальность. Кост заполняет свой досуг учеными трудами, пишет политические и научные статьи для местных газет. С болью в сердце Сезанн примиряется со своей судьбой. Их натуры где-то в глубине схожи между собой Сезанн обуздал свою натуру, подчинил ее законам искусства, в котором хочет следовать классикам, но в художнике все бурлит, возмущается и, порой взрываясь, он привносит в тщательно обдуманные полотна неожиданный акцент: нарядность в присущую им аскетическую строгость и те досадные «промахи», которые составляют мучительную драму его творческой жизни. Эти радужные планы, благодаря которым Сезанн принял Алексиса с исключительной приветливостью (художник подарил ему четыре картины), не соответствуют напряженной атмосфере, царящей в семье Сезанна.
По словам историка искусства Готфрида Бёма, автора монографии о Сезанне, в многочисленных вариациях одного и того же сюжета художник стремился осуществить «синтез постоянства и изменчивости». Они пишут. Все вокруг раздражает художника, даже собственная жажда перемены, толкающая его, точно загнанного зверя, в дорогу. Шоке умер. Не в пример сыну отец «выразил» себя. Неудачи больно задевают его.
И Сезанн дал себе слово: больше он в Медан не вернется. Близок день, когда каждое из этих полотен будет стоить много дороже пятисот франков, отныне Танги считает своих «Сезаннов» «бесценным сокровищем». Жена и сын так привыкли к странностям Сезанна, что его отсутствие их не беспокоит. Отношение сына к жене поддерживает в ней это чувство. Сезанн, притворяясь, будто все в порядке, пытается работать, пишет пейзаж в Ларош-Гюйоне.
То, что сегодня нас так удивляет, возможно и есть живопись завтрашнего дня. Сезанн узнает себя в этом человеке. Ничего. Он издерган. Весь район Эстака неотступно владеет мыслями художника.
Но своим помрачненным сознанием он этого не понимал. Его мысль о «власти» над моделью важна для понимания художественных идей Новейшего времени: художник утверждал право на собственное видение мира, на волевую трансформацию натуры. Особенно выразительны картины, моделью для которых послужил негр Сципион (Скорбь, 1864—1868, Париж, Музей Орсэ). «Аминь. » – отвечал мальчик-певчий.
Он продолжает заниматься живописью его полотна приняты в Салон. Сезанн покоряется. И вовсе не спешит переменить место жительства. Оллер не растерялся, он не намерен сдаваться. Вот, например, место рождения картины «Красные скалы» (1900).
Он ждет писем от Фанни, которые Золя (Сезанн просил его об этом сразу же по своем приезде в Париж) должен отправлять ему «до востребования». Белоснежные воротничок и манжеты, бархатное пальто, жемчужно-серые перчатки, трость с золотым набалдашником, можно сказать, «персонаж Тициана, покинувший раму»122. Сегодня «Ругон-Маккары» насчитывают 13 томов. Его творческий накал доходит до исступления.
Маршрут «Париж 151 Экс» становится для него также постоянным. Несколько позже Моне, радуясь тому, что доставил Сезанну такое удовольствие, задумал устроить новую встречу. 1878, Париж, частное собрание Натюрморт с драпировкой, ок. Только латиняне способны продолжить традиции классицизма. Он одинок. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах веществ.
Скитания приводят Сезанна в Марсель. То ли я обезумел, то ли в здравом уме. Кроме Поля в доме росли две сестры, с которыми он поддерживал теплые отношения.
«Постоянная борьба, ежедневная десятичасовая работа, предельная самоотдача. Поболтав с братом Байля, Изидором, ныне адвокатом, Сезанн ворчит: «У него вид смазливого судейского гаденыша». Борьба между темпераментом и разумом никогда не проходит безболезненно. По системе Сезанна учат студентов, а знаменитые художники, от абстракционистов до гиперреалистов, создают ему «Hommage» 151 посвящения и преклоняются перед даром гения.
Правда иной раз Танги, заинтересовавшись каким-нибудь полотном и желая «отвадить» покупателя (он всегда с болью душевной расставался с любым произведением), назначает аховые цены – вплоть до 400, 500 и 600 франков при таких цифрах покупатель, разумеется, «остывал» и больше не настаивал на покупке. Страдает, убеждаясь, что его друг и вправду «поглупел». И в свою очередь, едет туда следующим, отходящим на юг поездом. Вот уже пять месяцев, как они покинули Францию.
Вот почему Сезанн никогда не устает смотреть, как Монтичелли работает. О, этот Гоген.
С лихорадочным блеском в глазах разглядывает Сезанн эту красивую девушку из Прованса. В поздних картинах серии часто видят истоки кубизма и абстракционизма. Написав книгу «Творчество», он вывел в ней главного героя, в котором узнавали Сезанна. Вокруг ни малейших следов присутствия человека. 1883 год. Будь то в портрете (например, Л. Гийома, 1879—82, Национальная галерея, Вашингтон), фигурной композиции («Пьеро и Арлекин», 1888, Музей изобразительных искусств им.
Почему из Экса 151 понятно. После двадцати лет страстной одержимости дойти до такого состояния, так опуститься. Вместо этого он днями сидит в Лувре, копируя классиков. Благодаря Э. Золя (другу детства) и К. Писсарро (соученику) сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими импрессионистами. Но ему достаточно собственного воображения.
Они показывают его неуверенность в себе, преклонение перед великими. Теперь Сезанн корпит в своей мастерской на улице Валь де Грас над картиной с двумя фигурами – сценой из «Масленицы» («Марди гра»), моделями для которой служат его сын Поль в костюме Арлекина и сын сапожника Гийома в костюме Пьеро. Против ожидания она находит в Марии союзницу, хотя та ее презирает.
Творчество Сезанна оказало существенное влияние на развитие ряда направлений XX столетия, на становление таких мастеров, как Матисс, Пикассо, Брак, Дерен, на русских «сезаннистов» — Лентулова, Машкова, Кончаловского, Удальцову, Фалька и других. Год 1883-й тоже промелькнул как сон. Его современники 151 барбизонцы и импрессионисты 151 давно уже забыли про музеи и работают на пленэре, стараясь уловить «впечатление» (impression), а Сезанна вдохновляют классицисты и романтики, Пуссен и Делакруа. А. С. Пушкина).
Однажды они целый месяц бродили с мешком за плечами по холмам между Марселем и Эксом. Странная загадка эта живопись. И со многими предосторожностями принимается за работу.
Но внутренняя тревога мешает ему сосредоточиться. В этом одна из его самых мучительных забот. И вовсе не потому, что его дружеские чувства к Золя иссякли. Но Гортензия, та рассуждает по-иному.
За домом высятся поросшие соснами крутые скалы. Мария ценит умение Гортензии стушевываться и мать Сезанна это ценит. Сезанн не терпит ни малейшего проявления усталости.
Я стараюсь наполнить свои полотна деталями, чтобы работать правдивее и совершеннее. Сезанн легко раним.
Вода и листва будто спят каменным сном. Достаточно увидеть «Автопортрет в фуражке» 18731511875 годов из Эрмитажа, «Автопортрет на розовом фоне» 1875 года или «Автопортрет» 18771511880 годов (оба из музея Орсэ), чтобы почувствовать силу его личности. Если с вами на выставку пришла женщина «в интересном положении», ни на секунду не задерживайтесь у «Портрета мужчины» кисти господина Сезанна. Тишина.
Ибо надо сознаться, что никто никогда еще не видел этого Сезанна. Он избрал мотивом старую Гарданну. Мы воспринимаем токи мощной духовной энергии исходящие от полотен мастера. В конце декабря Сезанна, в свою очередь, навестили проездом в Париж Моне и Ренуар, возвращавшиеся с итальянского побережья. Некому довериться, не с кем поговорить в минуту тоски.
Доходы его ничтожны. Нет, он больше не поедет к своему другу. Вскоре он будет так же богат, как старый Луи-Огюст. Радостное возбуждение Сезанна так велико, что друзья Моне изумлены. К тому же вновь обостряется его мизантропия.
Мир застыл. Уже ранние работы нарушают законы прямойперспективы: все линии в пространстве искривлены, предметы предстают преувеличенно весомыми иобъёмными, а пространство – сферическим. В классически ясных и спокойныхпейзажах перспективные линии не сходятся в одной точке, а закругляются «как по краю блюдца» дальниепредметы приподнимаются и увеличиваются. Куда вы направляетесь, Сезанн. » И Сезанн рассказывает Монтичелли о своих намерениях. Он одинок. Борьба между темпераментом и разумом никогда не проходит безболезненно. Поль Сезанн.
В этом все. Как далек он теперь от импрессионизма. Она и сама обожала менять места, кочевать по гостиницам. Заведены оранжереи, голубятня, образцовый птичий двор. Сезанн живет «у подножия холма».
В октябре он снова уехал в Экс с мыслью не возвращаться в столицу. «Жизнь в Жа де Буффане, — пишет Сезанн своему другу Золя, — не очень-то веселая». Жалкий, жалкий Сезанн. Здесь и только здесь, он бывает самим собой. В рейтинге самых «ценных мастеров» художник занимает четвертое место после Пикассо, Клода Моне и Ван Гога. Но прежде чем покинуть Париж, он провел некоторое время у Золя.
В отличие от импрессионистов, устремлявшихся в своем творчестве в погоню за ускользающим мгновением, Сезанн надеялся превратить «импрессионизм в искусство такое же прочное и долговечное, как искусство музеев». И все-таки исповедуется, причащается, находит в мессах успокоение и отдых. Мария ходит за Сезанном по пятам, выслеживает, укоряет, не дает ему опомниться. В свое время художник отдал дань дендизму.
да что я знаю. Отныне оторванный от парижского общества людей искусства, Сезанн в немом общении с родным краем чувствует, что именно эти требования должны стать основой его искусства.
И ради этого забыть обо всем. » – восклицает Сезанн. Лучше отойти. Одиночество тяжелым грузом ложится на сердце Сезанна. Ни дуновения. Разве пишут для денег. О нет, нет. С 1874 участвовал в нескольких их выставках постоянно (кроме 1882) отвергался жюри Салона. 15 октября 1877 года была открыта железнодорожная линия Экс – Марсель.
Ничто больше не нарушает однообразного течения времени. А я, что прикажете делать мне. «Да почиет в мире», – читал священник. Впрочем, лучше он немедля отправится к Золя, возьмет у него лодку и начнет работать. Сегодня он позволил этой силе расцвести.
С одной стороны, Жорж Леконт в своей книге «Искусство импрессионизма» воздает должное «искусству очень здоровому, очень цельному, которого часто достигал – почему в прошедшем времени. И мать хотела бы возможно дольше видеть Поля подле себя. «Пишу тебе, рассчитывая на ответ. Но настал день и художник, опьяненный удачей, соглашается показать друзьям картину.
Он старше Сезанна на пятнадцать лет, ему скоро минет шестьдесят. Что еще он может ждать от будущего.
Как утверждает Филипп, его прадед пришел бы в ужас, если бы узнал об этом. «Я был вынужден, – писал Сезанн, – немедленно прекратить работу, начатую у Жеффруа, так щедро предоставившего себя в мое распоряжение. Дошло до того, что сын Гийома, позируя в крайне неудобном положении, однажды упал в обморок. Художник издерган, взвинчен, все его отвращает.
Особенно это сравнение становится очевидным, когда оказываешься в карьерах Бибемю. Как далек он теперь от импрессионизма. Но многие полотна были тоже оценены не выше, чем полотна Сезанна. Ни дуновения. Здесь и только здесь он бывает самим собой. Она тащит мужа за собой в Веве, в Лозанну. Устроители выставки согласны и картину «Дом повешенного» (Шоке получил ее от графа Дориа в обмен на картину «Тающий снег в лесу Фонтенбло») покажут на Всемирной выставке.
В Марселе вспыхнула эпидемия холеры и, боясь заразиться, Золя отменил встречу с Сезанном. Строгость, скупость, текучая музыка объемов, красочных форм и плоскостей, постепенно отступающих в глубину, отличают его полотна. Но это отнюдь не значит, что Сезанн был одинок и несчастен.
Там снимает «маленький домик с садом. «Отсюда можно было бы увезти сокровища. В поздних картинах серии часто видят истоки кубизма и абстракционизма3. Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями.
Напротив, его всегда окружали родственники и друзья. Природа – место действия извечной драмы. Это даст ему возможность появиться в Медане по первому зову Золя. Но довольно цифр, хоть и убедительных, ведь речь идет об искусстве. Малейший шум для него нестерпимая мука.
Как бы там ни было, в 1892 году одна за другой вышли две статьи о Сезанне. В них есть нечто грандиозное, подлинная духовная мощь, они покоряют классической ясностью. Вокруг ни следа человеческой жизни. Сезанна, несомненно, радуют сообщения Танги.
Вот уже два года, как этот с виду скучающий молодой человек (креол по происхождению, зовут его Амбруаз Воллар) исподволь занимается продажей картин. Однажды Золя, кичась своими связями, рассказал Сезанну, что недавно обедал «у одной важной персоны» и художник не смог удержаться, чтобы не напомнить Золя о его письме. Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, С. стремится к созданию «классического» искусства (огражденного в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органического единства её форм.
Даже более того, со стороны история жизни Сезанна выглядит подозрительно спокойной. Полотно не поддается. Скитания приводят Сезанна в Марсель.
Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif) и в том же году начал писать картины, вылившиеся в целую серию, которой художник посвятил многие годы. Сезанн мечется, тоскует. Но, правда, делал он это практически в разных стилях. Но швейцарский пейзаж, столь отличный от провансальского, озадачивает Сезанна. Какой уж тут отшельник. Разные новые направления, дивизионизм вызывают у Сезанна смех: «Я люблю барона Гро, так могу ли я, по-вашему, серьезно относиться к разным глупостям. » Однако у беседующих есть темы, которых касаться нельзя.
Эта голова цвета нечищеных сапог выглядит так странно, что может оказать мгновенное впечатление и вызвать приступ желтой лихорадки у младенца еще до его появления на свет божий». Получает отличные оценки по арифметике и словесности, а вот в рисовании первым в его мальчишеской компании был Эмиль Золя, ставший затем великим писателем. В те вечера, когда Монтичелли слушает музыку (он обожает оперу и цыганские хоры), он, взбудораженный, почти невменяемый от только что услышанного, торопливо возвращается в свою мансарду, «зажигает все светильники, какие только может у себя найти» и работает, «пока хватает сил»124. Вот уже 3 июля, а от Золя все еще нет ответа. Сезанн-отец находится в Жа де Буффане.
Исследователи пожимают плечами. 1889 год. Он, Сезанн, ничего не получил. Спустя три недели, 28 апреля в мэрии Экса Сезанн зарегистрировал брак с Гортензией. Его учителем была сама природа. Он здесь родился, вырос, учился, работал, умер и был здесь же похоронен. И только Сезанн, единственный, не признан. В душе у Сезанна больше нет иллюзий.
Он не художник Севера и не художник Иль де Франс. На другом берегу Сены, на набережной дез-Орм тянутся маленькие серые домики с пестро раскрашенными вывесками лавок внизу и неровной линией крыш наверху. Та знает своего братца получше Луи-Огюста, ее не проведешь никакими ухищрениями. Он практически отказывается от иллюзии перспективы, превращая поверхность картины в плоскую цветовую мозаику11. Сестра Роза с мужем никак не решается уехать их младенец пищит.
«Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы — писал Сезанн. — Я вдыхаю девственную чистоту Вселенной. Отныне Сезанн живет в Жа вдвоем с матерью, почти калекой, – ей 81 год.
Сезанн восхищается невозмутимостью Монтичелли, завидует его счастливому дару довольствоваться тем, что тебе отпущено и не желать невозможного. И какой странный человек. Сезанн потрясен.
Через две недели после смерти Танги, 21 февраля, умирает Кайботт. Вместе с сыном она садится в поезд идущий в столицу. В данную минуту он берется за все. Он изверился. Меня мучит острое ощущение оттенков. Какая разрушающая сила таится в нем — люди предстают во всей их обнаженности.
Все между собой не ладят. Великий кубист, как и Поль Сезанн, попал под магическое очарование прованских гор, побуждающее творить. А дальше «бордель в том или другом городе и это все.
Его пейзажи Прованса залиты солнцем. И вовсе не потому, что его дружеские чувства к Золя иссякли. Писем нет, Фанни, видимо, не дорожит этой тягостной любовью.
И пустился в плавание, быть может длительное и ненадежное. Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого) — то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространственные планы, гармонично сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, С. добивается эпического звучания пейзажей с их панорамным, сферическим охватом ландшафта («Гора Сент-Виктуар в сумерки», около 1905, Музей изобразительных искусств им. А. С. Куда вы направляетесь, Сезанн. » И Сезанн рассказывает Монтичелли о своих намерениях.
«Я хотел бы обладать вашим уравновешенным умом, – пишет он Шоке. К сожалению, в Париже нет Марии, она бы призвала к порядку «вышеупомянутую» Гортензию, дала бы совет брату, как организовать семейный бюджет. Как будто и не прошло ста лет. После неожиданно свалившегося наследства – кто-то из друзей отписал Косту сто тысяч франков «на память и в доказательство уважения» – он ушел из армии и поселился в Эксе купив по дороге в Ламбеск деревенский домик, а против собора Сен-Совер довольно красивый особняк.
Вот почему он почти всегда стеснен в средствах. Писатель не заехал в Экс. Вскоре жизнь Сезанна становится невыносимой. Ответ подтвердил Оллеру правильность его предположения.
Сезанн знает, что работа над портретом будет длительной. Впрочем, ему везде плохо. Но, убедившись в том, что все усилия напрасны, решил подчиниться капризам животного. Сезанн, уверяет Бернар в своем метком высказывании, «открывает искусству заветную дверь: живопись для живописи». Однако вскоре Сезанн уезжает в Шантильи, где поселяется в гостинице Делакур.
Страшная вещь успех. см. Здешний климат – вечный довод Гортензии – вызывает у нее эмфизему легких. Несказанность. К моменту его появления гости уже сидели за столом.
Сезанн любил эти карьеры. Затем учился юриспруденции, работал в банке. В свое время художник отдал дань дендизму.
Сезанн настойчив, он снова шлет письмо. В покойном он потерял друга и одновременно своего единственного серьезного ценителя. Маршрут «Париж — Экс» становится для него также постоянным. (Другое дело, что его самого «сливки» парижского арт-мира признали не сразу. ) В какой-то момент Сезанн и сам заводит семью: его натурщица рожает ему сына.
Она привыкла к его длительным отлучкам, к перерывам в их беспорядочной супружеской жизни. Худой, бледный, трясущийся, он продолжал писать даже в постели. Марион все время по-дилетантски занимается живописью. Пока Сезанн не закончит работу, все предметы должны оставаться на месте. Кто же все-таки этот Сезанн.
Сезанну нигде не удается получить комнату: ни в Софоре, ни в Берсо, ни в Отель дю Нор. «Мы вместе прогулялись по городу, вспомнили кое-кого из знакомых, но ничто нас при этом не волновало. » – восклицает Сезанн. Для работ раннего «романтического» периода характерна экспрессия форм, линий, цвета бурные страсти, снедающие художника ищут выхода в живописи (Оргия, 1864—1868, Париж, частное собрание Похищение, 1867—1869, Кембридж, Музей Фитцуильям). С беззаботными прогулками покончено. Посещает студию Сюиса, знакомится там со многими художниками, в том числе с Писсарро и Гийоменом, посещает Лувр из современников увлекается Делакруа и Курбе, а также импрессионистами, в выставках которых принимает участие. Он задумал написать Жеффруа сидящим в кресле у письменного стола, спиной к книжным полкам.
Художник наслаждается самыми красивыми женщинами, помещает их на своих полотнах в глубине тенистых, полных таинственности парков, украшает золотом, геммами, страусовыми перьями и парчой. Что там наговорит ему этот «папаша Жеффруа. ». Кост по поручению Золя роется в антикварных лавках и в лавках с разным старьем. Но прежнего подъема уже нет. 4, 5 июля от Золя ни звука.
Ведь он прекрасно знает, как его друг работал над «Творчеством». Впрочем, что мог бы он сегодня сказать этим людям. А если правительство под предлогом того, что эти художники, бесспорно, революционеры, надумает упрятать в тюрьму приверженцев «школы», как их называет Танги.
И что же. Все подвластно смерти, все подвержено разрушению. илл. ). Но терпение Сезанна иссякло. «Дамское счастье» вышло в свет в 1883-м.
Только латиняне способны продолжить традиции классицизма. Что за притягательная сила таится в этой ослепительной плоти. Вода и листва будто спят каменным сном. На ней ничего не видно, кроме туманного нагромождения красок и множества беспорядочных линий из которых – непонятно каким чудом – возникает прелестная обнаженная нога, «уцелевшая от медленного, непрестанного разрушения». В ранних работах С. сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа, О. Домье однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорических сцен («Оргия», 1864—68, частное собрание, Париж «Убийство», 1867—70, галерея Вильденштейна, Нью-Йорк).
Живопись для него вериги. Мы видим лоскуты зеленых и золотых полей, которые как одеяло покрывают долину (поля написаны под двумя углами, как минимум) и растелены до самого подножия синевато-розовой громады. Бог сотворил людей и каждому человеку подбирает пару. На этот раз именно так и произошло: Сезанн все оставил. Нередко художники уходят вдвоем на мотивы.
Верните ствол – и ветви вернутся на передний план, словно навесая над головой художника. Новую линию планируется открыть к 2020 году. Согласно проекту, самый короткий, т. н. «северный», маршрут железной дороги будет занимать четыре часа и пройдет через Прованс вдоль южного склона горы Сент-Виктуар до Ниццы. Сыграла ли тут свою роль любовь матери Поля к романтической живописи и сюжетам типа «Поцелуй музы» или влияние друга детства Золя, который раньше уехал в Париж делать свою судьбу и понял, как там процветает современное искусство. Сезанн, ослепленный гневом, ходит взад-вперед, сжимая кулаки.
Это – вид на гору с западной части Экса, со стороны фамильного поместья Сезанна. Он должен жениться на Гортензии и чем скорее, тем лучше. – ему уже не подчинялась. И с ним уехал.
Дни летят, но он этого не замечает. И вечно мечется, охваченный нервным беспокойством и нетерпением. Несмотря на нужду, Гоген противится жене, когда та, чтобы обеспечить семью деньгами, хочет продать несколько «сезаннов» из его коллекции.
Увы, того не интересует Сезанн. Забыл их стычки, отцовский гнет, различие взглядов, обиды – забыл все. Но ему достаточно собственного воображения.
Разочарование Сезанна глубоко и необратимо. Это недостойно того, чем они были друг для друга столько лет кряду. Спустя некоторое время после их отъезда Сезанн и сам уезжает в Эстак к Гортензии. Пушкина Вид на гору Сент-Виктуар со стороны Бельвю, 1883 Гора Сент-Виктуар. Сезанн происходил из семьи предприимчивого банкира, получил прекрасное образование в коллеже Бурбон в Экс-ан-Провансе, где подружился с Э. Золя. Танги, много претерпевший из-за причастности к коммуне, затаил неприязнь и недоверие к правительству.
Критик немедленно принимает предложение и художник с жаром берется за работу. Разве жизнь, которую он ведет, не безумие. Весь район Эстака неотступно владеет мыслями художника.
«Я по-прежнему работаю, — сообщает Сезанн Золя. Так же как в личной жизни сюжет «отец151сын» становится для Поля Сезанна постоянным лейтмотивом, так и в творчестве он удивительно постоянен. Порой, не сдержавшись, он швырял их, полуодетых, на приготовленную для них подставку, а потом возвращался к мольберту и, сжигаемый внутренним огнем, «укладывал их на ложе своих картин». На столе несколько листов бумаги, раскрытая книга, небольшой слепок Родена, цветок в вазе. Импрессионизм, – добавляет он (и кажется, что читаешь Золя), – делает лишь первые шаги но в день, когда человек сильного темперамента и высокой культуры заставит нас признать импрессионизм, в этот день мы, возможно, получим новое искусство».
«Я целомудрен, – любит говорить о себе Золя. – Женщина помимо жены. Сезанн воспринял эту смерть как тяжелую личную утрату. Она, несомненно, чуточку ревнует его к Гортензии. Но, стремясь, как всегда, производить впечатление, преувеличивая врожденную склонность ко всему причудливому, он подчеркивает необычность своих манер, туманность речей, уснащенных «заранее продуманными нелепостями»123.
Болезнь обостряет присущую ему раздражительность. Гортензия, та ни за что не хочет возвращаться в Экс. Быть может, его произведения обречены на небытие. Тем хуже. Эта грязь, подымающаяся со дна души из-за какой-то служанки на ферме. И чтобы это отобразить, надо очень мало краски и очень много простоты.
Он вообще ничего больше не выносит. Бог мой. » Три года. Сезанн очутился в этом городе и, успокоившись, просит жену с сыном приехать к нему. Сезанн узнает себя в этом человеке. «Но можешь ли ты несколько дней потерпеть. » – спрашивает Золя Сезанна.
Он, как говорится, звезд с неба не хватает». В портрете своего друга Виктора Шоке (ок. Он не располагает большими деньгами, но не теряет надежды их заработать. «Я хочу раствориться в природе, врасти в нее, расти в ней». О загадка мира сего. Поселившись на постоялом дворе, Сезанн часто навещал друга, находил у него то, в чем так сильно нуждался: «моральную поддержку». От нежной дружбы, что была для Сезанна отдохновением, вдруг повеяло могильным холодом.
Он и Сезанн, как в прежние времена, ставят свои мольберты рядом. В ноябре прошлого года его разбил частичный паралич. Не так обстоит дело с Марией. «Я вижу, что планы набегают один на другой и иногда отвесные линии мне кажутся падающими». Пусть все остается по-прежнему, словно бы ничего не произошло, словно «Творчество» не причинило ему нестерпимой боли и Клод Лантье не Поль Сезанн.
Он хотел бы передать ее красоту — это одна из его самых мучительных забот. О. Луи-Огюст, вот кто был на высоте своего призвания. За домом высятся поросшие соснами крутые скалы. Он ненавидит толпу. Вот именно, терпеть Сезанн не может Фанни по-прежнему не пишет.
Он не художник Севера и не художник Иль-де-Франса. Кто может это подтвердить. Кроме того, он и сам не очень-то одобряет намерения и начинания некоторых из этих художников. Здесь он полностью властен над натурой. В последние годы С. часто обращается к мотивам «Купальщиц» и «Купальщиков», стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с гармонической определённостью и монументальностью образов.
Эта хижина и сейчас встречает гостей. Он якобы живет в Эксе. Недурно. Гортензия едет в Жа де Буффан с маленьким Полем (ему уже минуло четырнадцать. ), в сопровождении свекра и свекрови.
По лаконизму средств художественной выразительности, обнаженности чувств полотно кажется созданием художника Италии или Мексики XX века. Но Сезанн не задерживается у Шоке. А в «Руководстве по инвестированию на рынке предметов искусства» компании Kunst Asset Management GmbH натюрморт Поля Сезанна «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами» (18931511894 годы) стоит на шестом месте в списке 500 самых дорогих произведений искусства, проданных за последние 20 лет. У меня было свое, маленькое видение мира, совсем крохотное.
Монтичелли – какой «temmperammennte». И победил. А ведь этот человек награжден ленточкой Почетного легиона». «Каких глупостей ты бы ни натворил, ничто не заставит меня забыть о том, что я твой отец», – говорит он с нежностью. Под его кистью воскресают венецианские празднества, галантные сцены Ватто.
Можно сказать, что, прекратив работу над «Игроками в карты», Сезанн перестал сопротивляться, перестал принуждать себя к той аскетической объективности, которой долгие годы подчинял свое искусство, чтоб исторгнуть из него песню, отмеченную печатью сильной личности, некую патетическую исповедь. Казалось бы, ему открывается весь мир и он 151 провинциал 151 должен его покорить. И что же. Однако к чему этот разговор. В ее торжественной красоте он видит отблеск гармонии мироздания, отсвет мировой души. Нередко художники уходят вдвоем на мотивы.
Мария и мать вечно ссорятся. «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы» — говорит Сезанн. Примириться, симулировать чувства, о нет.