Графиня Орлова Серов
Век Любови Орловой: графиня, доярка, кинозвезда
В расцвете сил и славы тогда были Суриков, Репин, Поленов. В. Серов не изменял правдивому изображению «души человеческой». Из Парижа она дюжинами вывозила платья.
Серов, ученик Репина, «пасынок передвижничества», по выражению Михаила Нестерова, буквально с первых шагов в искусстве оказался «чужим», ни на кого не похожим художником. Тем не менее именно этот, главный ее портрет вышел не совсем прославительным. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Почти монохромная живопись (Серов всегда сдержан в цвете, к тому же портрет написан темперой, лишенной масляного блеска) вдруг сама начинает плодить фантомные формы: парик напоминает лишнюю голову, брошенные ткани выглядят как сгустки красочной материи, не имеющие имен в мире вещей. Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным».
Политес был соблюден, мнения художника спросили – он против передачи не протестовал. Изгибы мебели ищут рифмы в изгибах стенной лепнины, тени предметов не соответствуют самим предметам – и чье-то допущение о том, что отражение вазы, повторяя контуры головы Орловой, должно свидетельствовать о «пустотелости» великосветской красавицы, не кажется произвольным. История эта заварилась в октябре прошлого года при выезде Серова за границу, в Биарриц. Но получил от коллеги суровый ответ: «Нет. Этого не мог понять и Серов. История эта, думал о ней Серов, конечно, глупая, но характерная для российских нравов.
- Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова
- Описание картины «Портрет княгини Ольги Орловой»
- Русский музей Дополненная реальность
- Серов, портрет княгини Ольги Орловой
- Журнал Наше Наследие – История, Культура, Искусство
- ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
Зинаида Николаевна вызывала у него, как и у всех ее знавших, чувство глубокой приязни: умна, обаятельна, дружелюбна – и нимало не раздосадована длительностью сеансов («Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет. »). Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Это было время высшего расцвета передвижничества, но одновременно и начало того перелома, который Игорь Грабарь назвал «поворотом от идейного реализма к реализму художественному». А хотелось бы, по возможности, предстать перед публикой в Риме широко и разнообразно. Нога у парнишки заживала и врач сказал, что операции можно избежать. Даже не жила, а воплощала – богемность, декадентство, стиль модерн (уже идущий на убыль, но обещающий перевоплотиться в ар-деко).
Чистякова (1880-1885, не окончил). Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Картина, с которой началась серовская слава и самый известный его портрет. И с портретом, который пишет здесь, тоже непросто: «Кончаю портрет, что мне всегда мучительно». Но, в сущности, так оно и было. Учился у И. Е.
- Описание картины Валентина Серова «Портрет княгини Ольги Орловой»
- Самое интересное в виде мозаики
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Холодное, надменное лицо дополнено «острой» коленкой, обрисовывающейся из-под тонкого полотна роскошного платья. Заказ на портретное запечатление юсуповского семейства (княгини, ее мужа и двух сыновей – Николая и Феликса) не был для Серова тягостным. Это свойство еще нуждается в оправдании («Что делать, если шарж сидит в самой модели, – чем я-то виноват.
Синяя ткань и зеленый шарф сочетанием цветов отсылают к вавилонским постройкам из глазурованного кирпича и в восхищенных речах Серова акцентируется «восточное» : «рот раненой львицы», «оживший архаический барельеф», «и глядит-то она куда – в Египет. ». И вот портрет Орловой завершен.
- Коллекция Государственного Русского музея
- Словари и энциклопедии на Академике
- Портрет княгини Зинаиды Юсуповой (1900 – 1902)
- Портрет Генриетты Гиршман (1907)
Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Постыдился бы». Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Круг сподвижников Сергея Павловича готовится к новым спектаклям в Париже.
Однако сами эти «околичности» подчиняют себе фигуру: она столь плотно «впечатана» в интерьер, что сама становится еще одной его деталью. Парадоксально, что именно Серову, желающему изображать лишь «отрадное», выпало возродить жанр парадного заказного портрета, который довольно долго пребывал в небрежении. Допустим, в этих случаях Серов оправдывал репутацию «злого портретиста», так как модели не вызывали у него положительных чувств, – но с Генриеттой Леопольдовной он состоял в самой нежной дружбе и писал ее не раз.
- Портрет княгини Ольги Орловой (1911)
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Портреты высшего дворянства России
Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто. Да полно, Лёля, хотелось возразить ей, много ли счастья доставляют ему заказные работы. Образ сложен и каждый может прочитать его по-своему.
Что же пугало, например, коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана. Зеркало, усложняющее пространство, позволило ему поместить в зеркальной глубине и собственную фигуру за мольбертом – устроив тем самым отсылку к целому пласту подобных вхождений автора в текст: от «Портрета Арнольфини с женой» Яна ван Эйка до «Менин» Веласкеса В «Портрете Арнольфини с женой» Яна ван Эйка в зеркале отражаются фигуры двух людей, а над зеркалом помещена надпись «Ян ван Эйк здесь был». А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены. Сын вытянулся, похудел, ни на что не жаловался, выглядел молодцом. В «Менинах» Веласкеса в таком же зеркале изображаются портретируемые сам же автор с кистью и палитрой смотрит на них, не вошедших «в кадр».
Мы допытывались, что с ним случилось. Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил. Как заклинание двукратно повторено «хочу, хочу отрадного», так как в нынешнем веке Серов отрадного не видит, оно где-то там, у «беззаботных» старых мастеров. Уж кому-кому, а друзьям Сергея Павловича было слишком хорошо известно, что ни журнал «Мир искусства», ни последующие его предприятия, включая балет, до сих пор, увы, не принесли издателю, постановщику и импресарио в одном лице никакой прибыли.
Серов избегая всякой «лирики», высказывался словно сквозь зубы, часто понятными только друзьям намеками. Как справедливо заметил Салтыков-Щедрин, в таких-то ситуациях и есть возможность для всякой мелкой чиновной сошки проявить «административный восторг». Княгиня же много путешествовала, часто ее можно было встретить за границей. Легко я стал расстраиваться». Десятилетием ранее Крамской писал Репину о том, что русским художникам «непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху», то есть обрести свободу от нормативных передвижнических требований к «сюжету».
Сюжеты все вышли, – отвечал он нам со вздохом отчаяния».
В нем-то и писал ее художник Валентин Серов. Надо было очень сильно задеть Валентина Александровича, чтобы заставить его писать в газету. и лессировками Лессировка (от нем. И потому, опровергая Лёлю в ее мнении, что он счастливый человек, признается, что это «счастье» он никак не чувствует, не ощущает.
Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. И, наконец, последнее. Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова.
В живописи ее лица кистевой размах, с которым перечислены «околичности», как бы приостанавливается: оно – центр композиции и трактовано со всей бережностью. Большая шляпа, ниспадающие одежды скрывают образ, делают его бездушным. Ученики Училища живописи были юноши без радости.
Серова. Геометризованное длинное тело («длинное, как день без хлеба», как рискованно шутили газетчики) почти бестелесно оно распластано на плоскости стены, сливаясь с ней по тону. Портрет писался с большими перерывами в 1910–1911. Похоже, против популярнейшего певца и друга началась клеветническая кампания. Если не считать интервью, которые время от времени давал Серов, это его единственное прямое обращение в прессу. Балерина без классической выучки, Ида Рубинштейн эпатировала, производила сенсации и жила напоказ.
Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. Театрализованный искусственный мир представлен и в портрете княгини Ольги Константиновны Орловой (1910).
В начале века он, пожалуй, самый востребованный русский портретист (в числе заказчиков – императорское семейство), но эта слава его отчасти тяготит. Даже его письма последние годы были весьма лаконичными. С одной стороны, Серов настаивает на своем неумении «писать казенных портретов», если нет личного теплого отношения к модели. Двадцатидвухлетний Серов писал невесте из Венеции о своем увлечении «мастерами XVI века Ренессанса»: «Легко им жилось, беззаботно. Но, знакомясь с новыми и новыми публикациями на ту же тему, Серов приходил к выводу, что Федор Иванович действительно «вляпался» в весьма неприглядную историю.
Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872–1923) — жена генерал-майора, начальника Военно-походной канцелярии князя В. Н. Орлова. Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. С другой – обнаруживает в себе совсем иную зоркость, далекую от лирической отзывчивости на «отрадное», – ироническую, острую. Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. Известный настолько, что перестал быть собственно портретом реальной Веры Мамонтовой, встав в ряд тех живописных шедевров (например, «Девушка с креветками» Хогарта или «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера), где имя модели несущественно.
В письмах жене из Петербурга Серов упоминает, что «у Дягилева работы в самом разгаре». Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872 – 1923) – жена генерал-майора, начальника Военно-походной канцелярии князя В. Н. Орлова. Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. Если собственная биография Серова небогата событиями, то само время было ими столь богато, что многие даты жизни художника ознаменованы «поворотами» или «переломами» в художественном мире и в собственном серовском творчестве. Портрет писался с большими перерывами в 1910 – 1911.
Им хотелось все исправлять, направлять, влиять. Но как же сказалось на нем годичное пребывание в зарубежной клинике. Напротив: «Странно, у меня от всего болит душа. Ничего не поделаешь, придется подождать.
Высказанное Серовым в том же 1887 году стремление «писать только отрадное» воплотилось здесь во всей полноте по его словам, он добивался только «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. И по композиции и по колориту в жемчужно-серых тонах вышло недурно. Я хочу таким быть – беззаботным в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Говорить и писать он теперь предпочитал пофранцузски. И, стало быть, намерение Серова писать «только отрадное» означало не что иное, как соединение «порванной связи времен», возвышение вечных ценностей искусства, воплощенных в полотнах старых мастеров, желание руководствоваться только соображениями художественного порядка – качества, совершенства, красоты, гармонии – соображениями, почти забытыми искусством середины века. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией. Где ему вроде бы совсем не место. На даме – соболий палантин, приспущенный для того, чтобы демонстрировать жемчужное ожерелье.
Модель, что существенно, осталась довольна. Репин, занимаясь с мальчиком Серовым не где-нибудь, а в Париже с его богатейшими музейными коллекциями, ни словом не обмолвился о возможности «обучения» у старых мастеров, говоря исключительно об изучении натуры. И все же, считал Серов, надо ему выразить свое мнение о прискорбном инциденте. Он уважаем, всеми признан. Но именно Серов довел прием до предельной остроты: князь Голицын (1906) навсегда подкручивает ус навсегда лезет в карман – то ли за часами, то ли, как шутили недобрые зрители, за монетой для лакея – Гиршман (1911).
Возможно, она сама заподозрила в образе оттенок психологической вивисекции Вивисекция (от лат. Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица». Его модель Ольга Орлова принадлежала к древнему роду Белосельских-Белозерских, была женой приближенного Николая. Пришлось пойти и на это. Конверт послал в оперный театр Монте-Карло на имя Шаляпина.
Заказчики не всегда радовались итогам серовской работы. Теперь и Серов хочет внести свою лепту в оформление балетов и по предложению Дягилева делает эскиз занавеса к балету «Шехеразада». Портрет Зинаиды Юсуповой – из тех, в которых этот метод оттачивается.
на скатерти – но как далеко это от импрессионистского приоритета световоздушной среды, которая стирает границы между предметами, развеществляя их до прозрачности или призрачности. Здесь же, напротив, устойчивость фигуры и обилие округлых форм (персики, блюдо на стене, спинки стульев) даже компенсируют динамические ракурсы композиции, впрочем тоже выраженные без акцента, – легкую диагональ вместо фронтальной постановки. Но к 1880-м годам эта школа оказалась основательно забытой. Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей».
Забытым оказался и предшествующий отечественный опыт – все русское искусство до шестидесятых годов XIX века Стасов и вместе с ним многие передвижники считали «подражательным и раболепным». Когда же в 1889 году Третьяков приобрел для своей галереи Девушку, освещенную солнцем Серова, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке, где экспонировалась серовская картина и во всеуслышанье ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис. ». Они радовались и восхищались, что мы вот написали похоже на них. Реалистическая система видения легко вбирает в себя гротескные и даже карикатурные обертоны (кстати, Серов был мастером карикатуры) и образ, не теряя в представительности, обретает знаковую остроту.
Все бы ничего, если бы не погода. Я только высмотрел, подметил»), но оно же осознается как метод («Я увлекаюсь не самим лицом индивидуума а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте»). О том, что такое «идейный реализм», с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: «Ученики спорили, жанристы говорили: важно, что писать, а мы отвечали – нет, важно, как написать. Серов же, со своей стороны, пригласил пристава пожаловать к нему домой.
Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Известно, что заказчица расплатилась запортрет, носебе неоставила, подарив музею АлександраIII вПетербурге (ныне Русский музей). Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину. Прекрасную жизнь в юности не видели.
Но большинство было на стороне что написать: нужны картины с оттенком гражданской скорби. В. Серов Портрет графини О. К. Орловой. Как это всегда нелегко, вновь убедился Серов, буквально выклянчивать свои работы у музеев, общественных организаций и частных лиц. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Огромная шляпа встиле модерн «уравновешена» накинутой наобнаженные плечи меховой накидкой.