Граждане Кале Роден Описание
Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. О. Роден «Граждане Кале» (1884-1888).
А потом Роден уже не видел образов. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Это требование было исполнено.
В начале 1880-х годов заявили о себе импрессионисты, бросившие вызов академическим догмам. И только затем он облачил эти создания из плоти и крови в ниспадающие одеяния из грубой материи.
В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.
В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами. вы можете запросить все в системе с коробкой.
Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел.
- Описание работы «Граждане Кале»
- Скульптура Родена Граждане Кале
- Скульптура Родена «Жители Кале»
- Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
- Скульптура Граждане города Кале
- Словари и энциклопедии на Академике
Его искусство никогда не было столь совершенным. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. Странные фигуры устремлялись вперед извивались, корчились или сжимали друг друга в объятиях под неистовым напором его воображения.
Но это была всего лишь мимолетная идея. Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. Но эти слабые духом, напоминающие Тени из Адских врат, — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183.
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
И Роден предложил другое место для памятника. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят.
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». Выставка вызвала скандальный интерес, насмешки и уничтожающую критику прессы. Выше: что вы искали. Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины.
1 августа город зажег сигнальные огни, уведомив англичан, что жители готовы сдаться. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным».
И при этом фигуры не соприкасались между собой – они стояли друг подле друга последними деревьями поваленного леса и их объединял один только воздух, принимающий в них участие на свой особый лад. Он также выступил в поддержку проекта Родена. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними.
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий».
Но затем он понял, что ошибался. Денежный кризис. Последовательные макеты ансамбля свидетельствуют о том, насколько трудно ему было сгруппировать шесть персонажей. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими.
И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел.
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Описание скульптуры Франсуа Огюста Родена «Граждане Кале»
- Введите защитный код для скачивания файла и нажмите Скачать файл
- Ещё документы из категории художественная культура
- Чему меня научили американские президенты
Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. В натуральную величину их решения. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много.
Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Очень низкий постамент и не более, чем двухметровые фигуры позволили бы зрителям вглядеться в лица изображенных, буквально заглянуть им в глаза. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина».
- Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»
- Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»
- Скульптурные шедевры Огюста Родена
- Другие скульптуры Огюста Родена
Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех. Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям.
Еще один авторский экземпляр был отлит по просьбе и на средства английского правительства и установлен в центре Лондона. Осада продолжалась почти год.
Для выставки было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В зрелом возрасте Роден был блестящим рисовальщиком и графиком. В 1897-1899 гг. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Пустая болтовня в кафе не привлекала его.
Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. Помог Родену писатель Роже Маркс.
Автор неизвестен. Шестеро граждан этого не сделали». Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше».
И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество.
Попытки французов прорвать блокаду провалились. Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но безуспешно.
Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Его творчество очень интересовало Родена.
Я отправлю, вероятно, эту скульптуру на Всемирную выставку, но весь ансамбль будет готов только к концу этого года. Он без сожаления отказывался не только от аксессуаров классической скульптуры, но и от всяческих деталей и атрибутов, оставив себе только самое необходимое. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. По изощренной прихоти монарха, эти шестеро должны были выйти к нему нагими, в облачении из одной веревки вокруг шеи и вынести ключи от города.
Но впоследствии критики переименовали скульптуру и дали ей более отвлечённое название – «Поцелуй». Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы и только затем – в мраморе. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Подобное встречается и у художников. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей.
Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой.
Один поднял руку, подобно оратору. Он запомнил на всю жизнь грубоватые выразительные фигуры Адама и Евы на северном портале храма. С этого времени началась блестящая карьера Родена, хотя он всегда оставался для академических скульпторов «темной лошадкой».
Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне. Пусть построят, потребовал он, прямо у моря четырехугольную башню с простыми обтесанными стенами высотой в двухэтажный дом и там водрузят шесть граждан наедине с ветром и небом.
Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда». Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста.
Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Его примеру последовали и другие.
Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Огюст часто ходил в Лувр.
Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. В конце концов проект был принят. Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились.
Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. Каждый ощущал, что их стало здесь меньше. Трагическое в «Гражданах Кале» выходит далеко за сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Он стремился в первую очередь уловить свет. Именно это придает группе движение.
В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля. Шесть фигур, созданных скульптором, означали прежде всего отказ от какого-либо собирательного и условно-символического образа в виде одной аллегорической статуи, как это предложено было заданием. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Размер скульптуры «Врата ада» 7 м, они вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры. Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь.
«Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении.
Тут все было ясно и определенно. Выше человеческого роста. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения.
Шел 1845 год. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Его примеру последовали и другие. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода.
В 1883 году Моне поселился в Живерни. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать». Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Однако оно соответствовало сути произведения.
И где же памятник. Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. А однажды к Моне приехал Сезанн. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы».
Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени».
Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер. В портретном жанре скульптор ставит иные задачи.
Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Публика не понимала и не одобряла эту живопись.
В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына. «Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895).
«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета.
Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. Жертвуя своими жизнями, люди Родена остаются и в эти минуты высокого морального подъема «наедине с собой». После продолжительных дискуссий, которые приобрели общенациональный характер, заказчики таки позволили Родену воплотить его нетрадиционный замысел — шестифигурную композицию и тот момент трагедии, когда добровольцы сделали первые шаги по улицам города к крепостным воротам, к гибели.
В отличие от двух соседних фигур — человека с бородой и того, кто охватил руками голову, — этот горожанин изображен неподвижным, как бы застывшим, перед тем как сделать решительный шаг. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. «Мыслитель» первоначально создавался как портрет Данте.
А Октав Мирбо завершает свою статью о «Гражданах Кале» самой блестящей похвалой, какую можно высказать о современном скульпторе: «Его гений — это не только его способность подарить нам бессмертный шедевр, а еще и то, что он помог скульптуре снова стать восхитительным искусством, какого мы давно уже не знали». 64. Даже когда у Родена появятся другие, более просторные мастерские, когда он станет владельцем мастерских в Медоне или отеле Бирон, 51 он по-прежнему сохранит за собой мастерские на складе мрамора. Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). Героями подвига были представители городской буржуазии. Некоторые пытались обвинить Родена в подражании итальянскому скульптору, заимствовании его приемов. Жеффруа рассказывал, как Сезанн делился с ним впечатлением от встречи с Роденом: «Месье Роден совсем не гордый, он, такой выдающийся человек, пожал мне руку. ». С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века. Добровольцы в исподнем белье, босыми, с повязанными вокруг шеи верёвками, согласно обычаям того времени, должны были вынести ему ключи от Кале.
Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом.
Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Они должны сами искать заказчика.
И только после долгих поисков, в ходе которых он менял общую композицию, он добился желаемого результата. Изнуренные и отчаявшиеся жители готовы были просить милости у противника, но тот поставил бессердечное условие: шесть самых уважаемых горожан должны были явиться к нему и предаться его воле и эти шесть жителей Кале – так требовал надменный враг — обязаны были выйти из города и предстать перед королем в одних холщовых рубахах, с обнаженными головами, с вервием вокруг шеи и с ключами от городских ворот в руках. Сюжеты – из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Старинная французская хроника Фруассара повествует, что в пору Столетней войны, в XIV веке, город Кале был осажден войсками английского короля Эдуарда III и терпел голод и жестокие лишения. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами».
Первоначально памятник все-таки был водружен на постамент, но спустя несколько лет после смерти скульптора вспомнили о его воле и решили выполнить ее: Роден скончался в 1917 году, а памятник перенесли на землю только в 1924-м. Это делается быстро, но это не искусство. Вот таким образом он отлил экземпляр памятника на свои средства и установил его во дворе своей парижской мастерской. Он формировал их. Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения.
Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Эти истолкования и суждения противоречивы. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден.
Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. «Врата ада» остались незавершёнными и были отлиты в бронзе уже после смерти мастера. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Ренуар жил неподалеку, в маленьком доме в Ла-Рош-Гийон и часто навещал друга.
Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Он оборачивается к самому себе.
Возможно, макеты были украдены или разбиты повстанцами. Все эти площади представляют собой как бы резервуары статичного пространства, замкнутого в геометрически простейшие рамки. Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей. Проект замер почти на сорок лет.
Героями подвига были представители городской буржуазии. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.
Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара.
Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства. История, рассказанная Роденом в бронзе, произошла в 1347 году, когда король Англии Эдуард III после долгой осады взял Кале, бывший значимой для Франции в годы Столетней войны крепостью.
Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. В 1874 году они организовали свою первую выставку у известного фотографа Надара. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора).
Отчаявшись, Эдуард прервал атаки в феврале 1347 г. и перешел к осаде. Он собирал их. Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле. Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями.
Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Реймский соборВ 1895 г. Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Он покидает город и идет вниз, в лагерь.
И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. В Реймсе (Франция) скульптор впервые увидел один из самых известных готических соборов, который потряс скульптора – отсюда его любовь к готической архитектуре, сохранившаяся на всю жизнь. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909). Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях.
Но мы уделим внимание другим работам мастера. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда. Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном.
«Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Около тридцати художников представили 165 работ. Его скульптурная композиция «Танец» украшает фасад парижской Оперы. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок и к 1885 г. Музей так и не был создан. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора.
Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Сначала скульптура являлась частью рельефной группы больших бронзовых скульптурных ворот «Врата Ада» и носила название «Франческа да Римини» в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII в. из «Божественная комедии» Данте. Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора.
Наиболее поразительно то, что Родену, в отличие от художников-новаторов, удалось добиться признания его таланта наиболее «продвинутыми» академиками, а также представителями официальных кругов. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Это героическая пара.
О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои. Лаконичный рассказ историка-хрониста содержит очень скупое описание самого подвига граждан Кале.
Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме».
Казалось, он был в бреду. Сейчас здесь Музей Родена. Неудивительно, что рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века.
Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Кале (Франция)Первым согласился отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей – Эсташ де Сен-Пьер. И он принял все сто и сделал из них шесть.
И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома.
Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. В отличие от статуи глаза в портрете изображены открытыми, взгляд суровый, умудренный опытом. История, которую он узнал, поразила его. Роден коллекционировал предметы искусства.
Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня. Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале). В том же 1886 году Роден получил заказ на памятник Виктору Гюго, предназначенный для Пантеона, где захоронили великого писателя, умершего в 1885-м. Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания.
Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. Но нет же. Это требование было исполнено.
Места для случайностей не осталось. А теперь, в 1884 году, по инициативе энергичного мэра Деваврена, было решено объявить широкую национальную подписку на пожертвования, чтобы реализовать заветное желание мэра. Тот организовывал за свой счет выставки картин импрессионистов не только в Европе, но и в Соединенных Штатах, хотя ему почти никогда не удавалось получить прибыль. Он подошел к созданию персонажей с огромной ответственностью. Сейчас здесь Музей Родена.
Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен). В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Именно там Роден встретился с Ренуаром. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.
Увидев именитых гостей, он был буквально парализован робостью.
Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию. Соотечественники решают помочь ему получить образование.
Так возник памятник всем шестерым. Однако для Родена тут было вдоволь материала. Но Роден продолжал работать над скульптурой.
Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. Эта картина должна быть выставлена в Лувре.
Возгласы и стенания пронеслись в толпе. В 1924 г. скульптуру разместили на земле, как хотел автор. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Однако его идеи не понравились заказчику.
Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Как бы то ни было, Роден больше их не увидел. 59.
Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью.
Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Условие было выполнено, но советники и супруга убедили короля, чтобы он пощадил их. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского.
Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. «Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия. Они обращаются к отставшим и ослабевшим.