Граждане Кале Скульптура
Граждане Кале— бронзовая скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. Граждане Кале — бронзовая скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. На эти вопросы ответил Огюст Роден (1840-1917), создав скульптурную группу «Граждане Кале» — и тем самым совершил революцию в монументальной скульптуре. На эти вопросы ответил Огюст Роден (1840-1917), создав скульптурную группу «Граждане Кале» – и тем самым совершил революцию в монументальной скульптуре. Граждане Кале – скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны.
Граждане Кале— скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны.
Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю.
Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Третий, молодой и красивый, остановился, обернулся и делает прощальный жест родному городу, возможно, покинутой возлюбленной, жест, выражающий не столько отчаяние, сколько готовность отдаться воле рока.
Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Мы ничего не знаем о натурщиках Родена.
- Скульптура Родена Граждане Кале
- Описание работы «Граждане Кале»
- Скульптура Родена «Жители Кале»
- Скульптура Граждане города Кале
Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. Рядом, склонивши голову идет старый Эсташ де Сен Пьер.
Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
- Скульптура Родена «Граждане Кале»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью.
Помогла подруга писателя Жюльетта Друэ. 57 Благодаря ее содействию Родену было разрешено присутствовать на террасе особняка при условии, что он ни о чем не будет спрашивать, а ограничится беглыми взглядами на хозяина, когда тот будет работать в своем кабинете, принимать гостей в салоне или завтракать. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. История, которую он узнал, поразила его. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного.
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Джейн Биркин и Серж Генсбур: великие истории любви
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины. Большим успехом Родена стал бюст мадам Викуньи, жены чилийского дипломата.
Он формировал их. Так возник памятник всем шестерым. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет.
Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Шесть фигур изваянных после долгих поисков подготовительных этюдов, представляют собой редкий в истории монументальной скульптуры опыт пластического истолкования подвига как драмы человеческих характеров. В конце концов проект был принят.
Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции.
Лишь в 1895г. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Напишите отзыв о статье Граждане Кале
- Отрывок, характеризующий Граждане Кале
Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. 14 июля Франция отмечает национальный праздник — День падения Бастилии (1789), крепости-тюрьмы, которая когда-то символизировала для французов абсолютизм королевской власти. Именно это придает группе движение. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров.
Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Однако его идеи не понравились заказчику. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора.
- Будущее и настоящее «индустрии книг»
- 14 декабря 1845 года в Украине родился пророк
- Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»
- Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»
Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий.
Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени». Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий.
Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Он также выступил в поддержку проекта Родена.
Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Его творчество очень интересовало Родена. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.
Его творчество очень интересовало Родена. «Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895). Даже противники Родена выразили ему свое восхищение.
Помог Родену писатель Роже Маркс. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора.
Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале). Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека.
Памятник Граждане Кале, 1884-85гг. Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору. Один поднял руку, подобно оратору. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным.
Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции.
Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. Как бы то ни было, Роден больше их не увидел. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры.
Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Дом был обветшалым и частично разрушенным, но первый этаж мог служить мастерской или помещением для хранения работ, а отдельные комнаты были пригодны для жилья.
Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Но нет же. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным.
Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Больше того, композиция группы вообще не позволяет одновременно видеть все шесть статуй по крайней мере одна из них оказывается заслоненной соседней фигурой. «Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия.
Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века.
Он собирал их. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). Но затем он понял, что ошибался.
К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена— самопожертвование, добровольное мученичество. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения. История, которую он узнал, поразила его. Эмиль Галле — чрезвычайно талантливый и образованный человек, предвестник стиля «модерн» в области декоративно-прикладного искусства, в частности, в изготовлении художественного стекла. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Он подошел к созданию персонажей с огромной ответственностью.
Это прощание c несбывшимся, с неизведанным. счастьем, с несчастьем, которое теперь будет ждать понапрасну, с людьми, которые где-то живут и могли бы когда-нибудь попасться навстречу, со всеми завтрашними и послезавтрашними возможностями, с той смертью, которая представлялась такой далекой, мягкой и тихой в конце долгого, долгого срока. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. Однако для Родена тут было вдоволь материала.
Он стремился в первую очередь уловить свет. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения.
Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста.
Мужество, которое дается человеку намного труднее, чем воинская доблесть и проявляется значительно реже. Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект.
Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле. И он принял все сто и сделал из них шесть. С трудом несет он ключ— символ капитуляции, как тяжелый груз. Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции.
Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Эту монументальную двустворчатую дверь, высота которой должна была достигать шести метров, было невозможно разместить в мастерской на улице Фурно. Подобное встречается и у художников. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.
Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Помог Родену писатель Роже Маркс. В конце концов проект был принят. Это произведение – результат глубоких размышлений мастера о природе подвига и самопожертвования.
Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Только итальянец Медардо Россо хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Это делается быстро, но это не искусство.
Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре.
Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.
Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Подавив страх, они готовы поддержать и подбодрить тех кто боится. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Характеристика подвига как индивидуального переживания и действия каждого героя в отдельности — вот что явилось предметом творческих усилий скульптора именно раскрытию индивидуального в этом коллективном акте и посвящен, в сущности, роденовский монумент.
Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней.
Каждый ощущал, что их стало здесь меньше. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами. Но скульптура настолько была реалистична, что заказчик, сначала, отказался от него. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях.
Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. Но затем он понял, что ошибался. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена.
Англичане начали осаду, которая длилась почти год. И Роден предложил другое место для памятника. А работа над памятником генералу Линчу позволила скульптору реализовать свою мечту — создать конную статую. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен). Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда».
В натуральную величину их решения. Впереди всех гордо и спокойно простой Жан дЭр. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел.
Первым отважился Эсташ де Сен Пьер, потом к нему присоединились еще пять человек. Многочисленные этюды, отдельные фрагменты нагромождались в беспорядке у основания гипсового макета двери. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию.
Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Денежный кризис.
Но это была всего лишь мимолетная идея. Спорный эпизод из истории — все-таки, город передали врагу — долгое время не был отражен в памятниках. Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. А потом Роден уже не видел образов. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади.
Сейчас здесь Музей Родена. Один из братьев резко поворачивается и, подняв руку, зовет идти вперед. Таким был Шарль Деспио, почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза.
Французский летописец рассказывает далее, что бургомистр мессир Жан де Вьенн, получив это уведомление, приказал колокольным звоном созвать граждан на рыночной площади. Это героическая пара. Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. «Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать.
Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа.
Тогда, в 1346 году английский король Эдуард III осадил французскую крепость Кале и по прошествии времени предложил городу, уже измученному голодом, в обмен на снятие осады, выдать ему на казнь шесть самых знатных горожан. На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря.
Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале.
Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Но это была всего лишь мимолетная идея.
Даже когда у Родена появятся другие, более просторные мастерские, когда он станет владельцем мастерских в Медоне или отеле Бирон, 51 он по-прежнему сохранит за собой мастерские на складе мрамора. Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар.
За спиной Эсташа двое – Андрьед Андр и Жан де Фин, воины в страхе закрыли лицо руками. Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III.
Эти истолкования и суждения противоречивы. Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале.
Государство предоставило ему две мастерские на складе мрамора в конце Университетской улицы, рядом с Марсовым полем. И где же памятник. Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции.
Он стремился в первую очередь уловить свет. Они должны сами искать заказчика. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.
Шесть героев, шесть личностей, каждый со своим характером и то, что объединяет их всех — долг, самопожертвование, сознание скорой гибели. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора). Шестеро граждан этого не сделали». Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара.
Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Проект замер почти на сорок лет. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти для баптистерия во Флоренции.
Благодаря ее содействию Родену было разрешено присутствовать на террасе особняка при условии, что он ни о чем не будет спрашивать, а ограничится беглыми взглядами на хозяина, когда тот будет работать в своем кабинете, принимать гостей в салоне или завтракать.
Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина».
Он несет ключ от родного города. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Казалось, он был в бреду. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании.
Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. А Октав Мирбо завершает свою статью о «Гражданах Кале» самой блестящей похвалой, какую можно высказать о современном скульпторе: «Его гений — это не только его способность подарить нам бессмертный шедевр, а еще и то, что он помог скульптуре снова стать восхитительным искусством, какого мы давно уже не знали».
Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Во-вторых, он отказался от традиционного для монументальной скульптуры постамента и даже хотел, чтобы памятник был установлен прямо на земле. Согласился пойти на смерть Жан дЭр — также богатый и именитый гражданин, отец двух красивых дочерей». Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя».
«Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Выше человеческого роста. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет.
Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Героями подвига были представители городской буржуазии. Он оборачивается к самому себе. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Подобное встречается и у художников. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Помогла подруга писателя Жюльетта Друэ.
Его искусство никогда не было столь совершенным. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел.
Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс.
Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Он также выступил в поддержку проекта Родена. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Ее супруг заказал также два памятника: его отцу, президенту Викунье и чилийскому военачальнику Линчу. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины).
Не вдаваясь более глубоко в анализ их сходства, можно сказать, что Роден по духу принадлежал к движению импрессионистов. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением.
Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои. Но Роден, захваченный масштабностью предложенной темы, отверг подобное предложение: «Как я могу пойти на компромисс. Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях.
Огюст часто ходил в Лувр. Тут все было ясно и определенно. Как Родену удалось создать такую скульптурную композицию, которая, воплощая исторический сюжет, приобретала трагическое величие, своей вневременной мощью приближающееся к античной драме.
Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.
Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь. Не вдаваясь более глубоко в анализ их сходства, можно сказать, что Роден по духу принадлежал к движению импрессионистов. Шел 1845 год. В этом особняке когда-то проживал Корвизар и, как говорят, Мюссе.
Рядом еще одна пара – братья Виссон. Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода. Третий и четвертый — Жан и Пьер де Вис-саны — были родными братьями, тоже из числа состоятельных горожан. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах.
Возможно, макеты были украдены или разбиты повстанцами. Он уже идет, но он еще оборачивается, глядя не на город, не на плачущих и не на тех, кто идет вместе с ним. Выше: что вы искали. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу— полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли.
То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием.
Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность.
Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки. Сейчас здесь Музей Родена. Этот памятник был заказан Родену. Это произведение — результат глубоких размышлений мастера о природе подвига и самопожертвования. Места для случайностей не осталось. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства.
Трактовка исторического события как действия, разыгрывающегося прежде всего в плане психологической коллизии, переживаемой каждым из ее участников, отчетливо сказалась и в композиционном построении монумента. Вероятно, не было ни одного творения Родена, где вклад его воображения в создание образов был бы настолько существенным. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице— сдержанное возмущение и решимость. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале».
Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной.
Однако оно соответствовало сути произведения. Пустая болтовня в кафе не привлекала его. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру.
В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. вы можете запросить все в системе с коробкой.