Грез Художник Картины
Жан-Батист Грёз: как картины известного морализатора покорили весь мир
Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл.
Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера.
Французский художник Жан-Батист Грёз (1725-1805)
Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков. (Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.
Jean-Baptiste Greuze 1725, Турню, Бургундия – 1805, Париж) – знаменитый французский художник и рисовальщик второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. его жена. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок.
В 1755 – 1756 гг. Жанровые композиции Г. (Деревенская помолвка, 1761, Лувр, Париж Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Д. Дидро. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена.
Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Мы знаем массу художников, которые, пожалуй, только тем интересны, что они рассказывают. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М.
Грёзы и сны: волшебные картины, полные тайн, чудес и загадок
А. С. Пушкина. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели. Художник предпочитал изображать молоденьких девушек.
Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика. Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда).
1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности.
Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». Художник был очень моден и популярен в своё время. Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805). Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша».
«Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае. Например, волы по отношению к всему действу.
Демидов, который жил в Париже в одном доме с Грезом, купил непосредственно в его мастерской и заказал ему 25 картин. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. В 1760-е годы он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765 г., Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). его жена.
«Вот поистине мой художник — это Грез», — писал Дидро, разбирая картину Греза «Паралитик» (Эрмитаж) в своем «Салоне» 1763 года. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Когдаконвентрешил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение вЛувре вконце своей жизни он получает заказ на портрет Наполеона, который сейчас находится в Версале (1804-805). Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности. гал.
Пьера была приобретена Людовиком XVI. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Грёз (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню, Бургундия, – 21. 3. 1805, Париж), французский художник. Лувр). Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций.
Обычно он изображал драматический сюжет в виде компактного фриза фигур на почти нейтральном фоне, заботливо разнообразя позы, чтобы выразить чувства и реакции персонажей. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри.
В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма.
Основные идеи картин Жана-Батиста Греза
Я рассказала вам о выставке «Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, Вена» в Государственном Музее изобразительных искусств им. Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена. Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности.
Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом.
Академии», 1755, Париж, Лувр). Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена.
В настоящее время считается одним из самых знаменитых художников мирового значения. гал. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Пушкина), они заказывали Грёзу и многочисленные портреты (Портрет графа А. П. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.
Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Таким художником стал Жак Луи Давид. Цель замысла – преподать урок нравственности, непреложной как закон природы. Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность). Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист.
Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика. Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. О том же в свое время писали Гонкуры, которых сочувственно цитирует Бенуа.
С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755 г., Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков. Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме. «Отцовское проклятие» является характерным примером проповеди патриархальной идиллии и семейных добродетелей. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей).
При всех своих недостатках он стремился отразить в искусстве реальную жизнь и в этом его заслуга. В этой части картины композиция совсем не проработана так, как она проработана на первом плане. А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным.
Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). Детям до 18 лет бесплатно. Безусловно, общий замысел «Отцовского проклятия» восходит к библейской теме Блудного сына, но всепрощение и великодушие отца, принявшего в свои объятия раскаявшегося сына, здесь заменено назиданием и напоминанием о том, что существуют непоправимые ошибки и можно безнадежно опоздать в своем раскаянии. Однако в 1755-1761 гг. музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор.
Лувр). — вопрошал философ Дидро. Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.
Картины художника Жана-Батиста Грёза (- )
Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос.
«Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Жан-Батист Грёз (фр. Столь прославленные и позже имеющие неизменный успех у мещанства знаменитые девичьи головки Грёза с возведенными вверх глазами, с разбитым зеркалом или кувшином или с мертвой птичкой, олицетворяющие печаль о потерянной невинности, замешаны на большой доле эротики и фальши.
Описание картины Жана-Батиста Греза «Балованное дитя»
Пьера была приобретена Людовиком XVI. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Жан- Батист Грёз был превознесен как художник-моралист. Но на картине волы не могут никуда пойти. Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере.
Работы Греза, посвященные в основном изображению жизни мелкой буржуазии, отмечены сильными идеализирующими тенденциями и проникнуты сентиментальной чувствительностью. Академии», 1755, Париж, Лувр). В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Красота формы подчинена дидактической цели. Часто условен и колорит картин Греза.
Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар).
В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Картины очень понравились премьеру и он пожелал познакомиться с художником. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция.
Шёпот грез (художник Надежда Левицкая) Раскраска картина по номерам на холсте 7063
Жан-Батист Грёз (фр. Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон. В целом искусство Грёза идеально отразило его эпоху, а кроме того, отличалось совершенством художественной техники. Во времяфранцузской революцииГрёз жил уединённо и не вмешивался в политику.
В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. И вот когда констатируешь эти его достоинства, нельзя не оплакивать, что он свое искусство почти полностью отдал на дряблую и глуповатую «литературу», на иллюстрации элементарных прописей, на приторную и лживую чувствительность.
хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи. В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». Идеализация натуры в произведениях Г. приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно-конкретны подготовит, рисунки и портреты (Гравёр И. Г. Билль, 1763, Музей Жакмар-Андре, Париж).
- Картина Паралитик, Жан-Батист Грёз, 1763
- Грёз Жан БатистКартины и биография
- Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
- Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, Вена
- Жан-Батист Грёз (1725, Турню – 1805, Париж)
Грёз, напротив, по натуре – художник Божьей милостью, одно из самых прекрасных колористических дарований, один из прирожденных «гениев техники». Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись, — писал Дидро. Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос.
Стоимость билета для взрослых 300 рублей. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. А. С. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика».
Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Попытки художника проявить себя, кроме жанровой живописи, еще и в исторической, не увенчались особым успехом. Она работает до 15 февраля 2015 года по адресу ул. Волхонка, дом 12. Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков. Предпочитая изображать близких или хорошо знакомых ему людей, Грез умел передать неповторимое своеобразие внешнего облика и основные черты характера человека, однако его портреты не отличаются той глубиной психологического анализа и тем артистизмом исполнения, которые были присущи лучшим работам его современников: М. К. де Ла Тура и Ж. Б. Перроно.
- Ордер в архитектуре древней Греции: общая характеристика, основные памятники
- Жан Беррийский как коллекционер и меценат
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Жан-Батист Грёз знаменитый французский художник второй половины века, представитель искусства
- Самое интересное в виде мозаики
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Отправить запрос на изготовление копии
- Портрет Рандона де Буассе Жана Батиста Греза
Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их. Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами. музей). Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида.
В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Умер Грёз в Париже 4 мая 1805. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике.
- Портрет девушки Жана Батиста Греза
- Портрет молодой крестьянки Жана Батиста Греза
- Разбитый кувшин Жана Батиста Греза
- Картина Наказание сыновней неблагодарности Жана Батиста Греза
- Картина Деревенская помолвка Жана Батиста Греза
Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Грёз, друг мой, смелее прославляй в живописи мораль и не изменяй этому вовеки. В 1755 – 56 был в Италии.
Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением.
Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац. В конце XVIII – начале XIX вв. Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон.
Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор. Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы.
В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. И абсолютно понятно, почему главные герои и главное действие в правой части картины, а левая часть – не важна. Высоко оценивал творчество Греза и Дидро.
- Словари и энциклопедии на Академике
Важно учесть, что Жан-Батист Грёработал не только и не столько для дворянства. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805).
1758-1759, Чикаго, Художественный институт), свидетельствующая о внимательном изучении Греза творчества П. П. Рубенса и А. Ван Дейка. Грёз и умиляется-то чистотой девушки, чтобы еще острее гутировать ее падение».
На рисунке «Эмели Милле с кошкой» художник Жан-Франсуа Милле изобразил свою сестру. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Но и большая глубина порочности под всей этой игрой в чистоту.
Обстановкой и костюмами персонажей Грёз близок к Шардену, но самая его труппа взята напрокат из Parc aux cerfs» (Оленьего парка) или из тех гаремов, которые окружали Сантера и Буше. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме.
Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. его жена. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни.
Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Однако именно эти так называемые «головки» Греза в свое время пользовались особой популярностью.
Шувалова, 1776—1781 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Однако по своим художественным достоинствам произведения Греза уступают работам Шардена.
В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой.
1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ).
Художник сознательно снижает религиозную идею до уровня повседневной жизни и наполняет ее иным смыслом, поскольку он ставит перед собой задачу превратить ее в действенное средство утверждения социальной добродетели и морали. Вышел лицедей на подмостки и давай корчить физиономии», а публика радуется тому, как это он ловко делает. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Красота формы подчинена дидактической цели.
ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725–1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри.
«Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества).
Проезд до метро Кропоткинская. Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар). В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора.
Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. В Санкт-Петербургском Эрмитаже находятся 11 картин Жана-Батиста Грёза, которые считаются настоящим достоянием и входят в число интереснейших коллекций музея. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Сам Грёз при этом – одна из первых и одна из самых прискорбных жертв литературы.
музей). Однако в 1755-1761 гг. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро.
Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Целомудренно скромная и застенчивая невеста. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств).
Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.