Грез Картины

Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х. Закажите печать картин Жан Батиста Греза любого любого формата и размера, на ваш выбор.

Жан-Батист Грёз: как картины известного морализатора покорили весь мир

И у Шардена встречаются «анекдоты», но, в сущности, мастер им не придает никакого значения. Жанровые композиции Г. (Деревенская помолвка, 1761, Лувр, Париж Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Д. Дидро. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. его жена. Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков. Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно.

Шувалова, 1776—1781 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Вашим гостям будет довольно интересно немного задержаться в вашей прихожей, чтобы полюбоваться чудесными головками грёзовских красавиц. Эта публика, чей вкус ещё только-только начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом. Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом».

Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Грёз и умиляется-то чистотой девушки, чтобы еще острее гутировать ее падение».

Красота формы подчинена дидактической цели. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос. Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика.

Пьера была приобретена Людовиком XVI. Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их. Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда).

гал. Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Грёз, напротив, по натуре – художник Божьей милостью, одно из самых прекрасных колористических дарований, один из прирожденных «гениев техники». Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Важно учесть, что Жан-Батист Грёработал не только и не столько для дворянства.

Шувалова, 1776—1781 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Мы знаем массу художников, которые, пожалуй, только тем интересны, что они рассказывают. Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом. Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). Цель замысла – преподать урок нравственности, непреложной как закон природы. Грёз, друг мой, смелее прославляй в живописи мораль и не изменяй этому вовеки. В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше.

Жан- Батист Грёз был превознесен как художник-моралист. Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805). Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). Лувр).

Вечерние грёзы картина 
вышитая крестиком

Вечерние грёзы картина вышитая крестиком

8. «Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). Но на картине волы не могут никуда пойти. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Восприняв это как оскорбление, Грёз в течение последующих тридцати лет выставлял свои картины на публику только в собственной мастерской.

В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж. Красота формы подчинена дидактической цели.

Учился у лионского художника Ш. Грандона, а затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже вскоре он привлек внимание публики картиной Отец, объясняющий Библию своему семейству. Дидро восхищается этой картиной, так как это «моральная живопись», которая наравне с драматической поэзией должна «нас трогать, поучать исправлять и побуждать к добродетели». Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар). «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). И пусть эти образы были и остаются далеки от реальности, но они, определенно, прекрасны. Во времяфранцузской революцииГрёз жил уединённо и не вмешивался в политику.

Грёзы и сны: волшебные 
картины, полные 
тайн, чудес и загадок

Грёзы и сны: волшебные картины, полные тайн, чудес и загадок

Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. В 1755 – 56 был в Италии. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). — вопрошал философ Дидро. Этого звания ему не давали.

Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Его графические работы – это, как правило, не столько подготовительные этюды и рабочий материал, сколько тщательно проработанные законченные листы. Однако именно эти так называемые «головки» Греза в свое время пользовались особой популярностью. Но и большая глубина порочности под всей этой игрой в чистоту. В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера.

Жан-Батист Грёз (фр. Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме. А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным. Пушкина).

В 1755 г. он был причислен к Академии и провел около года в Риме и Неаполе. Работы Греза, посвященные в основном изображению жизни мелкой буржуазии, отмечены сильными идеализирующими тенденциями и проникнуты сентиментальной чувствительностью. Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). музей).

Основные идеи картин 
Жана-Батиста Греза

Основные идеи картин Жана-Батиста Греза

Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. (Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. — Позы полны какой-то распущенности и податливости. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности.

И вот когда констатируешь эти его достоинства, нельзя не оплакивать, что он свое искусство почти полностью отдал на дряблую и глуповатую «литературу», на иллюстрации элементарных прописей, на приторную и лживую чувствительность. Его талант высоко ценили графы Н. А. Демидов, А. С. Строганов и А. П. Шувалов, князь Н. Б. Юсупов, президент Академии художеств И. И. Бецкой. Зато его многочисленные рисунки обладают большими достоинствами. В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона.

Описание картины 
Жана-Батиста Греза 
«Балованное дитя»

Описание картины Жана-Батиста Греза «Балованное дитя»

Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. И вот когда констатируешь эти его достоинства, нельзя не оплакивать, что он свое искусство почти полностью отдал на дряблую и глуповатую «литературу», на иллюстрации элементарных прописей, на приторную и лживую чувствительность. Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац.

Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания».

  • Картина Паралитик, Жан-Батист Грёз, 1763
  • ГРЗ ЖАН БАТИСТ Деревенская помолвка
  • Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
  • Картины автора Грёз Жан-Батист (0)
  • Эти художники рисуют волшебные миры, вкоторых хочется затеряться
  • Волошин Максимилиан Александрович
  • Картины художника Жана-Батиста Грёза (- )

Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности.

Под влиянием культа чувствительности, свойственного сентиментализму, Г. наделяет своих героев трогательными побуждениями, проявляющимися с преувеличенным пафосом. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций.

Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае.

Однако по своим художественным достоинствам произведения Греза уступают работам Шардена. его жена. Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Однако по своим художественным достоинствам произведения Греза уступают работам Шардена. Тем не менее уважение, которое внушало подлинное горение Грёза к искусству и его необычайное трудолюбие извиняли его смешные стороны и, в общем, до самой революционной бури он пользовался огромной популярностью да и в революционную эпоху ему удалось избежать тех преследований, которым подверглись Фрагонар и Юбер Робер, несмотря на то, что ведь и Грёз был «любимцем аристократов». Эти картины, как и все подобные им произведения Грёза, пользовались необычайной популярностью публики.

А. С. В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности. Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Но вскоре после его завершения художник умирает в бедности и почти забытым своими современниками, вкусом которых овладел в ту поруДавид. В 1760-е годы он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765 г., Эдинбург, Национальная галерея Шотландии).

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Жан-Батист Грёз (1725, Турню – 1805, Париж)
  • Русское искусство первой половины века
  • Система росписи православного храма
  • Портрет Рандона де Буассе Жана Батиста Греза
  • Портрет девушки Жана Батиста Греза
  • Портрет молодой крестьянки Жана Батиста Греза
  • Разбитый кувшин Жана Батиста Греза

В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Ругали его за чересчур нравственные и наполненные откровенной моралью работы. Грез первым среди французских художников стал проповедником буржуазной морали, чем в значительной степени объясняется успех таких его работ, как «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию», появившаяся в Салоне 1755 г. года (Париж, частное собрание) или «Деревенская невеста» (Салон 1761 г., в настоящее время находится в Лувре).

Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели. Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом. 3. Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами. Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм. Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен).

Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. Идеализация натуры в произведениях Г. приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно-конкретны подготовит, рисунки и портреты (Гравёр И. Г. Билль, 1763, Музей Жакмар-Андре, Париж). И вот когда констатируешь эти его достоинства, нельзя не оплакивать, что он свое искусство почти полностью отдал на дряблую и глуповатую «литературу», на иллюстрации элементарных прописей, на приторную и лживую чувствительность.

  • Картина Наказание сыновней неблагодарности Жана Батиста Греза
  • Картина Деревенская помолвка Жана Батиста Греза
  • Жан-Батист Грёз знаменитый французский художник второй половины века, представитель искусства
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Отправить запрос на изготовление копии

Мы знаем массу художников, которые, пожалуй, только тем интересны, что они рассказывают. «Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755 г., Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков. музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.

Картина Паралитик, 
Жан-Батист Грёз, 
1763

А. С. Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы. хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи. Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. Обстановкой и костюмами персонажей Грёз близок к Шардену, но самая его труппа взята напрокат из Parc aux cerfs» (Оленьего парка) или из тех гаремов, которые окружали Сантера и Буше.

хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи. Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика. Пушкина), они заказывали Грёзу и многочисленные портреты (Портрет графа А. П. «Вот поистине мой художник — это Грез», — писал Дидро, разбирая картину Греза «Паралитик» (Эрмитаж) в своем «Салоне» 1763 года.

Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Высоко оценивал творчество Греза и Дидро. Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета (Наказанный сын, 1778 г., Париж, Лувр), лучшие картины Грёза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта.

В конце XVIII – начале XIX вв. Зато его многочисленные рисунки обладают большими достоинствами. С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755 г., Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков. Смысл нравоучения раскрывается через жесты и мимику персонажей, а также посредством многозначительных второстепенных деталей. Красота и глубокое значение Шардена в том, что он наводит лучи своего угадания красоты на ту самую «серую обыденность», которая для всякого иного кажется простой мещанской тиной. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. музей).

Сам Грёз при этом — одна из первых и одна из самых прискорбных жертв литературы. Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты.

Грёз (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню, Бургундия, – 21. 3. 1805, Париж), французский художник. Художник был очень моден и популярен в своё время.

Сам Грёз при этом – одна из первых и одна из самых прискорбных жертв литературы. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Кто возьмется спорить о вкусах. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена.

Лувр). В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида.

ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725–1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. Грёз (Greuze) Жан Батист (21. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос. Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос.

Однако в 1755-1761 гг. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон.

Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида. Красота формы подчинена дидактической цели. Мы знаем массу художников, которые, пожалуй, только тем интересны, что они рассказывают. Грез первым среди французских художников стал проповедником буржуазной морали, чем в значительной степени объясняется успех таких его работ, как «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию», появившаяся в Салоне 1755 г. года (Париж, частное собрание) или «Деревенская невеста» (Салон 1761 г., в настоящее время находится в Лувре).

В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Однако именно эти так называемые «головки» Греза в свое время пользовались особой популярностью.

«Отцовское проклятие» является характерным примером проповеди патриархальной идиллии и семейных добродетелей. Ругали. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере.

В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Совсем иное у Грёза. 1725, Турню, Бургундия, – 21. О том же в свое время писали Гонкуры, которых сочувственно цитирует Бенуа.

Приписывали ему неприкрытую идеализацию образов. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Художник был очень моден и популярен в своё время. В 1755 – 1756 гг. Когдаконвентрешил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение вЛувре вконце своей жизни он получает заказ на портрет Наполеона, который сейчас находится в Версале (1804-805).

Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). В 1755 г. он был причислен к Академии и провел около года в Риме и Неаполе.

Безусловно, общий замысел «Отцовского проклятия» восходит к библейской теме Блудного сына, но всепрощение и великодушие отца, принявшего в свои объятия раскаявшегося сына, здесь заменено назиданием и напоминанием о том, что существуют непоправимые ошибки и можно безнадежно опоздать в своем раскаянии. Публика меняется – люди 3-го сословия начинают ходить в салоны и, по своему, еще весьма примитивно, оценивать художественные произведения. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. Например, волы по отношению к всему действу.

И каков же результат. Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика. Учился у лионского живописца Грандона, а после 1750 г. — в парижской Академии художеств у Натуара. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика».

Академии», 1755, Париж, Лувр). Принято было, чтобы после этого в течение шести месяцев в Академию была представлена и дипломная картина, но Грёз затянул её создание более чем на десять лет. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Умер Грёз в Париже 4 мая 1805.

Эта тема достаточно скользкая и неблагодарная. В этом утонченность Грёза, что он вводит в соблазн простоту и неприхотливость девушки. Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена. Это композиционные наброски или этюды фигур, выполненные обычно итальянским карандашом или сангиной, свободные по манере, живо и непосредственно передающие модель. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др.

В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве. Претензии Греза на Grand style, мало соответствовавшие его творческим возможностям, были признаны необоснованными и его приняли в Академию как жанрового живописца. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика).

Присмотритесь к картинам Грёза. Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805). Приписывали. 1805, Париж), французский художник. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам.

В 1760-е годы он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765 г., Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Таким художником стал Жак Луи Давид. музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке.

Жанровые композиции Г. (Деревенская помолвка, 1761, Лувр, Париж Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Д. Дидро. Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае. Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность). «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств). Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др.

Знаменитый французский художник-жанрист. И вот неожиданно под этими лучами художника оказывается, что и самого скромного «мещанина» окружает целый мир красоты, дивная ткань живописной поэзии, чарующая музыка красок. Однако в 1755-1761 гг. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. «Вот поистине мой художник — это Грез», — писал Дидро, разбирая картину Греза «Паралитик» (Эрмитаж) в своем «Салоне» 1763 года.

Говорили. Часто условен и колорит картин Греза. Высоко оценивал творчество Греза и Дидро.

После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. 1 Все, что мы знаем о личности Грёза, рисует его нам скорее в непривлекательном свете. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри.

Впрочем искусство Греза имело лишь временный успех. Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета (Наказанный сын, 1778 г., Париж, Лувр), лучшие картины Грёза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись, — писал Дидро.

В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». Целомудренно скромная и застенчивая невеста. Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств). Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе.

Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними.