Христос В Пустыне Крамской
В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». И именно Христос в пустыне, картина Крамского, развивает этот сюжет. «христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Крамской пробыл на даче под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года (по старому стилю), продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне».
В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Картины «Христос в пустыне» и «Хохот» рассматриваются как составные части «Евангельского цикла» Крамского. «христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв.
Христос в пустыне – картина Крамского, описание работы над которой здесь приведено, была создана под рядом впечатлений испытанных автором на протяжении многих лет. Картина Ивана Крамского Христос в пустыне: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Мастерское использование живописных приёмов Крамским делает картину «Христос в пустыне» не только очень выразительной внешне, но и наполненной глубоким духовным смыслом, который каждый зритель воспринимает по-своему. Крамской начал писать картину «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года. «христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), оконченная в 1872 году.
Картины «Христос в пустыне» и «Хохот» рассматриваются как составные части «Евангельского цикла» Крамского52. Центральной фигурой картины Ивана Крамского «Христос в пустыне» является Иисус Христос, сидящий среди каменных руин. «христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года.
Христос в пустыне (картина Крамского)
И «я понял, — писал И. Крамской, — что это — такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей.
По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18.
В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Второй вариант картины был написан за год.
Критик Владимир Стасов писал в своём очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году он создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний – этого никто не объяснит». Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование.
Сколько раз плакал я перед этой фигурой. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Что ж после этого. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа.
Game Board Breakdown / Подробное описание игрового поляАнализ и описание рабочего места PR-менеджера «Mr. Doors». Анализ рынка и описание наиболее важных факторовБиблиографическое описание источников информацииВыбор и описание силовой схемыВыбор механизмов и описание технологического процесса. Глава 2. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».
Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням9. Как это Вам кажется. Но как рассказать.
По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Неужели это та самая книга.
История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского
Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. В его одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»10. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста.
Непонятно, как такую картину позволили выставить. «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», — говорил Крамской. Целей товарищество видело как минимум три: просветить, то есть дать познакомиться зрителям с русским искусством привить обществу любовь к искусству и продать произведения, то есть сделать доступными их для всех. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48.
Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро – заря только зачинается. И вот я однажды. Описание программы «Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью»Глава 7. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18.
Христос в пустыне, 1872, Крамской
«Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28.
Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. В зале было немыслимое количество народу.
Описание картины «Христос в пустыне»
Он отказывается. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Именно тогда он сделал первый набросок композиции.
Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62.
Едва ли. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли. Посещая другие города Европы Париж, Вену, Антверпен он упорно изучает все, что граничит с образами Иисуса Христа в картинных галереях изучая искусство старых мастеров.
Его картина висела последней. Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер.
Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь.
Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото
Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево. Описание учебного контроллераГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль.
Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314. И тут же превозносили. Противники картины говорили, что Христос у Крамского абсолютно лишен каких бы то ни было черт святости, возмущались нерусским типом лица Христа. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32.
Они выступили против академических традиций, против подражания старым мастерам, ратовали за обновление национального стиля и в целом искусства, которое со времен Ренессанса, как они считали, не только замкнулось на себе самом, но стало вторичным. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, этот негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроется в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» – «центральное полотно во всей Третьяковской галерее». Аведь «Христос впустыне»— это моя первая вещь, над которой яработал серьёзно, писал слезами икровью она глубоко выстрадана мною она— итог многолетних исканий».
В 20-30 годы XIX века в Британии в среде художников много обсуждалась судьба исторической живописи, христианского искусства и религиозного сюжета. Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун — «Ииисус омывающий ноги Петру». Впрочем, критика им была и не страшна. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33.
Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». Скверная штука жизнь. ». Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Начал философствовать. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4.
Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. Однако в отечественном изобразительном искусстве к этой евангельской истории прибегали крайне редко, в основном изображая ее в небольших клеймах икон. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере.
И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. Этот сюжет не самый редкий в мировой живописи, к нему обращался не один европейский художник. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа.
А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться». В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой».
Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»
И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». «Картина моя, – вспоминал Крамской, – расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. «Никто не отнимает ее (жизнь.
– Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, знакомится со старым и новым искусством, а вернувшись на родину, совершает поездку в Крым — в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил.
ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской
Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа – это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения». – Это я взял заказ писать образ Христа.
«Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21. Я не знаю. – Это я взял заказ писать образ Христа.
Картина Крамского Христос в пустыне
Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. Эстетика картины находится в границах эпохи. Почему.
Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда». Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование.
Христос в пустыне — Иван Крамской
И к чему тогдапустыня. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий».
В каком-то смысле критики были правы. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. Но теперь. Время суток, рассвет, тоже выбрано не случайно: тонкая розовая полоска на горизонте – это символ заканчивающейся ночи и рождения нового дня, новой жизни. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно.
Только под утро усталый и измученный опустился он на камень, все еще ничего не видя перед собой. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография.
Описание картины: «Христос в пустыне»
Ж-998)29. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. Непонятно, как такую картину позволили выставить. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг».
Разве можно это написать. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии.
В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа. Ж-5724)495051. е. увидеть, как писали Христа величайшие европейские мастера), художник уезжает в Германию, затем в Вену, Антверпен, Париж. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание.
Влияние «Христа» Крамского на живопись
И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». Я видел эту странную фигуру, следил за ней, видел, как живую и однажды вдруг почти наткнулся на нее: она именно там же сидела, сложивши руки, опустивши голову.
Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку.
«Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Англия.
Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Непонятно, как такую картину позволили выставить. Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского – «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова. 1867 годом датируется первый вариант картины, оказавшийся неудачным.
По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»11.
автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме» – по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия – «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии). Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Ж-998). Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее – борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого». Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1. Кто это был.
Что ж после этого. Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи. Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба. Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. И я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности.
Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Таким контекстом в последней версии явилась бескрайняя «каменная» пустыня за спиной Христа, подчеркнувшая своей мертвенностью глубину внутренних постижений героя полотна. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске20.
Другие картины Ивана Николаевича Крамского
Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Это какой-то нигилист. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Это позволило представить панораму бескрайней пустыни.
Нет. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в своей статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатление, произведённое на него картиной Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. 1848 год. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»8.
Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев – в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие.
Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. По собственному признанию Третьякова, это была одна из самых любимых его картин. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении».
Уже горизонт затеплился утренним солнцем, природа готовится встретить восход и только человек этот безучастен к окружающей его красоте и радости бытия, неотступная мысль преследует его. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой.
В результате фигура Христа, одетого в тёмный плащ и красную тунику, господствует над пространством картины, но при этом находится в гармонии с окружающим его суровым ландшафтом. Поправде сказать, нет трёх человек, согласных между собой.
Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1819 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»17. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46). Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление14.
В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни». Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо). «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий). «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить».
Кратко о жизни и смерти талантливого человека
А все-таки не отходит». Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты».
Чем, каким способом я могу быть понят. Но теперь. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31.
В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. По словам самого Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Незадолго до этого он ездил в Крым, где, в частности, побывал в Бахчисарае и Чуфут-Кале, чтобы пережить чувство испытываемое человеком на пустынных горных возвышенностях18.
На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Разве можно это написать. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Ж-998)29. Христос у Крамского показан высоконравственным, но всё же вполне земным человеком — с ортодоксально-церковной точки зрения такой подход мог быть воспринят как святотатство. Композиция полотна очень проста. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь.
Посмертная выставка замечательного художника
Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, – «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Коллекционер без торга принял назначенную художником цену (6000 рублей). – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких». Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».
В одна тысяча восемьсот семьдесят первом году Иван Николаевич начинает работать над вторым вариантом произведения. Неужели это та самая книга. А все-таки не отходит». Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму). Разве можно это написать. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам.
Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом». В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф.
Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)
В 1857 году Иван Крамской поступает в Петербургскую академию художеств, в класс художника А. Маркина. Картина была принята очень неоднозначно.
Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». вы можете запросить все в системе с коробкой. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации.
Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход.
Так и получилось. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327. Но вскоре работа над картиной подошла к концу — 10 октября 1872 года он написал Васильеву: «Да, дорогой мой, кончил или почти кончил Христа. Он отчаянно спорил с ним о вере.
Неоконченное полотно хранится в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. П. М.
Христа совсем не вижу. Я могу сказать, что писал его слезами и кровью. Претворяя эту идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Шла вторая выставка передвижников.
Но как рассказать. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».
Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. 4:13). По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Ноникто неговорит ничего важного.
Записки переводчика с Андреем Десницким
Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки (по другим данным, он получил медаль III степени). Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу».
Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. А вокруг нигде и ничего не шевельнётся, только у горизонта чёрные облака плывут от востока И он всё думает, думает, страшно становится Сколько раз плакал я перед этой фигурой. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года.
Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»
И тут же превозносили. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64.
Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. – Примеч. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа.
На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы. И он всё думает, всё думает. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении.
Неужели это та самая книга. Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе». Конечно, все это я читал, даже учил когда-то.
Словари и энциклопедии на Академике
Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30.
Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. А. Есть от чего рехнуться Вот он и завопил.
Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. Звание профессора Крамскому не было присуждено. Получив решительный отказ, Крамской от лица четырнадцати выпускников обратился к совету с вежливым, но твердым заявлением о том, что, не смея оспаривать решений начальства, выпускники желают немедленно покинуть стены академии. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «Христос в пустыне» «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам.
Христос, каким увидел его Иван Крамской
На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы.
Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Павел Михайлович догадался, что с Крамским произошел один из тех редких случаев, которые приключаются иногда с действительно талантливыми художниками или поэтами.
Скверная штука жизнь. ». На нём должно было быть изображено поругание Христа после суда Понтия Пилата и последовавшего за ним бичевания. Это какой-то нигилист. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30.
Он отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление.
Напишите отзыв о статье Христос в пустыне (картина Крамского)
Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. Начал философствовать. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». В Лондоне — центре мировой экономики, столице британской империи — возникает «Братство прерафаэлитов».
По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. 4:2). Амбиции молодых людей вполне можно понять. Чтоже доэффекта, который «Христос впустыне» произвел напочтенную публику, тообэтом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей наогромное число разноречивых мнений. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1213.
И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Он отказывается.
Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне». Но первым, кому он назвал свою цену — 6000 рублей, был Павел Третьяков, который тут же приехал и купил картину для своей коллекции, которая впоследствии составила основу Третьяковской галереи. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению».
Иисус сидит на камне и ждет восход солнца. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной – делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге. По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Это и понятно: десять долгих лет вызревал замысел картины, а теперь, после выставки, художник сам запутался и не мог решить для себя, что же все-таки он сделал.
Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », – он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер.
Отрывок, характеризующий Христос в пустыне (картина Крамского)
Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает.
Показанная на Второй выставке ТПХВ, эта картина вызвала громкие споры. Откуда же такая творческая противоречивость. Ж-5724)495051.
Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем.
Ж-5724). Он отчаянно спорил с ним о вере. Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий».
Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2 см, ГТГ инв. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой.
Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке». Страшно станет. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Нет.
Прерафаэлиты были в авангарде и здесь, ведь они сделали религиозный сюжет важной темой своей живописи и художественной стратегией. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться».
Христа не кончил». Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок).
Крамской получил несколько предложений продать картину. Ошибочным, как понял автор, был сам выбор вертикального формата, лишивший произведение «широкого дыхания» — или, по-другому, точного «контекста». При этом, однако, Стасову не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54.
Христос в пустыне (картина Крамского) Информацию О
Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной.
Чем, каким способом я могу быть понят. Разве можно это написать. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать.
Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир – небо и землю – воедино». Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».
Ну что ж после этого. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить» Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться».
- Ощущения художника при написании полотна
- Суть и итог многолетних раздумий и исканий
- Как художник Крамской артель создал
Христа не кончил»32. В зале было немыслимое количество народу.
Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. – Это я взял заказ писать образ Христа. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне». В лице Христа, особенно во взгляде, полном напряженной мысли, читается некая отрешенность, отсутствие реальности здешнего мира. Еще в начале 1860-х годов, обучаясь в Академии художеств, он делает первый набросок, в 1867 году — первый вариант картины, который его не удовлетворяет. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. «Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление.
Чем, каким способом я могу быть понят. Но теперь. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря».
Но никто не говорит ничего важного. «Под влиянием ряда впечатлений, — говорил впоследствии И. Крамской, — у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу».
В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа21. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль.
Я, вероятно, принадлежу к последним. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4.
Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Он отчаянно спорил с ним о вере.
Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»17. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна – «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Что сделать, чтобы быть понятным.
Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира – но добывшее себе силу на подвиг». И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. Но как рассказать.
Сюжеты в равной степени они черпали из литературы художественной, обращаясь к Шекспиру и Данте. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Это какой-то нигилист. Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья.
И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11. А все-таки не отходит». Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. В творческой биографии Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) картина «Христос в пустыне» занимает особое место.
Что ж после этого. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Надо думать, найти верное решение помогла Крамскому заграничная поездка 1869 года, предпринятая специально для того, чтобы «вживую» увидеть то, как интерпретировали эту тему старые мастера.
Таким увидел на картине Христа этот писатель. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Выше: что вы искали.
Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Но как рассказать.
Его картина висела последней. Но создавали их совсем не для церкви, как было в эпоху Возрождения, а для частного пространства. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты.
Но никто не говорит ничего важного. И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи.
О чем думает его Христос. Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего.
Но никто не говорит ничего важного. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Чем, каким способом я могу быть понят.
Шла вторая выставка передвижников. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры.
И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то.
В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46. Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры.
Прерафаэлиты предпочли второе. И к чему тогда пустыня.