Христос В Пустыне Крамской Анализ
Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»
Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, знакомится со старым и новым искусством, а вернувшись на родину, совершает поездку в Крым – в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни. Я не знаю. О чем думает его Христос. 4:2).
Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». Ему под силу только создание внешне абсолютного человеческого образа, но такого, в котором заключен «внутренний» Бог. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Писатель подчеркивает, что до сих пор, за всю историю христианства «никто не даст себе труда договориться до ясного понятия об образе Иисуса Христа» (VIII, 64).
Христос в пустыне (картина Крамского)
Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Для Гончарова высшее божественное заключено в идеальном человеческом. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких». Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4.
Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В. Так, о группе персонажей на картине Н. Ге «Тайная вечеря» Гончаров пишет, что невозможно «прочесть эти лица, вдуматься в душу каждого и перенести на полотно — выше сил всякого таланта. » (VIII, 65).
По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек.
По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. В его одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»10. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Что сделать, чтобы быть понятным.
И он всё думает, всё думает. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. И нельзя сказать, чтобы он вовсе был нечувствителен к ощущениям: нет, он, под влиянием наступившего утреннего холода инстинктивно прижал локти ближе к телу и только, впрочем губы его как бы засохли, слиплись от долгого молчания и только глаза выдавали внутреннюю работу, хотя ничего не видели, да брови изредка ходили – то подымется одна, то другая.
Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Это какой-то нигилист.
Чем, каким способом я могу быть понят. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. В результате фигура Христа, одетого в тёмный плащ и красную тунику, господствует над пространством картины, но при этом находится в гармонии с окружающим его суровым ландшафтом. Шла вторая выставка передвижников. Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев.
В каком-то смысле критики были правы. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой.
Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»11. Но как рассказать. Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать.
История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского
Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить» Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться». Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг».
И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1213. Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». – Примеч.
Христос в пустыне, 1872, Крамской
«Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.
Это особое произведение, к восприятию которого и зритель должен отнестись особо и далее весь разговор о картине «Христос в пустыне» ведется в сакральном ключе. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать. Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие.
Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото
Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом». Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского – «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова. ва не только в силу сложной и долгой истории создания портрета.
И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия — будущая судьба мира и всего живущего кроется в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем — в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой».
Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням.
Описание картины «Христос в пустыне»
По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Разве можно это написать. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье.
По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино».
Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314. И «я понял, — писал И. Крамской, — что это — такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности».
После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне». По словам самого Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин. Сколько раз плакал я перед этой фигурой. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы. Нет.
Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. И к чему тогда пустыня.
В пользу этой версии говорит и то, что телосложение охотника и тип его головы — с удлинённым овалом лица и открытым лбом — весьма похожи на образ Христа изображённый художником на картине 1872 года23. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. И это сказано не только в отношении Крамского, но любого художника. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы.
Как это Вам кажется. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего.
Он отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование. Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Христа совсем не вижу. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. дают нам лица и события религиозного содержания, лишенные их священного характера» (VIII, 62).
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией.
Описание картины: «Христос в пустыне»
Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы.
И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть.
Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». Что ж после этого. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске20. «Никто не отнимает ее (жизнь.
А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Почему. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами.
По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Это какой-то нигилист. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении».
Христос в пустыне (1872) Крамской
Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Нет, не могу и не мог написать, а всё-таки писал и всё писал до той поры, пока не вставил в раму, до тех пор писал, пока его и другие не увидели, – словом, совершил, быть может, профанацию, но не мог не писать. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа. По Гончарову, это оказывается априори невозможным, поскольку невозможно «дать тонкую и окончательную оценку.
Ж-5724). автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). Скверная штука жизнь. ». По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее».
Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Затем несколько лет Крамской работает ретушером у фотографа, с которым объездит пол-России и окажется в Санкт-Петербурге, где продолжит работу у известных фотографов ретушером и акварелистом.
ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской
На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. Эстетика картины находится в границах эпохи.
Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Второй вариант картины был написан за год. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению».
И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Так и получилось.
Сочинение по картине Крамского «Христос в пустыне»
В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму). В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне».
Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Для его построения художник использовал приглушённую цветовую гамму, составленную из серых, серебристых и лиловых цветов. В Лондоне — центре мировой экономики, столице британской империи — возникает «Братство прерафаэлитов». Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря».
Иван Крамской "Христос в пустыне"
То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».
Но как рассказать. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. 4:13).
Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. Он отчаянно спорил с ним о вере. Претворяя эту идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49.
Влияние «Христа» Крамского на живопись
Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи. Неужели это та самая книга. Выше: что вы искали. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Ж-998)29.
Гончаров убежден, что в Христе Крамского действительно заключено священное содержание. Описание программы «Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью»Глава 7. Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего. Все это было следствием того, что Гончаров ощущал себя непонятым и как человек со своими слабостями и достоинствами и как писатель, последний роман которого был критически встречен публикой, что даже заставило Гончарова «объясняться» с читателем в статье «Намерения идеи и задачи романа "Обрыв"» (1872). Ж-5724)495051.
Другие картины Ивана Николаевича Крамского
По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Непонятно, как такую картину позволили выставить.
«Под влиянием ряда впечатлений, — пишетвпоследствии художник, — у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Чем, каким способом я могу быть понят.
Кратко о жизни и смерти талантливого человека
«Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. При этом, однако, Стасову не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. разъедающих начал (отрицание, скептицизм, безверие.
Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Этот тезис существен для понимания гончаровско-го отношения к вере вообще: его вера была прежде всего «внутренней», свободной от мучительных переживаний и сомнений и как будто растворенной в каждом дне его жизни, но от этого не становилась слабее. И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека. Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы.
Посмертная выставка замечательного художника
Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения». А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем.
Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. лицу Христа в. минуту смертного подвига. » (VIII, 65). Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.
Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, этот негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Впрочем, критика им была и не страшна.
Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)
Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21. В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли. Ведь они жили в эпоху индустриализации, научно-технического прогресса и социальных революций, которые не могли не касаться талантливых и мыслящих художников.
Художник был настолько измучен бесконечными нападками, насмешками, расспросами, требованиями объяснить смысл полотна, что стал противоречить сам себе. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46). Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба.
Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы.
Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Картина была принята очень неоднозначно.
Христа не кончил». Но никто не говорит ничего важного. 1848 год.
В зале было немыслимое количество народу. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж.
Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». Звание профессора Крамскому не было присуждено. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку.
Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. Что ж после этого. И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.
Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю.
Художник рассматривает религиозный сюжет с гуманистической, морально-философской точки зрения и предлагает психологически-жизненную интерпретацию размышлений и переживаний Христа Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь.
Едва ли. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь.
Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». И к чему тогда пустыня. Непонятно, как такую картину позволили выставить.
«Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий). Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»17.
Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». – Начав понемногу о Христе по поводу образа, он уже не переставал говорить о Нем весь вечер. Христа не кончил»32. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».
Христос, каким увидел его Иван Крамской
Описание учебного контроллераГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен.
За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки (по другим данным, он получил медаль III степени). Но как рассказать. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Гончаров подчеркивает, что истинное место этой картины не «в углу» и «в темноте».
Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо). Таким увидел на картине Христа этот писатель. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»8. Но никто не говорит ничего важного.
Он почти уже не ходил по выставке, все больше сидел в углу, опустив на колени усталые натруженные руки Иван Николаевич продолжал улавливать обрывки фраз, но смысла их уже не разбирал Где-то, почти над самым ухом забасил Стасов: «Это жестокая ошибка – изображение Христа затруднённого. Чем, каким способом я могу быть понят. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64.
И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе». Постоянные внутренние поиски художника, эксперименты, борьба с самим собой, стремление творческой личности найти истину.
Словари и энциклопедии на Академике
Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата».
Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. Непонятно, как такую картину позволили выставить. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, дать ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу.
Картина г. Крамского» является практически единственным и вот таким образом главным источником для прояснения позиции писателя. Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Ж-5724)495051. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11.
Записки переводчика с Андреем Десницким
Публичные и передвижные выставки, гравюрные копии лучших произведений содействовали популяризации их идей. Англия. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа.
Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. Думается, что определение «внутренний человек» нужно понимать как признание Гончарова в том, что за бесстрастной внешностью стареющего, вечно ворчащего писателя Крамской увидел и признал настоящего человека, достойного внимания интереса, сочувствия.
Увидеть «внутреннего» Христа возможно, только веруя, следовательно, зритель, как и художник, должен изначально нести веру в себе. Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «Христос в пустыне» «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.
Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. А все-таки не отходит». «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», — говорил Крамской. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. Чем, каким способом я могу быть понят.
Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»
Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10. Прерафаэлиты предпочли второе. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Кто это был. Страшно станет. Ж-998).
Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Сюжеты в равной степени они черпали из литературы художественной, обращаясь к Шекспиру и Данте. Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались.
Напишите отзыв о статье Христос в пустыне (картина Крамского)
Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого». — Е. П. ) художники.
А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. И к чему тогдапустыня. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Только спустя время около нее стали толпиться зрители, говорить, спорить.
Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты.
И вот я однажды. Второй существенный тезис статьи Гончарова касается проблемы изображения Христа. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской.
Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ».
– Здесь выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу и абсолютной решимости бороться с ним. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке». Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит».
Отрывок, характеризующий Христос в пустыне (картина Крамского)
Я могу сказать, что писал его слезами и кровью. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни».
Разве можно это написать. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне». Ж-998)29. Разве можно это написать. Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка.
Христос в пустыне (картина Крамского) Информацию О
Откуда же такая творческая противоречивость. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. – Это я взял заказ писать образ Христа. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа21.
- Ощущения художника при написании полотна
- Суть и итог многолетних раздумий и исканий
- Как художник Крамской артель создал
В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. Еще до представления на выставке передвижников полотно купил Павел Третьяков, заплатив бешеные деньги. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне».
Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням9. Иисус сидит на камне и ждет восход солнца. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника.
Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Критик Владимир Стасов писал в своём очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году он создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года.
В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Однако невыгодное положение картины в экспозиции не мешает Гончарову признать, что она является «капитальным произведением кисти г. Крамского» (VIII, 62). И статья «"Христос в пустыне".
Композиция полотна очень проста. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа.
Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. В результате фигура Христа, одетого в тёмный плащ и красную тунику, господствует над пространством картины, но при этом находится в гармонии с окружающим её суровым ландшафтом. вы можете запросить все в системе с коробкой. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий».
Я, вероятно, принадлежу к последним. Амбиции молодых людей вполне можно понять. Крамскому удалось воплотить в жизнь одно из заветных мечтаний: он написал целую коллекцию портретов самых выдающихся людей своего времени. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».
И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Крамской получил несколько предложений продать картину. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление.
Но теперь. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда». В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов.
В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). «Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. Ну что ж после этого.
Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. Итак история Евангелия, с детства знакомая любому современнику Крамского, встречается у всех евангелистов-синоптиков. П. М.
Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1819 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»17. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Пустыня на этой картине имеет несколько подтекстов: во-первых, это историческое место евангельских событий, во-вторых, это социальная и духовная пустыня не только времен событий Евангелия, но и того времени, в котором жил Иван Крамской. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме» — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии).
Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в своей статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатление, произведённое на него картиной Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.
И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Это какой-то нигилист. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира. Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Game Board Breakdown / Подробное описание игрового поляАнализ и описание рабочего места PR-менеджера «Mr. Doors». Анализ рынка и описание наиболее важных факторовБиблиографическое описание источников информацииВыбор и описание силовой схемыВыбор механизмов и описание технологического процесса. Глава 2.
Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун — «Ииисус омывающий ноги Петру». Но как рассказать. Его картина висела последней. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа.
А. Есть от чего рехнуться Вот он и завопил.