Художник Тициан Картины
Все элементы картины существуют в особой вселенной Тициана, ведь в данной работе уже прослеживается оформившийся стиль художника. Творчество Тициана нередко ставят в один ряд с картинами Рафаэля и Микеланджело, а подробности биографии художника до сих пор интересуют и искусствоведов и просто ценителей прекрасного.
Биография Тициана Вечеллио и его картины
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. До известной степени, картину художника можно рассматривать как исторический документ, отражающий жизнь папского двора.
1487–1576 гг. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль.
11 картин Тициана, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. было продано три картины художника:- «Мадонна и младенец со Св. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек».
Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Необычно исполнение картины. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Он чувствует себя независимым. Тициан похоронен в венецианском соборе Санта Мария Глориоза дей Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari). Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора.
Это должно служить иллюстрацией к Филострату. Около 1508 года помогал Джорджоне в исполнении росписей Fontega dei tedeschi (Немецкого подворья) в Венеции, которые можно теперь видеть в Ка-дОро. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением.
Тициан (Тициано Вечеллио), биография, живопись, картины, росписи
Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Старуха, которая присматривает за девушкой, пытается защитить ее своим фартуком и набрать в него золото.
Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения.
Живопись Тициана (картины, фрески, гравюры)
И к тому же один из самых больших его портретов. «Конный портрет Карла V» (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном.
Картина «Флора» (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. С детства юный Тициан мечтал о карьере художника. Благодаря вмешательству властей, тело художника не было сожжено в чумных кострах. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
К сожалению, вопреки желанию самого Тициана, над могилой не оставили, его последнее полотно, душераздирающую «Пьету» (она теперь в Академии). И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Точная дата его рождения неизвестна, наиболее вероятным считается 1488 год.
Тициан – князь художников Венеции
(Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) Тициан создает шедевр – «Успение Богородицы» (Assumption of the Virgin). В 1532 г. художник возводится в дворянство, ему присваивается титул графа-палантина и он награждается орденом рыцаря Золотой шпоры. В 1545 г. Тициан едет в Рим писать портреты папы Павла III и там встречается с Микеланджело. В 1548 г. по приглашению императора Священной Римской империи Карла V Тициан посещает Германию. В период с 1550 г. по 1576 г. Тициан работает в качестве художника-портретиста короля Испании Филиппа II и по его заказу пишет серию мифологических картин известных как «Poesie» и считающихся величайшими произведениями художника. В 1575 г. во время эпидемии чумы в Венеции Тициан заболевает и умирает 27 августа 1576 г. Работы Тициана экспонируются во многих, самых знаменитых музеях мира: Лувре, Национальном музее Прадо, Музее Тиссена-Борнемиссы, Вашингтонской Национальной галерее искусства, Метрополитен-музее, Дрезденской галерее старых мастеров, Венском музее истории искусств, Государственном Эрмитаже. На аукционах Sothebys в 2008-2011 г. г. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Теперь она выставлена в Вашингтоне. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже.
Созданные им образы обладают мощными силами. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре.
- 10 самых известных работ Тициана
- Картины Тициана с описанием и названиями
- Картины Тициана: фото и описание
- Тициан: произведения живописи, биография, видео
- Итальянская живопись ициан Вечеллио (1488-1576)
На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине «Даная» (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
- Как выглядел гениальный мастер в 1567 году
- Ранняя алтарная работа (1518 – 1526 годы)
- «Портрет Карла с собакой» (1533 год)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Архитектура и дизайн интерьера строений древней Руси
- Профессиональный фотограф и смысловой контраст
Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина». Воплощением этого позднего стиля является картина «Похищение Европы» (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Он был буквально завален заказами, главным образом, от частных лиц, на картины небольшого формата на евангельские темы, аллегорические и мифологические композиции, портреты. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Может быть, Альфонс был, со своей стороны, прав.
Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Нынешний памятник поставлен австрийской администрацией. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Это отразится в его автопортретах. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Так называли современники Тициана. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета.
Именно с Джорджоне Тицианом выполнены первые работы – фрески в венецианском дворце Фондако деи Тедески (Fondaco dei Tedeschi). В 1516 году от монастыря Санта-Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516–1518). Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Таким образом, если считать те триста или четыреста золотых, которые он получил от венецианского правительства, – он имеет, не утруждая себя, семьсот золотых твердого дохода ежегодно. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Словари и энциклопедии на Академике
Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса.
Если расставить всю его живопись в порядке появления, то можно проследить весь путь осознания художником этого мира. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. 49 произведений, созданных с 1508 г. по 1551 г. Раздел 2. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом».
Важно отметить черты, характерные для творчества: уверенность и ясность построения композиции в сочетании с совершенной свободой манеры. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. к творчеству мастера. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.
«Положение во гроб» (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Картина «Вознесение Богоматери» («Ассунта»), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. Художник и император становятся друзьями.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.
Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Много и охотно художник писал женские портреты. Тициан Вечеллио (1488/1490—1576) родился в городке Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore), расположенном в итальянских Альпах. В возрасте 11-12 лет Тициана отправили в Венецию для обучения живописи и устроили учеником в мастерскую Джованни Беллини, ведущего художника своего поколения. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Колорит – контрастный.
Но сущность искусства Тициана остается прежняя. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст.
В парижской версии картины «Коронование терновым венцом» (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Ассунта Тициана полна героического пафоса. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Рядом с ней находится в рубище св. На этом фантасмагорическом черном фоне особенно выделяется светящееся белизной тело Себастьяна, страдающего от ран. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году.
Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски.
Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато.
Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. На Тициана повлиял не только богатство цветовой гаммы пролизведений Джованни Беллини, но и лирически неуловимые пасторальные и мифологические сцены картин ученика Джованни Беллини Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко).
В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело).
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Художнику поручают завершение неоконченных Джованни Беллини картин в зале Большого совета Дворца дожей (Palazzo Ducale). В 1516-1518 г. г. в венецианском соборе «Успения Девы Марии». Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов.
Ниспадающие одежды плохо прикрывают её грудь, которую она стыдливо прячет за пышными волосами, мягко очерченными светом. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны.
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Ведь он обратился к венецианцу faute de mieux – потому, что Рафаэль, занятый ватиканскими делами, был уже окончательно недоступен для провинциалов, хотя бы и княжеского рода. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.
Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). В Любви земной и любви небесной свобода Тициана лишь как бы готовилась и наполовину таилась, в феррарской же серии нас поражает что-то дерзкое, бурное, что-то почти грубое в своей откровенной радости.
Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры.
Мюнхенская версия картины «Коронование терновым венцом» (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Обнаженная молодая женщина с осыпающимися розами в руке символизирует готовность стать чьей-то женой. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
В 1575 году в Венеции начинается вторая большая эпидемия чумы. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм.
Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. В это время художник писал в основном портреты. Эта работа новатора. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом.
Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.
Тициан же не совсем подходил для такой задачи: у него все выходило слишком просто, слишком на современный лад. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам. В картинах Тициана часто присутствует пейзажный фон, его персонажи предстают в них в счастливой гармонии с природой. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.
Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль.
Над темным морем он несет её на Крит. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году).
Но если в Альфонсе было настоящее понимание искусства, он должен был остаться доволен тем, что для него создал венецианский художник ибо эти произведения дышат такой жизнью, такой сияющей красотой жизни, в сравнении с которыми самая хитроумная и тонкая поэтика должна была показаться мертвенной. 2 Здесь же, в той же комнате Феррарского дворца, находился и Триумф Бахуса, писанный в чисто рафаэлевском вкусе Гарофало (ныне в Дрездене). По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро». Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Тициан поистине мыслил краской. Тициан (Тициано Вечеллио Tizianо Vecellio), 1476/77 или ок. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.
На неоконченном «Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Тонкая вибрация легких, подвижных мазков создает впечатление неуловимой изменчивости человеческой мимики. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне «Венера» (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе «Сельский концерт» (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». В 1511 г. художник оправляется в Падую, где в течение нескольких месяцев работает над фресками в соборе Святого Антония Падуанскаго (Basilica Pontificia di SantAntonio di Padova). В 1512 г. Тициан возвращается в Венецию и в 1513 г. назначается смотрителем правительственных работ.
Каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий).
Важно, что придворные портреты последующих веков смогли появиться только на основе разработок Тициана. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины.
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Именно это и повлияло на создание автопортретов с кистью у Веласкеса и Гойи и цепочку подобных автопортретов у многих последующих художников.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность.
В «Портрете Франциска I» (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Он начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом).
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Картины Тициана не только глубоко проникают в психологию, но и демонстрируют женскую красоту. Одно из ранних произведений молодого Тициана Любовь земная и любовь небесная было создано около 1515 — 1516 годов. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески.
Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Тициану удавалось передавать жизнелюбие, эмоциональность и душевную красоту в чертах лица, одухотворенных позах, застывших жестах. Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи».
Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.
Франциска. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи.
Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Эта картина – типичная для того времени работа на заказ, официальный портрет благородного мужа. У них родился сын Персей. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана».
Античное язычество оживает здесь не в виде пристойных гуманистских упражнений, а в виде подлинного вдохновенного культа, посвященного Афродите-Плодящей, Дионису-Пьянящему и Всепокоряющему Эроту. Не статуи древних ожили, ожили и не их отвлеченные мысли, а воскресла как бы самая кровь древности – святое вино, устремляющее людей к священным пляскам и объятиям, вводящее человека в мир полного земного счастья. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине «Любовь земная и небесная» (Рим, галерея Боргезе). Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Картину Тициана «Венера Урбинская» (1538, Уффици) можно сопоставить с «Венерой» Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан.
К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции.
Петра. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). В картинах Тициана, писанных на протяжении дальнейших тридцати лет (1515-1545), юношеская свежесть постепенно исчезает, они становятся менее непосредственными, менее горячими в них появляется больше расчета или же, наоборот, они становятся менее отделанными, менее законченными.
К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
венецианский художник эпохи Возрождения. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского.
Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Картина «Введение Марии во храм» (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние.
Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Художник одет в простую и дорогую одежду. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Кто изображен на картине – загадка.
Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.