Художник Ватто Картины
«картина художника Антуана Ватто «Затруднительное предложение» – поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей. » (Автор неизвестен). Театральный стиль картин Ватто лучше многих иллюстрирует один из шедевров художника – хранящаяся в Лувре картина «Жиль» – пожалуй, самое известное произведение ВаттоСегодня о ней и пойдет речь.
Антуан Ватто, биография и картины
Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. 1709, Нант, Музей изящных искусств «Военный роздых», ок. Это сказано не то в шутку, не то всерьез. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак».
Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Это один из персонажей итальянской комедии в своем традиционном белом костюме, в круглой шляпе и с круглой пелериной – возвышается во весь рост на фоне неба, в то время как где-то внизу другие коменданты располагаются на отдых. Весной Ватто стало хуже. Город был наводнен солдатами. 15.
Антуан Ватто картины // Великие иностранные художники
Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Он жил недолго, много скитался, оставил небольшое художественное наследие и многие музеи мира завидуют Пушкинскому из-за небольшого полотна Патера «Праздник майского дерева». Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. В Париж Жан Антуан прибыл в 1700 году и в первые месяцы балансировал на грани нищеты.
- Ватто АнтуанКартины и биография
- Портрет Ватто (художница Розальба Каррьера)
- Антуан Ватто, Жан-Батист Патер в ГМИИ
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Все Картины Антуан Ватто по алфавиту
- Краткие сведения о наследстве живописца
Известно, что художники в дальнейшем старались даже не упоминать имен друг друга. Одно из самых больших своих произведений. 7.
Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке — волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. Поэты XIX века откроют картины Ватто. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Венецианский праздник» (Эдинбург, Национальная Галерея Шотландии) изображают мир мечты с оттенком грусти.
По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им». Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Третья пара стоит. Настоящим лакомством является Солдатская кухня, где все писано с фантастической легкостью, где самая непринужденная грация соединена с меткими наблюдениями действительности. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа.
Здоровье Ватто ухудшалось. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в костюме Пьеро в полотне «Жиль» (Париж, Лувр).
- Берлин, «Вывеска лавки Жерсена»
- Картина Праздник любви Антуана Ватто 1717 года
- Картина Общество в парке Антуана Ватто 1716-1719 года
- Картина Итальянские комедианты Антуана Ватто 1720 года
- Картина Паломничество на остров Киферу Антуана Ватто 1717 года
- Картина Капризница Антуана Ватто 1718 года
Академики отбирали эскизы, которые считали достойными и назначали соискателям вариацию на тему заявленного сюжета. Слова о «хрупкости мира Ватто», давно ставшие трюизмом, не утеряли справедливости: это своеобразный искусством созданный мир, соединивший два исторических периода, соединивший связью, которую так легко принять за нарядную рокайльную гирлянду, но за которой ощутимо напряжение туго натянутой, готовой порваться струны. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»43комм. По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена» (1720, Берлин, Художественные музеи).
Всё представляется, как некая игра. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена — автора первого каталога произведений Ватто (1736). В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца.
Парис выбирает Афродиту, 1720Любовная гамма 1717Грубая ошибка 1716-1718Вывеска лавки Жерсена 1720Одевание 1717 Радости бала 1718Итальянская комедия дель арте, 1716Пасторальные танцы 1720-еМузыкальное парти в летнем театре, 1717Полная гармония 1721 Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Это и беженка с младенцем и щёголи, беседующие между собой и отдыхающие солдаты и т. д. Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. А. С. Пушкина).
Шекспировское «какая-то в державе датской гниль» ощущается в оранжерейном мире героев Ватто, но не с гамлетовским трагизмом, а с оттенком насмешливого фатализма. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере.
- Картина Савояр с сурком Антуана Ватто 1716 года
- Картина Меццетен Антуана Ватто 1718-1720 года
- Картина Жиль Антуана Ватто 1717-1719 года
- Картина Равнодушный Антуана Ватто
- Современные идеи дизайна ванной комнаты
- Профессиональный фотограф Наум Грановский
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Наброски, рисунки Антуана Ватто
В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Ранние небольшие жанровые картины — с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей», ок. И какая живопись.
Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом.
У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»15. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все — Париж, Лувр). Родился в Валансьенне в 1684. «То была прекрасная эпоха», — хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной.
- Мастера галантного жанра – Антуан ВАТТО и Франсуа БУШЕ
В полотнах «Актеры французского театра» (ок. Антуан-Жан вызывал у них восторг. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах.
Немилова. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных». (Шарден, Ланкре, Патер, Буше, Фрагонар и др.
С именем Ватто (1684 — 1721) связано представление о каких-то прогулках, о маскарадах, об играх, танцах, комедиях, о какой-то сказочной беспечности. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». В Меццетэне царит иное настроение. Меццетэн написан в последние годы жизни мастера — возможно даже, что после поездки в Англию, откуда художник вернулся абсолютно больной.
При посредничестве Мариэттов Ватто становится учеником художника Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя небольших картин изображавших сцены итальянской комедии. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него.
Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Ватто пробовал взяться и за историческую живопись, но не имел с ней успеха. 13. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»5.
Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Любопытно, что он не повесил в Музее Наполеона (так переименовали Лувр) даже Паломничество на остров Киферу — картину, которая была конфискована в числе прочих почетных произведений упраздненной Королевской Академии. Приобретена картина для Екатерины II, вероятно, на распродаже собрания г-жи Жюльен в 1778 г. Военный роздых (Les delasse ments de la guerre) написана в пару к Тягостям войны. Но француз Ватто воспринимался как нечто недостойное славы Франции. Это было последнее временное улучшение.
1710. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Был ли Антуан Ватто художником вне времени, как иногда принято считать из-за того, что его искусство вскоре было отвергнуто официальной критикой XVIII столетия, ценившей морализаторство и антикизирующую героизацию в соответствии с эстетическими вкусами века Просвещения.
О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. Классицизм сдавал свои позиции, с ним уходили в прошлое тенденции и мода. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту.
Там же, в гостях у Мариэтта, Жан Антуан встретил своего наставника Клода Жилло. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Ученики и продолжатели занялись затем распространением этого нового рода.
В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721. Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени.
Не видно, что он от этого страдает. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт.
Ватто считается основоположником рококо в живописи. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. 2. Ему посвятит стихотворение Т. Готье.
16. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполов, а доктору Миду достались «Итальянские актеры». 1710, Музей изобразительных искусств им.
Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами.
Как ни странно, первым тягу отпрыска к прекрасному обнаружил его отец, Жан Филипп. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней. Это было последнее временное улучшение.
Да, действительно, театр— это вторая жизнь, а жизнь— подобие сцены. Тончайшие нюансы человеческих переживаний — иронии, печали, тревоги, меланхолии — раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница», 1715, Лувр «Капризница», ок. Многие голландские картины, подвергшиеся конфискации и переданные в Музей Наполеона, были отнюдь не героического содержания. Это типичные образцы стиля рококо. Патер был единственным учеником Ватто. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Его коллекция голландской живописи поразила Ватто. Он начал творить в то время, когда т. н.
Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Жан-Батист Патер очень редкий мастер.
А. С. Пушкина «Рекруты, догоняющие полк», ок. Весной Ватто стало хуже. Наконец и обе разобранные нами картины в отношении техники — бесподобные жемчужины.
Ближе, с творчеством его главного представителя, Жана Антуана Ватто (Watteau)можно познакомиться, совершив тур во Францию. Род его живописи был определен Академией художеств, куда он был принят в 1717 г. Ваттородился в Валансьенне отец его был работник и подрядчик. Скептицизм персонажей Ватто поистине универсален. Что же мы видим на картине. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. С самых юных лет он обнаруживал склонность к искусству и обучался у Дерена (Derin), лучшего учителя в его родном городе.
Мальцева: "Галантные празднества" Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». В Валансьене он знакомится с Антуаном де Лароком, офицером эскадрона королевской конной жандармерии, долечивавшимся после тяжелого ранения. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. С 1707-08 работает у Клода Одрана, резчика по дереву.
Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. А. С. Пушкина), бродячего шарманщика с сурком («Савояр», 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак», ок. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулез. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями».
Он покинул дом Жерсена. Паре, доставшей гирлянду, на одну ночь достаётся титул короля и королевы. По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». Вокруг дерева разводят костры.
1712, Эрмитаж), «Любовь на итальянской сцене» (Берлин, Художественные музеи), «Арлекин и Коломбина» (ок. Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели.
Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Следя за его взглядом, зритель приходит к беженке, она смотрит ещё куда-то и т. д.
Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. При этом любопытно то, что герои Ватто очень маленькие, крошечные создания этого мира.
Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. Для Виван-Денона Ватто был художником, к которому он питал сугубо личное отношение.
Ватто словно вновь возрождает красоту. В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров». Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. Об его любовных делах ничего не известно, но едва ли был он в них удачником.
Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (Бивак, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва Савояр с сурком, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 1716—1717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»42.
Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто.
Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу8), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви.
С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. А. С. Пушкина)14. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника.
Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. И это подкрепляло свойственное Ватто ощущение жизни как игры, а характеров как масок. Беспокойство пронизывает всю картину. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля. Живопись рококо — необычное явление в истории культуры. Последователями Ватто были Жан-Батист Патер и Никола Ланкре.
1710. Четвертый ребенок в небогатой семье, Жан Антуан мог и не проявить своих талантов. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания». Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. И в этом он был мастером своего века, смело нарушал академические принципы искал более простые методы передачи натуры. Иконография «галантных празднеств» («fetes galantes») восходит к «садам любви» известным еще с эпохи средневековья. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (1717—1718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза.
Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Его герои почти никогда не смотрят на зрителя.
В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. 1708, Москва, Музей изобразительных искусств им. Актеры перебрасывались репликами с партнером, выходили в зрительный зал.
Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Живопись художника была красива и нежна, хотя не особенно закончена в деталях.
В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Так называемые галантные сцены Ватто — «Радость жизни» (ок. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Быть может, даже именно вечная неудовлетворенность томящейся по любви души и была вместе с резким ощущением усиливавшейся чахотки причиной его разочарованности. Причём исследователи говорят, что Ватто запечатлел в нём свои собственные черты. На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию.
Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»16 вскоре становится одним из близких друзей художника. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»23. За «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии (1717-18, Лувр, Париж поздняя версия — Шарлоттенбург, Берлин).
Смысл искусства художника не ограничивается лишь достоинствами его картин. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) — танцора. Он просто один и все.
В роздыхе все носит еще характер веселого фламандского кермесса (сам Ватто был наполовину фламандец, будучи родом из Валенсиена, лишь к концу XVII века доставшегося французам) веселость и непринужденность царят на этой крошечной картинке изображающей обедающих под открытым шатром солдат. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Итальянские комедианты» (1716-19, Вашингтон, Национальная галерея) он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты.
Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Работы Ватто, созданные в Париже, были отражением эпохи. Его первым учителем был, возможно, Ж. А.
Художник умер в зените славы и уже вскоре после его кончины Жан де Жюльен издал его рисунки, а затем и гравюры с известных ему картин мастера— в этой работе принял участие молодой Франсуа Буше, в чьем искусстве десятилетие спустя стиль рококо достигнет своей кульминации. Очаровательна по своему зеленоватому дождливому тону п. рная к Роздыху картинка Тягости войны. В отличие от объединенных в мощном движении пышнотелых персонажей Садов Любви Рубенса, они свободно размещены в пространстве картины, образуя волнистую линию, направленную поперек картинной плоскости и удаляющуюся вглубь, по направлению к кораблю. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров. В то время дворец использовался лишь как хранилище картин, шпалер, мебели и прочих сокровищ, не почитавшихся достойными Версаля и стал для Ватто фактически музеем. В 1712 Ватто был представлен к званию академика и в 1717 стал членом Королевской академии живописи и скульптуры. На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, ее очарование, самая суть физической красоты. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист.
12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»21. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены уже после смерти Ватто французскими живописцами середины – второй половины XVIII века.
Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Картина эта принадлежала другу Ватто — Жюльену и на распродаже коллекции последнего в 1767 г. была оставлена за собой его вдовой (Жюльен женился незадолго до возвращения Ватто).
Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. И единственная фигура (у Ватто часто появляются такие фигуры) которая СМОТРИТ на зрителя и не только на него, но и в себя тоже и будто погружёна в какую-то грустную релаксацию – это фигура повара.
Зритель начинает бегать взглядом по композиции и улавливать течение жизни. Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим.
Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Он покинул дом Жерсена. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто.
«Посмертная судьба» Ватто была переменчива. В небольшой лавке на мосту Нотр-Дам он и еще несколько подмастерьев целыми днями копировали дешевые картины на религиозную тему. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Парадные портреты в антураже залов и колоннад сменились сельскими пейзажами и изображением неприхотливой жизни и милых увеселений на фоне природы. Это работа с интерьером магазина, а не с природой.
Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия» вскоре становится одним из близких друзей художника. И соболезнует как будто Ватто вздохам влюбленного комедианта и как будто выставляет их на посмешище. ВАТТО, ЖАН АНТУАН (Watteau, Jean Antoine) (1684–1721), французский художник и рисовальщик. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. В 1719-20 тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом впоследствии искусство Ватто оказало значительное влияние на английскую живопись середины — второй половины 18 века.
1718, Эрмитаж «Меццетен», 1717-19, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки".
Как отмечает Н. Л. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Современники не просто ценили картины Ватто. При посредничестве Сируакомм. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье.
Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества.
И если сравнить работу Ватто с картиной Нотье «Битва при Лесной», то там битва разыгрывается по всем правилам батального искусства, там есть полководец, действие, враг.
И почти все дома в нём выстроены заново. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. ГМИИ им. Композиция «Паломничества» лишена устойчивости — герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. В период 1712-19 гг.
Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи". Ватто Антуан Картины и биография Антуан Ватто Ватто Антуан (Watteau Antoine, 1684–1721), французский художник и рисовальщик. Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей.
Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное». 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей7. Патера, тоже уроженца Валансьенна. Почти все картины Ватто небольшого размера. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Он много работает и с начала 1710-х годов его известность неуклонно растет, хотя сам художник как правило исполнен неудовлетворенностью всем, что выходит из-под его кисти18.
Пройдет время и его работы будут надолго забыты. Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. 9. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века.
Учение закончилось довольно скоро и было абсолютно бесполезным. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Перейдя в мастерскую Жилло (Gillot), он и там оставался недолго и перешел к декоративному живописцу Одрану и украшал своими фигурами его орнаментальные произведения. Затем, Ватто стал писать декорации для оперы. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако в очень оригинальном сплаве. Он родился во фламандской провинции.
Особенным спросом пользовались изображения Николая Чудотворца. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
Здоровье Ватто ухудшалось. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Сюжет картины незамысловат. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. Позднее Патер говорил, что всем лучшим, чему он в жизни научился, он обязан именно этим немногим драгоценным урокам, продолжавшимся около месяца36.
Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Вместо двух лет, положенных на создание обязательной картины для вступления в Академию, Ватто потребовалось пять лет. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать.
Все, что имело отношение к искусству, менялось и подстраивалось под существующий порядок вещей. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Само его искусство опровергает эту мысль. Они суховаты и по живописному исполнению. Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и ок.
11. ГМИИ им. Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность.
В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни.
Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену». Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни. Девушки и юноши, которые должны в этом году обвенчаться, прыгают через костёр.