Иисус Христос В Пустыне Картина

В удивительной картине «Христос в пустыне» Иван Крамской изображает Иисуса посреди пустыни. Картина «Христос в пустыне» посвящена Великому Учителю человечества Иисусу Христу, к образу которого Н. К. Рерих неоднократно обращался в своем творчестве в разные годы, глубоко и всесторонне осмысливая евангельские сюжеты. Центральной фигурой картины Ивана Крамского «Христос в пустыне» является Иисус Христос, сидящий среди каменных руин.

Христос в пустыне (картина Крамского)

Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Зрители того времени узнают в образе Христа и своего современника, человека их трудной эпохи, со всеми его проблемами, человека, которому каждую секунду нужно совершать нравственный выбор. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк. Ж-998). Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке».

И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли. Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него.

Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи.

Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали». И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный.

Интересно, что для итогового варианта полотна не потребовалось много эскизов, что очень странно для картины такого размера: известны одна глиняная голова Христа, несколько картонов-этюдов голов с натуры, лист с композиционными поисками и немного отдельных набросков рук, драпировок одежды, каменистой почвы пустыни. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв.

– Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Главный герой старинных китайских картин, как правило, уединенный вольный муж. Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт.

Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». Великие Учителя человечества в серии Знамена Востока – это так же уединенные образы. Итак, за основу картины взят знаменитый евангельский сюжет о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне и Его искушении дьяволом.

Страшно станет. Искушение Христа (1933). Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя7. Таким увидел на картине Христа этот писатель. Крамской получил несколько предложений продать картину. Это и понятно: десять долгих лет вызревал замысел картины, а теперь, после выставки, художник сам запутался и не мог решить для себя, что же все-таки он сделал.

В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. В его одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»10.

П. М. Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование.

История одного шедевра: 
«Христос в пустыне» 
Крамского

История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского

Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Но как рассказать. Он исцелял болезни и совершал другие замечательные действия. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62.

По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей. «Никто не отнимает ее (жизнь. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы.

Христос в пустыне, 
1872, Крамской

Христос в пустыне, 1872, Крамской

В начале 1860-х годов, еще будучи в Академии художеств, он делает первый набросок, в 1867 году – первый вариант картины, который его не удовлетворил. Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря». – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой.

И где-то вдали небо начинает светлеть. Непонятно, как такую картину позволили выставить. Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». – Это я взял заказ писать образ Христа. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». При этом, однако, Стасову не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54.

Христос в пустыне, 
картина Крамского: 
история создания,

Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото

Картина была принята очень неоднозначно. Его картина висела последней. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи.

Он отчаянно спорил с ним о вере. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф.

Это какой-то нигилист. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий».

Описание картины 
Ивана Крамского 
«Христос в пустыне»

Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1819 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»17. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.

Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Шла вторая выставка передвижников. Он отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты.

Описание картины 
«Христос в пустыне»

Описание картины «Христос в пустыне»

Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Нет.

Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали».

А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий).

"Христос в пустыне" 
– удивительная история 
картины

"Христос в пустыне" – удивительная история картины

За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки (по другим данным, он получил медаль III степени). И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта.

Картина впервые была представлена зрителю на Второй выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из идейных вдохновителей и организаторов которого был сам Крамской. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. После того как картина была выставлена и затем куплена Третьяковым, Крамской все еще продолжал дорабатывать ее. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль. По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Ж-5724)495051.

Библейские сюжеты 
в русской живописи

Библейские сюжеты в русской живописи

Христа не кончил». Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации.

Учение Его устремляло людей к возможности духа. Потому Волхов не было около Него, но лишь по звёздам знали о Нём. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться».

Картина Крамского 
Христос в пустыне

Картина Крамского Христос в пустыне

Непонятно, как такую картину позволили выставить. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Что ж после этого. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Обычно смысловой упор в европейских картинах и в русской иконописи делался на внешнюю сторону события: везде изображался дьявол в виде страшного существа с рогами, чешуей и копытами искушающего Христа. Продолжая обсуждение образа Христа, Гончаров писал: «Вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей — в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении. Ну что ж после этого.

Ж-998)29. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Образ Христа выстраивался с годами, приобретая каждый раз что-то новое. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление.

Христос в пустыне 
— Иван Крамской

Христос в пустыне — Иван Крамской

Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Пустыня на этой картине имеет несколько подтекстов: во-первых, это историческое место евангельских событий, во-вторых, это социальная и духовная пустыня не только времен событий Евангелия, но и того времени, в котором жил Иван Крамской.

Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. «Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье.

Ж-998)29. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46). Композиция полотна очень проста.

Христа не кончил»32. Он отказывается. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв.

Другие картины Ивана 
Николаевича Крамского

Другие картины Ивана Николаевича Крамского

И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327.

Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда». Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. Амбиции молодых людей вполне можно понять. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ».

Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46. На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим.

Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского Христос в пустыне большое исследование.

Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Христа совсем не вижу. Непонятно, как такую картину позволили выставить.

Нет. По мнению многих именно эта картина занимает важное место в его творчестве. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией.

Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»11. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни». Звание профессора Крамскому не было присуждено. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул».

В Лондоне — центре мировой экономики, столице британской империи — возникает «Братство прерафаэлитов». Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням9. Линия горизонта делит холст на две части: с одной стороны холодная каменная пустыня, а с другой небо – мир света и надежды, символ будущего преображения.

Влияние «Христа» 
Крамского на живопись

Влияние «Христа» Крамского на живопись

Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба. Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена. Послужить Его Учению решили мы тогда».

Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом». И тут же превозносили. Неужели это та самая книга. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Разве можно это написать. Разве можно это написать.

Я не знаю. В зале было немыслимое количество народу. Согласно Евангелиям, Христос, в уединении в пустыне, был встречен силами тьмы. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее». Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом».

Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Так и получилось. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких».

Кратко о жизни и 
смерти талантливого 
человека

Кратко о жизни и смерти талантливого человека

Мы знали многое, Он же мог всё. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Они отправляют сына в пустынную область Южной Иудеи для обучения в общине Евсеев. По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Картину «Христос в пустыне» художник написал в 1872 году.

«Не тем люди живут. Чем, каким способом я могу быть понят. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам.

В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). Но как рассказать.

Посмертная выставка 
замечательного художника

Посмертная выставка замечательного художника

Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. Во-вторых, лицо Христа и его поза не выражают практически ничего, кроме легкой усталости и задумчивости. Это какой-то нигилист. Известно, что для этой картины ему позировал конкретный человек — крестьянин Строганов из слободы Выползово Переславского уезда Владимирской губернии2223.

По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой. Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. Откуда же такая творческая противоречивость. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням.

Он отчаянно спорил с ним о вере. Десять лет прошло с тех пор, как он с грандиозным скандалом покинул свою Alma Mater, а эта история с уличным торговцем так ясно стояла у него перед глазами, словно старик только что вышел, пришаркивая левой ногой. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. – Это я взял заказ писать образ Христа. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника.

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Но никто не говорит ничего важного. В картине их символизирует чудовище, расположенное в правом нижнем углу полотна.

Ж-5724)495051. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «Христос в пустыне» «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата».

Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». В творческой биографии Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) картина «Христос в пустыне» занимает особое место. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. В каком-то смысле критики были правы. Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой».

Родители Его были бедны, но происходили из благородного рода. Шла вторая выставка передвижников. Спокоен, невозмутим и ясен его Лик. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21.

Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. художник воспроизвел только нимб над головой Спасителя, то в картине «Христос в пустыне» он создал поток света, который льется от Христа в мир. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». В зале было немыслимое количество народу. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Скверная штука жизнь. ».

Неужели это та самая книга.

Христос в пустыне, 
картина Крамского 
 (фото полотна)

Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)

Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий.

В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. Едва ли. Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений».

Записки переводчика с Андреем Десницким

Большинство Его учеников жили вместе в уединенной местности. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия — будущая судьба мира и всего живущего кроется в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем — в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой»55. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать.

Почему они оторваны от Бытия вечного, которому принадлежат. » Такое Учение сущности затмевало магические приёмы. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). Разве можно это написать.

Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего. На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. 4:2). Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу».

Кто это был. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо). Даже в работах христологического цикла, столь многолюдных в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким Сошествие во ад (1933), Христос в пустыне (1933), Чаша Христа (1924), Исса и голова великанова (1932). В произведениях из жизни Христа художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи – вопросы о смысле жизни и самопожертвовании ради общества, которые никого не оставляли равнодушными.

Прерафаэлиты и «изобразительное 
богохульство»

Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»

Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит». Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. После смерти Христос приходил к своим ученикам в Тонком теле в течение 50 лет и продолжал обучать их сокровенным истинам.

И вот я однажды. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10. Это какой-то нигилист. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года. Второй вариант картины был написан за год. Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. Претворяя эту идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49.

В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Он почти уже не ходил по выставке, все больше сидел в углу, опустив на колени усталые натруженные руки Иван Николаевич продолжал улавливать обрывки фраз, но смысла их уже не разбирал Где-то, почти над самым ухом забасил Стасов: «Это жестокая ошибка – изображение Христа затруднённого. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».

У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина «Христос в пустыне». По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме» — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии). Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия.

Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Своё высшее Посвящение Иисус получил в Гималаях. Если в произведениях «Искушение Христа» (1933, ГМВ, КП 5583II), «Сошествие во ад» (1933, ГМВ, КП 5564II), «Исса и голова Великанова» (1932, Музей Николая Рериха (Нью-Йорк), «Исса» (1939, кат. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». Тридцать лет ходил Он, повторяя чтоб отдать тем, кто не примет. В связи с тем, что картины 2-й Передвижной выставки не были показаны в Москве, некоторые из них были включены в московскую часть 3-й выставки, открывшейся 2 апреля 1874 года43. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю.

В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу».

Христос, каким увидел 
его Иван Крамской

Христос, каким увидел его Иван Крамской

Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы.

А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Он открыл духовные богатства людям, направляя их сознание к Наивысшему.

Напишите отзыв о 
статье Христос в 
пустыне (картина

Напишите отзыв о статье Христос в пустыне (картина Крамского)

А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1213. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

Прерафаэлиты предпочли второе. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге. Главным же образом искушение направлено было против человеческой природы Иисуса, на которую дьявол надеялся простереть свое влияние, совратить ее на ложный путь».

Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Как могу прекратить губительную бурю. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54.

Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. Через перевоз рек поджидал Он путников, спрашивал – не ты ли несёшь для Меня.

В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Увидя чистые глаза, Он спрашивал – что знаете о Боге. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. Но теперь. «Так начнём описание Его жизни, чтобы неизвращённое слово было записано на земле.

Отрывок, характеризующий 
Христос в пустыне 
 (картина Крамского)

Отрывок, характеризующий Христос в пустыне (картина Крамского)

Англия. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. В картине Лахуль (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы.

День новый непреложно настаёт. Что сделать, чтобы быть понятным. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48.

  • Ощущения художника при написании полотна
  • Суть и итог многолетних раздумий и исканий
  • Как художник Крамской артель создал

И к чему тогда пустыня. Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун — «Ииисус омывающий ноги Петру». Воодушевившись всем увиденным Крамской возвращается в Россию и посещает Крым, для натуры лучше всего подошли районы Бахчисарай и Чуфут-Кале напоминавшие пустыню Палестины. На утре, усталый измученный исстрадавшийся, сидит один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко-крепко сжаты, пальцы впились, ноги поранены и голова опущена.

Ощущения художника 
при написании полотна

И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Чем, каким способом я могу быть понят. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

Крамской продолжил писать картину летом 1872 года под Лугой, где он поселился вместе с художниками Иваном Шишкиным и Константином Савицким. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино». Ибо должен был земными ногами пройти и человеческими словами спросить. И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть. Критик Владимир Стасов писал в своём очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году он создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53.

Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Эстетика картины находится в границах эпохи.

Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли. А все-таки не отходит».

По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», — говорил Крамской. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа.

Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе». Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18. Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». Впрочем, критика им была и не страшна.

Как могу открыть небо людям. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии.

– Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». 1848 год. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа21. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека.

Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Что ж после этого. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками.

Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению». И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. Но потом мне вдруг стала ясно и живо представляться эта глубокая драма на земле, эта действительная жизнь для других. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам.

В результате фигура Христа, одетого в тёмный плащ и красную тунику, господствует над пространством картины, но при этом находится в гармонии с окружающим его суровым ландшафтом. – Примеч. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи.

Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»17. Но никто не говорит ничего важного. Разве можно это написать.

Вот таким образом неудивительно, что многие искусствоведы считают Крамского неглубоким художником и далеко не самым хорошим живописцем, так и не сумевшим раскрыть свой талант, растратившим его на полусалонные портреты, в которых порой явно читается почерк бывшего ретушера фотографии. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске20. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул».

По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, этот негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38.

Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил.

Ж-5724). Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Ибо вместо покорения малых духов природы, Он мечом духа своего разрубал все препятствия. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в своей статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатление, произведённое на него картиной Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель.

Что ж после этого. «Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. В 1857 году Иван Крамской поступает в Петербургскую академию художеств, в класс художника А. Маркина. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни.

Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314. Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. О чем думает его Христос. Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались.

Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие. Начал философствовать. Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»8. Учение Будды, Зороастра и старые сказания Вед Узнавал Он на скрещениях путей.

Он был уверен в том, что, на самом деле, его друг лучше, чем хочет порой казаться окружающим. Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне».

Три года после этого Он провёл странствуя и открыто проповедуя. Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Скверная штука жизнь. ». И он всё думает, всё думает.

Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. Чем, каким способом я могу быть понят. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Но никто не говорит ничего важного. На нём должно было быть изображено поругание Христа после суда Понтия Пилата и последовавшего за ним бичевания. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста.

Но как рассказать. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

Это произведение мастер создавал на протяжении десяти лет. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Когда Ему говорили о знаках звёзд, Он хотел знать решение, но азбука Его не привлекала. 3. 1. 41/40) и др. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28.

Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. Но теперь. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу».

Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Сколько раз плакал я перед этой фигурой. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира.

4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Я могу сказать, что писал его слезами и кровью. Почему. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль.

Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения». Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография.

Я, вероятно, принадлежу к последним. Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Его картина висела последней. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого». И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить» Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться». Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает.

Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова.

Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. 4:13). Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».