Икона Андрея Рублева Архангел Михаил

Одна из самых ранних икон, авторство которой приписывается Андрею Рублеву, — храмовая икона Архангельского собора Московского Кремля «Архангел Михаил в деяниях», написанная в 1399 году. Дорогие братия и сестры, предлагаем вашему вниманию ещё один список с иконы преподобного Андрея Рублева на двухцветном охристом фоне – Архангел Михаил. Данная икона является списком со знаменитой иконы письма Андрея Рублева – Архангел Михаил из Звенигородского чина.

Архангел Михаил (Рублева) икона под старину на дереве, 19х27 см

Изображение Святого Архистратига Михаила окружают восемнадцать клейм — это самое полное собрание его деяний: Троица, собор архангелов и прочих сил бесплотных, пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима, видение четырех зверей, борьба за тело Моисея, лестница Иакова, три отрока в печи огненной, явление Архангела Иисусу Навину, архангел Михаил изводит апостола Петра из темницы, явление ангела в облачении великого схимника преподобному Пахомию Великому, борьба Иакова с ангелом, разрушение Содома и изведение семьи Дота, ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима, Всемирный потоп, наказание Навуходоносора, явление ангела во сне царю (предположительно Александру Македонскому), покаяние Давида и чудо в Хонех. Праздник "Сретение" был известен уже в IV веке. Машиах), не есть собственное имя, это слово означает «Помазанник», т. е.

С. 459 (здесь и далее в тексте выделено нами). "Особенно хорошо "Преображение", выдержанное в холодной серебристой гамме. И состоял он не из семи икон, а минимум из девяти. О сознательной ориентации свт. Но есть и иная версия, предложенная рублевоведом В. А. Плугиным.

Символика жестов – такая же, как у Рублева: повелевающий или «предлагающий» жест руки принадлежит левому собеседнику, тогда как жест окончательного согласия – правому. Дионисий— последний по-настоящему радостный художник.

Юное "отроча" ждет позор, поругание, крестная мука. VII, 9). Эта борьба переживалась в апокалиптическом контексте всемирной битвы добра со злом.

Дуб стоит на своем месте до сих пор. Андрея Рублева. Целый ряд авторов придерживался трактовки правого ангела как Св. В высшей степени символическая композиция, выполненная в духе «великого Дионисия», не оставляет никаких сомнений, что средний ангел олицетворяет собой Святого Духа и такая же идентификация присуща клейму «Троицы» на кремлевской иконе. 43-45. В пользу данного мнения служит запись второй Псковской летописи под 1484 и 1486 гг. Но мы не можем не заметить, что прекрасный дионисиевский цвет уже не несет (или несет не в той полноте) ту символическую нагрузку, которая изначально закреплена в иконописном изображении.

Для примера возьмем икону из Павло-Обнорского монастыря— образ «Распятие». Но это еще не все. После того как Михаил низвергает дракона на землю, тот начинает «преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» (Откр. В некоторых пасхалиях помещались особые комментарии: так, под 6978 г. (1470 г. ) встречается пророчество о константинопольском («царьградском») «царе Михаиле», под 6997 – о воцарении Антихриста в Иерусалиме и явлении пророков Илии и Еноха. ап.

Это неизбежно приводило к тому, что толкование пророчеств о последних временах было в центре внимания круга церковных деятелей (к их числу относится и Андрей Рублев), находившихся в русле духовного влияния Сергия Радонежского. Далее говорится о тех, которые были «обезглавлены» за отказ поклониться «зверю» (т. В сказаниях этот дух упоминается неоднократно под именами: «владыка ада», «глубинный змей», «князь преисподней» и др. Т. 35. У Андрея Рублева— свет это милость, благость, любовь, мир, тишина.

Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей и землю и растения. В клейме «Троица» воспроизведен также непременный аксессуар византийских тринитарных изображений – салфетки перед каждым из ангелов. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия испытали глубокое воздействие его творчества. 18.

У Даниила же можно было усматривать «точное» указание длительности этого «царства Божия на земле». V). 8), где объединены композиции «Воскрешение Лазаря», «Св. Фигура по левую руку от центральной облачена, как и у Рублева, в зеленый гиматий – признак ангельской природы. Этот эпизод описан в «Повести временных лет» под 11 февраля 1110 г., где приведены рассуждения летописца об ангелах.

Икона на сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее. 16. По этой подробности мы и знаем, что некогда Андрей и Даниил числились иноками Сергиевой обители, уже после смерти самого Сергия (в 1392 г. ).

Ничего общего с изображением на миниатюрах царского скриптория XVI в. кремлевская икона «Архангел Михаил с деяниями» не имеет. Как показывает В. А. Плугин изображение Макария возле рая на фреске Страшного Суда Владимирского Успенского собора (1408 г. ) скорее всего означало защиту тезиса о земном рае Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Дни еще короткие. «Христос», как известно, не есть собственное имя, это слово означает «Помазанник», тем более что в греческом тексте Откровения слово «Христос» употреблено без грамматического члена, который ставился перед именами собственными.

блгв. Bern-Olten, 1952. 10), которая была написана по образцу свт. и Мневой Н. Е.

Не менее загадочно и происхождение самого Андрея Рублева. М., 1981. Киприане, благословившем создание митрополичьим иконописцем преп. Его поза лишена всякого напряжения, напротив, в движении есть легкость и своего рода изящество. ап.

Явление Архангела Иисусу Навину. 16 16 Великие Минеи Четии, собранные митрополитом всероссийским Макарием.

икона Архангел Михаил 
 (Рублев 15 век)

икона Архангел Михаил (Рублев 15 век)

Видение четырёх зверей (четырёх царств) (Дан. 8 8 Pantaleon diaconus et chartophylax Magnae Ecclesiae, «Encomium in maximum et glorisissimus Michaelem coelestis militiae principem» // PG 98, col.

26 26 Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. В то же время на грядущую судьбу праведных указывал образ в среднике иконы, причем при внимательном изучении иконы «Архангел Михаил с деяниями» было установлено, что нимб Архангела украшает стилизованный растительный орнамент. Андрея Рублева, убеждает композиция «Корень Иессеев», которую Феофан Грек «в каменной церкви во святомъ Благовещениитакже исписавый», согласно сообщению Епифания Премудрого в его послании к схиархимандриту тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу 1415 г., сохранившемся в единственном списке конца XVII в. (РПБ, Солов. Столь устойчивая традиция обусловлена, по всей видимости, литургической практикой исполнения «серафимской» песни во время евхаристической молитвы Анафоры: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Откровение Иоанна упоминает имя Моисея: «победившие зверя.

Киприана. Откровение Иоанна упоминает имя Моисея: победившие зверя«поют песнь Моисея, раба Божия и песнь Агнца» (Откр. 15:2-3). Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. Андрея Рублева, создавшего икону «Архангел Михаила с деяниями» в ходе мемориальных работ 1392 г. Примечательно, что все восемнадцать клейм кремлевской иконы лишь отчасти следуют известному литературному тексту, озаглавленному «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига», где все повествование выдержано в строгой библейской последовательности событий.

«Сказание о Куликовской битве» повествует о том, что Дмитрий Донской был «смирен человек и образ носил смиренномудрия», тогда как Мамай пошел на Русь «разгордев» по «наущению дьявола», «како разорить православную веру». Дни 1-12. В 2005 году исполняется 600 лет первого упоминания о великом художнике Древней Руси Андрее Рублеве в современных ему летописных источниках: «В лето 6913 (1405)тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю».

2. В ряде сказаний развивалась тема о личном водительстве Моисея архангелом Михаилом. 10 10 БЛДР. Ее история удивительна. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. д. Собор трех равночестных лиц: Адам – Иисус – Михаил, находится в типологической параллели с собором трех лиц «меньшего ранга»: Авраам – Исаак – Иаков, послужившим Рублеву, как мы показали в предыдущей статье, первым, предварительным иконографическим образом Св. Троицы. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Нельзя не обратить внимание также на то, что на клейме «Троица» иконы «Архангел Михаил с деяниями» подножие левого (от зрителя) ангела – Бога Отца явно выше подножия правого (от зрителя) ангела – Бога Сына, как сказано в Евангелии: «ибо Отец Мой более Меня» (Ин.

6. Декрет Совета Народных Комиссаров от 20 апреля 1920 года «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» передавал ее ансамбль и коллекции в ведение Народного комиссариата просвещения «в целях демократизации художественно-исторических зданий, путем превращения этих зданий и коллекций в музей». Икона Андрея Рублёва «Троица» поступила в собрание государственной Третьяковской галереи в 1929 году. Покаяние Давида.

Семь знаменитых 
икон Андрея Рублева

Семь знаменитых икон Андрея Рублева

вмч. После перевода на славянский язык в XVI в. вошло в Великие Минеи Четии, собранные митрополитом всероссийским Макарием. может быть применено к любому земному царю имеющему от Бога помазание на власть. М., 1974, Сс.

Сс. Троице (2-ая композиция), божественность природы Христа и Богоматери (3-я композиция) и второе пришествие Спасителя (4-ая композиция). 703 об. –709 об. ). Они назывались в древнерусском языке «тороками» или «слухами» и обозначали свойство ангелов – достоянное слышание высшей воли, соединенность с вей. В «Житии» Сергия Радонежского, написанном Епифанием, приводится эпизод, подчеркивающий «особые отношения» Сергия с архангелом Михаилом. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.

Михаил Архангел 
 (Звенигородский), 
Андрей Рублев, копия

Михаил Архангел (Звенигородский), Андрей Рублев, копия старинной именной иконы (ручная работа)

Многие толкователи отмечают космическое звучание этого пророчества: «. Главное композиционное различие двух икон – положение голов участников трапезы: на рублевской иконе лица обращены на сидящего справа, здесь же – на сидящего слева. Который есть) и Бог Сын («и грядый», т. е. IV, 8).

М., 1901. блгв. Ранним, уже холодным утром спешил народ на освящение первых поспевших яблок. Поскольку Сатана отождествлен с «драконом», низверженным с неба, то необходимо было предположить наличие какого-то другого павшего духа, заключенного в «бездну» в древние времена. Который грядет).

«Троица» Андрея 
Рублева и архангел 
Михаил – Помощник

«Троица» Андрея Рублева и архангел Михаил – Помощник и Покровитель

Выполненная в византийской традиции, картина Второго пришествия Христа переосмыслена. М., 2001. Но и в этом пророчестве понимание «Христа» именно как Иисуса Христа приводило к полной путанице эпох и событий. Однако на самом деле оригинальный текст свт. 63, 69 Плугин В. А. Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок».

Ведь новый широкий деисус встал от стены до стены, закрыв те самые столпы с Флором и Лавром (отчего и были у ученых сомнения в принадлежности чина этому храму). Вот почему Соборы и рекомендовали иконописцам следовать рублевскому канону. Явление ангела во сне царю (Александру Македонскому. ). И лишь после этого стал известен как мастер крупных иконописных форм.

9, 1-11) истолковывая это пророчество Иезекииля как наказание за поклонение Антихристу. И уже окончательно она была раскрыта в Третьяковской галерее Барановым. В настоящий момент «Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура и который защищает икону от любых внешних воздействий. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Всемирный потоп.

В высшей степени символическая композиция, выполненная в духе «великого Дионисия», не оставляет никаких сомнений, что средний ангел олицетворяет собой Святого Духа и такая же идентификация присуща клейму «Троицы» на кремлевской иконе. 17: 21). Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. Три отрока в пещи огненной.

Как удалось установить, данное толкование зеленого цвета приводится в сочинении сщмч. Софии «двери медяны золочены», где на пластине «Успение Богоматери» помещен в верхнем сегменте образ Живоначальной Троицы с обращенным вправо (от зрителя) средним ангелом, над которым изображен престол с двумя крестами и между ними голубь (илл. Но начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. В Лицевом летописном своде 60-70-х гг. 9.

Уже в первой половине XIV в., во время архиепископства свт. Возможно имя подающего большие надежды художника, троицкого инока, подсказал князю Юрию Савва Сторожевский. 18. 27 27 СПИХМЗ, 361 Сочинения преп. «Архистратига небесных воинств» (так называли тогда Михаила) Рублев увидел добрым ангелом-хранителем всего сущего. Стлб. VII, 2–8). Этот мотив правомерно соотнести с описаниями рая, бытовавшими в древнерусской книжности, например, в «Житии Василия Нового» повествуется о златолиственных деревах и «насажденном Богом винограде, от него же Адам изгнан бысть» (РГБ, ф. 299/4. Максима Грека.

Тихая северная красота наложила свой отпечаток на творчество Дионисия. Кондакова (Кондаков Н. П. Возвел мощную, неприступную деревянную крепость на холме над Москвой-рекой (княжеский кремль – Городок).

Загадка иконописца 
Андрея Рублева

Загадка иконописца Андрея Рублева

Основная сила книги Регельсона в ее справедливом протесте против сведения всей церковности и каноничности к понятию «подчинения». В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Лик Спаса дышит силой и покоем. 5. Дни 1-12.

Борьба за тело Моисея. II, 4). поют песнь Моисея, раба Божия и песнь Агнца» (Откр. В апокалиптическом контексте иконы этот сюжет может указывать на «обетованную землю», в которую, согласно Библии, Моисей так и не вошел. Лл.

К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Наказание Навуходоносора. С. 309. 13.

703 об. -709 об. ). Евфросинии ( 1407), в миру блж. 12, 12). Отсюда нежность и музыкальность, грация и изысканность. Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы. 89, 5). Ведь не может художник, еще чувствующий в себе творческие силы, не сказавший «главного», отказываться от работы, позволяющей как раз это «главное» высказать.

Троица Андрея Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев. Мастер Святой Троицы. Но как они были найдены. До сих пор во многих изданиях принято (вслед за церковным историком Лебедевым) связывать создание иконы «Архангел Михаил с деяниями» с давним преданием о вдове св. В Лицевом летописном своде 60–70-х гг. 14, 6).

Описание иконы Андрея 
Рублева «Архангел 
Михаил»

Описание иконы Андрея Рублева «Архангел Михаил»

Символичный образ евангелиста Матфея чаще других приписывают именно Рублеву. о боярине Андрее Семеновиче Рублеве, участнике новгородского посольства в Литву и Москву, что перекликается с интитуляцией «Андрей Иванов сын Рублев» на иконе «Преображение» (ГТГ), поскольку «принадлежность к определенному роду, родовая «честь» оберегалась особенно тщательно». С. 39.

Лицевой иконописный подлинник. Евфросинии ( 1407), в миру блж. Лествица Иакова. Максима Грека «О надписи на венце Спасителя и об имени Пресвятыя Богородицы». На столе у них стоит чаша с головой тельца. Троицкая летопись.

Отпав от престола Божия, Сатана остается, однако, «князем мира сего» (Ин. С. 223. В ближайшее время, в частности, для подтверждения или опровержения предположения о связи приемов звенигородских икон с традициями собственно византийского искусства будут привлечены греческие специалисты, которые располагают особым технологическим оборудованием для изучения средневековой живописи. Пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима (Иезек.

Т. 1. С. 151 Макаров А. И., Мильков В. В., Смирнова А. А. Последовательность сцен на иконе следующая: 1. Тексты, пер. – Истолкование этого замысла – предмет размышления для многих будущих исследователей».

Таким главным для Рублева была его «Троица». Но заказ на росписи храма и его иконостас государевы иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный получили не от него, а от троицкого игумена Никона. СПб., 1897. Он же стал одним из главных идеологов освобождения Руси от татаро-монгольского рабства.

«Троица» Андрея 
Рублева и архангел 
Михаил

«Троица» Андрея Рублева и архангел Михаил

Синее небо, еще летнее, но веет от него предосенним холодком. К вящему сожалению, в искусствоведческой литературе с легкой руки Н. П. То, что это прототип, а не подражание, видно уже из того, что некоторые композиционные открытия Рублева (например, круговая структура изображения) в этом клейме не использованы. 49, 217). Героическая борьба с Ордой привела к усилению на Руси культа архангела Михаила. 12, 5), который он держит в левой руке.

Т. 1. Духа в иконе Святой Троицы. М., 1913. Самое трудное здесь для средневековых толкователей – дважды упоминающийся в этой главе «Христос».

Такое понимание термина подтверждается тем, что, как отмечает Тишендорф, в древнейших греческих списках Откровенияслово «христос» употреблено без грамматического члена, который ставился перед именами собственными (на русском это равносильно написанию с маленькой буквы). И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос и не будет. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана и сковал его на тысячу лет. » (20, 1-2). Именно при этом архиепископе были изготовлены для притвора собора Св. Троица в отношении общей композиции и цветовой символики напоминает «Троицу» Андрея Рублева (евхаристическая чаша находилась на утерянной части красочного слоя).

Героическая борьба с Ордой привела к усилению на Руси культа архангела Михаила. Это самая первая дошедшая до нас крупная работа прославленного мастера. Евангелия относят это пророчество к Иисусу (Мф, 2, 6 Ин. Существовало сказание об отшельнике Макарии Римском, жившем «за 20 поприщ от земного рая». Содержание же храмовой стенописи утверждал, безусловно, сам Юрий Звенигородский. кн. На 6-м клейме кремлевской иконы с изображением «Лествицы Иакова» лествица перекинута по диагонали к правому верхнему углу, где изображен небесный проем.

С этой точки зрения лиственный орнамент средника есть прямой символ «тысячелетнего царства» и Михаил выступает здесь как царь и защитник земного рая от сил зла: ему предстоит пасти народы «жезлом железным» (Откр. Сретение по смыслу тесно граничит с Рождеством. Т. 21. Упавшие люди здесь также охвачены пламенем.

  1. Автором Звенигородского чина может оказаться не Андрей Рублев
  2. Иконы Звенигородского чина мог создать не Андрей Рублев
  3. Иконы преподобного Андрея Рублева
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. Скидки для Храмови оптовиков 20
  6. Архангел Михаил (Рублев 15 век)

«В Троице другой тип графики. 1 1 Цит.

Петра из темницы. Борец со злом, он не «приразился» к нему, не уподобился враждебной стихии. Несмотря на то, что в XVI-XVII вв. Димитрия Солунского из деисусного чина Троицкого иконостаса Троице-Сергиевой Лавры (илл. Архангел Михаил изводит Св. прим.

Эта разница объясняется не только тем, что Рублев был монахом, а Дионисий— мирянин (как известно, Григорий Палама ратовал за то, чтобы и миряне приобщались к исихастской мистико-аскетической практике), а той духовной ситуацией, которая складывается на Руси на рубеже XV-XVI вв. Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. XXXVII, 36). блгв.

Слегка начинает пожухать, желтеть трава. мастерами – Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Андрея Рублева. А сарай с «бесхозными» досками возник, очевидно, в качестве прикрытия факта изъятия. Л., 1968.

  • Путешествия по подмосковной земле
  • Андрей Рублев: последние новости
  • Эксперты ставят в пример сообщество Музея имени Андрея Рублёва
  • Британский музей «зафрендил» Блог Музея имени Андрея Рублева

И тогда в оболочке правды и под ее знаменем возрождается в ином виде то же самое зло и «последнее бывает горше первого». Эксперты не исключают, что истоки их «уникальной техники и исключительного художественного совершенства» нужно искать в особом круге греческих и русских мастеров, трудившихся в Москве в самом конце XIV века. Поскольку Сатана отождествлен с «драконом», низверженным с неба, то необходимо было предположить наличие какого-то другого павшего духа, заключенного в «бездну» в древние времена.

кн. С. 76. с древнегреческого М. Г. Ермаковой под редакцией А. И. Зайцева.

  • Научный блог экспертов Музея Андрея Рублева вошел в « »

12, 7-9). Литургическую значимость всей композиции подчеркивают изображения восходящих по лествице «дариносивиих» ангелов, доставляющих «честные дары» на небеса (илл. В волосах Архангела вплетен лазуритовый гребень, символизирующий небесную стихию Михаила.

кн. С. 67). 12, 13). 2. Три отрока в пещи огненной. Мастера XVII века превратят цвет полностью в декоративный элемент иконы, а введение светотени («живоподобия») уничтожит последние остатки иноприродности цвета. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой Лавры и «Троица» Андрея Рублева // Древнерусское искусство.

1427) последней работой Рублева. персидским царем Дарием собирался разгромить союзный с ним Иерусалим. Сейчас он приемлет на руки. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. 3. Подобная тенденция станет характерна и для иконы «Живоначальной Троицы» преп. Стригольники отвергали не только институт Церкви, но и проповедуемые ею таинства, более того, отрицали воскресение мертвых и необходимость заупокойных служб.

Димитрия Донского – прп. Димитрия Донского — прп. Именно на этом основании он принимает как правильную позицию тех «непоминающих», которые признали Московскую Патриархию, восстановленную на Соборе 1945 г., несмотря на вопиющие канонические несовершенства восстановленной церковной структуры. Неслучайно цветовая семантика одежд ангелов в клейме иконы «Архангел Михаил с деяниями» полностью соответствует исключительно этой идентификации с уже заданными внутренними отношениями Триипостасного Божества. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным голубцом и зеленью. Новгородская иконопись. 9.

9 9 Плугин В. А. С. 67). В то же время на грядущую судьбу праведных указывал образ в среднике иконы, причем при внимательном изучении иконы «Архангел Михаил с деяниями» было установлено, что нимб Архангела украшает стилизованный растительный орнамент (илл. Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона Троица. Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия.

Согласно толкованию свт. Сергий благословил Дмитрия Донского на смертельную битву с татарской ордой Мамая. В сказаниях этот дух упоминается неоднократно под именами: «владыка ада», «глубинный змей», «князь преисподней» и др. Однако, взгляд Ангела более резок.

Началась эта история в 1918 году. 21, 1 Иов, 1, 6 Зах. 1409, Успенский собор, Владимир), Спас в силах (1408), часть икон праздничного чина (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим – все ок. В нем – белокаменный Успенский собор, прекрасный образец раннемосковского зодчества (к сожалению, утративший ныне многое из своей красоты).

Автором Звенигородского 
чина может оказаться 
не Андрей Рублев

Сама ткань этого мира пронизана светом. Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории.

На рисунок музыкальных линий и ритмов накладывается полифония цвета. Посылая с войском Дмитрия Донского монахов – воинов Пересвета и Ослябю, Сергий давал понять, что духовная война монахов-подвижников против «духов злобы» – явление того же порядка, что сражение с нечестивыми «содомлянами», как в то время на Руси именовали ордынцев. 8), где объединены композиции «Воскрешение Лазаря», «Св. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». Примечательно, что именно одежды Бога Отца на иконе «Отечество» украшает клавий, что позволяет безошибочно идентифицировать левого (от зрителя) ангела в клейме «Св. Однако для той эпохи духовной жизни Руси актуальной была не тема «изгнания из рая», но тема «возвращения в рай».

Это лицо зрелого человека в мерном развитии духовных и физических сил. 16. Мы мало знаем о нем. А от своего замышления ничтож претворяти. Летопись «О побоище на Дону» утверждает, что полк святых мучеников и ангелов помогал русским воинам и во главе его: «воевода священного полка небесных вой архистратиг Михаил».

В пригородном Саввином монастыре построил каменный же Рождественский собор. Имя иконописца московского Спасо-Андроникова монастыря преп. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр Евангелия Хитрово. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Интерес к числовой символике особенно характерен для времени создания кремлевской иконы, о чем позволяет судить недавно обнаруженное послание знаменитого иконописца Феофана Грека, включенное в «Слово о житии и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго»: «Бог двойственности не имеет, душевной тройственности ни одной, телам приобщается, не бегущей четверки, вне устремления двойной пятерицы чувств, не страдает от шестерицы имеет честь лучшую седмерицы».

В мрачные годы гонения на Церковь именно к ней призывал обратиться священник Павел Флоренский в работе «Иконостас» (1922 г. ): «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог» (Флоренский П. А. 49, 10). За века сохранилось немногое. 84.

Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. 130-132). Но перед этим и «Троица» и Звенигородский чин прошли многоэтапное технико-технологическое исследование, в том числе в инфракрасных лучах, что позволило увидеть подготовительный рисунок и характер мазков. Звенигородская крепость «агарянам» оказалась не по зубам (ее стены на высоких валах, обмазанные глиной и поджечь было нельзя). Архистратига Михаила.

Архангел Михаил. 4, 10 Лк. » (т. е. Андрея, архиепископа Кесарийского, «словами: иже бе и сый и грядый означается Святая Троица». На иконе Андрея Рублева «Архангел Михаил» следуя из названия изображен сам Архангел Михаил, одетый в красные одежды с золотым.

Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Он входил в число «соборных старцев», вместе с игуменом управлявших жизнью монастырской общины. Этот эпизод описан в «Повести временных лет» под 11 февраля 1110 года, где приведены рассуждения летописца об ангелах. IX). 15 15 Плугин В. А. кн.

В ряде сказаний развивалась тема о личном водительстве Моисея архангелом Михаилом. 15, 2-3). по кн. : Приселков М. Д. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь». По свидетельству свт.

По единодушному толкованию древних отцов церкви, «мерзость запустения» означает Антихриста, восседающего в восстановленном иерусалимском храме. Архистратига Михаила. Стояла глубокая зима. Обращение «следуй за мной» вряд ли уместно по отношению к уже павшему духу. Явление ангела в облачении великого схимника преп. И принадлежит это откровение, безусловно, преподобному Сергию Радонежскому. 14, 28).

(Хотя вот об этом-то чудесном свете, о смысле его, а главное, о происхождении, природе и размышляли, спорили и не пришли к единому мнению исследователи в дальнейшем). Явление ангела во сне царю (Александру Македонскому. ). Борьба Иакова с ангелом. С. 26.

8. 17. Ангел запрещает ему это, угрожая смертью. Даже эпизод испытания («искушения») Иисуса Сатаной в пустыне (Мф.

3:6-7). Оригинальная иконография Троицы с обращенным вправо (от зрителя) средним ангелом, как в клейме иконы «Архангел Михаил с деяниями», встречается также на псковских печатях XV в. Более того, на новгородско-псковских памятниках столь редкая иконография Троицы появляется уже в первой половине XIV в., в бытность пребывания на новгородской кафедре свт. КЛЕЙМО 3 связывает сюжеты клейм 2 и 4. 12, 31 14, 30 16, 11) «князем, господствующим в воздухе» (Еф. Круг поисков замкнулся.

Софии «двери медяны золочены», где на пластине «Успение Богоматери» помещен в верхнем сегменте образ Живоначальной Троицы с обращенным вправо (от зрителя) средним ангелом, над которым изображен престол с двумя крестами и между ними голубь (илл. Корзины, чистые холщовые узелки с отборными, лучшими плодами. М., 2001. Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. В августе празднуют день Преображения на Руси – издревле он отмечался всенародно и радостно. В «Поучении правыя веры», получившем распространение со времен Киевской Руси, строго предписано литургисать в третьем часу, дабы ангелы с дарами не опоздали иначе им придется дожидаться следующего третьего часа, когда снова «отворяются врата небесная».

До Октябрьской революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. Димитрия Солунского из деисусного чина Троицкого иконостаса Троице-Сергиевой Лавры. святому Сергию Чудотворцу. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. У Феофана Богородица прежде всего Дева (образ из Благовещенского Деисуса), он превозносит Ее за подвиг чистоты, он поклоняется Ее духовной высоте. Он преклоняется перед Ее святостью и непорочностью.

251. Колену Иуды обещано, что из него произойдет «Примиритель и Ему покорность народов» (Быт. Стлб. соб., 22 соб., высота 235, 5 см – на 5-7 см доска наращена позднее). Архангела Михаила в митрополичьем Чудовом монастыре. С. 410 Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор.

С. 77) за иконой рублевской «Троицы» закрепилось наименование «Ветхозаветной», которое распространилось ныне даже в церковной среде. И добавляет: оба иконописца «прежде были в послушании у преподобного Никона». Явление Архангела Иисусу Навину. Можно и совместить эти гипотезы, предположив, что мирянин Рублев в конце 1390-х годов ушел из кремлевских мастерских, чтобы стать монахом в обители Сергия Радонежского. О небесной иерархии. в Рай, «его же Бог насади на востоце», как отмечено в «Житии Василия Нового» (РГБ, ф. 229/4.

князя Димитрия Ивановича тем самым позволяет «люботщателям иконного писания» лучше постичь творческий замысел преп. Отсюда и просторечное название празднику – "яблочный" спас. КЛЕЙМО 18 – «чудо архангела Михаила в Хонех». Специалисты из Третьяковской галереи и ГосНИИ реставрации провели сравнение иконы «Святая Троица» с образами Спаса, Архангела Михаила и Апостола Павла из Звенигородского чина, приписанными кисти Андрея Рублева и обнаружили отличия на всех этапах создания икон, начиная от подготовительного рисунка и заканчивая способом наложения красочных слоев.

В 2005 году исполняется 600 лет первого упоминания о великом художнике Древней Руси Андрее Рублеве в современных ему летописных источниках: «В лето 6913 (1405)тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». Мамврийский дуб – то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. вел. И там ученикам дано было увидеть странное, загадочное. 7.

Как сидел он на помосте над входом в храм и писал свою последнюю работу – образ Нерукотворного Спаса (таким запечатлела его миниатюра XVII века). Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови. Небесно-лазоревые и розовые, как заря, одежды, теплое свечение золотистых крыл. Текст памятника утверждает, что рай во всей своей реальности существует где-то на земле и что «сущи иже ныне в рай во плоть снедают плода райского и не стареются».

Троицы. В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Дар Дионисия— это дар композитора. Эта икона принадлежит к Звенигородскому чину. Изображенная здесь св.

Т. 1. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Архангел Михаил изводит Св. Здание в левой части клейма 3, видимо изображает иерусалимский храм, в котором воцарилась «мерзость запустения», т. е. Антихрист. 3, 8 Пс. С. 229.

Официальная версия гласила: под грудой дров в сарае. Дионисий— последний колорист классической русской иконы. И ему, этому новому, таков всеобщий и всеобъемлющий закон жизни, придется укорениться в мире только через жертву. Таинственный свет повсюду.

С живописными местами подмосковного Звенигорода прочно связаны имена двух крупных, глубоко почитаемых православных святых – преподобных Саввы Сторожевского и Андрея Рублева. Как показывает настоящее исследование икона «Архангел Михаил с деяниями» создана по фундаментальной богословской программе с полемической целью противодействовать антитринитарной пропаганде еретиков-караимов и ныне по праву возвращена в наследие преп. XIV в. Общим мотивом орнамента служат «пучки» стеблей, перехваченных широкой петлей у основания, причем боковые лепестки «пучка» завершаются волютообразными завитками, обращенными вверх. СПб., 1905. Время переноса неизвестно, но вероятнее всего это произошло после кремлевского пожара 1547 г., когда «в Благовещение и во Архангеле (и у) Вознесения новыя иконы царь и государь велел поставляти» (ААЭ. Сс. «Орнамент, видимо, здесь имеет определенный смысл, – пишет К. Г. Тихомирова.

С. 148. 18, 36). Троице: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель иже бе и сый и грядый» (Ап. Троица», «Сретение» и «Евангелист Иоанн, диктующий Прохору», что осталось неясным для В. Н. Лазарева.

12. Мы здесь видим еще один наряду с «Зырянской Троицей» прототип рублевской иконы. Дух («и сый», т. е. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. собр., 1474/15, лл. Совершенно уникален резной по левкасу золотой фон средней части иконы («средника»). 11.

То, что у Даниила все эти события занимают «семьдесят седмин», т. е. 490 лет, означало, что «тысяча лет» у Иоанна – лишь условное назаание одного «дня Божия» ибо «у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Пет. XVI в. помещен цикл из 11 миниатюр иллюстрирующих «Вмале сказание о блаженнеи великои княгиги Евдокии, во инокинях Ефросинии», вошедшее в Древний летописец (БАН, 31. 7. 30, Лл. P. 207 последнее цитирование также без ссылки у Плугина В. А.

Рассмотрим содержание клейм последовательно. Пророчество гл. Осень подает свои первые знаки. Зелень листвы серебрится под ветром. Последовательность сцен на иконе следующая: 1.

Андрея Рублева известно во всем мире, в первую очередь, благодаря чудотворной иконе «Живоначальной Троицы», которая стала символом Православия. Образ Бога Отца на иконе «Отечество» (Paternitas), восседающего в белых одеждах с клавием на престоле, подножие которого окружено огненными колесами с глазами и крыльями, обязан своей иконографией тексту видения пророка Даниила: «престоли поставишася и Ветхий денми седее и одежда Его бела аки снег и власы главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ» (Дан. И сама история «прописки» Андрея Рублева в этом подмосковном городке почти детективная. В связи с этой основной идеей относительно смысла иконы может быть истолковано и содержание 18 клейм изображающих «деяния» Михаила.

Примечательно, что крилия среднего ангела — Святого Духа и левого (от зрителя) ангела — Бога Отца — взаимно пересекаются, но между крилиями среднего ангела и правого (от зрителя) ангела, символизирующего Бога Сына, — абсолютно отчетливый промежуток. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных. Неслучайно цветовая семантика одежд ангелов в клейме иконы «Архангел Михаил с деяниями» полностью соответствует исключительно этой идентификации с уже заданными внутренними отношениями Триипостасного Божества. Икона «Архангел Михаил с деяниями» из Архангельского Собора Московского Кремля.

Который был), Св. Между тем программный замысел этой иконы легко раскрывается в контексте борьбы с антитринитарной ересью стригольников, отрицавших воскресение мертвых (1 композиция), догмат о Св. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Впервые вопрос о возможном авторстве преп. Голгофа— это место страданий, печали, оно всегда вызывает чувство боли и покаяния. Но также справедливо пишет автор, что «оставление за собой права суждения о действиях церковной власти не должно означать разрыва канонического и молитвенного общения с ней».

Икона «Троица» Андрея Рублева в совокупности с иконой «Архангел Михаил с деяниями» раскрывает глубинный замысел Сергия Радонежского и близких к нему выдающихся деятелей эпохи: Дмитрия Донского, Алексея Московского, Стефана Пермского. 3. Образ небесного покровителя св. 27, 52) должен вслед за Михаилом войти в новую «обетованную землю» – в тысячелетнее царство. Как пишет В. А. Плугин, Рублев при этом «играл роль не только ведущего мастера – исполнителя художественных работ, но и своего рода идеолога, многое определявшего в системе и структуре ансамбля» собора.

Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Петра из темницы. Троице (2 композиция), божественность природы Христа и Богоматери (3 композиция) и второе пришествие Спасителя (4 композиция). (достаточно вспомнить образы Кахрие-Джами и Фитие-Джами или работы Кира Эмануила Евгеника и других мастеров восточно-христианской ойкумены). Тихомирова усматривает связь орнамента (стебли с листьями) с земным раем из которого были изгнаны Адам и Ева. «Христос» (евр.

Без возможности судить о смысле и справедливости «указов высшей власти» не существует православной соборности. И сейчас он узнаёт, ясно чувствует, что миг этот настал. Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее. Тот же богословский эпитет сопутствует Св. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын. А в другом источнике Даниил назван учителем Андрея.

Рублев — мастер символического образа. 15. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны).

М., 1947. Главным в этой архитектурно-художественной программе была, конечно, духовная составляющая. Андрея Рублева в отношении образа «Архангела Михаила с деяниями» был поставлен в исследовании Гордеева Н. В. и Мневой Н. Е. 7 7 Гордеев Н. В., Мнева Н. Е.

Т. 6, СПб., 1999. Табл. И все образы полны светоносной энергией. Главной святыней Лавры, тем не менее, оставались мощи Сергия Радонежского. С. 77) за иконой рублевской «Троицы» закрепилось наименование «Ветхозаветной», которое распространилось ныне даже в церковной среде. 17.

А вот Саввино-Сторожевская обитель наверняка была сожжена. «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. М., 1995. Текст памятника утверждает, что рай во всей своей реальности существует на земле и что «сущи иже ныне в рай во плоть снедают плода райского и не стареются».

Ангел запрещает ему это, угрожав смертью. Примечательно, что крилия среднего ангела – Святого Духа и левого (от зрителя) ангела – Бога Отца – взаимно пересекаются, но между крилиями среднего ангела и правого (от зрителя) ангела, символизирующего Бога Сына, – абсолютно отчетливый промежуток. Разрушение Содома и изведение семьи Лота. 14.

Ничего общего с изображением на миниатюрах царского скриптория XVI в. кремлевская икона «Архангел Михаил с деяниями» не имеет. Подобная тенденция станет характерна и для иконы «Живоначальной Троицы» преп. На иконе, мерно ступая, движутся навстречу Симеону на одинаковом расстоянии друг от друга мать с младенцем на руках, Анна, за ней обручник Иосиф. 10.

Как сын Дмитрия Донского и наследник московского престола, князь Юрий видел свой долг в том, чтобы продолжать дело отца и «наставника земли русской» Сергия – собирать воедино Русь для дальнейших побед. Ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима (Ис. В клейме «Троица» воспроизведен также непременный аксессуар византийских тринитарных изображений — салфетки перед каждым из ангелов.

Свою собственную смерть. Как и на новгородской пластине «Васильевских врат», на клейме кремлевской иконы «Архангел Михаил с деяниями» сохранены дополнительные смысловые атрибуты, только на месте прежних крестов над боковыми ангелами возвышаются райские палаты, а над средним ангелом вместо голубя стремится ввысь древо. Феофановская Богородица также полна царского достоинства (Донская). 247-283. 11, 1), как об этом исчерпывающе изложено в толковании св.

С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Явление ангела в облачении великого схимника преп. При взгляде, например, на образ Дмитрия Солунского очень хочется верить, что написан он Рублевым: та же склоненная в кротком созерцании голова, те же вознесенные в молитве изящные руки, та же шапка густых кудрявых волос, те же широко распахнутые и по-детски наивные глаза, та же кротость и умиротворенность. Иногда приводится «диалог» и даже спор Сатаны с владыкой ада. Сатана, низверженный Михаилом на землю, устанавливает на земле царство Антихриста: «Горе живущим на земле и на море) так как к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр.

По крайней мере существенная часть ее – это прославление жертвенного подвига русских людей, шедших на Куликово поле, чтобы испить там чашу смертную и принять венцы мученичества «за други своя». Андрея Рублева. В противовес еретическим нападкам со стороны стригольников на тринитарный догмат, божественность природы Христа и Богоматери была написана в конце XIV в. новгородская икона «Отечество» (илл. Ферапонтовские росписи— это целая энциклопедия сюжетов и образов, чего только тут нет: евангельские события и сцены иллюстрирующие текст Акафиста история богородичных икон и Вселенские соборы, огромные композиции «Покров Богородицы» и «О Тебе радуется», святые подвижники и учителя Церкви и т. д. и т. п. Как и Троице-Сергиева, на восстановление которой у троицкого игумена ушло три года. князя Димитрия Ивановича тем самым позволяет «люботщателям иконного писания» лучше постичь творческий замысел преп.

14 Клеймо изображает всемирный потоп. также в Новгороде была написана для Георгиевской церкви четырехчастная икона (илл. 25 25 ГРМ Лазарев В. Н. XIV – н. XV в. ) иконы – Владимирская Богоматерь (ок. Пахомию Великому.

4), что позволяет точно идентифицировать его с Иисусом Христом, сказавшим: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. Согласно архивам монастыря, с 1575 года, после приобретения оклада Ивана Грозного икона "Троица Живоначальная" занимала главное место (справа от царских врат) в «местном» ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Василия Калики изображенного слева у подножия Христа Вседержителя на клейме «Васильевских врат». Покаяние Давида. Там, где хоронили людей имевших особые заслуги перед Церковью. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок.

2, 2) т. е. сохраняет свободу действий и господствующее положение. Наказание Навуходоносора. Эта особая связь Сергия с арх. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение и на крыле святилища будет мерзость запустения. » (9, 25-27).

Он несет мир и спасение людям. КЛЕЙМО 5 изображает «спор Михаила с Сатаной о Моисеевом теле» (Иуд. Икона Рублева изнутри сияет легким и ровным светом. Стилизованный растительный орнамент в среднике кремлевской иконы мог восприниматься как символическое изображение райского сада, а сам архангел Михаил в таком случае действительно представал как небесный страж, стоящий у врат рая. Славословие, песнопение, ликование преображенной твари, аналогично тому, как это воспевается в задостойнике: «О Тебе радуется обрадованная вся тварь, архангельский собор и человеческий род, Освященная Церковь, Раю словесный, Девственная похвале из Нее же Бог воплотился». Попечителем строительства вновь выступил князь Юрий Звенигородский.

«Спор с Сатаной о Моисеевом теле» (Иуд. 1:9). Второй, который касается именно освящения икон. КЛЕЙМО 1.

Л. 49). Самое трудное здесь для средневековых толкователей – дважды упоминающийся в этой главе «Христос». Архитектура правого (от зрителя) здания в клейме «Троица» обладает значительным сходством с изображением палат на рублевской «Троице». XIII, 8). В обоих случаях центральный персонаж выполняет роль как бы «передатчика» изначального импульса. Известны списки рубежа IX-X вв.

Дом – это палаты Авраама, дерево – Мамврийский дуб, а гора – гора Мориа. До конца 1904 г. «Троица» Рублёва была спрятана от глаз любопытствующих тяжелой золотой ризой, оставлявшей открытыми только лики и руки ангелов. Собор архангелов и прочих сил бесплотных. В связи с этим могло возникнуть представление, что Моисей, в числе ряда других ветхозаветных праведников, воскресших вместе с Иисусом (Мф. 27:52), должен вслед за Михаилом войти в новую «обетованную землю» – в тысячелетнее царство.

Иконостас. Ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима (Ис. До сих пор во многих изданиях принято (вслед за церковным историком Лебедевым) связывать создание иконы «Архангел Михаил с деяниями» с давним преданием о вдове св. На рубеже XIV–XV вв. Троица», «Сретение» и «Евангелист Иоанн, диктующий Прохору», что осталось неясным для В. Н. Лазарева.

Всемирный потоп. Третья икона – «Апостол Павел» – выполнена в манере, отличной от рублевской, вот таким образом ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, – например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. По мнению Плугина В. А., это произведение «до сих пор не получило убедительной художественной интерпретации и атрибуции». Состав росписи необычен, Дионисий начинает здесь новую для Руси традицию, которая будет после «тиражироваться» по храмам.

На фоне тонкого креста, раскинув руки в стороны изображен Иисус Христос. Город Хоны построен на месте г. Колоссы, разрушенного землетрясением в 60 г. н. э. Так, средний ангел, символизирующий Святого Духа, облачен в соответствущий красный хитон, в то время как правый (от зрителя) ангел изображен в зеленом гиматии, словно указывающем на земное естество, вознесенное Сыном к престолу Отца. «сый», Который есть) на венце среднего ангела, как например, на лаврской пелене со Св. Понимание царя тысячелетнего царства как царства Иисуса вступало в противоречие с Никео-Цареградским символом веры, где о Сыне Божием сказано: «царствию же Его не будет конца». Трудность снимается, если под этим царем подразумевается Михаил. Князь Юрий пожелал, чтобы в его домовом храме стоял иконостас прославленного изографа, большого мастера «богословствовать в красках».

Троицу. М., 1970. М., 2001. На рубеже XIV-XV вв. СПб., 1897.

Большое значение имеет выбор темы росписи и ее интерпретация. Почему игумену Никону пришлось умолять их. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы» (Быт. Впервые вопрос о возможном авторстве преп. 30 30 впервые без ссылки на источник в книге: Ouspensky L., Lossky W. Der Sinn der Ikonen.

«Сказание о Куликовской битве» повествует о том, что Дмитрий Донской был «смирен человек и образ носил смиренномудрия», тогда как Мамай пошел на Русь «разгордев» по «наущению дьявола», «како разорить православную веру». Они поняли, что видели ангела и Сергий подтвердил это: «его же видеста аггел господень есть и не токмо ныне днесь, но и всегда посещением Божиим служащу ми недостойному с ним». Справка: Андрей Рублев – один из самых загадочных людей своего времени.

Александр Македонский в толкованиях часто отождествлялся с «царем Греции» игравшим важную роль в апокалиптических пророчествах Даниила. также в Новгороде была написана для Георгиевской церкви четырехчастная икона (илл. Стефана Пермского, которое датируется временем посещения Новгорода в 1387 г. по просьбе новгородского владыки Алексия, «стригольник противно Христу повелевает, яко от древа животнаго, от причащения удалятися» и в обличение еретических измышлений в православной иконографии было закреплено изображение древа жизни как символа причастия над средним ангелом, олицетворяющим Св. Александр Македонский в толкованиях часто отождествлялся с «царем Греции» игравшим важную роль в апокалиптических пророчествах Даниила.

Согласно Епифанию, когда Сергий служил литургию с братом своим Стефаном и племянником Феодором, стоявшие в церкви ученики Сергия Исаакий Молчальник и Макарий увидели четвертого (сослужащего с Сергием) мужа, одетого в светлую, блистающую одежду. В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в. ), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией. Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Эмансипированность цвета приводит к тому, что цвет начинает преобладать над светом. 10, 9) и «Я есмь путь и истина и жизнь никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.

31 31 Дионисий Ареопагит. Откровение Иоанна описывает«Ангела, восходящего от востока солнца» (7:2), который должен «положить печати на челах рабов Бога» (7:3). Особое внимание необходимо уделить серафимам, которые фланкируют изображение Святой Троицы в клейме «Успение» Васильевских врат, как и образ Святой Троицы в новгородской иконе «Отечество» конца XIV в., а на кремлевской иконе «Архангел Михаил с деяниями» они изображены в правом от Святой Троицы клейме «Собор архангелов и прочих сил бесплотных». Андрея Рублева известно во всем мире, в первую очередь, благодаря чудотворной иконе «Живоначальной Троицы», которая стала символом Православия.

Однако на данный момент они более или менее единодушно вернулись к первоначальному предположению (это подтверждают и новейшие археологические исследования), что иконы Звенигородского чина предназначались именно для Успенского собора на Городке и были написаны вскоре, если не сразу после росписи храма, то есть не позднее 1400 года. 1) по специальной программе свт. Инок Андрей был одним из множества «птенцов гнезда» Сергиева, прямым продолжателем его молитвенных подвигов и служения ближнему, под которым понимался весь православный народ Руси. Ноябрь. «Преображение Господне» – ещё одна знаменитая икона Андрея Рублева.

Тело учителя перед их взором вдруг осиялось необыкновенным светом. Эта борьба переживалась в апокалиптическом контексте всемирной битвы добра со злом. М, 1994. На Руси в первые дни февраля (сейчас это 15 февраля), по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Евдокии в ее домовую церковь. После возвращения семидесяти учеников с «пробной» проповеди, Иисус говорит им: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.

Видение четырёх зверей (четырёх царств) (Дан. 29 29 Машнина В. П. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. Троица» на близкой по времени иконе «Архангел Михаил с деяниями». Дионисия Ареопагита, «молодое, находящееся в полноте сил» и «определенно указывает на свойства все обновляющего и возрождающего к новой жизни третьего лица Святой Троицы» (. ). Он кажется удивительно близким, лик его светел и кроток.

Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. 3, 1 Зах. Родовые его корни могли быть и в Радонеже и в Пскове и в тверских краях и в белозерских и в иных. Оригинальная иконография Троицы с обращенным вправо (от зрителя) средним ангелом, как в клейме иконы «Архангел Михаил с деяниями», встречается также на псковских печатях XV в. Более того, на новгородско-псковских памятниках столь редкая иконография Троицы появляется уже в первой половине XIV в., в бытность пребывания на новгородской кафедре свт. 15. 1). У Дионисия преобладает богородичная тематика.

Троицы. Но именно эта деталь – «умолены были» – говорит о том, что творческий расцвет Рублева, зрелость его как иконописца остались позади. Упругие волны вьющихся волос, мягкие руки. Возможность личного Богообщения (реального обжения), согласно паламитскому учению о сущности и энергиях Божества и связанной с ним аскетической практике монахов-исихастов, служила для христианских подвижников залогом грядущего единства праведных с Богом в Царствии Небесном и делала особенно отчётливым образ ожидающего их небесного блаженства.

А может, в последние годы жизни они усилили молитвенные труды, завершив или существенно ограничив художническое делание. Оба находились уже в преклонном возрасте. В соседнем верхнем первом клейме «Троица» помещен один из самых ранних рублевских изводов Троицы, причем правый ангел помещен непосредственно над открытым проемом (илл.

Многие считали это явление как проявление божества в Иисусе Христе. М., 2002. Почти одновременно с этим был возведен Благовещенский придел у Ю-В угла собора Св. Одним словом, это состояние можно определить, как ликование.

5). Андреем Рублевым уникальных икон «Архангел Михаил с деянием» и «Живоначальная Троица». Андрея Рублева. Чтили его как покровителя православного воинства, сражающегося за правое дело. Мировоззрение Андрея Рублева. 15. Нам уже приходилось отмечать, что в связи со строительством данного придела была создана местная храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями» (илл.

Понимание царя тысячелетнего царства как Иисуса вступало в противоречие с Никео-Цареградским символом веры, где о Сыне Божием сказано: «царствию же Его не будет конца». Икона написана приблизительно в 1410-е годы. Город Хоны построен на месте г. Колоссы, разрушенного землетрясением в 60 г. н. э. Дионисий— плоть от плоти русский художник. Исследователи довольно долго пытались установить, для какого именно храма могли быть написаны иконы чина (предполагалось в том числе, что эти иконы вместе с «Троицей» происходят из деревянной церкви Троице-Сергиева монастыря 1409 года). Легкий, как будто цветочный, запах.

Троицей начала XV в., что получило подробное истолкование в сочинении преп. Она почти бесплотна и прозрачна, мы сквозь Нее созерцаем Христа. Помещая этот сюжет в число деяний архангела Михаила иконописец высказывает распространенное в апокрифах представление о Михаиле как о «повелителе вод», в связи со знаменитым «чудом в Хонах». Через несколько лет, около 1410 года, судьба вновь приведет инока Андрея в Звенигород.

Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Если под «ангелом с печатью» иконописец понимал Михаила, то параллель Михаил – Иаков получала надежное библейское обоснование. И как, уже оставив эту временную жизнь, «в сиянии славы» явился он в келье разболевшемуся Даниилу, позвав его в «вечное и бесконечное блаженство». Иконописец изобразил сцену казни жителей Иерусалима (Иез. А о Звенигороде – ни слова.

11. На миниатюрах (илл. В опубликованной статье Г. И. Вздорнова вкрался искаженный перевод данной надписи как «сын» вместо «сый» — Вздорнов Г. И. Василии Калике, которая продолжилась при свт.

Тихое, располагающее к раздумьям время. Архитектура правого (от зрителя) здания в клейме «Троица» обладает значительным сходством с изображением палат на рублевской «Троице». Участникам той научной экспедиции 1918 года чрезвычайно повезло. Почва, на которой появился Дионисий, уже имела трещину— спор иосифлян и нестяжателей (хотя и те и другие возводили себя к духовным последователям преподобного Сергия) многое предопределил в судьбах Русской Церкви и России в целом. Разрушение Содома и изведение семьи Лота. 7. Лествица Иакова.

Киприана на духовное наследие новгородского архиепископа Василия Калики свидетельствует икона «Спас на престоле с припадающим митрополитом Киприаном» из Успенского собора во Владимире (илл. Василия Калики (1330–1352). Вместе с тем столь явная псковская традиция в изображении ангелов Святой Троицы на клейме иконы «Архангел Михаил с деяниями» заставляет вновь вернуться к мнению о псковском происхождении самого преп. XIV в. Общим мотивом орнамента служат «пучки» стеблей, перехваченных широкой петлей у основания, причем боковые лепестки «пучка» завершаются волютообразными завитками, обращенными вверх.

Но земля помогла жене и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую- пустил дракон из пасти своей» (12, 15, 16). Среди ученых нет единого мнения: так, Г. Вздорнов считает, что все они принадлежат кисти Черного, а О. Попова убежденно доказывает противоположное – все они созданы Рублевым. Дионисия Ареопагита.

вел. Но как неожиданно решает этот образ Дионисий. 19 19 Псковские летописи. 14. в Лаврове, Пагановском монастыре, в церкви в Арборе, на Афоне.

Иконописцы XVI века утяжелят цвет, сделают его плотным, светонепроницаемым. Золотистая охра, светло коричневая умбра. Однако эта широко популярная версия не находит подтверждения в документальных источниках. 4.

Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. Об этом свидетельствует и программа фресковой росписи его Успенского собора на Городке. 1260D-1266B. Пахомию Великому. Имя иконописца московского Спасо-Андроникова монастыря преп.

В мрачные годы гонения на Церковь именно к ней призывал обратиться священник Павел Флоренский в работе «Иконостас» (1922 г. ): «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог» (Флоренский П. А. Иконостас. Авраам, «отец верующих» – в прямой параллели с Адамом, «отцом человеческого рода» Исаак, который выразил своему отцу готовность быть принесенным в жертву, – библейский прообраз Иисуса. СПб., 1997. Рублеву тут принадлежит авторство медальонов с мучениками Флором и Лавром. Чудо в Хонех. 13.

У Андрея Рублева Богоматерь обретает ангельские черты. Посылая с войском Дмитрия Донского монахов – воинов Пересвета и Ослябю, Сергий давал понять, что духовная молитвенная война монахов против «духов злобы» – явление того же порядка, что сражение с нечестивыми «содомлянами», как в то время на Руси именовали ордынцев. Борьба за тело Моисея. Однако это не было ожидание гибели и «конца света»: напротив, готовились к светлой эпохе «царства Божия на земле» – именно для этого воевали с неверными, проповедывали язычникам, укрепляли устои русского государства и воздвигали дивные храмы. Андрея Рублева в отношении образа «Архангела Михаила с деяниями» был поставлен в исследовании Гордеева Н. В. Буквальное толкование 20 гл.

С. 407. 4, 1-11 Лк. Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. 4. В «Житии» Сергия Радонежского, написанном Епифанием, приводится эпизод, описыващий «особые отношения» Сергия с архангелом Михаилом. 6), также обращенный вправо, как и средний ангел.

Так, средний ангел, символизирующий Святого Духа, облачен в соответствущий красный хитон, в то время как правый (от зрителя) ангел изображен в зеленом гиматии, словно указывающем на земное естество, вознесенное Сыном к престолу Отца. 4, 8), т е. «следуй за мной, Сатана» (мы привели церковно-славянский текст, соответствующий греческому в синодальном же русском переводе XIX века, следующем в этом месте латинскому варианту Библии, сказано – «отойди от меня, сатана»). Дух» по сторонам от главы Бога Отца и «IC XC» над спинкой престола и над голубем были призваны подчеркнуть равносущие и единосущие божественных ипостасей и таким образом защитить тринитарный догмат от нападок стригольников, возводивших хулу на Св. Может быть, одолевали немощи, болезни.

Эти слова взяты из видения ап. Чрезвычайно важно, что меч, который держит Михаил в среднике, направлен точно в иерусалимский храм. кн.

Но это не простой праздник. Отдельные сцены— «Благовещение у кладезя», «Встреча Марии и Елизаветы», «Брак в Кане», «Покров» и другие написаны им в свободной манере импровизатора, хотя формально никаких канонов художник не нарушает. Ноябрь. Надписи «Отец и Сын и Св.

е. Антихристу): «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (20, 4) После окончания «тысячи лет» сатана освобождается, поднимает последний мятеж народов «Гога и Магога», которые уничтожаются «огнем с неба от Бога» (20, 9), после чего наступает всеобщее воскресение и Страшный Суд (20, 11-15). М., 1955. дар художника" (В. И. Лазарев). 2.

Троицкий иконостас – уникален. 4, 1-13) заканчивается призывом Иисуса: «гряди по мне, сатане» (Мф. Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Мастер Святой Троицы. И здесь Дионисию трудно найти равных. Житие Сергия Радонежского (причастного к устроению этого монастыря) рисует инока Андрея как честного старца, пользующегося в обители почетом и авторитетом.

Чудо в Хонех. ". На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. Преставление иконописца Андрея Рублева в Андрониковом монастыре. Всему народу Божию, а тем более епископам, принадлежит и право и обязанность «рассуждения» и «различения духов». Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (De coelesti hierarchia 15, 7), которое в большинстве переводов существенно искажено, в том числе в недавних работах, где искомый текст воспроизводится в следующем виде: «А многоцветные камни открывают, надо думать или как белые — световидность или как красные — огневидность или как желтые — златовидность или как зеленые — юность и цветение (в другом случае — «нежный цветущий возраст»)».

С. 284. Он сумел отразить современные события (спасение Москвы от наступавшего Тамерлана) в библейском сюжете об избиении архангелом Михаилом ассирийского войска. орнамент нимба датируется 90–ми гг. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ // Богословские труды. Пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима (Иезек.

Художественный талант Дионисия так велик, что это смещение практически не заметно, но последствия этой микроскопической погрешности незамедлительно скажутся на искусстве последующих периодов. Сс. Свет у Дионисия играет уже не ту роль, как это мы видели у Феофана Грека и Андрея Рублева и у других художников XIV- XV вв. кн. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое.

Ведь ни летописи, ни иные источники не дают никаких сведений об этом. «Сказание о святых иконописцах» свидетельствует, что «чудные добродетельные старцы и художники» «умолены были» Никоном взять на себя этот большой труд. Несмотря на краткость аргументации Грабаря, его атрибуция «получила всеобщее признание»8 и с ним согласны большинство других искусствоведов, признающих иконы Звенигородского чина «несомненно принадлежащими Андрею Рублёву»29. Эту битву на поле Куликовом и сам радонежский игумен и его современники считали великим жертвенным подвигом Руси, мученичеством русских воинов «за святые церкви и за православную веру». В этом сюжете можно также видеть намек на тексты Откровения о «звере, выходящем из моря» (13:1). Именно данный текст наиболее точно отражает богословский смысл иконографии Святой Троицы, при которой последовательно слева направо (от зрителя) идентифицируются Бог Отец («иже бе», т. е. Андрея Рублева, создавшему икону «Архангел Михаила с деяниями» в ходе мемориальных работ 1392 г. Между тем только икона «Архангел Михаил с деяниями» сохранила самый ранний и полный цикл деяний Св. Она пришла из Загорского историко-художественного музея-заповедника (Сергиев-Посадский музей).

В «Сказании Пандолеонта» это призвание Архангела Михаила выражено особенно ярко: «И такового и божественного Архистратига Михаилапостави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса». И не в середине 1420-х годов, как датировали эту икону прежде, родилась она, а раньше. 49, 24-25). блгв. Памятник русской живописи XV в. // Искусство.

Да, в Православии принято освящать иконы. 2. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. Что-то свежее, юное, утреннее пронизывает сам образ архангела, настроение, цвет. в предсмертной публикации монографии «Мастер Святой Троицы».

В 1422 году на Руси наступил страшный голод. В связи с этим вполне закономерно размещение греческой надписи «. В книгах Ветхого Завета он упоминается четыре раза (1 Пар. Между тем только икона «Архангел Михаил с деяниями» сохранила самый ранний и полный цикл деяний Св. С. 158.

С. 354 прим. Вып. М., 1880. Нельзя не обратить внимание также на то, что на клейме «Троица» иконы «Архангел Михаил с деяниями» подножие левого (от зрителя) ангела — Бога Отца явно выше подножия правого (от зрителя) ангела — Бога Сына, как сказано в Евангелии: «ибо Отец Мой более Меня» (Ин. Собор архангелов и прочих сил бесплотных.

6), также обращенный вправо, как и средний ангел. Образ небесного покровителя св. На миниатюрах (илл. Деятельность еретиков, декларировавших «будто Бог Отец Вседержитель не имеет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных Себе и будто нет Святой Троицы», подчас затрагивала даже ранние изокефальные изображения Триипостасного Бога, которые превратно истолковывались как утроенные изображения единственного Бога.

Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. I). 3.

Это число имеет апокалиптическое значение (66618) и указывает на Антихриста ибо «число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. Если же под Христом здесь иметь в виду Михаила, все переносилось в будущее и можно было понять слова о его смерти в результате восстания Сатаны в конце «тысячелетнего царства». 12. Именно при этом архиепископе были изготовлены для притвора собора Св. 10.

XXXVII, 36). Сергий Радонежский, воодушевляя народ и князей на великий подвиг, призывал русских людей к единению «во образ святой Троицы». 20 Откровения Иоанна о так называемом «тысячелетнем царстве», которое начинается словами: «И увидел я Ангела сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Они созерцают свет внутри себя. 1, 45), в этом же согласны все святоотеческие толкования.

СПб., 1905. XVI в. помещен цикл из 11 миниатюр иллюстрирующих «Вмале сказание о блаженнеи великои княгини Евдокии, во инокинях Ефросинии», вошедшее в Древний летописец (БАН, 31. 7. 30, Лл. Намек на грядущее земное царство содержится также в ответе Иисуса Пилату: «ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. М., 1995.

6. Согласно Епифанию, когда Сергий служил литургию с братом своим Стефаном и племянником Феодором, стоявшие в церкви ученики Сергия Исаакий Молчальник и Макарий увидели четвертого (сослужащего с Сергием) мужа, одетого в светлую, блистающую одежду. Троицы при свт. Маэстрия цвета в храме создает настроение радости и праздника, ощущение нескончаемо звучащей музыки— то ли земной, то ли ангельской. 8.

Летописец Епифаний Премудрый сообщает, что Стефан Пермский (конец XIV века), отправляясь на проповедь к язычникам-зырянам, мотивировал это стремлением не дать им погибнуть «в последние дни, во скончании лет, в остаточные времена, на исходе седьмой тысячи лет». 7). Более ранняя датировка «Архангела Михаила» вытекает и из других соображений и признается большинством искусствоведов. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Oн уже не изгоняет человека из рая, но с битвой ведет его туда, в «землю обетованную». 42-43.

87-88. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. IX). «Получается, что Рублев, будучи еще совсем молодым мастером, создал одно из самых совершенных и сложных по технике произведений древнерусской живописи, но через четверть века по какой-то неизвестной причине радикальным образом изменил свою манеру», – прокомментировала данные технико-технологических исследований коллега Нерсесяна Софья Свердлова.

Троице и Евхаристии и прельстить неискушенных в вопросах православной догматики верующих. Василия Калики (1330-1352). Древнерусские Ареопагитики. Между тем программный замысел этой иконы легко раскрывается в контексте борьбы с антитринитарной ересью стригольников, отрицавших воскресение мертвых (1-ая композиция), догмат о Св. Троица.

Для этого князь не пожалел и целостности фресковой росписи. вмч. Борьба Иакова с ангелом. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. 5.

Троица. Это прозрение значения праздника в образах самой природы – черта национальная, русская. 15, 8-12).

Такое строгое различение божественных ипостасей было детерминировано задачами борьбы с «жидовствующими» еретиками, которые использовали недостаточную разработанность иконографии Св. Это – дом, дерево и гора. «Пасхалия» (расписание дат празднования Пасхи) дальше этого года не составлялась. Они поняли, что видели ангела и Сергий подтвердил это:«Его же видеста ангел господень есть и не токмо ныне днесь, но и всегда посещением Божиим служащу ми недостойному с ним». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1911. Дионисия Ареопагита « » должен переводиться иначе: «как зеленый – своевременную отрасль (побег)», что сразу же заставляет вспомнить эпитет Бога Сына «отрасль от корня Иессева» («И произойдет отрасль от корня Иессева и ветвь произрастет от корня его» Ис.

Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. М., 1950. Александр после победы над. У Дионисия образ Богородицы и нежен и величав одновременно: Приснодева и Царица Небесная превознесена выше всей твари, «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников.

Сергий Радонежский, воодушевляя народ и князей на великий подвиг, призывал русских людей к единению «во образ святой Троицы». Позже, когда ученики и последователи Дионисия (в числе которых и его сыновья Владимир и Феодосий) будут старательно повторять находки учителя, легкость и свобода исчезнут изысканность и первозданность утратятся, все застынет и отяжелеет, свет угаснет исчезнет радость.

От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. С. 240, 247). Ч. 3. 28 28 Ульянов О. Г. Иногда приводится «диалог» и даже спор Сатаны с владыкой ада.

В апокалиптическом контексте иконы этот сюжет может указывать на «обетованную землю», в которую, согласно Библии, Моисей так и не вошел. VII, 2-8). XIV, 28). Время пожинать плоды годовых трудов на земле. Стараниями Юрия он превратился в те годы в один из культурных центров Московской земли.

Духу в молитве «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй». Евдокии в ее домовую церковь. Кисть иконописца предположительно видна в иконах Архангела Гавриила, Дмитрия Солунского и апостолов Петра и Павла.

Если вспомнить, что Сергий дал благословение на Куликовскую битву 18 августа, в день памяти Флора и Лавра, то будет понятен замысел храмовой росписи. Создана эта роспись около 1401 – 1404 годов. Трудность снималась, если под этим царем понимался Михаил. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах.

Зеленый цвет напоминает майскую листву, а синий— апрельскую лазурь неба. Новой же «похвалой» Сергию от славных иконописцев стал расписанный и украшенный под их руководством храм Святой Троицы. В 1492 году по византийскому календарю истекало 7000 лет от «сотворения мира» и верующие задолго готовились к этой дате, видя в ней конец мировой истории. Всемирный потоп ставится в параллель со Страшным судом: «Тогдашний мир погиб, быв потоплен водою а нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда» (2 Петр.