Иллюстрации К Песнь О Вещем Олеге
Первая иллюстрация к книге Песнь о вещем Олеге – Александр Пушкин
Эти картины стали символом «национального» в искусстве, они связывали прошлое с будущим, соединяли мир образов, созданных воображением народа, сохранённый в сказках, былинах, эпосе, с современным миропониманием, мирочувствованием художника. В печати В. Васнецова хвалили за зоркую наблюдательность, живую характерность типажа, доброжелательный юмор, с которыми он изображал чиновников, мещан, купцов, крестьян и просто людей «без роду и племени». В описании старца читается образ язычника. Графически издание является стилизацией древнерусских летописей и книг. Четкие контуры, развернутые на плоскости образы, цветные орнаменты, буквицы и шрифт (разработанный и исполненный в книге учеником Васнецова В. Замирайло) все это было решено в едином стилевом ключе.
В картографическом заведениии А. А. Ильина Васнецов выполнял иллюстрации для отдельных изданий: П. Ряполовский, «Козел-Мемека» П. Ершов, «Конек-Горбунок» В. И. Водовозов, «Детские рассказы и стихотворения. Сам текст был написан художником Виктором Дмитриевичем Замирайло. Цикл Песнь о Вещем Олеге Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Яковлевича Билибина и художников объединения Мир искусства (1898-1924).
Лосин Вениамин Николаевич (иллюстрации к Песнь о Вещем Олеге, Хаврошечка, СНЕГУРОЧКА)
Кудесник одет гораздо проще – на нем обычные крестьянские лапти в противоположность красным княжеским сапогам и длинная светлая рубаха, украшенная вышивкой. К оформлению этого издания были привлечены А. Е. Архипов, А. Н. Бенуа, Ап. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его вещим.
З. С. Соколова-Алексеева, современница художника, писала в воспомининиях: «Васнецов терпеливо переносил все тяготы жизни, но он не мог не ужасаться и не скорбеть за человека, за любимое искусство и за многое другоено не отворачивался и ни на чём не ставил креста, а с верой стойко ждал Воскресения истины, добра, красоты». Это были дешевые издания для народа и назывались «Народная азбука» и «Солдатская азбука». Свою жизнь В. М. Васнецов посвятил служению добру и красоте. «Я жил в селе среди мужиков и баб, - вспоминал впоследствии художник, - и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Подлинный и остро наблюдательный мастер обнаруживается в его ранних работах «Купец», «Крестьяне за столом», «Дьячок», «Дети, разоряющие гнезда», «Рабочий с тачкой», «Старуха, кормящая кур». Одна из таких картин иллюстрирует знаменитую пушкинскую «Песнь о вещем Олеге». – Он видит человека насквозь».
Эта книга стала настоящим событием в истории отечественного книжного оформительства. Особый успех выпал на долю картины «С квартиры на квартиру». Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы» использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства.
Блестящее издание «Песни о вещем Олеге» положило начало новому типу детской книжки-картинки. «Я всегда был убеждён, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще в каком бы то ни было произведении искусства – образа, звука, слова, – в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний, внешний, – с прошлым и настоящим, а может быть и будущим, » – писал Васнецов Стасову В. В. В знак победы и нерушимости заключённого договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда.
Презентация "Песнь о Вещем Олеге " в иллюстрациях
К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Не имея средств осуществить свое намерение получить высшее художественное образование, В. М. Васнецов разыграл в лотерею две свои картины: «Жница» и «Молочница».
Существенными стали крупный формат издания и непременные цветные иллюстрации (последние, хотя и подчинялись литературному повествованию по сюжету и смыслу, в эстетическом единстве книги существовали с текстом на равных и даже, возможно, превосходили его по значимости). Книга имела огромный успех и неоднократно переиздавалась.
Иллюстрации Виктора Васнецова к «Песне о вещем Олеге»
«Какая сила в изображении характеров. » – говорят о работах В. Васнецова товарищи. Политические события в стране в начале XX века, революции, гражданская война. Вскоре после рождения Виктора Васнецовы переехали в село Рябово той же Вятской губернии, где и прошли детские годы будущего художника. Волосы и борода растрепаны и торчат, что придает ему грозный вид. Олег – первый киевский князь из рода Рюрика, овладевший Киевом, в который перенёс столицу из Новгорода и подчинивший своей власти ряд славянских племён.
Князь Олег правил в Киеве, который в 9-12 веках являлся столицей Киевской Руси. Это одновременно каталог-справочник и альбом (М., 1987) И. Н. Врубель и В. Ф. Муленковой, автор вступительной статьи – Е. В. Павлова. Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. В 1873 году Васнецов серьёзно пробует свои силы в живописи.
«У этого молодого вятича – особый глаз, – замечают педагоги из Академии художеств. «Вещий Олег» Князь-легенда, князь-загадка. Он завоевал новые земли, «отмстил неразумным хазарам» и прибил свой щит на врата Царьграда, заставив гордую Византию признать Русь равной. Начало 80-х годов в творческой биографии художника отмечено созданием таких патриотических произведений, как «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Ковер – самолёт», «Битва славян с кочевниками», «Алёнушка», «Витязь на распутье», «Богатыри».
В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции – Царьград).
Он говорил брату: «Моя работа – путь к свету». До конца жизни художник много трудился. В жизни этого великого правителя тайн хватило бы на десятерых.
На протяжении шести лет он создает жанровые картины. Его прекрасный белый конь низко склонил голову перед кудесником. Быт семейства Васнецовых мало чем отличался от быта окружавших их крестьян. Среди всех исследований и материалов, в которых затрагивается тема иллюстрирования произведений А. С. Пушкина, особое место занимает двухтомник «А. С. Пушкин в русской и советской иллюстрации». Художник получил большой заказ на иллюстрирование азбук. Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии.
Описание картины Виктора Васнецова Песнь о вещем Олеге
Составлены они были Н. П. Столпянским.