Илья Репин Картины Фото
7 знаменитых картин Ильи Репина
Дорожки зарастали, беседки разрушались. Еще и в 1930 году Репин пытался переделывать Пушкина. Америка—Франция—Россия.
Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. По желанию хозяйки здесь была устроена мастерская, выходившая в парк. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Летом 1890 года Репин писал одному из своих друзей: «Работал над общей гармонией картины. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Каждый уголок парка был как-нибудь назван, но названия быстро менялись. Публике картина понравилась.
Илья Ефимович Репин – биография и картины
Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества.
В 1940 году в доме Репина Академией художеств был открыт мемориальный музей. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Он, к примеру, взялся подготовить к поступлению никому не известного тогда паренька по имени Валентин Серов, рассмотрев его талант.
Первый факт. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после продажи «Запорожцев» давало ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
В 1880 году Репин был весь поглощен работой над «Запорожцами».
Но сейчас оно всколыхнуло самые дорогие воспоминания о родной земле. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Первыми гостями в «Пенатах» были В. В. Стасов и члены его семьи 24 июля старого стиля 1904 года, в день рождения Репина. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
«Запорожцы» стали для Репина большим, чем обычной очередной картиной. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Пятый факт. Репин никуда не делся. Репин дважды подавал прошения об отставке. В такой неунывающей компании, с улыбкой благодарности судьбе подходил художник к финалу. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Он писал этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты в частности, Тургенева, задумал и написал большую картину «Парижское кафе». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Общественная деятельность Натальи Нордман была суматошной. Критичный В. Стасов так отзывался о завладевшей сердцем художника даме в письме к брату: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». В такие моменты он посылал ей письма. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Менялись настроения Репина, менялся и его «Пушкин». Повелеваю вам, чтоб есте добровольно поддались нам со всеми людьми».
Чтобы стать женой стареющего Репина, Наталья порвала со своей семьёй. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Это не покажется странным, если знать, что картина писалась с 1904-го по 1908-й годы. Но приступил он к своему замыслу в 1980 году.
Творчество художника в фотографиях
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Для тех, кто приходил в «Пенаты», было важно, что художник ценил и в других проявления творческого духа. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Сама же картина неизвестна широкому зрителю — в 1919 году после многочисленных переделок (Репин менял композицию, переписывал фигуры) она оказалась в одной из частных коллекций в Швеции. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Он умел распознать талантливость в любом роде человеческой деятельности. Гостям за столом не прислуживали, никто, кроме хозяина, не подавал им пальто. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. С ним остались две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия забрала мать. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Приехавшие в 1926 году к Репину художники из Советской России во главе с Иосифом Бродским единодушно отметили необычность композиционного решения и живописную выразительность новой картины Репина «Голгофа». Она была закончена только в 1891 году. В столетнюю годовщину рождения Гоголя Репин написал трагическое полотно, на котором изобразил писателя сжигающим рукопись второго тома «Мертвых душ» («Самосожжение Гоголя» в 1909 году).
В этот же период Илья Репин написал свою первую картину на революционную тему — «Под жандармским конвоем». Мистики связывали это с тем, что Репин якобы отразил несуществующие события – убийство царём собственного сына до сих пор не подтверждено. У пенатского дома своя судьба, в которой были и расцвет и гибель и возрождение. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В последующие годы Пушкин на репинском холсте постоянно менялся. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Художник дал блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Третьяков»109. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Тема и сюжет картины, ее основные персонажи остались те же, что и в эскизе. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Сохранилось много фотографий круглого репинского стола. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось».
Вегетарианство в «Пенатах» было то строгим, то смягченным и лишь в 1918 году, когда стало очень трудно с продуктами, Репин перешел на обычную пищу. Возвращается в Россию летом 1876 года. Делами музея ведала Академия художеств СССР, которой Репин и завещал усадьбу.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Он оригинален и удобен.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. 18 августа 1904 года в «Пенаты» пришел Горький.
На почти квадратном, сравнительно небольшом холсте художник сгруппировал своих героев. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. На образовавшемся участке разбили огород.
Горького он изобразил читающим только что написанную драму «Дети солнца», а рядом с ним слушающих В. Стасова и Н. Гарина-Михайловского. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Илья Репин – биография, фото, личная жизнь, картины художника
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. ». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Надо каждое пятно, цвет, линия чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Возлюбленная была на девятнадцать лет моложе Ильи Ефимовича. В 1887 году Репин приступил к работе над вторым и окончательным вариантом «Запорожцев». С 24 июня 1962 года репинский дом зажил новой жизнью. Далее художник не раз обращался к образу революционера. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Опубликовано фото поврежденной картины Ильи Репина
Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Репин познакомил Горького со Стасовым. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Приблизились. Часто читались стихи или отрывки из только что вышедших книг.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Здесь Репина застали трагические события 1905 года.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В основном композиция и главные персонажи — Серко, писарь, «Тарас Бульба», казак с протянутой рукой, сидящий слева запорожец в рубахе и некоторые другие — остаются те же, что и в карандашном наброске. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
О чем эта история. Среди многочисленных фотографий, запечатлевших репинских гостей в его доме, есть снимок, где зрители видят молодого Владимира Маяковского, стоящего рядом с Чуковским в столовой «Пенатов». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Среди главных персонажей зрители видели верхушку запорожского войска — кошевого атамана, есаула, писаря — и на их сосредоточенных лицах читается ясное сознание своей ответственности. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репину нравилось, что Маяковский много рисовал.
В его глазах читается печаль, тоска. Но художник переставил многие фигуры, некоторые убрал совсем, ввел много новых персонажей. Создавая свой парк-сад, хозяева «Пенатов» старались использовать особенности пейзажа этих суровых мест. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Дорожки в парке тоже мостили мелкими камешками с моря. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных «Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Картина стала называться «Пушкин на набережной Невы. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. В газетах быт Репиных описывался с комическим ужасом.
Правительственный заказ на эту огромную картину Репин принял в апреле 1901 года с условием, что каждый из сановников будет позировать ему персонально (в настоящее время известно 48 портретных этюдов к картине). Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. В те годы проходили громкие процессы землевольцев, народовольцев, террористов, то и дело появлялись сообщения о новых покушениях на царя, губернаторов, жандармских генералов, о судебных процессах и жестоких приговорах, побегах с каторги, самоубийствах, смертных казнях, отказах осужденных от последней исповеди и причастия. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Неизвестная деталь известной картины Ильи Репина «Запорожцы» (4 фото)
Думаешь, умрешь и все останется недомалеванным». Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Чертовский народ.
Между ними даже произошла своеобразная дуэль: они одновременно рисовали друг друга. Он закончил «Крестный ход в дубовом лесу», написал коллективный портрет финских художников, музыкантов и писателей, несколько картин на евангельские сюжеты. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
5 самых известных картин Ильи Репина
Часто и в «Пенатах» собирались чисто литературные «среды». Он заранее распорядился, где и как его следует похоронить, а распорядившись, продолжал работу и даже в последние свои минуты, в забытьи, еще водил рукою в воздухе, как бы работая кистью. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Картину приобрел Александр III. В 1910 году по заказу лицейского общества Репин приступил к работе над картиной «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года».
Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену — 35 000 рублей. Все они соединяются небольшими протоками, которые, причудливо вливаясь в существовавшие здесь ручьи, выходят к заливу. Заболевшую жену Репин на несколько месяцев повёз в Италию на лечение. М. Бунакову.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Позой, жестом скрещенных рук, выражением лица он отвергал последнюю исповедь. Глаза ясные и добрые. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Он тоже поселился в Куоккале, на «Вилле Линтула», примерно в двух километрах от «Пенатов».
Л. Н. Толстого». Стасову он писал: «Учиться нам здесь нечему у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое». Несмотря на свое вынужденное затворничество в «Пенатах» после 1918 года, Репин не оставлял работы в мастерской и спасеньем его ото всех бед была живопись.
Одну из них, начинавшуюся сразу от резных ворот, засадили березами, другую, проведенную от дома, — молодыми елями (ее Репин назвал аллеей Пушкина). Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Черная энергетика картин Ильи Репина (4 фото)
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Какой это труд. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Скандальные ситуации, размолвки стали в семье художника частыми. Общение с прежними друзьями было только заочным. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто.
В работе над картиной Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов. Постепенно Илья привык к её обществу и тосковал, когда они подолгу не виделись. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины.
Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
Работаю иногда просто до упаду очень устаю». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Это были начатые уже художником картины «Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Не ждали» и «Отказ от исповеди перед смертной казнью».
Картина всем нравилась, но Репин был ею недоволен и вскоре абсолютно переписал фигуру. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Фотограф К. К. Булла не упустил случая снять всех. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. В 1880-х годах Репин их закончил и только тогда, обогащенный большим жизненным и творческим опытом, почувствовал в себе силу создать «Запорожцев».
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. «Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Но для этого Репину потребовались несколько лет напряженного труда, две поездки на Волгу, повседневное общение и дружба с героями будущей картины, работа над этюдами, долгие часы в мастерской. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Их сводили воедино звуки вальса, они устраивались рядышком во время игры в фанты. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Отдохнув, он создал в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры — «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем.
Через протоки прудов и канавы перекинуты деревянные мостики с перилами. Однако в целом парк сохранил свой облик до 1940 года, когда был открыт музей. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Художник Грабарь так откликнулся на это произведение: «Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежала к лучшим пейзажным мотивам, когда-либо написанным Репиным». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Картины Репина (фото) с названиями
Похоронен Илья Репин в парке усадьбы, который был создан его руками и по его замыслам. Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в «Пенаты». После нескольких экспедиций на Украину в Москве Репин начал работу на большом холсте. Среди русской интеллигенции были популярны репинские «среды», особенно весело проходили они на Рождество.
К этому циклу относилась картина «Отказ от исповеди», «Сходка» и «Не ждали». «Пенаты» — дом и сад (теперь музей-усадьба) — находились в 44 километрах от Ленинграда по Приморскому шоссе, в поселке Репино (быв.
- Персоны и личности (интересное о известных)
- Картины Репина с названиями история создания, сюжет
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Загадочный Репин — 10 интересных фактов
- Все Картины Илья Репин по алфавиту
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
Тема крестного хода — одна из популярнейших в русской живописи. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Раздражаясь, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Колористический строй портретов, в сопоставлениях «официальных» цветов российского чиновничества — черного, золотого, красного, голубого и белого, сообщал изображаемому парадную торжественность.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Некоторые мостики сложены из дикого камня. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Очень скоро развился туберкулёз. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
- «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
- «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
- Путешествие по России: Самарская область
- Краткая характеристика творчества
- Биография художника Ильи Репина
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Ее приобрел для своего собрания один из великих князей. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Верное решение сразу ему найти не удалось, но оставить своих запорожцев Репин уже не мог. Валентин Серов даже позволил себе резко охарактеризовать своё отношение к ней: «Нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения». И эскиз и картина были написаны. Общение между художником и дочкой хозяев гостеприимного дома проходило не только в рабочие моменты воплощения творческих замыслов Ильи Репина. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Художник был очень рад приезду Бродского, в недавнем прошлом своего ученика. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. «День прошел — чудесно. На многих её снимках художник был запечатлён в разных видах. Вся центральная часть написана самим Репиным.
К 1910 году образ поэта принял трагический оттенок. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Конец 1880-х годов — тяжелые годы для Репина.
1835 год». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины, — это-то есть. После очередного увлечения Ильи Ефимовича жена потребовала разрыва отношений. Вот таким образом и заявил тут же, что футуристом Маяковского не считает. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Он написал картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира».
Около трех лет с 1873-го по 1876-й годы художник провел в Париже. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Стол был двухъярусный, с поворачивающейся центральной частью.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Небо, вода, песок — и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, был виден дымок парохода). Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Сходство черт лица и выражение были поразительны. Картина начала свою, уже независимую от автора жизнь. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Куоккала). Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Работу он начал секретно от всех. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Фотографии донесли до потомков по крайней мере семь-восемь разных изображений.
В это время и увиделся с Мусоргским Репин. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Появлялись полотна уставшей к вечеру молодой мамы, на миг присевшей отдохнуть в кресле, портрет черноволосой «парижанки» Наденьки, разметавшейся во сне по белоснежной подушке. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Здесь, уже на русской земле, он написал замечательную картину «На дерновой скамье», представлявшую собой групповой портрет в пейзаже.
В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о вольности народа. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Старшие дочери остались с отцом, а Юрий и Татьяна — с матерью. В 1887 году он разошелся с женой. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Наталья Нордман была своеобразной женщиной. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Вот лохмотья.
Из-под репинского карандаша возникла группа смеющихся казаков: лукаво усмехался писарь, стриженный «под горшок», за его спиной — атаман Серко, рядом казак с протянутой рукой, а чуть дальше «Тарас Бульба», грохочущий во всю свою богатырскую силу. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Это сделано мастерски. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Репин любил эту атмосферу идейных интересов и волнений, она была с юности привычна ему». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Репин вспоминал позже, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников и А. Куприн. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Систематического образования Наталья Нордман не имела, о чём постоянно сокрушался Репин, признававший её гениальный ум. Через несколько месяцев все то же: «Запорожцев» я еще не кончил.
Репин встречал их по средам. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Репин так больше и не вернулся в Россию. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В полной мере сохраняя присущую его дарованию чувственно осязаемую конкретность и индивидуальность каждого персонажа, он как бы воссоздал образ всей России: надутая дворянской спесью барыня с чудотворной иконой, полицейские верхом — стражи порядка, купцы-толстосумы, благоденствующие дородные священнослужители, мещаночки, умильно несущие футляр от иконы, степенные кулаки-бородачи, сотские, теснящие палками толпу бедняков, калек, убогих Каждый из них — личность, яркий рельефный характер и все вместе образовывали главного героя картины — многоголосый и многоликий образ русской деревни той поры, всего русского общества. Борьба революционеров с царизмом явилась выражением лучших качеств русского народа и его национального характера и потому Репин не мог пройти мимо нее, вот таким образом он написал свои картины, ставшие его творческим и гражданским подвигом.
Последняя картина простояла у художника в работе более тридцати лет. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. «Бурлаки» были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев и к сердцу каждого из них находят свою дорогу атаман Серко, писарь, судья, «Тарас Бульба» и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы. Гостей бывало много, чувствовали они себя свободно и высказывались обо всем открыто. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Под венец молодые пошли 11 февраля 1872 года и с браком прервалась учебы девушки.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. «Пенаты» в начале века были счастливым местом общения самых разных людей. В том же году Репин вернулся в Россию. Опекаемая чужой семьёй, умерла Наталья Борисовна в июне 1914 года.
Илье Репину привелось увидеть Мусоргского в последний раз в начале поста. Нельзя не написать о портретном творчестве Ильи Репина. По сравнению с первым эскизом в большую картину Репин внес некоторые изменения. В его взгляде осуждение и тревога. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Тогда же он написал портреты Л. Андреева, жены Горького М. Андреевой, В. В. Стасова. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Какая трудная вещь — кончить картину. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Во время самого заседания художник (впервые в своей практике) применил для работы фотографическую съемку. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Однако Репин не оставил и первоначального своего замысла. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
В один из таких летних вечеров профессор консерватории А. Рубец прочел переписку турецкого султана с запорожскими казаками: «Салтан, сын салтана турского, цесарь турской и греческой, македонской, вавилонской иерусалимской, паша ассирской, Великого и Малого Египта король александрийский, армейский и всех на свете обитающих, князь над князи, внук божий, храбрый воин, наветник христинской, хранитель распятого бога, господарь великий, надежда и утешение басурман, а христианам скорбь и падение. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Эта встреча положила начало знаменитым репинским «средам», которыми прославились «Пенаты».
Не поддадимся тебе, но биться с тобой будем». Каждый персонаж переживает что-то своё. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. В мастерской собирались многочисленные друзья Репиных. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне Вот, вот, кажется, настукал И вдруг все рухнет в сторону и клад опять провалился» — так писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова: «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба» В 1925 году: «А «Пушкин» все еще не кончен». — писал Стасов брату. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Свое состояние художник так описал в письме к В. В. Стасову: «До сих пор не мог ответить Вам, Владимир Васильевич, а всему виноваты «Запорожцы», ну и народец же.
В трудные 1920-е годы парк постепенно приходил в запустение. Он удлинил формат картины, более четко и разнообразно организовал композицию и тем самым создал впечатление многолюдного сборища. Репин ее соскабливал и писал тут же другой вариант. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
— Мадмуазель Нордман сняла со всех нас множество фотографий (она большая мастерица), мы обедали и очень парадно, в 8-угольной стеклянной огромной клетке, которую Репин пристроил к даче, как мастерскую plein-air, вечером ходили на большие песчаные горы над морем, откуда он писал «Какой простор» — красивые места. » Фотографии, о которых писал Стасов, сохранились. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. За несколько недель напряженного труда Репин значительно подвинул вперед картину.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Внимание художника тяготит их. По многим музеям мира разошлись многочисленные этюды, эскизы, рисунки к «Запорожцам»: эскиз картины — в Третьяковской галерее, первый вариант — в Харьковском художественном музее, основная картина — в Русском музее в Ленинграде. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Портрет производит яркое и сильное впечатление. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Картина потрясла всех — и друзей и недругов художника. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Было это в 1868 году. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Работа над этой картиной продолжалась несколько лет. В доме повсюду висели плакаты: «Не ждите прислугу, её нет» или «Всё делайте сами» и прочие. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Репин создал её скульптурный портрет, красивый по лепке, тонко прочувствованный. Берега прудов укреплены булыжником, у воды выросли ивы. Литературные способности молодой жены поощрялись живописцем.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Девочка-подросток казалась Репину очень близким, родственным его душе человеком. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Наталья Нордман была адмиральской дочерью, она происходила из обрусевшего шведского рода. В «Пенатах» он снова писал начатую еще в 1870-х годах картину «Крестный ход в дубовом лесу», написал новые варианты картин «Иван Грозный и сын Иван» («Сыноубийца» в 1909 году) и «Дуэль» («Поединок» в 1913 году). В том же году Илья Ефимович ушел от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Сад «Пенатов» тоже стал достопримечательностью и бывавшие здесь гости связывали его с творческой индивидуальностью Репина.
Репин зарисовывал гостей. Вот таким образом ни один его портрет не повторял другого, а система выразительных средств — от композиции до энергии и направления мазка — обнаруживала по отношению к портретируемому удивительную гибкость и пластичность. Гораздо сложнее протекала работа над другим «пушкинским» холстом, который остался в «Пенатах» и стоит на мольберте в мастерской. Илья Репин, студент Академии художеств, работал над конкурсной картиной на библейский сюжет «Иов и его друзья».
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. О том, как зародился замысел «Бурлаков», художник рассказывал в своих воспоминаниях. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Нордман повторно уехала в Италию, а потом в Швейцарию. Тут же Репин написал бивачный костер и фигуры перепрыгивающих через огонь. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии».
Художник не выдумал своего героя. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты.
Когда в 1914 году пробурили артезианский колодец, он стал питать пруды чистой водой. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
В 1901 году Илья Ефимович приступил к работе над грандиозным (4, 628, 53 метра) групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». Спектакль разыгрывался только на людях, в жизни же все домашние дела выполняла прислуга. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. (Эта хорошо известная картина находится во Всесоюзном музее А. С. Пушкина. ). «Гопак» стал третьей картиной изображающей так полюбившихся художнику «лыцарей духа», как они сами себя называли. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. От картин исходил дух покоя и мира, домашнего уюта, семейного счастья.
Одним из самых знаковых в его творчестве стал портрет Модеста Петровича Мусоргского. В «Пенатах» сохранились подготовительные работы к картине: маленький эскиз, этюд крестящегося в запорожской бурке, а также несколько превосходных рисунков отдельных персонажей. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Он всегда охотно писал портреты артистов, художников, музыкантов и писателей. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Так, А. И. Куприн в 1920 году вспоминал события пятнадцатилетней давности, когда ему довелось наблюдать работу Репина над портретом М. Ф. Андреевой: «Палитра у Вас лежала на полу (это было в стеклянном павильоне) Вы придерживали ее ногой, когда нагибались, чтобы взять кистью краску отходили, всматривались, приближались, склоняли голову и слегка туловище, с кистью то поднятой вверх, то устремленной вперед, писали и быстро поворачивались и все это было так естественно, невольно, само собой, что я видел, что до нас, посторонних зрителей Вашего дела, Вам никакого интереса не было: мы не существовали. Домашних своего постепенно разраставшегося семейства художник зарисовывал. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В биографии Репина отмечено, что во время работы над этим сюжетом у него отказала правая рука.
Рассмотрим "ближний круг". О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Жена не успевала за ним, да и по складу характера не стремилась быть светской львицей. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Один из прудов был засыпан.
В ее туалете чувствовался парижский вкус. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Изобразить работу мысли, неуловимые приметы вдохновения, чуда, которое предшествует рождению художественного образа, — были той «синей птицей», которую стремился настигнуть художник. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Постоянное требование денег с их стороны стало нормой отношения к отцу. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Его любимым блюдом был, по словам Чуковского, картофель с подсолнечным маслом. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок рубахи-то, рубахи. Изображены были запорожцы, пляшущие гопак. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Они были для него отдушиной, в которую проникал свежий ветер «свободы, равенства и братства», дух вольной, никем не покоренной Запорожской Сечи, столь разительно не похожей на современную ему Россию.
Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Она ушла из жизни в 1931 году55. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Он умер в «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Некоторое время Репин увлекался новым своим положением — занимался пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Увы, в жизни в этой семье его не знали. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Они словно противопоставлены друг другу. Он был не в восторге от современного искусства. Но вскоре в его письмах друзьям появились упоминания о «давно задуманных картинах из самой животрепещущей действительности, окружающей нас, понятной нам и волнующей нас более всех прошлых событий». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». После вторичной женитьбы отца отношения с детьми приобрели явно скандальный характер. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Участок пришлось осушать, для этого в будущем парке было вырыто пять прудов. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В 1873 году Репин завершил работу над картиной «Бурлаки на Волге». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Среди завсегдатаев «странного» дома ходили шутки по поводу оригинальных блюд, создаваемых по воле Натальи Борисовны. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас.
В 1892 году «Запорожцы» и более чем тридцать этюдов к картине экспонировались на выставке произведений Репина и Шишкина в Академии художеств. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. «Я родился военным поселянином.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Теперь художник знал, какая должна быть картина — веселая, жизнерадостная и в то же время величественная, очень живая, непосредственная и эпическая, полная глубокого смысла и значения. Быть может именно в подобных ситуациях Репин проявлял лучшие качества своего таланта.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Было написано несколько десятков портретов, а также картины «На разведке» в 1904 году, «Манифестация 17 октября 1905 года» (с 1907-го по 1911-й годы), «В осажденной Москве» и «Защитники Москвы» в 1912 году, «Козьма Крючков» и «Бельгийский король Альберт в бою» (с 1914-го по 1915-й годы), «В атаку с сестрой» (с 1915-го по 1917-й годы) и «Пушкин на набережной Невы».
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Тогда-то, помню, я подумал: «А ведь как красивы все бессознательные движения человека, который, абсолютно забыв о производимом впечатлении, занят весь своей творческой работой или свободной игрой». Перед ним тюремный священник с крестом в руках.
При переезде в Петербург семейство Репиных зажило «открытым» домом, как и девическую пору Веры Алексеевны. Он как будто не хотел расставаться с «возлюбленным поэтом». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман-Северовой. Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной выставки, Мусоргского он застал уже в Николаевском военном госпитале. Там быстро отметили способного юношу и уже через несколько лет он переехал в Санкт-Петербург – профессионально учиться живописи. Посвящалась картина памяти любимого композитора Репина — Модеста Мусоргского. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Может быть, потому к Репину так любили приезжать люди молодые — литераторы, художники, что в «Пенатах» они могли услышать всегда непосредственный и искренний отклик на все, что их волновало. В конце 1870-х годов Репин много работал над портретами и картинами «Проводы новобранца» и «Крестный ход в дубовом лесу». Илья Репин вернулся в Пенаты накануне своего 70-летия.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). На выставках в Чикаго, Будапеште, Мюнхене, Стокгольме «Запорожцы» пользовались неизменным успехом. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Ведь Мусоргский — один из самых крупных русских музыкантов. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Тогда Репин решил поступить в частную рисовальную школу, где преподавал Крамской. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Помимо работы над новыми произведениями Репин часто возвращался к старым сюжетам.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Однако новые интересы, а вернее, уже начатые ранее полотна («Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди») постепенно отодвигали «Запорожцев» на второй план. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные. И снова дикий местный камень становился и фундаментом и ступеньками.
Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Облик Веры Алексеевны был полон изящества.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Пришлось пожертвовать очень многим и менять много в цветах и личностях. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.