Изенгеймский Алтарь

Прежде чем перейти непосредственно к описанию самого Изенгеймского алтаря и его символики, поговорим о загадочной личности его автора — художника Матиаса Грюневальда. Изенгеймский алтарь находился в закрытом состоянии во время Адвента, а также в прочие периоды поста. А это фотография, сделанная до 1914 года, на которой запечатлен вид бывшей часовни в противоположную от алтаря сторону, здесь мы тоже видим, как были расставлены створки Изенгеймского алтаря (источник).

Изенгеймский алтарь по своей форме является створчатым, то есть алтарём-складнем и состоит из основной части — короба и двух пар подвижных живописных створок и таким образом возможны три варианта развёртки (конфигурации) алтаря. Подробное описание всех картин Изенгеймского алтаря представлено ниже. Матиасу Грюневальду удалось изобразить сюжет об искушениях святого Антония на третьей развёртке Изенгеймского алтаря настолько пластично и убедительно, что картина вызывает содрогание даже у современного зрителя. 10. изенгеймский алтарь был создан в 1512-1516 гг.

«матиас Грюневальд» – презентация посвящённая творчеству выдающегося немецкого художника и его шедевру– «Изенгеймскому алтарю». Изенгеймский алтарь в раскрытом виде можно было видеть только несколько раз в году: во время праздников, связанных со св. Картина «Распятие Христа» Изенгеймского алтаря высотой 269 см и шириной 307 см.

Именно эту сцену изобразил Матиас Грюневальд на этой створке Изенгеймского алтаря. Себастьян на боковой створке Изенгеймского алтаря является единственным у Грюневальда изображением почти обнаженного человека и считается одним из прекраснейших мужских портретов в немецкой живописи. В Изенгеймском алтаре чувствуется влияние на художника трудов монахини Хильдегарды Бингенской. У ног святого мы видим коленопреклоненного Жана дОрлье (Иоганна Орлиако) — возможного заказчика Изенгеймского алтаря (или, по крайней мере, его резного короба).

В Изенгеймском алтаре чувствуется влияние на художника трудов монахини Хильдегарды Бингенской. Центр первой развёртки Изенгеймского алтаря образует картина «Распятие Христа» высотой 269 см и шириной 307 см. Изенгеймский алтарь— главное и самое знаменитое произведение немецкого художника Северного Возрождения Маттиаса Грюневальда и шедевр немецкой живописи, в настоящее время хранится в музее Унтерлинден на территории доминиканского монастыря в эльзасском городе Кольмаре во Франции. Изенгеймский алтарь по своей форме является створчатым, то есть алтарём-складнем и состоит из основной части — короба и двух пар подвижных живописных створок и таким образом возможны три варианта развёртки (конфигурации) алтаря.

Изенгеймский алтарь по своей форме является створчатым, то есть алтарём-складнем и состоит из основной части— короба и двух пар подвижных живописных створок и таким образом возможны три варианта развёртки (конфигурации) алтаря.

Маттиас Грюневальд «Изенгеймский алтарь»

В центре открытого алтаря мы видим деревянную скульптуру восседающего на троне св. Композитор Хиндемит посвятил судьбе и творчеству Грюневальда оперу и симфонию. Однако характерно, что художник написал здесь не овец, а свиней. Этот образ должен был напоминать средневековому зрителю (пациенту) о том, что он не случайно попал в госпиталь антонитов.

Линия её обмякшего в обмороке тела параллельна линии вытянутой руки Иисуса.

«Изенгеймский алтарь», 
Маттиас Нитхардт 
 (Грюневальд) — описание

«Изенгеймский алтарь», Маттиас Нитхардт (Грюневальд) — описание картины

У ног Мадонны находятся обычные предметы обихода: деревянная кадка, горшок и кровать. И верен этот сон и точно истолкование его. Собственную интерпретацию предлагает Вильгельм Ниссен (Wilhelm Nyssen), опирающийся на опыт изучения многочисленных средневековых гравюр, на которых разнообразные животные изображались в качестве символов основных искушений.

Антония на второй боковой створке. Себастьян. Фоном служит унылый пейзаж со скалами, деревьями и далекой рекой. Речь, очевидно идет о так называемой дорожной книге (Beutelbuch) из тех, что бродячие монахи обычно носили с собой привязанными к поясу. Изменив позу Марии, Грюневальд использовал композиционный приём известный по «Снятию с креста» Рогира ван дер Вейдена, где положение рук Марии повторяет положение рук Иисуса.

Ренессансная капитель рядом со св. Распятие часто встречается на готических алтарных образах. Указывается, в частности, на то, что вызывающая эту болезнь спорынья содержит алкалоиды (в том числе лизергиновую кислоту из которой получают ЛСД) — отсюда расстройства психики у больных эрготизмом: галлюцинации, бред, судорожные движения.

СР Маттиас Грюневальд 
«Изенгеймский алтарь»

СР Маттиас Грюневальд «Изенгеймский алтарь»

Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан., 4:16-34). Рождественская картина обрамлена с двух сторон створками сиконографически необычными изображениями «Благовещения» и «Воскресения». Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество теперь же, после того как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире». Кто знает, возможно, художнику позировала обычная эльзасская крестьянка.

И не только примириться с ней, но и принесnи ее Богу в качестве жертвы. Одним из примеров такой трактовки может служить Третья книга царств, в которой описывается, как пророку Илии вороны приносили пищу в пустыню («И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (17, 6). Вероятно, композиция служила пределлой не сохранившегося алтарного образа. Все они лежат на земле. Пределла этой развёртки («Положение во гроб») посвящена сцене оплакивания Христа.

Изенгеймский алтарь, 
будничная сторона

Изенгеймский алтарь, будничная сторона

Себастьян — с правой (как на иллюстрации справа). Вдруг предстал им Ангел Господень и слава Господня осияла их и убоялись страхом великим. Фигуры св. Время Нового Завета начнется с события, о котором пришел возвестить ангел. Предполагалось, что это усиливает целительное действие лекарств.

Дева Мария изображена с длинными непокрытыми волосами (символ девственности). Свет и цвет в произведениях Грюневальда становятся носителями эмоций. Себастьяна, а значит, это не простой пейзаж, а преображенный — своего рода «небесный Эльзас» иное измерение реальности, которое открыто теперь больным, ведь они предстанут пред Господом искупившими свои грехи.

Наряду с Агнцем у его ног, Иоанн Креститель относится не к«историческим» персонажам (которые представлены по другую сторону Распятия), а к знаковым, «символическим» фигурам. Обратите также внимание на дымку или облако, окружающее этот мощный камень. Мы видим ангелов, которые собрались, чтобы музицировать для Девы Марии.

Второй приводимый Зандрартом предполагаемый портрет Грюневальда в пожилом возрасте действительно был создан на основе рисунка работы Грюневальда (1512-16), который длительное время считался его автопортретом. Например, в 1510 году, как инженер-гидравлик, он занимался починкой колодца (фонтана) в замке города Бинген-на-Рейне. Комтурство ордена антонитов (антонианцев) в Изенгейме к тому времени достигло эпохи наивысшего процветания. По правую руку от Антония (слева по отношению к зрителю) располагается фигура св.

быв утверждены на основании Апостолов и пророков имея Самого Иисуса Христа краеугольным» (Еф., 2, 20). Им завладел дьявол. Падающую Марию подхватывает апостол Иоанн. Историк искусства Эвальд Мария Феттер по этому случаю ссылается на текст проповеди Августина, который назвал день рождения Христа самым тёмным днём года, после которого день начинает «расти».

Видения Бригитты Грюневальд, вероятно, учитывал и при изображении креста, который, по ее описаниям, состоял из четырех видов дерева (например, табличка с надписью INRI (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum, «Иисус Назарянин, Царь Иудейский») у Грюневальда явно из липы, причем шрифт использован современный, готический, что подчеркивает актуальность картины более того, табличка сильно напоминает средневековый приговор с красной сургучной печатью (интересно, что при раскрытии створок алтаря разлом проходит точно через сломанную печать, которой смертный приговор Христа крепится к деревянной табличке: смерть не имеет над Иисусом власти, никакая печать и никакая земная власть не в силах ему помешать). Был ли Грюневальд женат, точно не известно. Под закрытыми теперь веками Марии полностью прорисованы глаза. Он видит в этой рождественское сцене особое «послание» художника, предназначенное как пациентам госпиталя антонитов, так и самим монахам и обслуживающему персоналу изо дня в день сталкивающемуся со смертью и страданиями. В Страсбурге у них было свое представительство. Также святого окружают две небольших человеческих фигуры, которых некоторые исследователи определяют как «кающихся грешников», «новообращенных».

Обе части помещения отличаются по цвету нервюр и оформлению замкового камня. Обращаясь к примеру св.

Что касается приведенного выше портрета «Матиаса Грюневальда в юности» из книги Йоахима фон Зандрарта, то доказано, что в действительности это портрет неизвестного, созданный по образцу рисунка австрийского художника Вольфа Губера (1522), чья подпись WH в XVII в. была стерта и заменена поддельной дюреровской, AD. Скорее всего, это был Мартин Шонгауэр. Образ запертых врат является указанием на всегдашнее девство Матери Божией. Грюневальд выбрал для картины «Воскресение» такие цвета и формы, которые подчеркивают ее полную противоположность скорбному сюжету крестной смерти. Иероним со львом (справа), а также центральная фигура Христа на пределле и резной орнамент на коробе (что касается фигур апостолов на пределле, то их приписывают не Хагенауэру, а некому Дезидерию Байхелю (Desiderius Beychel/Sbastien Beychel).

Последний же враг истребится — смерть». Иероним со своим традиционным атрибутом — львом. Вот таким образом правильнее называть эту картину именно «Оплакивание Христа». Образы художника отличает предельное напряжение чувств, экспрессия. Именно в этом состоит «послание» Изенгеймского алтаря: Христос принял на себя страдания и принес их Господу в качестве жертвы. Здесь также сказывается влияние св. На эту фамилию, в частности, натолкнулся историк-искусствовед Вальтер Карл Цюльх (Walther Karl Zlch) во время работы в городском архиве Франкфурта в 1917 году.

Описание картины 
«Изенгеймский алтарь, 
будничная сторона»

Описание картины «Изенгеймский алтарь, будничная сторона»

Известно, что в процессе работы над Изенгеймским алтарем Матиас Грюневальд переписывал и исправлял также и фигуру Иоанна. Антония — покровителя больных «Антониевым огнём». Этот рисунок хранится сегодня (правда, в очень плохом состоянии) в библиотеке университета Эрлангена — Нюрнберга и, как утверждают современные исследователи изображает евангелиста Иоанна Богослова. Таким образом алтарь приобрел три вышеупомянутые развёртки. Павел сидит у источника милости и этот источник приносит ему богатые плоды. Зандрарт в своем биографическом очерке как раз упоминает, что «Матиас Грюневальд из Ашаффенбурга» занимался росписью четырех наружных створок этого алтаря.

Это фигуры святых Антония, Августина и Иеронима. Роспись показалась весьма импозантной и ее снова поместили на алтарь. Вообще ярко-красные оттенки багрянца присутствуют на картине в обилии: это и одеяние ангела и подкладка платья Марии и переплёт книги пророка Исайи, которую читает Мария и нервюры передней части помещения и сама эта пурпурная завеса и красные отблески на зелёном занавесе на заднем плане. Слева от него художник изобразил зубастое чудовище, напоминающее гиппопотама: это образ чревоугодия, обжорства.

Изенгеймский алтарь 
– Упоминания в других 
статьях

Изенгеймский алтарь – Упоминания в других статьях

Его полный скорби и сочувствия взгляд обращён к Богоматери. Согласно этим документам, художник Мастер Матиас (Meister Mathis maler) предоставлял ссуду некому портному по имени Ганс Рукус (Hans Ruckus). Не напрямую, а своеобразным эзоповым языком Матиас Грюневальд выражает свое критическое отношение к таким «пастырям». У подножия креста, справа от Иисуса, Матиас Грюневальд изобразил Богоматерь, апостола Иоанна и Марию Магдалину, а слева (справа от зрителя)— Иоанна Крестителя с Агнцем.

Однажды на него обрушилось целое полчище бесов. Как и в изображении остальных персонажей картины, наиболее выразительными в фигуре Христа являются руки. Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (Ис., 7:14-15) (у Грюневальда первая часть пророчества повторяется дважды: Ecce virgo concipiet et pariet filium et vocabitur nomen ejus emanuel). Проведенные специалистами исследования картины показали, что Матиас Грюневальд неоднократно переписывал образ Богоматери.

Грюневальд Маттиас 
 (Изенгеймский алтарь)

Грюневальд Маттиас (Изенгеймский алтарь)

Никто его не заметил. Существо не устояло перед искушениями и теперь терпит омерзительное наказание. Два самых крупных ангела спешат к святому с наградой — мученическим венцом.

Здесь Грюневальд представил необыкновенно яркую и динамичную, почти космическую сцену Воскресения. Пророчество Даниила свершается у нас на глазах. Мирная беседа двух старцев протекает на опушке фантастического заброшенного леса. Дело в том, что в те времена практически во всех деревнях выращивали поросят, специально предназначенных для ордена антонитов (за это антониты брали на себя обязанность лечить больных Антониевым огнём). В этой части алтаря мы видим также, что Бог Отец посылает ангелов, приносящих весть о рождении Христа двум пастухам, которых можно разглядеть на заднем плане пейзажа. С 1512 по 1515/16 гг.

Серафим изображён в оттенках красного, Херувим — синего. Центральную ярко освещенную фигуру он определяет как Еву, Адамом называет желтоватого мерцающего крылатого персонажа слева внизу (желтый цвет, возможно, намекает на то, что Адам был сотворен из глины), справа внизу от Евы он видит жену Авраама Сарру и рядом с ней ее сына Исаака и перед ним, в красноватом отблеске, его жену Ревекку справа от Адама, в виде корня изображен будто бы их третий с Еврой сын Сиф за спиной Евы — Агарь (служанка Сарры во время бездетности последней, ставшая наложницей Авраама и родившая ему сына Измаила) над Евой — жена Иакова Лия (таким образом, три женщины, Сарра, Ева и Лия изображены в один ряд) прямо перед Лией — ее сыновья Симеон и Леви непосредственно перед Евой, в сиянии, — еще один сын Лии и Иакова, Иуда (из его племени в Библии ведётся родословная Иисуса Христа) фигурка в желтом свете под образами Евы и Сарры (будто в платье из колосьев) — праведница Руфь (жена Вооза и прабабка царя Давида в своей книге она описала, как собирала колосья на жатве богатого Вооза). да не смущает тебя этот сон и значение его. Колонна за Антонием— это Боаз, Древо Познания и, следовательно, символ мудрости. Почему св.

Изенгеймский алтарь: 
краткая история 
и описание

Изенгеймский алтарь: краткая история и описание

Выступающий спереди краешек этого платья играет, по мнению специалистов, «поддерживающую», «балансирующую» роль. Последняя изображена на картине дважды (если считать обе половины центральной композиции, «Ангельский концерт» и «Рождество», единой картиной, а именно так их и задумывал Грюневальд). Если принять такую интерпретацию, становится очевидно, что образ человека с перепончатыми лапами в левом нижнем углу картины, скорее всего, относится не к числу демонов, а является изображением больного. Примерно в 1525 году Грюневальдом была написана картина «Оплакивание Христа» (Пьета), находящаяся ныне в церкви Ашаффенбурга.

Изображение св. 44:1-3). Но мы уже знаем, что Грюневальд впоследствии прославился как инженер-гидравлик и, вероятно, умер как раз в тех краях (в Галле), а значит, не исключено, что это историческое свидетельство касается именно его личности. Первоначально Мария стояла прямо и, сложив руки, смотрела на своего умершего сына. Вот таким образом некоторые другие ученые видят в этих двух персонажа просто неких «праотцов». Согласно этим документам, основную часть времени, что шел процесс, художник отсутствовал.

Себастьян стоит у колонны. Однако его учеником он точно не был, хотя длительное время так и считалось.

Он ссылается на Книгу пророка Иезекииля (Иез., 16, 8-11): «И проходил Я мимо тебя и увидел тебя и вот, это было время твое, время любви и простер Я воскрилия Моих на тебя и покрыл наготу твою и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, — и ты стала Моею. Антоний традиционно размещался с левой стороны от «Распятия» по отношению к зрителю, а св. Другой исследователь, Эмиль Шпат (Emil Spath), предлагает собственную интерпретацию этих фантастических существ. Чаще всего художники того времени изображали распятого Христа еще живым и только в редких случаях, как на этой картине Изенгеймского алтаря, он представал уже мёртвым. Речь идет о так называемом алтаре Геллера, заказанном Якобом Геллером (Хеллером) (Jakob Heller) для доминиканской церкви во Франкфурте-на-Майне. Уже само название местечка Изенах напоминало об Изенгейме. Тем самым до больных, которые видели этот алтарь, доносилась мысль о том, что нет больше смысла сопротивляться болезни, она возобладала над телом и, возможно, скоро приведет к смерти осталось лишь сохранять смирение и душевный покой (как в известной молитве: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить. »).

Первая развёртка 
Изенгеймского алтаря 
 (закрытый алтарь)

Первая развёртка Изенгеймского алтаря (закрытый алтарь)

(Ср. Зелёный цвет служил для изображения Рая и вечной жизни. Серафим изображён в оттенках красного, Херувим— синего. У ног Мадонны находятся обычные предметы обихода: деревянная кадка, горшок и кровать. По композиции Изенгеймский алтарь являлся створчатым (сейчас, после того как полиптих разобрали, развёртки, как уже говорилось, можно наблюдать лишь разрозненно).

В то же время ее взор и слух обращены к ангелу, а руки сложены в жесте, которым она, сам не понимая, обозначает свое согласие, смирение (вспомним руки Богоматери в сцене Распятия): «се, Раба Господня да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Край накидки при этом заворачивается вверх и указывает на Святого Духа в виде голубя, который едва заметно парит над зелёным занавесом и зримо олицетворяет то, что Христос был зачат (принял плоть) от Духа Святого. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Одному только проходу перед алтарем уже приписывалось целительное действие. В 7-й главе своих Видений пророк Даниил пишет: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Антония и св.

Вторая развёртка 
Изенгеймского алтаря 
 (промежуточная конфигурация)

Вторая развёртка Изенгеймского алтаря (промежуточная конфигурация)

изображали этот момент лучом света идущим от голубя— символа Святого Духа— к уху Марии. Он приготовился улетать. После смерти Мартина Шонгауэра перед изенгеймским настоятелем Гвидо Гверси встала непростая задача: найти нового живописца, который бы по меньшей мере не уступал мастерством скульптору Николаусу Хагенуэру.

Согласно евангельским свидетельствам, в рождественскую ночь пастухи «содержали ночную стражу у стада своего». Антония» Матиаса Грюневальда особый интерес представляет гравюра Ганса Бальдунга Грина «Семь смертных грехов», появившаяся в сборнике проповедей Иоганна Гейлера фон Кайзерберга (Johann Geiler von Kaysersberg), опубликованном в Страсбурге в 1511 году. В этом историческом анализе ученым помогают, например, такие книги, как лечебник «Сад здравия» (Gart der Gesundheit) (1485). Таким образом, пределла служила как бы связующим звеном между этими двумя развёртками. И нарядил тебя в наряды и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье».

О происхождении этих воинов судить довольно трудно. Распятие часто встречается на готических алтарных образах. На самом деле фамилия мастера Матиаса была Нитхардт (Nithart/Neithardt), но сам он чаще называл себя Готхартом (Gothart). Бородатый горожанин преподносит святому петуха, а крестьянин— свинью. Под закрытыми теперь веками Марии полностью прорисованы глаза.

Третья развёртка 
Изенгеймского алтаря 
 (открытый алтарь)

Третья развёртка Изенгеймского алтаря (открытый алтарь)

Вероятно, это представитель империи на Западе (например, Франции). В центре алтаря располагалась скульптура из дерева Девы Марии (сейчас в Лувре). Также панно соединяет ряд общих деталей (например, деревянная кадка, которая видна целиком только при рассмотрении обеих створок вместе).

Скажем пред царем и значение его. художником Мартином Шонгауэром. Если снова обратиться к Книге пророка Даниила, то окажется, что образ срубленного дерева имеет прямое отношение к помрачению от одержимости властью. То есть это символ Воплощения Христа. Мать бережно держит младенца на руках. При антонитском монастыре в Изенгейме действовал госпиталь, вот таким образом неслучайно основной мыслью многочастной композиции Изенгеймского алтаря является идея об исцелении: Христос претерпел крестные муки ради того, чтобы каждый человек, всем сердцем слившись с Иисусом и святыми заступниками, мог обрести в своих нравственных и физических недугах надежду на спасение. Слева расположен Августин, которому антониты обязаны своим уставом. Здесь также сказывается влияние св. Во время пребывания в пустыне подвижник подвергался многочисленным искушениям злых духов.

Антония». Августина, у ног которого изображен коленопреклоненный Жан дОрлье (Иоганн Орлиако) — возможный заказчик Изенгеймского алтаря (или, по крайней мере, его резного короба). Сам отшельник сидит у источника, а над ним — одинокая и не подходящая к остальному эльзасскому ландшафту — растёт пальма (кстати, считается, что именно из пальмовых листьев была сделана одежда Павла Отшельника). Где был Ты и почему с самого начала не явился исцелить мои раны. » И был ему ответ: «Антоний. Верхняя часть платья Марии Магдалины абсолютно другая, тёмная. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Изенгеймский алтарь 
Матиаса Грюневальда

Изенгеймский алтарь Матиаса Грюневальда

Возможно, это солдат Северной империи. Исследователь обращает внимание на симптомы гангрены при отравлении спорыньей, а также на раны, которые он называет «сифилитическими»: Матиас Грюневальд изобразил здесь грешника во всей его наготе. «Посмотри на него, — говорит жест Иоанна Крестителя.

С 1965г. Красный, как известно, является цветом крови, цветом мученичества и он часто использовался в оформлении средневековых госпиталей. Это было чрезмерным, было ужасным. Может быть именно его зовет с собой «домой» темный бородатый ангел.

Матиас Грюневальд 
Изенгеймский алтарь

Матиас Грюневальд Изенгеймский алтарь

На основании этих видений Бригитты историк Генрих Фойерштайн (Heinrich Feuerstein) делает вывод о том, что смутный женский образ в причудливой короне является не Сивиллой, а прообразом Девы Марии, то есть Евой. Впоследствии эта теория (учение Евагрия Понтийского) легла в основу учения о семи смертных грехах. В этой сцене будто представало их собственное страдание.

С определенностью можно сказать, что в первой группе растений художник изобразил подорожник большой (Plantago major), вербену лекарственную (Verbena officinalis) и подорожник ланцетолистный (Plantago lanceolata). Задача медицины виделась в том, чтобы с помощью определенных лекарств (средств обратного действия) восстановить равновесие соков организма. Рождественская картина обрамлена с двух сторон створками с иконографически необычными изображениями «Благовещения» и «Воскресения». Возможно, в этом странном измученном существе узнавал себя каждый больной изенгеймского госпиталя. Бавона в Генте. Это цитата из Евангелия от Иоанна, которая переводится как «Ему должно расти, а мне умаляться». Сияние ангелов напоминает об их бестелесности.

Хуберт и Ян ван 
Эйки, Гентский алтарь 
 (в закрытом виде)

Хуберт и Ян ван Эйки, Гентский алтарь (в закрытом виде)

Линия её обмякшего в обмороке тела параллельна линии вытянутой руки Иисуса. Сквозь мрачные силуэты деревьев просвечивает чудесная белая гора.

Св. С левой стороны от зрителя находится створка с иконографически необычным изображением «Благовещения». Иное дело – Матиас Готтхардт Нитхардт. За ним мы видим четвертого стражника в экзотическом облачении. Таким образом, Матиас Грюневальд адресовал свое «послание» не в последнюю очередь именно этим страждущим, которые беспрестанно задавались вопросом о том, за что им послана эта неизлечимая болезнь и как им теперь быть.

Если это сосуд для воды, то вместе с деревянной кадкой он является символом Крещения. Деревянная кадка (большая часть которой изображена на соседней левой створке) и ночной горшок дополнительно показывают, что Иисус — не полубог, а самое настоящее человеческое дитя со всеми обычными потребностями, указывают на его смирение. Это пример безбожника, пример, которому люди не должны следовать. Но он присутствует здесь не случайно.

Священники украинских 
церквей побили друг 
друга в алтаре

Священники украинских церквей побили друг друга в алтаре

Оба человека преподносят св. Основой лечения выступало здоровое питание пациентов: хлеб из чистой (не зараженной спорыньей) муки и свинина для восстановления сил. Антоний в юности (о чем повествует «Золотая легенда») с мучениями, которые он пережил в последние 50 лет своей жизни на горе в пустыне.

Антония находится св. В центральной части короба восседает на троне св. Мы видим, что Павел находится в гармонии со всем Божьим миром. Красный и синий ангелы витают в небе над Марией и на правой половине картины.

Ореолы вокруг ангельских образов напоминают нам о бесплотности этих небесных существ. В романе «Бездна» или «Там, внизу» (1891) известный французский писатель Гюисманс так описал это Распятие: «Конечно, никогда не изображал в таком натурализме Божественное Тело художник, не опускал своей кисти в такую глубину терзания, в такую гущу кровавых пыток. Ангел парит в воздухе и возникает впечатление, что он возник перед Марией как вихрь. И когда во время панихиды по умершим звучало песнопение «День гнева» (Dies irae), каждый человек, больной или здоровый, мог видеть слова этого Реквиема запечатленными в живописных образах перед своими собственными глазами: Qui Mariam absolvisti, et latronem exaudisti, mihi quoque spem dedisti («Ты освободил Марию и внял разбойнику, а мне дал надежду»).

Но возможно ли, что Матиас Грюневальд написал эту деталь (лоскут абсолютно особой, дорогой материи, которая большей частью скрыта под обычным платьем) исключительно из «технических» соображений — чтобы добавить фигуре устойчивости. Бог взял его с собой в награду за преданность. В таком случае имеет особый смысл то, что это праздничное, дарованное Господом платье предохраняет Марию Магдалину от падения (в прямом и переносном смысле).

В Шотландии обнаружен 
самый северный алтарь 
бога Митры

В Шотландии обнаружен самый северный алтарь бога Митры

Что может быть страшнее для матери, чем потеря собственного ребёнка. Едва ли не все гиены этой пустыни, вышедши из ноp, окpужают его. Немецкий историк искусства Цирманн предположил, что к этому времени алтарь Орлиако считался устаревшим. Что касается трех остальных фигур — Богородицы, апостола Иоанна и Марии Магдалины, — то они, согласно евангельским текстам, присутствовали на Голгофе при казни Христа и могут, таким образом, считаться в какой-то мере «историческими образами», свидетелями Распятия.

Олицетворение алчности ученый видит в рогатом монстре (слева по центру картины), который тянет на себя плащ Антония. В Изенгеймском монастыре уже имелся створчатый алтарь под названием «Алтарь Орлиако». Антонием Павла Отшельника, правая створка описывает искушения св. На переднем плане нетрудно заметить три наиболее крупных фигуры музицирующих ангелов. Так что нынешнее представление Изенгеймского алтаря в музее Унтерлинден, конечно, не дает того впечатления, которое получал в свое время тот, кто представал перед алтарем, попадая в церковь ордена антонитов в Изенгейме. Начинается время Нового Завета.

(В те времена в каждой деревне для антонитских монастырей специально откармливали свиней для оплаты лечения больных в монастырских больницах). Есть мнение, что сооружение напоминает упоминавшийся выше собор в Брейзахе. Антония» содержались на общественные средства (средства верующих) их хлев часто находился рядом с храмом, они свободно бегали вокруг и носили опознавательный знак – колокольчик на шее. Изенгеймский алтарь принадлежит одновременно поздней Готике и раннему Возрождению. Это же мы видим и на картине Грюневальда.

Художники XVв. Искаженные кисти распятого странно вывернуты и простерты к небу. На эту роль Иоанна Крестителя указывает и надпись, которую Грюневальд поместил над его указующей рукой: Illum oportet crescere, me autem minui («Ему должно расти, а мне умаляться»). Св. Соответственно, вряд ли будет несправедливо увидеть в монстрах, которые терзали св. Себастьяна автопортретом Грюневальда уже по этой причине.

Взоры всех ангелов обращены к этой Марии. Изначально стоящая Мария со сложенными в мольбе руками смотрела на своего умершего сына. Подорожник ланцетолистный в целом обладает теми же (хотя и менее выраженными) свойствами, что и подорожник большой.

Настоящее исследование творчества этого удивительного художника началось лишь в 20 веке. Антонием размещалась в музее Унтерлинден с левой стороны от «Распятия», а со св. Он единственный из изображённых, кто не смотрит на распятого Иисуса. Возможно, при этом также имелось в виду древнее символическое отождествление Богоматери с Церковью (Ecclesia), то есть Новым Заветом.

  • ИЗЕНГЕЙМСКИЙ АЛТАРЬ Третья развертка
  • Матиас Грюневальд-презентация по мхк
  • Русско-английский перевод ИЗЕНГЕЙМСКИЙ АЛТАРЬ
  • Исторический центр города Страсбург /

Этот рисунок (именуемый «эрлангенским автопортретом», Erlanger Selbstbildnis) был сильно изменен уже после смерти Грюневальда, тогда же была добавлена монограмма MG и предполагаемая дата смерти художника (1529). Наконец, существо в нижней части картины, которое наполовину является панцирной жабой, а наполовину василиском, рассматривается как олицетворение зависти: оно яростно завидует старцу и с жадностью пытается вырвать у него четки и костыль (символ тесной связи антонитов со своими пациентами).

В этом проявилось отождествление Марии Магдалины с легендарной раскаявшейся грешницей V века: преподобной Марии Египетской (как и Мария Египетская, Мария Магдалина часто изображается отшельницей, покрытой только волосами), а также в первую очередь отсылка к эпизоду с омовением ног Иисусу миром, когда совершившая помазание женщина омывала их слезами и отирала своими роскошными волосами (Лк. 7:37-48). Кроме того, учитываются положения распространенной в то время гуморальной патологии — учения, согласно которому необходимым условием здоровья является баланс четырех соков (жидких сред) организма, причем соки эти (гуморы) имеют разное качество: один холодный и сухой, другой горячий и сухой, третий холодный и влажный, четвертый горячий и влажный. В 1527 г. по этому поводу было начато судебное разбирательство. «Свиньи св. Очерк этого авторитетного искусствоведа содержал, увы, массу пробелов и неточностей. Антоний и настоятель Изенгеймского монастыря Иоанн (Жан) Орлиако (Jean dOrliaco), — с другой.

Тёмно-синее платье Марии почти полностью ее покрывает. Всё внимание зрителя сосредоточено на центральной части алтаря, так называемом «Ангельском концерте» и «Воплощении Христа». XX в. св. Если придерживаться этой трактовки, то рогатый демон примерно по центру картину символизирует блуд (Unkeuschait) хвостатый монстр с огромной пастью олицетворяет уныние (Trgheit) (обратите внимание на сходство этих двух чудовищ у обоих художников) рогатое существо с колючим воротником слева, которое схватило и тянет на себя кусок плаща святого Антония, очевидно, символизирует зависть (Neid) (вновь бросается в глаза множество идентичных черт в изображении этого монстра у Грина и у Грюневальда) по центру картины, слева от олицетворения блуда, вероятно, представлен демон, символизирующий грех гнева (Zorn) (в данном случае параллели с гравюрой Грина не столь явные, хотя определенное сходство всё же имеется) хищная птица у правого края картины (на гравюре Грина она, напротив изображена слева) символизирует гордыню, высокомерие (Hochmut) рядом с чудовищем, олицетворяющим зависть, представлен, очевидно, грех чревоугодия (Fresserei) наконец, в виде покрытого панцирем отвратительного существа, отбирающего у святого четки, представлена алчность (Geitikat/Geiz) (здесь сходство образов у Грина и Грюневальда особенно поразительное). И он приносил свое страдание в жертву Господу.

Обычный пейзаж превращается в землю обетованную. Антония с двумя сопровождающими его фигурами. Именно оттуда пришел к Марии ангел Благовещения. В заключение Бригитта пишет: «Так великая радость о будущем рождении Богоматери была дарована сначала ангелам, затем первому человеку, а после него и праотцам».

Ученый Генрих Фойерштайн (Heinrich Feuerstein) первым указал на параллели между живописными образами Изенгеймского алтаря и мистическими видениями святой Бригитты Шведской (XIV век), в первую очередь видениями из ее книги «Слово ангела» (Sermo angelicus). Исследователь Бернхарт (Joseph Bernhart) трактует эту сцену как встречу Авраама с благословившим его Мелхиседеком (см. Имеются в виду фигуры третьей развёртки алтаря: сидящий св. Хотя фигуры святых в таком расположении развёрнуты в стороны от центральной картины, но светлое пятно окна на створке Себастьяна и маленькое окошко с бесёнком больше не находятся в непосредственной близости от тёмного «Распятия».

В Галле он и скончался (по-видимому, от чумы) в 1528 году. Матиас Грюневальд сделал это сознательно. Антония, что свидетельствует о большом мастерстве скульптора. Там истерзанный болью и ранами отшельник продолжил молиться и доказывать свою стойкость.

  • Матиас Грюневальд: позднее признание
  • Матиас Грюневальд: имя художника, документальные свидетельства
  • Матиас Грюневальд: биография и творчество
  • Матиас Грюневальд: предполагаемые портреты художника
  • Другие картины Маттиаса Грюневальда
  • Пределла первой и второй развёрток

В Изенгеймском монастыре уже имелся створчатый алтарь под названием «Алтарь Орлиако». Он сделал это в том числе и ради тебя.

Этот шлем более не является символом власти. Для Авраама это знание стало большей радостью, чем даже весть о будущем рождении его собственного сына и передавалось от его сына Исаака далее из поколения в поколение. Далее из этих документов мы узнаём, что Матиас был живописцем и инженером и даже заслужил славу инженера-гидротехника — «водяных дел мастера» (Wasserkunstmacher), так что городской совет Магдебурга в начале 1527 года даже обращался к бургомистру Франкфурта с просьбой о предоставлении чертежа, составленного Мастером Матиасом для водяной мельницы на Майне (Магдебург хотел использовать этот проект для строительства собственной мельницы). Антоний и настоятель Изенгеймского монастыря Иоанн (Жан) Орлиако (Jean dOrliaco), — с другой. По-настоящему известным и популярным художником Грюневальд стал лишь в начале XX века. Это и было главное «послание» Матиаса Грюневальда всем страждущим, которые представали перед Изенгеймским алтарем. (Дан., 7:13-14).

Таким образом, страдания больных отчасти ассоциировались с бесами из легенды о св. В своеобразных складках на рукавах Марии Магдалины историк видит намёк на золотые браслеты, которые принадлежали к числу украшений свадебного платья в Израиле («положил на руки твои запястья») (они будто бы выделяются под рукавами ее платья), а полотняная фата Марии, кажется, пропитана маслом, которым было принято мазать голову невесты. (До 1960-х годов, когда створка со св. В соответствии с легендой тайно исповедовавший христианство начальник стражи римского императора Диоклетиана Себастьян традиционно изображался привязанным к дереву.

  • Русско-Американский Английский словарь
  • эир на озере Грюневальд- Берлин
  • Маттиас Грюневальд ( ) картины великих художников
  • Животные на фотографиях Маттиаса Линдблума
  • Валентин Гафт: страшно, когда в искусстве всё «навыворот»

Однако на тот момент Гвидо Гверси почему-то предпочел ему Мастера Матиаса (Грюневальда). По другой версии, это кувшин с водой, который является символом чистоты Девы Марии, а согласно видениям Бригитты Шведской, «благословенное тело Марии было подобно вазе из чистого хрусталя, она, казалось, горела, как огонь, от любви к Господу». Он должен был работать в довольно строго заданных границах. Исследователь Райнер Маркард (Reiner Marquard) придерживается иной позиции.

Таким образом, «послание», которое несет в себе Изенгеймский алтарь, предназначалось именно им, а также больным «Антониевым огнём», которые поступали в изенгеймский госпиталь. Хищную птицу, которая наносит святому Антонию удары своей дубиной, этот исследователь отождествляет с грехом гордости (гордыни).

Сначала взгляд зрителя останавливается на улыбающейся Мадонне на правой половине картины, она сидит с младенцем на руках на фоне природы. Если это сосуд для воды, то вместе с деревянной кадкой он является символом Крещения. Соответственно, весь этот призрачный ореол может толковаться как «плеяда первых людей». Крылатый Гавриил сообщает ей благую весть в торжественном церковном помещении, точнее говоря, в сакристии или ризнице — в отдельной части храма, где хранятся разнообразные принадлежности культа (священные сосуды, литургические книги, богослужебные облачения священников).

  • 13 декабря: день Андрея Первозванного, народные обычаи, верования, гадания
  • В Эрмитаже открылась первая выставка шедевров Пьеро делла Франческа
  • Бразилец застрелил четверых прихожан собора и покончил с собой
  • Неизвестный открыл стрельбу в кафедральном соборе на юге Бразилии
  • Отец Меган Маркл продолжает выносить соризизбы

Когда известный покровитель искусств император Рудольф II задумался о приобретении алтаря для своей коллекции картин в Праге, единственное, что он отметил, так это то, что алтарный образ в Изенгейме «выполнен с особым искусством незаурядным мастером». But (y)rum et mel comedet, ut sciat reprobare malum et eligere bonum («Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил. Последнее касается в первую очередь имени художника. Как известно (см. И такие страшные, обезображенные трупы были частой картиной.

Во времена Грюневальда музыка не играла особой роли в церковных обрядах. В пределле третьей развёртки находятся скульптурные изображения Христа и апостолов. Вполне вероятно, что этот труд был известен среди монахов ордена антонитов. Не будем забывать, что художник, вероятно испытывал симпатии к лютеранству. Изменив позу Марии, Грюневальд использовал композиционный приём известный по «Снятию с креста» Рогира ван дер Вейдена, где положение рук Марии повторяет положение рук Иисуса. Себастьян. С левой стороны от аллегории прелюбодеяния, на тёмном фоне, можно заметить равнодушную собачью морду — образ высокомерия (тщеславия), полной поглощенности мирскими благами.

  • Алексей Фурсин: даже если один школьник станет в Москве предпринимателем, то все не зря
  • Жители Калмыкии могут заработать «буйн»

В последнее десятилетие XV века антониты занялись убранством главного алтаря. Под ее платьем проглядывает драгоценное одеяние из прошитой золотой канителью ткани. Зандрарт одним из многих принял эти домыслы за чистую монету. Христос здесь как будто взлетает из гроба и парит в воздухе.

ИЗЕНГЕЙМСКИЙ АЛТАРЬ 
Третья развертка

Но в небе за окном над Вогезскими горами хлопотливо летят ангелы с мученическим венцом св. Это последнее известное произведение Матиаса Грюневальда и единственная его работа, посвященная современной проблематике (искусствоведы считают, что в этом карикатурном рисунке Грюневальд дал аллегорическое изображение распутства, алчности и чванства— трех пороков католических священников, высмеиваемых в памфлете-диалоге Ульриха фон Гуттена «Вадиск или Римская троица» (Vadiscus sive Trias Romana) (1520). Оно говорит о том, что всему прошел конец и жизни больше нет. Смысл изображённых предметов — предмет споров среди искусствоведов.

Именно от Бога Отца, как мы уже видели, тянется незримый луч к ангелу Благовещения. Отдаленная часть помещения — это ожидание «полноты времени» (Гал., 4:4-5), надежда, обещание ближняя, более тёмная, часть — это приготовление, Мессия уже в пути, он готовится воплотиться в человеческую плоть (обратите внимание, что замковый камень здесь не глухой, а имеет отверстие по центру: земле открылась благая весть, время ожидания завершилось). Так что, наверное, неслучайно Грюневальд дважды привел начальные слова пророчества Исайи. Шедевр мировой живописи, Изенгеймский алтарь завершает собой серию полиптихов, начатую другим знаменитым произведением— Гентским алтарем братьев Яна и Хуберта Ван Эйков «Поклонение агнцу» (1432), находящимся в соборе Св. Есть голубь и на картине Грюневальда: он приближается из глубины готической часовни. Без подобранного снизу верхнего одеяния и выбивающейся из-под него драгоценной материи образ оказался бы слишком сильно наклоненным вперёд и лишенным равновесия, поскольку в такой позе, в какой изображена на картине Мария Магдалина, не может стоять ни один живой человек.

Так что, наверное, это большая удача, что во время Французской революции в 1793-94 гг. Еще до выхода в свет двухтомника Зандрарта в ряде источников XVI – начала XVII вв. В руках ребёнка розарий. Обратимся теперь к образу Девы Марии. Антонию — о жизни святого повествуют боковые створки алтаря. Здесь же мы видим смоковницу (инжир, фиговое дерево), являющуюся символом Церкви (также может рассматриваться как символ плодородия, жизни, мира, процветания кроме того, при разломе ветки смоковницы из нее изливается «молоко», что отсылает к идее материнства). Грюневальд отказался от традиционной символики, его «Благовещение» отличается большой динамичностью. Это спиленное дерево является символом оборвавшейся жизни. Руки Богородицы говорят нам об ином отношении к страданию.

Весь облик Павла излучает спокойствие, гармонию. Себастьяном — с правой (по отношению к зрителю), эти две колонны обрамляли центральную часть развёртки, а фигуры святых были развёрнуты к сцене Распятия однако сегодня доказано, что такое расположение створок было ошибочным и принято обратное расположение, хотя фигуры святых в таком варианте развёрнуты в стороны от центральной композиции). Эти подписи размещены на мечах, которые держат в лапах эти чудовища. Критические нотки в отношении деятелей церкви можно увидеть и в изображенном справа от хищной птицы существе в красной камилавке, какие в то время обычно носили церковные сановники. За ней видна голова еще одного загадочного персонажа, который, возможно, олицетворяет Еву («мать Природы», в отличие от Марии, «матери Благодати»).

Особенно поражают грюневальдовские монстры на створке с картиной «Искушения св. Ее сын умер на кресте. В центре на троне восседает св.

Антоний с двумя фигурами у его ног (по центру), св. Это растение Грюневальд изобразил на картине дважды: в левом и правом углу. Возможно также, что историки по какой-то причине смешали биографию «Грюневальда» с биографией работавшего во Франкфурте-на-Майне в начале XVI в. скульптора и художника по имени Матиас Грюн (Mathis Grn). Это уникальное свидетельство сложной эпохи, отмеченной глубокими религиозными (Реформация), социальными (крестьянские восстания), экономическими и политическими потрясениями.

Известно, что во Франкфурте действительно существовала семья художников по фамилии Грюн (Grn/Grien). В Средние века медитативные картины, к которым относится и Изенгеймский алтарь, считались «квази-медициной» («quasi medicina»), люди верили в их лечебные свойства: идентифицируя себя с образами на картине, больной наполнялся духовной силой, помогавшей ему справиться с телесными страданиями. Но все теории эти остаются в области догадок и предположений. Возможно, всё дело в том, что в фамилии Nithart художнику явно слышался намек на такой страшный порок, как зависть (Neid) и он, как богобоязненный человек, выбрал себе более благочестивую фамилию Готхарт (Gothart, то есть «исполненный Бога» впервые она встречается в документах 1516 года).

Всё внимание зрителя сосредоточено на центральной части алтаря, так называемом «Ангельском концерте» и «Воплощении Христа». Первоначально предложенное Карлом Цюльхом «решение загадки Грюневальда» оказалось тупиковым. Один из главных ангелов на переднем плане изображен в оттенках зелёного.

Его рука образует своеобразную раковину, которая говорит нам от том, что каждый может быть принят в Веру. Обернутые в тряпки и сено фрагменты были погружены на повозки и отправлены в Кольмар. Едва Антоний сказал это, гиены бежали, как бы гонимые бичом слова». Ряд исследователей приписывают этому образу символическое значение. Также было добавлено изображение сцены оплакивания Христа на пределле. Антоний традиционно размещался с левой стороны от «Распятия» по отношению к зрителю, а св. Ужасающе детальное изображений страданий Иисуса было сознательной художественной «программой» Матиаса Грюневальда.

Все это сбылось над царем Навуходоносором. Центр композиции смещен вправо, чтобы уравновесить более насыщенную персонажами левую часть центральной сцены Распятия. Будто в испуге, она отклоняется и отворачивается от ангела.

Не меньшее значение придавалось и религиозным обрядам. Об этом и повествует боковая створка с изображением св.

Изенхаймский алтарь изображает историю Иисуса Христа в живописной форме. В правом нижнем углу картины можно заметить пень. Здесь же ему встретилось упоминание о живописце и резчике «Матиасе Грюне из Изенаха» (Mathys Grn von Isenach).

Исследователи отмечают, что в периоды покаяния на протяжении литургического года (в первую очередь имеется в виду время поста и Адвент) перед закрытым алтарём со сценой Распятия стояла исповедальня. Егопоследователем назвал себя немецкий художник-экспрессионист Отто Дикс. Ладони будто лежат на перекладине креста. Однако многие из изображенных Грюневальдом фигур трудно идентифицировать.

Св. Антония. Над облаками возвышается сияющая фигура Бога Отца в окружении сонма ангелов.

Напыщенная хищная птица, щеголяющая своим нарядным оперением, символизирует высокомерие (гордыню). Хотя фигуры святых в таком расположении развёрнуты в стороны от центральной картины, но светлое пятно окна на створке Себастьяна и маленькое окошко с бесёнком больше не находятся в непосредственной близости от тёмного «Распятия». Ясно, что для средневекового человека (и прежде всего, для монахов ордена антонитов) сама собой напрашивалась параллель с демонами искушающими отцов церкви.

В центре алтаря располагалась скульптура из дерева Девы Марии (сейчас в Лувре). Омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем. По другую сторону от св. Это вполне возможно, учитывая, что в средние века детальное прописывание плана предполагаемой работы (вплоть до количества фигур на картине) было нормой в отношениях художников и резчиков с их заказчиками. В заключение историк пишет: «Вот и всё, что мне на сегодня известно об этих выдающихся произведениях немецкого искусства, за исключением того, что художник этот в основном работал в Майнце, вел уединенную меланхоличную жизнь и был неудачно женат». Рядом с этим «шелудивым козлом» представлен красно-черный от злобы образ гнева, который дергает ненавистного отшельника за волосы.

Антонии. XXв. В этом качестве Грюневальд, например, руководил работами по перестройке ашаффенбургской крепости, нынешнего замка Йоганнесбург. Таким образом, кусочек золотой материи будто ее поддерживает, не давая упасть. «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Скажем, на третьей развёртке алтаря, в сцене «Посещение св.

Над этим монстром виднеется собачья голова с оленьими рогами и острыми зубами — олицетворение греха прелюбодеяния. В то же время сосуд с притираниями играет на картине еще и символическую роль. И все, живущие на земле, ничего не значат по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал. » В то время возвратился ко мне разум мой и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои и я восстановлен на царство мое и величие мое еще более возвысилось. По словам Гюисманса, «это светловолосая девица с пухлыми щечками и раскрасневшимся от готовки лицом», «неряха с глуповатой улыбкой на полных губах» (пристрастие Грюневальда к простым деревенским лицам иногда рассматривают как доказательство его близости идеологии лидеров крестьянского восстания). Некоторые исследователи видят в этом символ внутренне совершившегося в блуднице поворота.

Его присутствие придаёт смысл всей картине. Это ветхозаветное пророчество всегда трактовалось в христианстве как указание на второе пришествие Христа, который придет «с облаками небесными» в конце времён судить живых и мёртвых. Царь начал говорить и сказал: Валтасар. Второй же ангел обращается ко второму пастуху и призывает его продолжить свой путь. По заказу настоятеля четыре фигуры на внутренних створках алтаря были выполнены в 1475г.

Также ворон часто выступал в христианском искусстве как хитрая, пронырливая птица. Не сохранилось ни одного достоверного изображения этого выдающегося художника. В документах указывалось, что этот Грюн в конце жизни находился на службе у графов Эрбаха, а поскольку на ашаффенбургской «Пьете», которая является последним произведением мастера Изенгеймского алтаря изображен герб Эрбахов, Цюльх поначалу решил, что загадка личности Матиаса Грюневальда раскрыта. Острота трагедии здесь постепенно ослабевает, в картине чувствуется определенная усталость (возможно, художник написал ее последней из всех частей Изенгеймского алтаря). Надежда достигла своей цели.

Гвоздь на самом деле ничего не держит. Господь приходит к человеку с даром любви через возвещение о рождении своего Сына. Если это ночной горшок, то он является символом Воплощения Иисуса. он выполнил две пары двусторонних подвижных створок, а также две дополнительные боковые неподвижные створки.

Тело Христа уже не так изранено, как на кресте. Антония (и больных Антониевым огнём), воплощение различных грехов и пороков. Художник изобразил светлое тело распятого Христа на фоне темного ночного мрака и очертил эту центральную фигуру двумя почти незаметными красными полукругами (эти круги хорошо видно на следующей иллюстрации источник). Сохранились документы этого процесса, в котором Мастер Матиас именуется «Мастером Матиасом Нитхартом из Вюрцбурга» (Meister Mathis Nithart von Wrtzburg). Исследователь Эмиль Шпат видит в одежде Марии Магдалины свадебный наряд и считает, что она олицетворяет «обращенный Израиль».

Лишь с 1873 года Изенгеймский алтарь был окончательно признан работой Матиаса Грюневальда. У ног Августина— коленопреклонённая фигура заказчика алтаря Иоанна Орлиако.

Францем Христианом Лерзе. Однако взгляд её направлен на ангела, его слова внимает её ухо. Мария изображена в образе царицы небесной, ее коронуют два ангела. алтарь перевезли в Кольмар.

На левой половине картины Мадонна изображена в храме с нимбом как Царица небесная. Антонием Павла Отшельника» мы видим хлеб в клюве ворона — явная отсылка к телу Христову. Наконец, первый солдат слева на переднем плане. В центре на троне восседает св. На том же сундуке, под книгой пророка, лежит другая, закрытая книга.

Он больше не защищает солдата, а превращает его в слепца. Однако к тому времени у историка на руках уже была настоящая разгадка. Воскресение Христа и есть начало этого нового мира, который окончательно наступит после Его второго пришествия в конце времён. 1475-1480 г. в Вюрцбурге, Бавария. Таким образом, картина изображает переход от Ветхого Завета к Новому.

Она понимала их даже лучше, чем сами пророки.

Деткая кроватка, стоящая рядом с Богородицей, тоже была привычна тогдашним зрителям. Вся поза Марии выражает скорее не воодушевление, а смущение, неуверенность. (Во время Второй мировой войны из-за угрозы бомбардировки, алтарь хранился в подвалах замка Высокий Кенигсбург, после чего был возвращен в Кольмар). Если это ночной горшок, то он является символом Воплощения Иисуса.

На третьей же развертке можно увидеть призрак отравления спорыньей: написанный в правой створке «Искус святого Антония» полон самых ужасных чудовищ, что роднит Грюневальда с его современником Босхом, лучшие полотна которого можно увидеть, совершив в Испании тур в Мадрид. Таким образом, перед глазами больных, которые видели эту развёртку Изенгеймского алтаря, представало два образа, два возможных отношения к страданию: ты можешь отчаяться, сломаться, потерять надежду или — как мать Иисуса — смиренно принять свою судьбу. Антония». Свиной жир (сало) также часто использовался в больницах антонитов для приготовления бальзама для лечения Антониева огня и других заболеваний. На горе Голгофа Грюневальд изобразил рядом с Иисусом его мать Марию, апостола Иоанна, Марию Магдалину и Иоанна Крестителя.

Об этом свидетельствует, в частности, то, что художник изобразил у креста фигуру Иоанна Крестителя, который к моменту этих евангельских событий уже давно был казнен. Антония. Вот таким образом неисцелимая болезнь рассматривалась как своего рода мученичество, в ходе которого человек возвращал себе милость Божию. Колонна с ренессансной капителью рядом со св. Бубоны на животе выдают сифилис. Близок антонитам, занимавшимся уходом за больными, был и св.

Искусствоведы указывают на то, что колонны за спиной св. Справа от нее мы находим существо в ночном колпаке, с сопливым носом, олицетворяющее грех именуемый acedia (уныние). Набедренная повязка (perizonium) чудесным образом стала целой.

Стекающая кровь, терновый венец и искромсанная набедренная повязка указывают на полное разрушение и унижение человеческого природы Христа. Всего было возможно три варианта развёртки (а не две, как обычно) или, как принято говорить, три конфигурации, включая основную (внешнюю, которая видна, когда алтарь полностью закрыт). Специалисты признают, что «подобной картины еще не встречалось в немецкой живописи предшествующих эпох, она полностью выходит за рамки традиционной немецкой иконографии». После революции, в 1792 году, алтарь был перевезен в Кольмар и хранился в Национальной библиотеке (Bibliothque Nationale du District) (ныне лицей Бартольди). Размер изображения в средние века соответствовал значению, которое художник придавал тому или иному живописному образу.

Хранитель музея Унтерлинден в Кольмаре Пантшика де Пепе (Pantxika De Paepe) отмечает: «Обглоданная гангреной, его правая рука превратилась в культю. Антония, на которые намекает бесёнок за спиной св. Приблизительно тогда же, в 1525 г., был нарисован тройной портрет Trias Romana.

А если посланы вы демонами, то не медлите и удалитесь, так как я — pаб Хpистов». Если верить видениям Бригитты Шведской, эта тайна действительно раскрылась перед Авраамом и обещание рождения Девы, которая произведет на свет Спасителя, стало для него величайшей радостью. Дорическая колонна, которая виднеется за спиной св. Антония.

Антоний стоял посpеди них и каждая зияла на него и угpожала ему угpызением. Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу и велел принести ему дары и благовонные курения» (Дан., 2:31-46). Он состоял из деревянного короба и двух пар подвижных створок.

для монастыря (прецептории) антонитов в эльзасской деревне Изенхайм (Изенгейм), что в 20 км к югу от Кольмара. В других обнаруженных Цюльхом документах также встречались варианты «Матиас Готхарт» (Mathes Gothart) и «Матиас Нитхарт или Готхарт» (Mathis Nithart oder Gothart). Антоний. Огромный камень, таким образом, символизирует окончательную победу Царствия Божьего. Он почти лежит на ладони, как будто его можно без усилий вынуть, как из некой оболочки.

В этой композиции нет ни мрачных тонов, ни кошмарных видений. Есть голубь и на картине Грюневальда: он приближается из глубины готической часовни. Уже в конце XVI в. об этом художнике все забыли. У Него в руках все нити от происходящего, всё свершается по Его воле.

Земная власть подошла к концу. Себастьяном символизирует Яхин, Древо Жизни. Птица, впрочем, не очень похожа на ворона. св. Вот таким образом не было опасности, что истинный смысл праздника скроется за мишурой.

В руках ребёнка розарий. Антоний. С точки зрения трактовки «Искушений св.

Однако для монастыря антонитов свиное стадо имеет абсолютно особое значение: известно, что так называемые «Антониевые свиньи» служили для монахов вознаграждением за их богоугодную деятельность в области ухода за больными и превратились вот таким образом в традиционный атрибут святого Антония. Некоторые исследователи, например, указывают на то, что на картине Антонию непосредственно угрожают именно восемь демонов, что может являться намёком на учение о восьми грехах (восьми помыслах), которое сформировалось еще в IV в. Список этих восьми грехов существует в различных вариантах. Фигура Иисуса снова изображена заметно более крупной, чем фигуры остальных участников.

художника называли Матиасом из Ашаффенбурга (Mathis von Aschenburg, Matthes von Aschaffenburgk), что, в общем, соответствует действительности, поскольку мастер выполнил ряд заказов для тамошних церквей. Левее изображен зверь с острыми рогами, который хватает святого Антония за вихор, — олицетворение греха зависти (тут Ниссен не совсем точен и объединил двух монстров в одного: на самом деле лапа принадлежит другому существу, размахивающему поварешкой непосредственно над головой святого). Обратим внимание на красную накидку в одеянии ангела. Сам Господь вмешался в происходящее и поднял своего мёртвого сына из могилы. Быт., 14:18).

Антоний уразумел, что его посетил Господь и воскликнул: «Где был Ты, милосердный Иисусе. Если это действительно так, то не исключено, что мы видим на Марии Магдалине «ризы спасения», в которые Господь облекает обратившихся к нему людей и что Мария носит его под старым платьем грешницы.

Например, в облачении второго солдата некоторые исследователи усматривают черты, характерные для русских доспехов (чешуйчатый шлем) и возможный намёк на империю на Востоке. Это наиболее лаконичный по композиции, самый поздний вариант. Красный и синий ангелы витают в небе над Марией и на правой половине картины. Теперь, когда Мария произнесет слова согласия («се, Раба Господня да будет Мне по слову твоему») и произойдет непорочное зачатие ею Иисуса Христа. Еще и вот таким образом фата кажется прозрачной.

Пророк Иезекииль в средние века считался одним из символов Девы Марии, поскольку в описании своего видения храма пророк, говоря о восточных вратах его, предзнаменует тайну Богоматери: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся и никакой человек не войдет ими ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими и они будут затворены» (см. Антония, — это Боаз, Древо Познания и, следовательно, символ мудрости. Изначально стоящая Мария со сложенными в мольбе руками смотрела на своего умершего сына.

Предполагают, что именно в Нюрнберге в 1503 году Грюневальд выполнил оборотную сторону Линденхардтского алтаря (Lindenhardter Altar). Ослепленные неземным светом, солдаты бросаются ничком, припадая к земле. У третьего солдата доспехами покрыто всё тело.

Расположение створок со святыми относительно центральной части алтаря имеет свою историю. Пытаясь разгадать загадку этих призрачных образов историки опираются на вышеупомянутую книгу видений святой Бригитты Шведской (XIV век) «Слово ангела» (Sermo angelicus). (1Кор., 15:22-26). Сияние исходило от этой истерзанной главы, неземное светилось в измученном теле, в лике искаженном страданием» (полностью роман «Бездна» или «Там, внизу» можно скачать тут). Начнем с того, что Грюневальд переносит действие в другое место.

Тут надо сказать, что вообще ворон (из-за своего цвета, пронзительного карканья и питания падалью) обычно считается символом чего-то дурного: смерти, несчастья и т. п. Изенгеймский алтарь раскрывался на третьей развёртке только 17 января, в день св. За ней находится фигура Марии Магдалины, которая в отчаянии ломает руки, демонстрируя иное отношение к страданию. Сначала взгляд зрителя останавливается на улыбающейся Мадонне на правой половине картины, она сидит с младенцем на руках на фоне природы. Эта невеста, согласно Книге Иезекииля, вероломная и распутная.

Августина, считавшего, что Мария услышала слово Божье через веру. Перепонки на лапах, возможно, служат намеком на озноб конечностей. От глубочайшего потрясения скорбящая мать и сама выглядит почти мертвой. При дворе майнцских архиепископов в Ашаффенбурге он он был не только живописцем, но и «водяных дел мастером», а также руководил строительными работами. Но это была не бессмысленная смерть.

Жест его руки скорее повелевает, чем приветствует, а Мария, кажется, в испуге отклоняется и отворачивается от него. Иез. После этого начался «благочестивый спор», в котором каждый из старцев утверждал, что другой более достоин благословить и преломить хлеб. Антоний и настоятель Изенгеймского монастыря Иоанн (Жан) Орлиако (Jean dOrliaco), — с другой.

Это предостережение. Св. Современные историки, основываясь на ряде признаков (прежде всего, направлению взгляда и отсутствию прямого контакта со зрителем), пришли к выводу, что это вообще не портрет реальной личности и уж тем более не автопортрет художника, а, скорее всего, пишущий евангелист Иоанн Богослов (обратите внимание на сходство этого «портрета» с образом Иоанна на центральном панно Иоганновского алтаря кисти Ганса Бургкмайра (Hans Burgkmair) («Иоанн Богослов на Патмосе», 1518, Старая пинакотека, Мюнхен) Ганс Бургкмайр учился у Мартина Шонгауэра в Кольмаре и, вероятно, они с Грюневальдом были знакомы). Отождествление ашаффенбургского мастера с «Матиасом Грюном из Изенаха» возникло предположительно из-за их общего имени, а также из-за произведения, над которым, возможно, работали оба художника.

се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф., 1, 23). После тебя восстанет другое царство, ниже твоего и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. Но никогда до Маттиаса Грюневальда драматическое восхождение на Голгофу не изображалось так мучительно и шокирующе.

Нашествие жаб упоминается в числе египетских казней. Совсем иначе представлен образ Павла Отшельника. Это фигуры святых Антония, Августина и Иеронима. Историк Эмиль Шпат предполагает, что здесь художник имел в виду следующую строфу из Книги пророка Исайи: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством».

Исходя из этого, ученые-искусствоведы предполагают, что на заднем плане картины «Воскресение» Матиас Грюневальд изобразил расколотого истукана как намек на этот сон Навуходоносора. Ангелы-серафимы изображены в оттенках красного (одно из значений слова «серафим» — пылающий, огненный), херувимы (следующий после серафимов ангельский чин) окрашены в синие и голубые тона. Слева расположен Августин, которому антониты обязаны своим уставом.

Другие говорят, что это просто один из ангелов. На левой половине картины Мадонна изображена в храме с нимбом как Царица небесная. Известно, что Мартин Шонгауэр сделал наброски не только для короба и резных фигур алтаря, но, вероятно, разработал также проект прочего убранства (в первую очередь живописного оформления). Таким образом, Изенгеймский алтарь содержал в себя послание не только пациентам, но и здоровым монахам, которые регулярно собирались перед ним на молитву (первых алтарь утешал, вторых предостерегал). Мать Иисуса, как и Мария Магдалина, пережила сильнейшее потрясение в жизни. Второй полукруг идет от плаща св.

Прочие исследователи расшифровывали монограмму MGN исходя из того, что N означает «Нюрнберг». Самка оленя положила голову к нему на колени. Фигура слева в нижней части правой створки — больной «антониевым огнём». Распятие Таубербишофсхаймского алтаря является одной из четырех сохранившихся картин Грюневальда на этот сюжет (включая, разумеется, Распятие на первой створке Изенгеймского алтаря). В Изенгеймском монастыре уже имелся створчатый алтарь под названием «Алтарь Орлиако».

твоим бы ненавистникам этот сон и врагам твоим значение его. Антония. Себастьяна с лицом юноши изображенном на приписываемом Грюневальду«Портрете юного художника в мастерской» с инициалами MN, некоторые исследователи стали считать изображение св. В ряде лечебников вербена также описывается как лекарство против Антониева огня. Расположение створок со святыми относительно центральной части алтаря имеет свою историю. Антония. Также предпринимаются попытки установить реальный прототив этого храма.

Это символ того, что Себастьяну теперь открыт путь на Небеса. В нем отсутствует важнейший представитель родословной Христа — Авраам, который, возможно изображен на тимпане правых ворот «балдахина», через которые шествует беременная Мария.

Однако уже к 1485г. Августин с коленопреклоненным Жаном дОрлье (слева от зрителя) и св. На центральной панели развёртки, над сценой Рождества, Матиас Грюневальд изобразил Бога-Отца в ореоле славы, окруженного бесчисленными ангелами.

То, что действие разворачивается не в жилой комнате (не в опочивальне Марии), а в церковном помещении — одна из нескольких иконографических особенностей, отличающих картину Грюневальда от произведений современников (например, Рогира ван дер Вейдена).

На Иисусе теперь преображенная пелена, которая заиграла всеми цветами радуги. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего.

Писатель Гюисманс даже предполагает, что слова «Где был Ты, милосердный Иисусе. » могут рассматриваться как отчаянный призыв о помощи этого израненного человека-жабы. Кроме того, в справочнике La Piazza universale изданном близким знакомым Зандрарта Маттеусом Мерианом еще в 1641 году, также упоминается некий Матиас Грюн из Ашаффенбурга (Matheus Grn von Aschaffenburg), а в 1657/67 г. базельский коллекционер Ремигий Фэш (Remigius Faesch) «расшифровал» монограмму MG как Mathe Grn von Aschaffenburg. Не такой уж широкий простор предоставлялся инициативе самого художника. Антония»). На центральной картине развёртки дева Мария появляется дважды.

Антония, другую — справа, около Павла Отшельника. Лица Богоматери мы почти не видим из-за покрывающего ее голову платка. Справа от распятого Иисуса изображён Иоанн Креститель. Мария читает священную книгу, которая в ее время могла быть лишь книгой Ветхого Завета. Зелёный цвет служил для изображения Рая и вечной жизни. Центром композиции первой развёртки является крест с распятым на нем Христом.

А что царь видел Бодрствующего и Святаго, сходящего с небес, Который сказал: «срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле и пусть он в узах железных и медных, среди полевой травы, орошается росою небесною и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времен», — то вот значение этого, царь и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя: тебя отлучат от людей и обитание твое будет с полевыми зверями травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. Антония ещё на самой первой створке алтаря. Вот сон. У ног Августина — коленопреклонённая фигура заказчика алтаря Иоанна Орлиако. Один из возможных перечней выглядит следующим образом: чревоугодие, блуд, алчность (сребролюбие), гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Таким образом, в своем варианте трактовки этой темы Матиас Грюневальд соединил искушения, которым подвергался св.

В передней части сакристии, напротив, доминирует красный цвет, символизирующий любовь. Вряд ли оно могло служить в качестве нижней юбки. Как и вышеупомянутый графин, такой сосуд мог использоваться во время Причастия, а именно служить дарохранительницей, куда помещались освященные гостии (облатки).

На центральной картине развёртки дева Мария появляется дважды. Однако этот ряд предков неполон. Себастьяна и св. Себастьян был начальником преторианской стражи при римском императоре Диоклетиане.

На пределле помещены скульптурные изображения Христа и двенадцати апостолов. Сам Господь прошел через смерть. Мы видим на картине двух ангелов, светлого (цвета утренней зари) и тёмного у одного юношеские черты лица, другой с бородой — исключительно необычный для христианского искусства тип изображения. Антония так часто изображают в окружении домашней скотины и особенно свиней. Себастьяном — это столп Яхин, символизирующий Древо Жизни.

В то же время некоторые ученые интерпретируют этот горшок как простой черпак, сосуд для воды, который вместе с деревянной кадкой должен рассматриваться как символ крещения. С другой стороны из-за поразительного сходства черт св. Он вспомнил о своем союзе с ней и облек ее «одеждою правды». Но Господь вновь обратил свою милость к раскаявшейся Марии Магдалине (возвратившемуся к Богу Израилю).

Как описано в «Золотой легенде», в возрасте 20 лет Антоний продал и раздал бедным всё свое имущество и уединился в египетской пустыне, став отшельником. Валтасар отвечал и сказал: господин мой. Смерть в госпитале антонитов в Изенгейме присутствовала повсюду. Самого Воскресения не видела ни одна живая душа. (В те времена в каждой деревне для антонитских монастырей специально откармливали свиней для оплаты лечения больных в монастырских больницах). Антония на второй боковой створке являются сознательным намёком художника на две огромных медных колонны Яхин и Боаз, стоявшие по обе стороны от входа в Иерусалимский Храм (храм Соломона), о котором рассказывается в Третьей книге Царств.

Сверху изображена как раз книга пророка Исайи. Возможно, это представитель мусульманских стран империи на Юге. Неслучайно после смерти у него было найдено 27 проповедей Лютера и много прочей лютеранской литературы, а также манифест крестьянского восстания — так называемые «Двенадцать статей», вышедшие в 1524 году. Вместе с пальцами они образуют странное обрамление головки гвоздя. Антоний, в руках у которого жезл с характерным тау-крестом.

Утешение после этих ужасных картин приносили больным полотна второй развертки, которую (в отличие от первой и третьей) открывали всего несколько раз в год и в эти дни в Исенайм стекались тысячи страдальцев, жаждущих исцеления. Она смиренно сложила руки, как и в сцене Распятия. Вероятно, при выборе типа помещения художник опирался на апокрифы и основанную на них знаменитую средневековую книгу «Золотая легенда» (Legenda Aurea), в которой говорилось, что детство Марии прошло в храме, где она читала писания о приходе Мессии. Два ангела изображенных снизу, собирают лук и стрелы — символы страданий св.

Антонием Павла Отшельника» здесь, вероятно, соответствует сосуд с притираниями. В центре композиции находятся истерзанная фигура распятого Христа, это доминанта всей картины (в действительности она чуть смещена вправо, так что основная часть фигуры Иисуса помещается на правой от зрителя створке). Как выглядел Матиас Грюневальд, точно неизвестно. Стеклянный сосуд с миром у ее ног, вероятно, указывает на Христа как Помазанника. Слева в ажурном орнаменте изображен пророк Иезекииль (его можно узнать по характерной остроконечной иудейской шляпе), справа — пророк Иеремия. Аналогично, хлебу в «Посещении св.

В то же время она сложила руки в характерном жесте, символизирующем принятие, смирение. Гораздо реже ворон является символом чего-то доброго, посланцем Господа. Время замерло. Её неприкрытые волосы говорят о том, что это незамужняя женщина. В то же время красная занавеса напоминает о том, что, по одной из версий, во время явления ангела Мария работала над красной пряжей для храмовой занавесы (символ того, что Мария избрана одеть Святыню Божества багряницей своей плоти, образ «прядения» младенческого тела Иисуса из «пурпура» материнской крови в утробе Марии). Христос улетает в невесомость, не подчиняясь более земным законам.

Зандрарт упорно называет его Матиасом Грюневальдом (Matthus Grnewald von Aschaffenburg) и это необоснованное прозвище прижилось и используется по сей день, несмотря ни на какие опровергающие его документальные свидетельства. Однако взгляд её направлен на ангела, его слова внимает её ухо. Историк Эмиль Шпат (Emil Spath) идет еще дальше. Антонию свои дары: один петуха, а другой — свинью. Всего перед Марией лежат две книги, одна открытая, другая закрытая. Бородатый горожанин преподносит святому петуха, а крестьянин — свинью.

Кровь стекает по скрученным стопам и судорожно искривленным пальцам на крест. Затем Грюневальд решил изменить ее позу и использовал при этом композиционный приём, встречающийся в картине фламандского художника Рогира ван дер Вейдена «Снятие с креста», основными фигурами которой также являются распятый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок, причем положение рук и всей фигуры Марии повторяет положение тела Иисуса и символизирует мистическую преданность матери. Его время миновало.

Человек может этому противиться. Каждый художественный образ являлся неким посланием к верующим. Так, в одну ночь, когда Антоний пpоводил вpемя во бдении, вpаг посылает на него звеpей. Они застыли в моментальной оторопи, будто заколдованные. Как следует из изображения запертых ворот в левой части картины, Дева Мария изображена в огороженном саду (Hortus conclusus) — традиционном символе ее девственности.

Её неприкрытые волосы говорят о том, что это незамужняя женщина. Однако у Грюневальда пронзённый нумидийскими стрелами св. Грюнвальд выказал себя беспощаднейшим реалистом. Ведь ради них Господь воплотился в человека, ради них страдал и принял смерть. Себастьян— с правой (как на иллюстрации справа).

Получается, что Грюневальд изобразил сцену Благовещения так, будто бы архангел Гавриил внезапно появился прямо в больничном зале. Поскольку как произведения искусства алтари в ту эпоху не рассматривались, главным было целительное и душеспасительное предназначение Изенгеймского алтаря: дать людям надежду и утешение, вызвав у них «визуальный и терапевтический шок». Августина, считавшего, что Мария услышала слово Божье через веру.

Таким образом, вполне возможно, что это именно изображение больного, причем, скорее всего, больного эрготизмом или Антониевым огнём: исследователи указывают на изображенные Грюневальдом характерные симптомы Ergotismus gangraenous (землистый цвет туловища, раздутый и покрытый волдырями живот, «пергаментная» кожа на руках, гнойные язвы и сыпь). Слева изображен пустой гроб. Ты — это золотая голова. Сочетание красного, черного и белого цветов и яркие световые контрасты передают крайнее напряжение и невероятный ужас происходящего. В замечательном музее Унтерлинден в Кольмаре, относящемся к числу самых посещаемых во Франции, находится один из главных шедевров западноевропейского искусства: Изенгеймский алтарь (Retable dIssenheim/Isenheimer Altar), созданный живописцем Матиасом Грюневальдом и скульптором Николасом из Хагенау в 1512-1516 гг. Антония».

Рассмотрим вторую развёртку Изенгеймского алтаря. Токующий глухарь может даже считаться птицей любви, птицей новой жизни. Возможно, мотив «кормления» отшельников Антония и Павла, послуживший основой для данной картины Изенгеймского алтаря, навеян именно этим библейским сказанием. Очевидно, что перед нами не скромный дом Марии в Назарете. Авторство этих резных фигур, украшающих третью развёртку Изенгеймского алтаря, приписывается скульптору Николасу Хагенауэру (Niclas Hagenauer), которого также называют Николасом из Хагенау.

Как Христос прошел через и вышел победителем, как св. Эта развёртка полностью посвящена св. Кроме того, после смерти Грюневальда у него в доме было найдено придворное платье и несколько драгоценностей, а также материалы для живописи (интересно, что городской художник Ханс Хальбергер (Hans Halberger), нанятый для проведения экспертизы, так и не смог установить состав некоторых обнаруженных у покойного красок). Себастьяна — и уносят их в небо, как захваченные военные трофеи (символы победы святого, его преданности христианской вере).

Смысл изображённых предметов— предмет споров среди искусствоведов. Однако он успел сделать лишь немногое, поскольку уже в конце лета 1528 года скончался. Закладка Марии вложена чуть дальше— возможно, в том месте книги (глава 11), где говорится о корне Иессееве, «который станет, как знамя для народов». Немецкий искусствовед Йоахим фон Зандрарт (Joachim von Sandrart) (1606-1688) первым вспомнил о Матиасе Грюневальде после полуторавекового посмертного забвения, включив биографический очерк об этом мастере в свою двухтомную работу Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Knste (1675-79) и назвав его одним из самых выдающихся живописцев. Разделение центральной части алтаря на две картины становится практически незаметным с некоторого отдаления.

Антонии и симптомами болезни Антониевым огнём. В 1793 году в бывшей прецептории была произведена инвентаризация. Из автобиографии Зандрарта известно, что фамилия «Грюневальд» была знакома ему еще во время юношеской поездки в Рим в 1629 году и он почему-то отождествлял этого «Грюневальда» с Матиасом из Ашаффенбурга, так и родилось прозвище. Грюневальд изобразил не одного ангела, но в то же время и не целое небесное воинство.

Вообще на развёртках Изенгеймского алтаря довольно часто встречаются символы Причастия (евхаристии). Сияние ангелов напоминает об их бестелесности. На данной картине — не единственной в композиции — как раз нарисован момент распятия. Он взял на себя грехи всего мира и спас всё человечество». Грюневальд отказался от традиционной символики, его «Благовещение» отличается большой динамичностью.