Известные Картины Репина

Многие картины Репина известны нам со школы. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой.

7 знаменитых картин Ильи Репина

На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Персоны и личности (интересное о известных)

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят. Рисовать начал благодаря своему двоюродному брату Трофиму – когда он рисовал, Илья любил сидеть рядом и наблюдать, как на бумаге появляются цветы и фрукты. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.

Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».

На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное – как-то его примут. Он испытал силу Ивана Радова лично на себе, причем два раза. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.

5 самых известных 
картин Ильи Репина

5 самых известных картин Ильи Репина

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.

На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Репин встречал их по средам. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Работал весь день, не замечая времени. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

Неизвестная деталь 
известной картины 
Ильи Репина «Запорожцы»

Неизвестная деталь известной картины Ильи Репина «Запорожцы» (4 фото)

Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.

О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.

Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.

Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».

К примеру, после создания большой картины «Торжественное заседание Государственного совета» в 1903 году все ее натурщики вскоре скончались. Самыми известными «жертвами» Репина были Пирогов, Писемский и Мусоргский. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. Сатириконцы еще долго после смерти Столыпина поговаривали в шутку: «Спасибо Репину. ». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Интересно вот что – по многим исследованиям смерть натурщиков являлась неестественной.

Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.

5 мистических фактов 
о картинах Ильи 
Репина

5 мистических фактов о картинах Ильи Репина

По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Стасов присылает ему все, что он просит. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Очередной случай, связанный с мистикой, произошел с самим Репиным в Чугуеве (в годы жизни Репина это была деревня), который очень отразился на здоровье художника.

Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена.

На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Этот мужчина слыл в городе колдуном. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.

Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».

История самой дорогой 
картины Ильи Репина, 
за которую его считали

История самой дорогой картины Ильи Репина, за которую его считали предателем

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Итогом этих поисков стал новый шедевр – «Крестный ход в Курской губернии».

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Мастерски прописанный сюжет, глубина образов, реалистичность, предельно точно переданные эмоции – всё это ключевые особенности живописи, характерные для каждой картины Репина.

Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Куда делась куча 
картин Репина и 
других русских художников

Куда делась куча картин Репина и других русских художников

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Америка—Франция—Россия. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.

Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Общение с прежними друзьями было только заочным. Как свидетельствует сам мастер: «окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры».

Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Комната небогатой интеллигентной семьи.

Натурщикам Репина по мистическим причинам всегда, без исключений, не везло – их ждала незамедлительная кончина. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.

Репин — самые известные 
картины

Репин — самые известные картины

Л. Н. Толстого». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В городе этого мужчину считали колдуном. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели.

Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. После создания портрета Репин, нестарый и здоровый мужчина, резко заболел. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».

Но и этой суммы хватило, чтобы Илья Ефимович с семьей могли спокойно жить, а сам мастер – работать. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

Илья Репин — интересные 
факты из жизни известного 
художника

Илья Репин — интересные факты из жизни известного художника

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.

Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Он написал там картину «Мужик с дурным глазом», а позировал ему дальний родственник – Иван Радов, являющийся мастером по золоту. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Так ли это – судить зрителям. Знаменитые «Бурлаки на Волге» тоже пишутся как академический заказ. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.

Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В эту минуту в комнату вошел Христос.

«Роковой» художник: 
мистика и мифы, 
связанные с картинами

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Много учился на написании портретов близких и друзей.

О чем эта история. Картина была выставлена в Третьяковской галерее, когда Абрам увидел ее, то накинулся на полотно с ножом и криками «Довольно крови, сильно много крови. » и сильно повредил ее. Все заняты.

В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Репин никуда не делся.

Однако он остаётся и блестящим мастером формы, этих самых «узоров», чутко воспринимая веяния и импрессионизма и символизма. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.

В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Первый факт. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Больше всего художника восхищали бескрайние волжские пространства и их резкий контраст с несчастными людьми, вынужденными заниматься непосильной работой.

Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.

Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.

Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Репин дважды подавал прошения об отставке. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.

Описание презентации 
5 самых известных 
картин Ильи Репина

Описание презентации 5 самых известных картин Ильи Репина по слайдам

Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Случай произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

  1. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  2. Илья Репин: биография и факты из жизни
  3. Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)
  4. Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  5. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  6. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  7. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. «Вся Русь» как бы сведена тут.

Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Не доносчик ли. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

  • «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  • Все Картины Илья Репин по алфавиту
  • Топограф иконописец, студент Академии художеств
  • Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  • Путешествие по России: Самарская область

» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». После этого иконописец попал в психбольницу. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.

В свою очередь Репин намекнул на возможность покупки у него портрета Тургенева и Третьяков согласился. Вернувшись в Петербург, Илья Репин продолжил писать картины, ставшие позднее классикой русского искусства. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.

  • Картины Репина (фото) с названиями
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Краткая характеристика творчества
  • «Воскрешение дочери Иаира», 1871

Этюд получился превосходный. Как только Илья сотворил портрет Федора Тютчева, его сразу не стало. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Третьяков»109.

В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. И вот уже перед нами не царь, а отец. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.

  1. «Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883
  2. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883-1885
  3. «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», 1888
  4. Категория: Культура искусство, литература
  5. Биография художника Ильи Репина
  6. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской.

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Он идет прямо к матери. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

  1. «Торжественное заседание Государственного совета»
  2. Портрет премьер-министра Столыпина
  3. «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»
  4. Самое интересное в виде мозаики

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Репин забыл о конкурсе, об Академии. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова.

Картины Репина с 
названиями история 
создания, сюжет

По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.

Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Вегетарианцем стал и сам Репин. Пятый факт. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

Убийство свершилось. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Каждый персонаж переживает что-то своё. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.

Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Мужчины в полном рассвете сил, которые являлись натурщиками для картины «Бурлаки на Волге», после завершения работы скончались. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.

Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.

Казалось, она спит. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.

Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.

Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.

Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Она ушла из жизни в 1931 году55.

Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Каждый чиновник изображенный на полотне, был убит в Первой русской революции в 1905 году.

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Был период, когда художник не только перестал творить, но и даже впал в глубокую депрессию. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

Музыка переносила его в мастерскую, к картине. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Публике картина понравилась.

В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. По одной из них всему виной картина «Иоанн Грозный и его сын Иван», датированная 1885 годом.

Прожил творец 86 лет и встретил свою кончину 29 сентября 1930 года в поселке Репино. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Репин считал сам эту картину красивой. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Другой мистический факт также связан с картиной «Иоанн Грозный и его сын Иван».

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. За окном летний день. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. К сожалению, работа с Иваном Сергеевичем именитому покупателю не понравилась и он не стал переводить еще 1 000 франков (сверх уже выплаченной за текущие труды).

Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.

Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.

Художник тщательно отказывался писать его и искал для этого всевозможные предлоги. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Очень быстро талантливый парень стал самым известным иконописцем в округе, его приглашали работать в различные храмы.

Зрителей впечатляет и яркая выразительность натуры – народных типов – и ощущение грозной силы социального протеста, назревающей в этих нищих изгоях. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Сейчас существует несколько версий причин возникновения этой проблемы.

Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. М. Бунакову. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.

Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. Берег Волги. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Судьбы детей Репина сложились по-разному.

Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.

И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.

Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. К примеру, в 1913 году один из особо впечатлительных гостей нанёс картине три ножевых удара. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.

В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.

Уже ранние религиозные картины исполненные по академическим программам («Иов и его друзья», «Воскрешение дочери Иаира») являют удивительный дар подчинить все компоненты образа – уроки старых мастеров, рисунок, цвет, композицию – общей драматической задаче. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.

Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.

Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.

Но вот на счет других здесь и начинает проявляться мистика. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. После завершения Репиным создания картины для Столыпина премьер-министр отправился в Киев, где его и застрелили. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.

«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.