К Ночи Картина Врубель
В созданной в 1900 году картине «к ночи», Врубель проявил свой редчайший дар колориста. Эта картина Врубеля изображает ночное в глухих, ржаво-красных тонах.
Описание картины Михаила Врубеля «К ночи»
Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Врубель пытался как можно более полно объять демоническую тему, воплощая её в скульптуре, графике и живописи (к сожалению, ранние опыты не сохранились). Мучила мысль, что он дурно, грешно прожил свою жизнь. Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге).
Он так высоко ценил своего учителя, что испытывал удовольствие, копируя его этюды. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Левитан, К. И. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Художник обладал прекрасной зрительной памятью.
Демоны: как Врубеля свели в могилу его собственные картины
Потом это легко запоминается и легко исполняется. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Жена художника, Н. Завела, называла его – «Степь», – как бы отмечая источник вдохновения Врубеля. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. Стал тих, покорен, безропотен. Посмотрите на спину пастуха в ночном – она словно слиток меди.
Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против мирового зла, против ночи. Врубелю поручили только украсить орнаментом часть пилонов. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Серов, И. И. Все значительные произведения 1904 и начала 1905 годов созданы были за зиму.
В Академии художеств Врубель пробыл четыре года, в течение которых его работы были отмечены несколькими медалями. Михаил Александрович обладал даром графической черты и формы, ни одна работа не могла застать его врасплох. «Принцесса Грёза» — вечная мечта художников о прекрасном.
Один их моих любимых художников-Михаил Врубель
Десять лет, свободные от Демона, стали, возможно, самой счастливой порой всей его жизни. Им было создано 13 рисунков из которых большая часть относилась к "Демону". Именно так написана картина «Демон» (1890, ГТГ1).
Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью. В этом взгляде – жажда "познанья и свободы", мятежный дух сомнения.
На рыжем коне как будто следы ушедшего за горизонт солнца. Живые иллюзорно четкие формы красных и белых цветов сплетаются в орнаментальную вязь. Многие люди узнают в картинах Врубеля виды природы, которые видят каждый день. Неверный свет заката трансформирует реальность, делает ее зыбкой и многозначительной. В это время Врубель очень много работает.
Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
"Я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа" говорит художник в эти годы. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Но это все тот же Пан. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа.
Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих Фауст для дома А. В. Морозова в Москве, 1856 Утро, 1897). В этот период жизни он создал значительное число произведений исполнил иллюстрации к произведениям М. Ю. Рисовать Врубель начал рано. Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. Надо было обладать поистине феноменальной зрительной памятью, чтобы запечатлеть сложнейшую гамму задуманного полотна.
В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. Демон. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Он вдохновенно выполнял и эту задачу (в конце 8о-х годов), превратив мотивы византийского и древнерусского узоров в какую-то прихотливую сказку-симфонию растительно-суставчатых форм и научив многому Васнецова, который умело использовал и врубелевский орнамент и его реставрацию Кирилловских фресок использовал именно так, как требовалось, чтобы толпа "приняла". Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
В его глазах как будто пророчески запечатлена вся трагическая судьба его недолговечности. — Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. В неоконченной акварели "Пирующие римляне" (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. И как воплощение ее души — не то сказочный пастух, не то бородатый леший с огромной гривой волос, с могучим, словно кованным из меди, торсом. В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года. Эта картина, по сути, сценический портрет его жены, Забелы надежды Ивановны. Они лишены покоя, обладают собственной энергией.
Приближается ночь. С марта 1905 года вновь наступает ухудшение болезни. В Москве эти черты только усилились. Летом клиника закрылась и Врубеля поместили в лечебницу доктора Ф. А.
Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Эта кристаллизация форм позже позволила считать Врубеля предшественником русского кубизма. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому.
Сочинение-описание картины Врубеля «К ночи»
Вот наверно это и хотел передать Мастер. Некоторое время спустя Брюсов писал, что всю жизнь старался быть похожим на этот портрет. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру Маска льва. Взамен утраченных, реставрирует купол Святой Софии.
Можно предположить, что Пан исчезнет в сумраке, а лошади как паслись, так останутся стоять на поле, поменяв окрас с красного на гнедой. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Подсвечник, графин, стакан. Он "жадно всматривается в ее бесконечные изгибы", с любовью "утопает в созерцании тонкости, разнообразия и гармонии", находит "целый мир гармонирующих деталей", рисуя по 12-14 часов в день. Мшистая фактура его тела приспособлена к влажным низинам, звуки его цевницы сливаются со скрипучим криком дергача и теми шорохами, что наполняют северный вечер.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Эту картину Врубель написал вслед за «Сиренью» – на у же известном нам хуторе Н. Ге в Черниговской губернии. художник исполнил серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, в том числе к поэме «Демон».
Михаил Александрович Врубель (1856—1910)
Как будто сам дьявол мстит ему издеваясь над его картинами. Он то сокращается до нескольких цветков, то расширяется до всеобъемлющей среды. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы.
Врубель не успел завершить эту работу, в 1906 году художник ослеп. Речь шла об Эмилии Праховой. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля.
Болезнь Михаила Александровича загадочна. В эти же годы Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – "Портрет Н. И. Сильное, грозное произведение. Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало.
В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон – «дух страдающий, но не злобный». Позднее, в 1899 г., Врубель написал панно (незавершенное) «Демон летящий», а в 1902 г. – «Демон поверженный» (ГТГ). Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь. Критики утверждали: «декадентское уродство». Последний был наиболее близок Врубелю.
Это козлоногое существо с цевницей в руке – бог природы, но природы северной. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. В 1890 – 1891 гг.
Сочинение по картине Врубеля К ночи
Его персонажи больше от растительного царства, от скал, минералов и металлов. Художнику удалось передать такой переход из одного мира в другой. Первая дошедшая до нас на эту тему картина Демон (сидящий) (1890). Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Наступает депрессивный период, продолжавшийся и в клинике Московского университета, куда больного перевозят осенью.
К лету 1904 года наступает вторая ремиссия. Колорит картины мрачен. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (Пан, 1899, К ночи, 1900, Сирень, 1900). Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. он ушел в себя.
Но был один недостаток в проекте Врубеля: гениальность. И вот, спустя время, Врубель пишет "Демона летящего" (1899, ГРМ). В этой последней борьбе (2 месяца спустя художник уже находился в лечебнице) было что-то ужасное и чудовищное. Его называли великим исследователем и аналитиком предметной формы, – и визионером, творцом искусства близкого по природе к ночным сновидениям. Леший – и душа и тело этих перелесков и топкой равнины завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу изгиб руки вторит изгибу кривой березки и весь он узловатый, бурый из земли, мха, древесной коры и корней. Неуравновешенностью художник отличался всегда.
Знобит от его взгляда. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Наследие Михаила Врубеля давно уже стало драгоценным достоянием русской культуры. Лермонтова. Сама мысль создать нечто демоническое, возникла еще в Киеве. Прерываются на полгода свидания даже с самыми близкими людьми: женой и сестрой. В 1906 художник ослеп. В 1889 году Врубель уезжает в Москву, где познакомился с С. И. Позднее, в 1899 г., Врубель написал панно (незавершенное) «Демон летящий», а в 1902 г. — «Демон поверженный» (ГТГ).
Это дьявол делает с моими картинами. Не только это единит картину со сказкой, вся ее концепция фантастична. Врубель настолько тонко улавливает грань между природой и мистикой, что его картины становятся похожими на сказку. Он был человеком увлекающимся и в своих увлечениях теряющим меру.
Портрет старушки Кнорре за вязанием
Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину Демон поверженный (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его магического театра. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил". Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Чертополох в картине наоборот очеловечен, красные его факелы, как бы оживают, шепчутся и являются одушевленными.
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии. Он говорил, что в основе всякой красоты — форма, которая создана природой вовек. В небе слегка мерцает молодой месяц, гудящая тишина обнимает степные просторы.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. пришлись на период его болезни. Однако он изображён на фоне типичного северороссийского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. В этом виде картина была и безобразна и безумно прельстительна. За несколько лет до смерти Врубель начал работать над портретом В. Брюсова (1906.
Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Его считали своим учителем и художники Голубой розы, экспонировавшие на своих выставках произведения Врубеля поэты-символисты Александр Блок, Андрей Белый.
Прогрессирующая болезнь смирила художника. Лицо пастуха не разглядеть, поскольку он стоит спиной к ценителям искусства. «Верится, что Князь мира позировал ему, — говорил Александр Бенуа. Если человеческие существа уподобляются растениям и минералам, то минералы и растения несут в себе нечто человеческое. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику.
Картина К ночи – Врубель Михаил
В 1890—1891 гг. Но он постоянно и неутомимо всматривался. В 1890—1891 гг. Он создал Сошествие Святого Духа на апостолов на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции Надгробный плач).
На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое, по сути искусство Врубеля. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Искусство, которому он служил и восторженно поклонялся, стало для него недоступно. В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. В декабре 1901 года картина была закончена. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Поздним автопортретам Врубеля характерны горькая складка губ и гордое, замкнутое выражение лица. Она подлинно монументальна.
Он не следовал анатомической правильности. Картина К ночи – симфония тревоги, той тревоги, которую Врубель подмечал не однажды, выражая её в глазах Анны Карениной, богоматери из Надгробного плача, Демона, Валькирии, пророка и в автопортретах. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Портрет Н. И. Забелы-Врубель (1905) натюрморты Натюрморт. Сербского и Ф. Е. Реализм был не важен для него.
"Царевна-Лебедь". Особенно примечательна акварель "Голова Демона". В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля. Чистяков.
Творчество художника было страстным протестом против зла. Она — носительница души Декоративно все и только декоративно.
Влияние художника на мастеров 20 века
Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Вся его жизнь отошла в прошлое. Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии. Впервые экспонировалось полотно под названием «Лошади». Заказ был передан Васнецову, которым тогда начали восторгаться.
За его индивидуализм – с одной стороны, а с другой – за абсолютное выражение мироощущения эпохи, создание большого декоративного стиля времени (русского модерна). Именно так написана картина «Демон» (1890, ГТГ). И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» — в нем уже лишь злоба и холод. Рыбакова.
Врубель был феноменальным наблюдателем реальности, на этой основе произрастает его фантастика можно сказать, что это фантастика самой природы. Врубель ответил: Если бы вы знали, сколько я работал с натуры. Отчизна пращуров. Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные и истории русской книжной графики и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. ГРМ). "Чистый" пейзаж отсутствует у художника, он всегда наполнен у него живым присутствием человека. Это стало его первой крупной монументальной работой.
В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Бенуа писал: Каждое утро. Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: Обдумывает ход (игра в шахматы), Кровать из цикла Бессонница, Дерево у забора (1903-04) графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904) После концерта.
Сочинения по картинам 5-9 класс
Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя.
Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Редчайший дар колориста проявил Михаил Александрович в своей картине «К ночи», созданной в 1900 году. Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Врубель очень редко придает человеческим силуэтам эластичность и мягкость кожных покровов. В то же самое время в городском театре Нижнего Новгорода проходили гастроли Мамонтовской частной оперы, представлявшей спектакль Гензель и Гретель в декорациях Врубеля, а портал сцены был украшен занавесом Италия.
Больного отправляют в Ригу и помещают в городскую лечебницу. Васнецов. За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе. Неаполитанская ночь, выполненным Врубелем для Русской частной оперы. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Глубокий смысл заложен всего в двух словах.
- Последние номеранаших изданийв вашем планшете
- Поздний период творчества Врубеля
Врубель покидает клинику. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Мир форм и красок безвозвратно погрузился в небытие.
Его торс могуч, словно выкован из меди. Забелы на фоне березок" (1904, ГРМ).
Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. В это же время наступает переход от депрессии к маниакальному возбуждению. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля. Позднее Врубель создал ряд акварельных эскизов на темы «Воскресение» и «Надгробный плач» для росписей Владимирского собора в Киеве, оставшихся неосуществленными. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания.
Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно — Принцесса Греза (по Э. Ростану) и Микула Селянинович. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. художник исполнил серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, в том числе к поэме «Демон».
Эта тема прошла через все творчество Врубеля. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Все это сближало его со стилем модерн, вызов которого был принят художником. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них.
В 1900-е гг. Репин и П. П.
На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Запечатлен процесс, а не результат мироздания. Факт создания легенды о Врубеле означает прежде всего насущную потребность эпохи в освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной пользой, рационализмом. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь.
И вновь превратятся в обычных животных. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В. А.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь" (1900, ГТГ). Васнецов, который выполнил основную работу по росписи собора, до Академии художеств учился в Духовной семинарии. В картине художник отказывается от конкретных реалий места и времени.
В выражении лица Демона – тоскливый вопрос, в жесте заломленных рук – сила и бессилие, его фигура самим построением композиции уподоблена сжатой пружине, обладающей огромной потенциальной силой, не находящей выхода. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Коровий, В. М. Он никогда не сидел на зноем выжженных холмах Аттики и его не мог видеть ни один из жителей Аркадии или Арголиды.
Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лишь изредка его охватывало беспокойство. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он редко делал этюды, а тем более не писал свои картины с натуры. Позднее, в 1899 г., Врубель написал панно (незавершенное) «Демон летящий», а в 1902 г. — «Демон поверженный» (ГТГ). Оно было результатом ретроспективной оценки своего творческого пути.
С осени он снова в университетской клинике. Фигура юного титана с мощным торсом и печальным темным лицом помещена в подобие фантастического изменчивого пейзажа. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Он часто бывал в семье учителя, принимал там участие в концертах и спектаклях. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Именно так написана картина «Демон» (1890, ГТГ). Не все из них согласились. Об этом напоминает и спина пастуха, она похожа на слиток меди.
Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Это еще один опыт чуткого прислушивания к «голосам» природы в творчестве художника. Лицо становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества.
публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Это последний, отчаянный полет над горами. Ночной колорит живописных ноктюрнов Врубеля Сирень (1900) и Пан, связанных единством мифологического сюжета, картины К ночи и Царевна-Лебедь перекликается с поздними произведениями Ге. В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Очевидцы рассказывали, что на хуторе Ге (где Врубель проводил почти каждое лето) по вечерам всем обществом ходили на ближний курган смотреть закат – и узнавали фоны сказочных картин Врубеля, восхищались, как верно переданы у него эффекты вечернего неба. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
художник исполнил серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, в том числе к поэме «Демон». Он все мои картины исказил».
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Общение с мастером не ограничивалось академическими классами. И кажется, ему это удалось.
Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Но сценическая условность преображена натиском врубелевской кисти, претворена в сказочную.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Борьба света и тьмы – вот содержание большинства работ Врубеля. Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.
Достаточно просто повнимательнее присмотреться к вещам. Его вывернутое изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Безмолвие сумерек нарушают только печальный крик ночной птицы, да храп коней.
Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал — не то. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это "Гамлет и Офелия" (1884, ГРМ). Врубелю довелось несколько раз летом поработать в мастерской Ге, на его хуторе близ Чернигова. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Тем не менее, он начинает работать. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон — «дух страдающий, но не злобный». Из всех портретов художника этот, вероятно, наиболее автопортретен.
Сквозь жесткие черные волосы цыгана-пастуха, виднеются рога. Это произведение принесло художнику славу декадента. Весной 1903 года наступает значительное улучшение. Все политические и культурные события конца XIX — начала XX вв.
Константин Коровин рассказывал: как-то летом они с Врубелем пошли купаться и Коровин увидел у приятеля на груди большие белые полосы, как шрамы. Природа, кажется, только обретает свои очертания, формы и краски зыбки и изменчивы. Здесь он пишет акварель "Натурщица в обстановке Ренессанса" (Гос. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Академическое жюри работы Врубеля не приняло. В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон — «дух страдающий, но не злобный».
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий кристаллики льда, образующие узоры на стеклах игру света и тени и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 — 1887) Белая акация, Белый ирис, Орхидея панно Богатырь (1898), Одиллия (1894), Сирень (1901), Кампанулы, Раковины и Жемчужина (1904), Тени лагун (1905) и т. д. Фактура его сильного тела сливается в одно органическое целое с землей, травами, воздухом и водой.
Усольцева. Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту.
Багровые цветы чертополоха, рыжий конь — все будто несет следы ушедшего солнца. Это очень сильно потрясает художника. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Демон почти задевает вершины своим телом.
Веет прохладой от темных просторов древней скифской степи, где гуляет ветер. Но земля, кони, одинокая фигура будто напоены жаром ушедшего дня. Шехтелем (Полет Фауста и Мефистофеля). величавый. Будучи семилетним ребенком, он посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. Ведь в ночи всякое померещиться может. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега.
Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.