Как Выглядели Гусляры

Мастера по деревообработке различают правую и левую сторону досок. Академическая школа включает в себя и оркестры народных инструментов, вот таким образом имеет свою школу исполнения и многих известных артистов-гусляров (некоторые современные коллективы упоминают в своем творчестве этот инструмент, например Гуф Гусли). Позднее хроматический. Уних малое количество струн— 5–6 штук инеочень большой диапазон звучания. Натягивались струны на специальный выдолбленный ящик, похожий на небольшое корыто.

Абсолютно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Гусляр Егор Стрельников родился на Украине, в Запорожской области. Самый древний свистковый духовой инструмент, разновидность многоствольной флейты.

  1. Помогите пожалуйста с заданием по окружающему миру
  2. Описание картины Виктора Васнецова «Гусляры»
  3. Вспоминаем забытую музыку вместе сСергеем Плотниковым
  4. Гусли – русский народный инструмент

Как образ-символ гусли соотносятся с основополагающими понятиями культуры. На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Глаголом «гудеть» обозначали те звуки, которые извлекаются при соприкосновении со струнами.

И поклонники инструмента не уступали, постоянно преобразовывая инструмент. Открылок — дополнительная «площадка» для отражения звука, дополнительная резонирующая дека (хоть и некорректно применять термин «дека» к открылку, зато понятно объяснил). Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

постоянно звучащих при игре. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников) и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. Игрой сопровождали пение медленных песен и плясовых мелодий. Гудки, а также гусли и домры церковники в письменных средневековых источниках часто называли «бесовскими сосудами». Смотря на полотно, мы буквально ощущаем себя рядом с героями творения Васнецова.

Совсем недавно при археологических раскопках, проводившихся в Новгороде (1951-1962 гг. ), в культурном слое XI века среди предметов из кожи, кости, тканей и дерева были обнаружены и музыкальные инструменты. «Гусельная доска», «досточка гусельная» — под таким названием упоминается в песнях и былинах инструмент и его составные части: «досочка», «шпенечки» (название колков в былинах, служивших для «налаживания» струп иначе настройки), струны.

  1. ПОЯВЛЕНИЕ ГУСЛЕЙ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
  2. Видео: Гусли на видео звучание
  3. Непростая и интересная судьба музыкального инструмента
  4. Устройство клавирообразных гуслей
  5. Словари и энциклопедии на Академике

Шутливая народная поговорк: «И в пир и в мир и в добрые люди» – подходит к этому славному инструменту как нельзя лучше. Существуют гусли шлемовидные, треугольные, трапециевидные, прямоугольные (щипковые). Струны их гуслей были кишечные число их не всегда было одинаково. Играют так же и мелодии (техника «набивания», «выборная», «подщипывания»).

Помогите пожалуйста 
с заданием по окружающему 
миру

Их носили за пазухой, под полой, как поется в русских народных песнях. В былине о Садко в системе описания «кораблик-море, струны-волны», которую, как новгородскую, можно соотносить с северо-западной славянской традицией, вообще, не иносказательно, а буквально описано бракосочетание гусляра с дочкой Морского царя — речкой Чернавой. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн. Также их называют звончатыми, они имеют диатонический звуковой ряд. Гусли с игровым окном (новгородские) – инструмент имеет игровое окно в которое вставляется рука с тыльной стороны инструмента как у скандинавских лир. На шлемовидных гуслях все 10-25 струн при игре защипываются пальцами обеих рук. Их изящный корпус выполнен из деревянного бруска.

Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми». А так как хороших, «раскрученных» терминов не хватает, то почему бы не воспользоваться тем, который и искать не надо. Если гусляр затрагивает сразу все струны, то это называется «бряцает». В русской традиции каждая трубочка на кугиклах имеет свое название: «гудень», «подгудень», «средник», «подпятушка» и «пятушка». Металлические струны (от 4 до 6), установленные на инструменте, усиливали его звучание.

Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует пятитоновому ладу русской песни. Шлемовидные гусли были очень популярны накартинах ивкино. В таком случае струны пропускают через порожек.

Реже можно встретить гвоздики, вбитые с торца. Это происходит тогда, когда народное сознание и параллельно с ним христианские богословы начинают воспринимать гусли как инструмент «главного гусляра», освященный авторитетом библейской традиции псалмопевца царя Давида. На одной из частей гуслей была вырезана надпись «Словиша». В центре внимания три человека. Кажется, объяснил.

Так появились гусли крыловидные. Таким образом, с боковых и торцевых сторон доски получаются четыре стенки. Позже гусли были реабилитированы и использовались и в церковной обрядовой музыке. При Иркутском театре народной драмы создан Ансамбль русских гуслей.

На найденных в Новгороде гуслях отчетливо просматривается надпись «Словиша» – имя, происходящее от «славии» и означающее «соловей». Встречаются и мнения, что струнные инструменты такого плана пришли с востока (Китай — струнный инструмент гуцинь известен ещё задолго до Рождества Христова) и версии того, что римляне завезли лироподобные инструменты далеко на север во время колонизации А сколько мнений высказывается в разных странах о самобытности местных видов инструмента. А пели- рассказывали ту былину под аккомпанемент гуслей звончатых. К сожалению, в настоящее время в России очень мало мастерских, в которых делают гусли. Гусликрыловидные (илизвончатые) состоят из долбленого или клееного плоского корпуса крыловидной формы, на деке которого натянуты от 4 до 9 металлических струн.

Дуем слабо— звук низкий, дуем сильно— звук высокий. Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. Различают крыловидные, гусли с игровым окном и шлемовидные гусли. И вот как раз такие гусли без открылка составляют основной процент этих «кантеле». Струны приглушаются пальцами левой руки, так же как и у крыловидных.

По инициативе и убедительной просьбе русского энтузиаста, создателя «Великорусского оркестра» народных инструментов В. Андреева, а также его сподвижников Н. Привалова и О. Смоленского музыкальным мастером Фоминым были сконструированы хроматические клавишные гусли, а затем и целое семейство щипковых гуслей, состоящее из пикколо, примы, альта и баса. Шлемовидные гусли были у Баяна, легендарного песнопевца из «Слова о полку Игореве», который «не десять соколов пускал на стадо лебедей, но свои вещие персты возлагал на струны живые». Но в любом случае надпись свидетельствует о том, что гусли принадлежали славянину. Это могли быть либо гусли шлемовидные, либо с игровым окном. Калюка делается излюбой пустотелой травы— дудника, кокорыша.

По форме выделяли шлемовидные (или псалтырь), крыловидные (звончатые) и трапециевидные гусли. Скорее всего были. Юноша слеп. Прямых указаний на это нет, зато есть косвенные.

Обломки пятиструнных гуслей с надписью «СЛОВИША», обнаруженные археологами в Троицком раскопе в слое XI века г. Новгорода. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. Абсолютно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Самое малое количество струн, зафиксированное на гуслях, – пять. Перебирая струны гуслей, они поют о бескрайних родных просторах, спокойной и величественной красоте русской земли и ее могучем народе.

Дабы струны звучали громче, звонче, «яро», ящичек прикрывался специальной крышечкой-декой, сделанной из кожи или из дерева. Благодаря открылку эти гусли ощутимо громче и резче, чем, например, гусли-кантеле. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса.

Крыловидные или звончатые, гусли имеют от 5 до 14 струн играть на них нужно, перебирая все струны, «бряцая» и глуша пальцами другой руки ненужные звуки. Гусли в разных своих формах продолжают активно бытовать до середины 19 века и после небольшого затишья возрождаются вновь. Сами носители языков, в которых словом «кантеле» называются всякие гуслеподобные инструменты, акцентируют необходимость применения этого термина к их собственным национальным инструментам. «В некотором царстве, в некотором государстве». Кстати, на YouTube есть большое количество роликов, демонстрирующих игру на гуслях.

Струны их гуслей были кишечные число их не всегда было одинаково. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

Только эти типы гуслей существовали в XII веке. Родился новый инструмент. Мывсе вдетстве свистели втакие трубочки. На гуслях играли многие герои былин и сказаний – богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич, Садко и Баян – автор «Слова о полку Игоревом». Инструмент рос. Получилось это случайно, но эффект мне нравится. Особенной чертой является тонкий, около 6-11мм, открылок.

Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Сжатие досок осуществляется двумя деревянными клиньями, забиваемыми навстречу друг другу. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску. Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек играющий на гуслях и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). По внешнему виду их довольно просто отличить, так как струны на них натянуты веерообразны и сужаются к «пятке».

Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Многие эксперты считают, что именно отсюда такое называние. Внешне все они похожи, ноимеют разный строй иразное звучание. Арфа, кифара, лира — это все родственные инструменты со схожим принципом извлечения звука.

Синему морю на тишину, а людям на послушание» – так начинается знаменитая былина о Добрыне Никитиче. Свадебный аккомпанемент гармониста стоил 10рублей. Орнаменты на гуслях свидетельствуют о языческих культах древнего Новгорода. «Гусль» – это одна струна, а «гусли» – их совокупность. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. В принципе (да простят учёные мужи такое обобщение), гусли и кантеле — два названия одного и того же инструмента, пережившего и в Прибалтике и в Скандинавии и в России и в других европейских странах, свои уникальные этапы эволюции. Я полностью за то, чтобы закрепить термин «кантеле» за инструментами без открылка.

Существует около 12 различных способов настройки гуслей. Кому-то близок один инструмент, кому-то другой. Но в литературе, вопреки здравой исследовательской логике, такой шаг всё-таки был сделан. Но время изменяло этот древний инструмент.

Легко проследить эту эволюцию: со временем гусельная манера игры (гусли на коленях, прислонены к животу) вытесняет лирную (вертикальную). Строй их был диатонический, обычно мажорного лада, а низкие звуки образовывали квинтовый бурдон по отношению к основному звукоряду. Со временем на смену музыкальным произведениям былинно-распевного характера приходит песенный фольклор, который вызвал появление новых музыкальных инструментов. Музыкант играющий на гуслях, называется гусляром. Но всё равно дека делается из елового массива (идеально) или из дощечек (хуже). Удивляет обилие его репертуара, зрелость христианского мировоззрения. В дворянских кругах в моду входят европейские инструменты: арфа, затем клавесин. Кладется так же, как и другие разновидности, на колени. По аналогии с городами: Новгород, Ополе, Гданьск, — в Беларуси это могли бы быть города на берегах судоходных рек, торговых путях: Днепр, Западная Двина, Припять, Неман, Буг.

В нижней части размещался круглый валик, т. наз. Самый древний вариант— лирообразные гусли, которые вышли изупотребления вXIVвеке. В числе находок были детали и самых древних гуслей. Широкого распространения в народном музицировании не получили. Псалтирь получает распространение преимущественно в среде духовенства.

Это число может доходить до 66. Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к «пятке» (место, где находится струнодержатель). Можно встретить и более поздний способ сборки инструмента на раме.

Актеры театра готовят исполнителей игры на гуслях, ребят из детского клуба «Илья Муромец». При желании можно найти мастера, который изготовит для вас персональные гусли.

Кто как хотел, тот так для себя и мастерил. Поэты воспевают их в своих стихах, а художники отображают в своих картинах. Исполнители, я думаю, просто не удерживали их на коленях. Правой рукой «выщипывается» мелодия, а левая зажимаются аккорды.

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в СлужебникеXIV века, где в заглавной букве Д представлен человек играющий на гуслях и вМакарьевскойЧетье-Минее1542года). Корпус первобытных гуслей (или так называемой в древности «гусельной доски») представлял собой широкий плоски ящик, делавшийся в старину из явора (белого клёна), откуда название этих гуслей – яровчатые или яворчатые. При раскопках в Новгороде были найдены гусли, которые имели от 4 до 9 струн. ВЕльце спрашивали: «Сколько стоит гармошка. » Продавец отвечал: «30свадеб». Почему «кантеле». Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, т. е.

Есть и другое – яворчатые (явор – клен). Толщина инструмента варьируется от 4 до 6см, а длина— не более 800мм. Первое упоминание о гуслях на беларуских землях датируется XII веком (в работах Кириллы Туровского и то, что имелись в виду именно гусли, а не любой другой инструмент, названный этим «универсальным словом» ясно из контекста). Изтравы— народный вариант, асейчас делаются пластиковые. Гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово) или, как их пренебрежительно стали называть гусляров — сослужили недобрую службу в судьбе инструмента.

Тонкая струя воздуха, попадая наострую кромочку, рассекается — иполучается свист. Для того чтобы не приглушалось звучание струн, на углах двух торцевых сторон устанавливаются металлические пластины в форме уголка, а на деке размещаются две подставки из твердого дерева (бук) для струн имеющие острый угол. Звукоряд диатонический.

Родители делали своим детям игрушечные гусельки. Шлемовидные гусли – имеют форму шлема или холма, от 10 до 25 струн такой же настройки. Были ли такие гусли на Беларуси. Расстояние между колками 25 мм.

Были также найдены главные детали инструмента — верхняя дека и струнодержатель. Затем появились крыловидные гусли, которые народ использовал вплоть до1980-х годов. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн.

Отсюда происходит и название гуслей – «Яровчатые». Основной приём игры— арпеджиато от нижнего звука к верхнему19. Натерритории России — 50видов гармоней. Такие же гусли изображались на иконах и фресках XIV века. Однако именно гусли существовали исключительно на Руси.

Он, подобно арфе, родился на свет из натянутой струны лука. Финны говорят, что впервые кантеле сделал Веймемёйнен (источник «Калевала»). Они были разными. Такой нехитрый инструмент брали вночное дежурство пасти коней. Пятью струнами не ограничивались, стали семь ставить, девять, одиннадцать, пятнадцать. В старину материалом для изготовления служили явор (разновидность клена с белой древесиной), рябина, яблоня, ель. В это время, вероятно и происходит, с одной стороны, воцерковление русских гуслей. Гусли – старинный русский музыкальный инструмент.

Все они исполняют песню, об этом говорят приоткрытые рты музыкантов. В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны. Легче всего найти песни и ноты под 9-ти или 12-ти струнные гусли. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. Вывод, конечно, не бесспорный, но наглядно обозначающий некий исторический рубеж в традиции бытования гуслей в качестве мифопоэтического, философского инструмента.

Где бы гусли с игровым окном на Беларуси могли встречаться. Под его звуки ходили напокос. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения. В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски.

Крестьяне активно использовали гудок вXVIIIвеке. Крыловидные гусли были распространены в XIX—XXвв. Между корпусом и колковым рядом находится область игрового окна. Его лицо, откинутая в порыве игры рука выражают самые яркие переживания и эмоции человека, много повидавшего на своем пути и готового увидеть еще большее.

Торцевые стороны должны быть более широкими. Далее на торцевые или капковые бруски в верхней части будущего инструмента устанавливают колки, в нижней — струнодержатель (металлический пруток или трубочка из прочной стали), способные выдерживать довольно сильное натяжение струн. Т. е. Мог ли он догадываться о том, что взяв в руки холст в последнем году уходящего столетия, картина «Гусляры», выполненная маслом, будет украшать одну из стен Пермской художественно галереи. Как ясно из названия, этот инструмент отличает наличие открылка.

Число струн на гуслях не было постоянным и колебалось от 3 до 13. Жили когда-то на Руси Великой люди – песенники-сказители. И где-то на рубеже ХVII-ХVIII веков появились столообразные гусли (приложение 13). Раскрасневшиеся щеки выдают его волнение и переживания.

То есть можно с уверенностью назвать русские гусли феноменом (иностранцы нередко называют их трапецевидными из-за характерной этнической формы). Количество струн на гуслях поздних времен могло быть от 10 до 30 струн. К большому сожалению, гусли для музицирования в быту теперь почти не употребляются. Такие гусли еще называют «крыловидными».

Тогда напускал он десять соколов на стаю лебедей и какую лебедь настигали — та первой и пела песнь старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю перед полками касожскими, прекрасному Роману Святославичу. Калюка— это травяная дудка или обертоновая флейта. Певец-гусляр Андрей Байкалец. Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху.

Аеще этот инструментиспользовали скоморохи. Народные гусли были трех видов: лирообразные, крыловидные ишлемовидные. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами.

Время и место изобретения точно не известно. В старину материалом для изготовления служили явор (разновидность клена с белой древесиной), рябина, яблоня, ель. Однако в отличие от многих лироподобных инструментов, вирбельбанк (уплотнение для вкручивания колков) и опоры вирбельбанка (стороны игрового окна) являются частью корпуса (сделаны с корпусом из одного куска дерева). Большой популярностью в народе пользовались 20-25-струиные гусли. Во время игры он используется для поддержки левой руки, которая от неподвижного нависания над струнами быстро устаёт. Наиболее популярен его альбом «Раю мой Раю».

На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников) и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. Верхняя дека инструментов имеет резонаторные отверстия. Интересен рассказ Якоба фон Штелина— немца который жил вПетербурге вXVIIIвеке. Он уникален по простоте и исполнительским возможностям.

Корпус инструмента из деревянного бруска выполнен в более изящной форме. Гусли— струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. ВXVII веке вСанкт-Петербурге гудок был популярен среди матросов и солдат. Роль деки здесь играет голосная доска, которая устанавливается на фронтальной части. С наружной стороны деки укреплены две дугообразные планки. Такие гусли встретить не так просто – они довольно редкие.

Каждый по-своему красив. Родственные инструменты: кантеле и коклес. Ноони относились кнародной традиции марийцев ичувашей. Однако после крещения Руси гусли попали в немилость у христианской церкви.

После высыхания (12 ч) заготовку обрабатывают, убирая остатки клея. В целях более прочного крепления колков отверстия в корпусе на левой боковой стороне рассверливаются на 1, 3 мм меньше, чем диаметр самих колков. Крайние колки находятся на расстоянии 75 мм от края сторон. Гусляр (первоначально их называли гуслистами) играл на инструменте, защипывая струны обеими руками. На таких гуслях играли «под песни», «под пляску» и даже «под драку», эта разновидность считается простой, «народной», такие гусли были даже в бедных домах. (Приложение 5).

Гусляр-певец из глубинки из самой народной гущи. В XVI веке один из вопросов на исповеди звучал как: «Не пел ли ты песен бесовских, не играл ли на гуслях. » Во время царствования Алексея Михайловича изъятые у населения гусли сжигались возами. В XII веке любого, кто был замечен в ворожбе, рассказывании сказок или гудении в гусли, ожидали «посмертные муки». Восновном ихпокупали, чтобы играть насвадьбах. Во втором случае инструмент устанавливается ребром (боком) на колени и для удобство немного наклоняется к исполнителю. Открылок — тонкая часть корпуса, выступающая за колковый ряд.

Как правило, можно встретить самоучители игры на звончатых гуслях. Более современной разновидностью гуслей является арфа. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей – «яровчатые». Он пишет, что гудок – это инструмент черни. Инструмент существует и применятся по сей день. А какой самый древний вид.

Видимо, ненависть была в первую очередь основана на связи гуслей с языческими верованиями. — Наколенные гусли. Чтобы дека не деформировалась при натяжении струн, ее наклеивают на деревянные планки (пружины), проходящие внутри корпуса. Сезонный инструмент. Наименование гуслей «звончатыми» получилось благодаря употреблению на них металлических струн (из тонкой меди): «золочёные», «звончатые».

Штифты для крепления струн устанавливаются на расстоянии 15 мм друг от друга, а. крайние расположены на расстоянии 45 мм. Они ведь жили среди народа и сами были простыми людьми. если гусли с игровым окном смело можно назвать «гусли-лира» и все поймут, — то гусли без открылка с таким же успехом могут назваться «гусли-кантеле» или просто «кантеле». На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Появились гусли трапецивидной формы.

«Гусельная доска», «досточка гусельная» — под таким названием упоминается в песнях и былинах инструмент и его составные части: «досочка», «шпенечки» (название колков в былинах, служивших для «налаживания» струн иначе настройки), струны. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем. На крыловидных гуслях играют, как правило, разом затрагивая все струны («бряцание») и глуша ненужные струны пальцами левой руки. Виктор Михайлович был человеком с необычной судьбой. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту.

Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Эта конструктивная особенность присуща лирам, но не гуслям. Этот инструмент появился на свет давным-давно.

Старость выступает здесь символом мудрости. И по причине многообразия видов каждого названия и многообразия названий каждого вида, показать конкретный инструмент и сказать: «вот это — гусли», показать другой: «вот это — кантеле», — невозможно. Гармошка была самым дорогим инструментом. Вообще «гудебными сосудами» на Руси называли почти все струнные инструменты, в том числе и гусли-погуды. Под гусельный аккомпанемент исполнялись и до сих пор исполняются былины, сказания и более эпические вещи, например, «Слово о полку Игореве». Эта простейшая форма гуслей способствовала тому, что играющие могли носить инструмент «под пазухой», «под мышкой».

Здесь же мастер, если нужно, покрывает инструмент морилкой или лаком. В какой-то момент положили на стол, прикрутили четыре ножки. Яркая струнная имитация колокольных звонов привела его на звонницы православных храмов. Подобные орнаменты сообщают нам о языческих культах древнего Новгорода. На крыловидных гуслях (в академической школе их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам (бряцание) и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, а так же игра мелодий (техника набивания, выборная, подщипывания), на шлемовидных или псалтырь, струны защипывают обеими руками: левая басы, а правая – мелодию. 30свадеб отработал — иокупил цену гармони.

Помнил он, говорят, прежних времен усобицы. Трепетным уважением и любовью к миру Древней Руси проникнута картина «Гусляры», написанная в 1899 году. струнодержатель, в верхней — деревянные колки настройки инструмента. История возникновения инструмента скрывается во мгле веков. Русоволосый отрок с усердием играет на гуслях и поет. Появление его неожиданное было радостным событием для многих.

В них бывает от 4 до 14 струн. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Музыкант, который играл на таком инструменте в средние века назывался гудцом.

Хотя есть и другая версия, по которой «Словиша» – это личное имя инструмента, а не его владельца. Остаётся только догадываться, о чём они поют. Играли на гуслях как соло, так и в ансамбле, самостоятельно и в качестве аккомпанемента пению.

Воссозданием древней традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители. Снизу есть отверстия. Пришел в Москву пешком из древнего города Иркутск, от священных вод озера Байкал. Однако интерес к этому замечательному инструменту растёт. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. В Перми – Олеся Владимировна Гладкова (преподаватель ПГПУ, руководитель фольклорного ансамбля «Свестия»), Ольга Ильинична Максимова (руководитель фольклорного ансамбля «Жаворонушка», Нытвенский район, село Шерья). Размеры — длина 600 мм, ширина 250 мм, высота обечайки (боковой части) 45 мм.

Инструмент был особенно популярен в Брянской, Курской и Калужской областях.

Существует множество приемов, самые распространенные из которых «подщипывание» и «глушение». На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн. Совсем недавно при археологических раскопках, проводившихся в Новгороде (1951-1962 гг. ), в культурном слое XI века среди предметов из кожи, кости, тканей и дерева были обнаружены и музыкальные инструменты. Крестьянские гусли были четырех-, пяти-, семиструнными (Приложение 11).

Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, чаще 6-9, настроенных по ступеням диатонической гаммы (иногда в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Задний план прекрасно дополняет основную мысль, переданную автором. В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Есть предположение, что у славян имя инструмента граничит с той самой звучащей тетивой, которую в старину называли«гусла». Научные работники Беларуси и России утверждают, что гусли это слегка модернизированный «музыкальный лук» (примитивный народный музыкальный инструмент известный во всех странах) и возникнуть гусли, как музыкальный лук со многим числом струн могли где угодно, довольно давно и абсолютно самобытно. А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».

Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие) или выжигает несколько маленьких отверстий. На тыльной стороне — изображение льва и птицы. К пятке мастер прилаживает струнодержатель. В Новгороде также были найдены маленькие гусельки (предположительно длиной до 37 см), украшенные резьбой и свастикой иллюстрирующей образ священной лозы.

Также проделываются вспомогательные отверстия. На них можно играть стоя или сидя. Автор – выдающийся художник и архитектор Виктор Михайлович Васнецов. В числе находок были детали и самых древних гуслей. По некоторым данным, гусляры считались колдунами, а гусли – «бесовским инструментом».

Чтобы избежать этого, нужно сверху дощечек положить груз. Начиная с XIV века на Западе (в России – начиная с XVII века) употреблялся очень похожий на псалтиревидные гусли инструмент под названием цимбалы. Гусляры – не случайные герои картины.

Количество струн от 55 до 66. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Строй вначале был диатонический.

Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). В этом устойчивом символе, характерном для юга и севера Руси, прослеживаются отголоски какого-то древнего мистериального славянского обряда, посредством которого гусляр получал инициационное посвящение, вступая в символический брак с дочерью водяного царя и делаясь его родственником — зятем. У каждого вида своя особенность, свой стиль игры, свой характер. Decke, букв. Она достигает в отдельных экземплярах 1/3 длины струны.

Для прочности склейки острием ножа делают царапины на обеих склеиваемых поверхностях. Клавишные гусли (приложение 14) сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева — Н. П. Фомин.

Это плоское корытце с пазами для шести колков. Он знает, что нужно делать, куда идти и что ожидает нас впереди. Это достигается постановкой трёх (иногда четырёх) пальцев между струн, что позволяет быстро менять аккорды. Репертуар исполняемый на гуслях, очень разнообразен и находил применение во всех сферах жизни – духовной, праздничной, обрядовой. Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков.

И вот, он уже звонарь Свято-Данилова монастыря в Москве. Необходимо соответствие состоянию души человека. Одни из первых гуслей назывались «шлемовидными», так как их форма действительно напоминала шлем. При игре на кугиклах издают голосом звуки, похожие на звук трубочек.

Принцип тотже, ноиграть легче. Мы уже обратили внимание, что в способе описания гусельной игры из «Слова о полку Игореве», где струны — это лебеди, а пальцы — сокола, которую можно условно отнести к символической традиции южной Руси131, присутствует свадебная символика. После мастер ставит колки и натягивает струны (обычно их длины высчитываются заранее).