Караваджо Картина Воскрешение Лазаря
Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря» создавалась на сюжет имеющий четкие, отшлифованные многовековым опытом иконографические традиции. Картина Микеладжело Меризи де Караваджо Воскрешение Лазаря отреставрирована впервые за 60 лет и выставлена в Риме, передает Лента. ру со ссылкой на Reuters. Картина Караваджо Воскрешение Лазаря отреставрирована впервые за 60 лет и выставлена в Риме, передает в пятницу агентствоReuters. Как полагают искусствоведы, темный фон Воскрешения Лазаря свидетельствует о том, что Караваджо пришлось заканчивать картину, заказанную одним из состоятельных клиентов, очень быстро.
Картина Караваджо "Воскрешение Лазаря" отреставрирована впервые за 60 лет и выставлена в Риме, передает в пятницу агентство Reuters. Впервые за последние шестьдесят лет отреставрирована картина «Воскрешение Лазаря» Караваджо. Картина Караваджо Воскрешение Лазаря отреставрирована впервые за 60 лет и выставлена в Риме, передает в пятницу агентство Reuters.
Рождение Венеры как символ Крещения – скрытые символы в картинах Боттичелли и Караваджо
Июльское солнце нещадно пекло в затылок — шляпа в пути была утеряна. В сенсационную находку не поверили ни автор монумента, ни журналисты, освещавшие событие. Старый воин отвёл душу с Караваджо, к которому привязался на Мальте. Младенец смотрит на потолок хлева, сквозь дощатые щели которого проникает лунный свет. Опасаясь за сохранность картины, прелаты решили передать её сенату города.
Наутро он принял решение бежать на север, в Мессину. Но она позволила с помощью подключившегося телевидения воочию увидеть, как за менее чем двадцатилетний период творческой деятельности Караваджо сумел совершить революцию в искусстве. На землю выкатились кости, череп, спали погребальные пелены с Лазаря.
Да и кому бы взбрело в голову ворошить прошлое. В эту борьбу изрядно смахивающую на мародёрство, активно включился объявившийся в начале июля новый вице-король Неаполя Педро Фернандо де Кастро, граф Лемос — тот самый, кому Сервантес посвятил свои «Назидательные новеллы» и вторую часть «Дон Кихота». Начались лихорадочная возня вокруг его картин и борьба за их обладание. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа.
Мощная и огромна пустота. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Однако в полученном Лемосом ответе было заявлено, что художник туда так и не прибыл. В Мессину путники прибыли в начале января 1609 года. Известие достигло Неаполя и Караваджо стал лихорадочно собираться в дорогу.
Ради этого застывшего на полотне мига и писалась картина. Последнее – это отсылка к известным словам Бога, обращенным к Моисею в момент видения Неопалимой Купины: «Сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. Настенная живопись римских катакомб, византийские фрески иконы, а еще Джотто, Лукас Кранах Младший, Рембрандт, Нестеров, Ван Гог. Караваджо всегда носил при себе оружие и часто его применял.
Описание картины «Воскрешение Лазаря»
Он несколько раз попадал в тюрьму. Непонятно только, каким образом художник оказался в крепости прибрежного городка Пало, где перед ним был разыгран спектакль с задержанием для «проверки документов».
В теоретических текстах ряда крупных церковных деятелей того времени (в их числе – кардинал Габриэле Паллеотти и земляк Караваджо, миланский архиепископ святой Карло Борромео) нередко встречается мысль о необходимости реалистического подхода к показу священных событий, с целью пробуждения у верующих эмоционального сострадания, которое приведет к углублению веры в историческую реальность изображенного. Однажды он повздорил с неким Томаззони. Сколько раз ей с братьями приходилось выручать Караваджо. С земной жизнью связан еще один символ – круглое выпуклое зеркало на стене.
Он получил заказ для церкви святой Лючии. Оно проясняет и непонятную торжественность в их поведении и странное отсутствие обуви на ногах мужчины. Чезари скупал работы молодых художников и перепродавал их. Ведь на полотнах это были простые смертные люди.
Смятение, горе, любопытство, недоумение на лицах присутствующих. Так с лёгкой руки Караваджо эта пещера, обладающая поразительной акустикой, секрет которой до конца так и не раскрыт, получила название «Ухо Дионисия». О стычке быстро стало известно властям и Караваджо кинулся в бега, ведь его не просто разыскивали за убийство, за его голову объявили награду.
Случай привел его в мастерскую известного тогда Джузеппе Чезари. Праздную жизнь и гульбу не выдержал даже Марио, который был помоложе — одумавшись, он вернулся к своей благоверной Кьяре. Вскоре картина была готова и отправлена в Геную. Караваджо не захотел показываться ей с побитой физиономией и рукой на перевязи.
Он написал «Погребение святой Лючии», которая считалась покровительницей Сиракуз, достаточно быстро, всего за два месяца. Ему претила роль придворного живописца, которую навязывали ему князья Фарнезе, заставляя его заботиться о своём внешнем виде, но художнику было небезразлично только отношение к его творчеству. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.
Её готов удержать стоящий за ней молодой мужчина, смахивающий на автора, как и в прежней работе «Взятие Христа под стражу». Когда Караваджо был отпущен, нанятой фелюги след простыл. Не выдержав последовавшей травли, несчастный умер от инфаркта.
Реставрация картины Караваджо завершена
Сохранено и прежнее название места Le Ciminiere (Трубы), поскольку Катания издавна славилась как экспортёр серы. Нынешняя реставрация длилась 7 месяцев и, по-видимому, удалась. К делу причастны многие высокопоставленные лица, на что имеются прямые и косвенные улики. «Ничего удивительного, — возражают некоторые сторонники официальной версии.
Ведь на полотнах это были простые смертные люди. Благодаря этой детали бытовой интерьер может восприниматься как сакральное пространство. Чтобы получить искомый результат, он обратился за помощью не к кому-нибудь, а к самой матери-природе и подземный каземат оказался у него похожим на ухо»79.
Святая мученица была уроженкой тех мест и считалась покровительницей Сиракузы. С ним согласен стоящий чуть ниже пастух, сложивший ладони в типичном для итальянцев жесте, который означает изумление: «Да разве так можно. » Хранит молчание лишь Иосиф, знающий тайну появления на свет Младенца. Случай привел его в мастерскую известного тогда Джузеппе Чезари. И всё же многое заставляет усомниться в подлинности представленного документа. Собравшиеся в мрачной пещере страждущие христиане напоминают статуарные позы хора из трагедий Эсхила.
Караваджо с трудом выбрался на сушу, потирая намятые бока. Надо признать, что не только в любви, но и в делах Марио был весьма удачлив. Ещё мгновение — и девушка, схватившись руками за стрелу, упадёт замертво. — Художник мог обрести упокоение в одной из общих могил для неопознанных тел».
Отреставрирована картина Караваджо «Воскрешение Лазаря»
Из-за слепящих лучей заходящего солнца гонец не мог приметить лежащего у воды человека, походившего издали на прибитую волной к берегу корягу. В основном это были портреты уличных мальчишек и бедноты. Он и там умудрился повздорить и оказаться в тюрьме. Бывали случаи, что от его картин отказывались заказчики. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Нечто подобное уже было в римском «Успении Богоматери», но там пространство не воздействовало столь угнетающе на собравшихся людей.
Возможно, они решили вернуться и, чтобы не оставлять жертву в живых, пустились вдогонку. Вице-король прибыл на военной галере и бросил якорь в бухте острова Прочида, дожидаясь, пока бывший вице-король покинет город, увозя с собой «Распятие апостола Андрея». Они отвернулись, не желая смотреть смерти в глаза. Такой ему представлялась далёкая Палестина. Композиция выстроена по вертикали. Им был выбран заключительный эпизод трагической истории.
Из-за девушки известной в Риме куртизанки, которая, как говорили, позировала ему для картины «Святая Екатерина». Идущий справа луч света скользит по тиаре епископа с посохом, мощной спине могильщика, отдельным заплаканным лицам, останавливаясь на единственном ярком пятне на картине — красной накидке на плечах молодого дьякона. Отличительной особенностью Караваджо была его откровенность. И вообще это не Вакх, а смертный, нарядившийся им, словно бы говорит художник, спуская нас с небес на землю.
Как же изменился мир за прошедшие полтора столетия. Его поддержка много значила для художника.
Свидетель тех событий Бальоне пишет, что, прожив в Риме не более четырёх месяцев, «кардинал Гонзага уже ведёт с папой Павлом V переговоры о помиловании»87. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. На фреске Мазаччо «Изгнание из Рая» в капелле Бранкаччи храма Санта Мария дель Кармине во Флоренции рыдающая обнаженная Ева показана в иконографии Venera pudica («Венера стыдливая», которая в античном искусстве связана и историей рождения Венеры из пены морской. День клонился к закату и тени становились длиннее. Они отвернулись, не желая смотреть смерти в глаза. Весть о смерти художника вызвала переполох в Неаполе.
Нельзя не согласиться с этим мнением. Скрестили шпаги, дуэль была жестокой и кровопролитной. По мнению ряда специалистов, выгнутое зеркало – это speculum sine macula – «зеркало без пятна», богословский символ чистоты и непорочности. Во дворец Челламаре к маркизе Колонна пожаловал приор Мальтийского ордена, который потребовал вернуть картины члена братства иоаннитов, начисто «забыв» об исключении Караваджо из ордена. Скрестили шпаги, дуэль была жестокой и кровопролитной.
Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Воскрешение Лазаря»
Фра Джузеппе знал, что говорил ибо на Сицилии многих следовало опасаться. Караваджо всегда носил при себе оружие и часто его применял. Это обстоятельство вызывает особое недоумение. Его бросало в дрожь при одном только воспоминании о каменном мешке «гувы». Автор немного отходит от канонов русской иконописи: своих персонажей он представляет не как святых, апостолов или других библейских героев, а как обычных людей, которые ищут свой путь к Богу.
Если натурщик держал в руках виноград со сгнившими ягодами и пожухлыми листьями, то художник выписывал их такими, как они есть. Автор памятника, скульптор Джанфранко Романьоли, бесспорно исходил из знаменитой картины Караваджо «Голова Медузы», выразив тем самым своё неприятие официальной версии о кончине художника из-за болезни. «Поклонение пастухов» с фигурами, словно отлитыми в бронзе, — это своеобразный апофеоз настойчивых поисков наиболее выразительных средств при изображении типичных представителей народных низов, которых Караваджо изображал на своих полотнах с глубокой симпатией и пониманием их нелёгкой доли.
- Воскрешение Лазаря: 7 мировых шедевров искусства на библейский сюжет
- Реставрация Воскрешения Лазаря Караваджо завершена
- Что скрывают Микеланджело и Караваджо
- Реалистичность и страсть: интересные факты об итальянце Микеланджело да Караваджо
- Реставрация «Воскрешения Лазаря» Караваджо завершена
- Ученые завершили реставрацию Воскрешения Лазаря Караваджо
- Интересные факты об Микеланджело да Караваджо
Многие критиковали Караваджо за натурализм, вульгарность, за профанированность его святых. Здесь, как и в мальтийском «Усекновении главы Иоанна Крестителя», большое внимание уделено архитектурной организации пространства, создающего атмосферу напряжённости, усугубляемую приглушённой цветовой тональностью. Всех особенно потрясло огромное полотно «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608), где Караваджо впервые поставил свою подпись. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле81.
Стало быть, всё же напали на след — жди худшего.
Многие критиковали Караваджо за натурализм, вульгарность, за профанированность его святых. Один излучает божественную силу и мощь, другой – серая кукла из мира теней. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. После загула наступило горькое похмелье, как уже не раз случалось с художником. Ещё большим откровением явился «Святой Иероним», сидящий среди книг в светлом рабочем кабинете, за окнами которого типичный сицилианский пейзаж, а у ног учёного мужа мирно разгуливают павлин и перепёлка.
Вероятно, его не покидало чувство вины перед ней. Вокруг дворца Челламаре крутился ещё один «поклонник» живописи — местный приор ордена иоаннитов. Маркиза была единственным существом на земле, перед которым он робел. Присутствие Бога в их жизни показано еще одним символом – горящей свечой в люстре. Все они были равнодушны к судьбе Караваджо их интересовали только его картины. Впервые десятки тысяч зрителей смогли увидеть с помощью лазерной техники на специально оборудованных экранах в просторных залах собранные воедино картины Караваджо, в том числе из частных собраний. На землю выкатились кости, череп, спали погребальные пелены с Лазаря. Не исключено, что за ним действительно гнались ограбившие его хозяин баркаса с подручными.
Принимая во внимание сказанное, нетрудно вообразить картину дальнейшего развития событий. Живописные новшества Караваджо найдут понимание позднее, но даже тогда о них будут высказываться негативные суждения, в том числе и по поводу «Погребения святой Лючии», дошедшего до нас в состоянии плохой сохранности из-за разрушительного землетрясения 1693 года и переноса полотна во вновь построенную церковь в центре города. Сразу откликнулся на него, тем более, что был без средств к существованию. Имея при себе крупную сумму, он с радостью принял предложение Марио составить ему компанию в дороге. Ответа нет.
Под их защитой он мог бы чувствовать себя в безопасности. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
- Караваджо Микеланджело «Воскрешение Лазаря»
- Отреставрированное полотно Воскрешение Лазаря вывесили в Риме
- Микеланджело Меризи да Караваджо
- Фреска Джотто «Воскрешение Лазаря» (1304-1306)
Из-за девушки известной в Риме куртизанки, которая, как говорили, позировала ему для картины «Святая Екатерина». Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». 3, 5).
Эта версия утвердилась в качестве официальной и в дальнейшем не подвергалась сомнению. И он вновь стал писать.
К ней местные жители привыкли, хотя и поглядывают порой с опаской в её сторону. А знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», по мнению немецкого ученого Аби Варбурга, может быть истолкована, как символ Таинства Крещения, поскольку Венера и стоящая на берегу нимфа Ора поставлены в ту же композицию, что и Христос с Иоанном Крестителем в иконографии Крещения Господня. Мощная и огромна пустота.
- Картина Альберта ван Оуватера «Воскрешение Лазаря» (около 1450)
- Караваджо «Воскрешение Лазаря» (1608-1609)
- Картина Гверчино «Воскрешение Лазаря» (1619)
- Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Воскрешение Лазаря» (около 1630)
- Картина Винсента Ван Гога «Воскрешение Лазаря» (1890)
Силы были на исходе, но он упорно шёл наугад вперёд. «Успение», «Мадонна пилигримов» (1603), «Ужин в Эммаусе» (1606), «Положение во гроб» (1602) «Уверение Фомы» (1601), «Мученичество святого Матфея» (1600) и многие другие работы демонстрируют Караваджо как евангелиста от живописи и заставляют содрогнуться от того, насколько близки могут быть события Писания. Только работа могла вывести его из состояния подавленности и хандры. Нет, она устала от нескончаемых хлопот, которые так и не привели ни к чему хорошему.
В феврале не стало правителя Флоренции Фердинандо I, по которому дель Монте очень горевал. Драматизм нагнетается вокруг фигур Христа и Лазаря, стоящих в разных концах картины. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но многим картина показалась мрачной, серой и скупой в колорите.
Ведь за художником закрепилась «дурная слава», а его картины были надолго упрятаны подальше от глаз. Сразу откликнулся на него, тем более, что был без средств к существованию. Работа находится в Капелле дель Арена (Падуя).
- Картины и рисунки Михаила Нестерова «Воскрешение Лазаря»
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Мазаччо, «Изгнание из Рая» – от Венеры к Еве
- Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры» – античный миф или христианское таинство
- Давид Микеланджело – всегда помнить о главном
- Караваджо, «Воскрешение Лазаря» – все совсем не так
- Записки переводчика с Андреем Десницким
Утратили к Караваджо интерес Марцио Колонна, который так легко расстался с картиной «Мадонна с чётками», да и его сестра, пятидесятишестилетняя маркиза Костанца, которая по примеру своей знаменитой тётки Витгории Колонна отрешилась от внешнего мира, облачившись в глубокий траур по старшему сыну. Этим он в чём-то походил на Караваджо — своего главного соперника в Риме. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Он написал «Погребение святой Лючии», которая считалась покровительницей Сиракуз, достаточно быстро, всего за два месяца.
Скрестили шпаги, дуэль была жестокой и кровопролитной. Раненый Томаззони умер от потери крови. Иначе, каким образом мир узнал о смерти Караваджо. После отплытия Мартелли он остался один в Мессине, где чувство страха его не покидало.
Караваджо с радостью принялся за работу. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. А во что обошёлся план побега с Мальты. Ошибку исправил сам Караваджо, с которым, как пишет агент, «удалось подружиться, хотя вокруг него крутится немало всяких заказчиков»86. Кроме того, сама эта выписка из регистра умерших чётко помечена 1609 годом, хотя в газете «Аввизи» чёрным по белому было сказано, что художника не стало в 1610 году.
- Караваджо – человек, рисовавший жизнь
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Самое интересное в виде мозаики
- Нана Патекар и Намрата Широдкар
Каждый из игроков ждал, когда один из соперников сделает неверный ход. Из-за девушки известной в Риме куртизанки, которая, как говорили, позировала ему для картины «Святая Екатерина». В полумраке за спиной Марии видны осёл и бык. 11:38-44).
Да, он действительно по-своему интерпретировал сюжеты священного Писания, нарушая сложившиеся каноны и пренебрегая авторитетами. Над центральной сценой, полной динамики, нависает, занимая две трети полотна, огромная тёмная пустота, которая своим холодным безразличием давит на людей, присутствующих при торжественном акте веры. Скрываясь от наказания, он добрался до Неаполя.
- Театры Москвы и Петербурга века
- Официальный сайт Московского Патриархата
- Картина Воскрешение Лазаря – Караваджо
- О знаменитости:Итальянский художник
Первым делом они нанесли визит коменданту порта, который заявил, что в последние дни ни одно судно из Неаполя не бросало якорь в бухте. Но чудо свершилось. С помощью выделенных ему слуг были тщательно упакованы несколько работ для подарков нужным высокопоставленным лицам в уплату за свободу.
Иди вон». Правда, биограф Беллори в своём «Жизнеописании», увидевшем свет спустя более полувека после тех событий, настаивает на том, что художник умер в Порто-Эрколе, заболев малярией, не объясняя, как он мог там оказаться. Не исключено, что картина не отсылалась на Мальту и кто-то отдал приказ попридержать её. Художник сам выбрал тему будущей работы, отвечавшей его тогдашнему состоянию духа. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Картина, написанная менее чем за два месяца, не произвела на современников большого впечатления своим приглушённым колоритом и фрагментарностью, тонущей в огромном сером пространстве.
Из контракта следует, что работа оценена снова в тысячу скудо. Тут же новость облетела Сицилию и на прославленного художника обрушились заказы.
Он и там умудрился повздорить и оказаться в тюрьме. Раненый Томаззони умер от потери крови. В основных чертах эта картина следует традициям византийской иконографии. Теперешний «Иоанн Креститель» (159x124) сидит с посохом в руке на камне, прикрытом красной накидкой, которая присутствует на всех шести картинах с юным Предтечей как символ его будущей кровавой казни. Неверный скользящий свет, в отличие от мальтийского «Спящего маленького Амура», не убивает, а вдыхает жизнь, побеждая разложение и наполняет мёртвую плоть живительными силами. И хотя эти картины не пользовались спросом у перекупщиков, Караваджо продолжал писать. Нанимал художников в свою мастерскую и вообще поставил на поток производство картин.
И вот его рука, будто отозвавшись на слова: «Лазарь, выйди» – уже тянется к свету. «Успение», «Мадонна пилигримов» (1603), «Ужин в Эммаусе» (1606), «Положение во гроб» (1602) «Уверение Фомы» (1601), «Мученичество святого Матфея» (1600) и многие другие работы демонстрируют Караваджо как евангелиста от живописи и заставляют содрогнуться от того, насколько близки могут быть события Писания. Тайна осталась нераскрытой. Сообщение о случившемся появилось уже 31 июля в римском печатном листке «Аввизи», вызвав целую бурю слухов и кривотолков, поскольку речь шла о личности, ставшей почти легендарной.
И хотя эти картины не пользовались спросом у перекупщиков, Караваджо продолжал писать. «Вы не просто смотрите на мои картины, вы видите, вы верите в них, вы их чувствует», – говорил он. Ведь на полотнах это были простые смертные люди. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп.
Микеле (так называли его друзья) жил среди оборванцев великого города, скитался, бродяжничал. Вскоре «Воскресение Лазаря перевезут на Сицилию, в Мессину, где она постоянно хранится.
Многое поражало здесь Караваджо — земля, природа, небо, люди. На примере этого произведения можно видеть, как изменился стиль художника. Еще больше заказчиков возмущало то, что ради этой своей «с натуры» в качестве моделей Караваджо приглашал бродяг, нищих и проституток. Возможно, так оно и было на самом деле в тот трагический день. «Воскрешение Лазаря» сильно пострадало и уцелело лишь чудом во время трёх мощных разрушительных землетрясений 1693, 1783 и 1908 годов. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
Изображенный резко в профиль пожилой мужчина в желтом плаще, стоящий возле Лазаря (предположительно Иосиф из Аримафеи), непонимающе, почти вопросительно смотрит на Иисуса, но руки его направлены к Лазарю – он начинает развязывать погребальные пелены воскресшего. Свет скользит по фигурам Христа, Лазаря, его друга, Марии и прямо сейчас, в эту секунду этот неземной свет воскресит к жизни оплаканного брата.
Караваджо ничего не ответил, но всю ночь проворочался в постели, не сомкнув глаз. И прежде всего откровенность в передаче натуры. К евангельскому сюжету советский художник, который больше 20 лет расписывал храмы и создавал иконы, обращался несколько раз: среди его работ есть и эскизы к росписям церквей (1899) и картина маслом на холсте (1900) изображающая чудо воскрешения.
В 1608 году Караваджо бежал с Мальты. Могильщики ухватились и едва удерживают плиту, которую только что отвалили от гроба. Легко представить, какая была несусветная жара в тот воскресный день.
Но даже в нынешнем состоянии картина производит неизгладимое впечатление. Однажды он повздорил с неким Томаззони. «Вы не просто смотрите на мои картины, вы видите, вы верите в них, вы их чувствует», – говорил он. Потом художник перебрался на Мальту. Однажды он повздорил с неким Томаззони. Луч света, который прорезает пространство.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. В оставленных записках заказчик пишет, что первая из картин, «Христос, несущий крест», удалась на славу, но получить остальные три он не надеялся, так как художник, по его словам, «был явно не в себе»83. Это была катастрофа — его подло предали, умыкнув ценный груз. Однако обещанного заказчику триумфа победы жизни над смертью не получилось.
Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. В оставшиеся четыре года жизни художнику приходилось постоянно переезжать с места на место. Луч света, который прорезает пространство.
В основном это были портреты уличных мальчишек и бедноты. «Вы не просто смотрите на мои картины, вы видите, вы верите в них, вы их чувствует», — говорил он. Но многим картина показалась мрачной, серой и скупой в колорите. Тогда то он и написал «Юношу с корзиной фруктов», на которой изобразил своего друга. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности.
Друзья художника вернулись в Рим ни с чем. С Караваджо не спускал хищных глаз и другой стервятник — папский нунций и епископ Казерты Диодато Джентиле, отсылавший депеши в Рим о каждом шаге мечущегося художника. Его задиристый характер проявлялся в частых спорах особенно по поводу искусства. Полученный заказ помог собраться с силами и отбросить мысли о погоне. Бывали случаи, что от его картин отказывались заказчики.
Многие критиковали Караваджо за натурализм, вульгарность, за профанированность его святых. Могильщики ухватились и едва удерживают плиту, которую только что отвалили от гроба. Тогда то он и написал «Юношу с корзиной фруктов», на которой изобразил своего друга. Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
Но такая мысль не пришла в голову Караваджо. Несмотря на причастность к убийству (это было непреодолимым обстоятельством), Караваджо приняли в орден мальтийских рыцарей-ионитов. Позировал ему кто-то из дворцовой челяди. Еще больше заказчиков возмущало то, что ради этой своей «с натуры» в качестве моделей Караваджо приглашал бродяг, нищих и проституток. Судьба гения была предрешена.
Жизненный путь живописца вполне достоин отдельной захватывающей книги, в которой творческие взлеты и достижения соседствуют с дуэлями и погонями, а за посвящением в рыцари следуют тюрьма, побег и скитания по разным городам Италии. В возрасте четырех лет будущий художник остался без отца, умершего от тифа. Но живым на Мальту он ни за что не вернётся. Чезари скупал работы молодых художников и перепродавал их. Некто Никколо ди Джакомо заказал ему четыре картины на тему Страстей Господних. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало.
Агент Масса рассказал ему, что в семье Дориа очень любили приёмную дочь Урсулу, скончавшуюся недавно в монастыре от неизлечимой болезни. Нанимал художников в свою мастерскую и вообще поставил на поток производство картин. Сколь спокойным и лучезарным был взгляд этого художника на мир — особенно в поразившей Караваджо «Аннунциате», то есть «извещённой» Деве Марии изображённой в небесно-голубом хитоне перед раскрытой книгой. Бывали случаи, что от его картин отказывались заказчики. «Успение», «Мадонна пилигримов» (1603), «Ужин в Эммаусе» (1606), «Положение во гроб» (1602) «Уверение Фомы» (1601), «Мученичество святого Матфея» (1600) и многие другие работы демонстрируют Караваджо как евангелиста от живописи и заставляют содрогнуться от того, насколько близки могут быть события Писания.
На краю могилы бездыханное тело мученицы Лючии с запрокинутой головой и распростёртыми руками. Он получил заказ для церкви святой Лючии. И вот его рука, будто отозвавшись на слова: «Лазарь, выйди» — уже тянется к свету.
Единственно, что удалось вице-королю, — это воздвигнуть арку Порта Феличе, которая замыкает прорубленную к морю улицу Кассаро, нынешний проспект Виктора Эммануила. Тут же новость облетела Сицилию и на прославленного художника обрушились заказы. Микеле (так называли его друзья) жил среди оборванцев великого города, скитался, бродяжничал. Слышен громкий голос: «Лазарь. Но среди прочих был один художник.
По странной иронии судьбы, в тот же день был обнародован папский указ об отмене ранее вынесенного смертного приговора, чего Караваджо так добивался в последние месяцы жизни. Они то укорачивались, когда он падал и продолжал двигаться ползком, то удлинялись, когда ему удавалось вновь подняться на ноги. Под необычную экспозицию был отведён огромный выставочный комплекс, возникший недавно на месте бывших портовых складов и заводов по переработке серы. Смятение, горе, любопытство, недоумение на лицах присутствующих. Возможно, его не устраивала прежняя одноимённая работа, находившаяся тут же среди перевезённых с оставленной квартиры картин и он написал новый вариант, усилив интенсивностью цвета на непроницаемом чёрном фоне драматизм сцены, выделив не жертву казни, а её виновницу, красавицу Саломею и палача.
В 1608 году Караваджо бежал с Мальты. Раненый Томаззони умер от потери крови. Еще больше заказчиков возмущало то, что ради этой своей «с натуры» в качестве моделей Караваджо приглашал бродяг, нищих и проституток. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника.