Караваджо Мальчик
По одной из теорий, моделью был Марио Миннити, компаньон Караваджо и его модель для несколько других картин этого периода начёс, вьющиеся тёмные волосы и поджатые губы выглядят похожими, но на других картинах, таких как Мальчик с корзиной фруктов или Гадалка, Марио выглядит менее женственно. Живописную картину Микеланджело Меризи да Караваджо "Мальчик с корзиной фруктов" конца 16 века выставили в посольстве Италии в Москве, предваряя самую крупную в мире выставку художника за пределами Италии, которая откроется в Государственном музее изобразительных искусств им. Как был сначала предложен Роберто Лонги, Караваджо, вероятно, одолжил мотив кусания пальца от Мальчика, Укушенного Крабом, рисунком выдающейся художницы эпохи Возрождения Софонисбы Ангуиссолы.
Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей пройдет в пятницу в посольстве Италии в Москве, сообщила пресс-служба посольства. Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей прошел в пятницу в посольстве Италии в Москве. В посольстве Италии журналистам представили картину Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей". Помимо Мальчика, укушенного ящерицей на выставке будут представлены 30 работ последователей Караваджо из собрания Фонда Лонги, которые хранятся во Флоренции на вилле основателя фонда – ученого и критика Роберто Лонги (1890-1970).
«мальчик с корзиной фруктов» — это первая картина Караваджо и она в полной мере демонстрирует уникальный почерк художника и его способность создавать реалистичные образы. Картина Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Но другого выбора не было и новому подмастерью пришлось скрепя сердце согласиться. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке.
В данном случае — меланхолии. Перед нами замечательная картинка Орацио Борджанни, где с помощью вот того караваджовского освещения сюжет, в общем, рассказывается. Эта работа относится к последним годам жизни художника. Он ценил эти тихие вечера. Но при этом и в голову не приходит мысли о простом заимствовании.
Подобно апостолу Петру, который на известной фреске Мазаччо во Флоренции излечивает больных своей тенью, Караваджо сотворил посредством тени фигуру человека во плоти, освещённую лучом неизвестного происхождения. Одна из них отчаянно кричит, вскинув руки. Лонги был тем человеком, который, в сущности, выделил этот круг людей. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем».
- История одного шедевра: «Мальчик, укушенный ящерицей» Караваджо
- Караваджо — Мальчик с корзиной фруктов
- Описание картины «Мальчик, укушенный ящерицей»
- Микеланджело Меризи да Караваджо
- Единственная в России картина Караваджо вернулась в Эрмитаж
- Юноша с корзиной фруктов, Микеланджело Караваджо
Получилось так, что теперь, когда он обрел наконец вожделенную собственную «мастерскую», ему пришлось работать в подвале, куда не проникал дневной свет. Ведь это автопортрет.
В содружестве с Виньолой им был построен великолепный дворец Боргезе, напоминающий в плане клавесин. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Но все они связаны с такой длинной, сложной ситуацией влияния друг на друга, взаимопроникновения. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Вот таким образом Марио у него совсем не похож на себя в обличье женоподобного и пышнотелого Бахуса с густой копной волос, скорее смахивающей на парик, с небрежно нацепленным на голову нелепым венком из пёстрых виноградных листьев.
Зато ему были ведомы вкусы, наклонности, слабости и пороки простого человека с улицы, а в трактирах на Кампо Марцио он мог видеть таких юнцов, поджидающих клиентов. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения.
За его картинами выстраивались в очередь: если что-то не нравилось одному заказчику (в случае с Караваджо такое происходило часто, многие были шокированы реалистичностью его работ), картину тут же приобретал стоящий в очереди. Объявлена награда за голову Караваджо.
Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Она, на самом деле, не просто служанка, а так называемая Фантеска, это роль в итальянской комедии масок, комедии дель арте. Ответить трудно.
- Караваджо Микеланджело (1571- 1610)
- В Москве показали картину Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей"
- Мальчик, укушенный ящерицей — Караваджо
- Картину Мальчик, укушенный ящерицей покажут в посольстве Италии
- Мальчик, укушенный ящерицей (Караваджо)
- Картина Мальчик, укушенный ящерицей Караваджо
Или вот этого вот воробья, которого Пассаротти (по-итальянски воробей — это «пассаро») включал в качестве своего автографа, в качестве как бы подписи, что, дескать, я, Пассаротти, написал эту картину. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. Одно не исключает другого.
Вот он, натурализм, такое не сделаешь, глядя только на картины Рафаэля и на всю предшествующую историю. Вот он такой, как есть, доходчивый и очень даже отчасти устрашающий тип искусства. Она выглядит почти старухой, так состарило её горе. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться.
Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио.
- «Мальчик, укушенный ящерицей» Караваджо
- «Это всё люди, которых с Караваджо связывает личное знакомство»
- Первую картину Караваджо из его выставки в ГМИИ привезли в Москву
- "Мальчик укушенный ящерицей" Караваджо
Позднее выяснилось, что приглашение «гостеприимного» кавалера Чезари дАрпино, предоставившего рабочее место, краски, кисти и жалкую каморку с дощатым топчаном и тюфяком, набитым соломой, оказалось далеко не бескорыстным — за всё надо было платить картинами. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Он отвртителен сам себе. С одобрения приора, которому идея пришлась по душе, Караваджо принялся за написание портрета Лючии, попросив девушку снять белую косынку с головы и распустить тёмные, как смоль, волосы. За ним охотятся.
Он несколько раз был арестован, вел себя эксцентрично и вызывающе. Так вот, это история о том, как происходит внезапный поворот к натурализму благодаря Караваджо и некоторым людям, которые подготовили эту революцию. Например, та же самая картина Карозелли подписана инициалами Р. М.
- Описание картины Караваджо «Мальчик и корзина с фруктами»
- Передачи и шоу / Гармония классики
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Экскурсия по выставке «Караваджо и последователи»
На первый план он выносит реальность людей. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Гениальность картины в простоте её исполнения, а это самое трудное в искусстве. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Эта картина просто впечатывается в сознание.
Это была своеобразная camera obscura, как и советовал в своё время художникам великий Леонардо. Былая страсть к игре и кутежам вспыхнула в нём с новой силой и он на некоторое время забыл и о новой картине и о предложении синьора Валентино. Давид и Голиаф.
- Караваджо Юноша с корзиной фруктов
- Картину Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей покажут на выставке в Пушкинском музее
Не в силах забыть её образ, он тосковал и испытывал внутреннюю пустоту, но завершил работу, выразив в ней признательность этому юному созданию, которое помогло ему побороть болезнь и выжить. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Эта рельефность — самое важное в живописи и её душа»27. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Совершенно такое же устройство, такие же полуфигуры сидят вокруг стола.
Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Здесь вы можете увидеть, как работает художник, как устроен его творческий метод. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски.
На всех изображённых на картине дарах земли, как и на самом Вакхе, лежит печать хвори источаемой изнутри червём. Вот, собственно, служанка, которая его узнает в толпе, а он говорит: «Нет, никакого признания не было». В переводе на русский означает: «Смирение убивает гордость». С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом.
Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Затенив нижний фон полотна и высветив верхний, художник добивается глубины изображения и выразительной пластичности двух полуфигур. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Авторство этой картины, на самом деле, до конца не определено.
Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Он злодей. Видимо, парень мечтал о самостоятельной работе, на что имел уже полное право, а положение подмастерья требовательного и порой не в меру вспыльчивого мастера или бессловесного натурщика его тяготило и он нередко по целым дням стал пропадать неизвестно где, что выводило Караваджо из себя и являлось причиной участившихся между друзьями ссор.
Не исключают эксперты и того, что на картине может быть изображен сам Караваджо. Это Франческо Курради, авторство тоже под вопросом.
Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Небольшая картина, написанная с натуры, получила название «Больной Вакх» (67x53). Тут все вещи связаны с ранним римским периодом Караваджо. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём.
Он выступает посредником между Небом и Землёй. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Они сначала приехали, действительно потусовались в Риме, потом увезли это обратно. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. И агнец, который был вместо Исаака принесен в конце концов в жертву.
Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Джулио Манчини — один из первых биографов Караваджо — замечает, что юноша «учился с усердием, но время от времени совершал экстравагантные поступки из-за своего слишком необузданного темперамента и пылкого нрава». Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью».
Говорили: кому недоставало ума писать полуфигуры в темноте. Отношения с чванливым работодателем не заладились с первых же дней.
А бывало, что для него много часов позировала целая группа натурщиков. И сегодня круг их более-менее, конечно, понятен. На самом деле, это не имеет большого значения.
Конечно, все эти ярлыки надо применять с большой осторожностью. Голиаф – великан и безбожник, Давид – царь иудеев. Затёкшую ногу он вытянул поверх скамейки, а другую для устойчивости с трудом согнул в опухшем колене с синяком от ушиба.
И вот она. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное.
Это картина, к которой можно подходить с абсолютно разных позиций. Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. — Тем, кто интересовался, — наверное.
Его охватило волнение. Им написаны также «Экстаз св. Рисовал с натуры без эскизов. Она восхваляла его и потом они на двоих создали журнал «Парагоне», выходящий двумя сериями, — она писала там про литературу, а он писал про искусство и они поделили весь мир эстетический между собой и чувствовали себя в этом смысле такими вот королями повседневности. Об этом написан один искусствоведческий текст.
Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. А было ли ему свойственно такое чувство. Картина не была принята единодушно.
Фигура ее столь выразительна, что женский крик ощущается почти физически. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть.
Приобретя картину, прижимистый синьор Валентино заплатил за неё всего лишь восемь скудо, видимо, посчитав, что за позирование сына художник остался ему ещё и должен. — Есть некоторые. А жив ли он сейчас. Или может он желает смерти. Там нарисован такой испуганный мальчик, который кричит, когда над ним заносят нож. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни.
Да и сюжет с жертвоприношением Авраама Караваджо рисовал и картина эта сохранилась. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Хотя, безусловно, она больше их пострадала от времени, потемнела.
Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. У Караваджо есть свои технические особенности. Всегда ухоженный и одетый с иголочки, он отдавал направо и налево указания. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. В общем, очень экономный прием используется, чтобы рассказать эту историю. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника.
Тут немножечко более слабая работа. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Бальоне написал большую биографию Караваджо. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки. Усилия даром не прошли и коллекционеры стали приглядываться к нему. Когда Караваджо пишет свою «Марию Магдалину», он пишет не Марию Магдалину, а девушку, расчесывающую волосы, а потом пририсовывает к ней сосуд с маслом и получается Мария Магдалина.
А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Она потрясает, она ужасает, она невероятно проникновенна, она глубока и страшна. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме.
Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Вызвала неоднозначные эмоции и даже пошатнула репутацию Караваджо. Его хотят убить. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл.
— Лонги — это такая священная корова искусствознания, человек, которому принято поклоняться, так как, если просто посмотреть его послужной список, количество опубликованных им работ, сделанных выставок, это все очень внушительно. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67).
Полиция спрашивает у Караваджо: «Кто такие хорошие художники. » И Караваджо, немного подумав, отвечает: «Хороший художник — это тот, кто хорошо пишет красками и имитирует природу». На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор.
Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Кардиналам и папам римским нравились разные вещи.
Как было принято, маэстро заставлял писать натюрморты и копировать Рафаэля. В начале 1600-х годов Караваджо создает Иоанна Крестителя.
Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. Через десять лет семья Караваджо после смерти отца от тифа вернется в родные места. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Он также является новатором в рисовании с натуры.
Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты.
Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. По чистой случайности приор госпиталя испанец Камилло Контрерас оказался ценителем живописи и коллекционером. В фигуре, стоящей в центре, узнаваем популярный римский персонаж театра комедии масок, любимец галёрки, наглец и пройдоха Ругантино, который готов ради красного словца продать родного отца. Его характер очень хорошо отражен в его картинах.
Но любил ли он её, трудно сказать. Болезненная синева проступает и на губах полуоткрытого рта с запечатлённой на них то ли гримасой, то ли плутовской улыбкой, словно художник подтрунивает над устроенным им маскарадом.
В XVII веке слова «караваджизм» не существовало, существовала «метода Манфреди». В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю».
С ним рука об руку шли драки, разбой, жестокость, скандалы и даже тюремное заключение. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Но его надеждам не суждено было оправдаться. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. А тут висит из Фонда Лонги весьма замечательный мальчик под названием «Портрет юного художника в красном берете».
Смысл в том, что подход здесь принципиально иной. На небольшом пространстве картины изображен ошеломленный мальчик, лицо которого искажено болью от неожиданного укуса ящерицы. Караваджо уделял особое внимание тому как свет освещает что бы то ни было, какие эффекты он оказывает. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Похоже, музыка тронула даже осла, традиционно считающегося глупым и упрямым. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Так или иначе, персонажи все абсолютно замечательные и портретные. Первой такой работой была «Ваза с цветами».
У него были знаменитые ученики — режиссер Пьер Паоло Пазолини и Аттилио Бертолуччи, который потом стал поэтом. Кое-кто из знакомых дАрпино изъявил желание приобрести работу безвестного мастера, поражавшую своей оригинальностью и свежестью взгляда на мир.
С атрибуциями всегда возникает масса вопросов и это абсолютно нормально. Пойдемте дальше. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Она никого не может оставить равнодушным.
Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Вот это направленное освещение, которое выхватывает самые натуральные части тела Сусанны. Это еще одна сравнительно недавняя атрибуция Марковой. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились.
Это история о том, как Христа берут под стражу и Петр, бывший его первым учеником, отрезает стражнику ухо, а потом это ухо будет возвращено на прежнее место, так как Христос скажет ему: «Стражника не трогай». Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом.
Один их вид вызывает во рту оскомину. Минуя посредничество синьора Валентино, Караваджо удалось как-то зазвать к себе в подвал римского аристократа и заядлого коллекционера Чириако Маттеи и выгодно продать ему второй вариант «Гадалки», что позволило поправить свои дела. В картинах это устроено так, как устроены некоторые ранние полотна самого Караваджо, когда тот пишет картину «Шулеры», где друг на друга показывают за столом разного рода герои карточной игры. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия.
На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Картина написана в конце 16-го века.
И, в общем, эта картинка сделана на сто процентов в этой самой методе. Он работал с натурщиками как режиссер, выстраивая кадр. На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. Вот здесь, в общем, тоже все очевидно.
Никодим и Иоанн Креститель переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге.
Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. И в протоколах суда, в частности, встречаются, например, замечательные размышления. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла.
Все они искушенные коллекционеры в восторге от манеры Караваджо. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал.
Хотя понятно, что никакими «темными» вещами она не отдает, наоборот, тут как будто бы лампочку включили. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы.
К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим.
Для картины «Смерть Марии» он взял труп утопленницы и изобразил на картине мертвую Деву Марию так, как выглядит труп в реальной жизни, хотя по всем канонам Возрождения он должен был изобразить девушку, которая просто спит. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Свет – главный участник его картин. И в хорошем состоянии, что редкость для музейных работ здесь у нас. В небогатой семье Меризи, родом из маленького городка Караваджо, в праздник Архангела Михаила (29сентября), родился мальчик, которого назвали в честь святого.
Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Но он сломлен, повержен. При этом не важно, что у него разное лицо, так сказать, на основном и на дополнительном изображении.
И это важно. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен.
Уже на первой после выздоровления значительной работе Караваджо видно, как из мрака вырастает одинокая фигура. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Так появился «Юный Вакх» (95x85).
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Без него не было бы этой работы.
Его выразительная фигура делит картину на две уравновешенные половины по правилу золотого сечения, разработанному Леонардо да Винчи. Его терзает мучение, совесть. О судьбе портрета ничего не известно. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай.
О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Они давно уже находились в частной коллекции. Это чудные типы и кто бы их ни нарисовал, давайте к ним ближе подойдем. Таков же и его «Амур-победитель». Ее приписывают Бартоломео Манфреди.
Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Он мог так сидеть часами. По свидетельствам современников, художник настолько обнищал, что ходил в обносках с чужого плеча, предложенных из сострадания кем-то из товарищей по цеху.
Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Понемногу девушка свыклась с непривычной для неё ролью натурщицы и терпеливо сидела с серьёзным выражением лица, боясь даже пошевельнуться перед мольбертом. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности.
Несмотря на беспросветную нужду, он пишет в основном «для себя», развивая в новых работах то, что воочию видел и о чём слышал в Милане. Другая, Мария Магдалина, погружена в себя и безутешна. Хочется отнести ощущение этого натурализма, который шокировал зрителей. Обычно по игорным и питейным заведениям он ходил в компании закадычного дружка Онорио Лонги, рыжего бретёра и драчуна, который был давно известен римской полиции как возмутитель общественного спокойствия. Вскоре о нём заговорили как о новой восходящей звезде на римском художественном небосклоне, особенно после появления другой картины из жизни городских низов. Во-первых, сегодня стремятся сузить круг работ Караваджо до тех, которые безусловно задокументированы, так как это очень большая ответственность и хочется, конечно, подкрепиться в данном случае бумажкой.
Хотя, конечно, в XVIII веке это выглядит свежее, так сказать, в первый раз. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Снова мир караваджовских цитат и образов.
На Голландию — еще и с помощью этих самых утрехтских караваджистов. Какие-то вторжения. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца.
Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. Это далось ему с трудом, только благодаря содействию приора, благословившего Лючию на благое дело во имя искусства и, как он шутливо заметил, ради скорейшего выздоровления больного. Большинство искусствоведов считают её автопортретом художника. Существует целая группа таких работ.
Перед художником предстал разъярённый Рануччо Томассони — один из пятерых братьев монахини, поделивших центральный район Рима на сферы своего влияния. Время было за полночь и так как поступивший больной был в критическом состоянии и не приходил в сознание, ночные сторожа поместили его в подвальном помещении рядом с мертвецкой. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха.
Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно. Некоторые работы были столь популярны, что Караваджо был вынужден делать копии.
Аннучча была признательна ему за заступничество. Он не жилец. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». В некоторых случаях, Караваджо работал фрагментарно.
Окружающей фигуру обстановки (кроме переднего плана) нет вообще: она заменена контрастом света и тени («тенебросо»). Это был сирота лет шестнадцати, родом из города Сиракуза на Сицилии, с большим трудом добравшийся до Рима и одержимый желанием освоить азы живописного ремесла. Рубенс приезжает в 1603 году, пишет свои алтари для церкви, которая стоит возле алтаря Франческо Боррормини, — Оратория Кеза Нуова, потом увозит эти уроки обратно в Антверпен.
Пришлось завести кошку. Он же набивал себе цену и, как разборчивая невеста, не торопился с ответом, благо крыша над головой у него была, да и в кармане кое-что позвякивало. И это самое ценное в картине.
Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. И еще множество и множество цитат.
Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Техника живописи немного другая, более мягкая, чем у этих героев. Знаете, эти художественные правила, которые сегодня в школах преподают, что темное на свету светлее, чем белое в тени и т. д., — все эти контрасты, которые опять же от Караваджо идут, все это здесь видно.
Эта работа Булоня, в общем, наверное, не уступает (разве что по масштабам) той, которую мы видели только что. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Поза у Вакха неудобная. Позади — три Марии и три оттенка женского горя. То есть здесь много разных деталей, которые учитываются в сумме. А это накладывало на него ответственность за юношу, который покинул мастерскую Чезари и последовал за старшим товарищем, дабы не оставлять его одного в трудную минуту, за что Караваджо был ему бесконечно благодарен — вдвоём всегда легче сносить невзгоды.
Но плотское при этом тесно переплетено с духовным. Теперь переходим в ту сторону, посмотрим на Сарачени чуть позже. Полуфигуры в темноте. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении.
Вполне правомерно предположить, что в нём содержатся отнюдь не благовония, а целебное снадобье для заживления рубцов на спине, полученных несчастной Аннуччей, когда ее поймали в неурочное время за пределами Ортаччо и с позором провезли по центральным улицам города на осле, причем каждый прохожий мог хлестнуть несчастную бичом. Но он был на хорошем счету, вот таким образом ему многое сходило с рук. В своих записках он не преминул отметить «сухость» живописи, хотя этим мало что сказано. Жизнь завертелась — только поспевай. "Несомненно, "Мальчик с корзиной фруктов" – одна из лучших картин на выставке.
Начало было не слишком обнадёживающим. Но Караваджо это не устраивало, он рисовал людей, реальных людей, реальную жизнь. Физически, да.
Эта Магдалина похожа на некоторые караваджовские работы вроде «Святой Екатерины» из собрания Тиссена в Мадриде. При всей непогрешимости письма чувствуется некоторая усталость руки мастера и его работа заметно проигрывает в сравнении с пронизанной лиризмом, поэтичностью и удивительной свежестью картиной менее известного в те годы современника, который был моложе академика на одиннадцать лет. Убегает туда и там, тоже написав пару больших алтарных картин, производит такое впечатление на местных художников, что они все начинают писать темные караваджовские картины. И на всех картинах в образе Голиафа – сам Караваджо.
— Влияние было с помощью контактов и вывоза. Личность самого художника была такая же яркая, харизматичная и агрессивная. Это все такие игры Траверси со зрителями, которые имеются и в других его работах. Эта картина, конечно же, повергла в шок не только заказчиков, но и всю общественность. А если обратиться на противоположную сторону и туда не подходить, то мы увидим весь этот монументальный, замечательный ряд апостолов, которые сегодня приписываются главнейшему испанскому караваджисту Хусепе Рибере, а во времена Лонги, наверное, более справедливо, чем сейчас, относились к такого рода творчеству пограничного мастера, который называется «мастер суда Соломона» по названию картины, находящейся в Париже, которая изображает суд Соломона и там центральная фигура повторена, вот святым Фомой.
Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Это момент скорби и прощания.
Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. И третья, дева Мария, оплакивает своего сына. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». Он очень много в ранних работах переделывает, прямо на холсте он переписывает. Cогласно сохранившейся описи 1605 года, среди его инструментов было обнаружено зеркало.
Успех не заставил себя долго ждать. Кажется, что мы можем дотронуться до стекла бокала, ощутить шероховатость розовых листьев, настолько они реальны. Тут было над чем призадуматься. Не всем это нравилось, не все к этому относились положительно. Он её заслужил. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом».
Глядя на его работы даже сложно вообразить, что переживал художник. Все это позволяет сосредотачивать внимание не на действии (и его здесь нет), а на самых тонких чувствах персонажей. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти.
Вот таким образом там был свой отдельный обмен и очень быстро караваджизм из Неаполя перетекает уже в испанскую ситуацию. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться.
Ничего подобного в живописи до тех пор не было. Такой был персонаж, который одновременно еще и картины писал. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки.
И на ней сам Караваджо, но не в образе победителя Давида, а в образе побежденного Голиафа. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Караваджо вновь использует позу одного из обнаженных с потолка Сикстинской капеллы.
Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Эта работа немножечко грубее, это художник второго эшелона — Рутилио Манетти. — фальшивая подпись.
В работе над повтором «Гадалки» автор постарался ещё более выразительно показать, насколько герои увлеклись флиртом, придав живость романтической сцене предсказания судьбы и перекрёстному обмену взглядами. У левого глаза припухлость от ушиба. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой.
Сложное и безвыходное психическое состояние Караваджо на лицо. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию.
Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Ну и кроме того, конечно, нет, так как, видите, плечо переписано, он менял композицию. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно.
С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Вакх, написанный с известной долей иронии и натюрморт со следами увядания освещены мягким осенним светом, словно автор прощается с мифологией, в плену которой итальянская живопись пребывала долгие годы и в последний раз вглядывается в фигуру юноши и лежащие перед ним плоды, чья судьба предрешена и скоро они канут в Лету. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. О своеобразном методе работы художника на первых порах в Риме спустя сорок лет немецкий искусствовед и художник Иоахим фон Зандрарт писал: «Для того, чтобы достичь абсолютной округлости и естественного рельефа, он старательно выбирал себе тёмный подвал или другое мрачное помещение, в которое сверху падал маленький луч света для того, чтобы сумрак своими тёмными тенями оказывал мощное сопротивление падающему на модель пучку света и таким образом достигал эффекта высокой рельефности»28.
Хорошая и нетипичная даже для самого Гвидо Рени картина. Кто-то на кого-то ябедничает, кто-то за кем-то подсматривает, кто-то целует руку учителю Но в этом во всем очень много натурной наблюдательности, хотя есть и театрально-постановочный момент, как, например, в этой служанке. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Видя сдержанное, чтобы не сказать прохладное отношение друзей к картине, он решил вернуться к вакхической теме и раскрыть её в мажорном ключе.
Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Вот те же самые лица немножко встали по-другому, тот же ангел или чуть другой, такие же воздетые руки и это все уже становится системой приемов, системой принципов, системой, по которой уже пишутся эти большие алтарные изображения. Пассаротти сделал большой цикл, четыре существуют вещи: одна у Лонги, другие в итальянских музеях различных, там еще «Мясной рынок», «Рыбный рынок», всякие такие обыкновенные вещи. Но нет, не Караваджо, он реалист и рисует смерть такой какая она есть, без прикрас. Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
Наряду с уникальным талантом, помогавшим художнику создавать выдающиеся по мастерству исполнения картины, Караваджо был наделен крайне сложным характером, регулярно ввергавшим его в самые опасные переделки. Пожалуй, «Лютнист» позволяет констатировать не один, а три приема, что станут отличительными свойствами творчества Караваджо Все видимое прописано досконально, осязательно (фотографически). Уже в этом раннем произведении наглядно видно, как глубоко Караваджо усвоил уроки ломбардской реалистической школы, основанные на научно разработанном великим Леонардо да Винчи методе живописи с натуры, когда все детали тщательно продумываются при выстраивании композиции и точно просчитывается соотношение фигуры и фона. Сегодня она висит по соседству с одноименным полотном Анибале Карраччи, признанного мэтра-академика. Хотя потом караваджисты, пишущие всякого рода сюжеты вроде сцен в караулке, в трактире или обнимающихся влюбленных парочек, начисто этот момент у Караваджо забудут.
Уникальна и неповторима. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Такое изображение стало возможным прежде всего благодаря работе со светом.
Так как эти бородатые старики и вот эти вот протянутые сверху руки ангелов — все это уже было на других работах, например, в «Мученицах святого Матфея» в римской церкви Сан-Лучия де Франчези. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Он славился непростым характером, слолжностью восприятия, необузданными эмоциями.
Позднее оказалось, что неудача ненавистного соперника, вынужденного в конце концов отказаться от заказа и вернуть полученный аванс, обернулась для Караваджо тем долгожданным счастливым случаем, о чём он мог только мечтать и позволила ему заявить о себе в полный голос, доказав всем, на что он способен. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. На мече есть сокращенная надпись — «H-AS OS» на латинском языке «Humilitas occidit superbiam». Караваджо такие вещи мало волновали. Вдействительности этот озорной Амур на смятой постели, недвусмысленно прославляя гомосексуальную любовь, торжествует надо всем: любовь прекрасней музыки (инструменты), сильнее войны (доспехи), долговечнее власти (корона). Во время кутежей и хождения по борделям он подцепил «модную» венерическую болезнь, которая свела его в могилу, когда ему не было пятидесяти. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии.
Караваджо вихрем ворвался в культурную жизнь города. Это Маттиа Прети, снова неаполитанец. Он несколько раз попадал в тюрьму. Молчание явно затянулось для начинающих терять терпение молодых людей, а Караваджо в душе уже корил себя, что ввязался в глупую затею.