Караваджо Нарцисс
Нарцисс является картина итальянского композитора эпохи барокко Караваджо, окрашены около 1597-1599. Нарцисс – живопись итальянским владельцем Барокко Караваджо, нарисованным приблизительно 1597–1599. Картина Караваджо Нарцисс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
15 признаков, которые выдадут в вас нарцисса
Так как нарцисс зацветает в китайский Новый год, там он стал символом радости, удачи и счастливого брака (последнее характерно и для других стран Востока). Караваджо дважды вернётся к этой теме, меняя акценты. Из тела божества Гиакинта (Гиацинта) из ревности погубленного богом ветра Зефиром, Аполлон вырастил цветок.
Засидевшись допоздна на вилле, он возвращался пешком домой и по пути был задержан полицией. По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол. Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной. Как это ни покажется чуждым для столь импульсивной натуры, его глубоко волновала смиренная фигура Франциска Ассизского, познавшего в юности распутство и пьянство. Его обнажённое колено почти упирается в раму картины.
- Микеланджело Меризи да Караваджо
- Сравнение образа Нарцисса в картинах Караваджо Микеланджело, Никола Пуссена, Карла Брюллова и Сальвадора Дали
- Караваджо Микеланджело «Нарцисс»
- Виртуальная галерея мировой живописи
Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности. Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их. Идея увлекла Караваджо.
Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим. Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5). Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона.
- Интерпретации и символический смысл
- Отправить запрос на изготовление копии
- 10 самых красивых девушек в фигурном катании
- Очаровательная москвичка делает сэлфи от которых захватывает дух
- Железный остров: в Арктике появится дрейфующая база
- Как ученые тестируют дезодоранты
Например, вести из Неаполя или Флоренции доставлялись в Рим особо прыткими курьерами в течение суток, хотя обычно на дорогу требовалось два полных дня. Цветок царства мертвых Гадеса – Плутона, эриний – богинь мщения.
И хотя подобные документы не оформлялись официально их можно назвать первыми брачными контрактами Запада. Так император Марк Аврелий, последователь секты Эпикура, похвалялся в своих дневниках тем, что не притронулся к служанке по имени Бенедикта и даже к рабу (которого звали Теодотом), несмотря на снедавшее его желание. Считалось, что этот запах способен довести человека до сумасшествия. Сидя в мастерской, Караваджо задумался над новыми сюжетами в стремлении создать нечто необычное, чтобы вызвать к себе интерес не одних только частных коллекционеров, у которых его работы мало кто видит. Один из таких курьеров по имени Мартинелли был общим знакомым Лонги и Караваджо, через которого друзья узнавали последние новости из Милана.
- 20 крутых лайфхаков для Нового Года
- Как починить вмятину на бампере горячей водой
- Привычки, которые говорят что вы гений
- Китайские лайфхаки на все случаи жизни
- Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Нарцисс»
Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Вера в такой исход подогревала патриотические настроения итальянцев. Каждый думает только о себе.
Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост. Утвердиться в мире искусства здесь было делом непростым, особенно в преддверии Юбилейного года, когда Вечный город был наводнён съехавшимися со всей Европы художниками в надежде на получение выгодных заказов. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза. Появились первые брачные договоры.
- Картины Микеланджело Мерази да Караваджо
- Астемир Апанасов – У родника ( 2017)
Белый нарцисс часто используют в Китае как аналог лилии. Главное достоинство картины в передаче состояния внутреннего напряжения между низко пригнувшимся к воде героем и его перевёрнутым отражением, а стало быть, между творцом и творением, о чём столь выразительно повествуется в мифологическом сюжете. Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала.
Этот внутренний (уже почти психологический) самоконтроль выводит нас к теме subjectus и obsequens maritus. Вскоре он завершил работу. Тиресий предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, если не увидит самого себя («Коль сам он себя не увидит»). О второй я должен умолчать 6».
Прекрасный, но холодный и гордый, он отвергает их любовь. Его палитра довольно скупа и главное внимание сконцентрировано на светотеневых переходах. Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. Галилей пока ещё не произнёс свою историческую фразу «ерриг si muove» — «и всё-таки она вертится», перевернувшую былые представления людей о Земле.
Известно, что после исчезновения работы Леонардо с изображением поверженной Медузы полновластные хозяева Флоренции Медичи были изгнаны восставшим народом из родного города в ноябре 1494 года. Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие. Корзина, стоящая на самом краю стола, создаёт иллюзию, что при малейшем толчке она опрокинется и лежащие в ней фрукты попадают на пол. Сдержанность, послушание означают почти пассивность. Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом.
Вот таким образом в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию». Согнувши руки в локтях и упершись коленом в землю, он с удивлением увидел в воде собственное отражение и влюбился в себя, утратив с той поры интерес ко всему окружающему. Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме.
Положение там несколько улучшилось и прежний испанский наместник был смещён.
Судя по имени героя, миф о Нарциссе догреческого происхождения, народная этимология сблизила имя Нарцисс с греческим глаголом narkao («оказывать наркотическое воздействие, притуплять, одурманивать»). и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа. А жизнь во дворце между тем шла своим чередом. То был медленный, глубинный, естественный процесс иод охраной страха.
Это один из самых высокочтимых итальянских святых. По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести Его беспредельно полюбила нимфа Эхо, лишенная богиней Герой собственной речи и мнения (в наказание за болтливость), но она не могла привлечь к себе внимание Нарцисса, превратившись в бесплотный голос, способный только повторять чужие слова.
Действительно, картина вызвала недоброжелатели. Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру.
Неспособный оторваться от его лицезрения, он, как раб эгоистичного очарования, мог только видеть, как оно ускользает и превратился в цветок, в нарцисс. Кстати, нарциссы увенчивали головы Парок – богинь судьбы. Любовь genialis превращается в любовь соnjugalis.
Тогда он решил повременить и осмотреться. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). Они не могли взять эту легенду у греков. Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце.
В круг его обширных интересов входили также химия и фармакология. У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат. Чтобы не вызывать нареканий со стороны аскета-брата и чувствовать себя более раскованно, в ноябре 1596 года кардинал приобрёл для своих негласных увеселений и «научных» занятий алхимией небольшую виллу в парке Людовизи за воротами Порта-Пинчана, которая стала называться casino Del Monte.
С первых дней пребывания во дворце Караваджо понял, каковы наклонности и вкусы работодателя и в своих предположениях не ошибся, судя по первой реакции кардинала. Вот таким образом у Караваджо центром мироздания выступает земная сфера со знаками зодиака. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Литературный критик 16-го века объяснил современные взгляды, что миф Нарсиссуса «ясно демонстрирует несчастный конец тех, кто любит их вещи слишком много». В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни.
Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук.
Стремление писать книги – это болезнь, близкая к безумию». Именно вот таким образом слово «нарцисс» имеет тот же корень, что и слово наркоз. В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33. Наяды оплакивают его.
Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Времена и вкусы меняются. «Голова Медузы», как верный талисман, охраняла дом Медичи от всех напастей и никогда не покидала Флоренцию.
«Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день». Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32. Кардинал слыл полиглотом и меломаном. Этот распространённый в живописи сюжет он воспроизводит по-своему, решительно отказавшись от явившегося святому огненного шестикрылого серафима, а также от обретённых чудесным образом стигматов, то есть кровоточащих язв наподобие ран от гвоздей при распятии Христа. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук.
Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома. Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты.
В знак благодарности за терпение, проявленное при позировании, Караваджо подарил Катерине небольшой её портрет, который наряду с появившимся несколько позже портретом мужа долго хранился в семье их сына Мартина Лонги-младшего, но затем следы обеих картин затерялись.
Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». В Нарцисса были влюблены многие юноши и девушки, но он с пренебрежением отвергал их. И, что немаловажно, отныне ему не нужно больше думать о куске хлеба и крыше над головой, зависеть от воли и прихоти жадных перекупщиков и всяких проходимцев от искусства.
По поводу этого маленького шедевра было сломано немало полемических копий. Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака.
Но они оказались чистейшей воды домыслами и Милези, как и прежде, навещал в мастерской художника и составлял ему компанию во время ночных прогулок по игорным и питейным заведениям. Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках. Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса.
Тем самым художнику удаётся добиться поразительной иллюзии — под воздействием его кисти выпуклый щит превращается в вогнутую поверхность, на которой отрубленная голова с искажённым от ужаса лицом вопит от боли источая потоки крови. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. В записках моих я повествую о себе. Как знать.
Именно вот таким образом слово «нарцисс» имеет тот же корень, что и слово наркоз. Цветок царства мертвых Гадеса – Плутона, эриний – богинь мщения.
Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42. Он несколько раз попадал в тюрьму. На лице музыканта грусть.
Картина поразительна по построению. Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Там он проделал головокружительную карьеру, оказавшись при дворе Людовика XIII.
Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей. Хотя две продольные стены Сикстинской капеллы украшены великолепными росписями Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Перуджино и других славных мастеров, но расписанные Микеланджело плафон и алтарная стена подавили своей мощью и заглушили всё остальное. Уже в самом этом названии звучит определённая двусмысленность. Поводом послужило подозрительное обстоятельство. Надо признать, что это ему удалось. После составления протокола художник был с миром отпущен — упоминание имени кардинала сыграло свою роль.
Затянувшиеся «смотрины» завершились осенью 1594 года — Караваджо отдал предпочтение кардиналу Франческо Мария Борбоне дель Монте (1549—1627). Всё писалось с натуры. К сожалению, обе работы были утеряны. Это первое письменное свидетельство осознания самого себя.
Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. «Никто доселе не видывал столь дальних краев. Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала.
Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью – качествами, присущими всякой системе». Но художник недолго оставался без помощника. Когда нимфы приходят за его телом, на том месте, где оно должно было быть, вырастает красивый нарцисс.
Позднее художник не раз вернётся к этой теме. А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
При прямом и привычном взгляде на вещи мы часто не видим их особенности, а перевёрнутое отражение заставляет напрячь зрение и способно раскрыть перед нами всё многообразие наблюдаемого объекта. Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48. В левом углу картины из-под ноги Давида выступает освещённый в предсмертных судорогах полусжатый кулак руки Голиафа, цепляющегося в агонии за жизнь, как отголосок только что завершившегося поединка между неравными по возрасту и по силе противниками.
Самая большая иконография – у древнегреческого Нарцисса: сказания «Метаморфозы» Овидия («Он сам собой любуется, окаменев от удивления. В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. «Я тот, кто тщетно пытается обратиться в камень. Как-никак, жизнь во дворце обязывала ко многому и ему пришлось пересмотреть своё обычное пренебрежительное отношение к внешнему виду, чтобы не выглядеть белой вороной, вызывая на физиономиях угодливой и нагловатой челяди плохо скрываемые снисходительные улыбки.
Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. Он задумчиво смотрит на зрителя отстранённым взглядом, потеряв всякую надежду, что кто-то откликнется на его призыв. Упершись коленом в спину поверженного Голиафа, подросток Давид с помощью верёвок от пращи старается приподнять с земли свой трофей — тяжёлую голову поверженного гиганта.
Нарцисс (греч. Вскоре была сыграна весёлая свадьба. Караваджо с нетерпением ждал каждого его появления на половине у Гвидобальдо, жадно прислушиваясь к разговорам учёного и монаха. С его именем связано целое направление в итальянской поэзии, получившее наименование «маринизм».
Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его.
Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай. Как выяснилось позднее, выбор оказался более чем удачным.
Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. Именно от Марино художник впервые услышал об Овидии и его «Метаморфозах» итальянский перевод которых с помощью Гвидобальдо отыскал в дворцовой библиотеке. Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина.
Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори. Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года.
Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде. Как художник, Марио Миннити ничем особо не проявил себя, слепо подражая манере своего учителя. Нарцисс (греч. Особое значение придавалось регулярной связи с Мадридом, Миланом, Парижем, Веной и другими важными политическими и торговыми центрами. Считалось, что этот запах способен довести человека до сумасшествия.
Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus. Вне всякого сомнения, дель Монте был знаком с трудами английского философа Роджера Бэкона, который в своей книге «Зеркало алхимии» прямо советует: «Выбери вещество, содержащее чистую ртуть, смешанную по определённому правилу равномерно в должных пропорциях с серой. »46 В своих экспериментах кардинал следовал этой рекомендации и советам известного францисканского монаха и алхимика Джованни Бонавентуры. Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками». Нимфа Дафна, спасаясь от притязаний Аполлона, была превращена богами в лавр. Супружеская любовь – это миф, согласно которому покорность как следствие силы (obsequim как следствие virtus) становится психологической и религиозной (pietas и fides). Иными словами, он охраняет «ничто», он охраняет «не-жизнь» – стыдливо прикрытые чресла, тело, до такой степени отверженное, что оно стало мертвым и его навечно прибили гвоздями к кресту. В луковицах нарциссов содержатся алкалоиды (растительные яды), которые могут вызывать расстройство пищеварительной системы, дерматиты, дрожь и сердечную аритмию.
Дабы украсить «уголок отдохновения», как называл его кардинал, он поручил своему художнику расписать потолок одной из зал, где проводились химические эксперименты. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов. Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38. Узнав о случившемся, кардинал дель Монте изменился в лице и в ответ только развел руками, показывая всем своим видом, что он бессилен что-либо сделать.
Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства. Я силюсь не умереть в молчании.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм. С течением времени слово «нарцисс» стало синонимом слова «самовлюбленный».
Нарцисс – сладкий, дурманящий аромат, безумие. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило. Памятуя о недавнем разговоре за завтраком у кардинала, он писал картину ради этого мига, который обычно не задерживается в памяти, а на холсте остаётся и продолжает жить своей жизнью. Для ублажения гостей пением на виллу привозили мальчиков-хористов, а чаще знаменитых куртизанок Пруденцу Брунори и Менику Кальви, чей статус был несравненно выше дешёвых обитательниц недоброй памяти Ортаччо. По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести Его беспредельно полюбила нимфа Эхо, лишенная богиней Герой собственной речи и мнения (в наказание за болтливость), но она не могла привлечь к себе внимание Нарцисса, превратившись в бесплотный голос, способный только повторять чужие слова.
Любопытно другое. Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов. Поражала страстность, с которой монах отстаивал правоту своих идей в спорах с оппонентами, бывая иногда непредсказуемым в резких высказываниях и странных поступках.
На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Морская вода скована льдами». Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства.
Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров. Там он первое время бедствовал, перебиваясь случайными заработками и дописывая отдельные детали на картинах более известных мастеров кисти. Так же как не могли найти ее и у римлян. Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55). Для него труд составлял смысл и основу жизни, чего не скажешь о его младшем брате.
Однажды, когда обеспокоенный долгим отсутствием монаха Караваджо наведался в Санта-Сабина, чтобы, как и прежде, передать от Гвидобальдо небольшую сумму денег на карманные расходы и заодно справиться о его здоровье, ему сообщили, что монаха вновь увезли на дознание в тюрьму замка Сант-Анджело. Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. Караваджо всегда радовался встречам с ним, поражаясь начитанности и неисчерпаемой фантазии неаполитанца, его оптимизму, сколь ни были бы для него круты жизненные повороты. Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам.
Его прямой и прочный стебель сделал его в исламе эмблемой преданного служения и веры. Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. К сожалению, не сохранились даже редкие его письма. За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца.
Берясь за непривычное для себя дело, требующее определённых навыков и сноровки, Караваджо хотел, вероятно, доказать своим недоброжелателям, особенно ненавистному Дзуккари, который решительно отказал ему в приёме в члены Академии Святого Луки, что он владеет перспективой даже в самых сложных композициях с неожиданными ракурсами фигур. Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток.
А с ней Ватикан вынужден был считаться как с самым сильным государством и ревностным защитником устоев католицизма в борьбе с протестантской ересью. Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43. Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась.
Тайна осталась нераскрытой. «Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души.
Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием. Он до последних дней хранил о Караваджо добрую память. И всё же наиболее близка к истине другая версия. Тёплый кремовый тон фона придаёт композиции пространственную глубину.
Но, получив прощение и сев на корабль, художник заразился малярией и умер в возрасте тридцати семи лет. Чтобы лучше понять творчество Караваджо нужно побывать в Италии. Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб».
Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев. Марино очень дорожил своим портретом кисти друга-художника и другим его подарком — картиной «Сусанна и старцы», на которой в первый и последний раз у Караваджо появилась обнажённая женская натура. Записано верно с моих слов»47. И здесь Караваджо предстояло прожить почти пять лет, сыгравших немаловажную роль для становления личности молодого человека, для развития его мировоззрения и дальнейшего утверждения как художника, сумевшего сказать своё веское слово в искусстве.
Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. В луковицах нарциссов содержатся алкалоиды (растительные яды), которые могут вызывать расстройство пищеварительной системы, дерматиты, дрожь и сердечную аритмию. Как и у многих других растений этого семейства, цветки у нарцисса имеют сильный дурманяще-сладкий запах. Наркисс) – в греческой мифологии прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы, которому в младенческом возрасте прорицатель Тиресий предсказал долгую жизнь, если он «никогда не увидит сам себя». Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их.
Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. Возможно, что Караваджо видел этот фресковый цикл воочию или был с ним знаком по литографиям. Энергичный Марино успел заставить громко заговорить о себе ходившей по рукам рукописью эротической поэмы «Адонис», о публикации которой не могло быть и речи.
В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. Наркисс) – в греческой мифологии прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы, которому в младенческом возрасте прорицатель Тиресий предсказал долгую жизнь, если он «никогда не увидит сам себя». Справа от него восседает юнец, показанный со спины. Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. Караваджо уважил просьбу патрона и написал известный натюрморт «Корзина с фруктами» (31x47).
«Две вещи сгубили меня – мои стихи и моя оплошность. Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). Особым успехом пользовалась Меника Кальви, снимавшая на одной из центральных улиц — виа Бабуино — особняк с конюшней для собственного выезда. Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал.
Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Не случайно имя Нарцисс (Наркисс) происходит от глагола «narkao» (греч. За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. От него лучше держаться подальше».
Её богатый покровитель, заботящийся о своём реноме, решил не вмешиваться в дело, тем более что, как стало известно, полиция застала его провинившуюся подругу в компании трёх молодых людей, среди которых особенно отличился буйством в затеянной драке уже упоминавшийся Рануччо Томассони. Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника. Её положение асимметрично относительно центра. Приговоренные к смерти преступники в римских владениях приносили нарциссы в жертву фуриям (тем же греческим эриниям – богиням мщения) приговоренных увенчивали нарциссами, что производило определённое наркотическое действие и немного облегчало муки распятия на кресте.
Кстати, нарциссы увенчивали головы Парок – богинь судьбы. Приговоренные к смерти преступники в римских владениях приносили нарциссы в жертву фуриям (тем же греческим эриниям – богиням мщения) приговоренных увенчивали нарциссами, что производило определённое наркотическое действие и немного облегчало муки распятия на кресте. Нарцисс – сладкий, дурманящий аромат, безумие. Такая интерпретация мифа подразумевает осознание самого себя, враждебность к личному domus тела, а также углубленный внутренний анализ, который развился только с приходом христианства. Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор. Судя по имени героя, миф о Нарциссе догреческого происхождения, народная этимология сблизила имя Нарцисс с греческим глаголом narkao («оказывать наркотическое воздействие, притуплять, одурманивать»). и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа. И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119). Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн.
Сексуальная мораль полностью перестала быть вопросом статуса. Главное достоинство картины в богатстве цветовой гаммы и созвучии красок, сверкающих на затемнённом фоне под действием луча света справа. Август сослал Овидия на край света – в ледяной край дикой Паррасии. С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо. Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92).
Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов. В его картинах они черпали вдохновение для своих поэтических откровений. – одурманивать, ошеломлять). Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя.
В интерпретации актёра Алессио Бони художник выглядит у него чуть ли не психопатом, готовым в любой момент пустить в ход нож или шпагу. За моей спиной – пустота. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Для Караваджо, уроженца Ломбардии, этот факт был немаловажным и, возможно, повлиял на его выбор. Цветок весны, символ смерти в юности, сна и возрождения. Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей.
Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины. Неспособность к любви прекрасного юноши привлекла богиню мести Немезиду, позаботившуюся о том, чтобы он выпил из источника у горы муз Геликон, при этом он увидел свое собственное отражение и безгранично в него влюбился. Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин. Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Позднее тот же Марино составил подборку стихотворений, посвящённых отдельным картинам Караваджо — его сборник, увидевший свет в 1620 году, так и назван — «Галерея». Это была личность яркая и артистичная.
Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью. Богемная жизнь влекла их обоих. Смелые ракурсы мифологических персонажей впечатляют. Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец.