Караваджо Юноша С Лютней

Позже Караваджо написал второй вариант «Юноши с лютней» тоже по заказу дель Монте. Единственная в России картина Караваджо «Юноша с лютней» вернулась после реставрации в Эрмитаж. Жемчужина коллекции России — картина Микеланджело Меризи да Караваджо "Юноша с лютней" — вернулась в Государственный Эрмитаж после реставрации. Работа «Лютнист» так же известна под названием «Юноша с лютней» и принадлежит кисти отца барокко — Караваджо.

Единственная в России картина Караваджо вернулась в Эрмитаж

Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо». Яхета де Берхема. В 237 зале Эрмитажа представлена единственная в в этом музее работа Караваджо.

В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Караваджо «Лютнист» (Около 1595) Холст, масло. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».

Так, в эрмитажной картине он передал рефлекс, падающий на щеку юноши от его ярко озаренного плеча сделал легкой и прозрачной тень на тыльной стороне лютни, так как на нее падает отблеск белых страниц нотной тетради. Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Все реальные, будто написанные с натуры, детали картины полны скрытых намеков. Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты рядом стоит ваза с цветами.

Потом он направился на Мальту, продолжал там работать. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры11. Творчество Караваджо (1571–1610), впитавшее традиции северо-итальянского Возрождения, проникнутое глубоким гуманизмом, во многом определило пути развития искусства, оказало мощное воздействие на художников во всех областях Италии и Западной Европы.

«Лютнист» Микеланджело 
да Караваджо

«Лютнист» Микеланджело да Караваджо

От картины к картине нарастает трагическая сила образов Караваджо. Но Караваджо всегда гордился тем, что является тезкой великому Буонарроти. «Юноша с лютней» – единственное произведение Караваджо в России и, к слову, сам мастер считал его одним из своих лучших творений. Английское полотно – копия с эрмитажного.

На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время — весной.

Музыканта в эрмитажной картине принимали за музицирующую девушку и композицию называли «Лютнистка». Чтобы подчеркнуть трехмерность предметов, художник показывает их повернутыми под определенным углом к зрителю (чуть наискосок поставлен стол, его верхняя плоскость приподнята так, что легко обозримым оказался натюрморт слева по диагонали расположены скрипка и лежащий на ней смычок, тень от него падает на некотором расстоянии и создает впечатление пространства гриф лютни как бы выдвинут на зрителя). Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Большая часть композиции «Обращение Павла» (1600—1601, Рим, церковь Санта-Ма-рия дель Пополо) занята изображением копя, под копытами которого видна озаренная ярким светом фигура распростертого молодого Павла, представленного в необычайно сложном ракурсе.

Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной.

Выставка к завершению 
реставрации картины 
Караваджо «Юноша

Выставка к завершению реставрации картины Караваджо «Юноша с лютней»

«Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Правда, некоторые искусствоведы считают, что чувство, переданное через систему их внешних обозначений, лишается подвижности и застывает. Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. Так 209 лет назад, в 1808 году, картина оказалась в Санкт-Петербурге.

Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. В «Положении во гроб» (1604, Рим, Ватиканская пинакотека) на глубоком темном фоне ярким светом выделяется тесно сплоченная группа близких Христу людей, опускающих его тело в могилу. Мощным теоретическим (и практическим) основателем натурализма является Микель Анджело Меризи, прозванный Караваджо по местечку в Ломбардии, откуда он был родом (1569. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде.

Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Лютня воспроизводит архаический образец инструмента первой половины 16 века, а крестообразный орнамент на грифе скрипки – инициал имени Христа в греческой транскрипции (), которыйчасто встречается на инструментах кремонских мастеров. Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону.

Так как уже несколько раз наблюдала, как посетители, подходя к картине и наклоняясь к табличке с атрибуцией, восторженно произносили: «О, это Микеланджело. » Да не «тот». Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк). На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.

Лютнист, Микеланджело 
Меризи да Караваджо

Лютнист, Микеланджело Меризи да Караваджо

Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Уже в одной из ранних картин – «Юноша с лютней» художник обращается к конкретному жизненному мотиву. Огромной эмоциональности добивается художник в композиции «Успение Марии» (1605—1606, Париж, Лувр), захватывающей искренностью переживаний, которые выражены в позах, жестах, лицах скорбных учеников Христа, окруживших ложе усопшей. Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Сам Караваджо представлен в Эрмитаже прекрасно. «Караваджизм» стал одним из ведущих направлений в живописи XVII века.

Используя оптические эффекты, художник добивается монументальности и силы общего решения. Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани. Караваджо не передаёт здесь глубины пространства, только стол отделяет юношу от зрителя. Лицо музицирующего портретно, оно встречается и в ряде других работ мастера. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры.

В Эрмитаже открыли 
для публики единственную 
в России картину

В Эрмитаже открыли для публики единственную в России картину Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней»

По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Отец мальчика был зажиточным архитектором. Караваджо использует новые, необычные в то время приемы в стремлении передать объемность и материальность изображаемого. Условностям маньеризма, стиля конца XVI века, он противопоставил простоту и человечность.

Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста. Убив во время игры в мяч своего партнера, он был вынужден бежать из Рима. 94119 см). — 1609).

На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. На нотной тетради, лежащей перед лютнистом, начертаны начальные ноты популярного в XVI веке мадригала «Вы знаете, что я Вас люблю». зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны.

— 1609). Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого Лютниста (другое название картины Девушка с лютней). Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Картина «Юноша с лютней» была создана в 1595-96 годах по заказу одного из утонченных ценителей изящных искусств, маркиза Винченцо Джустиниани. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».

Секреты шедевра 
Караваджо: «Юноша 
с лютней» был девушкой

Секреты шедевра Караваджо: «Юноша с лютней» был девушкой с веснушками

Мне очень запомнилось описание в одном из старых каталогов, там картина была названа «Амур в образе молодой девушки»: «Изысканная аллегория, которая ясно показывает, что мужчина, попав под господство любви, становится изнеженным, теряет силу своего характера и способен только к легкомысленным занятиям, недостойным его пола». На самом деле в образе видна некоторая театрализованность. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. Петра. В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. В 1628 году она была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини.

В трудные дни его семья вынуждена была распродать коллекцию живописи и «Юношу» продали на аукционе в Париже. В Эрмитаже много картин последователей этого мастера, так называемых караваджистов, работавших в разных европейских странах. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»).

Юноша с лютней Микеланджело 
Меризи да Караваджо 
Реставрация 2017

Юноша с лютней Микеланджело Меризи да Караваджо Реставрация 2017 года – Скачать 3 бесплатно

Сейчас в Эрмитаже проходит выставка картины Микеланджело Меризи да КАРАВАДЖО «Юноша с лютней», которая с мая 2015 г до декабря 2017 г находилась на реставрации. Пышные складки белой рубашки подчеркивают ширину груди и плеч, столь же объемно воспроизводит Караваджо и черты смугло-румяного лица – крепкие щеки, толстый нос, яркие губы, крепкий подбородок с ямочкой. В то же время Маурицио Марини это полотно называет репликой «Лютниста» из частного римского собрания, написанной Караваджо лишь частично4. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Яхета де Берхема. Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической.

По словам современника и биографа Караваджо и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Юноша настраивает лютню и весь поглощен льющимися звуками, о чем говорит и наклон его головы и полуоткрытый рот и выражение глаз, рассеянно смотрящих мимо зрителя.

Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100126, 5 см). Караваджо подает это просто и спокойно, как еще один реальный факт, с которым зрителю надо считаться. На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. СюжетНа всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»).

Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь. Однако слои пожелтевшего лака и записи искажали авторский замысел.

Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно. Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе. Возможно, это результат общения художника с учёными из круга дель Монте, среди которых были Галилео Галилей и Джованни делла Порта. Трактовке сюжета картины посвящены целые научные исследования наиболее распространенным является мнение о том, что идея произведениясвязана с темой «суеты сует» — темой неизбежности гибели всего живого. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и Влиятельных покровителей.

Описание картины 
Караваджо «Лютнист»

Описание картины Караваджо «Лютнист»

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Цветущая юность красавца-лютниста преходящая: об этом напоминает порванная струна лютни, цветы, которые вскоре увянут, фрукты, которые сморщатся и высохнут (типичные элементы «ванитас»). Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Также после реставрации стали видны фиолетовый ирис в букете и мрамор стола на переднем плане.

Лицо музицирующего портретно, оно встречается и в ряде других работ мастера. Картина «Юноша с лютней» – одна из первых работ Караваджо, в которых использован прием светотеневого контраста, ставший в дальнейшем основным выразительным средством художника и заимствованный многими его последователями. Уже в одной из ранних картин – «Юноша с лютней» художник обращается к конкретному жизненному мотиву. Его имя написано на нотной тетради, лежащей на столе. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка как символ мимолётного чувственного наслаждения).

На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта9. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу.

Юноша с лютней Караваджо 
возвращён в Эрмитаж 
после реставрации

Юноша с лютней Караваджо возвращён в Эрмитаж после реставрации

Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур. Яхета де Берхема. Действительно, до Караваджо не писали так просто, сильно и уверенно. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Впрочем и в Риме, где Караваджо жил первое время после Венеции, он успел создать многочисленных последователей, особенно среди нидерландцев и французов, которые затем, вернувшись на свои родины, положили там основание новому живописному течению, приобретшему в некоторых странах и на известные периоды доминирующее значение.

Обновление пользовательского 
соглашения

Обновление пользовательского соглашения

На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Пышные складки белой рубашки подчёркивают ширину груди и плеч, столь же объёмно воспроизводит Караваджо и черты смугло-румяного лица — крепкие щёки, толстый нос, яркие губы, крепкий подбородок с ямочкой.

Как выяснилось, ее заранее «присмотрел» русский император Александр I и поручил директору Лувра приобрести работу Караваджо для эрмитажного собрания. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании.

Комментарии к выставке к завершению реставрации картины Караваджо «Юноша с лютней»

Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это обстоятельство «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Ничего необычного нет и в их пластически-осязаемых фигурах. Описание: В 237 зале Эрмитажа представлена единственная в в этом музее работа Караваджо. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). Однако «Юноша с лютней» уже в 1808 году была приобретена для императорской картинной галереи Эрмитажа и привезена в Санкт-Петербург.

Фигура лютниста и натюрморт почти вплотную придвинуты к нему и располагаются на первом плане, но на нейтральном фоне затемнённой стены фигура юноши видится особенно отчётливо. Разглядывая картину, зритель поражается, насколько точно подметил художник блики на влажных белках юношеских глаз, блеск каштановых волос, будто просвечивающие кончики тонких пальцев и темные полосы на кожуре груш. Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло. Итальянский художник, основатель реализма в живописи Микеланджело да Караваджо родился 29 сентября. Готовился аукцион, который состоялся в 1812 году. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза12), которые цветут примерно в одно время— весной.

Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Надпись BASSUS указывает на исполнение ее в басовом ключе.

  • 03 – КАРАВАДЖО – ЮНОША С ЛЮТНЕЙ
  • КАРАВАДЖО (Микеланджело Меризи)

В 13 лет своими работами он смог поразить художника Симоне Петеранцо, который взял подростка на обучение в свою мастерскую в 1584 году. Исследователи Мэон (1990) и Кристиансен (1990) считают, что картина, принадлежавшая дель Монте, попала в собрание Д. Вильденштайна и она исполнена полностью самим Караваджо. Его имя написано на нотной тетради, лежащей на столе. 100 х 126, 5 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США «Лютнист» – одна из ранних картин Караваджо, для которых позировал его любимец Марио Миннити.

На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки».

Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу. Причина смерти художника остается неясной. «Лютнист» была одной из первых картин Караваджо с развитым эффектом света во тьме, вся она залита ровным, рассеянным, чуть золотистым светом. В юности художник часто изображал музыкантов игроков в карты, гадалок. Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования.

Караваджо стремится передать форму, плотность и весомость предметов: груши на столе кажутся не только тяжелыми, но и твердыми, а строчки раскрытых нот настолько документально точно воспроизведены в картине, что легко читаются – это мелодия романса Жака Аркаделя, модная во времена Караваджо. В убийстве обвинили Караваджо. Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96121 см). Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно».

03 – КАРАВАДЖО – 
ЮНОША С ЛЮТНЕЙ

Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке. Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126, 5), внеся в неё некоторые изменения. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера.

Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. История созданияКартина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю».

О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд. Была приобретена для Эрмитажа в 1808 г. из знаменитой коллекции Джустиниани. Да, это юноша В этом отношении как ему только ни доставалось) Несколько предыдущих названий: «Девушка с лютней», «Садовница», «Цыганка играющая на лютне». Голова эта лишена идеализации, зато представляет из себя чудный кусок живописи.

На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии8 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками. Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани.

При дворе Медичи существовала традиция представлять музыкантов в виде нимф или пастушков. Екатерина Александрийская» и «Шулер», тоже принадлежавшими кардиналу)3. Были и другие, все-таки определяющие пол: «Амур в виде садовницы», «Мандолинист». Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо.

Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Интересно отметить, что надпись на второй тетради нот, которую ранее читали как «Bassus» («бас»), ныне расшифровывают как «Gallus».

Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу.

Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. На этом полотне художник воплотил свой излюбленный тип из народа: у лютниста полное лицо, большие черные глаза под широкими бровями, полные губы. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему фрагментом живописи.

Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. «Юноша с лютней» поступил в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа в мае 2015 года. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. Но не только простота и цельность — положительные черты Караваджо. Караваджо пришлось бежать из Рима. В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры. Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону.

Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным — Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Этот художник провозгласил до того неведомый в искусстве принцип: единственная цель живописи заключается в точной передаче природы, единственный ее идеал — в красоте действительности. Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Внимательно изучая натуру, Караваджо постиг эффект взаимовлияния освещенных предметов.

Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Как и многим другим известным картинам, «Юноше с лютней» не суждено было остаться в одних руках.

Некоторые утверждают, что «Юноша с лютней» – портретное изображение Галлуса. Чтобы подчеркнуть трехмерность предметов, художник показывает их повернутыми под определенным углом к зрителю (чуть наискосок поставлен стол, его верхняя плоскость приподнята так, что легко обозримым оказался натюрморт слева по диагонали расположены скрипка и лежащий на ней смычок, тень от него падает на некотором расстоянии и создает впечатление пространства гриф лютни как бы выдвинут на зрителя). Точка зрения снизу усиливает впечатление величественности. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде.

Галлус – имя миланского музыканта, друга Караваджо. «Юноша с лютней» был написан около 1S95 года для кардинала Франческо дель Монте, покровительствовавшего художнику. Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах.

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны.