Картина Андрея Рублева
Картины Андрея Рублева нельзя назвать живописью в обычном понимании, его творчество с самого начала отражало сакральную тему.
Тайны великих картин: «Троица» Андрея Рублева
До сих пор ведется спор о том, действительно ли «Троица» была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора или она попала туда позднее. Ожизни Андрея Рублева известно очень немного. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных. Свидетельством ихпроповеднического пафоса является введение вкомпозицию «Страшного суда» трех медальонов, вцентральном изкоторых написана «рука божья» сдушами праведных, авбоковых – пророки Давид иИсайя сгневными посланиями, обличающими грешников. 3-е СПб.
Недаром цвет земли и неба присутствует в его одежде, а золотая полоска Божественной энергии окаймляет десницу (правую руку). Синее небо, еще летнее, но веет от него предосенним холодком. Чтения в имп. 142 х 114 см. мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.
Икона и картина: памяти святого Андрея Рублева
Вероятно, Рублев писал свою икону в «похвалу» Сергию – человеку, верным последователем которого онявлялся. Кегоранним работам относят фрески Успенской церкви наГородке вЗвенигороде (ок.
Известно, что Феофан в 1395 г. расписал (вместе с Симеоном Черным) в Москве церковь Рождества Пресвятой Богородицы «на сенях»12, а в 1399 г. – Архангельский собор13. В 1399 г., после успешного завершения порученного ему великим князем похода против камских болгар, Юрий выстроил в Звенигороде соборный храм Успения «на Городке», а затем стал усиленно просить святого Савву взять на себя труд построения обители близ Звенигорода. Вчемеёсмысл. Кроме ссылок на позднейшие монастырские описи и «Сказания о святых иконописцах», достоверных сведений о написании этой иконы нет.
Сравнительно нетрудно заметить, что фигуры Ангелов образуют большой круг. Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания их взгляды устремлены в вечность. На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). «Троица» с момента своего создания «была любимейшей иконой древнерусских художников», служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Ю. А. Таинственный свет повсюду.
Онавоплощается ещечерез сопоставление реальной чаши натрапезе стой, чтообразуется изсоотношения фигур икоторая видится какбы «разумными очами» исчезая, кактолько внимание созерцающего возвращается кпредметам внешнего мира. и яко украсиша подписанием церковь сию»58. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее). «Хотя икона, – пишет И. Э.
Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. Вся ближайшая к Андрею Рублеву эпоха отмечена сильным влиянием этого мастера. Новсяикона светится какбыизнутри мягким серебристым свечением. Это лицо зрелого человека в мерном развитии духовных и физических сил. Полны внутренней значительности ивеликолепны порисунку лица апостолов в «Сошествии Святого Духа». Советский художник и искусствовед И. Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев». Нопопробую объяснить, что имею ввиду.
Оно возникает в склоненной правой фигуре, подхватывается склоненной в ту же сторону фигурой средней (их головы похожи на гребни волн) и переходит на левую, но не прекращается здесь, а по плавной дуге руки Ангела устремляется обратно к правой фигуре и, восходя по ее руке и колену, вновь устремляется по кругу. М. В. Лазарев: «Особенно хорошо «Преображение», выдержанное в холодной серебристой гамме. яко исполнися желание преподобнаго отца настоятеля Никона.
картина андрея рублева — 4 (четыре) буквы
Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Художник взял два момента этого события – встречу и угощение. С целью содействовать развитию этого дарования его, по-видимому, часто отпускали в Москву, вернее, в Спасо-Андроников монастырь, который был тесно связан с жизнью Троицкой обители как основанной преподобным Сергием (учеником коего был святой Андроник) и в то же время находился лишь в трех-четырех верстах от Москвы10. Вот таким образом трапезу в доме Авраама христиане называют также «Ветхозаветной Троицей». «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». Свою собственную смерть.
Приступать к росписи соборных стен можно было только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. Аутраченная фигура Богоматери сприжатой кгруди рукой напоминала Марию всцене «Распятия». Очерки памятников христианского искусства и иконографии. Особенно красноречиво свидетельствует об этом рука Павла, в своих изящных округленных линиях столь близкая к рукам ангелов «Троицы»43.
- Список произведений Андрея Рублёва
- Семь знаменитых икон Андрея Рублева
- Иконы преподобного Андрея Рублева
- Андрей Рублев: биография и творчество иконописца
- Андрей Рублев – великий художник древней Руси
- Гений древнерусской живописи – Андрей Рублёв
Персонажи Рублева (за исключением патетических фигур во фресках Успенского собора, посвященных Страшному суду) всегда пребывают в состоянии умиленного покоя или молитвенного созерцания зрителя покоряют не перипетии действия и сюжета, но атмосфера тихой благости. Гора – символ духовного восхождения, которое осуществляется через действие третьей ипостаси Троицы – Духа Святого. – Цвет не имеет характера раскраски, художник «рисует цветом100. Все это, конечно же, сказывалось на сохранности первоначальной живописи Лишь в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений и с тех пор она всех чарует своим художественным совершенством. В первую очередь, это бесспорные произведения, перечисленные в летописных и иных источниках (белый цвет), число которых крайне ограничено, некоторые не сохранились (выделены розовым). Троица есть понятие о Боге – едином, но воплощенном одновременно в трех равнозначных лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Святой Дух. Авцарский дворец «Троица» попала, по-видимому, после московского пожара 1547 года.
Вот почему все его творчество, а Троица в особенности – плод не только художественного дара, но и богословской просвещенности. Юношески прекрасен трубящий ангел, вдохновенно решителен Петр, увлекающий праведников в рай. Оннаписал егофигуру таким образом, чтоноги ангела сдвинулись кцентру сцены, заполнив «вакуум» веенижней части.
И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат. Есть предположение, что он на некоторое время уезжал из Москвы и работал в других местах. Многие считали это явление как проявление божества в Иисусе Христе. Благодаря имвкомпозиции было преодолено статическое равновесие, возникли тагармоническая асимметрия, тодвижение неподвижных фигур, которые составляют одну изглавных тайн рублевской «Троицы».
- Картина Андрея Рублёва (4 буквы)
- Все Картины Андрей Рублёв по алфавиту
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Картины Андрея Рублева в Русском музее
- Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи
- «Троица» Андрея Рублева сегодня
- Андрей Рублев: последние новости
- Загадка иконописца Андрея Рублева
Русская икона вXVIII – начале XX веков // Христианство вискусстве). На изображении присутствуют не только божественные странники. Но если «Троица» попала в Троице-Сергиев монастырь только при Иване Грозном, где же тогда она находилась в течение ста пятидесяти лет. Рублев былтемхудожником, который создал свой собственный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский посвоей сущности ихудожественному выражению (хотя имногим обязанный достижениям византийского искусства), новместе стемблагородной простотой заставляющий вспомнить искусство античности. Художественное иидейное богатство рублевской «Троицы» кажется неисчерпаемым.
Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. Источники русской агиографии. «Пресловущии иконописцы, – говорит он, – Даниил и ученик его Андрей.
Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не мастеру, а ученикам— членам артели, которую он возглавлял вместе с Даниилом Чёрным (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря)2. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. В «Благовещении» преобладают зеленые икоричневые тона, в «Рождестве» и «Сретении» – коричневые икрасные. Андрей Рублев радикально обновил колорит русской иконы. Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека.
Не буду спорить, возможно, мое восприятие исубъективно. Одна излучших, согретых искренним чувством сцен композиции – «Идут святые врай». Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря. Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы).
- 27 мая Святая Троица – Пятидесятница (история и суть праздника)
- Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)
- Детство, отрочество, монашество
- Росписи Владимирского Успенского собора
- Андрей Рублев – иконописец, принявший монашество
- Картина Андрея Рублёва 6 букв сканворд
Впервые здесь, в Москве в летописях (1405 г. ) упоминается имя знаменитого. Лебедева62, не соглашаясь с мнениями И. Э. Мол, «икона – это идол». Лазарев, на языке летописей «подписывать церковь» означало не только расписать стены, но и написать иконы для иконостаса.
Центром еебылобраз Христа вореоле славы, окруженном кольцом «небесных сил», который написан взените свода. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Звенигородский чин из которого сохранились три иконы (с Христом (Спасом), архангелом Михаилом и апостолом Павлом ок. Столь же искусно размывается и симметрия. Преподобный Иосиф уступил просьбам братии и, чтобы достигнуть мира с князем, «стал ублаготворять его подарками, послал к нему иконы знаменитых живописцев Рублева и Дионисия»123.
Вишнево-синие цвета – этоцвета одежд Христа, образ которого темлегче воспринимался сознанием зрителя, чтоонвидел еготаким вцентре поясного чина ипривык ассоциировать сцентральным персонажем «Троицы». Цит. Святые духи, служители Божии одеты по-разному.
Прекрасны, задумчивы фигуры трех ангелов, сидящих за трапезой. «Как рисунок, так и цвет играют у Андрея Рублева равноценную роль, – говорит В. Г. В другой новелле Андрей Рублёв сталкивается с набегом татар на город Владимир.
Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. 30 июля 1918 г. В. И. Сейчас он приемлет на руки. Вероятно, сРублевым можно связывать большинство миниатюр этой рукописи.
Но нигде, кроме России, культ Троицы не был настолько распространен и силен. В 1425 — 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. Вероятно, тогда-то и появилась в Москве «Троица». Сюжного столба иизарки прохода вюжный нефдвижутся кСпасу сонмы святых. Круг сглубокой древности былсимволом гармонической завершенности, символом неба исвета.
Этопервое, чтосразу ивластно захватывает присозерцании рублевской «Троицы». Этобылшагнеобыкновенной смелости, свидетельствующий ошироте творческих запросов живописца. Троицкий иконостас – уникален.
Однако вскоре «он отказался от игуменства, чтобы удалиться для упражнения подвигом безмолвия и в продолжении 6 лет был заменяем на игуменстве, которое потом опять воспринял, Саввою Дубенским (впоследствии Звенигородским)9. Изысканностью красочной гаммы восхищает торс воина наодном изстолбов. Тяжелая шапка волос перевешивает справа, вторя развороту корпуса, чтоделает поворот головы едва заметным.
Намнеизвестно вточности, когда родился Андрей Рублев. Этобыли гениальные находки. «Преображение» несомненно, является выдающимся произведением искусства. Они созерцают свет внутри себя. После завершения работы над фресками Благовещенского собора Рублев стал признанным мастером русской иконописи. Здесь княжил второй сын Дмитрия Донского Юрий Дмитриевич, крестник преподобного Сергия и его глубокий почитатель.
В. П. Лазарев находит, что в Звенигороде сохранились несомненные следы деятельности Андрея Рублева17. М., 1888, с. 71) б) принадлежавшей Савваитову (см. Н. П. Д. С.
Ангелы склонили головы, объединенные общими чувствами и мыслями. Старообрядческий Клинцовский иконописный подлинник (л. Слова о том, что прежде «той Андрей живяше в послушании преподобнаго Никона» имеют, по-видимому, характер вскользь сделанного замечания имеющего целью уточнить образ взаимоотношений между игуменом и прославленным иконописцем указанием на их прежнюю близость. академии 209 (см. Несомненно, рублевским произведением считает «Апостола Павла» Д. С. В дальнейшем, будучи уже зрелым он расписывает Успенский собор в г. Владимире (1408 г. ). Художник Андрей Рублев Ок.
В «Житии преподобного Иосифа игумена Волоколамского» имеется рассказ о размолвке его (преподобного Иосифа) с волоколамским князем Феодором Борисовичем. Несмотря накрайнюю фрагментарность сохранившейся живописи (лик инебольшая часть фигуры), этопроизведение очаровывает исвоими формами и, главное, необыкновенной внутренней красотой образа, рожденного чистой душой художника. Гармония подчеркивается и цветом. Изд. Рублев, взяв заоснову византийскую иконографическую схему композиции «Троицы», подверг еерадикальному переосмыслению исоздал врезультате нечто совершенно новое иоригинальное. Нопервое упоминание онёмотносится только к1405 году. Деисусный чин (деисус – греческое слово, означающее "моление", "прошение") представляет собой ряд икон: в центре фигура Спасителя, восседающего на троне, по сторонам с молитвенными жестами – Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы, апостолы, отцы церкви.
То же в рукописях: а) библиотеки Московской дух. А почему голубой плащ покрывает лишь половину его тела. 1405 – Расписывал вместе с Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились). Это была последняя работа великого иконописца, которая также не сохранилась. О судьбе его икон делались записи в летописях.
Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны). Барсуков. Мыслить такбыло бынеисторично. Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. Миниатюры «Евангелия Хитрово» отличаются безупречно точным изящным рисунком, гармоничностью композиций иблагородством красочной гаммы, основанной насочетании холодных голубых, лиловых, разбеленных голубовато-серых изеленых тонов изолота. Вцентр иконной доски оказалось «выплеснуто» большое ярко-красное пятно, звучное имажорное, положенное вовсюсилу тона. До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками.
Ровинского, высказанное последним в 1850-х годах, указав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при преподобном Никоне»73. Сосредоточив действие вокруг трех ангелов, беседующих перед трапезой, вцентре которой высится чаша сголовой тельца – символ крестной жертвы Христа, – Рублев «прочитывает» композицию вабсолютно ином содержательном плане, раскрывая еебогословско-мировоззренческую символику. 1408 – 1409, ныне во владимирском Музее-заповеднике) т. н. Срав.
Большое число икон принято относить к «кругу Рублева», поскольку нет возможности подтвердить их авторство. Ибостранники непредсказывают Аврааму рождение сына, апребывают внеслышной беседе. Этап этот ознаменовался внезапным отъездом царя в Александровскую слободу — со всеми приближенными и слугами, со всей казной и «святостью» По дороге в слободу Иван Грозный посетил Троицкую обитель, которая незадолго до того погорела и нуждалась в иконах. Ок. Предполагается, что к их созданию тоже приложил свою руку великий русский иконописец. Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба и зацветающий лен и первые васильки (появляющиеся к Троицыну дню) в зеленеющей еще ржи.
Создать его могли только златокузнецы царских мастерских Кремля. Жизнь Андрея Рублева была заполнена интенсивным творческим трудом. Онопределяет внутреннюю организацию изображения, пластику тел, конструкцию поз, склонение голов изгиб рук, смыкает влегкую золотистую завесу крылья ангелов, «сгибает» гору идеревце надихголовами. Рублев, говорит М. В.
Сын Божий), а два других – лишь сопровождавшими Его ангелами, некоторые иконописцы среднего из странников изображали сидящим выше других и отмечали его крестчатым нимбом88, а иногда и надписью «IС ХС»89 но при этом неизбежно страдала догматнко-символическая сторона, так как неравные по достоинству участники трапезы не могли быть выразителями «единоцарственных и единопрестольных» Лиц Триединого Божества. Андрей Рублев, хотя имя его и поставлено на третьем месте, принимал участие в написании икон, относящихся к деисусному чину это очевидно из летописного свидетельства о московском пожаре, бывшем в июне 1547 г., когда «загореся церковь на царском дворе Благовещение златоверхая, деисус Андреева писма Рублева, златом обложен и образы, украшенны златом и бисером многоценны. »27. Айналов и Н. Сычев. Конечно, Рублев никогда этих произведений невидел.
Пусть явившиеся странники фактически не были равны по достоинству, но как существа, самой своей тройственностью и внешним сходством прообразовавшие три Лица Святой Троицы и как участники символической трапезы, напоминающей об искуплении мира кровью Богочеловека92, они должны быть изображены равночестными. Однако из-под кисти вышло нечто абсолютно особенное. Основанием к такому предположению она считает следующее соображение.
Однакоегоиконография принадлежит уженовому времени. 1427 – Занимался росписью Спасского собора Андроникова монастыря (сохранилась фрагментарно). Тихое, располагающее к раздумьям время. От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались.
В греческой рукописи книги Бытия Ди-Филиппи, относимой Тишендорфом к V веку, ангелы, сидящие за столом у Авраама изображены также в одинаковых простых нимбах, а на другой миниатюре изображающей посольство ангелов, они совсем не имеют нимбов, но Бог, посылающий их, – в крестчатом нимбе и с крестом в левой руке»93. Как отмечает Ю. А. также «Житие преподобнаго Никона», составленное Пахомием Логофетом, список XV в. в Государственной библиотеке им В. И. Ленина, собр. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы. Ветхозаветная Троица была символом единения еще в середине XIV века.
Обстоятельства детства и юности великого иконописца абсолютно неизвестны. Монастыри были культурными и просветительскими центрами. Эта икона принадлежит к Звенигородскому чину. Легенда возникает не на пустом месте, она лишь обрабатывает существование. Отношение к догмату Троицы всегда отличалось неустойчивостью. Неслучайно «Троица» постоянно вызывает уисследователей ассоциации спроизведениями античного искусства. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм.
1409, Успенский собор, Владимир), Спас в силах (1408), часть икон праздничного чина (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим — все ок. Таквнутренняя геометрия изображения постепенно смыкается сгеометрией иконного поля. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. Ю. А. Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. Ноесли ксмелым ивеличественным архитектурным новшествам мы как-то уже привыкли, то сцерковной живописью дело обстоит иначе.
Так, например, Д. А. В. А. Обществе истории и древностей Российских при Моск. И почему он одет не в золотой, а в красно0коричневый хитон (цвет почвы, глины).
Полагают, что из икон деисусного чина Рублевым написаны: «Архангел Гавриил» и «Апостол Павел»111. Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Такжеи сбарочными иконостасами некоторых приусадебных храмов XVIII – XIX веков. Снова, как в иконе «Преображение», мотив круга имеет определяющее композиционное значение. 3-е, с. 59. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь». ИбоисамБогявлялся здесь невпугающе ослепительном сиянии славы, авоблике «абсолютного человека», вскромных одеждах евангельского Иисуса – учителя ипроповедника.
Поскольку «святость с государевых дворов» была собственностью царя, то Иван Грозный и оставил у себя «Троицу». 1408 – Расписывал Успенский собор во Владимире (изображения сохранились частично). Знаток и собиратель икон Д. А.
Упоминая об этих работах, «Житие преподобного Сергия» говорит, что Андрей Рублев и Даниил «сие писание конечное в память свою оставиша, якоже всеми зрится»118. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего. Время пожинать плоды годовых трудов на земле. 1400), нуждающиеся, впрочем, вдополнительном исследовании.
Когда и где он вступил на поприще иноческой жизни, мы также не знаем. Мы мало знаем о нем. В нем есть и изящество и возбуждение и почти кокетливая улыбка на устах. Иконоборцы древности иих менее образованные последователи всовременном протестантском мире (атем более сектанты, кпримеру «Свидетели Иеговы»), ссылаясь набиблейский запрет изображать Бога, обвиняют Православие видолопоклонничестве. После Ровинского его сомнения в более сдержанной форме повторили Д. В.
1410 – 1420, Третьяковская галерея) фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода. Вечность человека не только в личном бессмертии, она и в передаче следующим поколениям всего того, что было накоплено предками: знаний, понятий и норм человеческого общежития. Много раз изученная и описанная, рублевская «Троица» и сегодня продолжает волновать искусствоведов загадочной сложностью своего художественного стиля. В иконе нет ни движения, ни действия — это триединое и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа и видения, сошлись, чтобы испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и скорбью.
Развитие троичного культа наРуси было граничит сличностью идеятельностью Сергия Радонежского, который создал Троицкий монастырь, «дабы взиранием напресвятую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» (Епифаний Премудрый). Этииконы выделяются звучностью ичистотой колорита, который можно назвать поэтическим. Кчислу шедевров книжного искусства Москвы рублевской эпохи относится также «Киевская псалтирь», написанная в1397 году вКиеве митрополичьим протодьяконом Спиридонием иукрашенная многочисленными миниатюрными изображениями наполях. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». СПб., 1882, с. 38).
«Почти одинаковые лики и фигуры ангелов, – пишет Л. Успенский, – подчеркивая единство природы трех Божественных Ипостасей, в то же время указывают на то, что икона эта ни в коем случае не претендует изобразить конкретно каждое Лицо Святой Троицы. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Это все-таки больше картины.
Этоподлинный шедевр. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими.
В Государственном Русском музее хранится небольшая икона Божией Матери «Умиление», которая в старой инвентарной книге древнерусского отдела Музея значится как произведение, приписываемое Рублеву (а пометка, сделанная там же другой рукой, гласит: «Рублев, XIV век»). В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля» из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. Гос. M., 1876, прилож. Но это не простой праздник.
Всем известная икона «Троица» (1422-1427 гг. ) была создана для Троицкого собора, который был построен во имя Сергия Радонежского, на месте его захоронения. Н. Малицкий.
Древнерусский мастер достигает здесь выражения той ступени самостоятельности человека, которая в то время была чем-то неслыханным. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. Недаром это единственный в своем роде образ в творчестве Рублёва».
Кэтому образу тяготеет всеокружающее. В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей». Летописные источники свидетельствуют, что в 1408 он расписал (вместе с Даниилом Черным) Успенский собор во Владимире (наиболее ценные иконы, восходящие к этому времени, – три иконы из деисуса и одна из праздничного ряда, – хранятся ныне в Третьяковской галерее), а в 1425 – 1427 – храм Святой Троицы в Троицком монастыре. Лазарев, над иконостасом Троицкого собора трудились вместе с Рублевым от 20 до 25 художников110 что, конечно, сильно затрудняет стилистический анализ иконного письма.
Лазарев, учеником Прохора с Городца, Андрей Рублев вполне мог учиться и у Даниила, своего старшего «спостника и сотрудника»36. На иконе Андрея Рублева «Архангел Михаил» следуя из названия изображен сам Архангел Михаил, одетый в красные одежды с золотым.
Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным опровергнуть это мнение Д. А. Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям. XIV — н. XV в. ) иконы — Владимирская Богоматерь (ок. Ничего подобного Московская Русь незнала нетолько доэтого, ноимногие годы спустя. Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее. Близкими кРублеву художниками (в частности, вероятно, Даниилом) иллюстрированы «Евангелие Успенского собора» («Евангелие Морозова») и «Евангелие Андроникова монастыря».
Наиконе Рублева онтемярче фиксируется внутренним взором зрителя, чтонасамом деле егонет. В иконе существует еще одно волнообразное движение, образованное крыльями Ангелов. После реставрации иконы, кроме монографии В. П. Гурьянова, ей был посвящен ряд исследований. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Валтаре собора уцелели сцены изжития Иоанна Предтечи изапоминающийся чистотой линий ивысокой духовностью ликсвятителя Елевферия.
«Страшный суд» Андрея Рублева иДаниила Чёрного, привсей еговнешней традиционности, – абсолютно необычное художественное явление. Бывая в Москве, Рублев «имел возможность ознакомиться с работами Феофана Грека, который был тогда центральной фигурой всего московского искусства»11. Этому движению вторят своим наклоном крона дерева и силуэт горы. 25 июля 1966 года, в последний день работы Всемирной Конференции «Церковь и общество» в г. Женеве, глава делегации Московского Патриархата, член Исполнительного комитета ЦК ВСЦ митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим вручил в дар Всемирному Совету Церквей от Московского Патриархата копию иконы Святой Троицы, написанной около 1425 года великим русским иконописцем Андреем Рублевым. В монастыре, в котором провел последние годы жизни Андрей Рублев, очевидно, покоятся и его останки.
Ундольского, 370, лл. Тогда из облаков послышался голос Бога, возвещающий о том, что Иисус – Сын Его и что Его надо слушать. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху вистории русского искусства. Различение ангелов «Троицы» достигается, следовательно, неатрибутивно-богословскими, ачисто художественными средствами, чтоявляется важным завоеванием длясредневекового живописца. Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью.
Глубоким лиризмом было отмечено лицо Христа вкомпозиции «Крещения», чем-то предвозвещая ангелов «Троицы». по: Красилин М. М. Иконопись идекоративно-прикладное искусство. И сейчас он узнаёт, ясно чувствует, что миг этот настал.
Начались настоящие паломничества к «Троице»80, явившейся подлинным откровением»81. Круг – такой устойчивый и неподвижный – наполнен внутренним движением. Символичный образ евангелиста Матфея чаще других приписывают именно Рублеву. Противостоящий емуИоанн – вкрасных одеждах. Как пишут специалисты по древнерусскому искусству, «с момента открытия подлинных работ Андрея Рублёва (1918) в науке не прекращаются споры о принадлежности кисти мастера тех или иных произведений.
Симметрия гораздо строже соблюдается в нижней части иконы. университете (далее: ЧОИДР), 1887, кн. Круг издавна служил символом неба, божества, солнца, люди, света, мира.
Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. В искусстве Рублева органически соединились две традиции – возвышенный аскетизм и величавая классическая гармония византийской манеры, которую он имел возможность изучить по работам греческих мастеров, в том числе Феофана Грека и особая душевная мягкость стиля, свойственная московской живописи 14 в. Именно мягкая, отнюдь не суровая внутренняя сосредоточенность, определенного рода благородное радушие, – эти черты выделяют его произведения на фоне современных им византийских, обычно гораздо более «аристократически» -строгих. 1428 исполнил свою последнюю работу – росписи церкви Спаса (от них сохранились лишь малые фрагменты орнамента). Вмелкой пластике традиции Рублева развивал мастер резьбы подереву монах Троице-Сергиева монастыря Амвросий.
Увы, достоверно подтвердить это невозможно. Виконографии чина отразились теновые идеи вобласти литургики иистолкования символики алтаря (в частности, переживания «страстной» темы), которые характерны дляэпохи исихазма исмаксимальной полнотой воплотились вдеисусных композициях высоких иконостасов. Онвыполнял многочисленные частные заказы, украшал фресками храмы. Но начинались приготовления к весенним полевым и иным работам.
Написал иконостас для этого собора (сохранился фрагментарно). Это мир светлой печали (как сказал Пушкин четыреста с лишним лет спустя), не вторгающей человека в безнадежность, а поднимающей его над драматизмом и грубостью жизни. Лазарев приписывает Рублеву только «Крещение»113Ю. Д. Это – дом, дерево и гора.
Речь идет здесь о приглашении преподобным Никоном Даниила Черного и Андрея Рублева для выполнения работ по росписи белокаменного Троицкого собора59, начатого постройкой в 1422–1423 г., после торжественного открытия мощей преподобного Сергия (бывшего 5 июля 1422 г. )60. Творчеству Андрея Рублева уделяют большое внимание и современные зарубежные искусствоведы, например, Д. Хэмилтои, труд которого «Искусство и архитектура России»127принадлежит, согласно оценке В. Лазарева, к числу наиболеесерьезных работ о русском искусстве, написанных на английском языке128. Чашу образуют линии подножий.
Лебедева считает вполне возможным, что Андрей Рублев принимал участие в этих работах, а, может быть и в еще более ранних по времени (1392 г. ) работах по росписи построенного Дмитрием Донским Успенского собора в Коломне14. Подперекрестным влиянием византийских ирублевских традиций находились создатели миниатюр «Деяний апостолов» изКирилло-Белозерского монастыря (первая треть XV в. ). Из этого сообщения мы можем, кажется, заключить, что Андрей Рублев, названный «Радонежским», вероятно, по причине первоначальной принадлежности к братии Свято-Троицкой обители, основанной преподобным Сергием Радонежским56, написал икону Святой Троицы в период полного расцвета своего таланта – после того, как написал уже «многия святыя иконы, чудны зело и украшенны».
Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Однако и тут некоторые искусствоведы выражают сомнение в том, что «Троица» к Ивану Грозному перешла по праву прямого наследования.
Алпатов, поставив себе задачу, чтобы краски зазвучали во всю свою мощь, воспользовался лучшими доступными ему материалами он добыл драгоценнейшую из красок того времени – ляпис-лазурь101и употребил ее с величайшим мастерством. Теперь она находится в Государственной Третьяковской галерее. Здесь контуры ног боговых фигур и подножий почти зеркальны. также «Полный месяцеслов Востока» архиеп. Сергия. См. Легкий, как будто цветочный, запах.
Да и время Андрея Рублева требовало именно таких людей. К сожалению, эти фрески не сохранились. IV. А в Троице-Сергиев монастырь, предполагает В. А.
Как указывает В. Н. Тема Троицы – душевная созвучность. 1425–1427 – Работал над фресками в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря.
Вот таким образом возможно ииное «прочтение» ипостасных отношений ангелов. Скорее всего икона со временем бы погибла, если бы не случай. И там ученикам дано было увидеть странное, загадочное.
Но овен – прототип агнца, души Иисуса Христа и чаша становится, таким образом, символом Евхаристии, Причащения тела и крови Господней, совершившегося на Тайной вечере Иисуса Христа с учениками. Это и созданные в 1408 году росписи Успенского собора в городе Владимир и росписи внутри Спасского собора в Спасо-Андрониковом монастыре города Москва, где Рублев был иноком и знаменитая «Троица». Можно отличить левого по некоторой напряженности его позы и сдержанной скорби в лице, почти переходящей в суровость (но только почти).
См. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Выявлена только ипостась среднего ангела, поскольку человек могвойти вобщение сТроицей лишь через Христа (в результате еговоплощения). На то была важная причина.
Монахи обязаны были посвящать часть своего времени чтению богословских трудов и размышлениями над ними. Андрей Рублёв «Троица». Дуб стоит на своем месте до сих пор. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов.
Трудно предположить, говорит Ю. А. С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила.
Сегоименем связан самый высокий взлет вистории древнерусского изобразительного искусства. В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. К сожалению, все эти росписи до нас не дошли. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью.
Этоувиденные мысленным взором художника любовь исогласие трех, составляющих одно. Сретение по смыслу тесно граничит с Рождеством. Юное "отроча" ждет позор, поругание, крестная мука.
Собор этот, носивший в те времена название «соборной церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы на сенях», начал строиться около 1393 г. и был закончен постройкой около 1397 г. Относительно работ по его внутреннему украшению в Троицкой летописи, сгоревшей, как известно, во время московского пожара 1812 г., было записано следующее: «Тоя же весны почаша подписывати церковь каменную Святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту иже ныне стоит а мастеры бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца да чернец Андреи Рублев, да того же лета и кончаша ю»26. Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступов иобычаев. ». Будучи, как это предполагает В. Н. Кчислу лучших икон владимирского иконостаса принадлежит «Апостол Павел» издеисусного чина. Стояла глубокая зима.
Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. Ранним, уже холодным утром спешил народ на освящение первых поспевших яблок. Лихачев44. Этопредвечный совет опослании Отцом Сына настрадания воимяспасения людей.
Во время празднования языческого праздника Ивана Купалы он впервые видит обнажённых юношей и девушек, которые купаются в реке. Еготорс несколько развернут вправо. Ведь Авраам, встречающий ангелов – тот самый, который впоследствии решится принести Богу в жертву своего сына Исаака. Наверно, был.
Наибольшую художественную ценность имеют среди этих фресок изображения «Христа-Судии», так называемого «уготованного престола» (или «этимасии»), двенадцати апостолов, сидящих па престолах и стоящих позади них ангелов, пророков Исаии и Давида, трубящих ангелов46. Работал он совместно с Даниилом Чёрным. Точно также ииконы подстать самому иконостасу: высокохудожественные изображения человеческих фигур (библейских персонажей) со множеством отвлекающих деталей. Так, например, Н. П. Икона Рублева изнутри сияет легким и ровным светом. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным голубцом и зеленью.
Дни еще короткие. Ичтобы найти контакт между Спасом изрителем иконописец чуть сдвигает вправо зрачки. Когда же ученик превзошел искусством своего учителя, то это нисколько не мешало ему по-прежнему уступать первенство своему бывшему учителю, так как оба они были иноками и притом высокодобродетельной жизни37 не искали суетной человеческой славы, были далеки от тщеславия и зависти, любили послушание и поступали смиренномудренно, «друг друга честию больша себе творяще» (Флп. Достигнув в монастыре Афанасия абсолютного возраста и быв сподоблен священства, он возвратился к преподобному Сергию, может быть, после того, как Афанасий в 1382 году, оставив игуменство в Высоцком монастыре, ушел в Константинополь»7. Справка: Андрей Рублев – один из самых загадочных людей своего времени. Сходство двух склоненных Ангелов с волнами вряд ли возникло случайно.
Историк В. А. В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону Троица (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет «гостеприимство Авраама». Андрей Рублев внес большой вклад ивразвитие московского книжного искусства. Много трогательного инежного вфигуре матери Марии – Анны, закутанной вкрасновато-лиловое покрывало, склоняющейся надБогородицей во «Введении вохрам». Третья икона – «Апостол Павел» – выполнена в манере, отличной от рублевской, вот таким образом ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, – например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Здесь мастер положил самое интенсивное красочное пятно. По кончине преподобного Сергия ( 1392) труды по управлению обителью принял на себя преподобный Никон, поставленный на игуменство еще самим преподобным Сергием за б месяцев до его преставления.
Отдельной линией в картине проходит философский спор между Андреем Рублёвым и его другом иконописцем Феофаном Греком (Николай Сергеев). Мывидим легкий изгиб шеи. Силуэты ангелов, вособенности центрального ангела, обладают такой музыкальной выразительностью линий, какую напрасно было быискать всозданиях византийских художников (в этом отношении, пожалуй, Рублеву ближе итальянские мастера).
Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Об этом пишет и В. Н. Для выполнения этих работ требовалось немало времени и потому царь разослал во многие русские города «по святые и честные иконы» и велел поставить их в «Благовещении» и других храмах, «доколе новые иконы напишут». Очень выразителен здесь, например, «литой» силуэт фигуры апостола Павла.
Ее история удивительна. Что слово «повеле» не следует понимать как приказание послушнику, можно, по-видимому, заключить из сопоставления приведенного нами свидетельства Клинцовского подлинника со следующим летописным указанием: «Бяше нужно бо и се нам есть помянути. Евангелие – это Благая Весть отом, что Бог вошел вмир людей, Сын Божий родился, «вочеловечился», жил слюдьми, был всеми видим, осязаем именно Он преодолел пропасть междуземным иНебесным. Ок.
Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Подтверждение этой мысли мы на ходим в памятниках глубокой христианской древности. В соборе прошла юность великого художника. Мы говорим кругозор, круговорот природы и горизонт неизменно ограничивает видимое нами пространство именно кругом. Но «Троицы» тогда в Москве не было, она появилась там не позднее 1554 года, поскольку к этому времени для нее был уже изготовлен великолепный золотой оклад. Содержание «Троицы» многогранно.
Дерево – не только условное обозначение дубравы Мамре, близ которой явились Ангелы, но и Дерево Жизни. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Имя Рублева было столь знаменито, по словам. М. Лебедева допускает, что в этой реставрации участвовал также и Рублев. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок.
По-видимому, он пригласил и Андрея Рублева, возможно, по рекомендации преподобного Саввы. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр Евангелия Хитрово. Наалтарных столбах – изображения ветхозаветных царей имучеников. Лик Спаса дышит силой и покоем. Вместе стемиконные ансамбли, базировавшиеся надеисусах «звенигородского» типа, были по-прежнему лишены величавой торжественности ииконографической сложности новых иконостасов. При внимательном рассмотрении икона святого апостола Павла производит сильное впечатление.
Так случилось, что в 1575 году царь Иван Грозный сделал распоряжение закрыть ее окладом из золота и были видны только лики, ступни и кисти рук. Безусловно, они имеют большую художественную иматериальную ценность. Андрей видит много горя и печали во время своих странствий по Руси. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Рублеву приписываются также (на основании уже не исторических свидетельств, а стилистического анализа) миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало 15 в., Российская государственная библиотека, Москва) Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок.
Среди многочисленных его вкладов монастырские архивы упоминают и три иконы: «Богоматерь Умиление», «Сергий в житии» и «Троицу». Исследователи установили, что Рублёв написал для собора одну из лучших своих икон — «Преображение». Этоновое – расположение наиконе апостолов: незаХристом, какпринято, аперед ним.
Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Возникает образ незримого круга. Ночерез посредство средневековых ираннехристианских мыслителей, через Дионисия Ареопагита идругих выдающихся богословов, онмогприобщиться кзаконам красоты, впервые сформулированным философами античности, например кпифагорейскому учению очисле какоснове мировой гармонииили кплатоновскому универсальному принципу меры (имена Платона иПифагора были известны московским книжникам времени Рублева). Символ евангелиста Матфея – ангел – идеальной вписанностью своей фигуры вкруглый медальон, внутри которого онлегко инепринужденно движется, вызывает живые ассоциации с «Троицей».
Большинство из этих документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Икона написана приблизительно в 1410-е годы. Шевырев, говоря об иконе Святой Троицы, писанной Андреем Рублевым: «Письмо византийское превосходное»105. Савва согласился и монастырь был выстроен в местечке, называемом Сторожами.
Имя Андрея стоит на последнем месте в списке мастеров, как имя самого младшего и по иноческому чину (просто чернец) и по возрасту. Остатки фресковой живописи Андрея Рублева иДаниила Черного вУспенском соборе сохранили немало идругих образцов ихмастерства. Значит это – Богочеловек Иисус Христос. Во взгляде, обращенном к двум другим ангелам, читается отеческое превосходство. В христианстве этот сюжет, получивший название «Гостеприимство Авраама», был трактован несколько иначе: к Аврааму явился не единый Господь Яхве (иудаизм не знает троичного божества) в сопровождении двух спутников, а вся Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, – и не в образе странников, а в образе ангелов. Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови.
Его взору открываются чудовищные разрушения, боль и плачь горожан. Из праздничных икон В. И. 1427) последней работой Рублева.
Надо видеть в подлиннике эти серебристо-зеленые, малахитово-зеленые, бледно-зеленые и белые цвета, тонко гармонирующие с ударами розовато-лилового, розовато-красного и золотистой охры, чтобы по достоинству оценить исключительный. (Хотя вот об этом-то чудесном свете, о смысле его, а главное, о происхождении, природе и размышляли, спорили и не пришли к единому мнению исследователи в дальнейшем). Последние работы великого художника – ксожалению, почти несохранившиеся росписи соборов Троице-Сергиева иСпасо-Андроникова монастырей (20-е годы XV века).
Впоследствии он получил название Саввина Сторожевского монастыря. Это запечатленная тишина, завораживающая человека и втягивающая его в себя. Это был первый период в творчестве молодого художника.
Иво время молитвы, скажу честно, лучше наних не смотреть, чтобыне отвлекаться. Древнейшее известие об этой композиции находится у Юлия Африкана (. ), затем в рассказе об уничтожении императором Константином Великим в 314 г. языческого алтаря в Палестине у дуба Мамврийского, стоявшего перед картиной, представлявшей момент явления ангелов Аврааму86. В этом плане дерево можно трактовать и как символ «древа познания». За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Дом – это палаты Авраама, дерево – Мамврийский дуб, а гора – гора Мориа.
После Второго Вселенского Собора, окончательно утвердившего догмат о Святой Троице изображения «ветхозаветной» Троицы встречаются уже довольно часто (мозаика в церкви святого Виталия в Равенне VI в. 87 мозаика церкви святой Марии Великой в Риме V в. греческая рукопись книги Бытия Ди-Филииии, относимая Тишендорфом к V в. ). Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Возможно, что облик только что реставрированной Владимирской иконы, сопоставленный с изображением Донской иконы, вдохновил Рублева написать икону «Умиление», в которой «так неожиданно сочетаются впечатления от двух замечательных произведений живописи и в то же время дается новое решение, не повторяющее знаменитых оригиналов. » Икона Божией Матери «Умиление» выполнена, по-видимому, во второй половине 90-х годов XIV в. и «является пока единственным произведением живописи этого периода, которое можно предположительно приписывать Рублеву»15. До передачи в Троице-Сергиеву лавру икона могла находиться либо в Благовещенском соборе Кремля, либо в кремлевских царских «казнах»-хранилищах, либо в покоях (например, в личной молельне царя). В. Покровский. Иконостас Успенского собора воВладимире надолго стал образцом дляподражания. В надписании под миниатюрой Андрей Рублев назван «иконописцем преизрядным, всех превосходящим в премудрости зельне и седины честныя имущим»117.
1) «На миниатюрах греческой Библии X века, принадлежащей Парижской Национальной библиотеке, два ангела, явившиеся Аврааму имеют простые нимбы, а третий – в крестчатом нимбе: как этот нимб, так и отсутствие крыльев, служащих одним из иконографических признаков ангелов, ясно отличают это Божественное Лицо от сопутствующих Ему ангелов» (Н. Неизвестно ниодного созданного ранее «Воскрешения Лазаря» нинаВостоке, нинаЗападе, гдебыла быиспользована аналогичная иконографическая схема. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на фаворе, Вознесение — на горе Елеонской. К этому периоду относится третье упоминание о мастере.
Иконописные подлинники говорят, что Даниил был «везде неразлучно» с Андреем Рублевым38. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. 2, 3). Но не просто оставил, а уделил ей особое внимание.
44 об. ). Постригшись, онстал иноком, азатем соборным старцем Спасо-Андроникова монастыря.
Им были написаны иконы из деисусного чина и праздничного ряда. Трактовка сцены Страшного суда, ее эмоциональный настрой необычны: здесь нет ощущения ужаса перед страшными карами и торжествует идея всепрощения, просветленное настроение в этом ясно ощущается мировосприятие Рублёва. библиотеки им. Дом – не только условное обозначение жилища Авраама, но и символ вдохновенного познания, сфера божественного созидания, внутренней духовной жизни человека, которую было принято называть домостроительством (а Иисуса Христа – домостроителем).
Это жертвенная чаша, в ней лежит голова овна – теленка. "Особенно хорошо "Преображение", выдержанное в холодной серебристой гамме.
Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река. Круг внейпереживается какактивное начало, каксимвол вечного течения жизни. Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей и землю и растения. Идейным и композиционным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца — прообраз агнца новозаветного. «По удалении этой прописи, – говорит И. Э. Грабарь, – открылось произведение большого стиля, всем своим духом примыкающее к искусству рублевских фресок и особенно к «Троице». Отсюда и просторечное название празднику – "яблочный" спас.
Ими были написаны фрески Спасо-Преображенского храма этого монастыря. Публ. Мир, согласие и единодушие – вот к чему призывает художник своих соотечественников. «Троица» Рублева была написана им «в память Святителя Сергия» – для Троицкого собора, основанного святым монастыря. 1988 – Причислен к лику святых. Несомненно также, чтонакомпозицию ицветовую гамму «Троицы» оказал большое влияние характер иконостаса, всостав которого онавходила. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Святой дух посредине и ангел, сидящий справа, склонили головы в его сторону. Только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины».
Видимо, втом, чтохудожник хотел показать происходящее глазами учеников Христа, возводя зрителя навысший уровень духовного видения ипознания. Те из них, атрибуция которых Андрею Рублёву в настоящий момент не отведена и остается общепринятой большинством специалистов (несмотря на отсутствие упоминаний в письменных источниках), выделены зелёным цветом. В центре иконописец расположил чашу, а вокруг – трех ангелов, сидящих отрешенно.
Лицо ангела решительно непохоже на принятый в церковной иконографии тип. «Троица» – самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублева исамое прекрасное творение древнерусской живописи – была написана художником, вероятнее всего, всамом начале 10-х годов XV в. Принято считать, чтоонасоздавалась Рублевым длясоборного иконостаса Трои-це-Сергиева монастыря. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. В 1422 году на Руси наступил страшный голод.
Царь Иван Грозный высоко чтил Троице-Сергиев монастырь — место своего крещения. Лебедева из икон деисусного чина Владимирского Успенского собора наиболее близка к рублевским произведения икона «Апостол Павел», находящаяся ныне в Государственном Русском музее в Ленинграде42. например изображение Святой Троицы на пластине «Тверских врат» Александровской слободы (середина XIV в. ) (История русского искусства, III, с. 31), а также изображение панагиара Государственного Русского музея, 3896. Икона написана, по-видимому, Рублевым совместно с другим художником49.
Салтыкова-Щедрина Q. I, 603: «Града Москвы святые преподобные отцы Андрей Рублев и Даниил Черный, спостник его иконописцы славнии быша, преставишася в лето 6938, положени быша в монастыре Андрониковом, ту писаша церковь. » (л. Нетрассказа – следовательно, нетбега времени вечность не «мерцает» через завесу «сегодняшнего», акакбынепосредственно предстает человеку. Творчество Рублeва Андрея является одной из вершин русской и мировой культуры.
Несмотря назначительные повреждения красочного слоя (в особенности живописи ликов), взгляд неустает находить новые красоты веенеобыкновенной ритмике, красноречивых цветовых созвучиях, впостоянно варьирующемся соотнесении четного инечетного, двух иодного. Особенно значителен образ апостола Петра – вождя шествующих занимлюдей непополученной власти, нопосиле характера, поготовности посвятить себя служению всеобщему благу. Во время поздней перестройки монастыря среди строительных материалов была найдена плита с надписью «Андрей Рублев», однако ее едва удалось зарисовать – на следующий же день разбитая в куски плита была использована для фундамента. Точно установить авторство Рублева не всегда удается, многие из произведений не сохранились и известны лишь по фрагментам, описаниям или упоминаниям в древнерусских источниках.
Рукопись жития преподобного Сергия за 183/21, найденная в ризнице Лавры. Ужеодно звучание мажорного, звонкого ансамбля голубых, светло-зеленых, лиловых, золотистых, вишневых, красно-коричневых тонов определяло эмоциональный строй фрески. В иконе отражена идея единства (объединение Руси), что проповедовал настоятель Сергий.
Очень углубленное синее дает элемент покоя6. Последние годы жизни Андрей Рублев и Даниил Черный провели в Андрониковом монастыре в Москве. Вритмическом строе иконы можно выделить такие взаимосвязи: вытянувшаяся почти вертикально фигура Иакова – вышерасположенная группа деревьев – поднятая десница Христа плавно опущенная и «продолженная» свисающим гиматием левая рука Христа – нижняя группа деревьев – припавшая кземле фигура Петра. Только соотнося попамяти расположение икон страдиционными иконостасами, примерно догадываешься: справа от царских врат – Спаситель, слева – Богородица, насамих вратах – Благовещение (видимо, Архангел Гавриил иДева Мария), ауж вычислить, что засвятые изображены ивовсе сложно (только еслиэта икона подписана).
Лицо Христа почти фронтально. Однако если другие храмы абсолютно «погорели», то он лишь «загореся», так что часть его икон, видимо, удалось спасти да и самый собор, как менее других церквей пострадавший, сделали временным средоточием привезенных из других городов икон. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. И это, конечно, справедливо, если под «византийским стилем» понимать не узконациональный, чисто греческий характер иконописания, а противостоящий искусству Запада, с его сильным тяготением к реалистическим формам в духе античного искусства, строгий стиль иконописцев православного Востока. Символика иконы (Троица – это единство Божества в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) не затемняет ее религиозного содержания.
Именно таким предстает Спас назвенигородской иконе Рублева. Тем более, конечно, для православного христианина, воспитанного в духовной атмосфере «восточного» благочестия, византийский иконописный стиль является наиболее близким и родным, а иногда и единственно приемлемым (например, в так называемом единоверии или «православном старообрядчестве»). После написания новых икон привезенные ранее по обычаю были возвращены обратно, но не все. «Творчество Андрея Рублева, величайшего художника Древней Руси, – говорит Ю. А. Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. — Тифлис, 1856.
Осень подает свои первые знаки. А. Олсуфьев. Ещебольше оснований приписывать кисти самого Рублева местный образ «Богоматери Владимирской», прелесть которого вегобезупречной «построенное», безошибочно точно найденном соотношении фигуры Богоматери ииконного поля, цельности силуэта, красоте воплощения художником нежного материнского чувства. Художественное дарование Рублева было, конечно, замечено и новым игуменом. Скорее всего, Рублев принадлежал кчислу московских великокняжеских мастеров.
Таковы: «Спаситель», «Предтеча», «Апостол Павел» и «Апостол Петр» – иконы из деисусного чина, а также некоторые иконы праздничного (третьего) яруса41. Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор. Последнее значение особенно важно. Плугин икона попала, возможно, в декабре 1564 года.
Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Многозначность заложена всамом замысле «Троицы» Рублева. Лебедева считает, что «Преображение» и «Явление ангела женам-мироносицам» написаны учеником Рублева при его непосредственном участии114. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня.
Смиренно склонив голову, Михаил спокойно взирает в сторону, протягивая правую руку, словно к кому-то обращаясь. Искусствовед Андрей Никитин пишет, что надо говорить не о «Троице» Рублева, а о «Троице Рублева», так как (как об этом говорилось выше) произведениям великого иконописца рекомендовалось подражать как непревзойденным образцам русского иконописного искусства. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Зелень листвы серебрится под ветром. Потому такэнергичен исветел Христос (хотя ивзирающий нагрешников «ярым оком»), спокойна мудрая беседа апостолов, такой грацией отличаются позы прекрасных ангелов, открывающих звуками своих труб последнее действие вспектакле жизни.
Странники предсказали Аврааму рождение сына Исаака. «Крещение» и «Преображение» – самые красивые иконы ряда – окрашены какбызеленоватой дымкой. Брюсова. Опись икон Троице-Сергиевой Лавры.
Они сомкнуты настолько плотно, что каждое из них почти неразличимо в своей конфигурации, а те, находящиеся сбоку, которые могли быть различимы, срезаны краями изображения (для иконы такой прием довольно непривычен). Такое явственное круговое движение помогает зрительно уравнять боковые фигуры со средней, которая расположена выше них, но не подавляет их. Исключения составляют две иконы из деисуса и семь икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора часть фресок владимирского Успенского собора (в том числе композиция с шествием праведников в рай) знаменитая икона Троица из Троицкого храма одноименного монастыря (которая могла быть создана либо в 1425 – 1427, либо значительно раньше, в 1411, для первоначальной деревянной церкви ныне – в Третьяковской галерее) изначально стоявшая над гробницей Сергия Радонежского, она явилась лучшим памятником великому святителю, с традициями которого искусство Рублева органически связано. ркп. Однако, взгляд Ангела более резок.
224 об. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын. Сама фигура отличается изяществом и легкостью, она невесомо парит в пространстве.
«Самая замечательная миниатюра «Евангелия Хитрово» — это изображение ангела в качестве символа евангелиста Матфея, — считает М. В. Художники выступили страстными защитниками своей нравственной позиции. В связи с характеристикой лучшего из произведений Андрея Рублева – его иконы Святой Троицы – уместно сказать несколько слов о художественном стиле великого иконописца. Уникальна попостроению икона «Воскрешение Лазаря». Незримый, «мыслимый» круг вписан внезримыйже восьмигранник, образуемый сечениями подножий, срезами крыл, конфигурацией палат игоры. Изд.
В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. 152 об. )5сообщает, что «преподобный Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев, писаше многия святыя иконы, чудны зело и украшенны бе той Андрей прежде живяше в послушании преподобнаго отца Никона Радонежскаго»6. См.
Летописная запись, рассказывающая обучастии Андрея Рублева вросписи Благовещенского собора, называет его «чернецом» – монахом, новозможно, чтозначительную часть своей жизни онпрожил в «миру». В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». Ок. После смерти Даниила Андрей прибыл в московский Андроников монастырь, где ок. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу.
«В процессе реставрации иконостаса Благовещенского собора, – пишет И. Э. Сергиев, 1920, с 37–38. Но на следующее утро на язычников начинается настоящая охота.
Иконописец запечатлел на этом образе свои мысли о важнейших догматах христианства (о триедином Боге, об искуплении), объединил прообразы Ветхого Завета с символами Нового Завета и передал грядущим векам запечатленную в красках внутреннюю красоту духовности и благочестия, свойственного восточному Православию. За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. Форму чаши принимает трапеза (на которой стоит настоящая чаша), ограниченная очертаниями согнутых ногбоковых ангелов. C. IV–V.
Плугин полагает, что «Троица» попала в монастырь только при Иване Грозном и только в качестве дара. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Лишь немногие подвергали сомнению эту общепризнанную версию.
Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое. Праздник "Сретение" был известен уже в IV веке. На Руси в первые дни февраля (сейчас это 15 февраля), по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. 1440 – Скончался в Андрониковом монастыре. В это же время написал «Троицу» (по другим данным – в 1411 году). Возможно, ужездесь (однако неранее 1410 г. ) онвместе сосвоим другом Даниилом идругими художниками решает задачу создания небывало монументального храмового иконостаса, состоящего изтрех рядов, общая высота которых составляла около 6 метров (история этого иконного комплекса недостаточно выяснена). Спас изЗвенигорода почти идентичен изображавшемуся вкуполе Вседержителю.
Фигура Христа дана вплавном, почти незаметном движении. Этому впечатлению зримо способствуют все элементы художественного строя: и неброская красота ликов (типологически русских, а не греческих) и скругленность фигурных форм, лишенных резкой анатомической четкости и гармония линий, тонко соподчиненных единой, как бы заданной свыше мелодии и, наконец, нежная, чуждая резким диссонансам колористическая стихия, пронизанная светом. – 226. «Страшный суд» Рублева иДаниила – этосимфония плавных, текучих ритмов ирадостных, чистых красок.
Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок». Как указывает В. Н. Гурьянова и утверждал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона Святой Троицы принадлежит письму Рублева»82. При взгляде, например, на образ Дмитрия Солунского очень хочется верить, что написан он Рублевым: та же склоненная в кротком созерцании голова, те же вознесенные в молитве изящные руки, та же шапка густых кудрявых волос, те же широко распахнутые и по-детски наивные глаза, та же кротость и умиротворенность.
Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Оннеизображает ослепительного сияния резких световых полосили длинных лучей. По церковным канонам в центре картины должен находиться Бог-Отец. 1400 – Написал поясной Звенигородский чин (сохранились только отдельные иконы).
Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Архиепископ Анатолий приводит характерный отзыв одного протестанта о византийских иконах: «Нужна самой превосходной кисти картина какой-нибудь итальянской школы, чтобы возбудить во мне чувство благоговения а икона и посредственно написанная в греческом стиле, возбуждает во мне религиозные ощущения»106. Средний ангел – главный персонаж рублевской иконы. В мозаиках церкви святой Марии Великой в Риме имеется «Явление Аврааму трех ангелов». Склонясь друг к другу, они словно ведут тихую беседу.
что только один из странников был Лицом Божественным («Ангел Завета». «Сопредстояние» московских ивладимирских святых выражало вживописи туидею наследования Москвой прав итрадиций «старого Владимира», которая стала центральной идеей московской публицистики ибыла отражением всознании современников процесса объединения русских земель. Изд. Первоначальным иконописным изображением Святой Троицы было, как известно, символическое Ее изображение под видом трех странников, явившихся Аврааму у дуба Мамврийского.
Но почему тогда Рублев у высшего Бога изобразил меньший по размеру нимб. «Преображение Господне» – ещё одна знаменитая икона Андрея Рублева. Это предание считается очень вероятным. Христос – втёмно-зеленом икоричневом одеянии.
Там, где хоронили людей имевших особые заслуги перед Церковью. Пожалуй, ветхозаветная традиция действительно имеет серьезные преимущества. «Синий плащ среднего ангела чарует глаз как драгоценный самоцвет»102. Интерес кдревнерусским иконам ифрескам, отождествляемым с«византийской живописью», воспринимался тогда как проявление дурного тона: «Стоит только завести разговор овизантийской живописи итотчас убольшого числа слушателей неизменно появится улыбка пренебрежения иирония. ". На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной.
Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. Круг образуется позами, движениями ангелов, соотнесенностью ихфигур. Большинство исследователей XIX в. признавали местную икону (на правой стороне) за произведение, несомненно принадлежащее кисти Андрея Рублева, причем именно то самое, которое было выполнено по просьбе преподобного Никона «в похвалу святому Сергию». В 1408 г. он вместе со своим другом Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире.
Так, например, желая всячески подчеркнуть фактическую сторону события, т. е. Композиционным центром иконы является чаша. Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы.
В таком смысле выразился и С. П. Тело учителя перед их взором вдруг осиялось необыкновенным светом. А навстречу младенцу в глубоком, смиренном поклоне протягивает благоговейно покровенные одеждами руки ветхий служитель ветхозаветного храма. Муратов называл икону Святой Троицы «единственным достоверным произведением самого Рублева»83. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством». Но, кроме этого, в ученых кругах до сих пор не снят вопрос, который, на первый взгляд может вызвать недоумение: «Кто написал «Троицу». Только какое это имеет отношение клитургической жизни имолитве.
Это прозрение значения праздника в образах самой природы – черта национальная, русская. Клинцовский иконописный подлинник сообщает, что «преподобный Андрей, Радонежский иконописец, прозванием Рублев, писаше многия святыя иконы, чудны зело и украшенны бе той Андрей прежде живяше в послушании преподобнаго отца Никона Радонежского: той повеле ему при себе написати образ Пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему Сергию чудотворцу»55. Ок. В ее многочисленных мелких и крупных нарушениях обнаруживается любопытная закономерность. См. Ю.
Сличение этого снимка с изображением до расчистки76 показывает, что позднейшими иконописцами были внесены довольно значительные изменения так, например, были пририсованы: а) на столе – две ветки винограда, бокальчики и тарелочка б) на нимбах ангелов – тороки (слухи)77 на ногах ангелов – сандалии довольно скромное дерево превратилось в кудрявый зеленый дуб (новейшего письма XIX в. ) у крайнего слева ангела мерило78 было заменено посохом с крестом на конце79. Алпатов. Выполненные совместно Даниилом и Андреем Рублевым фрески Успенского собора во Владимире сохранились лишь частично – в виде фрагментов грандиозной композиции «Страшного суда», украшавшей своды и стены, по-видимому, всех трех нефов храма в их западной части (изображения адских мучений, находившиеся, по всей вероятности, в северо-западной части собора, до нас не дошли). Алпатов пишет: «Исключительное место в творчестве Рублёва, во всей древнерусской живописи занимает образ трубящего ангела, возвещающего близость Страшного суда.
Среди реставрированных икон оказались такие, манера письма которых близка к рублевской. Пурпурный хитон контрастирует снасыщенным синим цветом гиматия. Он, очевидно, принимал самое непосредственное участие виллюстрировании «Евангелия Хитрово» (названного такповладельцу XVII в. ), звериные инициалы которого удивительно близки кобразам животных вовладимирских росписях. Вот таким образом, при единообразии ангелов, они не обезличены и у каждого из них определенно выражены Его свойства в отношении действия Его в мире»94. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Центральный художники отвели дляпоказа начала ипроцесса суда – трубящих ангелов, посигналу труб которых земля иморе «отдают» воскресших людей, спускающегося снебес Христа, «уготованного престола», апостолов-судей, окруженных ангельским воинством. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. В «Воскрешении Лазаря» вновь, ноболее ярко инапряженно вспыхивает красный цвет, радостный итревожный одновременно.
Сюжетом «Троицы» или «Гостеприимства Авраама», является прием иугощение старцем Авраамом иегоженой Саррой поддубом мамврийским трех мужей-странников, вобразе которых явился триединый Бог. Слегка начинает пожухать, желтеть трава. НоСынбылодновременно иобразом Отца. И для какого храма она была написана первоначально. Словно цветовые волны пробегают попраздничному ряду, когда взгляд охватывает егоцеликом. Вовсем здесь присутствует какой-то минимум движения, нечто неуловимое, чтоотделяет создание Рублева отмногочисленных «Спасов», населявших древнерусские церкви ижилища.
Государственного Русского музея Л., 1928, с. 33, рис. Гурьянов, приглашенный произвести, под наблюдением Московского Археологического общества, реставрацию всех икон Троицкого собора, сделал, с разрешения лаврского начальства, расчистку «годуновской» иконы от верхних наслоений74. Последняя является храмовой иконой Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а заказывал ее знаменитому иконописцу сам Никон Радонежский. Сохранившиеся фрески и иконы, посвященные теме Страшного суда, хранятся ныне в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее Санкт-Петербурга. Вершиной творчества Андрея Рублева стала созданная им в 1411 г. икона «Троица».
Ихобразы более камерны интимны иблизки молящемуся. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Составные части иконостаса были связаны вединое целое сложным цветовым илинейным ритмом. Корзины, чистые холщовые узелки с отборными, лучшими плодами. Грабаря63и В. И.
С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Композиции такого рода известны давно (их называют тондо), но здесь прием использован по-своему. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг.
Вэтих фресках выразилось умение средневековых художников-монументалистов устанавливать контакт между воскрешенными ихкистью персонажами христианской легенды изрителем, создавать упоследнего «эффект участия». Самая обаятельная икона праздничного чина Троицкого иконостаса – «Жены-мироносицы», автор которой переработал удивительно поэтичную композицию Рублева внаправлении рафинированного артистизма. Или – одна душа, присутствующая во всех трех, словно расщепившаяся на них. 1910, с. 288). Дляэтого Рублеву пришлось абсолютно переосмыслить образ левого ангела – самого статичного персонажа византийских «Троиц».
«Чаша» прошла долгий путь и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». Часть этих особенностей напоминает Донскую икону Божией Матери, написанную незадолго перед тем одним из русских учеников Феофана, в Москве и находившуюся, кажется, в Благовещенском соборе. Лебедева, что икона была написана в 1410–1411 гг. В 1904 г. иконописец-реставратор В. П. На столе у них стоит чаша с головой тельца.
Дерево, темпера. Подобно этому и в приходо-расходной тетради монастыря, в связи с устроением в 1614 г. ризы на икону преподобного Кирилла, писанную святым Дионисием Глушицким, было замечено: «да у Успения Пречистыя Богородицы от Рублеваго писма взят репей злат»48. Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). В частности, в Кирилло-Белозерском монастыре была икона Успения, о которой в описи 1621 г. говорилось: «Образ местный Успения Пресвятыя Богородицы Рублева писма». Среди ученых нет единого мнения: так, Г. Вздорнов считает, что все они принадлежат кисти Черного, а О. Попова убежденно доказывает противоположное – все они созданы Рублевым. Центральная группа резко разбита внутри контрастом тёмного исветлого. Карамзина, что «иконы его в течение ста пятидесяти лет служили образцом для всех иных живописцев»122. Икона на сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее.
Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона Троица. Обыкновенно художники иллюстрируя этот сюжет, сосредоточивали внимание наподробностях библейского рассказа изображали Авраама иСарру, подносящих угощение, атакже слугу, «закалающего» тельца. Сведения о биографии Андрея Рублева весьма скудны: вероятно он родился около 1360 года известна дата его кончины – 29 января 1430 года. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На иконе изображены три ангела.
Христос ипророки словно парят всамом верху иконы. Ангелы беседуют, а не трапезничают и на иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов. Над символизирующим Бога Отца ангелом Рублёв поместил палаты Авраама. Ежегодно ко дню памяти Сергия (25 сентября), а иногда и в другие дни, он приезжал в монастырскую обитель и делал щедрые вклады. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Книга, глаголемая Описание о Российских святых. Вскоре после победоносного возвращения с Волги он украсил многие прославленные иконы, но ни одну так пышно, как «Троицу» (в конце XVI века этот оклад был заменен новым, сделанным по заказу Бориса Годунова).
Тонким композиционным ритмом отличается «Преображение». Таким образом, тема Троицы понималась передовыми русскими людьми того времени, знаменосцем которых былСергий икактема глубоко гражданская, кактема национального единства. Все исследователи, дающие художественную оценку иконе Святой Троицы, единодушно отмечают поражающую яркость и свежесть красок их гармоничное сочетание их «звучание», «певучесть», свидетельствующие о замечательном колористическом даровании Рублева. Еще И. Снегирев исследователь и глубокий знаток русских древностей, утверждал, что «по своему стилю Рублев был верным Византийской школе»104. дар художника" (В. И. Лазарев).
Одновременно Рублев сдвинул влево отцентральной осифигуру среднего ангела. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Мамврийский дуб – то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Исследователи XIX и XX вв.